2868 просмотров

Как АФН хочет изменить регулирование страхового рынка

«Курсив» изучил предлагаемые изменения вместе с участниками рынка

Фото: DepositphotosАвтор/lightsource

В 2018 году впервые за много лет в Казахстане прошла реформа страхового рынка. Страховщики наладили продажу полисов через интернет, капитализация компаний выросла, сектор страхования жизни стал более привлекательным для инвесторов и потребителей. По данным регулятора, объем страховых премий на 1 мая 2020 года увеличился на 13,6% к аналогичному периоду 2019 года и составил 176 млрд тенге. В том числе по добровольному имущественному страхованию собрано 90 млрд тенге, по добровольному личному – 56 млрд, по обязательному – 30 млрд. 

На днях Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) заявило о новой реформе рынка, которая пройдет на фоне пандемии коронавируса и подсчета убытков страховщиков от режима ЧП. «Страховой рынок и рынок ценных бумаг, занимая незначительную по сравнению с банковским сектором долю в экономике страны, имеют высокую социальную значимость. Эти услуги должны регулярно обновляться и своевременно отвечать на возникающие вызовы и проблемы», – говорится в концепции законопроекта, опубликованной на сайте АРРФР 25 мая. 

Документ несколько недель обсуждается в Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), проведены рабочие группы, замечания и предложения переданы регулятору. «Надеюсь, в июне рынок и регулятор согласуют документ, после чего начнется работа по внесению изменений в существующее законодательство», – объясняет управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.

Страсти по тарифам

Компании по общему страхованию в большинстве своем отказались комментировать изменения, предусмотренные в новой концепции. Возможно, это связано с тем, что на обсуждение вынесен вопрос об изменении тарифов по обязательному автострахованию. С одной стороны, эти тарифы не менялись с 2008 года, хотя количество машин в стране и их стоимость многократно возросли. С другой – рост тарифов неминуемо вызовет недовольство населения, особенно с учетом текущих сложностей в экономике.
 
В процесс переговоров страховщики и регулятор стараются не пускать третьи лица. «Какие-то предложения есть у нас, отдельные мнения всегда есть у самих страховщиков, АРРФР тоже имеет свое видение. Задача нашей ассоциации – привести все идеи к компромиссному решению, поэтому над концепцией мы работаем ежедневно», – признался Бурабаев. 

По данным Нацбанка, в 2019 году страховые премии по обязательному автострахованию составили 76,7 млрд тенге, выплаты – 29,7 млрд. Из частных бесед «Курсиву» стало известно, что страховщики разработали техническое задание для актуариев. Специалисты изучат страховые случаи, убыточность автостраховки за последние пять лет. На основе этой информации будут разработаны новые тарифы. Кроме того, изменится и сам подход к обязательной автогражданке. «Вопрос пересчета страховых тарифов необходимо рассматривать каждые несколько лет, с учетом сложившейся ситуации на рынке автострахования. Предлагается пересмотреть модель расчета тарифов с учетом международной практики и установить гибкие страховые тарифы в региональном разрезе в зависимости от значений показателей убыточности по территории регистрации транспортного средства», – говорится в концепции. 

Например, при превышении или понижении определенного порога убыточности по региону базовый страховой тариф может быть скорректирован с применением поправочного коэффициента. «Мы положительно относимся к таким изменениям, так как ценовая политика по клиентам-физлицам давно должна была измениться с пересмотром страховых тарифов. Нужно вводить поправочные коэффициенты в региональном разрезе», – говорит зампредседателя правления СК «Amanat» Анна Некрюкова.

Дальше в онлайн

Еще новая концепция предполагает серьезное сокращение бумажной волокиты. «Электронное страхование развивается, но нужно идти дальше и вводить электронное урегулирование страховых случаев. Если страховщик видит, что случай прозрачный, документы собраны правильно, это позволит ему осуществить страховую выплату до решения суда», – уточняет Бурабаев. 

Документ вводит понятие «выплата на согласованных условиях», когда клиент и компания приходят к соглашению о денежной компенсации без проведения долгих процедур. Мера направлена на борьбу с так называемыми «помогайками» – посредниками, которые предлагают свои услуги по получению страховых выплат при смертельных ДТП. «Мы приветствуем ограничение деятельности посредников в урегулировании страховых случаев с причинением вреда жизни потерпевшего лица. Мы считаем, что пострадавшие лица совершенно защищены законом и могут получить выплату без каких-либо затруднений напрямую в страховой компании», – уверена Некрюкова.

Кроме того, введение выплаты на согласованных условиях позволит быстрее внедрить в Казахстане европротокол. «Европротокол – это упрощенное оформление документов о ДТП, которое осуществляется без участия сотрудников полиции», – пояснил Бурабаев. В России и Украине европротокол действует уже несколько лет. 

Пулы по интересам 

Концепция финнадзора предполагает введение института сострахования – это формирование страховых пулов, в которые будут входить компании, заинтересованные в определенных видах страхования. «Страховые брокеры будут разрабатывать уставы и правила пулов. Такие пулы будут существенно снижать риски страховщиков и способствовать диверсификации портфелей, что будет способствовать снижению стоимости продуктов», – рассказал Бурабаев. Причем клиент страховой компании может выступать инициатором создания такого пула: если он сомневается в финансовой устойчивости одного страховщика, он вправе предложить распределение рисков между несколькими компаниями. Также он вправе указать состраховщиков и долю участия каждого из них в риске.

Поправки 2018 года ввели понятие «вмененное страхование». Эти страховки уже популярны среди таможенных брокеров и судебных исполнителей. «Теперь создаются условия для распространения этого страхования на другие субъекты экономической деятельности. Например, предполагается введение страхования ответственности работников медицинских организаций перед пациентами, страхование ответственности владельцев ТРЦ, стадионов, ночных клубов», – говорит Бурабаев.

КСЖ излучают оптимизм   

Компании по страхованию жизни (КСЖ) охотно комментировали грядущие изменения. Этот рынок второй год переживает бурное развитие и ждет отмашки регулятора на новые продукты, такие как unit-linked (инвестиционное страхование). «Мы положительно оцениваем развитие актуальных страховых продуктов, которые бы стимулировали население заботиться о своем будущем за счет увеличения сбережений, помогали решать социальные проблемы и развивать пенсионную систему», – сказал председатель правления Freedom Finance Life Азамат Ердесов.

Также новая концепция позволяет КСЖ участвовать в государственной образовательной накопительной системе (ГОНС). «Мы предполагаем, что продукт будет действовать от 3 до 20 лет. Но размер и срок накопления выбирает клиент. 
Помимо наших процентов государство будет начислять на эти вклады до 5–7% годовых», – отмечает управляющий директор Nomad Life Елена Тайтуголева. В Казахстане пока только банки имеют право открывать образовательные депозиты. 

«Полис обеспечивает страховой защитой жизни и здоровья родителя. Есть еще ряд преимуществ: это получение запланированной выплаты по окончании срока программы; возможность перевести накопления в пользу второго ребенка, если, к примеру, ребенок, в пользу которого открывалась программа, поступил на грант», – уточняет собеседница.

В США действует сберегательный счет «529», по которому средства на обучение детей подлежат налоговому вычету.
В Нидерландах распространены образовательные счета, по которым на одного обучающегося работника поступают индивидуальные взносы и от работодателя, и от государства. «Участие страховщиков в ГОНС – очень важная инициатива, в которой совместились как социальная функция государственной поддержки населения, так и возможность для страховых организаций осуществлять мероприятия по популяризации страхования жизни», – делится управляющий директор «Халык-Life» Виталий Любимов

Концепция предлагает внедрение совместных аннуитетов, подразумевающих участие в договоре пенсионного аннуитета не одного человека, а супружеской пары. «Если у одного супруга недостаточно пенсионных накоплений для покупки аннуитета в КСЖ, а у второго имеется излишек, то с помощью совместного аннуитета обеспечиваются пожизненные выплаты им обоим», – говорится в документе.

Внедрение отложенных аннуитетов позволит вкладчикам, имеющим в ЕНПФ достаточную сумму для заключения пенсионного аннуитета, приобретать инструмент пожизненных пенсионных выплат с индексацией начиная с возраста 45 лет. При этом выплаты по пенсионному аннуитету будут осуществляться по достижении 55 лет. «Расширение возрастного диапазона предоставляет для такой возрастной категории страхователей альтернативу выбора распоряжаться своими пенсионными накоплениями, включая инвестиционные возможности», – отмечает Любимов. 

Концепция предполагает расширение применения онлайн-технологий на рынке страхования жизни. «Это цифровизирует многие бизнес-процессы как внутри компаний, так и для регулятора, сэкономит рынку миллионы часов трудозатрат, сильно упростит жизнь клиентам», – констатирует Ердесов.

Законодательные инициативы финнадзора в отношении КСЖ положительно оцениваются международными экспертами. «Эти предложения будут стимулировать развитие сектора в среднесрочной перспективе. Например, введение страховых продуктов с инвестиционной составляющей и возможные меры регулятора по передаче КСЖ части функций по управлению пенсионными средствами», – говорит замдиректора группы «Финансовые институты» S&P Global Ratings Екатерина Толстова.  

Инфраструктура 

Новая концепция серьезно изменит инфраструктуру рынка. Единая страховая база данных (ЕСБД) в настоящее время собирает страховую статистику, формирует отчеты, рассчитывает коэффициенты «бонус-малус» и страховые премии. «ЕСБД, скорее всего, будет развиваться в части доступа к государственным базам данных, так как это очень важная часть процесса по совершенствованию сервиса, касающегося электронных договоров страхования», – полагает Любимов. 

Благодаря расширению спектра услуг страховые компании смогут улучшить качество андеррайтинга. «В результате клиенты, которые показывают стабильную безубыточность, будут получать более выгодные предложения от нас», – заверяет Некрюкова.

Кроме того, новая концепция предполагает совершенствование системы гарантирования страховых выплат. «Расширится роль Фонда гарантирования страховых выплат. Пока рано говорить о конкретных изменениях, но увеличение гарантируемых видов страхования создает благоприятные условия для доверия населения к страховым продуктам», – отмечает Бурабаев. 

Влияние COVID-19

Согласованная концепция – это только начало пути реформирования страхового рынка, а изменения происходят уже сейчас. Влияние COVID-19 на страховые компании Казахстана будет различаться в каждом отдельном случае, полагают в S&P. «Способность страховых компаний справляться со сложившейся ситуацией будет в значительной степени зависеть от структуры их бизнеса, показателей капитализации, структуры инвестиционного портфеля», – говорит Толстова. Она считает, что большинство страховых компаний успешно выполняют план по обеспечению бесперебойной деятельности, но добавляет, что операционные риски, киберриски и риски, связанные с отчетностью, повышаются для всех страховщиков.

Пандемия COVID-19 привела к существенному изменению подхода к работе многих страховых компаний. «Уже сейчас мы видим перетекание клиентов в онлайн. Рынок страхования наверняка может сократиться, но мы не думаем, что это будет большой разрыв по сравнению с прошлым годом», – делится ожиданиями исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов. «Экономический эффект от сокращения количества путешествующих, отмены поездок из-за коронавируса, отмены авиарейсов, переноса или отказа от отпусков будет очень значительным», – прогнозирует он.

Страховщики фиксируют спад в трансграничном страховании в связи с ограничением въезда автомобилей в Казахстан. «Также наблюдается уменьшение спроса на страховые продукты в нефтяной отрасли. В связи с падением цены на сырье нефтедобывающие компании сократили добычу или вовсе приостановили производство», – рассказывает председатель правления «Номад Иншуранс» Даурен Иманжанов.

Председатель правления «Коммеск-Өмір» Олег Ханин ожидает снижения спроса на рынке добровольного страхования: АвтоКАСКО, страхование имущества, страхование туристов. «Хотя не исключено, что после окончания пандемии возникнет интерес к продуктам медицинского страхования», – говорит он. По его мнению, показатели по сбору премий компаниями общего страхования останутся на уровне 2019 года. «Ситуация с потребительским спросом на страхование, в том числе за счет банковского кредитования, может показать некоторый рост осенью, к началу делового сезона», – прогнозирует Ханин.

В Nomad Life прогнозируют снижение спроса по обязательным видам за счет уменьшения или простоя ряда предприятий из-за кризиса, вызванного COVID. «Мы уже наблюдаем неопределенность многих предприятий в отношении продолжения их дальнейшей деятельности и платежеспособности, – отмечает Тайтуголева. – Мы ожидаем сокращения в количественном выражении заключенных договоров, но по объему страховых премий снижение будет незначительным».

По добровольным продуктам КСЖ все будет зависеть от экономической ситуации в стране и уровня платежеспособности населения. «Спрос на услуги страхования будет ниже. Это затронет розничные продукты в результате снижения уровня доходов у части населения из-за введения карантина», – объясняет управляющий директор «Халык-Life» Айгуль Боранбаева

Бюджеты 

В S&P полагают, что большинство страховых компаний будут пересматривать бюджеты на 2020 и 2021 годы. «Они завершат этот процесс после того, как последствия пандемии COVID-19 станут более очевидными», – говорит Толстова. По ее мнению, дальнейшая динамика распространения коронавируса и изменения макроэкономической ситуации могут повлиять на показатели в большей степени, чем принято считать. 

В СК «Amanat» подтвердили, что планируют секвестировать бюджет. «Сейчас мы сосредоточены на процессном управлении и идентификации всех видов потерь. Работаем над тем, чтобы эти потери устранить. В результате будут оптимизированы проблемные участки бизнес-процессов», – сообщила Некрюкова. По ее словам, компания дополнительно автоматизирует бизнес-процессы, что позволит сократить издержки и повысить производительность, но расходы на маркетинг будут сокращены, «так как аудитория озадачена другими вопросами и не воспринимает рекламу».

В «Коммеск-Өмір» хотят пересмотреть вопросы арендной платы и оплаты различных внешних услуг. «Также мы существенно сократим расходы на мероприятия, которые отменим из-за невозможности их проведения в связи с ограничениями. При этом мы не собираемся снижать бюджеты развития в части новых технологий, онлайн-продаж, автоматизации и оптимизации наших процессов», – рассказал Ханин.

В «Халык-Life» сообщили, что «будут оптимизировать бюджет, в том числе за счет перевода некоторых процессов в онлайн». В «Номад Иншуранс» рассматривают возможность сокращения бюджета, но окончательного решения пока на принято. В Nomad Life урезать расходы не планируют.

banner_wsj.gif

1384 просмотра

Сервис на карантине

Как чрезвычайное положение повлияло на страховую индустрию Казахстана

Фото: shutterstock

Рынок страховых услуг – это инерционный рынок, который напрямую зависит от уровня жизни в стране. Пандемия коронавируса, режим карантина и чрезвычайное положение нанесли удар по всем отраслям экономики. Уже сейчас эксперты говорят о снижении сборов по основным линиям бизнеса страховщиков, главным образом из-за отказа от договоров страхования со стороны юрлиц и из-за отложенного спроса у физлиц.

В конце марта, после введения в стране чрезвычайного положения, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) перенесло сроки сдачи отчетности для страховых компаний, поэтому сводная статистическая информация по страховому рынку за март и апрель на данный момент отсутствует. Сами страховщики на прямые вопросы отвечают уклончиво, но в Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) говорят, например, о резком снижении продаж полисов обязательного страхования авто.

«Реализация этого продукта за апрель упала практически вдвое – всего было заключено 220 тысяч договоров. По всем видам страхования наблюдается снижение продаж страховых продуктов. Безусловно, это связано с тем, что сейчас деятельность физических и юридических лиц ограничена. И сами страховщики работают только онлайн», – объясняет управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.

Отсроченные выплаты премий и замедление экономической активности уже сократили финансовые потоки страховщиков, особенно тех, кто в основном работает с корпоративными клиентами.

«Люди отложили спрос на страховые продукты на более поздний период. Надеюсь, что в мае или июне уже начнется рост продаж», – делится ожиданиями Бурабаев.

S&P оценивает перспективы роста страхового рынка как менее благоприятные для казахстанских страховых компаний.

«Мы отмечаем, что проблемы, обусловленные низкой платежной культурой и недостаточным уровнем финансовой грамотности, по-прежнему препятствуют развитию сектора страхования иного, чем страхование жизни, в Казахстане. Влияние оказывает значительное снижение показателей благосостояния на душу населения и сокращение личных доходов. Как следствие, население приобретает главным образом предметы первой необходимости, а не страховые продукты», – отмечают аналитики международного рейтингового агентства.

В «Номад Иншуранс» признают снижение розницы, но заявляют о росте продаж в корпоративном секторе.

«Если физлиц, желающих застраховаться по обязательным видам, стало меньше, то по тендерным сделкам наблюдался рост. Так, на государственных порталах повысилось число заявок госзакупа», – делится председатель правления «Номад Иншуранс» Даурен Иманжанов.

Ситуативная практика

Несмотря на введение режима ЧП и ограничение передвижения в городах, страховые компании работали 24/7, дистанционно помогали клиентам оформлять и вносить изменения в договоры страхования на корпоративных сайтах, оповещали и консультировали людей в мессенджерах и соцсетях. Так, «Коммеск-Өмір» ввела послабления для клиентов в части заключения договоров страхования на основании предоставления копий документов страхователя. Также был запущен сервис по приему оплаты премий дистанционным способом через приложение одного из банков с начислением бонусов.

«При заключении договоров страхования с юридическими лицами применяется рассрочка платежей», – рассказал председатель правления «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

Отсрочку платежей своим клиентам предоставляют две компании по страхованию жизни: Nomad Life и Standard Life.

«Нам важно, чтобы, несмотря на происходящее, долгосрочные цели страхователей были осуществимы. Поэтому нами было принято решение не закрывать накопительные программы за неуплату до стабилизации ситуации», – сообщается на сайте Standard Life.

Компания Freedom Finance Life на фоне волатильности тенге продвигает долларовый продукт. Накопительное страхование жизни обеспечивает не только приумножение инвестиций, но и страховую защиту жизни и здоровья на весь срок договора.

«Некоторые накопительные страховые продукты предусматривают индексацию выплат, привязанную к доллару. То есть по истечении срока договора клиент получает гораздо больше, чем заплатил, особенно если во время действия страхового договора произошла девальвация», – подчеркивает SMO Freedom Finance Нина Нурамбекова.

Во всем мире страховщики, как правило, отказывают клиентам в выплатах, если те не укладываются во временные рамки подачи заявлений. «Халык-Life» добровольно отказалась от жесткого правила.

«Для клиентов – заемщиков банков, досрочно погасивших кредит, компанией был предоставлен льготный период для подачи заявлений в течение месяца после завершения карантина», – говорит управляющий директор «Халык-Life» Айгуль Боранбаева.

Отрасль общего страхования пострадала еще и от крушения рынка туристских услуг. После введения режима ЧП в страховые компании начали обращаться клиенты с просьбой о расторжении договоров медицинского страхования для выезжающих за рубеж. Например, «Номад Иншуранс» аннулировала 522 таких полиса с территорией покрытия в США и странах Европы.

«Но наблюдалась и некая поддержка туризма со стороны казахстанцев. Многие переносили свои туры и переоформили договоры на более поздние сроки», – сообщил Даурен Иманжанов.

Новые продукты

В мире новых технологий и постоянных изменений в правилах игры выживают не только сильнейшие, но и креативные. Так, компания Freedom Finance Insurance запустила в апреле новую опцию – автострахование в рассрочку до трех месяцев.

«Эта опция подойдет новичкам, которые в первые годы вождения платят максимальную сумму страховки, или тем, кто не может единовременно оплатить стоимость полиса при его оформлении. Причем выплата страховой премии по частям производится без процентов, комиссий и переплат», – отмечает Нина Нурамбекова.

По ее данным, за первые две недели работы нового онлайн-сервиса компания продала более 60 полисов обязательного автострахования в рассрочку.

Из девяти работающих в Казахстане компаний по страхованию жизни (КСЖ) только две оперативно предложили клиентам новый продукт, защищающий людей от COVID-19. Точнее, в начале года еще одна КСЖ продавала такой полис, но позже отказалась от него. По словам Нины Нурамбековой, самый популярный продукт компании Freedom Finance Life – это Corona Protect.

«С увеличением числа заболевших и жертв значительно возросло количество желающих застраховать жизнь и здоровье от этого заболевания. Заметно увеличилось и число работодателей, заключающих договор корпоративного страхования от коронавируса», – сообщила собеседница.

 Страхование от коронавируса во время пандемии – это не только инструмент мотивации ценных специалистов, но и психологическая поддержка при выходе на работу после изоляции. «Халык-Life» предложила рынку аналогичный продукт – Life-COVID-19, который также ориентирован на физических и юридических лиц.

«Этот полис предоставляет круглосуточную страховую защиту по всему миру, – говорит Айгуль Боранбаева. – Полис дает возможность застрахованному получить финансовую помощь для адаптации после выздоровления».

Выплаты

Центры выплат части страховых компаний на время карантина были переведены на дистанционный режим работы. Прием документов со всех городов до сих пор осуществляется онлайн через сайты компаний, мессенд­жеры, электронную почту и другие каналы коммуникации.

«Коммеск-Өмір» разрешила клиентам самостоятельно фотографировать обстоятельства наступления страхового случая, повреждения имущества и транспортных средств. «Оценка ущерба определяется на основании фотоматериала, – делится Олег Ханин. – Деятельность службы аварийных комиссаров переведена в формат дистанционного сопровождения по телефону».

Страховые компании соблюдали свои обязательства по выплатам, но и их количество в связи с карантином снизилось.

«Объемы выплат по сравнению с обычными рабочими днями сократились в разы, так как не работали суды. Сроки по выплатам не нарушались», – говорит Даурен Иманжанов.

По его информации, компания с 19 марта по 26 апреля осуществила 310 выплат на общую сумму 146,6 млн тенге.

В АФК прогнозируют резкий рост выплат в ближайшие месяцы.

«Кроме того, после выхода из карантина, возможно, вырастет количество страховых случаев, так как большой перерыв способствует снижению навыков и осторожности как при управлении транспортными средствами, так и в производственной деятельности», – предупреждает Ерлан Бурабаев.

Регулирование

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка ввело временные надзорные послабления для страховых компаний, направленные на снижение последствий влияния коронавируса. В частности, были смягчены требования к рейтингам ценных бумаг, в которые страховщик может инвестировать.

«АРРФР оперативно отреагировало на сложившуюся ситуацию. Так, был предложен более либеральный подход к пруденциальному регулированию, что адекватно для функционирования страховых организаций в условиях кризиса», – считает Айгуль Боранбаева.

На карантине потребители финансовых услуг оценили удобство и скорость оформления электронных полисов, так как большая часть населения просто не могла выйти из дома.

«Мы готовим новый пакет предложений, который будет способствовать дальнейшему развитию дистанционных услуг на страховом рынке. Например, исключение требований по обязательному наличию документов для осуществления страховых выплат в бумажной форме», – сообщил управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg