Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


12087 просмотров

Хиджаб без арабского акцента

Зульфия Акатаева создает свою коллекцию мусульманской одежды – в свободной пока нише. За три недели прибыль от продажи моделей из первой коллекции составила около $1 тыс. Она дистанцируется от арабской моды и намерена жестко отстаивать свои авторские права.<br /><br />

Зульфия Акатаева создает свою коллекцию мусульманской одежды – в свободной пока нише. За три недели прибыль от продажи моделей из первой коллекции составила около $1 тыс. Она дистанцируется от арабской моды и намерена жестко отстаивать свои авторские права.

«Я зарегистрировала свою торговую марку ZufA – Зульфия Акатаева. Это бренд мусульманской дизайнерской одежды», – говорит «Къ» студентка Академии моды «Сымбат», призер (2-е место) казахстанского конкурса на создание линии мусульманской одежды для женщин «Әсем киім – әйел көркі – 2011». На нем Зульфия Акатаева презентовала свою первую коллекцию мусульманской одежды. В ней было шесть предметов для различных ситуаций: праздник, casual, офис и спортивная одежда. Последний вариант представляет собой платье, переходящее в головной убор-трубу из велюра с сеткой.

Ее проект выстрелил стремительно – сразу после конкурса девушке пришло около сотни предложений о покупке одежды. Буквально за три недели у нее набрался пул примерно из двух десятков клиентов, она продала около 60 головных уборов и 25 жилеток. Платок в ее исполнении стоит около 3–3,5 тыс. тенге, платье – максимум 15 тыс. тенге.

А началось все, как это часто бывает, с личной потребности. «Когда я покрылась, я столкнулась с отсутствием интересной одежды для мусульманок. А ведь мусульманки тоже хотят выглядеть красиво, они должны соответствовать своей должности и общественным ожиданиям», – поделилась Зульфия Акатаева.

Девушке помогла мама – профессиональный закройщик из Павлодара. Именно она взяла на себя организацию производства и воплощение дизайнерских идей дочери. В своей работе она использует систему кроя Lubox – достаточно знать рост и обхват груди человека, чтобы построить на него корректную выкройку. Теперь Зульфия Акатаева платит зарплату не только четырем швеям, менеджеру по продажам, но и собственной маме. «За три недели прибыль составила около $1 тыс. Это немного, но мы ведь только начали. Нашей одеждой уже интересуются не только в Казахстане, но и в Москве, и в Саратове», – сообщила она.

Правда, интерес этот не всегда бескорыстный. Дизайнеру уже дважды поступали предложения отшивать одежду в Кыргызстане или Турции, а ей платить проценты. «Но я отказалась. Во-первых, получится, что не они на меня работают, а я – на них. А во-вторых, мне хочется, чтобы одежда была именно made-in-Kazakhstan, в Кыргызстане и Китае шьют некачественно, нитки торчат», – сказала Зульфия Акатаева. По ее словам, производить одежду в Кыргызстане дешевле. Но в этом случае ее модели могут украсть. Подобный случай чуть не произошел: «Мой менеджер по продажам продала платок хозяйке бутика мусульманской одежды, и спустя некоторое время ее муж невзначай сказал своему другу, мужу моего менеджера, что эта хозяйка хочет поехать в Кыргызстан, чтобы заказать копии моего платка. Но после того как я дала понять, что буду судиться с каждым, кто попробует украсть мои модели, она дала задний ход». После этих случаев Зульфия Акатаева хочет нанять юриста, чтобы он мог защитить интересы ее торговой марки. Кроме того, она подала документы, чтобы запатентовать свои модели и заявку на товарный знак. Процесс регистрации одной вещи занимает около года. «Я думала, будет ли мне интересно заниматься своими моделями через год, но решила, что если мои модели будут отшивать по патенту, процент мне в любом случае не повредит», – пояснила дизайнер. Из соображений уникальности она не занимается и индивидуальными заказами: как правило, они сводятся к копированию уже существующих моделей, а желания клиентов сводятся к фразе «А сшейте мне такое же». «Я не хочу так работать, потому что мне могут предъявить обвинение в плагиате», – пояснила Зульфия Акатаева. Не работает она и с мужчинами. Мусульманке, чтобы бизнес был «халал», нежелательно часто контактировать с ними. Кроме того, «для создания мужских моделей у меня нет вдохновения», сказала она.

В настоящее время Зульфия готовит новую casual-коллекцию. Она рассчитана на зимне-весенний период и, предположительно, будет сочетать деним с плотным шерстяным трикотажем. Возможно, также появятся аксессуары (клатчи, чехлы для ноутбуков, сумки) из искусственного войлока. Натуральный подобрать сложнее. «Либо цветов вообще нет, либо они ядовитые, кричащие», – пояснила она. Также в коллекции появятся одна-две свадебные модели. По словам г-жи Акатаевой, в новом сезоне будет много красного, модным станет гипюр, наложенный на трикотаж. Но активно за подиумными трендами она не следит, а то, что видит, интерпретирует в соответствии с мусульманскими традициями скромности. Поэтому красный приглушается, например, сеткой.

Зульфия Акатаева дистанцируется также от арабской моды: по ее мнению, арабский стиль не свойственен Казахстану: «Казахстану не нравится арабизация, поэтому широкие арабские платья с богатой вышивкой и рукавами «летучая мышь» воспринимаются в обществе негативно». Правда, выраженный национальный орнамент тоже не пользуется спросом, больший интерес вызывают намеки на национальный колорит. Например, традиционное для казахстанского кроя наложение воланов.

В ближайшем будущем дизайнер планирует снизить свои издержки, закупая сырье оптовыми партиями, – раньше в этом не было необходимости. Кроме того, в конце декабря она хочет запустить сайт для продвижения своих коллекций. «В Казахстане рынок дизайнерской мусульманской одежды не заполнен, поэтому мы хотим сначала продвигаться здесь. А потом будем выходить в другие регионы, например, в Россию. Собственно, только российских дизайнеров я и вижу в качестве своих конкурентов», – считает Зульфия Акатаева.

165 просмотров

Как открыть бизнес по доставке еды на несформированном рынке

И какие последствия могут ожидать стартапера

фото: shutterstock.com

Как работал первый алматинский бизнес по доставке продуктов и еды из ресторанов и почему закрылся. История Таира Балбаева, который предложил рынку услугу доставки, когда это еще не было массовым трендом.

Первая служба доставки продуктов Friday появилась в Алматы в 2002 году. Ее организовал предприниматель Таир Балбаев. Он арендовал под склады подвал бизнес-центра, расположенного в самом центре Алматы, на пересечении проспектов Абая и Достык. Вдоль стен помещения разместили стеллажи с продуктами, в центре зала посадили операторов, которые принимали звонки на легко запоминающийся телефонный номер... Но первое время по «легкому» номеру звонили крайне редко. Почему?

Как рекламировался стартап в эру «до интернета»

К первым расходам – на аренду (площадь помещения – 250 кв. м, стоимость аренды – $5 за «квадрат»; в ремонт помещения было вложено $5 тыс., их вычли из стоимости аренды) добавились затраты на маркетинговую активность. Доступ к интернету в начале двухтысячных был скорее редкостью, чем правилом, мобильного интернета не было совсем. Так что каталог продукции сделали традиционный для того времени – печатный.

«Этот ход был вынужденный, дорогой и, к сожалению, осознанно убыточный», – вспоминает Таир Балбаев.

Бумага не успевала оперативно отражать регулярно меняющиеся цены. Но другого инструмента, чтобы донести до рынка ценность услуги, не было. Печатный каталог Friday распространяли по салонам красоты и бизнес-центрам. Даже когда на местах оказалось 70% тиража, звонков не было.

«Я выбросил на ветер примерно $15 тыс. Пришлось перейти на листовки и рекламу в листках супермаркетов», – констатирует г-н Балбаев.

Как уговорить клиента сделать покупку

Решая, как формировать ассортимент и как мотивировать покупателя, Балбаев с командой остановились на варианте различных типов корзин. Например, корзина выходного дня (хлеб, колбаса, яйца, соки), корзины для приема гостей и так далее. Такой подход позволял добиться минимальной солидарной скидки с премиум-товара, который включался в корзину.

Расчет был на психологию покупателя, который предложение оценивает по товарам-маркерам: хлеб, молоко, яйца. Маржа у этих продуктов обычно невысокая. Если ее еще немного снизить за счет маржи другого товара, то автоматически у покупателя возникает ощущение выгодной покупки – он не обращает внимания, что скидки касаются самых доступных товаров, перенося восприятие на корзину в целом. А премиальный товар в корзине позволяет продавцу не только компенсировать скидки с товаров-маркеров, но и заработать.

Идея создателей Friday была в том, чтобы переключить на себя поток платежеспособных людей и создать канал полуоптовой торговли с доставкой.

«Я хотел залезть в 30-процентную маржу супермаркетов и предлагал товар дешевле и без поездок по магазинам», – вспоминает Таир Балбаев.

Из оригинальных сборных предложений от Friday – накануне Нового года компания закупила елки оптом и продавала их в наборе с продуктами. «Новогодний» вариант оказался востребованным.

Время – деньги

Предприниматель выделяет главную проблему проекта – потеря времени, которого тогда уходило слишком много на сбор и доставку товара. Особенно критично это было с доставкой еды.

«Мы договорились с супермаркетом «Меркур» как с основным поставщиком товара, и я тренировал сборщиков по быстрому поиску и сбору товара по полкам супермаркета», – говорит Таир Балбаев (модель сбора товаров с полок супермаркетов активно используется службами доставки до сих пор, хотя появились и службы доставки с собственными складами, созданными именно под задачу быстрого сбора заказа – «Курсив»). Вторая по важности проблема – высокая себестоимость доставки, снизить ее не получалось. Friday пыталась сотрудничать с таксопарками, но это не помогло. Пришлось купить машины, и в службу такси обращались, только если заказов было слишком много.

Рестораны против доставки

Чтобы стимулировать клиента покупать больше, Friday ввела бесплатную доставку при заказе от 7 тыс. тенге. Стали доставлять готовую еду из ресторанов, главными заказчиками выступали крупные предприятия. На этом рынке у Friday был конкурент – «Дастархан», но он развозил только еду собственной сети ресторанов, причем стоимость развозки добавлялась к общему счету.

«Я предложил рынку доставку еды из любого ресторана города», – говорит Таир Балбаев.

Ресторанам это было в новинку, делиться прибылью они не хотели. Тогда Friday стал доставлять готовую еду бесплатно при условии достижения определенной стоимости заказов. Сразу сформировался пул постоянных корпоративных клиентов, проводящих торжества. Позже таким клиентам стала доступна услуга «еда в кредит». Это сработало и увеличило обороты.

«Мне пришлось договариваться и «перевешивать дебиторку» на поставщиков», – говорит Таир Балбаев.

Случались и эксцессы: иногда компания просто переезжала и «забывала» про долги. По словам предпринимателя, в первые четыре месяца ему удалось вывести операционную прибыль компании на уровень $5 тыс., дальше прибыль росла, но не стабильно. В итоге первый алматинский бизнес по доставке был закрыт.

«Я не смог превратить бизнес в системный, оптимизировать и упорядочить процессы в то время оказалось невозможным», – резюмирует Таир Балбаев, чья бизнес-идея явно опередила рынок.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций