Перейти к основному содержанию

11444 просмотра

Бизнес для энтузиастов: может ли театр быть успешным бизнесом?

В нашей стране частные театры – вещь относительно новая и пока не вписывающаяся в малый бизнес. Связано это с тем, что театральное искусство издавна считается некоммерческим, иначе говоря «искусством ради искусства», в отличие, к примеру, от цирка или кино

Бизнес для энтузиастов: может ли театр быть успешным бизнесом?

Бизнес для энтузиастов: может ли театр быть успешным бизнесом?

В нашей стране частные театры – вещь относительно новая и пока не вписывающаяся в малый бизнес. Связано это с тем, что театральное искусство издавна считается некоммерческим, иначе говоря «искусством ради искусства», в отличие, к примеру, от цирка или кино. Однако частные театры появляются регулярно. Какие-то из них угасают в первые же месяцы, какие-то не просто выживают, но и становятся визитной карточкой города. Рассмотреть театр в качестве бизнес-модели мы решили на примере «Любительского театра Ермашова», который не так давно отметил свою первую годовщину.

«ЛТЕ» («Любительский Театр Ермашова») – это на сегодняшний день единственный проект в Алматы, который предоставляет непрофессиональным актерам возможность проявить себя на сцене. Кроме того, относительно молодой театр может похвастаться разнообразием спектаклей для самых разных возрастных категорий.

Но начнем с самого начала.

Уважаемая когда-то профессия антрепренера – владельца частного театра – ныне забыта, а начинающие актеры, труппы и даже театральные студии действительно не приносят своим участникам заслуженного дохода и остаются чем-то на грани хобби и подработки для студентов.

К слову, о чем бы ни начинался разговор с директорами частных (и не только) театров, сводится все к одному – денег катастрофически не хватает. И если государственные театры живут за счет дотаций из бюджета, то частные театры рассчитывают на спонсоров, поскольку денег от продажи билетов, мягко говоря, недостаточно. Тем более, если у театра нет своего помещения.

Тем не менее, мы все же решили рассмотреть театр с точки зрения бизнеса. При этом сразу хочу оговориться, что в данном случае речь идет о фанатах своего дела, для которых прибыль – второстепенна. Как показывает практика, на своих местах актеры держатся до последнего, чаще всего покидая труппу после образования семьи, которую необходимо содержать.

В этом плане наши собеседники – директор по учебной части театра «ЛТЕ» Серик Жиенбеков и финансовый директор Ляззат Егинбаева – мало отличаются от своих коллег. «Театр изначально создавался не как коммерческий проект, поскольку мы знали, что быстро он не окупится», – рассказывает Ляззат. И все же она не отрицает, что основатели театра через некоторое время рассчитывают и на коммерческий успех.

Однако в случае с театром это время растягивается на неопределенный период, поскольку прежде чем стать привлекательным объектом для спонсоров (на данный момент, несмотря на усилия, «ЛТЕ» находится вне сферы интересов крупных компаний и государства), театр должен завоевать зрительскую популярность и «сделать имя».

Если же говорить конкретно о «ЛТЕ», есть все предпосылки, что труппа сможет пережить это самое тяжелое для любого театра время становления благодаря достаточно необычному подходу к организации бизнеса.

Начнем, пожалуй, с того, что на сцене «Любительского театра Ермашова», как это уже понятно из названия, нет профессиональных актеров. «Многих пугает слово «любительский» в названии нашего театра. Однако «любительский» в нашем случае означает не самодеятельность, а, скорее, «любовь». К театру, сцене, игре. В остальном же наши актеры проходят профессиональную подготовку. Чтобы попасть на сцену, мало просто обучиться на курсах. Перед тем, как человек выйдет на сцену, он должен не только научиться азам актерского мастерства, но и показать определенный результат на занятиях. Кому-то для этого достаточно двух-трех месяцев, а кому-то нужно гораздо больше времени», – рассказывает Ляззат Егинбаева.

Кроме того, ставят спектакли профессиональные режиссеры из того же театра им Н. Сац. Для них это тоже возможность поставить именно тот спектакль, который хочется, а не тот, который диктует репертуар государственного театра.

По сути, основатель театра Игорь Ермашов объединил театральную школу и собственно театр, убив этим двух зайцев: с одной стороны, школа – еще один источник дохода, с другой – ученики могут вполне профессионально играть на сцене безо всяких гонораров. То есть зритель видит качественный спектакль, актеры получают приятный бонус к обучению в виде возможности самореализации и т. п.

Кстати, среди учеников школы театрального мастерства встречаются люди разные: от студентов до банковских работников, от топ-менеджеров до домохозяек. Многие из них не готовы оставить свою уже сложившуюся карьеру ради театра, но «ЛТЕ» этого и не требует – спектакли проходят в свободное от работы время.

В общем, и волки сыты, и овцы целы. Что касается зрителей, то, если раньше играли спектакли для двух-трех зрителей, то сейчас зал чаще всего заполнен как минимум наполовину.

Еще один немаловажный аспект успешности – наличие своего помещения. Это камень преткновения для многих частных театров. Дело в том, что зачастую именно аренда съедает все доходы от продажи билетов (а порой их бывает и недостаточно).

Как рассказал Серик Жиенбеков, два года назад Игорь Ермашов преподавал актерское мастерство на студии «Казахфильм». Затем при этих курсах образовался театр, где ученики курсов ставили спектакли. Но потом аренда помещения на «Казахфильме» закончилась, и труппе пришлось кочевать в поисках нового. До тех пор, пока Игорь Ермашов не выкупил подвал в одной из столичных многоэтажек, где силами самих основателей (в буквальном смысле – сами красили, сами проводку тянули, сами ковролан стелили) был сделан ремонт. Кстати, ковролан и кресла для зрительного зала удалось купить по минимальной цене в демонтируемом на тот момент кинотеатре «Алатау» (новые обошлись бы в сумму порядка 1 млн тенге).

Таким образом, в своем нынешнем завершенном виде театр появился чуть более года назад – в январе 2016-го.

Сумма вложений составила около $100 тыс. собственных средств, из которых $60 тыс. – покупка помещения, $40 тыс. – ремонт.

Что касается доходов, то на данный момент львиную их долю обеспечивает школа театрального мастерства. Стоимость обучения варьируется в зависимости от программы: полугодовой курс обойдется в 25 тыс. тенге в месяц, годичный – в 12 тыс. тенге в месяц. Посещают школу 5-8 учеников.

Вторая часть доходной статьи – аренда зала. Театр «ЛТЕ» делится своей сценой с коллегами за 20–30 тыс. тенге в час (к слову, цена по нынешним временам не заоблачная).

И последняя статья доходов – продажа билетов, стоимость которых 2 или 4 тыс. тенге, в зависимости от места в зрительном зале. Сейчас она позволяет театру зарабатывать порядка 100 тыс. тенге в месяц и потихоньку растет.

Половина суммы от продажи билетов распределяется между режиссерами и актерами в зависимости от количества спектаклей, в которых они задействованы. Назвать эти деньги зарплатой или гонораром, пожалуй, нельзя. Скорее, это небольшой финансовый бонус. Вторая половина дохода от билетов идет на оплату коммунальных услуг и необходимый текущий ремонт.

Путем недолгих вычислений становится понятно, что при доходах в среднем около $500 в месяц инвестиции в $100 тыс. окупятся нескоро. Однако открытие частного театра может стать увлечением и работой всей жизни, не говоря уже о том, что со временем грамотно организованный частный театр все же сможет обеспечить своим актерам и владельцу достойное существование.

730 просмотров

Как зарабатывают на новогодних праздниках в казахстанской глубинке

За несколько декабрьских дней event-агентства могут получить месячный доход

Фото: Pixabay

Они создают настроение и ощущение чего-то волшебного – ведущие, аниматоры, дизайнеры и декораторы.  Новый год для них – горячая пора, к которой начинают готовиться за несколько месяцев.  Сколько и на чем зарабатывают event-агентства, выяснял «Курсив».

Усиленный режим  

В Караганде существуют несколько десятков event-агентств. Одни специализируются на проведении масштабных шоу, другие - на детских праздниках, третьи – на самых разнообразных мероприятиях. Объединяет их то, что под Новый год все они переходят на усиленный режим. Именно в этот период времени у них появляется возможность заработать за несколько дней больше, чем за некоторые месяцы.   

Агентство «Happy Holiday» предлагает корпоративным клиентам праздник под ключ - специалисты возьмут на себя оформление, устроят фотозоны, встретят гостей, найдут ведущего, обеспечат музыкальное сопровождение и шоу-программу. В зависимости от насыщенности вечера стоить это будет от 500 тыс. тенге до 2- 3 млн, не включая оплату аренды ресторана. 

«Сейчас корпоративов под ключ стало меньше, потому что каждый ресторан предлагает свою программу. Мы уже работаем непосредственно с заведением. Естественно, каждый год стараемся предложить что-то новое для гостей. В этом году, например, у нас появились зеркальные люди, которые встречают гостей», - рассказывает директор агентства Ирина Хмырова.  

Для детей продавцы праздника устраивают отдельные программы. За 90 тыс. тенге непоседливую публику от полутора до трех часов будет развлекать двухметровый йети Миго и его сородичи. Мастер-классы, сладкая вата и аквагрим в случае их необходимости составят для родителей дополнительные расходы. Программа с Эльзой из «Холодного сердца», бумажным шоу, мыльными пузырями, флешмобом и фотографом обойдется заказчикам в 80-120 тыс. тенге. Вариант новогодней программы для возраста «2+» с Дедом Морозом, Снегурочкой и Фиксиками оценивается в 38 тыс. тенге.

Цены небольшого города 

Ведущая праздников из Балхаша Татьяна Ледовская говорит, что в маленьком городе масштабы и цены на праздник меньше. Однако размер заработков в предновогодние дни может сравниться по величине только с порой выпускных.  У самой ведущей уже расписаны 10 дней до Нового года, в некоторые из них она ведет сразу два корпоратива.  В среднем за каждый Татьяна получит 50 тыс. тенге.   

Стоимость детского праздника зависит от количества гостей и самой программы. Так называемый «квартирник» для одного-двух детей на 15 минут с экспресс-поздравлением от Деда Мороза или Снегурочки обойдется родителям в 10 тыс. тенге. От 30 минут до часа - 15-20 тыс. тенге.  В преддверии Нового года – 30 и 31 декабря - тарифы могут вырасти вдвое.  На детском празднике с большой аудиторией можно за вечер заработать от 25 до 50 тыс. тенге. Доход будет зависеть от количества детей, если вход на праздник по билетам, которые, обычно продают по 3,5 тыс. тенге.  

«Стоимость программы зависит от ее насыщенности. Одна цена, если Снегурочка спела вместе с детворой, другая, если придут еще персонажи, для которых специально шили костюмы. В среднем наряд обходится в 50-100 тыс. тенге и больше. Также стоимость программы зависит от того, насколько затратные в нее включены шоу - silver-show, бумажная дискотека, неоновое шоу», - дополнила г-жа Ледовская.

Удивить масштабом  

Дизайн-студия «Виола» специализируется на оформлении интерьеров крупных торговых центров, организаций, частных домов, ресторанов.  

В начале декабря компания украшала к Новому году один из крупных торговых центров Караганды. По словам директора студии Анастасии Луневой, к таким проектам ее команда готовится за два-три месяца, поскольку результаты трудов должны удивить своим масштабом.  

На этот раз главным украшением холла стала 14–метровая елка.  Материалы для новогоднего дерева и украшения привезли из Китая и Алматы. Часть декора изготовили по специальному заказу в Караганде.  На монтаж праздничной конструкции, в которой были задействованы 20 человек – альпинисты, дизайнеры-декораторы и их помощники - ушло четыре дня. Стоимость проекта Анастасия огласить не смогла, но пояснила, что речь идет о большой сумме. Не назвала она и размер среднего чека, так как стоимость услуг каждый раз рассчитывается индивидуально в зависимости от потребностей заказчика. 

«Кто – то хочет лакшери, кто-то - подешевле. У нас нет как такового прайса. Даже небольшой отдел можно украсить и на 50, и на 100, и на 500 тыс. тенге», - заключила собеседница.  

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif