Перейти к основному содержанию


7873 просмотра

В поиске чужих горизонтов сознания

Мухтар Бекжанов, директор и владелец психологичекого центра «Кокжиек» («Горизонты сознания») не пошел по проторенному пути многих своих коллег. Он построил свой бизнес на предоставлении комплексных психологических услуг, благодаря которым клиенты не только приобретают профессиональные навыки, но и решают проблемы личностного характера. Благодаря этому за последний год центр увеличил клиентскую базу более чем на треть

Мухтар Бекжанов, директор и владелец психологичекого центра «Кокжиек» («Горизонты сознания») не пошел по проторенному пути многих своих коллег. Он построил свой бизнес на предоставлении комплексных психологических услуг, благодаря которым клиенты не только приобретают профессиональные навыки, но и решают проблемы личностного характера. Благодаря этому за последний год центр увеличил клиентскую базу более чем на треть.

Культура повышения квалификации персонала путем прохождения различных тренингов в последние годы начинает приживаться и на наших предприятиях. Ситуация, когда персонал любого уровня три-четыре раза в год повышает свою квалификацию, становится нормой. Кроме того, в условиях финансовой нестабильности тренинги становятся все более востребованными.

«Находясь в кризисной ситуации, люди ищут новые пути решения, желают добиться личностного роста и прогресса. И с этой целью они идут за помощью к профессионалам», – сказала тренер и консультант coaching center Global Анна Журнист.

В результате опроса «Къ» большинства тренинговых компаний Алматы было выяснено, что спрос на тренинговые и психологические услуги в этом году по сравнению с прошлым годом увеличился.

Как отметила председатель правления Союза кризисных центров Зульфия Байсакова, услугами психологов стали чаще пользоваться не только с целью карьерного роста, но и для решения семейных проблем. «В погоне за деньгами, бизнесом, престижем у людей происходит переоценка ценностей и, как следствие, возникают межличностные проблемы. По сравнению с прошлым годом число обратившихся в кризисные центры намного выросло. Причем если раньше в кризисные центры обращались в основном женщины, то сегодня наблюдается рост числа обратившихся мужчин», - заметила она.

Пресс-секретарь Центра академической и практической психологии Ольга Игуннова не наблюдает стремительного роста клиентов в период финансового кризиса, чему отчасти препятствует высокая стоимость психологических услуг. Между тем, по ее словам, стали популярными тренинги, связанные со стресс-менеджментом, а также индивидуальные консультации по выходу из депрессивного состояния.

Тренинговым центрам экономически выгоднее проводить именно корпоративные тренинги. И по этой причине тренинговых компаний на сегодняшний день в Казахстане намного больше, чем центров, где проводится комплексный психоанализ и решаются личностные проблемы клиентов.

Но если корпоративные тренинги могут дать только определенные дополнительные навыки, необходимые в работе, то личные (личностные) проблемы на таких тренингах решить невозможно.

«На корпоративном тренинге, в среде коллег, люди не могут полностью раскрыться и рассказать о своих переживаниях – это может плохо сказаться на карьере или отношениях в коллективе. Личностные проблемы можно решить только в индивидуальной беседе с психологом или же в группах личностного роста, где собираются люди, желающие что-то изменить в себе и готовые ради этого рассказывать о своих внутренних противоречиях и сложностях», - поясняет Ольга Игуннова.

Одновременно с корпоративными, тренинги личностного роста проводят такие центры, как The Best Education for Adults, Сoaching center Global, «Кокжиек», а также Казахстанская национальная психоаналитическая ассоциация (КНПА).

Стоимость тренинга в зависимости от длительности и сложности, а также от квалификации тренера может быть от 10 до 250 тыс. тенге. Стоимость индивидуальных консультаций колеблется от 3 до 5 тыс. тенге.

По словам президента КНПА Анны Кудияровой, на сегодняшний день психоаналитиков, занимающихся глубинным психоанализом, можно пересчитать по пальцам, хороших психологов тоже не так много. «У нас в Казахстане психологические услуги стали оказываться только в последние 6-7 лет. Количество психологов за это время значительно выросло, но я не могу сказать, что все они выполняют свою работу качественно», — отмечает она.

От идеи - к бизнесу
Психологический центр «Кокжиек» – один из немногих в Казахстане, предоставляющих комплексные психологические услуги. Например, в рамках корпоративного бизнес-тренинга человек может решить не только проблемы межличностного взаимодействия со своими коллегами, но и открыть для себя ряд важных психологических моментов.

Психологический центр «Кокжиек» начал активно функционировать в 2004 году. Именно в этот период его директор Мухтар Бекжанов продумывал новые направления психологических услуг, активно занимался подбором сотрудников.

По мнению Мухтара Бекжанова, самое главное и важное для работы центра – это подбор сотрудников. Особое внимание он обращает на профессиональный уровень кандидата. Но одного профессионализма для кандидата недостаточно. Большое значение имеет наличие и развитость у кандидата таких качеств, как ответственность за порученное дело, желание совершенствоваться как в индивидуальной, так и в профессиональной сфере, умение работать в команде, отзывчивость, чуткость по отношению к окружающим людям.

Постепенно психологический центр вводил на рынок все новые и новые услуги и сейчас активно проводит индивидуальные психологические консультации, индивидуальное обучение руководителей и всех желающих, открытые, корпоративные психологические и бизнес-тренинги, осуществляет различного рода психодиагностику, помогает менеджерам во внедрении новых форм управления компаниями.

Клиенты психологического центра
Первыми клиентами центра были друзья и родственники Мухтара Бекжанова. Сегодня партнерами и клиентами центра являются банки, ассоциации, крупные компании и фонды Казахстана.

Подавляющее большинство клиентов центра – это руководители самых различных звеньев управления. Как правило, это грамотные, опытные в области управления люди, которые не стоят на месте и хотят достичь как индивидуального профессионального развития, так и развития компании.

Конечно, в услугах центра также нуждаются люди, которые по тем или иным причинам испытывают психологические затруднения. Но, будучи людьми активными, они не хотят загонять проблему глубоко внутрь и стремятся решить ее «здесь и сейчас» с помощью профессионала-психолога.

Клиентами центра являются и те, кто занимает активную жизненную позицию. Это люди, для которых активное психологическое развитие само по себе является ценностью и ступенькой к самосовершенствованию. Они активно обучаются как в корпоративном формате, так и посещают открытые тренинги (тренинги для всех желающих).

На вопрос, обслуживаются ли в «Кокжиеке» иностранцы, Мухтар Бекжанов ответил, что, к примеру, в этом году центр провел тренинг для казахстанской компании в Тбилиси, где большинство работников составляли местные жители.

Решать чужие проблемы - рентабельно
«Когда я создал свой психологический центр, мои друзья и коллеги по работе советовали оказывать услуги только корпоративным клиентам. Это выгоднее и с экономической точки зрения, и по затратам сил и времени. Сложнее с открытыми тренингами, когда бывает сложно собрать необходимое количество участников, и есть риск неокупаемости понесенных затрат. Однако для себя я решил, что такие тренинги в любом случае нужно проводить и активно развивать», – говорит Мухтар Бекжанов.

За время работы центра не было ни одного случая, чтобы клиенту было отказано в проведении индивидуальной консультации. «Если человек пришел к нам с какой-то проблемой, мы не смотрим на то, насколько выгодно с ним работать», – отмечает директор центра.

Центр «Кокжиек» постоянно проводит мониторинг объема проводимых услуг. Так, в прошлом году Мухтар Бекжанов лично провел 940 тренинговых часов – это около 80-100 часов в месяц. Учитывая, что на подготовку уходит много времени, – это огромная нагрузка.

По данным центра, в 2006 году консультации получили более 1700 человек, в 2007 году – уже почти 2300 человек, то есть за год клиентская база выросла более чем на треть.

Активной рекламной политики центр не проводит. Несмотря на то, что информация о психологическом центре «Кокжиек» есть на сайтах, в справочниках, в большей степени клиенты приходят в центр по «сарафанному радио».

Работать стало сложнее, но интереснее
Мухтар Бекжанов считает, что нет тренингов легких или сложных, так как одни и те же тренинги проходят в различных группах по-разному. Однако особое предпочтение он отдает тренингам, связанным с психологическими основами управления своим временем.

«Именно на этом тренинге я замечал самое большое сопротивление людей, потому как прежде чем научиться управлять своим временем, нужно разобраться с самим собой, то есть определиться со своими приоритетами, ценностями, предпочтениями. В ходе тренинга человек должен понять: на то, что входит в систему ценностей человека, всегда должно хватать времени. И иногда оказывается, что некоторые социально одобряемые ценности не являются значимыми для человека, что, естественно, вызывает с его стороны неожиданную реакцию.

А в основном тренинги все равнозначны по сложности, просто все зависит от того, как к ним относится сам тренер», – поясняет психолог.

Мухтар Бекжанов считает, что если человек идет на тренинг с высоким уровнем мотивации, ставя целью развиваться и совершенствоваться как профессионал и как индивидуальность, то это обязательно скажется на профессиональной деятельности. Он отмечает: «Тренинги направлены на то, чтобы в короткие сроки развить навыки и умения, и человек, получая психологические инструменты и применяя их на практике, приходит к тому, что начинает пользоваться ими автоматически».

Сегодня тренинги приобрели популярность, руководители компаний, как правило, уже хорошо ориентируются в этом рынке и точечно заказывают тот или иной тренинг.

«Работа стала сложнее, но интереснее, потому что какие-то общепринятые тренинги практически не проводятся», – признает владелец центра. Сейчас, в период финансовой нестабильности, психологическому центру стали заказывать ставшие актуальными тренинги, как, например, «Продажи в условиях нестабильной финансовой обстановки».

Телефоны центра не умолкают
Мухтар Бекжанов считает, что становление психологии в Казахстане только начинается. «Количество людей, заинтересованных в психологических услугах, растет. Меняется культура. Если раньше человек делился с друзьями, подругами, родственниками, то урбанизация приводит к тому, что зачастую этого лучше не делать. Развитие медицины и культуры населения достигло того уровня, когда намного эффективнее обратиться к специалисту. Если болит сердце, человек идет не к другу, а к кардиологу, если насморк – к терапевту, если же человеку нужна психологическая консультация, то к психологу. Наступило время, когда люди не путают профессии психолога и психиатра», – считает директор центра.

По словам Мухтара Бекжанова, предложение на этом рынке явно отстает от спроса, при этом спрос продолжает расти. Тренерам центра иногда приходится работать даже по ночам и в выходные дни. «Один руководитель решил сделать подарок для своих сотрудниц и попросил провести тренинг 8 марта», – вспоминает психолог.

Побывав в командировках во всех областных центрах Казахстана, Мухтар Бекжанов понял, что в регионах не хватает психологических центров, которые оказывают качественные комплексные услуги.
«Телефоны в нашем психологическом центре не умолкают. Конечно, со временем будут открываться все новые психологические центры, но при этом очень важно соблюдать высокое качество предлагаемых услуг. Здесь нужна хорошая теоретическая база, подготовка, практика. В Казахстане же качество услуг психологов во многих случаях оставляет желать лучшего».

Для психологов, которые хотят превратить свое призвание в бизнес, директор психологического центра дает следующий совет: «Существует закон Вселенной – невозможно сделать десятое приседание, минуя восьмое и девятое. Конечно, хочется получить сразу десятое, но большой путь всегда начинается с первого шага. Поэтому, чтобы достичь успеха, следует упорно работать, и «десятое приседание» рано или поздно наступит. То есть в итоге придут успех, признание и широкая клиентская база».

Курсив-справка
Мухтар Бекжанов – профессиональный психолог, кандидат психологических наук, в прошлом – офицер органов национальной безопасности Республики Казахстан. За 20 лет службы в органах Мухтару Бекжанову приходилось управлять различными коллективами. После увольнения тесно сотрудничал с Международной академией бизнеса, в рамках которой организовывал и проводил психологические и бизнес-тренинги. В августе 2004 года открыл свой психологический центр «Кокжиек».


1149 просмотров

Как в Казахстане заработать на росте населения

Кейс из Аксу

Фото: Shutterstock.com

Для малышей родители покупают самое лучшее. Это дает возможность развивать легкую промышленность, пусть пока и на уровне индивидуального предпринимательства.

Свой бизнес

На днях предпринимательница из города Аксу Дарья Ларичева завершает ремонт в выделенном с помощью местных властей помещении и готовится поставить на поток бизнес по пошиву одежды для новорожденных.

Начинала свое дело молодая женщина с того, что лучше всего умеет делать. За плечами было обучение в колледже, где она освоила портняжное дело, и, пусть и небольшой, опыт работы в различных ателье. Вот и решила всерьез заняться шитьем. Важно было найти свою нишу, но подсказку дали жизненные обстоятельства.

Началось все с конверта и одеяла, которые она подготовила для своего ребенка. Обновы спонравились ее знакомой, и та попросила сшить что-то похожее и для нее. Так пошли заказы. Молодые мамы оказались самыми благодарными заказчиками, с ними было проще найти общий язык.

Об инвестициях

Решив стать предпринимателем, Дарья поняла, что необходимо обзавестись хотя бы минимальным набором машинок и тканей. Взяла кредит в 500 тыс. тенге. Поскольку детская одежда требует только натуральных тканей хорошего качества, нашла торговую точку с материалом, соответствующим этим требованиям. В настоящее время женщине все еще приходится покупать ткани и сопутствующий материал у посредников, но она надеется со временем эту ситуацию изменить и приобретать необходимое по оптовым ценам большими объемами.

Поиск помещения оказался следующим этапом. Найти такое по минимальной цене аренды – 10 тыс. тенге в месяц – помогли местные власти. В результате она стала обладательницей небольшой площадки, где разместила свою мастерскую, перевезла туда оборудование и занялась ремонтом. Все идеи для оформления придумала сама. Есть уже и название будущего бренда одежды, который начинающая предпринимательница планирует в перспективе зарегистрировать.

«Это я сделаю позже, когда смогу начать производить одежду большими партиями. Но для этого мне необходимо подобрать коллектив, что оказалось не самой простой задачей», – рассказала «Курсиву» Дарья Ларичева.

Кадры решают всё

Во время практики в колледже, а девушка проходила ее на известном в Павлодаре предприятии по пошиву модной одежды, ее приставили к мастеру по головным уборам. Сами изделия ее не сильно заинтересовали. Но полезный опыт на производстве она получила, научившись выстраивать отношения в коллективе, что всегда необходимо в бизнесе.

«Решив взять на работу помощника, столкнулась с проблемой отсутствия кадров. И здесь важно даже не то, насколько хорошо ты владеешь навыками шитья, а отношение к работе. Когда я сама была в качестве наемного работника, то понимала, что как бы ты себя ни чувствовал, что бы ни произошло, надо выполнить поставленную задачу. Вот таких, близких по духу, людей оказалось найти сложно», – говорит предпринимательница.

Она планирует делать ставку на выпускников того самого колледжа, где училась сама.

Детали дела

Производство одежды – процесс длительный и кропотливый. Начинается с идеи. Маркетинговые исследования Дарья проводит самостоятельно: изучает рынок, общается с заказчиками.

«Естественно, сегодня что-то новенькое можно подсмотреть в интернете, но обязательно вносишь в модель свои решения», – говорит Дарья Ларичева.

По ее словам, при приобретении сырья очень важно соблюсти баланс цены и качества, чтобы изделия были доступны покупателю.

«Пока я шью небольшие линейки продукции. В планах найти оптовиков в той же столице и отдавать им партии одежды по той же цене, что я реализую в Аксу. Ну а там они уже пусть свою цену назначают», – поделилась предпринимательница.

К слову, модели, которые она шьет, значительно дешевле, чем привозные, которые сегодня реализуются в регионе. По словам начинающей предпринимательницы, сейчас главное для нее – закрепиться на рынке. Возраст детей, на которых она ориентируется, – от нуля до трех лет. Основной ассортимент – постельное белье для детских кроваток, бортики для них, которые она мастерит как отдельные подушки в виде симпатичных зверушек, ортопедические подушки для младенцев по особой выкройке. Причем каждая подушка снабжается инструкцией по уходу. А еще платья, боди, распашонки, особые хлопчатобумажные пинетки, нарядные повязки для головы и многое другое.

В ближайших планах Дарьи Ларичевой привлечь новую возрастную категорию – наладить производство постельного белья для детей постарше, вплоть до подросткового возраста. А пока хозяйка ателье мечтает о собственной франшизе.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций