Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


5480 просмотров

Охлажден до совершенства

Владелец Усть-Каменогорской птицефабрики Серик Толукпаев первым в Казахстане начал продавать охлажденное, а не замороженное, мясо птицы. Дальнейший рост и развитие отрасли птицеводства в Казахстане, по его мнению – в создании вертикально интегрированных холдингов с собственной кормовой базой и глубокой переработкой мяса. В планах бизнесмена в ближайшей перспективе – создать именно такой холдинг. <br /><br />

Охлажден до совершенства

Охлажден до совершенства
Владелец Усть-Каменогорской птицефабрики Серик Толукпаев первым в Казахстане начал продавать охлажденное, а не замороженное, мясо птицы. Дальнейший рост и развитие отрасли птицеводства в Казахстане, по его мнению – в создании вертикально интегрированных холдингов с собственной кормовой базой и глубокой переработкой мяса. В планах бизнесмена в ближайшей перспективе – создать именно такой холдинг.

Бизнесом Серик Толукпаев начал заниматься в 90-е годы. Начинал с того, что привозил в Усть-Каменогорск сигаретыиз Алматы. Стартовый капитал составлял $1 тыс. В последующем бизнес вырос в одну из региональных дистрибьюционных компаний– «Айтас Дистребьюшен».

В 2000 году предприниматель задумался о диверсификации бизнеса. «Мы продавали самые разнообразные продукты питания, но было четкое понимание, что надо что-то менять и двигаться дальше, либо в розницу, либо в производство», – пояснил «Къ» Серик Толукпаев.

Предприниматель решил открыть сеть магазинов «Аймар». Впоследствии бизнес был продан компании «Раимбек». Параллельно шли переговоры с венчурным фондом Европейского банка развития, который продавал 100% акции Усть-Каменогорской птицефабрики. В ноябре 2004 (через 1,5 года после начала переговоров) Серик Толукпаев приобрел 100% акций. Средства были заемными. Весь кредит был погашен в 2009 году.

«Уже в то время это была хорошая фабрика. Нам повезло, там были введены корпоративные стандарты. Самой сильной стороной была прозрачность компании. По сути, у нас – самая долгая история аудирования в аграрном секторе», – говорит акционер фабрики.

В 2004 году мощность фабрики составляла 10 тыс. тонн в год. По словам г-на Толукпаева, венчурный фонд раньше использовал завод на максимальную мощность. «Они хорошо сделали предпродажную подготовку, то есть мы видели хорошую финансовую отчетность, растущие производственные показатели. Со времени выкупа завода мы смогли добавить к мощностям только 20%», – поясняет СерикТолукпаев.

С 2004 года в компанию было инвестировано порядка $35 млн. Как рассказывает г-н Толукпаев, эта отрасль – очень капиталоемкая. Например, чтобы запустить фабрику мощностью 10 тыс. тонн, необходимо вложить $30 млн

В следующем году птицефабрика выходит на новую мощность –20 тыс. тонн в год. Планируемый оборот составит 8 млрд тенге в год. Сейчас производство составляет 12 тыс. тонн в год.

Эффективность использования производственных площадей вырастет на 40%, производительность труда – на 41%, выработка продукции на одного работника составит $60 тыс. в год против $40 тыс. на сегодняшний день. Количество персонала планируется увеличить всего на 100–120 человек, сейчас на фабрике работают порядка 746 сотрудников.

В 2009 году компания первой в Казахстане запустила производство охлажденной курицы. Сейчас производство охлажденного и замороженного мяса составляет 50 на 50.

«Производить охлажденку начинают и другие компании. Мы охлаждение запустили в 2009 году. На тот момент это был новый продукт для рынка, очень вовремя мы запустились – практически параллельно с торговым центром «Метро», с которым впоследствии был заключен, по сути, эксклюзивным контракт, так как высокие стандарты «Метро» пока может выдерживать только наша продукция», – говорит акционер компании.

Основной упор при сбыте предприниматель делает на развитие сетей фирменных магазинов. Компания предоставляет МСБ весь комплект оборудования для организации торговых точек, обучает специалистов, поставляет продукцию. «Магазины есть в Астане, в Павлодаре и Усть-Каменогорске. В Алматы пока нет таких магазинов, так как производимого объема недостаточно», – говорит он.

Производители, размещаямагазины таким образом, пытаются оградитьсебя от российских производителей, со стороны которых, по словам СерикаТолукпаева, уже сейчас наблюдается демпинг. «Мы пытаемся закрыться от россиян, отсечь их вдоль границы, то есть застолбить казахстанскую территорию за собой», – поясняет он.

Сейчас СерикТолукпаев планирует выстроить вертикальноинтегрированную компанию.

«Мы работаем над проектом орошаемого и неорошаемого земледелия для обеспечения собственной кормовой базы. В этот проект мы собираемся заходить вместе с IFC. Сейчас мы ведем переговоры на тему распределения долей», – говорит г-н Толукпаев.

Инвестиции в земледелие –по самым нескромным подсчетам –составляют $150 млн, порядка 40 тыс. гектаров земли – орошаемое земледелие ( 1 га–$3 тыс.) и 30 тыс. га – неорошаемое земледелие (1га– $1 тыс.).

«Мы рассчитываем на господдержку. Сейчас есть программа, которая предусматривает поддержку инфраструктуры для орошаемых земель, акимат нас уже готов поддержать. Конечно, мы будем думать над оптимизацией и искать более оптимальные решения. Это – «длинный» проект, рассчитанный на 10 лет. Около $10 млн мы хотим получить от IFC. Порядка $40–50 млн будут наши собственные инвестиции и около $40–50 млн – заемный капитал», – рассказывает акционер фабрики.

Параллельно ведется работа над проектом глубокой переработки мяса. Планируется производство деликатесов и колбас премиум-класса. Стоимость проекта составляет $ 3 млн

«Проект очень интересный, думаю, мы сделаем хороший бренд. Мы собираемся работать в премиальном сегменте, где будут полностью исключены любые добавки, в виде сои и т.д. Это будет 100% мяса. Я думаю, у нас все получится», – резюмирует г-н Толукпаев.

Балансовые показатели на 1 июля 2011 годаСобственный капитал – 3, 97 млрд тенге.
Совокупные активы – 7,55 млрд тенге.
Объем продаж – 2,33 млрд тенге.
Чистая прибыль – 496, 659 млн тенге.
ROA –6,57%, ROE –12,49%,
ROS – 26,61%.

346 просмотров

Казахстанские ремесленники засматриваются на опыт узбекских коллег

Поможет ли он им

Фото: Shutterstock

Пока местные власти Мангистауской области ставят перед собой задачу создать из Актау «казахстанскую Анталию» и к 2025 году увеличить обслуживание туристов до 700 тысяч человек в год, приезжающие на Каспийское побережье в память об отдыхе увозят с собой сувениры Made in China. С какими проблемами сталкиваются казахстанские ремесленники и как обстоят дела в сопредельных государствах, выяснял «Курсив».

Казахстан

Не секрет, что Мангистауская область имеет огромные возможности для привлечения туристов из разных стран. Немало в Мангистауской области умельцев, которые занимаются изготовлением изделий в национальном стиле из войлока, сувениров из ракушек и художественных миниатюр на камушках с Каспийского побережья. Но проблема в том, что продавать свою продукцию мастерам негде. Прилавки торговых центров завалены дешевыми сувенирами из Китая. В регионе нет ни одного центра ремесел, куда могли бы прийти туристы, посмотреть, как создается та или иная уникальная вещь в казахском национальном стиле, приобрести ее, пройти мас­тер-класс по ее изготовлению. 

«Это миллионы тенге, которые могли бы зарабатывать и область, и страна. Но их нет, и они не появятся, если не оказать поддержку ремесленникам», – отметила в комментариях «Курсиву» соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области» Диана Ботаева. 

В Мангистауской области проживают всего четыре женщины (во всем Казахстане их чуть больше десятка), которые могут изготавливать казахские юрты от начала до конца по древним технологиям. Одна из них – Ауес Сагинаева. Она возглавляет Ассоциацию ремесленников Мангыстауской области и вот уже два года бьется с местными властями за помещение, где можно было бы создать центр ремесел. 

«Сейчас те мастера, что живут и работают в Мангистау, не могут выйти на рынок в масштабах области или города, так как изготавливают свои изделия в квартирах или подсобных помещениях. Иностранные туристы просят отвезти их в центр, где они могли бы приобрести национальные сувениры, но у нас такого нет», – рассказывает Ауес Сагинаева, отмечая, что для реализации своих изделий у местных мастеров есть редкие возможности – во время ярмарок и выставок. 

По мнению г-жи Сагинаевой, у ремесленников должно быть одно постоянное место для работы и презентации их продукции. 

В свою очередь Диана Ботаева отмечает, что ремесленники нуждаются в господдержке на всех уровнях, а не только на местном. 

«В прошлом году обращались к акиму города о необходимости содействия в поиске места. Нам ответили, что подходящего здания в черте города нет. Вопрос был поднят и на одной из встреч с акимом области. Но у нас только любят кричать о традициях.Сейчас рынок нашей страны перенасыщен китайской сувенирной продукцией, изделиями из Кыргызстана и Узбекистана. В некоторых странах смогли принять программы по поддержке национальных ремесел, у нас пока этого нет», – говорит соучредитель ассоциации «Союз дизайнеров одежды Мангистауской области». 

Узбекистан 

У южного соседа РК с поддержкой ремесленников дела обстоят гораздо лучше. В Узбекистане, как, впрочем, и в Казахстане, существует Республиканская ассоциация ремесленников «Хунарманд», число ее членов превысило уже 30 тыс. 

Как отмечает пресс-секретарь ассоциации Нилуфар Хотамова, указом президента «О мерах по дальнейшему развитию ремесленничества и всесторонней поддержке ремесленников» им предоставлены беспрецедентные льготы и преференции, всего их около 40. 

«Они освобождены от налогов на доходы, получаемые от реализации изделий. Кроме того, при аренде объектов госсобственности ремесленники платят только 50% от установленной ставки, также им предоставляются в аренду места в исторических и культурных объектах по всей стране, где они свободно могут продавать свою продукцию», – сказала в комментариях «Курсиву» Нилуфар Хотамова. 

Рекламировать свою продукцию узбекистанские ремесленники могут по льготным расценкам, экспортировать напрямую, за иностранную валюту, а выручка от продажи продукции в рамках участия в зарубежных выставках в Узбекистане не считается экспортной выручкой и не облагается налогом. В крупных исторических городах этой страны созданы центры ремесленничества, где располагаются магазины и мастерские, – здесь можно посмотреть, как изготавливаются изделия, принять участие в мастер-классах и приобрести понравившиеся работы. 

«Что касается продукции из Китая, то она не конкурент местной продукции. Такие товары в основном доминируют лишь в сегменте религиозных сувениров, например четки, коврики», – добавила Нилуфар Хотамова.

Кыргызстан 

После развала СССР ремесленники оказались невостребованными. Кое-какие предприятия все же появились, самые крупные из них работают исключительно по заказам Европы. Но в большинстве своем мастера изготовляют национальные изделия в основном на дому. 

«Льгот никаких для них нет, запад перестал давать гранты на ремесленничество. Сейчас наблюдается некоторое затишье, меньше стало как самих ремесленников, так и их продукции», – рассказала «Курсиву» руководитель ОО «Кыргызское наследие и союз ремесленников» Алмажан Мамбетова.

По ее мнению, главными причинами такой ситуации стало повышение цен на сырье, высокая стоимость аренды мастерских и отсутствие поддержки от государства. 

«Шерсть очень дорогая. Практически все сырье мы экспортируем в Китай. Собственного производства шелка в стране нет. Ремесленникам нужны мастерские, а они многим не по карману. В Бишкеке, к примеру, аренда 1 кв. м такого помещения стоит от 300 сомов, что эквивалентно 1700 тенге. Это очень дорого для нас», – отметила Алмажан Мамбетова. 

Также, по ее словам, ремесленникам нужны договоры с соседними странами, от которых они получают сырье, для того чтобы для них оно было дешевле в разы.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций