Искусство пить чай: китайская традиционная чайная церемония покоряет Казахстан

Еда, даже самая легкая, в китайском чаепитии не предусмотрена в принципе

Искусство пить чай: китайская традиционная чайная церемония покоряет Казахстан

Искусство пить чай: китайская традиционная чайная церемония покоряет Казахстан

Китайская традиционная чайная церемония в Казахстане постепенно занимает свою нишу в сегменте рынка, создавая конкуренцию традиционным методам проведения деловых переговоров, таким, как кофе-брейк. На данный момент тех, кто может «правильно напоить чаем», в стране можно пересчитать по пальцам.

Один из первооткрывателей, предприниматель в Алматы Меир Соляник в качестве хобби начал увлекаться правильным чаепитием 10 лет назад. В 2013 году вместе со своим партнером он открыл экспериментальный бизнес «чайной церемонии» в стиле полузакрытого андерграунда. Дело пошло.

Первыми клиентами стали родственники, друзья, знакомые. Многие не воспринимали чаепитие без десерта, как это обычно принято в странах СНГ. Однако отличие чайной китайской традициционной церемонии от той же восточной чайханы – в создании особой атмосферы. Чай подается качественный, отборных сортов, его заваривают по специальной технологии, чтобы сохранить вкус и аромат. Сам процесс приготовления вызывает интерес к другой культуре.

«Главный и частый вопрос, который задают мне казахстанцы во время чайной церемонии: «А где же баурсаки?», – смеется Меир Соляник.

По его словам, китайская традиционная чайная церемония от западного стиля банкетно-фуршетных направлений (кейтеринг, кофе-брейк) отличается восточной культурой, атмосферой, еда, даже самая легкая, в чаепитии не предусмотрена в принципе, акцент направлен на ощущения и дегустацию различных сортов продукта.

В Алматы и Астане национальные компании и частные бизнесмены все чаще прибегают к проведению подобного «делового чаепития». Кстати, с помощью правильно подобранных сортов чая можно как затянуть процесс переговоров, так и быстренько их завершить. Все зависит от пожеланий заказчика. Стоимость чайной церемонии в среднем варьируется от 3 до 20 тысяч тенге и выше с человека.

Перед тем, как создать чайный дом «Белый Лотос», изначально чаепитие для Меира было личным увлечением, философией и дисциплиной, благодаря которой возникла идея научить людей «правильно» пить чай. В странах СНГ, в частности, в России, существует целая субкультура – «чайные пьяницы» – сообщество людей, отказавшихся от наркотиков, алкоголя и сигарет в пользу полезной привычки сознательно пить чай. Такого течения в Казахстане пока нет.

Иногда Меир получает заказы на проведения чайной церемонии для частных наркологических реабилитационных центров. Как оказалось, действие некоторых сортов чая помогает вытеснять вредные привычки. «Чаи высокого сорта не вызывают привыкания, и это научно доказано, скорее всего, люди становятся «чайными пьяницами» из-за самой обстановки и процесса. Что действительно вызывает химическое привыкание – так это кофе», – уверяет чайный предприниматель.

Чайная церемония как бизнес рентабелен, в планах бизнесмена открыть школу обучения и несколько чайных домов в стране. Процесс бизнеса Меира выстроен так, что он сам участвует во всем, начиная с закупа чая, отправляясь три раза в год в Китай, и заканчивая его приготовлением.

Цены на коллекционные чаи приблизительно следующие: сорт «Да хун пао» стоит от 100 до 1200$ за 1 кг, «Тигуанинь» – от 100 до 400 $ за 1 кг, «Пуэр» – от 20 до 1200 $ за 1 блин, «Молочный улун» – от 35 до 100 $ за 1 кг.

«Покупка чая непосредственно у китайского производителя в Китае тоже своего рода церемония. Она требует спокойствия и сноровки. При покупке чая нужно подолгу вдыхать его аромат, не торопиться и обязательно смотреть в глаза продавцу, только тогда можно приобрести действительно качественный чай. Это очень важно. «В Казахстане, в частности в Алматы, когда я провожу церемонии, спросом пользуются разные сорта чая «улун». Работа с китайскими продавцами, с которыми у меня уже давно налажено партнерство, сродни спортивному спаррингу, они вовлекаются в продажу как в игру, кураж и вполне могут дорого продать чай с истекшим сроком годности незнающему человеку. Как правило, на истекший срок чая добавляют различные усилители вкуса и ароматизаторы и сбывают на рынок. Если смотреть с точки зрения восточной медицины, то чай обладает энергией «ци», которая через год теряется. Если чай стоил 700 долларов за кг, то через год по истечении срока он будет стоить не более 100 долларов за кг.

Чай можно рассматривать с разных аспектов. Как гастрономический продукт. Как культурный аспект, который имеет тысячелетнюю культурную историю. А также как медицинский продукт. Чай может как навредить, так и оздоровить. Если чай пить холодным или простоявшим более двух часов, то такой напиток считается неполезным. Если чай заварить правильным кипятком с нужной температурой, то он регулирует давление, поднимает общий тонус, выводит шлаки и нейтрализует около 72 ядов и токсинов», – говорит предприниматель. На чайной церемонии все выглядит по-восточному спокойно: на заднем фоне расслабляющая музыка, на столе этапы подготовки к чаепитию: сначала надо прочувствовать запах благовония, который, кстати, также сложно найти, как и качественный чай. А затем проходит сам процесс чаепития с тонкими хитростями, как держать чашку, как пить, посчитать, сколько звуков издаст перевернутая чашка.

Увидев в Казахстане чайную церемонию, иностранные инвесторы удивляются разносторонней предприимчивости бизнесменов. Например, в самом Китае чайная церемония в чайных клубах – занятие весьма дорогое. В Казахстане чаепитие могут позволить себе компании и люди среднего класса, утверждает предприниматель. Ее востребованность именно в среде бизнеса говорит о необходимости перехода от суеты к спокойствию. То есть, деловые люди интуитивно стремятся к самой атмосфере спокойствия и гармонии.

По данным Алматинской палаты торговли и инвестиций, Казахстан занимает 10-е место в мире по количеству потребления чая. Емкость казахстанского рынка чая составляет около 24,5 млн кг в год. Черный чай по-прежнему занимает более 90% местного рынка. В Казахстане работают свои чайные фабрики с сырьем из Индии, Шри-Ланки, Кении, Китая. Половину рынка, почти 50%, занимают поставщики из Индии.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg