Перейти к основному содержанию


9284 просмотра

Халал для арабов

Первый производитель колбасных изделий халал в Казахстане ТОО «Халал Султан» в ближайшие пять лет планирует выйти на рынок арабских стран. Об этом «Къ» рассказал генеральный директор компании Бинали Бадалов. В Казахстане эксперт прогнозирует увеличение спроса на халал-продукцию более чем в 2 раза. По данным Всемирного банка (ВБ), рост рынка составляет порядка 25% в год, а вся мировая индустрия халал оценивается в $693 млрд. <br />

Первый производитель колбасных изделий халал в Казахстане ТОО «Халал Султан» в ближайшие пять лет планирует выйти на рынок арабских стран. Об этом «Къ» рассказал генеральный директор компании Бинали Бадалов. В Казахстане эксперт прогнозирует увеличение спроса на халал-продукцию более чем в 2 раза. По данным Всемирного банка (ВБ), рост рынка составляет порядка 25% в год, а вся мировая индустрия халал оценивается в $693 млрд.

ТОО «Халал Султан» планирует увеличивать объемы и выходить на другие большие рынки. В приоритете – арабские страны. «Эти рынки очень выгодные, сейчас там вообще нет колбасных изделий. Это объясняется тем, что, во-первых, сами по себе колбасы – это европейский продукт, а во-вторых, арабские страны практически все мясо экспортируют», – говорит Бинали Бадалов.

Однако для выхода на международный рынок компания планирует получить международный сертификат ISO-2001 в ближайшие пять лет. «С этим сертификатом без проблем можно выйти на рынок ВТО, мы также планируем выходить на российский рынок», – уточняет Бинали Бадалов.

На рынке Казахстана компания «Халал Султан» присутствует с 2001 года. Как рассказывает гендиректор, в 2003 году предприятие выкупило собственные площади и отказалось от аренды помещений. «Мы сразу начали с производства продукции, но в начале 2000-х у нас были маленькие партии. В то время в Казахстане о продукции халал никто не знал и надо было искать покупателей и места сбыта. Было достаточно сложно, приходилось рассказывать продавцам, убеждать, чтобы те в свою очередь рассказывали покупателям, и со временем появился спрос. Мы знали, что халал будет пользоваться спросом», – говорит Бинали Бадалов.

По его словам, предприятие открывали на собственные средства, наибольшие затраты пришлись на оборудование. На окупаемость компания вышла через два года. «Если сейчас открывать такое предприятие, то срок окупаемости составит не менее пяти лет, так как подорожало оборудование и повысилась конкуренция. Например, немецкое или австрийское оборудование для такого предприятия будет стоить около 700-800 тыс. евро, китайское, российское – 200-300 тыс. евро», – уточняет генеральный директор.

В 2001-2002 году компания выпускала 100-150 кг продукции. Изначально было представлено всего 3 вида колбасных изделий. К настоящему времени ассортимент увеличился в 10 раз, ежедневно предприятие производит более двух тонн продукции, что в 15 раз больше первоначального объема. В 2001 году на предприятии работало всего 4 человека, сейчас – более 40 сотрудников. С 2003 года «Халал Султан» вышел на рынки Астаны, Караганды, Тараза, Шымкента и Кызылорды.

Как рассказывает гендеректор, одновременно со спросом появилась и конкуренция. «С 2006 года в Казахстане начали появляться компании по производству халалных колбасных изделий, что привело к сокращению объемов производства. Сейчас халал делает почти каждый второй. Даже те, кто работает со свининой, переоборудуются и начинают делать халал. В Алматы по сертификации продукцию делает около пяти компаний халал. Многие компании не берут сертификат и работают без него. На рынках можно найти много колбас, где нет ни телефона, ни адреса, пишут «Халал», а как, кто сделал – неизвестно», – говорит глава компании.

Негативно на предприятии сказался и кризис, когда объем продаж компании упал на 40-50%. «До кризиса было хорошее время, когда у всех была работа, а затем упал объем продаж, прибыль уменьшилась на 30-40%. Но сейчас ситуация стабилизировалась. Я не могу сказать, что мы увеличиваем объем продаж, но, по крайней мере, мы удерживаем свои позиции, а с учетом высокой конкуренции это хорошие показатели», – считает Бинали Бадалов.

По его словам, на данный момент только в Алматы продукция компании «Халал Султан» присутствует в более чем 2 тыс. магазинах, в том числе во всех крупных супермаркетах.

Материалы по теме


1063 просмотра

Как в Казахстане заработать на росте населения

Кейс из Аксу

Фото: Shutterstock.com

Для малышей родители покупают самое лучшее. Это дает возможность развивать легкую промышленность, пусть пока и на уровне индивидуального предпринимательства.

Свой бизнес

На днях предпринимательница из города Аксу Дарья Ларичева завершает ремонт в выделенном с помощью местных властей помещении и готовится поставить на поток бизнес по пошиву одежды для новорожденных.

Начинала свое дело молодая женщина с того, что лучше всего умеет делать. За плечами было обучение в колледже, где она освоила портняжное дело, и, пусть и небольшой, опыт работы в различных ателье. Вот и решила всерьез заняться шитьем. Важно было найти свою нишу, но подсказку дали жизненные обстоятельства.

Началось все с конверта и одеяла, которые она подготовила для своего ребенка. Обновы спонравились ее знакомой, и та попросила сшить что-то похожее и для нее. Так пошли заказы. Молодые мамы оказались самыми благодарными заказчиками, с ними было проще найти общий язык.

Об инвестициях

Решив стать предпринимателем, Дарья поняла, что необходимо обзавестись хотя бы минимальным набором машинок и тканей. Взяла кредит в 500 тыс. тенге. Поскольку детская одежда требует только натуральных тканей хорошего качества, нашла торговую точку с материалом, соответствующим этим требованиям. В настоящее время женщине все еще приходится покупать ткани и сопутствующий материал у посредников, но она надеется со временем эту ситуацию изменить и приобретать необходимое по оптовым ценам большими объемами.

Поиск помещения оказался следующим этапом. Найти такое по минимальной цене аренды – 10 тыс. тенге в месяц – помогли местные власти. В результате она стала обладательницей небольшой площадки, где разместила свою мастерскую, перевезла туда оборудование и занялась ремонтом. Все идеи для оформления придумала сама. Есть уже и название будущего бренда одежды, который начинающая предпринимательница планирует в перспективе зарегистрировать.

«Это я сделаю позже, когда смогу начать производить одежду большими партиями. Но для этого мне необходимо подобрать коллектив, что оказалось не самой простой задачей», – рассказала «Курсиву» Дарья Ларичева.

Кадры решают всё

Во время практики в колледже, а девушка проходила ее на известном в Павлодаре предприятии по пошиву модной одежды, ее приставили к мастеру по головным уборам. Сами изделия ее не сильно заинтересовали. Но полезный опыт на производстве она получила, научившись выстраивать отношения в коллективе, что всегда необходимо в бизнесе.

«Решив взять на работу помощника, столкнулась с проблемой отсутствия кадров. И здесь важно даже не то, насколько хорошо ты владеешь навыками шитья, а отношение к работе. Когда я сама была в качестве наемного работника, то понимала, что как бы ты себя ни чувствовал, что бы ни произошло, надо выполнить поставленную задачу. Вот таких, близких по духу, людей оказалось найти сложно», – говорит предпринимательница.

Она планирует делать ставку на выпускников того самого колледжа, где училась сама.

Детали дела

Производство одежды – процесс длительный и кропотливый. Начинается с идеи. Маркетинговые исследования Дарья проводит самостоятельно: изучает рынок, общается с заказчиками.

«Естественно, сегодня что-то новенькое можно подсмотреть в интернете, но обязательно вносишь в модель свои решения», – говорит Дарья Ларичева.

По ее словам, при приобретении сырья очень важно соблюсти баланс цены и качества, чтобы изделия были доступны покупателю.

«Пока я шью небольшие линейки продукции. В планах найти оптовиков в той же столице и отдавать им партии одежды по той же цене, что я реализую в Аксу. Ну а там они уже пусть свою цену назначают», – поделилась предпринимательница.

К слову, модели, которые она шьет, значительно дешевле, чем привозные, которые сегодня реализуются в регионе. По словам начинающей предпринимательницы, сейчас главное для нее – закрепиться на рынке. Возраст детей, на которых она ориентируется, – от нуля до трех лет. Основной ассортимент – постельное белье для детских кроваток, бортики для них, которые она мастерит как отдельные подушки в виде симпатичных зверушек, ортопедические подушки для младенцев по особой выкройке. Причем каждая подушка снабжается инструкцией по уходу. А еще платья, боди, распашонки, особые хлопчатобумажные пинетки, нарядные повязки для головы и многое другое.

В ближайших планах Дарьи Ларичевой привлечь новую возрастную категорию – наладить производство постельного белья для детей постарше, вплоть до подросткового возраста. А пока хозяйка ателье мечтает о собственной франшизе.


Материалы по теме

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций