«Мы зарабатываем на локальном контенте»

Еще три года назад «Центр тяжести» ежемесячно посещали 120 тыс. человек. Сейчас эта цифра выросла до 550 тыс. чел. Однако рекламные потоки в Казнете не растут пропорционально посещаемости интернет-ресурсов. О причинах этого и о том, как казахстанские ресурсы намерены конкурировать с зарубежными, «Къ» рассказал гендиректор «ЦТ» Дмитрий Зимин.

«Мы зарабатываем на локальном контенте»

«Мы зарабатываем на локальном контенте»
Еще три года назад «Центр тяжести» ежемесячно посещали 120 тыс. человек. Сейчас эта цифра выросла до 550 тыс. чел. Однако рекламные потоки в Казнете не растут пропорционально посещаемости интернет-ресурсов. О причинах этого и о том, как казахстанские ресурсы намерены конкурировать с зарубежными, «Къ» рассказал гендиректор «ЦТ» Дмитрий Зимин.

Как показывает практика, аудитория «ЦТ» удваивается каждый год. Если три года назад по числу заходов с «ЦТ» могли потягаться лишь 2 проекта – почтовый сервер ok.kz и юридический портал zakon.kz, то сейчас приоритеты Казнета серьезно сменились. На первое место вышел видео-хостинг kiwi.kz , за ним kolesa.kz, nur.kz и ct.kz.

Zakon.kz и «ЦТ» остались в десятке лидеров, а вот ok.kz, который не модернизировался много лет, потерял свою аудиторию и не входит даже в двадцатку лидеров.

«Почему меняются лидеры? Интернет, в первую очередь, обрастает молодой аудиторией, у которой совсем другие интересы. Молодежь потребляет больше аудио-, визуальной информации, и популярными стали те ресурсы, которые предоставляют аудио и видео. При этом именно молодая аудитория составляет подавляющий процент пользователей Интернет, поэтому у подобных ресурсов такая большая аудитория», – поясняет Д.Зимин.

Однако с рекламой ситуация обратная. Далеко не всем рекламодателям интересна молодая аудитория, так как она менее платежеспособна по сравнению со взрослой.

Вообще у интернет-ресурсов есть два пути – зарабатывать на рекламе или брать деньги с пользователей. Брать деньги с пользователей достаточно сложно, потому что механизмов электронных платежей, особенно микроплатежей, в РК практически нет. За sms операторы берут гигантский процент, электронные карточки есть не у всех, а количество людей, которые платят с их помощью в Интернете, еще меньше. Остается только реклама.

« В последние два года объем денег в Интернете растет не очень быстро, поэтому ресурсы и, в частности, мы – «ЦТ» – снижаем стоимость рекламы за 1 000 контактов уже второй год», – говорит Д. Зимин.

Средняя цена за рекламу в Казнете – $1-2 (максимум $3) за 1 тыс. контактов. Казахстанские ресурсы размещают рекламу в 2-5 раз дешевле, чем российские. Число рекламодателей сейчас растет, но не такими темпами как до кризиса. «Если раньше объем рекламы удваивался каждый год, то теперь рынок прирастает ежегодно на 30%», – рассказывает Д. Зимин.

Поднять цены до уровня российских он не считает разумным, так как сразу произойдет отток рекламодателей. «Новые конкуренты в Казнете появляются достаточно часто, а вот денег на рынке катастрофически не хватает», – говорит Д. Зимин. Рекламодатели не очень активно идут в Интернет, хотя все предпосылки в качестве дешевизны, доступности, большой аудитории для этого есть. Также в Интернете есть рекламные технологии, которые гораздо эффективнее, чем в других СМИ. К примеру, оплата рекламы за количество контактов, что очень понятно для рекламодателей. Также можно таргетировать рекламу по времени, по полу.

«Почему рекламодатели не идут в Интернет – это отдельный вопрос. Я думаю, что есть определенная косность мышления, люди привыкли размещать рекламу каким-то определенным способом и им сложно переходить на что-то новое. Опять же специалистов, которые разбираются в интернет-рекламе, не хватает», – объясняет глава «ЦТ».
С самого начала ЦТ задумывался не как коммерческий проект (так как электронной коммерции тогда просто не существовало), а как проект для друзей. «Получилось, что во многом нам самим пришлось формировать рынок интернет-рекламы. Сайт всегда балансировал на грани безубыточности. Когда появляется какой-то новый рекламодатель, появляются и новые проекты, которые нужно развить, в том числе в рамках ЦТ. Чем больше денег мы зарабатываем, тем больше тратим на проекты. Сейчас, чтобы создать проект, нужен инвестор, нужна команда. Недавно были публикации о том, что люди потратили на создание ресурсов по $1 млн и, тем не менее, прогорели. Мы развивались в те времена, когда не было никаких инвесторов, не было рекламного рынка, и мы всегда могли тратить только то, что было в собственных карманах. Поэтому и кризис не сильно по нам ударил», - рассказывает Д.Зимин.

В 2009 году ЦТ заработал на рекламе около 30 млн тенге – эта сумма близка к безубыточности со знаком «+». В этом году ожидается 20-30% прирост рекламных бюджетов, такой же прирост был в 2009 году по сравнению с 2008 годом.

В разрезе рекламодателей до кризиса финансовый сектор был самым крупным, за ним шел автосектор. «Сейчас финсектор «подсел», автосектор ведет себя не очень активно, хотя в России он вышел на первое место. В Казахстане больше всего рекламы сейчас оплачивают мобильные операторы, а в последние месяцы оживились банки и ритейл», - говорит Д.Зимин.

Помимо привлечения рекламы проблемой интернет-бизнеса в РК остается слабая защищенность в правовом поле. Для рейдеров на данный момент эта область может показаться лакомым кусочком – можно воспользоваться недоработками в законодательстве и, если даже не закрыть и не забрать, то нанести ресурсу большой ущерб. «В общем-то, это и происходит. Но ситуация уже меняется в лучшую сторону. Сейчас приняты поправки к закону о регистрации доменов, которые позволят избежать таких ситуаций в дальнейшем. Прецедент с ЦТ (судебная тяжба с бывшим партнером – Эржаном Исабаевым – когда определением суда доменное имя ЦТ было заблокировано на месяц – «Къ») показывает, что никто не хочет делать бизнес в ситуации, когда его можно очень легко отобрать», - резюмирует глава ЦТ.

Казахстанским ресурсам также очень важно знать, куда двигаться дальше и на кого держать равнение. ЦТ двигается в сторону мультимедиа, например, на ресурсе стало возможным размещать видеоролики. Сейчас идет оптимизация аппаратной платформы, так как пока ЦТ «тянет» не все сервисы. В дальнейшем планируется добавить сервисы, роднящие ЦТ с социальными сетями.

«Глобальные социальные сети сейчас чувствуют себя лучше всего. Наглядный пример - Facebook, у которого аудитория - 500 млн пользователей, и в Казахстане он очень быстро отбирает аудиторию у российских социальных сетей. Мы видим, что делает Google, которому ничего не стоит сделать Google.kz и при поиске выдавать нам немного больше локальных сайтов. Facebook может недорого перевести интерфейс на русский и казахский языки, и аудитория начнет перетекать туда. Доступ к финансовым ресурсам американских интернет-компаний в итоге решает все, и те же российские компании пока не могут с ними конкурировать. Ниша, которая остается конкурентной для Казахстана, – это локальный контент», - уверен Д.Зимин.

Глобализировать свой ресурс он не намерен: «Я думаю, смысла в этом нет. Мы всегда делали ставку на то, что людям интереснее всего то, что происходит вокруг них. Если вы внимательно посмотрите на американские СМИ, будь то редакция газеты или телеканал, 90% они посвящают локальным новостям и лишь 10% - международным. В Казахстане же исторически сложилось так, что до 50% уделяется международным новостям. У нас другая идея – 99% внимания нужно уделять локальным новостям. Людям интереснее, где купить пальто к зиме, или отремонтировать машину».

Д.Зимин поделился информацией о том, что сейчас ЦТ совместно с другими ведущими казахстанскими площадками намерены создать некую сеть, которая поможет создать единое казахстанское медийное пространство. Инструмент должен помочь казахстанским сайтам получить большую аудиторию и конкурировать, в первую очередь, с российскими игроками, такими как «Яндекс» и «Майл.ру», к которым уходит 20-25% рекламных бюджетов.

Оборот интернет- рекламы в Казнете, по различным экспертным оценкам, в 2009 году составил $3,5-5 млн. В Казахстане около 3 млн интрнет-пользователей, на одного пользователя приходится чуть больше $1 рекламных затрат. В России эта цифра в 20-30 раз, а в США – в 40 раз больше.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Ретейлер из Сарани планирует запустить сеть супермаркетов в Санкт-Петербурге

К концу года до 10-15 магазинов

Фото: Shutterstock / non c

Казахстанский ретейлер Optima (ТОО «Оптимальный», г. Сарань) заявил о планах запуска собственной сети супермаркетов Green в Санкт-Петербурге летом 2020 года. 

Казахстанцы намерены открыть в Санкт-Петербурге четыре продовольственных магазина площадью 2 тыс. кв. м каждый. К концу года планируется расширение сети супермаркетов Green до 10–15 магазинов, за чем последует продвижение в другие регионы России. Также заявлено открытие в Санкт-Петербурге гипермаркета площадью 8,5 тыс. кв. м.

Оптимальный выход

Торговая сеть Optima (ТОО «Оптимальный») дебютировала в 2009 году с открытия магазина в Сарани – городе с населением чуть более 40 тыс. человек недалеко от Караганды. В период с 2017 года Optima расширилась, открыв два супермаркета в полумиллионной Караганде.

Основной деловой партнер Optima – компания оптовой торговли «Сания». Это дистрибьютор таких крупных производителей, как Efes Kazakhstan, Coca-Cola, Mareven Food. 

Эти две компании и составили группу, которая инвестировала в сеть Green. Оба бизнеса находятся под управлением братьев Куприенко: Александр занимается Optima, Николай – «Санией». В марте 2020 года Александр Куприенко возглавил новую компанию – ООО «Оптимальный» с уставным фондом 2 млн рублей.

На вопросы «Курсива» о планах развития торговой сети Green на российском рынке Александр Куприенко не ответил, порекомендовав изучить презентацию для российских СМИ.

В упомянутой презентации ТОО «Оптимальный» оценивает собственный товарооборот в размере 1,4 млрд рублей, не уточняя период, к которому он относится. Общая сумма налоговых отчислений товарищества с 2015 по 2019 год, как следует из данных kgd.gov.kz, составила 159,2 млн тенге. Если эту сумму перевести в рубли по курсу Национального банка РК на 29 июня (1 рубль = 5,76 тенге), получится 27,6 млн рублей. Максимальная сумма налогов, уплаченных ТОО «Оптимальный», приходится на 2019 год – 53,7 млн тенге. В том же году «Сания» уплатила в качестве налогов 12,6 млн тенге. Максимальная налоговая выплата этой компании пришлась на 2017 год и составила 136,8 млн тенге.

Эксперты российского потребительского рынка скептически отнеслись к новости о планах казахстанской сети. «Бросок на север» казахстанского ретейлера оценивается как каприз или результат переоценки собственных сил.

При этом наблюдатели отмечают негативные аспекты, которые сопровождают международную экспансию Optima: снижение покупательского спроса в России, высокие ставки аренды в местах открытия магазинов Green и необходимость больших затрат на оборудование, пишет «Коммерсантъ». Издание приводит мнение консультанта Jos De Vries The Retail Company Ирины Болотовой. Она считает, что вложения в один объект составят не менее 18 млн рублей.

Новость о планах Optima сопровождает и не добавляющий оптимизма символизм. Казахстанская компания рискует унаследовать неудачную карму не только имени (вспомним разорившийся казахстанский Green Store), но и места. Первые четыре магазина Green открываются в локациях разорившейся торговой сети Spar, принадлежавшей ТД «Интерторг», который также проходит процесс ликвидации. 

Это подтверждают эксперты: новые игроки, начинающие работать в бывших магазинах «Интерторга», получают выручку на 30–40% ниже, чем была у предшественника. При этом конкурировать Green, по мнению Ирины Болотовой, придется с такими сильными участниками рынка, как «Лента», «Перекресток» и «О’Кей».

Наконец, без ответов остаются ключевые вопросы: способна ли компания из Карагандинской области предложить жителям северной столицы России услуги, соответствующие их пониманию сервиса. А главное – откуда у мелкого казахстанского ретейлера средства на реализацию подобного плана.

Казахстанский ретейл-консультант Анна Пацюк оценила уровень развития карагандинской сети Optima как «приличный, но ничем не выделяющий из ряда конкурентов». Эксперт проявила интерес к компании после заявления о ее выходе на рынок России, но не смогла обнаружить явных резонов для такого шага со стороны бизнеса. Рынок Караганды маленький, все друг друга знают, но понимания причин, которые толкнули Optima на этот шаг, нет ни у конкурентов, ни у партнеров бизнеса.

«Не думаю, что это ретейл-феномен – ничего особого наш бизнес предложить рынку России не может. Скорее это реализация инвестиционной схемы или стратегическая диверсификация собственников бизнеса», – говорит эксперт. По ее мнению, успех или неудачу Green предопределит компетенция нанятого менеджмента и быстрое масштабирование бизнеса до сети из 20–30 магазинов. 

Как регулируют ретейл Санкт-Петербурга 

Санкт-Петербург входит в ведущую пятерку городов России по объему розничной торговли. По данным комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка города, в 2018 году оборот этого сектора экономики составил 1412,4 млрд рублей. Торговля продовольственными товарами генерирует 35% совокупного оборота.

По данным комитета по информации и связи Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра, в первом полугодии 2019 года оборот розничного рынка города составил 706,1 млрд рублей, что на 0,6% выше, чем в аналогичном периоде 2018 года. 

В структуре оборота розничной торговли доминируют крупные предприятия, на которые приходится 80% рынка. Доля малых предприятий составляет 12%, средних – 2%. 5% оборота приходится на индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынков, 1% составляют рынки и ярмарки. 

Кстати, депутаты местного законодательного собрания требуют ограничить коллективное проникновение торговых сетей на рынок показателем 60%. Другая инициатива депутатов предполагает установление минимального расстояния между магазинами, чтобы предотвратить их избыточную концентрацию. Такие поправки ограничат возможности расширения торговых сетей.

Согласно опросу Информационно-аналитического центра Санкт-Петербурга, в 2019 году предприниматели этого города среди своих основных проблем отмечали недостаточный платежный спрос (54,3% респондентов), высокую арендную плату (48,9%), высокий уровень налогов (30,9%). 

По данным аналитической компании Watcom Group, в период самоизоляции населения посещаемость крупных торговых центров в Санкт-Петербурге упала на 77,8%. Горожане предпочитали делать покупки в маленьких магазинах у дома. После отмены режима самоизоляции посещаемость магазинов большого формата восстанавливается медленно. Эксперты прогнозируют, что привычные показатели будут достигнуты только осенью текущего года.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg