Перейти к основному содержанию


5052 просмотра

ЭТП поможет сэкономить

Около 5% всех компаний Казахстана пробовали производить закупки электронным путем. Хотя в среднем экономия составляет 15-30% от стоимости любого типового товара. И 10% рынка всех электронных торговых операций занимает компания ТОО ЭТП.

ЭТП поможет сэкономитьОколо 5% всех компаний Казахстана пробовали производить закупки электронным путем. Хотя в среднем экономия составляет 15-30% от стоимости любого типового товара. И 10% рынка всех электронных торговых операций занимает компания ТОО ЭТП.

Проект Электронной торговой площадки был создан в 2003г. Идея появилась благодаря топ-менеджерам АО «Казкоммерцбанк» в целях оптимизации структур расходов с помощью новых технологий в плане внутренних закупок всех расходных материалов банка.

Сотрудниками банка было проведено исследование и привлечен крупнейший производитель программного обеспечения по созданию и разработке электронных торговых площадок – компания Commerce One.

Казкоммерцбанк и Commerce One запустили совместный проект и создали первую электронную торговую площадку в РК, цель которой – улучшить структуру закупок непосредственно для банка. Распоряжением председателя банка все внутренние закупки были переведены в электронный формат, за исключением тех услуг, которые не подразумевают конкуренцию, например, коммунальные услуги.

В 2007 г. банк передал это направление в аутсорсинг и сосредоточился на своих внутренних закупках. Аутсорсинговая компания занялась дальнейшим развитием этого направления, привлекая других участников. На сегодняшний день это автономная компания, которая управляет электронной торговой площадкой.

«На тот момент мы были одними из первых, кто создал ЭТП. Ныне по активности и по объему торгов частной торговой площадки как ТОО ЭТП пока нет», – утверждает директор компании ТОО «ЭТП» Нурлан Жагипаров.

Как такового уставного капитала не потребовалось. Однако первые объемные инвестиции, произведенные в программное обеспечение, были сделаны Казкоммерцбанком. Возврат инвестиций происходит до сих пор за счет экономии закупок, но уже в качестве одного из главных клиентов. В среднем экономия составляет 15-30% от стоимости любого типового товара.

В настоящее время MP.Kz насчитывает1732 участника. Всего проведено торгов объемом более чем на $30 млн.

В целом компания занимает 10% рынка всех электронных торговых операций.

В результате влияния кризиса обороты компании за 2008 г. снизились на 60% по сравнению с 2007 г., поскольку у большинства закупщиков резко сократилось количество и объемы сделок по закупкам, соответственно резко снизилось количество торгов. Суммарно осуществляется очень узкая номенклатура.

Если 4 квартал 2008 г. сравнить с соответствующим периодом предыдущих лет, то ожидаемой вспышки торгов не произошло. Однако это все равно в какой-то момент восстановится.

По итогу 2008 г. объем торгов составил – $8 млн, тогда как в 2007 г. составлял $17 млн. В 2009 г. ожидается – в пределах $7 млн. Но по итогу первого квартала 2009 г. – составило чуть более 25 млн тг.

На сегодняшний день MP.kz наработало 5-6 крупных закупщиков, т.е. маркет-мэйкеров, среди которых Казкоммерцбанк, Galakher Kazakhstan, Алина Маркет и др.

Среди конкурентов Нурлан Жагипаров выделил Lot.kz, осуществляющий торги по товарам и услугам полиграфии. Крупная электронная торговая площадка «goszakup.kz» – АО «Центр Электронной Коммерции», представляющая государственный сектор, осуществляет государственные электронные закупки. Если говорить о частном секторе, то «Казахмыс» и «Казцинк» анонсировали подобные автономные проекты, но предназначенные для внутренних потребностей данных компаний. Народный банк, переняв идею, анонсировал свою площадку, но практической реализации еще не произошло.

Компания фокусируется на электронных торгах и побочных направлений развития не имеет.

Представлены практически все сферы экономики: от рекламы до тепловых услуг. Абсолютно прозрачная процедура с добровольным участием.

Поскольку закупщики играют большую роль, а поставщиков в разы больше, чем закупщиков, то создаются все условия для расширения числа участников. Будет закупщик, будут и поставщики.

Например, компания, пожелавшая купить определенный товар вне зависимости от местонахождения, объявляет торг. Зарегистрированные производители данного товара подают заявку на участие в торгах: выбирается наилучшее предложение.

После проведения конкурса выигравшая компания платит комиссию в среднем 1-1,5% и заключает договора. «Это предельно удобно, поскольку в других торговых площадках участие обходится дороже. Например, торговая площадка крупнейшей российской компании ОАО РАО «ЕЭС России» подразумевает ежемесячную абонентскую плату независимо от участия в торгах и платеж в случае выигрыша. Но это несколько иная технология. Вариант, выбранный нами, наиболее подходит для участников МСБ Казахстана», – добавил Нурлан Жагипаров.

По мнению главы компании, основным трендом в данной сфере в 2009 г. будет активность государственных компаний, благодаря насильственным распоряжениям со стороны государства. В настоящее время государство принудительно переводит национальные и бюджетные организации на электронный формат закупок.

«Нами данное явление только приветствуется. Появляется культура электронных закупок, современного механизма, экономии, приобщения и обучения, что в целом должно повлиять на развитие рынка и в последующем на MP.kz», – говорит Нурлан Жагипаров, добавив, что крайне заинтересованным в экономии затрат должен выступать топ-менеджмент организаций.

В перспективе планируется улучшение и обновление программного обеспечения, будет изменен внешний вид ЭТП на более современный вариант, адаптация его на государственный язык, запуск которого запланирован на 2009 г., внедрение английской версии, поскольку крупные компании нуждаются в обслуживании на английском языке. Ставится задача по увеличению числа крупных игроков, телекоммуникационных компаний – как минимум в 10 раз, чем то, что есть сейчас. Периодически проводятся переговоры с Kcell, LG. В основном компания акцентируется на крупных местных игроках.

«При всем желании, мы не можем повлиять на объем закупок, поэтому работаем над техническим обеспечением: локализация, периодическое обновление. В вынужденном ожидании конца кризиса идем на уступки компаниям и потенциальным участникам. Проводятся пробные торги индивидуально, в реальном режиме, осуществляются презентации», – говорит глава ТОО ЭТП.

Программное обеспечение было разработано местными программистами, в том числе и программистами компании.

Еще не исчерпаны все возможности в РК. В РК не более 5% всех компаний пробовали производить закупки электронным путем. Т.е. на местном рынке потенциал огромен. В ближайшей перспективе все компании будут идти в сторону Интернета. Так как в торгах участвуют юридические лица, уровень проникновения в Интернет достаточно высок.

Еще в перспективе 2-3 лет планируется выход на Центральную Азию.

«В итоге проект состоялся, создана база постоянных участников. Проект MP.kz несколько опережает свое время. Сам рынок не совсем готов, тем не менее он развивается, и его ждет большое будущее, но при условии формирования соответствующей культуры», – заявляет Нурлан Жагипаров.

619 просмотров

Как заработать на производстве эко-сумок

Кейс от Жанар Таласовой

фото: Жанар Таласова

Экосумки со стильным этническим орнаментом, изящные сумочки под балетные пуанты, корпе, тойбастары и все, что необходимо для празднования любого казахского национального торжества шьют в небольшой мастерской, где успешно управляет всеми делами обладательница знака «Алтын алка» Жанар Таласова.

Швейную мастерскую в Семее два года назад открыла алматинка Гульдана Адилханова. Собственно говоря, эта мастерская потребовалась для того, чтобы изготавливать подарки в прочую национальную атрибутику для многочисленных родных и друзей Гульданы Адилхановой. Как бизнес-проект она и не рассматривалась, хотя для бесперебойной работы маленького цеха ежемесячно вкладывалось не менее 300-350 тыс. тенге, которые шли на заработную плату сотрудникам и аренду помещения.

Однако осенью 2018 года возникла идея расширить возможности швейного производства и открыть полноценное ателье. Жанар Таласовой, родственнице Гульданы Адилхановой, предложили возглавить управление мастерской.

«Мне было не просто решиться на такой шаг. У меня уже были попытки устроиться на работу, но заботы о детях, о семье забирают все мое время. Однако работа управляющей предполагает более свободный график, и я согласилась попробовать», - рассказала «Курсиву» Жанар Таласова.

По ее словам, с самого начала она поставила условие, что их ателье будет расширять ассортимент изготавливаемой продукции: на одних корпе и тойбастарах больших денег не заработаешь. Жанар Таласова получила от своего инвестора полный карт-бланш.

И первой идеей новичка швейного производства стал пошив экосумок, украшенных этническими рисунками.

«Это возвращение к истокам. Ведь еще совсем недавно все мы пользовались большими хозяйственными сумками и сетками, когда ходили за покупками в магазины. И только потом нам стали предлагать красивые, но недолговечные пакеты, которые за несколько десятков лет замусорили практически все города. Постепенно к людям приходит осознание того, что мы должны беречь нашу планету. И один из способов – отказ от использования одноразовых пакетов», - считает начинающий предприниматель.

Альтернативой пакетам, по мнению предпринимательницы, могут стать экосумки. Так, из плотного холста, велюра, бархата и других материалов шьется крепкая сумка, способная выдержать вес до 10 кг. Однако, в отличие от советских хозяйственных авосек, Жанар Таласова со своей командой разработала несколько тематических линий для их украшения. Это рисунки в этностиле в виде петроглифов и мотивов казахского орнамента. Кроме того, есть экосумки, украшенные романтическими рисунками и цветочными композициями. Цена изделия составляет от 3,5 тыс. до 5 тыс. тенге.

«Я не могу сказать, что идея с пошивом экосумок выстрелила и дала много прибыли, но и незамеченной на рынке она не осталась. Сейчас мы регулярно получаем до десятка заказов в месяц на их пошив», - отметила Жанар Таласова.

Другой бизнес-идеей стартапера стало изготовление сумочек под балетные пуанты. Единственная дочь Жанар Таласовой занимается в Восточно-Казахстанской балетной школе. И ее директор Камилия Исмаилова предупредила родителей, что средние классы школы будут учиться танцевать на пуантах. А так как балетная обувь очень хрупкая, ее следует хранить в специальном футляре.

«Я сразу поняла, что на пошиве сумочек для пуантов можно сделать неплохую линию в нашей мастерской. Конечно, первый чехол достался дочери. Мы его украсили рисунком балетных пуантов. И одноклассницам так понравился чехольчик, что практически вся группа приобрела эти сумочки. А потом заказы стали поступать от всей балетной школы. Мы разработали несколько рисунков на тему балета, чтобы чехлы не были у всех одинаковыми, продаем недорого – по 2500 тенге», - поделилась своими идеями Жанат Таласова.

По ее словам, ассортимент выпускаемой продукции в мастерской будет постепенно расширяться. Так, есть идеи разработки собственной линии пошива постельного белья, одежды на заказ и многое другое.

Реализация как основа бизнеса

Главной проблемой для любого производства является не разработка новых технологий, а реализация готовой продукции. Именно об этом в первую очередь задумалась Жанар Таласова, когда приступила к исполнению обязанностей управляющей швейной мастерской.

Поскольку изначально здесь продажами практически не занимались, все поступающие заказы на пошив национальной одежды и атрибутики поступали по «сарафанному радио». Однако для развития бизнеса требовалась серьезная работа по продвижению товара на рынке. И тогда предпринимательница остановилась на площадке социальных сетей, где можно достаточно быстро найти своего покупателя, показать «товар лицом», обсудить детали заказа и способы его доставки. Этой работой в мастерской занимается отдельный специалист. И результаты не заставили себя ждать. Так, если полгода назад в мастерской шили не более десятка изделий, то сейчас заказы исчисляются уже сотнями.

«Однако пока мы еще не вышли в плюс в своем производстве. Все равно расходы пока еще превышают наши доходы. Лишь пару месяцев в этом году мы сумели выйти в ноль. Но я не отчаиваюсь. Отучившись на курсах «Бастау», я обновила свои знания бухгалтера, получила систематизированные знания по основам предпринимательской деятельности. И сейчас готовлю бизнес-проект на защиту для получения гранта в сумме 200 МРП как многодетная мать», - рассказала о ближайших планах Жанар Таласова.

По ее словам, матери семерых детей уделять максимум внимания предпринимательской деятельности почти невозможно. Всегда найдутся дела и заботы по дому или воспитанию детей. Но и забрасывать дела в мастерской Жанар Таласова не собирается. Наоборот, когда дети подрастут, у нее станет больше помощников, а значит, больше времени она сможет уделять своей работе.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций