Перейти к основному содержанию

4360 просмотров

Отдали на откуп

В ближайшие 2-3 года, по мнению председателя совета директоров АО «Бахус» Артуша Карапетяна, нужно добиваться ограничения ввоза импортной продукции. С каждым годом ее поставки увеличиваются на 30%. Задача правительства - сократить поставки импортной продукции, установить механизм ее квотирования и обеспечить равные условия для всех: как для отечественных товаропроизводителей, так и для импортеров. «Надо беречь отечественных товаропроизводителей. А мы отдали их на откуп», - говорит глава компании.

Отдали на откуп

Отдали на откуп
Отдали на откупВ ближайшие 2-3 года, по мнению председателя совета директоров АО «Бахус» Артуша Карапетяна, нужно добиваться ограничения ввоза импортной продукции. С каждым годом ее поставки увеличиваются на 30%. Задача правительства - сократить поставки импортной продукции, установить механизм ее квотирования и обеспечить равные условия для всех: как для отечественных товаропроизводителей, так и для импортеров. «Надо беречь отечественных товаропроизводителей. А мы отдали их на откуп», - говорит глава компании.

В 1948 г по предложению правительства СССР был создан «Завод шампанских вин», параллельно создавалось несколько хозяйств по производству и выращиванию винограда. Ныне это единый комплекс, включающий полный цикл от производства сырья до доведения продукции до конечного потребителя.

По словам председателя, в состав учредителей компании входит государство, доля которого позволяет участвовать в жизнедеятельности компании и получать отчеты, а также коллектив, владеющий 10% акций.

Изначально предприятие называлось «Завод шампанских вин», затем «Объединение по производству напитков», далее - «Казвино». Одно время «Бахус» образовал совместное предприятие с 49% участием австралийской фирмы, но как только с их стороны перестали поступать инвестиции, договор был расторгнут. И компания была переименована в АО «Бахус». «Все это предпринималось для того, чтобы нас не захватили. Слишком многие хотели приватизировать компанию, расчленить по цехам и раскупить. Я даже 2 раза был у президента страны, где ставил вопрос о рентабельности и прибыльности предприятия и получил хорошую поддержку», - рассказывает он.

Когда удалось сохранить целостность компании, настало время разрабатывать программы развития, уточнять ежегодные планы и решать социальные вопросы.

Сегодня «Бахус» производит шампанское, коньяк, бренди, водку, вино, безалкогольные и слабоалкогольные напитки - всего около 70 наименований продукции. Предприятие использует 600 видов сырья и вспомогательных материалов, связано со 150 поставщиками и партнерами. По данным Артуша Карапетяна, в производстве натурального классического коньяка компании принадлежит примерно 80% казахстанского рынка отечественных виноделов, 100% рынка коллекционного шампанского и около 85% поставок обычного шампанского. Начали отправку экспортной продукции в Москву.

«В Кыргызстане повсюду продается наша продукция, гласно это или нет, я не знаю. Официально мы с киргизами не работаем, потому что считаем, что у них слабые рынок и законодательная база. Предпочитаем продавать на территории РК, - рассказывает он. - В Узбекистане местные производители сами закрывают рынок. Таджикистан от нас далеко. Но где бы я ни был - на всех прилавках магазинов алкогольных напитков стоит продукция «Бахус».

Этому способствует раскрученность бренда и хорошо налаженные связи со множеством посредников, занимающихся реализацией винных напитков.

В организации продаж АО «Бахус» сотрудничает с ТОО «Бахус Трейдинг», которое, в свою очередь, работает с рядом дилеров: по 2-3 дилера в каждой области. «Бахус Трейдинг» - это самостоятельная торговая компания. «По закону нам не разрешено напрямую поставлять свою продукцию в магазины. К тому же у «Бахус Трейдинг» наработаны клиенты, со всеми заключены договора, выгодно это и с точки зрения сохранения единой цены», - говорит глава акционерного общества.

Сеть специализированных магазинов АО «Бахус», часть которых находится рядом с самим предприятием, упрощает реализацию продукции как для производителя, так и для покупателя.

Основным поставщиком виноматериала для производства шампанского является «БахусШырын». Сохранить сырьевую базу компании удалось в Уйгурском, Шымкентском, Сарыагашском и Тюлькубасском районах. «Это первичные хозяйства. Там мы перерабатываем виноград, там же делаем коньячные спирты, но уже в «Бахусе» выдерживаем их и контролируем», - поясняет тонкости производственных процессов Артуш Карапетян.

В советские времена в Казахстане было 27 винодельческих предприятий. «На сегодняшний день в сфере винодельческого производства мы лидируем. И, откровенно говоря, на рынке осталось всего несколько предприятий, которые поставляют свою продукцию: «Gold Продукт», «Семиречье» и другие. Но эти предприятия нам неконкуренты. У них технически, технологически и морально устаревшее оборудование, и это факт. У нас натуральная продукция, для производства которой используется оборудование, соответствующее стандартам ISO и ГОСТам. Мы готовы конкурировать даже с фирмами из Франции, Испании, Чили и Португалии, когда вступим в ВТО», - делится планами Артуш Карапетян.

Сегодня на высокомеханизированном и автоматизированном предприятии работает 280 человек. Многие операции выполняются автоматически: технологические линии разливают по 10-12 тыс. бутылок в час. «И это еще не все. Нужно довести штат до 100 человек. За границей такое предприятие обслуживают всего 50 рабочих», - сравнивает винодел.

В техническом оснащении «Бахус» сотрудничает с Италией, Германией и Францией, откуда привезены все автоматизированные линии. Оборудование компании оценивается в 50 млн евро. А всего на предприятии работает 157 разных линий, каждая из которых включает по 10-15 единиц оборудования. «Технических проблем у нас нет. К примеру, мы освоили холодный розлив вина - эта технология даже за границей не у всех есть. Чтобы вино не портилось, его пастеризуют и подогревают до 52 градусов. А сейчас у нас технологический процесс до такой степени идеален, что разливаем, не нагревая, и не портим букет и аромат вина», - подчеркивает Артуш Месропович.

Однако он отмечает, что сегодня есть проблемы со сбытом, не зависящие от усилий компании. Для иностранных компаний на рынок РК этого сегмента двери широко открыты, никакого лимита нет. «И если зайти в магазин, то 90% продающейся продукции - это импорт. А нам, отечественным производителям, чтоб войти на рынок, требуется прежде ходатайствовать о размещении продукции. Мало того, контрольно-отчетных справок нужно в 10 раз больше, чем иностранным участникам. Они даже пошлин не платят. Почему Украина, Грузия и Молдова завозят свою продукцию без пошлин, без акцизов, без госдегустации и заключений? Совершенно неравные условия», - возмущается бизнесмен.

Артуш Месропович рассказывает, что с учетом кризиса и сокращения сбыта компания приняла соответствующую антикризисную программу, направленную в основном на техническое перевооружение и увеличение ассортимента продукции в части безалкогольной и слабоалкогольной продукции.

По его словам, девальвация не сильно повлияла на «Бахус», цены выросли всего на 0,27%: «Потому что мы работаем на сырье местных поставщиков. За границей мы закупаем только нестандартные бутылки, к примеру, «Женис» и «Кахарман», а остальные производит и поставляет стекольная компания SAF», - поясняет винодел.

В январе, наоборот, спрос на продукцию фирмы «Бахус» вырос на 15%. «Все наши партнёры, которые покупали вино из Франции и России обанкротились, а у нас всё своё», - утверждает Артуш Карапетян.
По итогам 2008 г выявилось снижение общего оборота по сравнению с 2007 г на 32%, так как в 4-м квартале продажи снизились. В 2009 г поставлена задача - перекрыть это отставание.

«Ещё 7 лет назад я утверждал, что мы единственные со вступлением в ВТО выйдем на международный рынок уже с хорошим ассортиментом и конкурентной продукцией. Еще по тем деньгам за 2,5 млн евро мы купили линию по производству шампанского. А сегодня, через 7 лет, стоимость этого оборудования составляет 5 млн. евро», - вспоминает Артуш Карапетян. «У нас классическая технология производства коньяка: бочки покупали во Франции и Италии, они сделаны из дубовых досок возрастом не менее 80-100 лет, - продолжает он, - Любой толковый специалист в восторге, потому что он знает, как это дорого стоит. А я это купил 15 лет назад. Из Грузии завёз 4 вагона досточек, нашёл бондарей и сделал бочки. Сегодня у нас 1860 бочек по 400 литров».

Компания, по словам Артуша Карапетяна, надеется только на лучшее. «Наш бизнес самоокупаемый и прибыльный. За границей, к примеру, бутылка коллекционного шампанского выдержкой более 4-х лет стоит до $1 тыс., а у нас и за $10 долларов не могут продать. Потому что население не знает, что шампанское нужно пить только коллекционное, а не какое-то ароматизированное», - сетует он.

«Даже на рынок Росси не можем выйти, т.к. ещё не вошли в ВТО. Нам даже других рынков не надо. В РФ, кроме Краснодарского края, у виноделов нет сырья, и это порождает дефицит продукции». По мнению Артуша Карапетяна, РК вступит в ВТО уже в ближайшие 3-5 лет, но вместе с РФ. Он считает, что к тому времени кризис завершится.

«Чем жестче кризис, тем лучше для Бахуса, - подытоживает президент компании. - Почему? Во-первых, потому что «Бахус» - лидер на рынке. Во-вторых, в тенговой зоне. В-третьих, раскрученный бренд. Есть сырьевая зона и перспектива».

2030 просмотров

Как запустить производство кожаных изделий в Караганде

Кейс от Александра Ермакова

Фото из архива Александра Ермакова

Предприниматель Александр Ермаков работает с кожей более шести лет. Сегодня его заказчиками являются крупные международные компании, имеющие представительства в Казахстане. Мастер намерен развивать свое дело и дальше, чтобы начать конкурировать с безымянными европейскими брендами.

Вначале был чехол

Увлечение Александра Ермакова трансформировалось в бизнес постепенно, по мере роста количества заказов. Сейчас на небольшом производстве, умещающемся на 30 кв. м, работают шесть человек.

«В 2013 году я искал кожаный чехол для планшета в магазинах. Ничего подходящего не нашел, поэтому сшил его сам из старой куртки. Мне понравился сам процесс и то, что получилось. Я стал интересоваться пошивом кожаных изделий: смотрел видео на YouTube, набивал руку, искал материал. И уже спустя три года наладил продажу вещей через Facebook. Вскоре получил заказ от отеля Ritz-Carlton Astana на изготовление кожаных папок для апартаментов. Таким образом, в 2018 году я окончательно оставил прочие приносившие доход занятия, сконцентрировавшись на своем новом увлечении», – рассказывает предприниматель.

Изначально он шил на заказ галантерею, сейчас в фокусе – сумки среднего класса, которые стоят от 40 до 80 тыс. тенге.

«Мы не конкурируем с китайскими производителями. Это бесполезно. В самом дорогом люксе нам делать тоже нечего, потому что там свои игроки. Поэтому мы стремимся в средний сегмент, как европейские безымянные бренды, которых довольно много. Какой-нибудь небожитель типа Hermes работает с лучшими материалами. Но 80% стоимости изделия – это имя. Причем невозможно купить дорогую сумку сразу. Сначала нужно приехать в Париж, заполнить заявку, потом вызовут на собеседование и потом решат, будут они вам шить свои знаменитые Kelly или Birkin», – делится Александр Ермаков.

Фото к коже (7).JPG

Нешуточные контракты

Первое оборудование Александр приобрел в 2016 году. Прямострочная швейная машина с прямым продвижением обошлась предпринимателю всего в 50 тыс. тенге, поскольку не была новой – в магазине подобный образец стоит в шесть раз дороже. Годом позже в его мастерской появились еще две машины – колонковая и брусовочная общей стоимостью 230 тыс. тенге, также уже находившиеся в использовании. Деньги на приобретение сырья он занимал у знакомых.

Поскольку ценник на кожаные изделия, производимые компанией Александра, достаточно высок для местного потребителя, она чаще сотрудничает с покупателями из Алматы и Нур-Султана, реже – из Европы, России и Узбекистана.

«Основной доход нам приносит сотрудничество с международными компаниями: Pernod Ricard, Ritz-Carlton, St. Regis, от которых поступают крупные заказы на изготовление сумок и аксессуаров. Нас выбирают, потому что мы всегда делаем бесплатный образец и лично общаемся с клиентом», – говорит предприниматель.

Сырье для готовой продукции предприятие импортирует из РФ. Оттуда поступает как российская кожа, так и итальянская, которую соседняя страна закупает в больших объемах, а затем перепродает.

«Из Казахстана вывозится огромное количество сырья, однако кожевенные заводы стонут, что недозагружены. Шкуры КРС за копейки закупают Турция и Китай, которые потом продают нам готовые изделия с многократной накруткой», – поясняет бизнесмен.

По его словам, квадратный дециметр кожи обходится от 20 до 100 рублей (курс рубля на 16 декабря 2019 года – 6,16 тенге – «Курсив»). Для сумки среднего размера необходимо 100 кв. дм, или 1 кв. м. Себестоимость готового изделия с учетом фурнитуры – 30 тыс. тенге, не считая логистику, налоги, труд.

Мечты о «штурме»

Александр утверждает: «кожаный» бизнес вряд ли можно назвать самым прибыльным занятием. Большую часть выручки съедают расходы на сырье, фурнитуру, логистику, производство картонной упаковки, которое пока находится на аутсорсинге.

В то же время карагандинское предприятие за практически идентичную продукцию может предложить гораздо меньшую цену, чем мелкие западные конкуренты.

«Если самая дорогая наша сумка стоит 200 евро, то сумка такого же типа где-нибудь в Средней Европе будет стоить 500. Мы дешевы, и в этом для нас кроются определенные перспективы, как для Китая, который в свое время тоже был дешевым. Чтобы поставлять продукцию в Европу, нужно копить деньги на участие в выставках, где можно найти ритейлеров. Например, выступление на выставке в Милане обойдется как минимум в 20 тыс. евро. Но соваться туда сейчас глупо – нет нужных объемов производства. В этом смысле нам было бы интересно побывать в Варшаве, поездка куда обошлась бы в два раза дешевле. Штурм нового рынка – это всегда затраты», – отметил предприниматель.

Пока у Александра и его семьи нет возможности отправиться за рубеж, так как денежный поток зависит от непрерывности производственного процесса. Однако он не теряет надежды, что рано или поздно его планы осуществятся.

Фото к коже (2).jpg

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance