Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3092 просмотра

Ломбард для МСБ

Оставленный ранее без особого внимания факторинг в последнее время стал практически единственным источником финансирования сектора МСБ. Жомарт Есентугелов и Толеген Мулдашев решили выделить эту услугу отдельно от услуг банка и организовать свое дело – ТОО «Первая факторинговая компания».

Ломбард для МСБ

Ломбард для МСБ
Оставленный ранее без особого внимания факторинг в последнее время стал практически единственным источником финансирования сектора МСБ. Жомарт Есентугелов и Толеген Мулдашев решили выделить эту услугу отдельно от услуг банка и организовать свое дело – ТОО «Первая факторинговая компания».

В России факторинг занимает 2% от ВВП, а в Европе обороты факторинговой отрасли составляют около 10% от ВВП. В Казахстане же этот показатель не достигает и десятой доли процента.

По словам председателя правления ТОО «Первая факторинговая компания» Жомарта Есентугелова, идея создания отдельной компании в секторе факторинга принадлежит его партнеру – председателю совета директоров компании Толегену Мулдашеву, с которым они сотрудничают уже более десяти лет.

Работая в банковской сфере, они развивали продажи факторинговой услуги в продуктовой линейке, однако в какой-то момент поняли, что типичный банковский подход к оценке рисков и классификация активов существенно сдерживают положительное развитие факторинга в БВУ, и выходом может служить либо выделение факторинга в отдельную прибанковскую структуру, либо создание независимой компании.

В итоге партнеры решили основать собственное дело, тем более что существенно ужесточились оценки залогов в БВУ и доступ к кредитованию у компаний снизился, а фондовый рынок по разным причинам также не позволяет компаниям заимствовать ресурсы для развития. Факторинг как инструмент коммерческого финансирования компаний в такой ситуации просто напрашивался на применение.

«Другой такой специализированной компании на рынке в тот момент не существовало, было очень сложно, но самым трудным стало найти инвестора, который бы вложил первоначальную сумму, и модель бизнеса начала работать. На его поиски у нас ушло 2 года – с 2007 по 2009», – рассказывает Жомарт Есентугелов.

По его словам, существовали опасения в области юридичес-ких трудностей при работе с проблемными клиентами, но практика показала достаточность правовых инструментов воздействия и изъятия задолженности.

Основным клиентом компании является МСБ, небольшие компании – поставщики продуктов питания, товаров народного потребления и отдельный большой сектор – поставщики для национальных и нефтяных компаний.

Первые сделки компании были в районе $300 тыс., но за истекший период их объем вырос в 10 раз.

Жомарт Есентугелов отмечает, что сроки «раскрутки» бизнеса, вернее выхода на точку безубыточности, при стартовых затратах составили около восьми месяцев. Однако добавляет, что для того чтобы данный вид бизнеса вышел на точку безубыточности, нужно иметь оборотные средства в районе $2 млн. Если же работа начинается с суммой больше $2 млн, то на прибыль можно рассчитывать сразу.

С учетом того, что издержки данного вида бизнеса небольшие и в РК факторинговое финансирование можно получить под 25% – 36% годовых, компания зарабатывает весьма неплохо. Правда, вызывает сомнение, насколько много существует желающих пойти на данные условия.

По словам Жомарта Есентугелова, в самом начале работы были опасения, что люди не примут товар компании под 36%. «Но если сегодня пос-мотреть на портфель, где нет новичков, а основу составляют компании, с которыми работать начали полтора года назад, и ставки при этом не снижали, то, можно сказать, что спрос на факторинг есть», – добавляет он.

Связано это с тем, что компании, которые не могут получить кредит в БВУ из-за недостаточности залогов, идут на подобные условия и, в принципе, с учетом скорости, все их затраты на факторинг окупаются.

«Стоит отметить, что штат компании небольшой – 10 человек в Алматы и 2 человека в филиале Атырау. Но в течение ближайших 3 лет мы собираемся открыть еще 9 филиалов в различных городах РК со штатом по 2 человека в каждом», – комментирует «Къ» Жомарт Есентугелов. А также строит прогнозы о том, что через год у компании будет 70-80 клиентов (в то время как сейчас – 20), но при условии, если объем оборотных средств увеличится до $10 млн. Причем, по его расчетам, это произойдет уже в следующем году. А если учесть, что доходность компании в годовом исчислении составляет около 30%, то прогнозы весьма внушительны. Жомарт Есентугелов делает их, основываясь на том, что объем дебиторской задолженности в торговой отрасли, по данным статистики РК, составляет $17 млрд. Если взять только 10% этого объема, то получится потенциал в $1,7 млрд. И это только по торговле, хотя факторабельные отрасли есть в промышленном производстве, горнорудной отрасли и в транспортном секторе.

877 просмотров

Как сделать бизнес на травах и меде

Кейс от Андрея и Владимира Коротковых

Фото: Shutterstock.com

Трудно представить, что крупнейшее в Шымкенте фитопредприятие, производящее ежемесячно около 70 тыс. единиц продукции и имеющее годовой товарооборот свыше $1 млн, зародилось на кухне врачей Коротковых. 

Семейные истоки

Компания ТОО «PHYTO-APIPHARM» была создана в 2005 году. Но, как признался «Курсиву» один из трех ее учредителей, генеральный директор предприятия Владимир Коротков, на самом деле все началось гораздо раньше. 

«Мы уже четвертое или пятое поколение потомственной династии травников, – рассказал он. – Отец с детства усвоил знания и рецепты, передаваемые из поколения в поколение. А потом получил профессиональное образование: в 1993 году он окончил ТашМИ, став по специальности врачом-фитотерапевтом. Вместе с ним окончила этот вуз и мама – она фармацевт».

Получив диплом, Андрей Коротков взял патент и открыл кабинет фитотерапевта. В работе ему помогал сын Владимир. Вместе они ездили в горы, собирали и сушили травы, из которых делали экстракты для лечения пациентов. Сборы сушили на даче, хранили в гараже, а бальзамы из них готовили на домашней кухне. Спустя несколько лет Коротковы занялись пасекой. Так к арсеналу их лечебных средств прибавились продукты пчеловодства.

Запасной вариант

К 2005 году их натуральными продуктами и деятельностью заинтересовалась одна фитокомпания. Коротковы открыли ИП и занялись контрактным производством – начали выпускать продукцию под чужим брендом.

Разумеется, в домашних условиях выполнить большие объемы было невозможно. Поэтому взяли в аренду производственную аптеку. Впоследствии приобрели соседний участок с домом, перестроили в производственные цеха.

«Начального капитала у нас не было. Поэтому все, что зарабатывали, инвестировали в развитие производства. Сначала покупали б/ушное оборудование, потом стали закупать новое китайское, а когда появились возможности, – европейское», – рассказывает Владимир.

На первых порах выпускали по контракту по 120 бальзамов в месяц. Этого едва хватало на аренду помещения. Потом с ростом заказов и, соответственно, объемов – до 1 тыс. единиц продукции в месяц, вышли на самоокупаемость. 

Однако у компании-заказчика возникли финансовые сложности. Начали сотрудничать с другой. И история повторилась. До 2010 года шел динамичный рост производства, сделали капитальный ремонт, купили новое оборудование и дополнительное помещение. Но так как у партнеров начались финансовые проблемы, они возникли и у производителей. 

Зависимость контрактного производства от заказчиков собеседник назвал главной проблемой в становлении их бизнеса. С тех пор лично для себя он усвоил одно правило: никогда не ограничиваться одним заказчиком, партнером.

«Как минимум их должно быть два. Всегда должен быть запасной вариант. Чем больше диверсифицировано производство, тем больше источников дохода», – пояснил предприниматель.

Свое дело

Тогда же Коротковы решили, что им пора выпускать свою продукцию самостоятельно. В 2011 году они оформили ТОО, зарегистрировали свою торговую марку и начали делать свои фитотовары. 

«С 2011 по 2016 год у нас был если не бурный, то стабильный рост. Мы развивались, покупали новое оборудование, вышли на объемы в 10 тыс. единиц продукции в месяц. Но потом словно остановились: производить больше этого уровня не получалось. Стали задумываться, что нужно что-то делать с маркетингом. Пригласив специалистов, перестроили работу, начали внедрять MLM-аналитику. Разработали свою систему управления, которая работает онлайн: управление складом, взаимоотношения с офисами, онлайн-офисы, интернет-магазин», – рассказывает Владимир.

В итоге с 2017 года товарооборот компании увеличился в четыре раза. Параллельно было возобновлено контрактное производство. Сейчас здесь выпускают ежемесячно около 40 тыс. единиц собственной продукции и около 30 тыс. – контрактной. Ассортимент продукции представлен 37 наименованиями товаров, которые продаются не только в Казахстане, но и в России, и в Кыргызстане. 

Свыше 90% сырья – травы, пчелопродукты, минералы – отечественного происхождения. Из других стран покупают только эндемики – то, что не растет в Казахстане. 

Эффект расширения 

Не последнюю роль в успехе предприятия сыграло расширение его площади. В 2017 году компания решила приобрести отдельное помещение под офис. В рамках программы регионального финансирования предпринимателей «ONтүстік өнімдері», реализуемой фондом «Даму» и областным акиматом, предприятие получило льготный банковский кредит под 8,5%. 

На сегодняшний день производственные площади предприятия составляют в целом около 600 кв. м, не считая заготовительной базы за городом, где выращиваются некоторые растения, сушится, хранится и перерабатывается лекарственное сырье. 

Но предприниматели планируют приобрести еще один участок рядом для строительства складских помещений. Что касается общих планов развития компании, то, как отметил гендиректор, они предпочитают ставить не долгосрочные, а конкретные цели на каждый год. 

«Как минимум мы стремимся стать лучше, чем в прошлом году. Мы должны в первую очень быть конкурентоспособными с самими собой. Каждый год ставим цели по товарообороту, ассортименту, качеству. В этом году поставили цель увеличить общий товарооборот компании, достигший в 2018 году $1 млн, как минимум на 150 и максимум на 200%. План-минимум уже выполнен», – подчеркнул собеседник.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций