Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Халал для арабов

Первый производитель колбасных изделий халал в Казахстане ТОО «Халал Султан» в ближайшие пять лет планирует выйти на рынок арабских стран. Об этом «Къ» рассказал генеральный директор компании Бинали Бадалов. В Казахстане эксперт прогнозирует увеличение спроса на халал-продукцию более чем в 2 раза. По данным Всемирного банка (ВБ), рост рынка составляет порядка 25% в год, а вся мировая индустрия халал оценивается в $693 млрд. <br />

Халал для арабов

Халал для арабов
Первый производитель колбасных изделий халал в Казахстане ТОО «Халал Султан» в ближайшие пять лет планирует выйти на рынок арабских стран. Об этом «Къ» рассказал генеральный директор компании Бинали Бадалов. В Казахстане эксперт прогнозирует увеличение спроса на халал-продукцию более чем в 2 раза. По данным Всемирного банка (ВБ), рост рынка составляет порядка 25% в год, а вся мировая индустрия халал оценивается в $693 млрд.

ТОО «Халал Султан» планирует увеличивать объемы и выходить на другие большие рынки. В приоритете – арабские страны. «Эти рынки очень выгодные, сейчас там вообще нет колбасных изделий. Это объясняется тем, что, во-первых, сами по себе колбасы – это европейский продукт, а во-вторых, арабские страны практически все мясо экспортируют», – говорит Бинали Бадалов.

Однако для выхода на международный рынок компания планирует получить международный сертификат ISO-2001 в ближайшие пять лет. «С этим сертификатом без проблем можно выйти на рынок ВТО, мы также планируем выходить на российский рынок», – уточняет Бинали Бадалов.

На рынке Казахстана компания «Халал Султан» присутствует с 2001 года. Как рассказывает гендиректор, в 2003 году предприятие выкупило собственные площади и отказалось от аренды помещений. «Мы сразу начали с производства продукции, но в начале 2000-х у нас были маленькие партии. В то время в Казахстане о продукции халал никто не знал и надо было искать покупателей и места сбыта. Было достаточно сложно, приходилось рассказывать продавцам, убеждать, чтобы те в свою очередь рассказывали покупателям, и со временем появился спрос. Мы знали, что халал будет пользоваться спросом», – говорит Бинали Бадалов.

По его словам, предприятие открывали на собственные средства, наибольшие затраты пришлись на оборудование. На окупаемость компания вышла через два года. «Если сейчас открывать такое предприятие, то срок окупаемости составит не менее пяти лет, так как подорожало оборудование и повысилась конкуренция. Например, немецкое или австрийское оборудование для такого предприятия будет стоить около 700-800 тыс. евро, китайское, российское – 200-300 тыс. евро», – уточняет генеральный директор.

В 2001-2002 году компания выпускала 100-150 кг продукции. Изначально было представлено всего 3 вида колбасных изделий. К настоящему времени ассортимент увеличился в 10 раз, ежедневно предприятие производит более двух тонн продукции, что в 15 раз больше первоначального объема. В 2001 году на предприятии работало всего 4 человека, сейчас – более 40 сотрудников. С 2003 года «Халал Султан» вышел на рынки Астаны, Караганды, Тараза, Шымкента и Кызылорды.

Как рассказывает гендеректор, одновременно со спросом появилась и конкуренция. «С 2006 года в Казахстане начали появляться компании по производству халалных колбасных изделий, что привело к сокращению объемов производства. Сейчас халал делает почти каждый второй. Даже те, кто работает со свининой, переоборудуются и начинают делать халал. В Алматы по сертификации продукцию делает около пяти компаний халал. Многие компании не берут сертификат и работают без него. На рынках можно найти много колбас, где нет ни телефона, ни адреса, пишут «Халал», а как, кто сделал – неизвестно», – говорит глава компании.

Негативно на предприятии сказался и кризис, когда объем продаж компании упал на 40-50%. «До кризиса было хорошее время, когда у всех была работа, а затем упал объем продаж, прибыль уменьшилась на 30-40%. Но сейчас ситуация стабилизировалась. Я не могу сказать, что мы увеличиваем объем продаж, но, по крайней мере, мы удерживаем свои позиции, а с учетом высокой конкуренции это хорошие показатели», – считает Бинали Бадалов.

По его словам, на данный момент только в Алматы продукция компании «Халал Султан» присутствует в более чем 2 тыс. магазинах, в том числе во всех крупных супермаркетах.

1 просмотр

Как ливанец зарабатывает на кукурузе в Караганде

Особенность его продукции заключается в том, что в каждой упаковке есть небольшой подарок-сюрприз

Фото: Andrii Iemelianenko

У братьев Джафар казахстанское предприятие – не первое по счету. Сладкий бизнес они начали развивать сначала в родном Ливане, а затем стали завоевывать рынок Болгарии. Там в 1998 году они открыли первое крупное производство по выпуску кукурузных палочек, которые стали пользоваться активным спросом у местного населения.

В Украине их бизнес стартовал в 2003 году. На белорусский рынок братья вышли в 2007 году. А в 2013-м познакомились с казахстанскими предпринимателями, один из которых пригласил ливанских бизнесменов попробовать организовать аналогичное производство и в РК. 

«Я работал с братом в Беларуси и познакомился там с предпринимателем из Караганды. Ему понравилась наша идея и продукция. Он нам сказал, что в Казахстане такой продукции с сюрпризами нет. И мы решили попробовать свои силы здесь», – рассказал предприниматель Рафат Джафар Шафик.

В первую очередь бизнесмен стал искать удобное место расположения для своего будущего предприятия. Побывал в Алматы и Нур-Султане, но его выбор пал на Караганду, так как там оказалась самая удобная транспортная развязка.

«В Караганде нам удалось познакомиться и подружиться с владельцем здания и складских помещений, в которых сейчас располагается наше производство. Мы договорились с ним об аренде помещений общей площадью более 2 тыс. кв. м за 2 млн тенге», – отметил Рафат Джафар Шафик.

Чтобы запустить свое производство, предприниматель вложил в него более 270 тыс. евро. Изначально он занимался только упаковкой продукции других производителей. Однако с самого начала преследовал цель наладить полный цикл производства – от изготовления самих кукурузных палочек, разработки оригинальной упаковки и закупа качественных игрушек до упаковки готовой продукции. Кроме этого, он хотел выпускать продукт более высокого качества, чем местный. 

«Поначалу не все шло гладко. К примеру, был сильный скачок курса доллара, который не давал мне сориентироваться, по какой цене продавать товар. В июне 2015 года доллар стоил 185 тенге, а когда я приехал в сентябре, он уже стоил 270 тенге. И оборудование, и сырье, которые я хотел купить в Италии и Китае, были привязаны к доллару. Поэтому на первых порах я потерял около $180–200 тыс. Но любой бизнес в самом начале терпит убытки. Мы просто знали, что сможем наверстать все, потому что людям нравился наш товар», – говорит собеседник.

Оборудование для своего цеха бизнесмен закупал в разных странах. Часть привез из Болгарии, купив у своего брата. К примеру, производственная линия по выпуску кукурузных палочек стоила $100 тыс. Еще четыре автоматических упаковочных станка он приобрел также в пределах $100 тыс. в Болгарии и Беларуси. Они были не новыми, но в отличном состоянии. Также ему понадобились два станка для пайки подарочных яиц, полуавтоматическая установка фасовки кукурузных палочек и 10 паяльных устройств для упаковки. 

Освоить рынок

Первые три года предприятие работало лишь на покрытие своих расходов и осваивалось в Казахстане. В плюс бизнес вышел только в 2018 году, и предприниматель сразу же стал думать о расширении ассортимента продукции и увеличении оборотов. За кредитом он обратился в АО «Сбербанк», а для получения субсидий по частичному возмещению процентной ставки за кредит и бесплатной гарантии – в Фонд развития предпринимательства «Даму», так как для выдачи полной суммы займа ему не хватало залогов. К гражданину иностранного государства фонд долго присматривался.

«Я представил в качестве гарантии движимое имущество: машины, оборудование и т. д. Фонд понять можно, так как я иностранец, они должны проверить все. Я благодарен им за оказанное доверие и получение 10 млн тенге. Эти деньги я должен вернуть за полгода под 8%. Для нас эта сумма небольшая. Но очень нужная. Мы можем отдать ее за месяц», – рассказал г-н Рафат Джафар Шафик.

Сейчас его предприятие выпускает в среднем около двух тонн кукурузных палочек в день. Более 40% продукции уходит на экспорт в Россию. На внутренний рынок Казахстана идет остальная часть. В основном, крупными заказчиками являются города Алматы и Нур-Султан. К сожалению, в крупных супермаркетах Караганды продукцию бизнесмена не встретишь. Ее можно купить на оптовых рынках и в небольших магазинчиках. Предприниматель связывает это с конкуренцией и большими деньгами, которые у него просят владельцы супермаркетов для того, чтобы поставить товар на свои полки.

«Мы думаем, что в будущем наша продукция появится на полках супермаркетов. Пока это проблематично, так как, чтобы реализовывать поставки в крупные супермаркеты, нам нужно отдавать большие деньги. А мы работаем, в основном, с оптовыми дистрибьютерами, поэтому заказы у нас есть всегда. В основном, российские покупатели делают крупные заказы. В планах у нас расширить границы и экспортировать товар в Узбекистан и Кыргызстан», – признался г-н Рафат Джафар Шафик.

На его производстве для выпуска кукурузных палочек используют только казахстанское сырье. Бизнесмен отметил, что закупает кукурузную крупу, масло и сахар в Караганде, а упаковочные материалы – в Алматы. На его производстве трудится исключительно местное население. Всего в цехах работают 45 человек. Средняя заработная плата сотрудников составляет 100 тыс. тенге. 

Наполеоновские планы

На сегодняшний день карагандинское предприятие расширяет линейку своей продукции. К Новому году компания намерена увеличить объемы поставок уже имеющихся видов продукции и наладить производство новинки – подарочных наборов в виде чупа-чупсов. Данный продукт сейчас проходит стадию получения сертификата соответствия. 

«Пока планировать конкретные объемы производства сложно: в основном, это ручной труд. Поэтому сначала нужно обучить этому людей. Но, думаем, перед Новым годом данный продукт будет пользоваться еще большим спросом», – добавил г-н Рафат Джафар Шафик.

В будущем бизнесмен намерен увеличить площадь своего производства за счет строительства собственного завода, которое он планирует начать в течение трех лет. После запуска завода могут появиться дополнительные рабочие места для местных жителей.

«Сейчас дела у нас идут хорошо. Мы на втором месте по продажам после предприятия моего брата в Болгарии. На третьем месте производство в Беларуси и на четвертом – в Украине. Надеемся завоевать и казахстанцев», – резюмировал предприниматель.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance