Перейти к основному содержанию
1215 просмотров

Какие марки автомобилей в Казахстане чаще всего страхуют

Рассказал председатель правления страховой компании «Freedom Finance Insurance» Даулет Акижанов

На фоне ежегодного роста аварийных случаев на дороге, страховые компании отметили увеличение числа сделок с автовладельцами. Вместе с этим, появились данные о том, за какие марки автомобилей казахстанцы пекутся больше всего. 

По состоянию на февраль 2020 года Комитет по статистике Министерства национальной экономики республики Казахстан сообщил, что страховыми организациями по ОГПО было выполнено 6884 страховых выплат, то есть 2,7 млрд тенге. 

С учетом нынешнего положения, связанного с пандемией вируса COVID-19 и объявлением карантина в нескольких городах Казахстана, сложно предугадать количество страховых выплат к концу года. Прошлогодние же цифры Комстата МНЭ РК показывают, что к 1 декабря 2019 года за одиннадцать месяцев по ОГПО было осуществлено 68356 страховых выплат на сумму 26,9 млрд тенге.
 
За последние четыре года ущерб, полученный в результате ДТП в 86% случаев, в среднем оценивается в 344 тыс. тенге.
 
Чаще всего сумма ущерба составляет от 150 тыс. до 300 тыс. тенге. На эту ценовую категорию приходится 26,6% аварийных случаев. В 26,5% случаев ущерб оценивается в 50 тыс. – 150 тыс. тенге. Реже сумма ущерба достигает 300 тыс. - 500 тыс. тенге. На эту ценовую категорию приходится 18,2% ДТП. Далее идут случаи с оценкой - от 500 тыс. до 1 млн тенге (14,5%). 

Такие данные в ходе исследования получили специалисты Freedom Finance Insurance. Они также составили рейтинг самых застрахованных марок авто за прошлый год. 

С 2018 года в базе данных насчитывается более 40 наименований машин. Из них лидером страхования стала Toyota Camry – 596 единиц, что составило 0,11 %, всех застрахованных марок. Второе место разделили Toyota Land Cruiser, Hyundai Accent - по 0,04 % (216 и 202 единиц авто соответственно). Третье место у Toyota Rav 4 и Toyota Corolla -  по 0,03 % (188 и 149 машин соответственно). 

В середине списка находятся Volkswagen Passat, Daewoo Nexia, Kia Rio, Volkswagen Golf, Opel Vectra, Subaru Legacy, Mazda 626. Около 90 единиц каждой из этих марок находится в базе данных страховой компании. 

Самыми непопулярными среди застрахованных авто, как выяснилось, стали, такие марки как: Audi A6, Lexus LX 570, Hyundai Sonata, Hyundai Santa Fe, Nissan Almera, Kia Sportage, Honda CRV, Subaru Forester, Audi 80, Toyota Highlander, Mitsubishi Pajero, Chevrolet Cruse, Nissan Qashqai и другие – по 0,2 -0,1% всех застрахованных марок. 

Казахстанцы приобретают страховые полюсы по разным причинам. Прежде всего, по регламенту законодательства РК для всех автовладельцев действует обязательное страхование гражданско-правовой ответственности. Известно, что такое страхование выручит, если, к примеру, вы станете виновником ДТП. В таком случае возмещать причиненный ущерб другому водителю будете не вы, а страховая компания, с которой у вас был заключен договор ОГПО. 

Если же нужна страховка от угона, кражи запчастей, непредвиденных природных факторов, то автовладельцы выбирают КАСКО.

И в том и в другом случае процесс приобретения ОГПО и КАСКО стал намного проще с появлением онлайн-страхования. Учитывая экономию времени и удобство оформления документов, можно с уверенностью говорить о том, что популярность данных продуктов на рынке страхования будет расти с каждым годом.

banner_wsj.gif

1349 просмотров

Сервис на карантине

Как чрезвычайное положение повлияло на страховую индустрию Казахстана

Фото: shutterstock

Рынок страховых услуг – это инерционный рынок, который напрямую зависит от уровня жизни в стране. Пандемия коронавируса, режим карантина и чрезвычайное положение нанесли удар по всем отраслям экономики. Уже сейчас эксперты говорят о снижении сборов по основным линиям бизнеса страховщиков, главным образом из-за отказа от договоров страхования со стороны юрлиц и из-за отложенного спроса у физлиц.

В конце марта, после введения в стране чрезвычайного положения, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) перенесло сроки сдачи отчетности для страховых компаний, поэтому сводная статистическая информация по страховому рынку за март и апрель на данный момент отсутствует. Сами страховщики на прямые вопросы отвечают уклончиво, но в Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) говорят, например, о резком снижении продаж полисов обязательного страхования авто.

«Реализация этого продукта за апрель упала практически вдвое – всего было заключено 220 тысяч договоров. По всем видам страхования наблюдается снижение продаж страховых продуктов. Безусловно, это связано с тем, что сейчас деятельность физических и юридических лиц ограничена. И сами страховщики работают только онлайн», – объясняет управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.

Отсроченные выплаты премий и замедление экономической активности уже сократили финансовые потоки страховщиков, особенно тех, кто в основном работает с корпоративными клиентами.

«Люди отложили спрос на страховые продукты на более поздний период. Надеюсь, что в мае или июне уже начнется рост продаж», – делится ожиданиями Бурабаев.

S&P оценивает перспективы роста страхового рынка как менее благоприятные для казахстанских страховых компаний.

«Мы отмечаем, что проблемы, обусловленные низкой платежной культурой и недостаточным уровнем финансовой грамотности, по-прежнему препятствуют развитию сектора страхования иного, чем страхование жизни, в Казахстане. Влияние оказывает значительное снижение показателей благосостояния на душу населения и сокращение личных доходов. Как следствие, население приобретает главным образом предметы первой необходимости, а не страховые продукты», – отмечают аналитики международного рейтингового агентства.

В «Номад Иншуранс» признают снижение розницы, но заявляют о росте продаж в корпоративном секторе.

«Если физлиц, желающих застраховаться по обязательным видам, стало меньше, то по тендерным сделкам наблюдался рост. Так, на государственных порталах повысилось число заявок госзакупа», – делится председатель правления «Номад Иншуранс» Даурен Иманжанов.

Ситуативная практика

Несмотря на введение режима ЧП и ограничение передвижения в городах, страховые компании работали 24/7, дистанционно помогали клиентам оформлять и вносить изменения в договоры страхования на корпоративных сайтах, оповещали и консультировали людей в мессенджерах и соцсетях. Так, «Коммеск-Өмір» ввела послабления для клиентов в части заключения договоров страхования на основании предоставления копий документов страхователя. Также был запущен сервис по приему оплаты премий дистанционным способом через приложение одного из банков с начислением бонусов.

«При заключении договоров страхования с юридическими лицами применяется рассрочка платежей», – рассказал председатель правления «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

Отсрочку платежей своим клиентам предоставляют две компании по страхованию жизни: Nomad Life и Standard Life.

«Нам важно, чтобы, несмотря на происходящее, долгосрочные цели страхователей были осуществимы. Поэтому нами было принято решение не закрывать накопительные программы за неуплату до стабилизации ситуации», – сообщается на сайте Standard Life.

Компания Freedom Finance Life на фоне волатильности тенге продвигает долларовый продукт. Накопительное страхование жизни обеспечивает не только приумножение инвестиций, но и страховую защиту жизни и здоровья на весь срок договора.

«Некоторые накопительные страховые продукты предусматривают индексацию выплат, привязанную к доллару. То есть по истечении срока договора клиент получает гораздо больше, чем заплатил, особенно если во время действия страхового договора произошла девальвация», – подчеркивает SMO Freedom Finance Нина Нурамбекова.

Во всем мире страховщики, как правило, отказывают клиентам в выплатах, если те не укладываются во временные рамки подачи заявлений. «Халык-Life» добровольно отказалась от жесткого правила.

«Для клиентов – заемщиков банков, досрочно погасивших кредит, компанией был предоставлен льготный период для подачи заявлений в течение месяца после завершения карантина», – говорит управляющий директор «Халык-Life» Айгуль Боранбаева.

Отрасль общего страхования пострадала еще и от крушения рынка туристских услуг. После введения режима ЧП в страховые компании начали обращаться клиенты с просьбой о расторжении договоров медицинского страхования для выезжающих за рубеж. Например, «Номад Иншуранс» аннулировала 522 таких полиса с территорией покрытия в США и странах Европы.

«Но наблюдалась и некая поддержка туризма со стороны казахстанцев. Многие переносили свои туры и переоформили договоры на более поздние сроки», – сообщил Даурен Иманжанов.

Новые продукты

В мире новых технологий и постоянных изменений в правилах игры выживают не только сильнейшие, но и креативные. Так, компания Freedom Finance Insurance запустила в апреле новую опцию – автострахование в рассрочку до трех месяцев.

«Эта опция подойдет новичкам, которые в первые годы вождения платят максимальную сумму страховки, или тем, кто не может единовременно оплатить стоимость полиса при его оформлении. Причем выплата страховой премии по частям производится без процентов, комиссий и переплат», – отмечает Нина Нурамбекова.

По ее данным, за первые две недели работы нового онлайн-сервиса компания продала более 60 полисов обязательного автострахования в рассрочку.

Из девяти работающих в Казахстане компаний по страхованию жизни (КСЖ) только две оперативно предложили клиентам новый продукт, защищающий людей от COVID-19. Точнее, в начале года еще одна КСЖ продавала такой полис, но позже отказалась от него. По словам Нины Нурамбековой, самый популярный продукт компании Freedom Finance Life – это Corona Protect.

«С увеличением числа заболевших и жертв значительно возросло количество желающих застраховать жизнь и здоровье от этого заболевания. Заметно увеличилось и число работодателей, заключающих договор корпоративного страхования от коронавируса», – сообщила собеседница.

 Страхование от коронавируса во время пандемии – это не только инструмент мотивации ценных специалистов, но и психологическая поддержка при выходе на работу после изоляции. «Халык-Life» предложила рынку аналогичный продукт – Life-COVID-19, который также ориентирован на физических и юридических лиц.

«Этот полис предоставляет круглосуточную страховую защиту по всему миру, – говорит Айгуль Боранбаева. – Полис дает возможность застрахованному получить финансовую помощь для адаптации после выздоровления».

Выплаты

Центры выплат части страховых компаний на время карантина были переведены на дистанционный режим работы. Прием документов со всех городов до сих пор осуществляется онлайн через сайты компаний, мессенд­жеры, электронную почту и другие каналы коммуникации.

«Коммеск-Өмір» разрешила клиентам самостоятельно фотографировать обстоятельства наступления страхового случая, повреждения имущества и транспортных средств. «Оценка ущерба определяется на основании фотоматериала, – делится Олег Ханин. – Деятельность службы аварийных комиссаров переведена в формат дистанционного сопровождения по телефону».

Страховые компании соблюдали свои обязательства по выплатам, но и их количество в связи с карантином снизилось.

«Объемы выплат по сравнению с обычными рабочими днями сократились в разы, так как не работали суды. Сроки по выплатам не нарушались», – говорит Даурен Иманжанов.

По его информации, компания с 19 марта по 26 апреля осуществила 310 выплат на общую сумму 146,6 млн тенге.

В АФК прогнозируют резкий рост выплат в ближайшие месяцы.

«Кроме того, после выхода из карантина, возможно, вырастет количество страховых случаев, так как большой перерыв способствует снижению навыков и осторожности как при управлении транспортными средствами, так и в производственной деятельности», – предупреждает Ерлан Бурабаев.

Регулирование

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка ввело временные надзорные послабления для страховых компаний, направленные на снижение последствий влияния коронавируса. В частности, были смягчены требования к рейтингам ценных бумаг, в которые страховщик может инвестировать.

«АРРФР оперативно отреагировало на сложившуюся ситуацию. Так, был предложен более либеральный подход к пруденциальному регулированию, что адекватно для функционирования страховых организаций в условиях кризиса», – считает Айгуль Боранбаева.

На карантине потребители финансовых услуг оценили удобство и скорость оформления электронных полисов, так как большая часть населения просто не могла выйти из дома.

«Мы готовим новый пакет предложений, который будет способствовать дальнейшему развитию дистанционных услуг на страховом рынке. Например, исключение требований по обязательному наличию документов для осуществления страховых выплат в бумажной форме», – сообщил управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png