Перейти к основному содержанию

17676 просмотров

Сoncept store как способ выживания казахстанской индустрии моды

Идея бизнеса в духе concept store в Казахстане

Сoncept store как способ выживания казахстанской индустрии моды

Сoncept store как способ выживания казахстанской индустрии моды

Термин concept store в Казахстане появился в апреле 2014 года, когда основатель PinkLabel Айнур Ахметова предложила новый способ ритейла для местной индустрии моды. За два года модель доказала свою жизнеспособность, тогда как показатель рентабельности бизнеса был достигнут уже через год работы. Не совсем стандартный формат продаж позволяет собирать вокруг себя людей в своего рода «клуб по интересам»: состоятельных покупателей, поддерживающих модный тренд патриотизма в выборе одежды и стиля. Таким образом сoncept store выживает на высококонкурентном рынке авторского дизайна и доступности масс-маркета.

В конце 90-х годов в Европе был найден новый способ устройства мультибрендовых бутиков, когда покупателю при деньгах на одной площади предлагалось по максимуму все необходимое. При этом подбор элементов гардероба, парфюмерии, книг в самом магазине был выстроен таким образом, чтобы он не превращался в торговлю массового спроса. Главной мыслью в concept store прослеживалось позиционирование особенного, дорогого стиля жизни, поэтому баланс брендов, лимитированные линейки одежды и разумная наполненность товаром являлись и являются важной деталью в ритейле такого формата. Однако идею бизнеса в духе concept store в Казахстане, а именно бренда PinkLabel, пришлось адаптировать под реалии местного рынка.

В частности, по словам основателя первого концептуального пространства Айнур Ахметовой, именно это новаторство помогло собрать вместе на одной площади 50 отечественных дизайнеров. Вместо разрозненных продаж им было предложено работать централизованно в хорошем районе (пространство PinkLabel появилось в стенах ТЦ «Зангар», бывший алматинский ЦУМ площадью 320 кв.м), с общей стратегией продвижения, а также рекламной и маркетинговой политикой. Для дизайнеров существуют определенные требования по периодичности обновления своих коллекций, качества пошива и подбора тканей.

Одним из жестких условий является требование по фиксированию цены продаж на уровне в PinkLabel. То есть, установив цену на свое изделие в concept store, дизайнер не может продать ее дешевле или дороже, используя, к примеру, рекламу в Instagram. Кросс-продажи на одной площади, при этом, возникают естественным образом благодаря отличительным друг от друга предложениям каждого дизайнера по видам изделия и размерам одежды.

Основными потребителями являются покупатели с чеком выше среднего, предпочитающие эксклюзивные вещи и поддерживающие модный мировой тренд патриотизма в выборе одежды и стиля.

«Два года назад такое предложение организации работы для дизайнеров было первым и единственным на рынке, это стало немаловажным фактором эффективного старта», - поясняет Айнур Ахметова. По результатам двухгодичной работы PinkLabel продажи каждого дизайнера в среднем увеличились на 40%, показатели некоторых возросли до 70%, а оборот самого шоу рума PinkLabel составляет около 9 млн тенге в месяц.

Изначально все выглядело, в принципе, довольно несложно, говорит она, но это только на первый взгляд. Первым делом нужно было собрать всех дизайнеров вместе. Важным условием было то, что это должны были быть именно казахстанские мастера, так как политика PinkLabel не предполагает включение в партнеры иностранных брендов. Известный или начинающий местный дизайнер – было не важным обстоятельством.

С 2006 года у бизнесвумен успешно действовал салон красоты «Мастерская стиля Айнур Ахметовой», где клиентам были представлены определенные интересные образцы местного пошива. Это было небольшое вкрапление, которое выгодно обыгрывало вкусовые горизонты и атмосферу стиля. Значимой прибыли от продаж это не приносило, но связи и необходимые контакты для диалога с нужными людьми помогло наработать. На консолидацию 50 дизайнерских брендов на концептуальной площадке PinkLabel ушло около года.

Главным аргументом стало место локации PinkLabel в старом центре Алматы, т.к. многие представители этого бизнеса испытывали трудности съема эффективных торговых метров. В этом и есть главное отличие казахстанского concept store от европейского. Если на западе подобный вид ритейла специально нацелен на богатого покупателя и пятизвездочный сервис, то в Казахстане такая организация позволяет снизить капитальные вложения каждого дизайнера без ущерба сервису. В стране нет своей легкой промышленности, поэтому себестоимость авторского пошива довольно высока. По словам Айнур Ахметовой, особенностью рынка казахстанского дизайна является нежелание и страх перед объединением в команду. Большинство дизайнеров продолжают пробовать себя самостоятельными игроками, даже неся при этом убытки.

Еще одним нелегким пунктом для организации concept store был сам факт конкуренции между дизайнерами в рамках одного пространства, что смущало сразу большинство тех, с кем велись переговоры. Стоит отметить, что ценовая политика партнеров в рамках бренда PinkLabel индивидуальная для каждого и соотношение может достигать разницу в 10 раз. Таким образом, из 150 мастеров готовыми к организованному ритейлу эксклюзивной одежды оказалось всего треть. Успех concept store в целом дизайнер и стилист Давид Кохан связывает с тем, что покупатель, прежде всего, приходит в подобные пространства за настроением и индивидуальным подходом в подборе гардероба и стиля в целом. Это и является одним из главных трендов на ближайшее время.

Что касается самого бизнеса продаж дизайнерской одежды в формате concept store, здесь есть несколько преимуществ перед другими формами ритейла: концепция создания целостного образа с помощью разных стилевых решений позволяет сочетать вещи разных торговых марок. К тому же сами дизайнеры зачастую не склонны к предпринимательству или не имеют достаточного времени и средств для разработки стратегии продвижения, маркетинговых приемов. А при правильном подходе к отбору ассортимента дизайнерской одежды, представленной в concept store, можно говорить об успешном развитии данного бизнеса и увеличении продаж на рынке сбыта.

Бизнесвумен Айнур Ахметова считает успешной для своего бизнеса стратегию агрессивного развития и позиции «руки на пульсе» мировых тенденций. Для этого пришлось пойти на дополнительные финансовые вливания и увеличить команду PinkLabel маркетологами, fashion-консультантами и IT-специалистами. Айнур Ахметова признается, что главным трендом для удержания позиций на рынке становится непрерывное обучение дизайнеров в рамках ее бренда, а также современный подход к ритейл-продажам с помощью IT. Первым прецедентом будет бутик люкс-класса в Esentai Mall в Алматы, продажи в котором начнутся к концу лета этого года. Площадь составит 220 кв.м. Именно там впервые применят способ продаж с помощью сенсорных панелей, веб-приложения и автоматизации всего процесса.

Увеличить обороты PinkLabel рассчитывается также за счет онлайн-продаж. А также выход в регионы с помощью франчайзи и личных инвестиций в новые локации.

По словам Айнур Ахметовой, в стране за короткий период формат concept store стал высоко конкурентным. Только за последний год в Алматы было открыто 5 подобных мультибрендовых пространств.

3156 просмотров

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций