Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


5019 просмотров

Снежный КОМмерсант

Совладелец «БИПЭК Авто» Анатолий Балушкин занимается не только автомобилями. В сферу его интересов входит также оздоровительный и горнолыжный бизнес. В частности, он владеет горнолыжным курортом «Нуртау». Предприниматель надеется, что, по сравнению с прошлым годом, этой зимой поток клиентов не снизится. Если его расчеты оправдаются, то за год он сможет заработать минимум 44 млн тенге, не считая гостиничных услуг.<br /><br />

Снежный КОМмерсант

Снежный КОМмерсант
Совладелец «БИПЭК Авто» Анатолий Балушкин занимается не только автомобилями. В сферу его интересов входит также оздоровительный и горнолыжный бизнес. В частности, он владеет горнолыжным курортом «Нуртау». Предприниматель надеется, что, по сравнению с прошлым годом, этой зимой поток клиентов не снизится. Если его расчеты оправдаются, то за год он сможет заработать минимум 44 млн тенге, не считая гостиничных услуг.

Бизнесмен Анатолий Балушкин владеет ТОО «Рахмановские ключи», куда входят бальнеологический курорт на радоновых источниках «Рахмановские ключи», гостиничный комплекс «Порт Фортуна» и горнолыжный курорт «Нуртау» (бывшие «Княжьи горы»).

Господин Балушкин купил ГК в 2006 году и с тех пор вложил в нее 185 млн тенге. На эти деньги за пять лет он установил вторую канатную дорогу, оборудовал дополнительный склон для взрослых и детский склон впридачу, приобрел ратрак. Правда, снежных пушек на горе пока нет.

Кроме того, были уложены подъездные пути, открыты ресторан «Намедни» с детской площадкой, беседки, пункты проката, а на вершине горы построено кафе. Заодно была отлажена инфраструктура: уложена тротуарная плитка, заасфальтированы дороги, протянута ЛЭП, установлены дизельгенераторы и трасформаторы.

Для подготовки к нынешнему сезону компания потратила 6 млн тенге собственных средств. На эти деньги строятся дополнительные утепленные беседки и ремонтируются канатные дороги.

Как сообщил «Къ» директор «Рахмановских ключей» Александр Шушаников, цены на проживание, подъемник и прокат останутся на уровне прошлогодних. Например, нижний предел цен на номера – 6500 тг/сут, стоимость подъемов в будни – 250 тенге. А средний чек на один день для семьи из 4-х человек составит около 4 тыс. тг/чел (сюда входят: стоянка, спортивный инвентарь, подъемник, обед в кафе). Из-за того, что базовые цены не изменятся, дополнительных скидок к прайсу не предусмотрено.

Приезжают в «Нуртау» жители Восточного Казахстана, Акмолинской и Павлодарской областей. «К тому же, наша база очень популярна среди россиян, к нам едут Новосибирск, Красноярск, Барнаул, Новокузнецк», – уточил г-н Шушаников. Относительно потока клиентов директор «Рахмановских ключей» высказывает осторожный оптимизм: «Динамика, в целом, положительная. Надеемся, что количество клиентов будет не меньше уровня прошлого года».

Всего в прошлом году на курорте побывали около 11 тыс. человек. Причем, если несколько лет назад преобладали клиенты от турагентств, то сейчас многие лыжники приезжают на курорт самостоятельно. Между тем, по опыту уральских горнолыжных центров, такая стратегия может свидетельствовать о том, что спрос на услуги центра еще не превышает предложение: если бы клиенты столкнулись с отсутствием номеров из-за того, что «все уже выкуплено», они вынуждены были бы обращаться к турфирмам.

По словам г-на Шушаникова, в настоящее время «Нуртау» конкурирует с горнолыжными базами Восточного Казахстана. Это, в частности, ГК «Алтайские Альпы» (22 км от Усть-Каменогорска) и Stardust camp (возле Риддера). Основной вид отдыха – туры выходного дня и «покатушки после работы». Впрочем, назвать лидера отрасли он затруднился: «Сфера горнолыжного туризма в Казахстане является наименее изученной, каждый идет своей дорогой, все данные достаточно закрыты».

По мнению г-на Шушаникова, на «Нуртау» работает его безопасность: из-за особенности ландшафта нет угрозы схода лавин. Эта проблема более актуальна для тянь-шанских центров. Напомним, в конце февраля 2009 года, несмотря на плановые спуски, под лавиной на ГК «Ак Булак» погибли двое лыжников. Оба – сотрудники самого горнолыжного комплекса.

Кроме того, трассы «Нуртау» подходят для начинающих: они – ровные и широкие. К тому же, на подъезде к комплексу нет горных серпантинов: дорога идет по равнине. Снижена и вероятность столкновения горнолыжников и бордеров с «ходоками»: санки, лошади, беговые лыжи и коньки находятся на другой площадке.

Единственное, что может повлиять на турпоток «Нуртау» – неблагоприятные погодные условия: если снег не выпадет, или растает, или не установится снежный покров. «Даже в условиях кризиса горнолыжный сегмент туристического рынка пострадал менее других. Горнолыжникам сложнее отказать себе в любимом виде отдыха. Они лучше выберут вариант подешевле, сэкономят на сроках, чем пропустят сезон», – признался директор «Рахмановских ключей», сам – заядлый горнолыжник.

Кроме безопасности, Александр Шушаников указывает на работу над качеством предлагаемого продукта. Однако в настоящее время «качество» – понятие нерегламентированное. Как он сам признался, в настоящее время взаимоотношения собственника ГЛК, государства, контролирующих органов и клиентов ГЛК законодательно не определены. «Решением многих проблем была бы разработка «Закона о горах». Он должен включать нормативные акты по строительству трасс, их состоянию, правила безопасности. У нас в стране нет организации, которая бы контролировала деятельность курортов, соответствие их минимальному набору услуг (склоны-подъемники-кафе-медпункты-прокат-туалеты-спасатели-парковка). Есть инструкторы, но нет тех, кто проверяет процесс обучения, качество их работы, квалификацию», – посетовал г-н Шушаников.

Если бы государство помогло развивать казахстанский турпродукт, горнолыжный туризм мог бы приносить более весомый доход. «Так, если в среднем турист, который ездит на море, тратит 40 евро в день, то другой, который ездит отдыхать в горы, тратит до 250 евро в день. При минимальных нагрузках на природный ресурс мы можем получать те же деньги, которые зарабатывают ведущие туристические державы мира. Потенциал развития внутреннего туризма Казахстана – огромен, нужны лишь соответствующая поддержка и участие государства», – подсчитал Александр Шушаников.

Если бы его мечты сбылись, «Нуртау» приносил бы не 44, а 563,8 млн тенге в год.

633 просмотра

Казахстанские ремесленники засматриваются на опыт узбекских коллег

Поможет ли он им

Фото: Shutterstock

Пока местные власти Мангистауской области ставят перед собой задачу создать из Актау «казахстанскую Анталию» и к 2025 году увеличить обслуживание туристов до 700 тысяч человек в год, приезжающие на Каспийское побережье в память об отдыхе увозят с собой сувениры Made in China. С какими проблемами сталкиваются казахстанские ремесленники и как обстоят дела в сопредельных государствах, выяснял «Курсив».

Казахстан

Не секрет, что Мангистауская область имеет огромные возможности для привлечения туристов из разных стран. Немало в Мангистауской области умельцев, которые занимаются изготовлением изделий в национальном стиле из войлока, сувениров из ракушек и художественных миниатюр на камушках с Каспийского побережья. Но проблема в том, что продавать свою продукцию мастерам негде. Прилавки торговых центров завалены дешевыми сувенирами из Китая. В регионе нет ни одного центра ремесел, куда могли бы прийти туристы, посмотреть, как создается та или иная уникальная вещь в казахском национальном стиле, приобрести ее, пройти мас­тер-класс по ее изготовлению. 

«Это миллионы тенге, которые могли бы зарабатывать и область, и страна. Но их нет, и они не появятся, если не оказать поддержку ремесленникам», – отметила в комментариях «Курсиву» соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области» Диана Ботаева. 

В Мангистауской области проживают всего четыре женщины (во всем Казахстане их чуть больше десятка), которые могут изготавливать казахские юрты от начала до конца по древним технологиям. Одна из них – Ауес Сагинаева. Она возглавляет Ассоциацию ремесленников Мангыстауской области и вот уже два года бьется с местными властями за помещение, где можно было бы создать центр ремесел. 

«Сейчас те мастера, что живут и работают в Мангистау, не могут выйти на рынок в масштабах области или города, так как изготавливают свои изделия в квартирах или подсобных помещениях. Иностранные туристы просят отвезти их в центр, где они могли бы приобрести национальные сувениры, но у нас такого нет», – рассказывает Ауес Сагинаева, отмечая, что для реализации своих изделий у местных мастеров есть редкие возможности – во время ярмарок и выставок. 

По мнению г-жи Сагинаевой, у ремесленников должно быть одно постоянное место для работы и презентации их продукции. 

В свою очередь Диана Ботаева отмечает, что ремесленники нуждаются в господдержке на всех уровнях, а не только на местном. 

«В прошлом году обращались к акиму города о необходимости содействия в поиске места. Нам ответили, что подходящего здания в черте города нет. Вопрос был поднят и на одной из встреч с акимом области. Но у нас только любят кричать о традициях.Сейчас рынок нашей страны перенасыщен китайской сувенирной продукцией, изделиями из Кыргызстана и Узбекистана. В некоторых странах смогли принять программы по поддержке национальных ремесел, у нас пока этого нет», – говорит соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области». 

Узбекистан 

У южного соседа РК с поддержкой ремесленников дела обстоят гораздо лучше. В Узбекистане, как, впрочем, и в Казахстане, существует Республиканская ассоциация ремесленников «Хунарманд», число ее членов превысило уже 30 тыс. 

Как отмечает пресс-секретарь ассоциации Нилуфар Хотамова, указом президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» им предоставлены беспрецедентные льготы и преференции, всего их около 40. 

«Они освобождены от налогов на доходы, получаемые от реализации изделий. Кроме того, при аренде объектов госсобственности ремесленники платят только 50% от установленной ставки, также им предоставляются в аренду места в исторических и культурных объектах по всей стране, где они свободно могут продавать свою продукцию», – сказала в комментариях «Курсиву» Нилуфар Хотамова. 

Рекламировать свою продукцию узбекистанские ремесленники могут по льготным расценкам, экспортировать напрямую, за иностранную валюту, а выручка от продажи продукции в рамках участия в зарубежных выставках в Узбекистане не считается экспортной выручкой и не облагается налогом. В крупных исторических городах этой страны созданы центры ремесленничества, где располагаются магазины и мастерские, – здесь можно посмотреть, как изготавливаются изделия, принять участие в мастер-классах и приобрести понравившиеся работы. 

«Что касается продукции из Китая, то она не конкурент местной продукции. Такие товары в основном доминируют лишь в сегменте религиозных сувениров, например четки, коврики», – добавила Нилуфар Хотамова.

Кыргызстан 

После развала СССР ремесленники оказались невостребованными. Кое-какие предприятия все же появились, самые крупные из них работают исключительно по заказам Европы. Но в большинстве своем мастера изготовляют национальные изделия в основном на дому. 

«Льгот никаких для них нет, запад перестал давать гранты на ремесленничество. Сейчас наблюдается некоторое затишье, меньше стало как самих ремесленников, так и их продукции», – рассказала «Курсиву» руководитель ОО «Кыргызское наследие и союз ремесленников» Алмажан Мамбетова.

По ее мнению, главными причинами такой ситуации стало повышение цен на сырье, высокая стоимость аренды мастерских и отсутствие поддержки от государства. 

«Шерсть очень дорогая. Практически все сырье мы экспортируем в Китай. Собственного производства шелка в стране нет. Ремесленникам нужны мастерские, а они многим не по карману. В Бишкеке, к примеру, аренда 1 кв. м такого помещения стоит от 300 сомов, что эквивалентно 1700 тенге. Это очень дорого для нас», – отметила Алмажан Мамбетова. 

Также, по ее словам, ремесленникам нужны договоры с соседними странами, от которых они получают сырье, для того чтобы для них оно было дешевле в разы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций