Перейти к основному содержанию

21846 просмотров

Handmade по-казахстански

Handmade индустрия в Казахстане пока на начальной стадии своего развития

Handmade по-казахстански

Handmade по-казахстански

В наше время, когда можно получать выгоду с любимого занятия, люди научились реализовывать свои handmade-товары разными способами. Зачастую, сталкиваясь с различными видами проблем в реализации своих товаров, люди все равно стараются их продвигать. Но бывают случаи, когда мастера превращают свою творческую деятельность в серьёзный бизнес.

Казахстан и его соседние страны всегда выделялись огромным количеством народных умельцев. Особенно эта тенденция увеличивается в последние годы. Ведь сейчас есть все условия, чтобы найти интересное хобби и получать от него неплохой доход (а иногда даже и сколотить на нем целый капитал).

Например, американская компания Etsy является сайтом, где представлены предметы ручной работы или старины, а также уникальных заводских промышленных товаров. Сайт следует традиции открытых ярмарок ремесла, предоставляя продавцам личные витрины магазинов, где они могут продавать свои товары.

По состоянию на 31 декабря 2014 года, в Etsy было зарегистрировано 54 млн пользователей в качестве членов онлайн-рынка ручной работы винтажных товаров, из которых 1,4 млн были продавцами с 19,8 млн активных покупателей. В 2014 году оборот Etsy составил более $1,93 млрд.

В Казахстане о таких оборотах пока можно только мечтать: бизнес находится только на начальной стадии своего развития. Однако похожие платформы уже существуют.

Например, мастерская творческих идей Handmade.kz, которая ориентирована на обучение людей рукодельному искусству. Компания организует мастер-классы по созданию предметов ручной работы, декоративных элементов, игрушек и других проявлений творчества.

Другим примером того, что handmade-бизнес в Казахстане начал развиваться, можно судить также и по сайту hand-made.kz. Сайт объединяет ценителей авторских работ и насчитывает более 1 000 единомышленников. На сайте продаются товары для детей, игрушки, разные самодельные аксессуары, сувениры, посуда, одежда и многое другое.

Главным вопросом, которые задаются продавцы специфического товара это - «где и кому продать». По мнению handmade-предпринимателей наиболее простой вариант – это использование социальных сетей или интернет-магазинов, где размещение своей ручной работы, как правило, осуществляется на безвозмездной основе. В отдельных случаях, при размещении изделий в количестве, превышающем установленные лимиты, приходится вносить небольшие суммы.

Одна из представительниц этого бизнеса -– Cally Gibbs перед открытием магазина Forest & Sea рассказывала о своем хобби во всевозможных социальных сетях.

«Я хотела создать коллекцию дизайна и товаров, основанных на том, что я люблю», – говорит мастерица. Келли пользуется Instagram, Pinterest, Twitter, Facebook и личным блогом, чтобы увидеть эволюцию роста других дизайнеров, искать идеи и получать обратную связь.

«Мне нравится использовать социальные сети в качестве «рупора». Этот способ дал мне знания, навыки и уверенность перед тем, как открыть свой магазин. Взаимодействие с другими продавцами — это тоже был бесценный опыт для меня», – признается Келли.

Также обратная связь в социальных сетях помогает определиться, какие товары пользуются спросом, а какие нет. Келли особенно часто публикует свои фотографии в Инстграм, она говорит, что там много творческих людей, которые помогают ей советами. «Я обнаружила, что самые просматриваемые фотографии — это изображения процесса моей работы или моих инструментов», – говорит она.

Социальная сеть Instagram имеет много историй, где товары, сделанные своими руками, приносили прибыли своим творцам. Так, тысячи людей по всему миру продвигают свои товары и услуги в "инста" и делают неплохой бизнес. Как сообщает Натали на своей страничке в Instagram, рассылка приглашений, дружба с будущими покупателями, обязательное размещение красочных и качественных фотографий своих рукотворных шедевров является залогом успешной продажи.

Со слов предпринимательницы Александры Гончаровой, handmade интересен тем, что люди могут оценивать свою творческую деятельность в материальной форме и получать от этого дополнительный доход. Александра Гончарова специализируется на украшениях и вязаной детской одежде, зарабатывая на 30% накрутки от себестоимости товара.

«Мне как домохозяйке, любящей вязать детскую одежду, плести браслеты, создавать детские игрушки, хотелось бы еще на этом и зарабатывать. Сегодня нет ничего тяжелого в том, чтобы поделиться своими рукотворными изделиями в социальных сетях или в Instagram, где любой человек может заинтересоваться и купить то, что я могу ещё раз сделать. Но и бывают люди, их уже правильней назвать постоянными клиентами, которые заказывают товары в большом количестве», – говорит Александра Гончарова.

По мнению другой предпринимательницы – Евгении Анохиной, коммерческая деятельность хороша, если она ещё и любима. «Я с детства любила создавать поделки, в будущем это стало моей работой, в школе я преподавала ИЗО, труд и черчение».

Сегодня Евгения Анохина является домохозяйкой и в свободное время создаёт Handmade товары только в коммерческих целях. «Однажды я увидела на новогодней ярмарке товары, которые стоили довольно дорого, я могла сама сделать это же лучше и намного дешевле. Тогда я и попробовала арендовать стойку в торговом центре ADK, где первое время такой бизнес меня разочаровал. Со временем я поняла, что именно из рукодельных товаров больше нравится покупателям и переориентировала свой товар.

Сегодня Евгения Анохина создает тематические изделия и продает их на праздничных ярмарках. Основной продаваемый товар искусницы – это самодельные искусственные цветы, расписные бутылки алкогольных напитков, праздничные открытки, детские игрушки. Евгения считает, что главными факторами успешного handmade-предпринимательства являются качество товара, его эксклюзивность и главное – установление лояльных цен.

banner_wsj.gif

Как в Казахстане заработать на цветах

Делится личным опытом сооснователь магазина Ayala flowers

Фото: Офелия Жакаева

Первые деньги на цветочном рынке я заработала 14 февраля 2015 года, открыв онлайн-магазин буквально накануне – продажи цветов в интернете тогда были новинкой, дневной доход составил 7 тысяч тенге. Хороший стимул для студентки со стипендией в 20 тысяч. К 8 марта я подготовилась более основательно, заработала 100 тысяч тенге и укрепилась в желании развивать бизнес дальше.

В то время, по моим подсчетам, через интернет продавалось около 4% цветов. Я понимала, что эта доля будет расти и стала изучать стратегии лидеров онлайн-продаж одежды и доставки еды. Было очевидно, что их преимущество построено на тщательном ведении клиентской базы и внимании к бизнес-процессам.

Скоро я пришла к выводу о важности сочетания онлайн- и офлайн-инструментов. Открыла физический магазин, он стал складом и местом встречи с клиентами, впервые обратившимися ко мне за букетом. Если качество цветов и обслуживания их устраивало, в последующем они оформляли заказы через интернет-магазин.

Параллельно я инвестировала в развитие технологий для упрощения ведения бизнеса. Специальных решений для рынка цветов тогда не было и меня увлекла идея стать первопроходцем, а потом на основе созданных технологий развивать франшизу.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax2.JPGФото: Офелия Жакаева

Должна признаться, что до сих пор не осмеливаюсь подсчитать итоговую сумму, потраченную на эту идею. Я пробовала разные модели взаимодействия с разработчиками, но внедрить цифровизацию в том виде, в каком я ее себе представляла, пока еще не удалось. Хотя на исходе второго года разработок я в значительной степени разгрузила себя от операционной работы – бизнес работал уже автономно, без моего активного участия. 

В декабре 2018 года по личным причинам я оставила бизнес в Алматы и переехала в столицу. В соцсетях о переезде сообщила в канун 14 февраля 2019 года и была удивлена реакции: среди моих подписчиков оказалось много жителей Нур-Султана – они следили за моей работой в Алматы и были уверены, что теперь я буду развивать такой же бизнес и в столице. Так я стала знакомиться со столичным рынком цветов и уже к мартовскому празднику вместе с сестрой запустила новый онлайн-магазин цветов.

kak-v-kazaxstane-zarabotat-na-cvetax3.JPGФото: Офелия Жакаева

За год работы в Нур-Султане заметила, что участники цветочного рынка, по сравнению со своими коллегами из Алматы, здесь более открыты и дружелюбны – охотнее делятся опытом, информацией о товаре. Второе отличие касается покупателей – люди менее привередливы и быстрее принимают решения, на согласование букета уходит меньше времени. Особенность цветочного онлайн-бизнеса в том, что клиенты могут выбрать и оценить букет только по фотографии. Собрав букет с учетом предпочтений клиента, я отправляю фото заказчику. В 95% случаев жителей столицы все устраивает и только в 5% случаев надо немного менять состав или упаковку букета.

С оптовыми поставщиками дела обстоят не очень хорошо – в столице их явно не хватает, часто приходится сталкиваться с дефицитом цветов. Еще одно отличие рынка Алматы и Нур-Султана продиктовано погодой. В столице зимой букеты дополнительно упаковывают в специальную обертку, чтобы защитить от холода, это увеличивает временные и финансовые затраты. И еще, по моим наблюдениям, в Алматы цветы дарят чаще.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif