Перейти к основному содержанию


3562 просмотра

Здоровая конкуренция

Аптечная сеть MS-Help, в которой работает 100 человек, включает 21 аптеку в Алматы и 3 в Астане. В последние 2 года обороты компании увеличивались не менее чем в 2 раза ежегодно. Хотя директор аптечной сети MS-Help Динара Искакова и отмечает элементы стагнации на фармрынке, но не оценивает «самочувствие» своей компании как критическое.

Здоровая конкуренцияАптечная сеть MS-Help, в которой работает 100 человек, включает 21 аптеку в Алматы и 3 в Астане. В последние 2 года обороты компании увеличивались не менее чем в 2 раза ежегодно. Хотя директор аптечной сети MS-Help Динара Искакова и отмечает элементы стагнации на фармрынке, но не оценивает «самочувствие» своей компании как критическое.

Компания MS-Help, представленная тогда 3 аптеками, была зарегистрирована в 1996 г. Первоначальный капитал формировался за счет средств учредителей, и тогда это была небольшая сумма. В 90-е годы, в период тотального дефицита лекарств, закрылось множество госаптек, и на рынке сложилась достаточно жесткая конкуренция. Массово стали открываться разнородные аптеки, а законов, регламентирующих их деятельность, еще не было. «Тогда это был не аптечный, а спекулятивный бизнес», - вспоминает Динара Искакова. Упорядоченное развитие аптечной сети пришлось на 2002 г., когда в РК появилась первая аптека открытого формата.

Компания находится в состоянии активного роста. Если в 2006 г. ее оборот составлял 158 млн тг, в 2007 г. - 321млн тг, то в 2008 г. - 623 млн тг. Однако, по словам Динары Искаковой, рост оборотов происходит за счет роста количества аптек. «Успеха как такового пока не видно, но развитие есть», - говорит она, уточняя, что успехом можно называть такое состояние дел, когда окупается каждое подразделение.

«Мы стараемся создать крупную сеть аптек, но в связи с высокой арендной платой вынуждены пересматривать месторасположение некоторых из них с учетом показателей рентабельности. Для того чтобы аптека начала приносить доход, должно пройти не менее 2 лет», - говорит директор компании. Большая часть сети в 2008 г перевыполнила план, однако новые аптеки и размещенные в сети «7`я» с этой задачей не справились, хотя эта сеть супемаркетов и заявила спрос на таковые в своих торговых точках.

«В «Магнуме» уже работают конкуренты, - продолжает Динара Искакова, - Но у нас есть аптеки в «Мегацентре». Год-полтора мы несли убытки, но как только начали получать доход - арендодатели собрались повысить арендную плату».

В области маркетинговых исследований фарм-рынка ситуация в РК сложная, говорит глава MS-Help, и сегодня определить долю рынка, занимаемую компанией, невозможно. «Аптека №2» - вне конкуренции. Она занимает особое место на рынке еще с советских времен и по сей день имеет большие преимущества. Среди конкурентов можно назвать аптечную сеть «Эмити», именуемую после ребрендинга «Зеленые двери», сети «Мелисса», «Фарма-мир» и «36`6». Для казахстанского фармацевтического сектора характерно отсутствие иностранных аптечных компаний», - замечает Динара Искакова.

«На сегодня оборотных средств нам хватает, - говорит она, - и после девальвации уже был произведен закуп с ростом цен на 25-30%. Ситуацию скорее усложняют арендодатели, сдавая помещения в черновом варианте и обязывая арендаторов осуществлять полномасштабный ремонт».

Недавно в связи с повышением закупочной цены сеть повысила и розничные цены. Всего среди поставщиков MS-Help около 100 компаний. Большую часть (более 90%) закупаемых медикаментов составляет импортный товар. Среди отечественных производителей можно назвать такие компании, как «Кызыл-Май», «Зерде», «Шымкентский химфармзавод» и другие, но они не удовлетворяют спрос населения: ассортимент и количество слишком малы, говорит Динара Искакова.

Еще в начале прошлого года, в период стабильности, конкуренция сводилась к тому, чтобы предоставлять качественные услуги за умеренную цену. Теперь же ценовые факторы выходят на первый план. Со стороны государства компания ожидает постепенного урегулирования общих рыночных тенденций.

«Пока ярких признаков мирового кризиса не ощущается, но заметна экономия, - говорит Динара Искакова. - Продажи дорогой косметики уменьшились еще до Нового года».

Еще одним направлением деятельности компании является вакцинация населения. В 2003 г. открылись первые 2 клиники вакцинации MS Help, которые работают круглый год. «Мы несем ответственность до и после прививки. В основном используем вакцины производства ГлаксоСмитКляйн», - сообщает директор MS-Help. За год клиникой привито против гриппа более 100 тыс. человек. Стоимость этой услуги - в пределах от 300 до 4,5 тыс. тг. «Иммунизация - одна из наименее дорогих услуг здравоохранения, но ее применение недостаточно», - считает Динара Искакова. Однако двух клиник пока достаточно, говорит она, так как зачастую население пользуется подобными услугами в госорганизациях.

Тактика компании сейчас - сдерживать цены и повышать качество как медикаментов, так и услуг, повышать доходность каждой аптеки в отдельности. Конкурентными преимуществами своего бизнеса Динара Искакова считает возможность регулирования цен, минимальные наценки, большие скидки от поставщиков в связи с большими объемами закупок, одинаковые цены по всей сети и хорошее качество работы персонала.

1080 просмотров

Как в Казахстане заработать на росте населения

Кейс из Аксу

Фото: Shutterstock.com

Для малышей родители покупают самое лучшее. Это дает возможность развивать легкую промышленность, пусть пока и на уровне индивидуального предпринимательства.

Свой бизнес

На днях предпринимательница из города Аксу Дарья Ларичева завершает ремонт в выделенном с помощью местных властей помещении и готовится поставить на поток бизнес по пошиву одежды для новорожденных.

Начинала свое дело молодая женщина с того, что лучше всего умеет делать. За плечами было обучение в колледже, где она освоила портняжное дело, и, пусть и небольшой, опыт работы в различных ателье. Вот и решила всерьез заняться шитьем. Важно было найти свою нишу, но подсказку дали жизненные обстоятельства.

Началось все с конверта и одеяла, которые она подготовила для своего ребенка. Обновы спонравились ее знакомой, и та попросила сшить что-то похожее и для нее. Так пошли заказы. Молодые мамы оказались самыми благодарными заказчиками, с ними было проще найти общий язык.

Об инвестициях

Решив стать предпринимателем, Дарья поняла, что необходимо обзавестись хотя бы минимальным набором машинок и тканей. Взяла кредит в 500 тыс. тенге. Поскольку детская одежда требует только натуральных тканей хорошего качества, нашла торговую точку с материалом, соответствующим этим требованиям. В настоящее время женщине все еще приходится покупать ткани и сопутствующий материал у посредников, но она надеется со временем эту ситуацию изменить и приобретать необходимое по оптовым ценам большими объемами.

Поиск помещения оказался следующим этапом. Найти такое по минимальной цене аренды – 10 тыс. тенге в месяц – помогли местные власти. В результате она стала обладательницей небольшой площадки, где разместила свою мастерскую, перевезла туда оборудование и занялась ремонтом. Все идеи для оформления придумала сама. Есть уже и название будущего бренда одежды, который начинающая предпринимательница планирует в перспективе зарегистрировать.

«Это я сделаю позже, когда смогу начать производить одежду большими партиями. Но для этого мне необходимо подобрать коллектив, что оказалось не самой простой задачей», – рассказала «Курсиву» Дарья Ларичева.

Кадры решают всё

Во время практики в колледже, а девушка проходила ее на известном в Павлодаре предприятии по пошиву модной одежды, ее приставили к мастеру по головным уборам. Сами изделия ее не сильно заинтересовали. Но полезный опыт на производстве она получила, научившись выстраивать отношения в коллективе, что всегда необходимо в бизнесе.

«Решив взять на работу помощника, столкнулась с проблемой отсутствия кадров. И здесь важно даже не то, насколько хорошо ты владеешь навыками шитья, а отношение к работе. Когда я сама была в качестве наемного работника, то понимала, что как бы ты себя ни чувствовал, что бы ни произошло, надо выполнить поставленную задачу. Вот таких, близких по духу, людей оказалось найти сложно», – говорит предпринимательница.

Она планирует делать ставку на выпускников того самого колледжа, где училась сама.

Детали дела

Производство одежды – процесс длительный и кропотливый. Начинается с идеи. Маркетинговые исследования Дарья проводит самостоятельно: изучает рынок, общается с заказчиками.

«Естественно, сегодня что-то новенькое можно подсмотреть в интернете, но обязательно вносишь в модель свои решения», – говорит Дарья Ларичева.

По ее словам, при приобретении сырья очень важно соблюсти баланс цены и качества, чтобы изделия были доступны покупателю.

«Пока я шью небольшие линейки продукции. В планах найти оптовиков в той же столице и отдавать им партии одежды по той же цене, что я реализую в Аксу. Ну а там они уже пусть свою цену назначают», – поделилась предпринимательница.

К слову, модели, которые она шьет, значительно дешевле, чем привозные, которые сегодня реализуются в регионе. По словам начинающей предпринимательницы, сейчас главное для нее – закрепиться на рынке. Возраст детей, на которых она ориентируется, – от нуля до трех лет. Основной ассортимент – постельное белье для детских кроваток, бортики для них, которые она мастерит как отдельные подушки в виде симпатичных зверушек, ортопедические подушки для младенцев по особой выкройке. Причем каждая подушка снабжается инструкцией по уходу. А еще платья, боди, распашонки, особые хлопчатобумажные пинетки, нарядные повязки для головы и многое другое.

В ближайших планах Дарьи Ларичевой привлечь новую возрастную категорию – наладить производство постельного белья для детей постарше, вплоть до подросткового возраста. А пока хозяйка ателье мечтает о собственной франшизе.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций