Перейти к основному содержанию

8666 просмотров

Не сопутствующий бизнес «Меломана»

Более 2,5 лет назад книжной торговлей заинтересовался крупный ритейлер аудиовидеопродукции - «Меломан». За короткий период существования торговая сеть «Меломан» заняла около 8% книжного рынка Казахстана. Почему на развивающийся, но высококонкурентный книжный рынок пришел «Меломан» со своей торговой сетью, рассказала «Къ» директор booking-направления ТОО «Меломан» Наталья Беляева.

Не сопутствующий бизнес «Меломана»

Не сопутствующий бизнес «Меломана»

Не сопутствующий бизнес «Меломана» Более 2,5 лет назад книжной торговлей заинтересовался крупный ритейлер аудиовидеопродукции - «Меломан». За короткий период существования торговая сеть «Меломан» заняла около 8% книжного рынка Казахстана. Почему на развивающийся, но высококонкурентный книжный рынок пришел «Меломан» со своей торговой сетью, рассказала «Къ» директор booking-направления ТОО «Меломан» Наталья Беляева.

По словам Н. Беляевой, «Меломан» долго искал формат, близкий к аудиовидео взамен VHS-формата, когда стал переходить на DVD, и торговые площади стали высвобождаться. Было принято решение заняться книгами. Идею подала крупная российская сеть магазинов «Союз», которая с 2002 года совмещает продажу литературы с музыкальной продукцией. Компания «Меломан» преследовала только одну цель - создать книжный магазин, отвечающий всем мировым стандартам: с широким ассортиментом, доступными ценами, бесперебойным поступлением новинок, удобной выкладкой, полной навигацией, уютной обстановкой, а также наличием читальных мест. И это удалось: в июле 2007 года открылся первый специализированный книжный магазин Booking.

Не обошлось и без проблем. Первое, с чем пришлось столкнуться, - отсутствие в Казахстане свободных специалистов книжного бизнеса. Создать команду из организаторов всего бизнес-процесса - логистов, экономистов и т.д. не составило труда, а вот найти менеджеров по заказам книг оказалось непросто. Книжный рынок России на сегодняшний день очень развит: ежемесячно 2500 издательств предлагают широкий ассортимент и более 3000 новинок. Для этого и нужны были опытные специалисты, способные приобрести именно то, что позволит удовлетворить любой покупательский спрос.

Это было 2,5 года назад. На сегодняшний день в компании «Меломан» работает целый отдел менеджеров по заказам книг и несколько специалистов в московском представительстве.

Н. Беляева отмечает, что сейчас работают 3 специализированных книжных магазина и 44 отдела в сети магазинов «Меломан» по всему Казахстану. Площадь торговых залов составляет от 50 до 600 кв. м. Компания представлена в Алматы, Астане, Экибастузе, Уральске, Атырау, Караганде, Костанае, Усть-Каменогорске, Семипалатинске, Зыряновске, Таразе, Шымкенте, Павлодаре. «С уверенностью можно сказать, что ни у одного игрока на рынке нет такой разветвленной сети», - говорит Н. Беляева.

Стоит отметить оборот бизнеса, который достигнут на данный момент. Н. Беляева обозначает месячный оборот Booking в размере около $600 тыс., и каждый месяц эта сумма растет, то есть это порядка $8 млн. в год. Ни для кого не секрет, что на нашем рынке представлены и другие игроки, такие как: «Академкнига», Bookmarket, «Гулянда» и российский конкурент «Книжный город». Конкуренция резко возросла, поэтому вход новых игроков в книжный бизнес, по мнению Н. Беляевой, будет затруднен, так как для этого понадобятся серьезные инвестиции.

Уникальность торговой книжной сети «Меломан», по мнению Н. Беляевой, в том, что у «Меломана» есть сеть магазинов, которые полностью соответствуют европейскому стандарту. Взята за основу сеть магазинов Boarders - это известная американо-английская сеть книжных магазинов. Сеть «Меломан» отличает новейшее оборудование, определенный подход к клиенту, собственная информационная база, удобная выкладка, узнаваемая наружная реклама в определенной цветовой гамме. В центральном магазине Grand есть кофейня, где можно полистать понравившуюся вам книгу за чашечкой кофе. Это так называемый книжный клуб. Но все же основной задачей остается исполнение покупательского спроса.

Кроме того, книжный каталог Booking направления «Меломана» превышает 50 тыс. наименований. Каждый специализированный магазин содержит более 80 тыс. экземпляров книг, а для казахстанского рынка это не маленькая цифра. И нельзя не отметить открытие в Алматы оптово-распределительного центра книг, что позволило наладить бесперебойное пополнение торговых точек книгами и организовать оптовую торговлю.

Не сопутствующий бизнес «Меломана» Н. Беляева назвала также вилку цен (от самых недорогих изданий до самых дорогих). По ее словам, книга в «Меломане» может стоить и 50 тенге, и 4,5 млн. тенге. «Мы предлагаем своим покупателям не просто редкие книги, а, я бы сказала, уникальные, которые могут заинтересовать коллекционеров. Например, 4,5 млн. тенге стоит Пушкинская библиотека из красной кожи с золотым тиснением - собрание сочинений российских классиков, состоящая из 80 томов. Аналога этого издания в Казахстане нет, а в России это был 12-й экземпляр, выпущенный за последние 10 лет. Также был продан серебряный Коран за 3 млн. тенге, инкрустированный драгоценными камнями», - рассказывает Наталья о редких книгах, представленных в продаже.

В то же время интеллектуальную прозу в мягкой обложке можно купить за 290-400 тенге. «Мы стараемся держать цены на уровне «Академкниги», потому что это самый старейший игрок на рынке», - дает Н. Беляева пояснение ценовой политике booking-направления.

Важное место в маркетинговой политике занимает реклама. «Чтобы оповестить население о новой книге или новом проекте, - говорит Н. Беляева, - выбирается книга месяца. Сейчас, например, это книга-проект Минаева «Телки». Размещаются баннеры, биллборды, посвященные книге месяца, на улице. Это нововведение «Меломана». «Все видели рекламу фильмов, но видели ли вы рекламу книги на биллбордах?» - отмечает Беляева.

Кроме книги месяца, выбираются еще 10-12 проектов в месяц, которые продвигаются в точках. Это книги, которые советуют почитать искусствоведы, так магазин помогает читателю ориентироваться в новинках. Последнее новшество в сети магазинов «Меломан» - рубрика «Смотрим и читаем», когда можно купить и диск, и книгу, что в значительной степени облегчает восприятие.

«Booking - Ваш книжный магазин» специально создан для книжного направления. Торговля книгами для нас - не сопутствующий бизнес, а новое стратегическое направление в развитии фирмы», - подчеркивает Н. Беляева.

2030 просмотров

Как запустить производство кожаных изделий в Караганде

Кейс от Александра Ермакова

Фото из архива Александра Ермакова

Предприниматель Александр Ермаков работает с кожей более шести лет. Сегодня его заказчиками являются крупные международные компании, имеющие представительства в Казахстане. Мастер намерен развивать свое дело и дальше, чтобы начать конкурировать с безымянными европейскими брендами.

Вначале был чехол

Увлечение Александра Ермакова трансформировалось в бизнес постепенно, по мере роста количества заказов. Сейчас на небольшом производстве, умещающемся на 30 кв. м, работают шесть человек.

«В 2013 году я искал кожаный чехол для планшета в магазинах. Ничего подходящего не нашел, поэтому сшил его сам из старой куртки. Мне понравился сам процесс и то, что получилось. Я стал интересоваться пошивом кожаных изделий: смотрел видео на YouTube, набивал руку, искал материал. И уже спустя три года наладил продажу вещей через Facebook. Вскоре получил заказ от отеля Ritz-Carlton Astana на изготовление кожаных папок для апартаментов. Таким образом, в 2018 году я окончательно оставил прочие приносившие доход занятия, сконцентрировавшись на своем новом увлечении», – рассказывает предприниматель.

Изначально он шил на заказ галантерею, сейчас в фокусе – сумки среднего класса, которые стоят от 40 до 80 тыс. тенге.

«Мы не конкурируем с китайскими производителями. Это бесполезно. В самом дорогом люксе нам делать тоже нечего, потому что там свои игроки. Поэтому мы стремимся в средний сегмент, как европейские безымянные бренды, которых довольно много. Какой-нибудь небожитель типа Hermes работает с лучшими материалами. Но 80% стоимости изделия – это имя. Причем невозможно купить дорогую сумку сразу. Сначала нужно приехать в Париж, заполнить заявку, потом вызовут на собеседование и потом решат, будут они вам шить свои знаменитые Kelly или Birkin», – делится Александр Ермаков.

Фото к коже (7).JPG

Нешуточные контракты

Первое оборудование Александр приобрел в 2016 году. Прямострочная швейная машина с прямым продвижением обошлась предпринимателю всего в 50 тыс. тенге, поскольку не была новой – в магазине подобный образец стоит в шесть раз дороже. Годом позже в его мастерской появились еще две машины – колонковая и брусовочная общей стоимостью 230 тыс. тенге, также уже находившиеся в использовании. Деньги на приобретение сырья он занимал у знакомых.

Поскольку ценник на кожаные изделия, производимые компанией Александра, достаточно высок для местного потребителя, она чаще сотрудничает с покупателями из Алматы и Нур-Султана, реже – из Европы, России и Узбекистана.

«Основной доход нам приносит сотрудничество с международными компаниями: Pernod Ricard, Ritz-Carlton, St. Regis, от которых поступают крупные заказы на изготовление сумок и аксессуаров. Нас выбирают, потому что мы всегда делаем бесплатный образец и лично общаемся с клиентом», – говорит предприниматель.

Сырье для готовой продукции предприятие импортирует из РФ. Оттуда поступает как российская кожа, так и итальянская, которую соседняя страна закупает в больших объемах, а затем перепродает.

«Из Казахстана вывозится огромное количество сырья, однако кожевенные заводы стонут, что недозагружены. Шкуры КРС за копейки закупают Турция и Китай, которые потом продают нам готовые изделия с многократной накруткой», – поясняет бизнесмен.

По его словам, квадратный дециметр кожи обходится от 20 до 100 рублей (курс рубля на 16 декабря 2019 года – 6,16 тенге – «Курсив»). Для сумки среднего размера необходимо 100 кв. дм, или 1 кв. м. Себестоимость готового изделия с учетом фурнитуры – 30 тыс. тенге, не считая логистику, налоги, труд.

Мечты о «штурме»

Александр утверждает: «кожаный» бизнес вряд ли можно назвать самым прибыльным занятием. Большую часть выручки съедают расходы на сырье, фурнитуру, логистику, производство картонной упаковки, которое пока находится на аутсорсинге.

В то же время карагандинское предприятие за практически идентичную продукцию может предложить гораздо меньшую цену, чем мелкие западные конкуренты.

«Если самая дорогая наша сумка стоит 200 евро, то сумка такого же типа где-нибудь в Средней Европе будет стоить 500. Мы дешевы, и в этом для нас кроются определенные перспективы, как для Китая, который в свое время тоже был дешевым. Чтобы поставлять продукцию в Европу, нужно копить деньги на участие в выставках, где можно найти ритейлеров. Например, выступление на выставке в Милане обойдется как минимум в 20 тыс. евро. Но соваться туда сейчас глупо – нет нужных объемов производства. В этом смысле нам было бы интересно побывать в Варшаве, поездка куда обошлась бы в два раза дешевле. Штурм нового рынка – это всегда затраты», – отметил предприниматель.

Пока у Александра и его семьи нет возможности отправиться за рубеж, так как денежный поток зависит от непрерывности производственного процесса. Однако он не теряет надежды, что рано или поздно его планы осуществятся.

Фото к коже (2).jpg

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance