Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


10449 просмотров

Эксперты: с 2010 по 2015 год объем инвестиций в финтех увеличился почти десятикратно

Объем венчурных инвестиций в финтех достиг $20 млрд, а количество финтех-стартапов неуклонно растет день ото дня

Эксперты: с 2010 по 2015 год объем инвестиций в финтех увеличился почти десятикратно

Эксперты: с 2010 по 2015 год объем инвестиций в финтех увеличился почти десятикратно

В последние годы тема финансовых технологий, или сокращенно финтеха, находится на пике популярности. Современные технологии активно проникают в разные сферы деятельности, и финансовый сектор – не исключение: по оценкам экспертов, с 2010 по 2015 год объем венчурных инвестиций в финтех увеличился почти десятикратно и достиг $20 млрд, а количество финтех-стартапов неуклонно растет.

Большинство историй создания успешных компаний в области финансовых технологий основаны на зарубежном опыте, но, как известно, исключения бывают из любого правила.

Казахстанская система электронных денег Wooppay, зародившаяся несколько лет назад вдали от центров отечественного IT- и стартап-бизнеса, сегодня является самым крупным и известным казахстанским проектом в своей области. Директор по развитию Wooppay и сооснователь компании Александр Дорошенко признается, что сама идея создания финтех-проекта возникла совершенно случайно.

«В нашу карагандинскую веб-студию обратился знакомый, который хотел создать онлайн-игру с элементами социальной сети, и мы взялись помочь ему в этом. Тогда же, в 2011 году, в Алматы проходил конкурс стартапов BarCamp. Заказчик отказался показывать идею игры на конференции, тогда мы вместе с техническим директором Wooppay Львом Крепких придумали концепцию «Mkz – Мобильный Казахстан» и отправились на BarCamp с ней», – рассказывает Александр Дорошенко.

По словам руководителя компании, тогда, шесть лет назад, банкиры и менеджеры мобильных операторов сочли идею фантастической, и на тот момент реализация проекта в сфере мобильной коммерции действительно вызывала трудности. Но нашлись инвесторы, которые заинтересовались другим проектом Wooppay – электронным кошельком, его компания запустила в декабре 2012 года.

Первичные ангельские инвестиции, вспоминает Александр Дорошенко, составили около $100 тыс., а основной инвестор, в роли которого выступил не профильный фонд, но человек, поверивший в компетентность карагандинской команды и оценивший ее целеустремленность, вложил несколько миллионов долларов. Разработчикам стартапа не пришлось, как в классическом сценарии, обегать фонды в поисках инвестиций – сработал закон притяжения, и проект нашел своего инвестора.

«На сегодняшний день решений в области финтеха не так много, и команда, которая самостоятельно разрабатывает проекты, привлекательна для инвесторов. Мы создали прототип практически на коленке, и все же заинтересованные банки достучались до Wooppay, а мы, в свою очередь, выходили им навстречу, чтобы лучше понимать существующие в Казахстане финансовые реалии», – объясняет одну из причин успеха директор по развитию Wooppay.

Первые шаги

И все же на начальном этапе авторам проекта пришлось столкнуться если не с сопротивлением, то с непониманием. Именно в тот период казахстанский рынок активно осваивали российские WebMoney, «Яндекс. Деньги», планировали запустить свои платежные системы некоторые отечественные банки, и у карагандинской команды, не имевшей за плечами опыта работы в банковской сфере, казалось, действительно не было шансов. Долгое время к Wooppay снисходительно относились и внутри IT-тусовки, но энтузиасты из Караганды разрабатывали бизнес-идеи и пытались воплотить их в реальность, набивая шишки и отказываясь от многих начинаний.

Не прибавляла оптимизма и ситуация с юридическим регулированием сегмента электронных платежей. Первое казахстанское законодательство об электронных деньгах во многих отношениях было несовершенным, но по мере накопления опыта пробелы удалось заполнить. Важную роль в этом, считает Александр Дорошенко, сыграли интеграционные процессы в рамках ЕАЭС.

«Интеграция между странами способствовала сближению законодательств, и новый закон РК о платежах и платежных системах, принятый в прошлом году, содержит много параллелей с российским законом о национальной платежной системе. Подготовка единого экономического пространства ведет к унификации законодательств через использование лучших практик разных стран. В результате на сегодняшний день мы получили большой документ, в котором регулируется деятельность всех участников рынка, в том числе компаний, работающих с электронными деньгами», – отмечает директор по развитию Wooppay.

Периодически авторы проекта совместно с мобильными операторами возвращались к вопросу мобильной коммерции, но возможность воплотить это решение на практике появилась лишь к концу 2015 года, когда доходы операторов от услуг связи упали, и внедрение финтех-проектов стало рассматриваться как один из инструментов получения прибыли.

Первый успех в этой области компании принес совместный проект с Beeline Kazakhstan, запущенный в начале 2016 года. Сначала заработал отдельный сайт оператора, посредством которого пользователи могли оплачивать с баланса телефона счета за коммунальные услуги, интернет, покупать билеты в кино и косметику сетевых компаний. Позже оплата со счета телефона появилась на сайтах поставщиков услуг. Спустя полгода интерес к мобильной коммерции проявило государство, и акиматы запустили проекты оплаты через sms проезда в автобусах, мест на парковках и пополнение электронных карт. Тогда же к проекту мобильной коммерции присоединился еще один оператор, «Кселл». Один из профильных проектов, запущенных в прошлом году, позволяет выводить средства с баланса телефона на банковскую карту. «Мы видим, что эта услуга востребована: люди довольно часто попадают в ситуацию, когда надо срочно пополнить карту, а поблизости нет банкомата с функцией cash-in», – объясняет сооснователь Wooppay.

Мобильная коммерция довольно быстро набрала популярность среди геймеров, агентов сетевых компаний и пользователей, использующих деньги на балансе мобильного, чтобы оплатить телекоммуникационные услуги. За первые восемь месяцев 2016 года доля оплаты услуг телекоммуникаций с баланса мобильного телефона выросла с 15,5% до 23,2%, оплаты игрового контента – с 7,9% до 11,7%.

Мобильные перспективы

«Оценить объем казахстанского рынка мобильной коммерции пока очень сложно из-за низкого старта, но очевидно, что существует колоссальный потенциал в виде офлайн-платежей, микроплатежей и переводов. Именно эти базовые тренды будут способствовать развитию рынка. По сути, мобильная коммерция – это аналог карточек, наличных и банковских счетов, с той разницей, что в этом сегменте актуальны операции с незначительными суммами или в экстренных ситуациях. «В ближайшие годы у наших граждан едва ли войдет в привычку специально для совершения покупок или платежей держать на балансе мобильного по 20–30 тыс. тенге. Но для тех случаев, когда человеку срочно нужно через терминал перевести небольшую сумму на карту или отправить небольшую сумму родственнику, мобильная коммерция – самый подходящий вариант», – считает Александр Дорошенко.

За относительно небольшой период карагандинский стартап трансформировался в финтех-компанию, в портфеле которой есть разные продукты, ориентированные как на индивидуальных пользователей, так и на компании, работающие в сегменте МСБ. И если в сегменте электронных кошельков конкуренция высока, то в качестве платформы, аккумулировавшей несколько сервисов, соперников у Wooppay практически нет. «Большие разветвленные платформы есть у «Казпочты» и Qazkom, но мы более гибкие: можем сделать технологическое сопровождение на заказ, подстроить его под потребности клиента, а этого не делает никто», – комментирует г-н Дорошенко.

Свою основную задачу авторы успешного проекта видят в создании особой финансовой среды, интегрированной с банками и международными кассовыми системами, среды, к которой могут подключаться казахстанские и иностранные партнеры, физические лица и компании. Готов ли рынок к тому, чтобы принять и построить эту среду? По мнению Александра Дорошенко, рынок, особенно в случае, когда речь идет о технологичных продуктах, всегда готов принять новое. Можно вспомнить, как пошли «в народ» платежные терминалы – устройства, назначение которых на первых порах для многих было загадкой, как набирали популярность купонные сервисы. «Когда люди понимают, что проект может принести выгоду, он начинает работать. Исходя из этого, можно прогнозировать, что у мобильной коммерции хороший потенциал. Рынок не следует в русле запросов пользователей, а подтягивает их до своих предложений», – считает Александр Дорошенко.


455 просмотров

Как сделать бизнес на травах и меде

Кейс от Андрея и Владимира Коротковых

Фото: Shutterstock.com

Трудно представить, что крупнейшее в Шымкенте фитопредприятие, производящее ежемесячно около 70 тыс. единиц продукции и имеющее годовой товарооборот свыше $1 млн, зародилось на кухне врачей Коротковых. 

Семейные истоки

Компания ТОО «PHYTO-APIPHARM» была создана в 2005 году. Но, как признался «Курсиву» один из трех ее учредителей, генеральный директор предприятия Владимир Коротков, на самом деле все началось гораздо раньше. 

«Мы уже четвертое или пятое поколение потомственной династии травников, – рассказал он. – Отец с детства усвоил знания и рецепты, передаваемые из поколения в поколение. А потом получил профессиональное образование: в 1993 году он окончил ТашМИ, став по специальности врачом-фитотерапевтом. Вместе с ним окончила этот вуз и мама – она фармацевт».

Получив диплом, Андрей Коротков взял патент и открыл кабинет фитотерапевта. В работе ему помогал сын Владимир. Вместе они ездили в горы, собирали и сушили травы, из которых делали экстракты для лечения пациентов. Сборы сушили на даче, хранили в гараже, а бальзамы из них готовили на домашней кухне. Спустя несколько лет Коротковы занялись пасекой. Так к арсеналу их лечебных средств прибавились продукты пчеловодства.

Запасной вариант

К 2005 году их натуральными продуктами и деятельностью заинтересовалась одна фитокомпания. Коротковы открыли ИП и занялись контрактным производством – начали выпускать продукцию под чужим брендом.

Разумеется, в домашних условиях выполнить большие объемы было невозможно. Поэтому взяли в аренду производственную аптеку. Впоследствии приобрели соседний участок с домом, перестроили в производственные цеха.

«Начального капитала у нас не было. Поэтому все, что зарабатывали, инвестировали в развитие производства. Сначала покупали б/ушное оборудование, потом стали закупать новое китайское, а когда появились возможности, – европейское», – рассказывает Владимир.

На первых порах выпускали по контракту по 120 бальзамов в месяц. Этого едва хватало на аренду помещения. Потом с ростом заказов и, соответственно, объемов – до 1 тыс. единиц продукции в месяц, вышли на самоокупаемость. 

Однако у компании-заказчика возникли финансовые сложности. Начали сотрудничать с другой. И история повторилась. До 2010 года шел динамичный рост производства, сделали капитальный ремонт, купили новое оборудование и дополнительное помещение. Но так как у партнеров начались финансовые проблемы, они возникли и у производителей. 

Зависимость контрактного производства от заказчиков собеседник назвал главной проблемой в становлении их бизнеса. С тех пор лично для себя он усвоил одно правило: никогда не ограничиваться одним заказчиком, партнером.

«Как минимум их должно быть два. Всегда должен быть запасной вариант. Чем больше диверсифицировано производство, тем больше источников дохода», – пояснил предприниматель.

Свое дело

Тогда же Коротковы решили, что им пора выпускать свою продукцию самостоятельно. В 2011 году они оформили ТОО, зарегистрировали свою торговую марку и начали делать свои фитотовары. 

«С 2011 по 2016 год у нас был если не бурный, то стабильный рост. Мы развивались, покупали новое оборудование, вышли на объемы в 10 тыс. единиц продукции в месяц. Но потом словно остановились: производить больше этого уровня не получалось. Стали задумываться, что нужно что-то делать с маркетингом. Пригласив специалистов, перестроили работу, начали внедрять MLM-аналитику. Разработали свою систему управления, которая работает онлайн: управление складом, взаимоотношения с офисами, онлайн-офисы, интернет-магазин», – рассказывает Владимир.

В итоге с 2017 года товарооборот компании увеличился в четыре раза. Параллельно было возобновлено контрактное производство. Сейчас здесь выпускают ежемесячно около 40 тыс. единиц собственной продукции и около 30 тыс. – контрактной. Ассортимент продукции представлен 37 наименованиями товаров, которые продаются не только в Казахстане, но и в России, и в Кыргызстане. 

Свыше 90% сырья – травы, пчелопродукты, минералы – отечественного происхождения. Из других стран покупают только эндемики – то, что не растет в Казахстане. 

Эффект расширения 

Не последнюю роль в успехе предприятия сыграло расширение его площади. В 2017 году компания решила приобрести отдельное помещение под офис. В рамках программы регионального финансирования предпринимателей «ONтүстік өнімдері», реализуемой фондом «Даму» и областным акиматом, предприятие получило льготный банковский кредит под 8,5%. 

На сегодняшний день производственные площади предприятия составляют в целом около 600 кв. м, не считая заготовительной базы за городом, где выращиваются некоторые растения, сушится, хранится и перерабатывается лекарственное сырье. 

Но предприниматели планируют приобрести еще один участок рядом для строительства складских помещений. Что касается общих планов развития компании, то, как отметил гендиректор, они предпочитают ставить не долгосрочные, а конкретные цели на каждый год. 

«Как минимум мы стремимся стать лучше, чем в прошлом году. Мы должны в первую очень быть конкурентоспособными с самими собой. Каждый год ставим цели по товарообороту, ассортименту, качеству. В этом году поставили цель увеличить общий товарооборот компании, достигший в 2018 году $1 млн, как минимум на 150 и максимум на 200%. План-минимум уже выполнен», – подчеркнул собеседник.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций