Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3640 просмотров

Здоровая конкуренция

Аптечная сеть MS-Help, в которой работает 100 человек, включает 21 аптеку в Алматы и 3 в Астане. В последние 2 года обороты компании увеличивались не менее чем в 2 раза ежегодно. Хотя директор аптечной сети MS-Help Динара Искакова и отмечает элементы стагнации на фармрынке, но не оценивает «самочувствие» своей компании как критическое.

Здоровая конкуренция

Здоровая конкуренция
Здоровая конкуренцияАптечная сеть MS-Help, в которой работает 100 человек, включает 21 аптеку в Алматы и 3 в Астане. В последние 2 года обороты компании увеличивались не менее чем в 2 раза ежегодно. Хотя директор аптечной сети MS-Help Динара Искакова и отмечает элементы стагнации на фармрынке, но не оценивает «самочувствие» своей компании как критическое.

Компания MS-Help, представленная тогда 3 аптеками, была зарегистрирована в 1996 г. Первоначальный капитал формировался за счет средств учредителей, и тогда это была небольшая сумма. В 90-е годы, в период тотального дефицита лекарств, закрылось множество госаптек, и на рынке сложилась достаточно жесткая конкуренция. Массово стали открываться разнородные аптеки, а законов, регламентирующих их деятельность, еще не было. «Тогда это был не аптечный, а спекулятивный бизнес», - вспоминает Динара Искакова. Упорядоченное развитие аптечной сети пришлось на 2002 г., когда в РК появилась первая аптека открытого формата.

Компания находится в состоянии активного роста. Если в 2006 г. ее оборот составлял 158 млн тг, в 2007 г. - 321млн тг, то в 2008 г. - 623 млн тг. Однако, по словам Динары Искаковой, рост оборотов происходит за счет роста количества аптек. «Успеха как такового пока не видно, но развитие есть», - говорит она, уточняя, что успехом можно называть такое состояние дел, когда окупается каждое подразделение.

«Мы стараемся создать крупную сеть аптек, но в связи с высокой арендной платой вынуждены пересматривать месторасположение некоторых из них с учетом показателей рентабельности. Для того чтобы аптека начала приносить доход, должно пройти не менее 2 лет», - говорит директор компании. Большая часть сети в 2008 г перевыполнила план, однако новые аптеки и размещенные в сети «7`я» с этой задачей не справились, хотя эта сеть супемаркетов и заявила спрос на таковые в своих торговых точках.

«В «Магнуме» уже работают конкуренты, - продолжает Динара Искакова, - Но у нас есть аптеки в «Мегацентре». Год-полтора мы несли убытки, но как только начали получать доход - арендодатели собрались повысить арендную плату».

В области маркетинговых исследований фарм-рынка ситуация в РК сложная, говорит глава MS-Help, и сегодня определить долю рынка, занимаемую компанией, невозможно. «Аптека №2» - вне конкуренции. Она занимает особое место на рынке еще с советских времен и по сей день имеет большие преимущества. Среди конкурентов можно назвать аптечную сеть «Эмити», именуемую после ребрендинга «Зеленые двери», сети «Мелисса», «Фарма-мир» и «36`6». Для казахстанского фармацевтического сектора характерно отсутствие иностранных аптечных компаний», - замечает Динара Искакова.

«На сегодня оборотных средств нам хватает, - говорит она, - и после девальвации уже был произведен закуп с ростом цен на 25-30%. Ситуацию скорее усложняют арендодатели, сдавая помещения в черновом варианте и обязывая арендаторов осуществлять полномасштабный ремонт».

Недавно в связи с повышением закупочной цены сеть повысила и розничные цены. Всего среди поставщиков MS-Help около 100 компаний. Большую часть (более 90%) закупаемых медикаментов составляет импортный товар. Среди отечественных производителей можно назвать такие компании, как «Кызыл-Май», «Зерде», «Шымкентский химфармзавод» и другие, но они не удовлетворяют спрос населения: ассортимент и количество слишком малы, говорит Динара Искакова.

Еще в начале прошлого года, в период стабильности, конкуренция сводилась к тому, чтобы предоставлять качественные услуги за умеренную цену. Теперь же ценовые факторы выходят на первый план. Со стороны государства компания ожидает постепенного урегулирования общих рыночных тенденций.

«Пока ярких признаков мирового кризиса не ощущается, но заметна экономия, - говорит Динара Искакова. - Продажи дорогой косметики уменьшились еще до Нового года».

Еще одним направлением деятельности компании является вакцинация населения. В 2003 г. открылись первые 2 клиники вакцинации MS Help, которые работают круглый год. «Мы несем ответственность до и после прививки. В основном используем вакцины производства ГлаксоСмитКляйн», - сообщает директор MS-Help. За год клиникой привито против гриппа более 100 тыс. человек. Стоимость этой услуги - в пределах от 300 до 4,5 тыс. тг. «Иммунизация - одна из наименее дорогих услуг здравоохранения, но ее применение недостаточно», - считает Динара Искакова. Однако двух клиник пока достаточно, говорит она, так как зачастую население пользуется подобными услугами в госорганизациях.

Тактика компании сейчас - сдерживать цены и повышать качество как медикаментов, так и услуг, повышать доходность каждой аптеки в отдельности. Конкурентными преимуществами своего бизнеса Динара Искакова считает возможность регулирования цен, минимальные наценки, большие скидки от поставщиков в связи с большими объемами закупок, одинаковые цены по всей сети и хорошее качество работы персонала.

884 просмотра

Как сделать бизнес на травах и меде

Кейс от Андрея и Владимира Коротковых

Фото: Shutterstock.com

Трудно представить, что крупнейшее в Шымкенте фитопредприятие, производящее ежемесячно около 70 тыс. единиц продукции и имеющее годовой товарооборот свыше $1 млн, зародилось на кухне врачей Коротковых. 

Семейные истоки

Компания ТОО «PHYTO-APIPHARM» была создана в 2005 году. Но, как признался «Курсиву» один из трех ее учредителей, генеральный директор предприятия Владимир Коротков, на самом деле все началось гораздо раньше. 

«Мы уже четвертое или пятое поколение потомственной династии травников, – рассказал он. – Отец с детства усвоил знания и рецепты, передаваемые из поколения в поколение. А потом получил профессиональное образование: в 1993 году он окончил ТашМИ, став по специальности врачом-фитотерапевтом. Вместе с ним окончила этот вуз и мама – она фармацевт».

Получив диплом, Андрей Коротков взял патент и открыл кабинет фитотерапевта. В работе ему помогал сын Владимир. Вместе они ездили в горы, собирали и сушили травы, из которых делали экстракты для лечения пациентов. Сборы сушили на даче, хранили в гараже, а бальзамы из них готовили на домашней кухне. Спустя несколько лет Коротковы занялись пасекой. Так к арсеналу их лечебных средств прибавились продукты пчеловодства.

Запасной вариант

К 2005 году их натуральными продуктами и деятельностью заинтересовалась одна фитокомпания. Коротковы открыли ИП и занялись контрактным производством – начали выпускать продукцию под чужим брендом.

Разумеется, в домашних условиях выполнить большие объемы было невозможно. Поэтому взяли в аренду производственную аптеку. Впоследствии приобрели соседний участок с домом, перестроили в производственные цеха.

«Начального капитала у нас не было. Поэтому все, что зарабатывали, инвестировали в развитие производства. Сначала покупали б/ушное оборудование, потом стали закупать новое китайское, а когда появились возможности, – европейское», – рассказывает Владимир.

На первых порах выпускали по контракту по 120 бальзамов в месяц. Этого едва хватало на аренду помещения. Потом с ростом заказов и, соответственно, объемов – до 1 тыс. единиц продукции в месяц, вышли на самоокупаемость. 

Однако у компании-заказчика возникли финансовые сложности. Начали сотрудничать с другой. И история повторилась. До 2010 года шел динамичный рост производства, сделали капитальный ремонт, купили новое оборудование и дополнительное помещение. Но так как у партнеров начались финансовые проблемы, они возникли и у производителей. 

Зависимость контрактного производства от заказчиков собеседник назвал главной проблемой в становлении их бизнеса. С тех пор лично для себя он усвоил одно правило: никогда не ограничиваться одним заказчиком, партнером.

«Как минимум их должно быть два. Всегда должен быть запасной вариант. Чем больше диверсифицировано производство, тем больше источников дохода», – пояснил предприниматель.

Свое дело

Тогда же Коротковы решили, что им пора выпускать свою продукцию самостоятельно. В 2011 году они оформили ТОО, зарегистрировали свою торговую марку и начали делать свои фитотовары. 

«С 2011 по 2016 год у нас был если не бурный, то стабильный рост. Мы развивались, покупали новое оборудование, вышли на объемы в 10 тыс. единиц продукции в месяц. Но потом словно остановились: производить больше этого уровня не получалось. Стали задумываться, что нужно что-то делать с маркетингом. Пригласив специалистов, перестроили работу, начали внедрять MLM-аналитику. Разработали свою систему управления, которая работает онлайн: управление складом, взаимоотношения с офисами, онлайн-офисы, интернет-магазин», – рассказывает Владимир.

В итоге с 2017 года товарооборот компании увеличился в четыре раза. Параллельно было возобновлено контрактное производство. Сейчас здесь выпускают ежемесячно около 40 тыс. единиц собственной продукции и около 30 тыс. – контрактной. Ассортимент продукции представлен 37 наименованиями товаров, которые продаются не только в Казахстане, но и в России, и в Кыргызстане. 

Свыше 90% сырья – травы, пчелопродукты, минералы – отечественного происхождения. Из других стран покупают только эндемики – то, что не растет в Казахстане. 

Эффект расширения 

Не последнюю роль в успехе предприятия сыграло расширение его площади. В 2017 году компания решила приобрести отдельное помещение под офис. В рамках программы регионального финансирования предпринимателей «ONтүстік өнімдері», реализуемой фондом «Даму» и областным акиматом, предприятие получило льготный банковский кредит под 8,5%. 

На сегодняшний день производственные площади предприятия составляют в целом около 600 кв. м, не считая заготовительной базы за городом, где выращиваются некоторые растения, сушится, хранится и перерабатывается лекарственное сырье. 

Но предприниматели планируют приобрести еще один участок рядом для строительства складских помещений. Что касается общих планов развития компании, то, как отметил гендиректор, они предпочитают ставить не долгосрочные, а конкретные цели на каждый год. 

«Как минимум мы стремимся стать лучше, чем в прошлом году. Мы должны в первую очень быть конкурентоспособными с самими собой. Каждый год ставим цели по товарообороту, ассортименту, качеству. В этом году поставили цель увеличить общий товарооборот компании, достигший в 2018 году $1 млн, как минимум на 150 и максимум на 200%. План-минимум уже выполнен», – подчеркнул собеседник.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций