Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


14114 просмотров

Максим Жунусов: «МСБ не надо помогать, ему надо не мешать»

Предприниматель, соучредитель Harat’s Pub Максим Жунусов рассказал "Къ" как можно оптимизировать бизнес-процессы сегодня, и почему не стоит открывать заведение для себя и своих друзей, если хочешь заработать

Максим Жунусов: «МСБ не надо помогать, ему надо не мешать»

Максим Жунусов: «МСБ не надо помогать, ему надо не мешать»

Предприниматель, соучредитель Harats Pub Максим Жунусов популяризирует в Казахстане культуру питья алкогольных напитков премиум-класса. В Алматы успешно работают уже два ирландских паба Harats Pub, запущенных по российской франшизе, а через месяц подобное питейное заведение откроется в Астане.

Максим рассказывает о том, почему считает адекватным и понятным действующий механизм контроля и надзора заведений общепита Алматы со стороны госорганов, как можно оптимизировать бизнес-процессы сегодня, и почему не стоит открывать заведение для себя и своих друзей, если хочешь заработать.

- Поговорим с Вами об успешности Вашего бизнеса, как субъекта МСБ. Общепит – сегмент рисковый, конкуренция здесь очень высока. Чем Ваш паб отличается от других пивных заведений Алматы?

- Начну с самого начала – почему пришла идея открыть ирландский паб. По моей предыдущей работе я встречался с разными людьми, много времени проводил вне офиса. Я посещал разные заведения, рестораны, бары, и еще тогда возникла идея заняться своим делом и открыть заведение, потому что мне это было очень интересно. Но поскольку работа занимала практически все мое время, параллельно осуществлять свою мечту не было возможности. В 2014 году, когда я решил поменять кардинальным образом направление своей деятельности, я вспомнил, что у меня когда-то была мечта, которой на тот момент исполнилось около 20 лет. Я решил ее осуществить. Нашел единомышленников, партнеров. Совершенно случайно познакомился по интернету с франшизой сетей ирландских пабов Harat’s. Не было целью создать ирландский или английский паб, просто хотелось заниматься ресторанным бизнесом. Мне понравилась идея и формат заведения.

- Чем же все-таки Harats pub отличается от других пивных заведений Алматы?

- Это заведение, где не только едят и пьют, это заведение, куда люди приходят общаться. Девиз Harat’s: «По дороге домой». Человек, прежде чем пойти домой после рабочего дня, заходит в паб, встречает здесь друзей, знакомых. Они проводят здесь время, отдыхают, осуществляют перезагрузку головного мозга, отвлекаются от всех рабочих моментов и просто расслабляются. Основная идея Harat’s – это свободная атмосфера, контактный бар, качественная алкогольная продукция. У нас только премиум сорта европейского разливного пива.

Фото - Voxpopuli.kz

- Это экспортируемое пиво? Вы получаете продукт уже готовый к употреблению? Или доводите пиво здесь на месте?

- Мы экспортируем уже готовое пиво. Ничего не доводим. Мы работаем с известными поставщиками пивной продукции Guinness, Hacker-Pschorr, Fuller’s. Вся пивная продукция представлена непосредственно производителем. Наша миссия приучить население к потреблению качественной алкогольной продукции.

- В связи с этим вопрос ценовой политики, ведь пить хороший алкоголь – дело дорогостоящее.

- Я согласен, что по сравнению с локальным производителем у нас цены гораздо выше. Но мы даем людям право выбора потреблять хороший алкоголь в хорошей компании, либо сознательно напиваться в других заведениях.

- Сколько времени прошло от момента зарождения идеи до ее реализации, включая получение лицензии на продажу алкоголя, получение разрешений от СЭС, пожарных и других надзорных госорганов? С какими препонами, сложностями столкнулись Вы?

- Прошло полгода. В июле с компанией Harat’s мы ударили по рукам и в конце декабря приняли первых гостей. Я скажу так: я за контроль со стороны государства. Мы сталкивались со сложностями исключительно технического характера, а не бюрократического. Мы шли поэтапно. Мы не чувствовали препятствий со стороны государственных органов ни на одном этапе. Все, что по требованиям было необходимо, начиная от получения лицензии на продажу алкогольной продукции, заканчивая системой пожарной безопасности, все было сделано в рамках намеченного плана и достаточно быстро. Могу сказать, что мы не ощущали никаких проблем бюрократического характера с получением тех или иных разрешений на то, чтобы наше заведение в том виде, в котором оно существует, было открыто.

- То есть Вы не считаете, что существующая система контроля и надзора со стороны госорганов в отношении субъектов общепита МСБ нуждается в оптимизации?

- Я могу говорить только за заведения общественного питания, что я представляю, хотя мы не совсем общепит, потому что у нас процент соотношения кухни и бара – 30/70. Весь процесс получения разрешительных документов проходили согласно плану, каких-то проблем и препятствий не испытывали со стороны госорганов. Поэтому, думаю, нет необходимости оптимизации надзора за общепитом со стороны государства. Рынок Алматы с точки зрения общественного питания очень большой, самый крупный в Казахстане, и официально оценивается в 55 млрд тенге. Заведений здесь открывается много. Можно сказать, что схема со стороны государственных органов отработана. Поэтому если соблюдать правила, которые необходимы для того, чтобы открывалось то или иное заведение общепита, то проблем, в общем-то, нет. МСБ не надо помогать, ему надо не мешать.

- Статистика показывает, что 70% заведений закрывается, не продержавшись и года. Как вы оптимизировали внутренние процессы своего бизнеса, чтобы в условиях кризиса не работать в убыток?

- Вы совершенно правильно заметили, по данным статистики, из 5 вновь открывшихся заведений, 3 закрывается в течение первого года работы. Нам, конечно, помогло то, что мы ведем бизнес по успешной российской франшизе.

Сам формат заведения особенный. Harat’s pub – атмосферное заведение, куда приходит определенная публика. Это заведение не для всех. Могу сказать, что мы много кому не нравимся, потому что у нас нет официантов и достаточно простая кухня. Но мы ориентированы четко на свою целевую аудиторию. Успех любого заведения, на мой взгляд, зависит от того, насколько заведение понимает, для кого работает. Всем угодить невозможно. Если заведение хочет понравиться всем, то это однозначно провал.

Неудачные локации, кризис, другие вещи могут привести к закрытию заведений. Я согласен. Но, на мой взгляд, проблема в голове. То есть, если хромает управление или владелец заведения открывает его для себя и своих друзей, не думая о целевой аудитории, то могу заверить, что такое место долго не продержится. Проблемы чаще не экономические, на мой взгляд, а управленческие.

Мы не ставили целью открыть заведение, где бы мы прекрасно проводили время, у нас была цель зарабатывать. Вначале мы плохо представляли, как оптимизировать процессы, связанные, прежде всего, с закупками.

Мы столкнулись с такой проблемой: либо мы затариваем большой склад, не зная зачем, а потом это у нас не продается месяц (а ведь это замороженные деньги, порча продуктов, либо заказываем слишком мало, что приводит к отсутствию (‘стОпам’) тех или иных позиций (а это недополученная прибыль с продаж и недовольство наших гостей отсутствием необходимого ассортимента). Мы задались вопросом: как бы нам при помощи определенных бизнес-инструментов оптимизировать процессы, связанные с продажами и отчетностью. Мы в этом плане предварительно познакомились с системой Microsoft Power BI, которая во многом помогла решить указанные проблемы. Когда мы начинали данный проект, у нас уже были накоплены статистические данные. Прежде всего, при помощи этого инструмента мы структурировали данные, т.е. мы их визуализировали. Проработав около 1,5 лет, мы начали делать анализ и прогнозирование по продуктам питания, объемам продаж алкоголя и т.д. Microsoft Power BI нам серьезно помогает в планировании расходов финансовых средств, при том, что мы знаем, что есть сезонность в нашем бизнесе.

Система Microsoft Power BI помогла оптимизировать и внутренние, и внешние процессы. И как следствие, мы ощутили реальную экономию и, соответственно, увеличение прибыли, потому что мы прекрасно понимаем, что нас ждет в ближайшую неделю, месяц. Я не могу назвать этот программный продукт ИТ-системой, это бизнес-система. Принято говорить «система информационных технологий», я бы сказал, «это бизнес-система на базе информационных технологий». Она реально дает тебе инструмент управления. Причем, ты можешь не иметь специальных навыков работы с этой системой. Тебе дают инструмент, которым ты будешь пользоваться так, как тебе нужно, и видеть те данные, которые тебе необходимы, получать прогнозы, т.е. проводить анализ. Достаточно гибкая система, возможностей много. Я глубоко уверен, что мы используем далеко не все имеющиеся программы. Думаю, в будущем система даст инструмент осуществлять делопроизводство в любом направлении. Возможно, у нас возникнут новые задачи, и Microsoft Power BI поможет их решить, как решаем мы сегодня актуальные задачи нашего бизнеса.

- Принимая во внимания ваш опыт, что можете сказать тем, кто задумывается начать свой бизнес?

- Если хочешь заняться бизнесом в любой сфере, то должен понять, какова будет твоя ценность на рынке, что ты можешь предложить такое, чего нет у других. Если ты приносишь что-то новое, интересное, что, по твоему мнению, востребовано у твоего потенциального заказчика, то вперед. Но если собираешься делать бизнес ради бизнеса, то едва ли эта идея увенчается успехом.


2368 просмотров

Что происходит, когда вы просыпаетесь миллионером

Питер Рахаль основал многомиллионную компанию на маминой кухне

Фото: Rose Marie Cromwell

33-летний предприниматель Питер Рахаль продал созданную им компанию-производителя энергетических батончиков RxBar гиганту пищевой промышленности Kellogg за $600 миллионов и стал чем-то вроде легенды в мире потребительских товаров. Как мечта любого стартапера выглядит изнутри, рассказывает бизнес-издание Marker.medium.com.

В мае 2019 года Рахаль купил за $19 млн полностью обставленный шикарный особняк с видом на Сансет-Харбор в Майами-Бич. Но, хоть снаружи припаркован Ferrari 488 (и скутер Vespa), а ящики на кухне забиты золотой утварью, на ужин он обычно ест простую пищу – нут, яйца, авокадо. Свое время он проводит в старой квартире в Чикаго и этом особняке. Майами-Бич он выбрал еще и потому, что во Флориде нет подоходного налога. Экономка ежедневно убирает все семь спален в особняке, но большинство из них не тронуты – как будто, получая миллионы от Kellogg, он поставил галочку в графе «набор свежеиспеченного богача-холостяка», и этот особняк упал на него с небес.

Это разительная перемена для того, кто многие годы бешенно работал. Он и его школьный приятель основали RxBar в 2012 году, заметив редкий шанс на крайне переполненном рынке энергетических батончиков. Они создали свой первоначальный рецепт на кухне мамы Рахаля, набросали дизайн упаковки в PowerPoint, начали продавать свои батончики в секциях кроссфита в Чикаго, а потом в Индиане, а потом по всему Среднему Западу. К тому времени, когда RxBar стала предприятием с доходом свыше $100 млн (и это практически без вложений извне), Рахаль упорно трудился с 7 часов утра до 10 часов вечера.

Он гордится тем, что ему пришлось много трудиться, и говорит, что это причина прорыва RxBar. Однако теперь он живет в стране чудес богатых людей, где работники незримо появляются и исчезают, чтобы почистить бассейн или отремонтировать лифт, а все поверхности в кухне отполированы до блеска. Рахаль не может не отметить, что его повседневная жизнь теперь полна противоречий. Он говорит, что более легкая жизнь – не всегда лучше.

Все предприниматели верят, что создают нечто новое, нечто лучшее, чем у всех остальных конкурентов, и Рахаль - не исключение. Вот только до пятилетия доживает лишь около половины новых компаний, но Рахаль не только удержал RxBar на плаву, но серьезно заявил о себе в пищевой промышленности. Для таких предпринимателей, как он, деньги – не просто приятный бонус, это подтверждение того, что они хорошо делают свое дело: потребители покупают продукт, а Kellogg купила их компанию.

Но теперь, добившись того, о чем большинство предпринимателей только мечтает, Рахаль задается новым вопросом – кто он теперь, когда исполнил свое заветное желание?

Истоки

Рахаль вырос в пригороде Чикаго в семье ливанского происхождения. Он младший из трех сыновей. Оба родители трудились в соковой индустрии. Его отец работал в семейном бизнесе по производству и продаже соков, и Рахаль во многом впитал его профессиональную этику, а также нелюбовь к показухе в целом. В семье редко праздновали дни рождения, и Рахаль продолжает эту традицию. «Не доверяйте человеку, который отмечает дни рождения», – вполне серьезно заявляет он. Когда он учился в начальной школе в Глен Эллин, штат Иллинойс, он уже покупал и продавал радиоуправляемые машинки, мягкие игрушки и бейсбольные карточки.

Хотя со спортом и общественной жизнью у него всегда было хорошо, школа давалась ему с огромными трудностями, так как он страдает дислексией и синдромом дефицита внимания.

«Меня поместили в класс для отстающих, обзывали тупицей и все такое», – говорит он.

Это-то и сподвигло его на достижение успеха, считает Рахаль. «Видел я людей, которым никогда в жизни ни за что не приходилось бороться: они бесхребетные».

После колледжа он хотел присоединиться к семейному бизнесу сока, как и его старшие братья, но места для него не нашлось. Так что вместо этого он начал работать в европейской компании, поставляющей фрукты, а потом, вернувшись в Чикаго, в транспортном стартапе. Он понял, что благодаря дислексии и СДВ отлично распознает паттерны и оценивает риски. Однако ему плохо давались последовательные задания, так что вакансии начального уровня ему не подходили: «Мне не тяжело отчитываться перед кем-то, но делать какую-то повторяющуюся работу?»

Он начал обсуждать идею создания компании со своим давним школьным другом Джаредом Смитом. Оба были фанатами тренировок и поклонниками кроссфита. Кроссфит – это сеть спортзалов и жизненная философия, которая предписывает ежедневные тренировки и питание нежирным мясом, фруктами, овощами и продуктами с низким уровнем обработки. Некоторым рынок протеиновых батончиков в 2012 году показался бы перенасыщенным: там были такие марки, как Lärabars, Clif Bars, Kind, Luna, PowerBars и так далее, но Рахаль и Смит приметили свободную нишу.

«Вы должны понимать культуру питания», – говорит Рахаль.

Они пришли к идее создать батончик из натуральных продуктов, который можно было бы продавать в тренажерных залах для кроссфита, где обычно не продавались никакие снэки.

На кухне мамы Рахаля в Глен Эллис они экспериментировали с рецептами, пока не остановились на яичном белке в качестве источника белка и на финиках в качестве связующего ингредиента. Они назвали свой продукт RxBar в честь тренировочного сленга. Помимо продаж на сайте, Рахаль продавал коробки отдельным кроссфит-франшизам, где у RxBar практически не было конкурентов. Ко всему прочему, такая модель обходилась дешевле традиционной розницы. Они специально начинали с малого: они создавали не следующий Snap (Snapchat) или Stripe (компания, разрабатывающая средства электронных платежей). Им нужно было нарастить клиентскую базу.

«Когда мы занимались этим в 2012 или 2013 году, это не было круто. Типа, ты идешь домой и делаешь батончики для своего спортзала?» – рассказывает Рахаль.

Продажи RxBar росли, и после примерно двух лет Рахаль и Смит решили расшириться до традиционной розницы. Для этого им нужно было решить одну проблему: дизайн их упаковки, созданный в PowerPoint – стоковые изображения, огромный логотип, куча текста о пищевой ценности – выглядел так же, как у всех остальных батончиков. Они решили переработать дизайн в минималистичном ключе и на сей раз пригласили профессиональных графических дизайнеров.

Они нарушили все правила упаковки протеиновых батончиков: теперь на ней было много пустого места и очень немного слов, набранных жирным шрифтом без засечек:

«3 яичных белка.

6 орехов миндаля.

4 ореха кешью.

2 финика.

Без обмана».

chto-na-samom-dele-proiskhodit-kogda-vy-prosypaetes-millionerom1.jpg

Фото: issamn / Shutterstock.com

Благодаря редизайну RxBar захватила розницу повсеместно: от сети Whole Foods до Target, и это вдобавок к процветающей онлайн-торговле. К 2017 году продажи были на подъеме: RxBar закончила год с валовым доходом $161 млн и нормой чистой прибыли около 18%.

Когда партнеры стали получать предложения о продаже бизнеса от гигантов вроде Pepsi, они наняли банкира и решили, что в сделке обязательно должны соблюдаться три условия: чтобы компания сохраняла собственную операционную модель, благодаря чему они могли оставить весь персонал RxBar; чтобы компания и дальше следовала своей цели расширения за пределы батончиков до широкого спектра продуктов; и чтобы сделка была максимально выгодной.

Рахаль говорит, что процесс продажи бизнеса был похож на реалити-шоу «Холостяк»: они проводили ни к чему не обязывающие первые встречи с заинтересованными компаниями, но в итоге вышли на финишную прямую с кандидатом-победителем. Их бизнес приобрела компания Kellogg со 121-летней историей, знаменитая своими кукурузными хлопьями, печеньем поп-тартс и сырными крекерами. В октябре 2017 года Kellogg, пытаясь поддержать падающие продажи хлопьев благодаря снэкам, объявила о покупке RxBar. Цена вопроса составила $600 млн.

«Я не праздновал – работа не была окончена, – говорит Рахаль. – На следующий день я взял пакет для ланча и пошел на работу».

Жизнь в мега-корпорации

Рахаль и Смит оба получили единовременные выплаты. Смит передал место финансового директора давнему сотруднику компании и бросил ежедневную работу: по его словам, он жутко устал. Рахаль же решил остаться. По условиям сделки он не был обязан управлять RxBar, но ему все равно хотелось продолжать возглавлять компанию какое-то время. Не считая некоторых структурных финансовых изменений и появления у Рахаля начальника, Kellogg пообещала, что RxBar останется независимым подразделением.

Однако привычный ход вещей быстро изменился: цифра в $600 млн слепила глаза его подчиненным, и из учредителя и начальника компании он превратился в номинальную фигуру.

«Раньше я мог просто подумать вслух: "Ух ты, это очень интересное дерево"», – говорит Рахаль, указывая на пальму. Но с его новым статусом все, что слетало с губ Рахаля, служило его подчиненным сигналом к поспешным действиям: «Питер хочет, чтобы здесь посадили еще такие деревья».

Ощущение отчуждения только усиливалось от того, что RxBar выросла более чем вдвое: с 85 до 200 сотрудников между 2017 и 2018 гг. И хотя Рахаль подписывал бумаги о приеме людей на работу, он не знал большинства новых сотрудников: по его словам, он стал «знаменитостью».

Несмотря на то, что глава Kellogg публично нахваливал Рахаля, к началу 2018 года он потерял мотивацию. То, что прежде было жизненно важно для компании – запуск новых продуктов, вроде пакетиков с ореховым маслом весной 2018 года, – больше не имело значения. Рахаль понял, что стал превращаться в типичного наемного корпоративного руководителя: никаких плюсов, никаких минусов, никакого риска. 

«Это была такая легкая работа. Мне хорошо платили. Если что-нибудь и происходило, то нам в Kellogg это не грозило», – рассказывает он.

Весной 2018 года Рахаль прочитал книгу «Рискуя собственной шкурой» экономиста и бывшего трейдера Насссима Николаса Талеба, который утверждал, что люди обязаны рисковать личным благополучием, чтобы добиться максимальной продуктивности. Тогда Рахаль кристально четко осознал свою проблему: ему нужно было уйти. Старшие руководители Kellogg не удивились, когда Рахаль известил их: они ставили, что его хватит меньше чем на год.

«С RxBar я каждое утро вылетал из постели. Я хочу найти это снова», – говорит он.

Планы на будущее

Теперь у него полно времени, чтобы отдыхать на Мальдивах, кататься на своем Феррари или просто валяться на диване, но он ничего из этого не делает и даже не смотрит фильмы в одиночестве, так как не считает это стоящей тратой времени. Даже на новогодней встрече со старыми друзьями на Карибах он не расслаблялся и постоянно работал.

Его бизнес состоялся, чего нельзя сказать о личной жизни. Работая над RxBar, он почти ничем не занимался кроме работы, тренировок и сна. В 2018 году, как раз перед завершением сделки с Kellogg, когда он должен был вот-вот стать миллионером, Рахаль забеспокоился. Он был в ужасе, не зная, сможет ли найти кого-нибудь, кто полюбит его не за деньги.

Поэтому перед завершением сделки он сделал предложение женщине, с которой встречался. Он очень надеялся, что важную роль сыграет то, что она знала его и прежде. Они поженились в июле 2018 года, а в декабре развелись. По словам Рахаля, он поторопился с чем-то очень важным, с чем торопиться нельзя.

Спустя пять месяцев после развода Рахаль купил особняк в Майами-Бич. Он мог бы работать из любой из многочисленных комнат, в большинстве из которых потрясающие виды на водоемы, но для работы он избрал небольшую комнату с видом на дорогу до его офиса. Это единственная часть дома площадью более 830 кв. м, которая выглядит действительно обжитой: кипы бумаг с заметками, доска с целями на неделю, экземпляры журнала Harvard Business Review, значки с торговых выставок, бутылки с бета-каротином и куркумой – для пищевой добавки, над которой он работал, плоский телевизор, на котором круглые сутки беззвучно вещает Bloomberg TV, кусачки для ногтей, которые он теребит во время телефонных звонков.

Теперь он ведет ту же жизнь, что и многие бизнесмены после того, как разбогатеют: раздает рекомендации другим молодым предпринимателям, каким был он сам, и инвестирует в стартапы. Но долгосрочная перспектива не дает ему покоя. Он хочет основать новую компанию и сам ее профинансировать, то есть воплотить в жизнь принцип «рисковать собственной шкурой». Он не просто заработает в случае выигрыша, но потеряет деньги в случае неудачи. Ему также хочется иметь большее влияние, чем в случае с RxBar.

«Я строго себя сужу: но да, мы помогли людям начать питаться лучше», – говорит Рахаль.

Однако в этом бизнесе не было социальных последствий. Теперь он заигрывает с такими областями, как проблемы климата, религии, образования. Больше всего он беспокоится, что не поймет, чем хочет заниматься в дальнейшем.

Он и его бывший партнер Смит недавно основали венчурный фонд и вложили средства от $10 тыс. до $1,5 млн в примерно 15 начинающих компаний, включая Olipop – газированный напиток с высоким содержанием клетчатки для улучшения пищеварения – и Huron – уходовую косметику для мужчин.

«Единственный способ чему-то научиться – вложиться во что-то», – говорит он.

Одна из проблем Рахаля – больше денег, как правило, означает меньше борьбы, а если он всем обязан борьбе, то что это значит для его будущего?

Стать таким богатым так быстро – странно. Рахаль сейчас общается с группой молодых людей, которые унаследовали или заработали огромные состояния. Его приглашают в стейкхаусы на встречи с кинопродюсерами и музыкальными продюсерами. Он устраивает вечеринку в честь выставки искусства Арт-Базель. Он и его новые друзья обсуждают налоговые ставки Флориды относительно Пуэрто-Рико. Он живет на острове с помещением для охраны. Если он хочет встречаться с кем-то или заводит нового друга, они, как правило, стандартно пробивают его имя в Google, и верхние строчки выдачи пестрят цифрами о его состоянии.

Это значит, что Рахалю приходится делать свою жизнь менее удобной, чтобы пробудить ощущение борьбы, которому он обязан столь многим. Он пытается делать это каждый день, даже в мелочах: сам носит свои покупки из магазина, а не ловит такси, голодает по 18 часов кряду, летает не только бизнес-классом, но и эконом-классом – в середине ряда. Он заставляет себя читать, а с дислексией, по его словам, это крайне тяжело.

«Некоторых людей такие события бы изменили, – говорит чикагский друг Рахаля Риши Шах. – Жизнь Питера крупно поменялась, он прошел через развод – во всех смыслах его жизнь изменилась, но я думаю, он остался тем же человеком».

И хотя Рахаль говорит, что невероятно благодарен за все, что имеет, он пытается снова привнести испытания в свою жизнь, например, основать новое дело, где он рискует многое потерять.

«Естественное стремление человека – избавиться от боли, и мы достигли в этом таких успехов, что я стремлюсь к неудобству. Вопрос в том, хотите ли вы расти», – заявляет он.

Он размышляет вслух о своих дальнейших действиях. Будет ли это что-то крупное и важное, вроде климата или религии? Почему он не будет счастлив, если просто откроет продуктовый магазин?

«Почему дальше – больше?» – говорит Рахаль. – «Потому что это проблема вида «Этого никогда не будет достаточно». Это болезнь целеустремленных людей».

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций