Перейти к основному содержанию


5435 просмотров

Охлажден до совершенства

Владелец Усть-Каменогорской птицефабрики Серик Толукпаев первым в Казахстане начал продавать охлажденное, а не замороженное, мясо птицы. Дальнейший рост и развитие отрасли птицеводства в Казахстане, по его мнению – в создании вертикально интегрированных холдингов с собственной кормовой базой и глубокой переработкой мяса. В планах бизнесмена в ближайшей перспективе – создать именно такой холдинг. <br /><br />

Владелец Усть-Каменогорской птицефабрики Серик Толукпаев первым в Казахстане начал продавать охлажденное, а не замороженное, мясо птицы. Дальнейший рост и развитие отрасли птицеводства в Казахстане, по его мнению – в создании вертикально интегрированных холдингов с собственной кормовой базой и глубокой переработкой мяса. В планах бизнесмена в ближайшей перспективе – создать именно такой холдинг.

Бизнесом Серик Толукпаев начал заниматься в 90-е годы. Начинал с того, что привозил в Усть-Каменогорск сигаретыиз Алматы. Стартовый капитал составлял $1 тыс. В последующем бизнес вырос в одну из региональных дистрибьюционных компаний– «Айтас Дистребьюшен».

В 2000 году предприниматель задумался о диверсификации бизнеса. «Мы продавали самые разнообразные продукты питания, но было четкое понимание, что надо что-то менять и двигаться дальше, либо в розницу, либо в производство», – пояснил «Къ» Серик Толукпаев.

Предприниматель решил открыть сеть магазинов «Аймар». Впоследствии бизнес был продан компании «Раимбек». Параллельно шли переговоры с венчурным фондом Европейского банка развития, который продавал 100% акции Усть-Каменогорской птицефабрики. В ноябре 2004 (через 1,5 года после начала переговоров) Серик Толукпаев приобрел 100% акций. Средства были заемными. Весь кредит был погашен в 2009 году.

«Уже в то время это была хорошая фабрика. Нам повезло, там были введены корпоративные стандарты. Самой сильной стороной была прозрачность компании. По сути, у нас – самая долгая история аудирования в аграрном секторе», – говорит акционер фабрики.

В 2004 году мощность фабрики составляла 10 тыс. тонн в год. По словам г-на Толукпаева, венчурный фонд раньше использовал завод на максимальную мощность. «Они хорошо сделали предпродажную подготовку, то есть мы видели хорошую финансовую отчетность, растущие производственные показатели. Со времени выкупа завода мы смогли добавить к мощностям только 20%», – поясняет СерикТолукпаев.

С 2004 года в компанию было инвестировано порядка $35 млн. Как рассказывает г-н Толукпаев, эта отрасль – очень капиталоемкая. Например, чтобы запустить фабрику мощностью 10 тыс. тонн, необходимо вложить $30 млн

В следующем году птицефабрика выходит на новую мощность –20 тыс. тонн в год. Планируемый оборот составит 8 млрд тенге в год. Сейчас производство составляет 12 тыс. тонн в год.

Эффективность использования производственных площадей вырастет на 40%, производительность труда – на 41%, выработка продукции на одного работника составит $60 тыс. в год против $40 тыс. на сегодняшний день. Количество персонала планируется увеличить всего на 100–120 человек, сейчас на фабрике работают порядка 746 сотрудников.

В 2009 году компания первой в Казахстане запустила производство охлажденной курицы. Сейчас производство охлажденного и замороженного мяса составляет 50 на 50.

«Производить охлажденку начинают и другие компании. Мы охлаждение запустили в 2009 году. На тот момент это был новый продукт для рынка, очень вовремя мы запустились – практически параллельно с торговым центром «Метро», с которым впоследствии был заключен, по сути, эксклюзивным контракт, так как высокие стандарты «Метро» пока может выдерживать только наша продукция», – говорит акционер компании.

Основной упор при сбыте предприниматель делает на развитие сетей фирменных магазинов. Компания предоставляет МСБ весь комплект оборудования для организации торговых точек, обучает специалистов, поставляет продукцию. «Магазины есть в Астане, в Павлодаре и Усть-Каменогорске. В Алматы пока нет таких магазинов, так как производимого объема недостаточно», – говорит он.

Производители, размещаямагазины таким образом, пытаются оградитьсебя от российских производителей, со стороны которых, по словам СерикаТолукпаева, уже сейчас наблюдается демпинг. «Мы пытаемся закрыться от россиян, отсечь их вдоль границы, то есть застолбить казахстанскую территорию за собой», – поясняет он.

Сейчас СерикТолукпаев планирует выстроить вертикальноинтегрированную компанию.

«Мы работаем над проектом орошаемого и неорошаемого земледелия для обеспечения собственной кормовой базы. В этот проект мы собираемся заходить вместе с IFC. Сейчас мы ведем переговоры на тему распределения долей», – говорит г-н Толукпаев.

Инвестиции в земледелие –по самым нескромным подсчетам –составляют $150 млн, порядка 40 тыс. гектаров земли – орошаемое земледелие ( 1 га–$3 тыс.) и 30 тыс. га – неорошаемое земледелие (1га– $1 тыс.).

«Мы рассчитываем на господдержку. Сейчас есть программа, которая предусматривает поддержку инфраструктуры для орошаемых земель, акимат нас уже готов поддержать. Конечно, мы будем думать над оптимизацией и искать более оптимальные решения. Это – «длинный» проект, рассчитанный на 10 лет. Около $10 млн мы хотим получить от IFC. Порядка $40–50 млн будут наши собственные инвестиции и около $40–50 млн – заемный капитал», – рассказывает акционер фабрики.

Параллельно ведется работа над проектом глубокой переработки мяса. Планируется производство деликатесов и колбас премиум-класса. Стоимость проекта составляет $ 3 млн

«Проект очень интересный, думаю, мы сделаем хороший бренд. Мы собираемся работать в премиальном сегменте, где будут полностью исключены любые добавки, в виде сои и т.д. Это будет 100% мяса. Я думаю, у нас все получится», – резюмирует г-н Толукпаев.

Балансовые показатели на 1 июля 2011 годаСобственный капитал – 3, 97 млрд тенге.
Совокупные активы – 7,55 млрд тенге.
Объем продаж – 2,33 млрд тенге.
Чистая прибыль – 496, 659 млн тенге.
ROA –6,57%, ROE –12,49%,
ROS – 26,61%.

1149 просмотров

Как в Казахстане заработать на росте населения

Кейс из Аксу

Фото: Shutterstock.com

Для малышей родители покупают самое лучшее. Это дает возможность развивать легкую промышленность, пусть пока и на уровне индивидуального предпринимательства.

Свой бизнес

На днях предпринимательница из города Аксу Дарья Ларичева завершает ремонт в выделенном с помощью местных властей помещении и готовится поставить на поток бизнес по пошиву одежды для новорожденных.

Начинала свое дело молодая женщина с того, что лучше всего умеет делать. За плечами было обучение в колледже, где она освоила портняжное дело, и, пусть и небольшой, опыт работы в различных ателье. Вот и решила всерьез заняться шитьем. Важно было найти свою нишу, но подсказку дали жизненные обстоятельства.

Началось все с конверта и одеяла, которые она подготовила для своего ребенка. Обновы спонравились ее знакомой, и та попросила сшить что-то похожее и для нее. Так пошли заказы. Молодые мамы оказались самыми благодарными заказчиками, с ними было проще найти общий язык.

Об инвестициях

Решив стать предпринимателем, Дарья поняла, что необходимо обзавестись хотя бы минимальным набором машинок и тканей. Взяла кредит в 500 тыс. тенге. Поскольку детская одежда требует только натуральных тканей хорошего качества, нашла торговую точку с материалом, соответствующим этим требованиям. В настоящее время женщине все еще приходится покупать ткани и сопутствующий материал у посредников, но она надеется со временем эту ситуацию изменить и приобретать необходимое по оптовым ценам большими объемами.

Поиск помещения оказался следующим этапом. Найти такое по минимальной цене аренды – 10 тыс. тенге в месяц – помогли местные власти. В результате она стала обладательницей небольшой площадки, где разместила свою мастерскую, перевезла туда оборудование и занялась ремонтом. Все идеи для оформления придумала сама. Есть уже и название будущего бренда одежды, который начинающая предпринимательница планирует в перспективе зарегистрировать.

«Это я сделаю позже, когда смогу начать производить одежду большими партиями. Но для этого мне необходимо подобрать коллектив, что оказалось не самой простой задачей», – рассказала «Курсиву» Дарья Ларичева.

Кадры решают всё

Во время практики в колледже, а девушка проходила ее на известном в Павлодаре предприятии по пошиву модной одежды, ее приставили к мастеру по головным уборам. Сами изделия ее не сильно заинтересовали. Но полезный опыт на производстве она получила, научившись выстраивать отношения в коллективе, что всегда необходимо в бизнесе.

«Решив взять на работу помощника, столкнулась с проблемой отсутствия кадров. И здесь важно даже не то, насколько хорошо ты владеешь навыками шитья, а отношение к работе. Когда я сама была в качестве наемного работника, то понимала, что как бы ты себя ни чувствовал, что бы ни произошло, надо выполнить поставленную задачу. Вот таких, близких по духу, людей оказалось найти сложно», – говорит предпринимательница.

Она планирует делать ставку на выпускников того самого колледжа, где училась сама.

Детали дела

Производство одежды – процесс длительный и кропотливый. Начинается с идеи. Маркетинговые исследования Дарья проводит самостоятельно: изучает рынок, общается с заказчиками.

«Естественно, сегодня что-то новенькое можно подсмотреть в интернете, но обязательно вносишь в модель свои решения», – говорит Дарья Ларичева.

По ее словам, при приобретении сырья очень важно соблюсти баланс цены и качества, чтобы изделия были доступны покупателю.

«Пока я шью небольшие линейки продукции. В планах найти оптовиков в той же столице и отдавать им партии одежды по той же цене, что я реализую в Аксу. Ну а там они уже пусть свою цену назначают», – поделилась предпринимательница.

К слову, модели, которые она шьет, значительно дешевле, чем привозные, которые сегодня реализуются в регионе. По словам начинающей предпринимательницы, сейчас главное для нее – закрепиться на рынке. Возраст детей, на которых она ориентируется, – от нуля до трех лет. Основной ассортимент – постельное белье для детских кроваток, бортики для них, которые она мастерит как отдельные подушки в виде симпатичных зверушек, ортопедические подушки для младенцев по особой выкройке. Причем каждая подушка снабжается инструкцией по уходу. А еще платья, боди, распашонки, особые хлопчатобумажные пинетки, нарядные повязки для головы и многое другое.

В ближайших планах Дарьи Ларичевой привлечь новую возрастную категорию – наладить производство постельного белья для детей постарше, вплоть до подросткового возраста. А пока хозяйка ателье мечтает о собственной франшизе.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций