Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


4322 просмотра

«Химфарм» планирует рост

Объем продаж АО «Химфарм» (Шымкент) за четвертый квартал 2008 г. вырос на 36% до 4,6 млрд тг. При этом валовый доход вырос до 1,9 млрд тг, а чистая прибыль снизилась на 35% до 211 млн тг. Снизились и совокупные активы предприятия на 5,5% - до 8,3 млрд, и собственный капитал - на 6% - до 2,9 млрд тг. Однако президент АО «Химфарм» Рустам Байгарин в 2009 году планирует 20% рост продаж продукции.

«Химфарм» планирует рост

«Химфарм» планирует рост
«Химфарм» планирует ростОбъем продаж АО «Химфарм» (Шымкент) за четвертый квартал 2008 г. вырос на 36% до 4,6 млрд тг. При этом валовый доход вырос до 1,9 млрд тг, а чистая прибыль снизилась на 35% до 211 млн тг. Снизились и совокупные активы предприятия на 5,5% - до 8,3 млрд, и собственный капитал - на 6% - до 2,9 млрд тг. Однако президент АО «Химфарм» Рустам Байгарин в 2009 году планирует 20% рост продаж продукции.

Расставив приоритеты, Рустам Байгарин определяет стратегические цели компании. К числу направлений развития он относит наращивание экспортного потенциала и географии поставок с целью обеспечения независимости предприятия от разного рода колебаний на уже имеющихся рынках. Сегодня экспорт составляет порядка 16-17% общих продаж компании. Основной объем экспортных поставок приходится на Узбекистан (32%), Таджикистан (28%) и Кыргызстан (22%). В Грузию, Латвию и Армению впервые в 2008 году мы поставили лекарственные средства на 10 млн тг. «Учитывая, что фармрынок России и Украины в десятки раз объемнее рынка РК, мы планируем значительно увеличить долю этих стран в структуре экспортной географии нашей компании», - говорит Рустам Байгарин.

Вторым направлением является развитие сектора контрактного производства, поскольку закон о маркировке на госязыке и активная поддержка отечественного производителя вынуждают иностранные компании искать в РК партнеров для переноса своего производства. Такой вид обоюдовыгодного сотрудничества открывает перед компанией большие перспективы. «Данный вопрос нами обсуждается с такими лидерами, как российиский «Нижфарм», немецкий Ratiopharm и др.», - поясняет президент компании.

Третье - освоение нового производства в соответствии с мировыми стандартами GMP.

«На сегодняшний день наше предприятие не способно удовлетворять существующий спрос ввиду нехватки производственных мощностей», - продолжает Рустам Байгарин. В 2009-2010 гг. предусмотрено строительство современного комплекса по производству инфузионных растворов совместно с южнокорейской фармкорпорацией Choongwae Holding Co. Ltd. Стоимость проекта $27 млн, мощность производства составит 250 млн ампул и 2-3 млн флаконов кровезаменителей в год. «Новые цеха компании, оборудованные в соответствии с требованиями GMP позволят выйти на рынки Монголии, Чехии, Польши и др.», - говорит глава АО «Химфарм».

По итогам 2007-2008 года АО «Химфарм» заняло вторую позицию топ-производителей по сумме реализации, немного уступив мировому гиганту Sanofi-Aventis. В натуральном выражении компания уже не первый год удерживает лидерство: свыше половины объема выпускаемой лекарственной продукции в РК приходится на долю АО «Химфарм». Продажи лекарственных препаратов АО «Химфарм» за 2008 г. составили порядка 5 млрд тенге. Благодаря освоению, внедрению и активному продвижению новых перспективных позиций реализация брендов компании выросла на 21%.

Оборот компании до 2000 г. не превышал 1 млрд тг. а в 2008 г. - 5 млрд тг. Планируемый на 2009 г. рост продаж продукции +20% к 2008 г. Объем тендерных поставок в общем объеме реализации в 2008 г. составил 26%.

Снижение совокупных активов предприятия на 5,5 % обусловлено снижением стоимости основных активов за счет износа оборудования в виде амортизационных отчислений, которые составляют 130 млн в квартал и колебаний уровня дебиторской задолженности и запасов. Снижение по статье собственный капитал при сравнении квартальных периодов происходит за счет снижения чистой прибыли за квартал.

Экономический кризис рикошетом отразился на компании: значительно уменьшилась рентабельность производства, снизились возможности компании инвестировать в производство в запланированных объемах. «2009 год нас встретил новым потрясением - 25% девальвацией нацвалюты. По всем правилам экономической «игры» потребитель отвернулся от подорожавшей иностранной продукции и окончательно отдал предпочтение отечественному производителю более дешевых препаратов. Однако потеряли мы гораздо больше, чем приобрели», - комментирует президент «Химфарм».

В составе компонентов продукции до 75% приходится на иностранные продукты, остальное - на казахстанские (этикетки, инструкции, бумага). «Как правило, мы имеем отсрочку в платежах по импортным контрактам - большая часть уже использованного сырья лежит в нашей кредиторской задолженности, которая была проиндексирована Нацбанком в тенговом эквиваленте на +25%. И если бы основной наш доход был в валюте, это было бы нам не так принципиально важно. Но основной наш доход в тенге, и несложно посчитать, насколько больше наших тенге мы теперь должны отдать иностранцам, и сколько потерь мы понесли в результате», - дополняет он.

«Активно участвуя в программах госзакупа, господдержки отечественного товаропроизводителя планируем достичь следующих показателей в госзакупках: 2009 - $17,4 млн (38%), 2013 - $49,3 млн (52%)», - делится Рустам Байгарин.

АО «Химфарм» в 6 основных цехах производит свыше 200 наименований лекарственных препаратов 24 фармакологических групп.

844 просмотра

Как сделать бизнес на травах и меде

Кейс от Андрея и Владимира Коротковых

Фото: Shutterstock.com

Трудно представить, что крупнейшее в Шымкенте фитопредприятие, производящее ежемесячно около 70 тыс. единиц продукции и имеющее годовой товарооборот свыше $1 млн, зародилось на кухне врачей Коротковых. 

Семейные истоки

Компания ТОО «PHYTO-APIPHARM» была создана в 2005 году. Но, как признался «Курсиву» один из трех ее учредителей, генеральный директор предприятия Владимир Коротков, на самом деле все началось гораздо раньше. 

«Мы уже четвертое или пятое поколение потомственной династии травников, – рассказал он. – Отец с детства усвоил знания и рецепты, передаваемые из поколения в поколение. А потом получил профессиональное образование: в 1993 году он окончил ТашМИ, став по специальности врачом-фитотерапевтом. Вместе с ним окончила этот вуз и мама – она фармацевт».

Получив диплом, Андрей Коротков взял патент и открыл кабинет фитотерапевта. В работе ему помогал сын Владимир. Вместе они ездили в горы, собирали и сушили травы, из которых делали экстракты для лечения пациентов. Сборы сушили на даче, хранили в гараже, а бальзамы из них готовили на домашней кухне. Спустя несколько лет Коротковы занялись пасекой. Так к арсеналу их лечебных средств прибавились продукты пчеловодства.

Запасной вариант

К 2005 году их натуральными продуктами и деятельностью заинтересовалась одна фитокомпания. Коротковы открыли ИП и занялись контрактным производством – начали выпускать продукцию под чужим брендом.

Разумеется, в домашних условиях выполнить большие объемы было невозможно. Поэтому взяли в аренду производственную аптеку. Впоследствии приобрели соседний участок с домом, перестроили в производственные цеха.

«Начального капитала у нас не было. Поэтому все, что зарабатывали, инвестировали в развитие производства. Сначала покупали б/ушное оборудование, потом стали закупать новое китайское, а когда появились возможности, – европейское», – рассказывает Владимир.

На первых порах выпускали по контракту по 120 бальзамов в месяц. Этого едва хватало на аренду помещения. Потом с ростом заказов и, соответственно, объемов – до 1 тыс. единиц продукции в месяц, вышли на самоокупаемость. 

Однако у компании-заказчика возникли финансовые сложности. Начали сотрудничать с другой. И история повторилась. До 2010 года шел динамичный рост производства, сделали капитальный ремонт, купили новое оборудование и дополнительное помещение. Но так как у партнеров начались финансовые проблемы, они возникли и у производителей. 

Зависимость контрактного производства от заказчиков собеседник назвал главной проблемой в становлении их бизнеса. С тех пор лично для себя он усвоил одно правило: никогда не ограничиваться одним заказчиком, партнером.

«Как минимум их должно быть два. Всегда должен быть запасной вариант. Чем больше диверсифицировано производство, тем больше источников дохода», – пояснил предприниматель.

Свое дело

Тогда же Коротковы решили, что им пора выпускать свою продукцию самостоятельно. В 2011 году они оформили ТОО, зарегистрировали свою торговую марку и начали делать свои фитотовары. 

«С 2011 по 2016 год у нас был если не бурный, то стабильный рост. Мы развивались, покупали новое оборудование, вышли на объемы в 10 тыс. единиц продукции в месяц. Но потом словно остановились: производить больше этого уровня не получалось. Стали задумываться, что нужно что-то делать с маркетингом. Пригласив специалистов, перестроили работу, начали внедрять MLM-аналитику. Разработали свою систему управления, которая работает онлайн: управление складом, взаимоотношения с офисами, онлайн-офисы, интернет-магазин», – рассказывает Владимир.

В итоге с 2017 года товарооборот компании увеличился в четыре раза. Параллельно было возобновлено контрактное производство. Сейчас здесь выпускают ежемесячно около 40 тыс. единиц собственной продукции и около 30 тыс. – контрактной. Ассортимент продукции представлен 37 наименованиями товаров, которые продаются не только в Казахстане, но и в России, и в Кыргызстане. 

Свыше 90% сырья – травы, пчелопродукты, минералы – отечественного происхождения. Из других стран покупают только эндемики – то, что не растет в Казахстане. 

Эффект расширения 

Не последнюю роль в успехе предприятия сыграло расширение его площади. В 2017 году компания решила приобрести отдельное помещение под офис. В рамках программы регионального финансирования предпринимателей «ONтүстік өнімдері», реализуемой фондом «Даму» и областным акиматом, предприятие получило льготный банковский кредит под 8,5%. 

На сегодняшний день производственные площади предприятия составляют в целом около 600 кв. м, не считая заготовительной базы за городом, где выращиваются некоторые растения, сушится, хранится и перерабатывается лекарственное сырье. 

Но предприниматели планируют приобрести еще один участок рядом для строительства складских помещений. Что касается общих планов развития компании, то, как отметил гендиректор, они предпочитают ставить не долгосрочные, а конкретные цели на каждый год. 

«Как минимум мы стремимся стать лучше, чем в прошлом году. Мы должны в первую очень быть конкурентоспособными с самими собой. Каждый год ставим цели по товарообороту, ассортименту, качеству. В этом году поставили цель увеличить общий товарооборот компании, достигший в 2018 году $1 млн, как минимум на 150 и максимум на 200%. План-минимум уже выполнен», – подчеркнул собеседник.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций