Доставка на электровелосипедах: Киев-Варшава-Алматы

Курьерская служба DelFast, специализирующаяся на доставке малогабаритных грузов за час на электровелосипедах, выходит на рынок Алматы.

Доставка на электровелосипедах: Киев-Варшава-Алматы

Доставка на электровелосипедах: Киев-Варшава-Алматы

Курьерская служба DelFast, предложившая рынку Киева и Варшавы доставлять малогабаритные грузы за час на электровелосипедах, была признана одним из самых успешных украинских стартапов по итогам 2015 года. Алматы станет третьим городом, в котором начнет действовать сервис, и случится это уже в ближайший месяц. Узнав об этом, «Къ» решил связаться с основателем DelFast Данилом Тонкопием и более подробно расспросить его о проекте.

– Вы пришли к этой идее через анализ потребностей рынка или она как-то особенно связана со стилем жизни, который Вы ведете?

– Это стиль жизни не столько мой, как вообще всего мира. В наше время люди всё быстрее и быстрее хотят совершать разные действия. Весь мир ускоряется. В Интернете пользователи отводят секунду на открытие страницы, минуты на поиск товара и его оплату.А доставка все еще осуществляется сутки, двое или трое. Это атавизм. И сейчас в такой традиционной отрасли, как логистика, требуются радикальные тектонические сдвиги.

Нечто подобное совершили мы, и для этого нам понадобился один год. Если 1,5 года назад над нами смеялись, говорили: «Никто не доставляет за час, на что вы замахнулись?», то сейчас с DelFast работают 7 из 10 крупнейших украинских интернет-магазинов, банк номер один в стране – ПриватБанк, логистический оператор номер один – «Новая почта», агрегатор еды номер один – Eda.ua и многие-многие другие. Мы даем клиентам возможность заказывать на «сейчас», на «сразу».

– Скорость выполнения заказов достигается за счет использования электровелосипедов?

– Да. Но при этом значимым нюансом является и стоимость выполнения. Доставить за час можно, например, на мотоцикле, на мопеде, на скутере. Однако в этом случае, с учетом затрат на бензин или другое жидкое топливо, на масла, фильтры, стоимость обслуживания составит примерно $5 на 100 км или $1 на одну доставку. А электротранспорт позволит снизить эту сумму до $0,2 на 100 км. При той же скорости, как у мотоциклов и мопедов, мы на порядок дешевле. С другой стороны, если сравнить с классическими велосипедами, курьер может проехать 100 км и нам не понадобится его менять. Кроме того, мы не стоим в пробках. Если нет велодорожек, на байке где-то можно проехать между машинами, где-то срезать. За счет этого тоже достигается скорость доставки. Сейчастехнологии подошли к тому состоянию, что можно использовать электротранспорт в коммерческих целях. Пять лет назад было рано, через 5 лет все будут ездить на электротранспорте. Сейчас самое время заходить на рынок.

– Сколько электробайков насчитывает ваш парк, и насколько хватает заряда батарей?

– В нашем парке 85 велосипедов. Мы заряжаем их у себя на станциях, которых по Киеву на сегодняшний день пять. На одном заряде велосипеды проезжают 100–150 км, в зависимости от комплектации. Этого как раз хватает на день работы курьера. Плюс, есть сменные, легкозаменяемые батареи, а в крайнем случае,курьер может доехать до базы на педалях. Но это в конце дня бывает и не всегда. Кстати, мы полностью закупаем защитную экипировку для курьеров. Налокотники, наколенники, шлемы, светоотражающие жилеты.

– Эти велосипеды – ваше собственное ноу-хау или готовая разработка какого-то производителя?

– Мы покупаем обычные велосипеды (на Украине – фирмы Kamanch, в Алматы – фирмы Phoenix) и затем переоборудуем их. Ставим электродвигатель, аккумулятор, проводку, контроллеры и получается электровелосипед. Выжимаете ручку газа, и он поехал. Стоимость такой единицы транспорта варьируется от $1000 до $1500. Все зависит от батареек, от комплектации. Можно купить готовый электровелосипед за 500–600 баксов, но его заряда хватит на 30–35 км. Для коммерческой эксплуатации этого не достаточно.

– В одном из недавних постов на своей страничке в ФБ Вы писали, что на Startup Ukraine собирались рассказать, почему предпринимателю не нужны деньги на запуск проекта. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом. Сервис DelFast начинался с инвестиций?

– Да, мы начали с инвестиций. Сначала в сообществе Startup UA взяли $40 000 на проверку гипотезы, и в ноябре 2014 года совершили первую доставку в Киеве. Когда увидели, что идея работает, привлекли инвестиции Imperius Group в размере 250 тыс. долларов, пустив их на создание байков и дальнейшее развитие. Осенью прошлого года DelFast появился в Варшаве, а в ближайшее время наша служба появится на рынке Алматы.

Мой опыт, и я рассказывал об этом на Startup Ukraine, говорит о том, что сначала необходимо осуществить предпродажи и только потом приступать к производству. Не ко всем случаям это применимо, но в стартапах работает. Когда у меня появилась идея доставки за час на электровелосипедах, я сначала пошел к таким крупнейшим игрокам рынка, как интернет-магазин Rozetka и платформа Prom. Ua (в Казахстане она называется Satu.kz). Там я спросил, будут ли у меня покупать такую услугу за такую то сумму? Только когда я получил несколько утвердительных ответов, я пошел и взял деньги на производство.

– Сколько стоят услуги вашей доставки в сравнении с другими курьерскими службами?

– В Киеве мы берем 3 евро за часовую доставку. Другие службы примерно 2 евро, но у них доставка не за час, а, например, на следующий день или по графику «Закажи до двенадцати, получишь после шести». В Варшаве мы установили стоимость на услуги в размере 4 евро, в Алматы – около 2,5 евро.

– Каковы финансовые показатели DelFast спустя год работы, и какие у вас планы?

– Могу сказать, что мы в плюсе. Каждая станция себя окупает. Торговый оборот системы (gross merchandise volume) по Киеву составил более $4 млн. По популярности среди интернет-магазинов, DelFast находится в тройке лидеров. То есть, если открывается интернет-магазин, он обращается в одну из трех компаний: в «Новую Почту», «Мист Экспресс» или к нам.

Сейчас мы привлекаем новый раунд инвестиций и планируем заходить в Берлин, в Мадрид, в Рим и другие европейские страны. Там огромный спрос и нереализованный потенциал. Люди, гораздо чаще, чем мы, совершают покупки в интернете, но доставка за час в этих странах не развита.

Стоимость обслуживания  электротранспорта составляет $0,2 на 100 км.

Поговорив с Даниилом Тонкопием, «Къ» связался и с генеральным директором DelFast в Алматы Романом Шовкоплясом, подтвердившим, что подготовительный процесс практически завершен.

– Уже в феврале сервис начнет оказывать услуги на местном рынке. Стоимость доставки будет составлять 1000 тенге. До конца года в Алматы откроется 5 наших станций, а парк электробайков будет включать в себя 100 единиц техники. Максимальный вес посылки, который можно будет доставить через DelFast, не должен превышать 7 кг. Ограничения по габаритам – 50 на 50 см.

– Планируете ли вы подключать в сеть и другие города Казахстана и почему запускаетесь именно в Алматы, а не в Астане?

– В 2016 году приоритетом для нас станет Алматы. К сожалению, из-за погодно-климатических условий в Астане реализация такого проекта была бы невозможна. Для курьеров работать в экстремальных условиях было бы небезопасно.

– Будете ли вы каким-то образом содействовать появлению в Алматы все большего количества велодорожек?

– К сожалению, мы не имеем возможности как-то влиять на этот процесс, но что мы точно можем делать – это проводить пропаганду, потому как одна из причин, по которой мы запускаем наш проект, это содействие в решении проблем экологии. То, что для оказания услуг мы используем велосипеды на электричестве, является нашим вкладом. И мы, таким образом, хотим обратить внимание, что новые технологии способны менять ситуацию. Чем больше будет транспорта на электричестве, на газе, тем будет меньше выбросов.

Справка: Фонд Imperious Group оценил DelFast в $8 млн. В расчет были взяты увеличение количества доставок за год в пять раз (с1019 до 5324), рост b2b-клиентов до 367 и увеличения выручки с $1.5 до $11.5 тысяч.

 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg