Перейти к основному содержанию


2969 просмотров

Ломбард для МСБ

Оставленный ранее без особого внимания факторинг в последнее время стал практически единственным источником финансирования сектора МСБ. Жомарт Есентугелов и Толеген Мулдашев решили выделить эту услугу отдельно от услуг банка и организовать свое дело – ТОО «Первая факторинговая компания».

Оставленный ранее без особого внимания факторинг в последнее время стал практически единственным источником финансирования сектора МСБ. Жомарт Есентугелов и Толеген Мулдашев решили выделить эту услугу отдельно от услуг банка и организовать свое дело – ТОО «Первая факторинговая компания».

В России факторинг занимает 2% от ВВП, а в Европе обороты факторинговой отрасли составляют около 10% от ВВП. В Казахстане же этот показатель не достигает и десятой доли процента.

По словам председателя правления ТОО «Первая факторинговая компания» Жомарта Есентугелова, идея создания отдельной компании в секторе факторинга принадлежит его партнеру – председателю совета директоров компании Толегену Мулдашеву, с которым они сотрудничают уже более десяти лет.

Работая в банковской сфере, они развивали продажи факторинговой услуги в продуктовой линейке, однако в какой-то момент поняли, что типичный банковский подход к оценке рисков и классификация активов существенно сдерживают положительное развитие факторинга в БВУ, и выходом может служить либо выделение факторинга в отдельную прибанковскую структуру, либо создание независимой компании.

В итоге партнеры решили основать собственное дело, тем более что существенно ужесточились оценки залогов в БВУ и доступ к кредитованию у компаний снизился, а фондовый рынок по разным причинам также не позволяет компаниям заимствовать ресурсы для развития. Факторинг как инструмент коммерческого финансирования компаний в такой ситуации просто напрашивался на применение.

«Другой такой специализированной компании на рынке в тот момент не существовало, было очень сложно, но самым трудным стало найти инвестора, который бы вложил первоначальную сумму, и модель бизнеса начала работать. На его поиски у нас ушло 2 года – с 2007 по 2009», – рассказывает Жомарт Есентугелов.

По его словам, существовали опасения в области юридичес-ких трудностей при работе с проблемными клиентами, но практика показала достаточность правовых инструментов воздействия и изъятия задолженности.

Основным клиентом компании является МСБ, небольшие компании – поставщики продуктов питания, товаров народного потребления и отдельный большой сектор – поставщики для национальных и нефтяных компаний.

Первые сделки компании были в районе $300 тыс., но за истекший период их объем вырос в 10 раз.

Жомарт Есентугелов отмечает, что сроки «раскрутки» бизнеса, вернее выхода на точку безубыточности, при стартовых затратах составили около восьми месяцев. Однако добавляет, что для того чтобы данный вид бизнеса вышел на точку безубыточности, нужно иметь оборотные средства в районе $2 млн. Если же работа начинается с суммой больше $2 млн, то на прибыль можно рассчитывать сразу.

С учетом того, что издержки данного вида бизнеса небольшие и в РК факторинговое финансирование можно получить под 25% – 36% годовых, компания зарабатывает весьма неплохо. Правда, вызывает сомнение, насколько много существует желающих пойти на данные условия.

По словам Жомарта Есентугелова, в самом начале работы были опасения, что люди не примут товар компании под 36%. «Но если сегодня пос-мотреть на портфель, где нет новичков, а основу составляют компании, с которыми работать начали полтора года назад, и ставки при этом не снижали, то, можно сказать, что спрос на факторинг есть», – добавляет он.

Связано это с тем, что компании, которые не могут получить кредит в БВУ из-за недостаточности залогов, идут на подобные условия и, в принципе, с учетом скорости, все их затраты на факторинг окупаются.

«Стоит отметить, что штат компании небольшой – 10 человек в Алматы и 2 человека в филиале Атырау. Но в течение ближайших 3 лет мы собираемся открыть еще 9 филиалов в различных городах РК со штатом по 2 человека в каждом», – комментирует «Къ» Жомарт Есентугелов. А также строит прогнозы о том, что через год у компании будет 70-80 клиентов (в то время как сейчас – 20), но при условии, если объем оборотных средств увеличится до $10 млн. Причем, по его расчетам, это произойдет уже в следующем году. А если учесть, что доходность компании в годовом исчислении составляет около 30%, то прогнозы весьма внушительны. Жомарт Есентугелов делает их, основываясь на том, что объем дебиторской задолженности в торговой отрасли, по данным статистики РК, составляет $17 млрд. Если взять только 10% этого объема, то получится потенциал в $1,7 млрд. И это только по торговле, хотя факторабельные отрасли есть в промышленном производстве, горнорудной отрасли и в транспортном секторе.

1144 просмотра

Как в Казахстане заработать на росте населения

Кейс из Аксу

Фото: Shutterstock.com

Для малышей родители покупают самое лучшее. Это дает возможность развивать легкую промышленность, пусть пока и на уровне индивидуального предпринимательства.

Свой бизнес

На днях предпринимательница из города Аксу Дарья Ларичева завершает ремонт в выделенном с помощью местных властей помещении и готовится поставить на поток бизнес по пошиву одежды для новорожденных.

Начинала свое дело молодая женщина с того, что лучше всего умеет делать. За плечами было обучение в колледже, где она освоила портняжное дело, и, пусть и небольшой, опыт работы в различных ателье. Вот и решила всерьез заняться шитьем. Важно было найти свою нишу, но подсказку дали жизненные обстоятельства.

Началось все с конверта и одеяла, которые она подготовила для своего ребенка. Обновы спонравились ее знакомой, и та попросила сшить что-то похожее и для нее. Так пошли заказы. Молодые мамы оказались самыми благодарными заказчиками, с ними было проще найти общий язык.

Об инвестициях

Решив стать предпринимателем, Дарья поняла, что необходимо обзавестись хотя бы минимальным набором машинок и тканей. Взяла кредит в 500 тыс. тенге. Поскольку детская одежда требует только натуральных тканей хорошего качества, нашла торговую точку с материалом, соответствующим этим требованиям. В настоящее время женщине все еще приходится покупать ткани и сопутствующий материал у посредников, но она надеется со временем эту ситуацию изменить и приобретать необходимое по оптовым ценам большими объемами.

Поиск помещения оказался следующим этапом. Найти такое по минимальной цене аренды – 10 тыс. тенге в месяц – помогли местные власти. В результате она стала обладательницей небольшой площадки, где разместила свою мастерскую, перевезла туда оборудование и занялась ремонтом. Все идеи для оформления придумала сама. Есть уже и название будущего бренда одежды, который начинающая предпринимательница планирует в перспективе зарегистрировать.

«Это я сделаю позже, когда смогу начать производить одежду большими партиями. Но для этого мне необходимо подобрать коллектив, что оказалось не самой простой задачей», – рассказала «Курсиву» Дарья Ларичева.

Кадры решают всё

Во время практики в колледже, а девушка проходила ее на известном в Павлодаре предприятии по пошиву модной одежды, ее приставили к мастеру по головным уборам. Сами изделия ее не сильно заинтересовали. Но полезный опыт на производстве она получила, научившись выстраивать отношения в коллективе, что всегда необходимо в бизнесе.

«Решив взять на работу помощника, столкнулась с проблемой отсутствия кадров. И здесь важно даже не то, насколько хорошо ты владеешь навыками шитья, а отношение к работе. Когда я сама была в качестве наемного работника, то понимала, что как бы ты себя ни чувствовал, что бы ни произошло, надо выполнить поставленную задачу. Вот таких, близких по духу, людей оказалось найти сложно», – говорит предпринимательница.

Она планирует делать ставку на выпускников того самого колледжа, где училась сама.

Детали дела

Производство одежды – процесс длительный и кропотливый. Начинается с идеи. Маркетинговые исследования Дарья проводит самостоятельно: изучает рынок, общается с заказчиками.

«Естественно, сегодня что-то новенькое можно подсмотреть в интернете, но обязательно вносишь в модель свои решения», – говорит Дарья Ларичева.

По ее словам, при приобретении сырья очень важно соблюсти баланс цены и качества, чтобы изделия были доступны покупателю.

«Пока я шью небольшие линейки продукции. В планах найти оптовиков в той же столице и отдавать им партии одежды по той же цене, что я реализую в Аксу. Ну а там они уже пусть свою цену назначают», – поделилась предпринимательница.

К слову, модели, которые она шьет, значительно дешевле, чем привозные, которые сегодня реализуются в регионе. По словам начинающей предпринимательницы, сейчас главное для нее – закрепиться на рынке. Возраст детей, на которых она ориентируется, – от нуля до трех лет. Основной ассортимент – постельное белье для детских кроваток, бортики для них, которые она мастерит как отдельные подушки в виде симпатичных зверушек, ортопедические подушки для младенцев по особой выкройке. Причем каждая подушка снабжается инструкцией по уходу. А еще платья, боди, распашонки, особые хлопчатобумажные пинетки, нарядные повязки для головы и многое другое.

В ближайших планах Дарьи Ларичевой привлечь новую возрастную категорию – наладить производство постельного белья для детей постарше, вплоть до подросткового возраста. А пока хозяйка ателье мечтает о собственной франшизе.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций