Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


12659 просмотров

Мусорных дел мастер

За последние четыре года Егор Зингер основал в Алматы, Астане и Караганде 3 мусороперерабатывающих завода. Если все они заработают, в Казахстане появится крупнейший игрок на рынке переработки мусора. Одна из главных задач, которую ставит перед собой гос-подин Зингер, – создать нормативную базу в этом секторе экономики.

Мусорных дел мастер

Мусорных дел мастер
За последние четыре года Егор Зингер основал в Алматы, Астане и Караганде 3 мусороперерабатывающих завода. Если все они заработают, в Казахстане появится крупнейший игрок на рынке переработки мусора. Одна из главных задач, которую ставит перед собой гос-подин Зингер, – создать нормативную базу в этом секторе экономики.


20 сентября в Астане откроется современный мусороперерабатывающий комплекс. Это уже третья попытка его учредителя и генерального директора
ТОО «Алтын-Тет» Егора Зингера открыть мусороперерабатывающий завод (МПЗ).
Первый его проект – завод Vtorma-Ecology Co в Алматы – начал работу в 2007 году. Он был единственным в Казахстане производством, которое на 90% покрывало потребности мегаполиса в утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Тогда из Алматы вывозилось около 600 тыс. тонн мусора в год. В течение 4,5–5 лет предприятие должно было окупить $28 млн инвестиций и вый-ти на самоокупаемость за счет производства вторсырья – ПЭТ-флекса, пластикового гранулята, макулатуры, черных и цветных металлов. Но из-за кризиса цены на вторсырье упали в полтора – три раза, и завод не смог покрывать свои расходы и выплачивать кредит, выданный «Казкоммерцбанком». В октябре 2010 года завод был законсервирован, на директора ТОО «Vtorma-Ecology Co» Рустема Парманбекова заведено уголовное дело о невыплате зарплаты, а природоохранная прокуратура наложила штраф за нанесение ущерба окружающей среде на сумму 7 млн тенге.
Из-за кризиса отложился и ввод в эксплуатацию МПЗ в Астане, где Егор Зингер участвовал в качестве замгендиректора
ТОО «Алтын-Тет». В 2008 году банк БТА не оплатил строительство, и оно было заморожено. В настоящее время смонтировано более 80% конструкций.
Третий МПЗ, подконтрольный Егору Зингеру, запланирован в Караганде. На сегодняшний день для него учреждено
ТОО «Таза Дала», выделены участки для строительства, мусорный полигон, определено ТЭО проекта. Сейчас идут переговоры с несколькими банками,
СПК «Сары-Арка» и ТОО «Алтын-Тет» об участии в проекте.
По мнению Егора Зингера, главная проблема его заводов (остановился алматинский завод, затягивается строительство карагандинского) – пробелы в законодательной базе. Отсутствие регламентирующих документов повышает рискованность проекта. Кроме того, не определены механизмы дотирования и тарифообразование. «Наши заводы смогут работать без дотаций с тарифами на переработку мусора на уровне не ниже $8–9 за тонну. Главное – обязать перевозчиков привозить мусор не на свалку, а только на завод», – считает господин Зингер. Кроме того, глава «Алтын-Тета» намерен пролоббировать разделение тарифа, который платит население, между перевозчиками и переработчиками мусора. «Пусть из тех 210 тенге, которые платят, к примеру, жители Алматы,
130 тенге получает мусоровывозящая компания, а 80 останется нам. Умножив на количество алматинцев, мы уже получим порядка 104 млн тенге», – подсчитал господин Зингер. По его мнению, эти меры сделают производство рентабельным.
О рентабельности контролируемых им МПЗ Егор Зингер умолчал, однако, по оценкам НПО «Экологические технологии и нормативы», на подобных МПЗ она составляет около 20%.
После запуска астанинского проекта господин Зингер планирует в августе – сентябре нынешнего года реструктурировать задолженность ТОО «Vtorma-Ecology Co» и снова открыть его. Кроме того, он надеется на получение квот на выбросы парниковых газов: «Наш проект подпадает под Киотский протокол. Мы обязательно будем добиваться получения квот, а потом будем продавать их». Наконец, Егор Зингер задумывается над организацией холдинга на базе контролируемых им МПЗ: «Я считаю, что это действительно нужно сделать». Если планы господина Зингера воплотятся в жизнь, в Казахстане появится крупнейший игрок на рынке переработки мусора (сейчас на нем преобладают мелкие компании, сортирующие и продающие вторсырье), обладающий экономическим и имиджевым ресурсом: компания «Алтын-Тет» позиционирует свою деятельность как социально-экологически значимую и актуальную.

Карта идустриализации КазахстанаМощность астанинского МПЗ – 250 тыс. тонн ТБО в год, с возможностью увеличения до 350 тыс. тонн. Это полностью покрывает потребности Астаны, которая ежегодно «производит» 220 тыс. тонн ТБО.
На заводе мусор делится на вторсырье и неутильные фракции. Последние прессуются в компактные брикеты плотностью до 1,5 тонны на кубометр, уплотняя мусор в 6–10 раз. Предполагается, что из вторсырья будет изготовляться до
12 тыс. тонн готовой продукции, которая затем будет продаваться в Казахстане, России и Китае. Предприятие должно окупиться за 5 лет. Всего в завод будет вложено 36 млн евро, инвесторами выступили банк БТА и компания «Алтын-Тет».

884 просмотра

Как сделать бизнес на травах и меде

Кейс от Андрея и Владимира Коротковых

Фото: Shutterstock.com

Трудно представить, что крупнейшее в Шымкенте фитопредприятие, производящее ежемесячно около 70 тыс. единиц продукции и имеющее годовой товарооборот свыше $1 млн, зародилось на кухне врачей Коротковых. 

Семейные истоки

Компания ТОО «PHYTO-APIPHARM» была создана в 2005 году. Но, как признался «Курсиву» один из трех ее учредителей, генеральный директор предприятия Владимир Коротков, на самом деле все началось гораздо раньше. 

«Мы уже четвертое или пятое поколение потомственной династии травников, – рассказал он. – Отец с детства усвоил знания и рецепты, передаваемые из поколения в поколение. А потом получил профессиональное образование: в 1993 году он окончил ТашМИ, став по специальности врачом-фитотерапевтом. Вместе с ним окончила этот вуз и мама – она фармацевт».

Получив диплом, Андрей Коротков взял патент и открыл кабинет фитотерапевта. В работе ему помогал сын Владимир. Вместе они ездили в горы, собирали и сушили травы, из которых делали экстракты для лечения пациентов. Сборы сушили на даче, хранили в гараже, а бальзамы из них готовили на домашней кухне. Спустя несколько лет Коротковы занялись пасекой. Так к арсеналу их лечебных средств прибавились продукты пчеловодства.

Запасной вариант

К 2005 году их натуральными продуктами и деятельностью заинтересовалась одна фитокомпания. Коротковы открыли ИП и занялись контрактным производством – начали выпускать продукцию под чужим брендом.

Разумеется, в домашних условиях выполнить большие объемы было невозможно. Поэтому взяли в аренду производственную аптеку. Впоследствии приобрели соседний участок с домом, перестроили в производственные цеха.

«Начального капитала у нас не было. Поэтому все, что зарабатывали, инвестировали в развитие производства. Сначала покупали б/ушное оборудование, потом стали закупать новое китайское, а когда появились возможности, – европейское», – рассказывает Владимир.

На первых порах выпускали по контракту по 120 бальзамов в месяц. Этого едва хватало на аренду помещения. Потом с ростом заказов и, соответственно, объемов – до 1 тыс. единиц продукции в месяц, вышли на самоокупаемость. 

Однако у компании-заказчика возникли финансовые сложности. Начали сотрудничать с другой. И история повторилась. До 2010 года шел динамичный рост производства, сделали капитальный ремонт, купили новое оборудование и дополнительное помещение. Но так как у партнеров начались финансовые проблемы, они возникли и у производителей. 

Зависимость контрактного производства от заказчиков собеседник назвал главной проблемой в становлении их бизнеса. С тех пор лично для себя он усвоил одно правило: никогда не ограничиваться одним заказчиком, партнером.

«Как минимум их должно быть два. Всегда должен быть запасной вариант. Чем больше диверсифицировано производство, тем больше источников дохода», – пояснил предприниматель.

Свое дело

Тогда же Коротковы решили, что им пора выпускать свою продукцию самостоятельно. В 2011 году они оформили ТОО, зарегистрировали свою торговую марку и начали делать свои фитотовары. 

«С 2011 по 2016 год у нас был если не бурный, то стабильный рост. Мы развивались, покупали новое оборудование, вышли на объемы в 10 тыс. единиц продукции в месяц. Но потом словно остановились: производить больше этого уровня не получалось. Стали задумываться, что нужно что-то делать с маркетингом. Пригласив специалистов, перестроили работу, начали внедрять MLM-аналитику. Разработали свою систему управления, которая работает онлайн: управление складом, взаимоотношения с офисами, онлайн-офисы, интернет-магазин», – рассказывает Владимир.

В итоге с 2017 года товарооборот компании увеличился в четыре раза. Параллельно было возобновлено контрактное производство. Сейчас здесь выпускают ежемесячно около 40 тыс. единиц собственной продукции и около 30 тыс. – контрактной. Ассортимент продукции представлен 37 наименованиями товаров, которые продаются не только в Казахстане, но и в России, и в Кыргызстане. 

Свыше 90% сырья – травы, пчелопродукты, минералы – отечественного происхождения. Из других стран покупают только эндемики – то, что не растет в Казахстане. 

Эффект расширения 

Не последнюю роль в успехе предприятия сыграло расширение его площади. В 2017 году компания решила приобрести отдельное помещение под офис. В рамках программы регионального финансирования предпринимателей «ONтүстік өнімдері», реализуемой фондом «Даму» и областным акиматом, предприятие получило льготный банковский кредит под 8,5%. 

На сегодняшний день производственные площади предприятия составляют в целом около 600 кв. м, не считая заготовительной базы за городом, где выращиваются некоторые растения, сушится, хранится и перерабатывается лекарственное сырье. 

Но предприниматели планируют приобрести еще один участок рядом для строительства складских помещений. Что касается общих планов развития компании, то, как отметил гендиректор, они предпочитают ставить не долгосрочные, а конкретные цели на каждый год. 

«Как минимум мы стремимся стать лучше, чем в прошлом году. Мы должны в первую очень быть конкурентоспособными с самими собой. Каждый год ставим цели по товарообороту, ассортименту, качеству. В этом году поставили цель увеличить общий товарооборот компании, достигший в 2018 году $1 млн, как минимум на 150 и максимум на 200%. План-минимум уже выполнен», – подчеркнул собеседник.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций