Обаяние цветочного бизнеса

Опубликовано
Преуспев в области транспортно-экспедиторских услуг, председатель совета директоров АО «Транко» Ихсан Гафур проявил себя и в цветочном бизнесе. На сегодняшний день холдинг занимает 20% местного цветочного рынка.

Преуспев в области транспортно-экспедиторских услуг, председатель совета директоров АО «Транко» Ихсан Гафур проявил себя и в цветочном бизнесе. На сегодняшний день холдинг занимает 20% местного цветочного рынка.

Новое технологическое решение холдинга «Транко», возглавляемого Ихсаном Гафуром, позволило снизить себестоимость казахстанской розы в два раза. Благодаря приложенным усилиям председателя совета директоров, компания стала осваивать новые виды деятельности. Так в марте 2005 года в городе Степногорске было начато строительство тепличного комплекса «Кунарлы».

Изначально идея проекта тепличного комплекса была основана на использовании пара от ТЭЦ в Акмолинской области. «Обогрев теплицы с момента ее запуска осуществляется с использованием пара. При этом мы не единственные потребители пара, так как расположены в зоне высокой концентрации промышленных предприятий», — поясняет генеральный директор тепличного комплекса «Кунарлы» Ролан Аюпов. По словам Ихсана Гафура, это уникальная и единственная в своем роде теплица не только в Казахстане, но и в СНГ.

Необходимо отметить, что АО «Транко» с 1997 года предоставляет полный цикл услуг в области грузовых перевозок. Компания является членом международной федерации национальных экспедиторских ассоциаций (FIATA), ассоциации национальных экспедиторов Казахстана (АНЭК), казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов/контейнеров (КазАПО), казахстанской ассоциации таможенных брокеров, алматинской торгово-промышленной палаты. В 2006 году АО «Транко» успешно сертифицировано по стандарту ISO.

Реализация идеи
Как рассказал в ходе интервью «Къ» Ролан Аюпов, проект по строительству тепличного комплекса на начальном этапе финансировался за счет средств учредителей. Далее основным источником финансирования являлась кредитная линия, предоставленная голландским банком и АО «Казкоммерцбанк» в апреле 2006 года. Общая стоимость строительства тепличного комплекса составила 7,3 млн евро. Строительство тепличного комплекса «Кунарлы» велось голландской компанией «Agrotech-Di-dam». Подрядчик был избран посредством тендера среди 15 компаний, который проводился в Москве. И как отметил Ролан Аюпов, в настоящий момент ведутся переговоры с АО «КазАгроФинанс» по финансированию строительства второй теплицы. «Предложение руководить тепличным комплексом поступило ко мне с целью наладить торговый бизнес цветами со Степногорска, поскольку компания, которую я на тот момент возглавлял, имела опыт продаж на рынке РК, и в том числе являлась дилером Степногорского подшипникового завода», — рассказывает генеральный директор тепличного хозяйства.

По специальности Ролан Аюпов — инженер-механик с дипломом Карагандинского политехнического института.

Генеральный директор уделял большое внимание подбору кадров и особенно подбору специалистов на такие должности, как главный агроном и заместитель главного агронома. «Главный агроном и заместитель главного агронома, работающие в нашей компании, — люди, имеющие большой стаж и опыт работы на тепличных производствах Казахстана и за рубежом»,- отмечает Ролан Аюпов. По его словам, выращивание роз — это бизнес, имеющий свои тонкости и сложности: «Цветы — капризный продукт, требовательный к температурному режиму, суммарной освещенности (внешней и внутренней), влажности, а также своевременному и качественному проведению мероприятий по борьбе с вредителями».

По словам Генерального директора, на сегодняшний день предприятие еще не вышло на нормальную производственную мощность теплицы по срезу цветов. К концу текущего года компания планирует получать ежемесячный доход в размере 30-40 млн тенге. Общая площадь теплицы — 3,2 га, в будущем планируется расширение до 6,4 га. Предполагаемый срок окупаемости проекта составляет 6-7 лет.

Как сказал генеральный директор ТОО «Кунарлы», в ходе реализации проекта компания встретилась с некоторыми трудностями: «В 2005 году на момент строительства тепличного комплекса (приобретения в Голландии тепличной конструкции) курс евро был ниже как по отношению к нашей валюте, так и к доллару. На сегодняшний день курс евро сильно вырос, и нам пришлось увеличить сроки окупаемости в бизнес-плане. Кроме того, мы вынуждены ориентироваться на рыночные цены, хотя при этом фактическая рентабельность выращивания цветов ниже запланированной, так как нам приходится конкурировать с продукцией из стран долларовой зоны — Южной Америки, Африки, Израиля, Китая. Также на ценах на нашу продукцию отражается ситуация на зарубежных аукционах вследствие финансового кризиса».

Цветочный рынок Казахстана

Тепличный комплекс выращивает около 20 сортов роз различной расцветки: белые, красные, кремовые, биколор, розовые, желтые. Розы — единственный вид продукции тепличного комплекса «Кунарлы». Более 40% площади теплицы занято саженцами красных сортов роз. Как пояснил Ролан Аюпов, красные сорта роз пользуются наибольшим спросом в Казахстане. Стоимость продукции ТОО «Кунарлы» зависит от следующих параметров: объема заказа, ростовки (длины стебля) заказываемых роз (чем выше цветок, тем дороже его стоимость), сорта заказываемых роз (в зависимости от текущего спроса на каждый сорт формируется ценовая политика). Диапазон стоимости продукции «Кунарлы» составляет от 75 до 280 тенге за 1 розу.

Ролан Аюпов отмечает, что все действующие цветочные точки реализации — потенциальные клиенты компании: «Региональные представители нашей компании проводят рекламные акции. В настоящий момент наша продукция известна большинству цветочных магазинов и является достаточно популярной среди них. Основные регионы Центрального и Западного Казахстана и г. Алматы — наши клиенты. Приобрести нашу продукцию можно во всех центральных цветочных киосках Астаны и Алматы».

По его словам, емкость рынка РК составляет примерно 22 млн штук роз в год, основная масса цветов при этом импортируется из стран дальнего зарубежья. «Предложение внутреннего рынка не обеспечивает на сегодняшний день потребности покупателей, в связи с чем планируется расширение производства с целью увеличения объемов срезаемых цветов», — поясняет генеральный директор.

Основными конкурентами среди производителей цветов в Казахстане являются компании ТОО КХ «Mercur Green», Quality и частные хозяйства. Компания Mercur Green является достаточно сильным игроком на рынке, ее выручка составляет около 200 млн в год. По словам заместителя директора Mercur Green Амангельды Ержанова, основным препятствием для получения доходов на том же уровне, что и у ТОО «Кунарлы», является дороговизна электроэнергии, оплата которой составляет 40% расходов. Он считает, что тепличный комплекс «Кунарлы» находится в более выгодном положении, так как тарифы на электроэнергию в Степногорске самые низкие по всей территории Казахстана, кроме того, огромным его преимуществом является соседство с ТЭЦ.

Выращивают и складывают в букеты

Сейчас в АО «Транко» входят три компании, занимающиеся цветочным бизнесом: тепличный комплекс «Кунарлы», трейдинговая компания «Анри Бонар» и сервисный центр по оформлению букетов «Бонар Сервис». Трейдинговая компания холдинга, носящая имя известного французского флориста Анри Бонара, приобрела право на использование этой популярной торговой марки. ТОО «Бонар Сервис» было основано 1 апреля 2006 года. «Когда открывалась компания, у нас были довольно амбициозные планы, но мы их воплотили в жизнь, хотя это оказалось тяжело и было сделано много ошибок. Я вложила много сил и времени, чтобы все реализовать, и сейчас с гордостью могу сказать, что у нас это получилось», — рассказывает генеральный директор ТОО «Бонар Сервис» Инна Васильева.

В салоне «Бонар Сервис» клиентам предлагают европейский вариант букетов. Для оформления букетов используют не только цветы, выращенные в теплицах «Кунарлы», но и импортных производителей. По словам Инны Васильевой, при оформлении букетов используется минимум оформительской бумаги, чтобы показать красоту цветка.

«Мы привносим новые тенденции в оформление букетов, черпая информацию на иностранных web-сайтах, книгах и различных печатных изданиях. Также все концепции, которые используются в оформлении залов, направлены на европейский вариант и неповторяемы. Мы никогда не используем дважды одну и ту же концепцию. Так что наш клиент всегда уверен в том, что его оформление — это эксклюзивный вариант, и он неповторяем», — отмечает генеральный директор ТОО «Бонар Сервис». Сама Инна Васильева имеет два образования: юридическое и экономическое. В ходе интервью «Къ» она рассказала: «В цветочный бизнес я попала по чистой случайности, не буду говорить, что всю жизнь мечтала заниматься цветами, но в данный момент я получаю удовольствие от своего дела, а ведь это самое главное — заниматься тем, что приносит тебе удовлетворение».

Трудности и просчеты «Бонар Сервис»
По словам Инны Васильевой, предполагаемая окупаемость проекта составляла один год, в реалии же он окупился через полтора года. Хотя это небольшое отклонение от бизнес-плана, но оно было. Генеральный директор ТОО «Бонар Сервис» считает, что основной ошибкой в этом случае была рекламная кампания: «Мы потратили слишком много средств на рекламную кампанию, так как не знали рынка Казахстана и ориентировались на рынок России. Поэтому и ушло чуть больше времени на окупаемость. Кроме того, рекламная кампания почти не была замечена. Но, как говорят, на ошибках учатся. Сейчас мы более избирательны. Даем рекламу в нескольких журналах, но основная рекламная кампания направлена на спонсорство различных мероприятий».

Инна Васильева также отметила, что когда салон только открылся, были трудности с подбором кадров: «Я не знала специфики бизнеса и рынка труда. Сотрудники менялись достаточно часто. Зато сейчас у меня уже сложившийся коллектив, и я с уверенностью говорю, что могу на них положиться и горжусь ими, ведь то, чего мы сейчас достигли, произошло благодаря именно им».

Не только «цветочки»
Осенью, зимой и весной в салоне в неделю продается от 4000 роз и 500 букетов. В период праздников — 14 февраля и 8 марта — продается более 20000 роз и 5000 букетов, не считая корпоративных заказов. «Лето — это тяжелый период, так как это время отпусков и стихийная продажа местного цветка. Хотя лето и наступило, но спада пока не видно. Наверное, клиент уже привык к нашему качеству цветка и оформлению букета», — отмечает Инна Васильева.

Основная доля продаж осуществляется через конечного потребителя. Но в последнее время салон часто стал получать заказы от дизайнерских студий, в основном заказы на оформление мероприятий: презентации, дни рожденья и т.д. Инна Васильева также отмечает, что продажи через Интернет с каждым месяцем растут на 15%: «У нас пока не все доверяют услугам Интернета, и клиент хочет видеть воочию, что он приобретает. Но, судя по росту продаж через Интернет, все может кардинально измениться».

В ходе интервью «Къ» генеральный директор ТОО «Бонар Сервис» отметила: «Сейчас на рынке кризисная ситуация, но нас она пока не коснулась. Я надеюсь, что кризис обойдет нас стороной, и продажи вырастут минимум на 30 %».

Средняя стоимость букета, предлагаемого в салоне «Бонар Сервис», — 3000 тенге. Есть и букеты от 1000-1500 тенге. Также есть и более дорогие букеты. Клиент может приобрести в салоне как цветы местных производителей, так и цветы стран экспортеров, таких как Нидерланды, Эквадор, Колумбия, Кения, Израиль. Купить букет в салоне «Бонар Сервис» может и студент, и VIP-клиент.

«Мы стараемся не делить клиента. Разнообразие букетов и ценовая политика компании направлена на все слои населения. Конечно, большинство покупателей — это VIP-клиенты, но для нас важны все покупатели, независимо от статуса и финансового положения», — отметила Инна Васильева. Постоянных клиентов салона поощряют, предоставляя систему скидок от 5% до 15%.

Читайте также