Перейти к основному содержанию


4174 просмотра

Кризис защитил полиграфию от импорта

Директор и владелец сети типографий «Легион 21» Эльдар Касенов ориентирует свой бизнес на конкретную группу потребителей - на компании, и четко позиционирует его в нише продуктов под индивидуальный заказ. Ведущей тенденцией на рынке полиграфической продукции в настоящее время он называет постепенное, но неуклонное увеличение заказов у типографий. Действительно, перспективы развития этого бизнеса выглядят достаточно оптимистично, поскольку в Казахстане ежегодное потребление полиграфической продукции на душу населения составляет всего 7 кг, тогда как в развитых странах - около 200 кг на человека.

Кризис защитил полиграфию от импортаДиректор и владелец сети типографий «Легион 21» Эльдар Касенов ориентирует свой бизнес на конкретную группу потребителей - на компании, и четко позиционирует его в нише продуктов под индивидуальный заказ. Ведущей тенденцией на рынке полиграфической продукции в настоящее время он называет постепенное, но неуклонное увеличение заказов у типографий. Действительно, перспективы развития этого бизнеса выглядят достаточно оптимистично, поскольку в Казахстане ежегодное потребление полиграфической продукции на душу населения составляет всего 7 кг, тогда как в развитых странах - около 200 кг на человека.

Сеть типографий «Легион 21» образовалась в 2005 году. Сейчас компания изготавливает этикетки, наклейки, стикеры и другие рулонные самоклеящиеся материалы.

Целевым сегментом потребителей Эльдар Касенов выбрал предприятия пищевой промышленности, производителей алкогольных и безалкогольных напитков, торговые предприятия и супермаркеты. Пул клиентов сети включает такие компании, как «Данон Казахстан», «Сибирский берег», Nestle, BASF, «Назик». Сотрудничает «Легион 21» и с Казахстанской пивной компанией в области печати этикеток для элитного пива, а также с компанией «Конфеты Алматы» и изготовителями элитного шоколада.

Эльдар Касенов выбор целевой аудитории объясняет тем, что казахстанские предприятия в настоящее время ориентированы на выпуск более изысканной упаковки. «Наши производители стали уделять ей большое внимание, постоянно наращивая ее составляющую в себестоимости конечного товара и переходя от бумажного сырья к полимерным материалам, - говорит он, добавляя, что емкость казахстанского рынка упаковки в денежном выражении составляет сейчас порядка $250 млн. В структуре себестоимости товара, произведенного в Казахстане, доля упаковки занимает 3%, в западных же странах - 10%.

Если же говорить о сложностях, то развитию бизнеса, по мнению Эльдара Касенова, препятствует в том числе и малая емкость казахстанского рынка, что усугубляется частым и зачастую произвольным изменением таможенных пошлин на импортируемые материалы и правил их провоза, в то время как доля цены сырья в себестоимости полиграфической продукции составляет 60-70%.

«100% расходных материалов и сырья для полиграфии имеет импортное происхождение. Таможенные пошлины на их ввоз колеблются от 5 до 25%, в то время как ввозимая из-за рубежа готовая полиграфическая продукция от таможенных пошлин освобождена», - говорит Эльдар Касенов, отмечая в то же время, что создание производства расходных материалов для полиграфии на территории Казахстана экономически нецелесообразно. Во-первых, из-за упоминавшейся уже ограниченной емкости казахстанского рынка. А, во-вторых, из-за соседства с Китаем, благодаря которому нерентабелен и экспорт на рынки Центральной Азии. Тем более что все полиграфическое производство является высокотехнологичным и капиталоемким.

Получается, что казахстанским потребителям гораздо дешевле поместить заказ за рубежом, например в Китае, (если дело идет об особо качественной бумаге или особом качестве, то в Финляндии или Чехии) нежели здесь, в Казахстане. «Стоимость полиграфических услуг за рубежом на 30% ниже, чем у наших предприятий, обремененных НДС и таможенными пошлинами на ввоз расходных материалов и бумажного сырья. Только в последнее время, особенно в связи с кризисом, ситуация для казахстанских полиграфистов стала меняться к лучшему», - объясняет Эльдар Касенов специфику своего бизнеса.

«Если говорить о том, что составляет существо полиграфического производства, - продолжает он, - то к его продукции можно отнести самый широкий спектр того, что можно напечатать. Начиная от книг и газет, буклетов самой высокой степени сложности, визиток и заканчивая туалетной бумагой, если на ее лицевой стороне, на форзаце что-то изображено. В США, например, производство такого специфического товара, тем не менее, приносит его изготовителям не менее $400 млн в год.

Если рассматривать рынок в целом, то большинство типографий делают ставку на узкую специализацию. Вообще весь рынок полиграфии можно разбить на три больших сектора, каждый из которых затем удобно делится на сегменты. В каждом из этих секторов и сегментов в настоящее время в Казахстане существуют десятки фирм разного размера, которые занимают свои ниши.

К первому сектору относятся типографии, использующие офсетную печать. Они печатают книги, газеты, журналы, вплоть до простейших визиток и, конечно же, производят картонную и бумажную упаковку. Рынок этих услуг в Казахстане достаточно узок, несмотря на его объем, и очень зависим от государственного заказа и соответственной поддержки. По оценке Эльдара Касенова, этот сектор занимает 95% общего объема полиграфического рынка. Именно здесь у казахстанских копаний имеются мощные конкуренты в лице иностранных фирм, которые имеют меньшие издержки при значительно лучшем качестве исполнения заказов.

Второй сектор охватывает рулонные упаковочные материалы, в том числе, например, знаменитую упаковку типа «тетрапак». Эта продукция красочная и из-за объема производства считается очень дешевой. Однако из-за соседства с Китаем выживать в этом секторе казахстанским предприятиям очень непросто.

Третий сектор - специализированный. Это изготовление продуктов, что называется, под индивидуальный заказ - этикетки, постеры, сложные в художественном или ином качественном отношении. Это более клиентоориентированнная отрасль полиграфии. Именно в этом сегменте работает «Легион 21». «Объем производства такой продукции может быть весьма значителен, но основной тенденцией развития этого сектора полиграфии все же является снижение объемов производства при малом увеличении издержек. Выигрывает на этом рынке тот, кто может выдержать эти жест-
кие условия», - рассказывает Эльдар Касенов.

С диверсификацией в полиграфическом бизнесе вообще обстоит довольно плохо. «Общее правило, что успешный бизнес - это бизнес диверсифицированный, здесь применимо не вполне», - оценивает глава «Легион 21». Это обусловлено спецификой полиграфического производства. Дело в том, что любая ниша в полиграфии довольно узко ориентирована. Качество продукции, репутация нарабатываются годами. Что важнее, годами нарабатывается клиентская база, поэтому к расширению бизнеса, в смысле освоения, так сказать, новых форм, в этой отрасли подходят очень осторожно.

По словам Эльдара Касенова, проблема еще в том, что минимальный объем инвестиций, требующихся на развитие печатного бизнеса, составляет $500 тыс. Реальные же расходы на оборудование и материалы в начальный период могут составить более $1 млн.

«Конечно, при правильном ведении бизнеса эти затраты можно окупить в течение 3-5 лет, если все это время выдерживать жесткую технологическую дисциплину, гарантирующую высокий уровень качества продукции и сроки выполнения заказов», - говорит он.

Другая сторона успеха - построение правильной бизнес-схемы. Для полиграфического бизнеса эта цепочка выглядит так: «клиент - рекламное агентство - типография». «Однако, - говорит Эльдар Касенов, - работает она далеко не всегда. Многие рекламные агентства имеют недостаточный для нас профессиональный уровень. Поэтому мы вынуждены иметь свою дизайн-студию, что, с одной стороны, позволяет работать со многими клиентами напрямую, но, с другой стороны, увеличивает наши издержки».

При решении этих вопросов, отмечает Эльдар Касенов, в первую очередь встает вопрос квалифицированных кадров. Кадровый голод на грамотных или хотя бы дисциплинированных работников, приводит к тому, что директора предприятий открытым текстом говорят (а некоторые уже и пишут в цехах крупными буквами) известный лозунг: «Кадры решают все!».

Он поясняет, что полиграфия - это высокотехнологичное производство, требующее обширных знаний по оборудованию, видам продукции и расходным материалам, и подбор специалистов в этой отрасли очень сложен. В настоящее время роль кузницы кадров казахстанские предприятия полиграфии вынуждены брать на себя. По мнению Эльдара Касенова, это положение вещей нормально. Может, так оно должно быть и в будущем, если бы не одно «но».

В Германии один печатник в силу своей квалификации, а также в силу более высокой общей исполнительской дисциплины за смену успевает сделать в 10 раз больше, чем казахстанский, а разница в оплате его труда всего в три раза выше. «Уровень технологической грамотности персонала за счет постоянного обучения, а также высокой автоматизации процессов печати мы можем обеспечить уже сейчас, - говорит Эльдар Касенов. - С чем мы пока не можем справиться, так это с низкой общей дисциплиной при высоких амбициях современных молодых людей. К сожалению, наше время вырастило огромное количество молодежи, для которой характерны такие качества. Пока это положение не изменится, мы будем проигрывать западным производителям», - добавляет он.

1063 просмотра

Как в Казахстане заработать на росте населения

Кейс из Аксу

Фото: Shutterstock.com

Для малышей родители покупают самое лучшее. Это дает возможность развивать легкую промышленность, пусть пока и на уровне индивидуального предпринимательства.

Свой бизнес

На днях предпринимательница из города Аксу Дарья Ларичева завершает ремонт в выделенном с помощью местных властей помещении и готовится поставить на поток бизнес по пошиву одежды для новорожденных.

Начинала свое дело молодая женщина с того, что лучше всего умеет делать. За плечами было обучение в колледже, где она освоила портняжное дело, и, пусть и небольшой, опыт работы в различных ателье. Вот и решила всерьез заняться шитьем. Важно было найти свою нишу, но подсказку дали жизненные обстоятельства.

Началось все с конверта и одеяла, которые она подготовила для своего ребенка. Обновы спонравились ее знакомой, и та попросила сшить что-то похожее и для нее. Так пошли заказы. Молодые мамы оказались самыми благодарными заказчиками, с ними было проще найти общий язык.

Об инвестициях

Решив стать предпринимателем, Дарья поняла, что необходимо обзавестись хотя бы минимальным набором машинок и тканей. Взяла кредит в 500 тыс. тенге. Поскольку детская одежда требует только натуральных тканей хорошего качества, нашла торговую точку с материалом, соответствующим этим требованиям. В настоящее время женщине все еще приходится покупать ткани и сопутствующий материал у посредников, но она надеется со временем эту ситуацию изменить и приобретать необходимое по оптовым ценам большими объемами.

Поиск помещения оказался следующим этапом. Найти такое по минимальной цене аренды – 10 тыс. тенге в месяц – помогли местные власти. В результате она стала обладательницей небольшой площадки, где разместила свою мастерскую, перевезла туда оборудование и занялась ремонтом. Все идеи для оформления придумала сама. Есть уже и название будущего бренда одежды, который начинающая предпринимательница планирует в перспективе зарегистрировать.

«Это я сделаю позже, когда смогу начать производить одежду большими партиями. Но для этого мне необходимо подобрать коллектив, что оказалось не самой простой задачей», – рассказала «Курсиву» Дарья Ларичева.

Кадры решают всё

Во время практики в колледже, а девушка проходила ее на известном в Павлодаре предприятии по пошиву модной одежды, ее приставили к мастеру по головным уборам. Сами изделия ее не сильно заинтересовали. Но полезный опыт на производстве она получила, научившись выстраивать отношения в коллективе, что всегда необходимо в бизнесе.

«Решив взять на работу помощника, столкнулась с проблемой отсутствия кадров. И здесь важно даже не то, насколько хорошо ты владеешь навыками шитья, а отношение к работе. Когда я сама была в качестве наемного работника, то понимала, что как бы ты себя ни чувствовал, что бы ни произошло, надо выполнить поставленную задачу. Вот таких, близких по духу, людей оказалось найти сложно», – говорит предпринимательница.

Она планирует делать ставку на выпускников того самого колледжа, где училась сама.

Детали дела

Производство одежды – процесс длительный и кропотливый. Начинается с идеи. Маркетинговые исследования Дарья проводит самостоятельно: изучает рынок, общается с заказчиками.

«Естественно, сегодня что-то новенькое можно подсмотреть в интернете, но обязательно вносишь в модель свои решения», – говорит Дарья Ларичева.

По ее словам, при приобретении сырья очень важно соблюсти баланс цены и качества, чтобы изделия были доступны покупателю.

«Пока я шью небольшие линейки продукции. В планах найти оптовиков в той же столице и отдавать им партии одежды по той же цене, что я реализую в Аксу. Ну а там они уже пусть свою цену назначают», – поделилась предпринимательница.

К слову, модели, которые она шьет, значительно дешевле, чем привозные, которые сегодня реализуются в регионе. По словам начинающей предпринимательницы, сейчас главное для нее – закрепиться на рынке. Возраст детей, на которых она ориентируется, – от нуля до трех лет. Основной ассортимент – постельное белье для детских кроваток, бортики для них, которые она мастерит как отдельные подушки в виде симпатичных зверушек, ортопедические подушки для младенцев по особой выкройке. Причем каждая подушка снабжается инструкцией по уходу. А еще платья, боди, распашонки, особые хлопчатобумажные пинетки, нарядные повязки для головы и многое другое.

В ближайших планах Дарьи Ларичевой привлечь новую возрастную категорию – наладить производство постельного белья для детей постарше, вплоть до подросткового возраста. А пока хозяйка ателье мечтает о собственной франшизе.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций