Перейти к основному содержанию


3929 просмотров

Самозанятые продажи

Косметический рынок неплохо пережил годы кризиса – он вырос более чем на 4%, в том числе очень хорошо развиваются прямые продажи. Генеральный директор Mary Kay в Казахстане Константин Кулинич на примере своей компании рассказал «Къ» о такой схеме бизнеса.

Косметический рынок неплохо пережил годы кризиса – он вырос более чем на 4%, в том числе очень хорошо развиваются прямые продажи. Генеральный директор Mary Kay в Казахстане Константин Кулинич на примере своей компании рассказал «Къ» о такой схеме бизнеса.

Объем казахстанского рынка косметики, по данным Euromonitor, составил 91,6 млрд тенге в 2009 году. 28% этого объема занимает бизнес прямых продаж. Однако в категории ухода за кожей показатели бизнеса прямых продаж составляют уже 47%. Это означает, что казахстанские потребители предпочитают покупать средства по уходу за кожей после консультаций и апробирования и отдают предпочтения консультантам компаний прямых продаж.

Для сравнения: в 2007 году объем косметического рынка составлял 82,3 млрд тенге, а в 2008 году – 87,8 млрд тенге. Это значит, что даже в период кризиса рынок косметики в Казахстане вырос на 4,32%.

По данным Казахстанской ассоциации прямых продаж, около 400 тыс. независимых консультантов в Казахстане ведут свой бизнес с компаниями прямых продаж. Из них 100 тыс. работают с компанией Mary Kay.

Генеральный директор Mary Kay в Казахстане Константин Кулинич отмечает, что за 10 лет присутствия на рынке компания выросла в 30 раз (компания пришла в Казахстан в 2000 году – «Къ»). Каждый год в процентном выражении компания растет темпами «дабл диджит» (двузначный рост).

Постоянный штат компании приближается к 200 сотрудникам (бухгалтеры, маркетологи, водители), а независимых консультантов, которые ведут прямые продажи и зарабатывают свой доход сами, – свыше 100 тыс. человек. Сборочная линия, которая существует сегодня в Казахстане, способна сформировать до 10 тыс. заказов за одну смену. Основные поставки приходят из США, в Алматы проводятся необходимые законодательством процедуры, далее продукция сортируется, и после этого поступает во все города Казахстана.

Причина увеличивающейся популярности прямых продаж – в хорошей материальной отдаче. С ростом экономически активного населения (с 8,228 млн в 2007 году до 8,62 млн в 2010 году) – на 4,7%, неуклонно растет и доля самостоятельно занятых людей, на 2,8% (до 2,733 млн человек на II квартал 2010 года). С 2009 года количество экономически активного населения и самозанятых граждан выросло параллельно – на 5%.

Скидки, которые компании предлагают своим независимым консультантам от рекомендуемой производителем цены, говорят о хорошей рентабельности бизнеса для самозанятых и составляют 20-40% (в Mary Kay это 40% – «Къ»), однако консультант может и сам назначать отпускную цену.

Причина многочисленности самозанятых людей, приходящих в Mary Kay, по мнению К. Кулинича, в том, что новый консультант получает такие же скидки, как и все предшествующие. Компания отслеживает, чтобы отношения новых консультантов (предпринимателей, как их еще называют в компании) велись напрямую с компанией, а не с перепродавцом, дистрибьютером многоуровневого маркетинга или пирамиды.

К. Кулинич называет средний чек месячных продаж консультанта – 10-15 тыс. тенге. Цифра, по его словам, конечно, похожа на среднюю температуру по больнице, однако, если учесть небольшие продажи некоторых консультантов, участвующих в статистике, то продажи других, наоборот, впечатляют.
«10 тыс. заказов – для нас напряженный, но обычный хороший рабочий день», – делится К. Кулинич.

Компания не платит бонусы за привлечение людей в компанию, а вознаграждает только за продажи. «За перепись населения мы не платим», – говорит К. Кулинич. Зато есть комиссии за групповые продажи. И, наверное, все знают про розовые «Мерседесы», которые получают в подарок лидеры продаж, а также про частые зарубежные поездки.

Главным конкурентным преимуществом К. Кулинич называет не качество продукции, что было бы ожидаемым, а культуру компании. «Сегодня индустрия косметики так устроена, что производить качественный товар могут многие. Но эту продукцию надо еще правильно донести и наполнить смыслом работу самого консультанта и компании», – говорит он.

По его словам, за 50 лет существования на рынке Mary Kay не ощутила насыщения каких-либо рынков и с разными темпами, но продолжает там развиваться, будь-то страны Юго-Восточной Азии или Центральной Европы. Казахстан же по динамике развития на очень хорошем счету и среди стран СНГ, и среди стран Европы.

Мировые прямые продажиПо официальным отчетам Всемирной ассоциации прямых продаж, в 2009 году мировой уровень розничных продаж составил $117,5 млрд. На тот же год общее число зарегистрированных дистрибьютеров в мире составило 74 млн человек. Для сравнения, в 1998 году этот показатель составлял 33 млн человек.

1149 просмотров

Как в Казахстане заработать на росте населения

Кейс из Аксу

Фото: Shutterstock.com

Для малышей родители покупают самое лучшее. Это дает возможность развивать легкую промышленность, пусть пока и на уровне индивидуального предпринимательства.

Свой бизнес

На днях предпринимательница из города Аксу Дарья Ларичева завершает ремонт в выделенном с помощью местных властей помещении и готовится поставить на поток бизнес по пошиву одежды для новорожденных.

Начинала свое дело молодая женщина с того, что лучше всего умеет делать. За плечами было обучение в колледже, где она освоила портняжное дело, и, пусть и небольшой, опыт работы в различных ателье. Вот и решила всерьез заняться шитьем. Важно было найти свою нишу, но подсказку дали жизненные обстоятельства.

Началось все с конверта и одеяла, которые она подготовила для своего ребенка. Обновы спонравились ее знакомой, и та попросила сшить что-то похожее и для нее. Так пошли заказы. Молодые мамы оказались самыми благодарными заказчиками, с ними было проще найти общий язык.

Об инвестициях

Решив стать предпринимателем, Дарья поняла, что необходимо обзавестись хотя бы минимальным набором машинок и тканей. Взяла кредит в 500 тыс. тенге. Поскольку детская одежда требует только натуральных тканей хорошего качества, нашла торговую точку с материалом, соответствующим этим требованиям. В настоящее время женщине все еще приходится покупать ткани и сопутствующий материал у посредников, но она надеется со временем эту ситуацию изменить и приобретать необходимое по оптовым ценам большими объемами.

Поиск помещения оказался следующим этапом. Найти такое по минимальной цене аренды – 10 тыс. тенге в месяц – помогли местные власти. В результате она стала обладательницей небольшой площадки, где разместила свою мастерскую, перевезла туда оборудование и занялась ремонтом. Все идеи для оформления придумала сама. Есть уже и название будущего бренда одежды, который начинающая предпринимательница планирует в перспективе зарегистрировать.

«Это я сделаю позже, когда смогу начать производить одежду большими партиями. Но для этого мне необходимо подобрать коллектив, что оказалось не самой простой задачей», – рассказала «Курсиву» Дарья Ларичева.

Кадры решают всё

Во время практики в колледже, а девушка проходила ее на известном в Павлодаре предприятии по пошиву модной одежды, ее приставили к мастеру по головным уборам. Сами изделия ее не сильно заинтересовали. Но полезный опыт на производстве она получила, научившись выстраивать отношения в коллективе, что всегда необходимо в бизнесе.

«Решив взять на работу помощника, столкнулась с проблемой отсутствия кадров. И здесь важно даже не то, насколько хорошо ты владеешь навыками шитья, а отношение к работе. Когда я сама была в качестве наемного работника, то понимала, что как бы ты себя ни чувствовал, что бы ни произошло, надо выполнить поставленную задачу. Вот таких, близких по духу, людей оказалось найти сложно», – говорит предпринимательница.

Она планирует делать ставку на выпускников того самого колледжа, где училась сама.

Детали дела

Производство одежды – процесс длительный и кропотливый. Начинается с идеи. Маркетинговые исследования Дарья проводит самостоятельно: изучает рынок, общается с заказчиками.

«Естественно, сегодня что-то новенькое можно подсмотреть в интернете, но обязательно вносишь в модель свои решения», – говорит Дарья Ларичева.

По ее словам, при приобретении сырья очень важно соблюсти баланс цены и качества, чтобы изделия были доступны покупателю.

«Пока я шью небольшие линейки продукции. В планах найти оптовиков в той же столице и отдавать им партии одежды по той же цене, что я реализую в Аксу. Ну а там они уже пусть свою цену назначают», – поделилась предпринимательница.

К слову, модели, которые она шьет, значительно дешевле, чем привозные, которые сегодня реализуются в регионе. По словам начинающей предпринимательницы, сейчас главное для нее – закрепиться на рынке. Возраст детей, на которых она ориентируется, – от нуля до трех лет. Основной ассортимент – постельное белье для детских кроваток, бортики для них, которые она мастерит как отдельные подушки в виде симпатичных зверушек, ортопедические подушки для младенцев по особой выкройке. Причем каждая подушка снабжается инструкцией по уходу. А еще платья, боди, распашонки, особые хлопчатобумажные пинетки, нарядные повязки для головы и многое другое.

В ближайших планах Дарьи Ларичевой привлечь новую возрастную категорию – наладить производство постельного белья для детей постарше, вплоть до подросткового возраста. А пока хозяйка ателье мечтает о собственной франшизе.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций