1620 просмотров

Что такое «коробочное» страхование

И какое у него будущее в Казахстане

Фото: Shutterstock

В международной практике одним из актуальных направлений финансового рынка стало инклюзивное страхование, которое предполагает развитие отрасли в условиях низкой осведомленности населения, невысоких доходов и недоступности страховых услуг в регионах. Упрощенный дизайн страховых продуктов принято называть «коробочным» страхованием.

Все «коробочные» страховые продукты обязаны иметь стандартизированные условия и минимальные требования к документам, чтобы облегчить понимание продукта людьми и процесс урегулирования страховых случаев. Во многих развивающихся и развитых странах предусмотрены требования к продуктам инклюзивного страхования или микрострахования.

гульфарус (1).jpg

«В настоящее время регулятором ведутся работы, направленные на стимулирование разработки страховыми организациями стандартных типовых ("коробочных") продуктов, легких для понимания клиентами, отвечающих нуждам и интересам страхователя», – объяснила директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов Нацбанка Гульфайрус Шайкакова.

По ее словам, регулятор работает над установлением минимальных (стандартных) условий по продуктам добровольного страхования, касающихся порядка оформления документов и сроков осуществления выплат.

В нашей стране потребителям страховых услуг предлагаются «коробочные» страховые продукты – готовые продукты с заранее определенным набором условий, фиксированных рисков и страховых сумм – по относительно невысокой стоимости.

«Изначально "коробочные" продукты появляются в тех областях, где проще стандартизировать условия страхования. Это страхование имущества от различных рисков (пожара, взрыва, противоправных действий, ГПО, стихийных бедствий), «банкострахование» (получение займов), страхование жизни по продуктам группового страхования, страхование жизни от несчастных случаев», – объяснили в пресс-службе Нацбанка.

В России и Украине, чьи рынки близки нашему по многим характеристикам и менталитету клиентов, большой популярностью пользуются «коробочные» страховки для смартфонов, страхование багажа и продукты страхования жизни. Поскольку в Казахстане добровольное страхование не получило должного развития ввиду множества факторов (низкий уровень доверия страхователей к страховщикам; ограниченность стандартизированных страховых продуктов, отвечающих интересам и нуждам потребителя; слабая осведомленность потребителей о возможностях страхования; относительно высокая стоимость страхования; отсутствие доступного и качественного сервиса), в настоящее время требуется расширение практики применения стандартных условий по добровольным продуктам.

«Ведется разработка "коробочных" страховых продуктов: определение видов страхования, предусматривающих невысокие страховые суммы, определенный перечень рисков в договорах страхования, обеспечивающих их низкую стоимость, упрощенный порядок оформления договора и урегулирования убытков, доступные для понимания потребителями страховая терминология и условия страхования», – подчеркнули в Нацбанке.

Акижанов (1).jpg

«Коробочные» продукты рассчитаны на массовые продажи, поэтому их главная особенность – упрощенная и быстрая покупка. Такие страховки могут продаваться в небольших «коробочках» (отсюда и название), внутри которых страховой полис и памятка. Купить их можно не только в офисах и на сайтах страховых компаний, но и, например, в салонах связи, магазинах, автосалонах. Однако в последние годы чаще всего такие продукты продаются онлайн. «Стоимость таких продуктов ниже обычных. Потому что страховой компании не нужно отправлять специалистов на осмотр недвижимости (или машины) и менять условия страхования каждый раз, а покупателям – предоставлять страховой компании множество данных. Достаточно только купить "коробку" и отправить свои данные в страховую компанию», – поделился подробностями исполнительный директор СК Freedom Finance Insurance Даулет Акижанов.

Казахстанские страховщики уже предлагают разработанные ими самостоятельно «коробочные» продукты. «Постепенно они набирают популярность у страхователей, поскольку недорогие и не требуют долгого оформления (оценки, осмотра). Стоимость "коробочного" продукта можно легко и просто рассчитать и купить сам продукт на сайте страховщика», – объяснил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

В «Коммеск-Өмір» есть «коробочные» продукты по страхованию от несчастных случаев детей, взрослых, спортсменов, страхованию имущества и автокаско. Во Freedom Finance Insurance реализуется программа «КАСКО Express». У этого продукта есть четкая концепция – защита автомобиля от риска ДТП. На выбор клиентам доступны три пакета с максимальными страховыми выплатами в размере 300 тыс., 400 тыс. и 500 тыс. тенге. «Удобство в том, что автовладельцам необязательно разбираться в нюансах и страховых тарифах, так как в программе есть только самое нужное и востребованное – надежная защита от самого распространенного риска», – уточнил Акижанов.

Ожидания рынка и регулятора

С технической точки зрения рынок Казахстана давно готов к реализации «коробочных» продуктов. И если раньше страховые компании могли рассчитывать на продажи через свои дистрибьюторские сети и партнеров, то в ближайшем будущем фокус может сместиться на онлайн-страхование. «Благодаря тому, что клиенты страховых компаний смогут не только застраховаться онлайн, но и написать заявление на страховую выплату и получить компенсацию не выходя из дома, "коробочные" продукты могут получить вторую жизнь. Потому что это идеально подходит под концепцию таких продуктов: быстрая покупка и быстрые выплаты», – подчеркнул Акижанов. По его мнению, самыми популярными, скорее всего, будут «коробочные» продукты по автострахованию.

«Полагаем, что внедрение "коробочных" страховых продуктов за счет таких преимуществ, как наличие стандартных условий, низкая стоимость, оперативность оформления договоров и урегулирования страховых случаев, позволит повысить интерес и доверие населения и бизнеса к страхованию, – считают в Нацбанке. При этом многое будет зависеть от страховой культуры и готовности целевой аудитории покупать такие продукты. - По нашему мнению, казахстанскому рынку понадобится еще какое-то время, чтобы такие продукты стали популярными и заняли свою нишу», – прогнозирует Акижанов.

banner_wsj.gif

Сколько страховщики заработали на ослаблении тенге

Прибыль сектора выросла почти в три раза

Фото: Shutterstock/Rom Chek

В I квартале 2020 года страховщики Казахстана заработали за счет инвестиционной деятельности 64,57 миллиарда тенге – это в 4 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. 78,4% дохода от инвес­тиционной деятельности было обеспечено за счет переоценки иностранной валюты. 

Совокупный доход 28 компаний страхового сектора Казахстана за I квартал 2020 года составил 166,81 млрд тенге. При этом чистая прибыль после уплаты налогов достигла 55,34 млрд тенге, что почти в 3 раза превышает прошлогодний результат за аналогичный период.

Несмотря на то, что инвестиционная деятельность не является профильной для страховых компаний, 39% от совокупного объема доходов сектора (64,57 млрд тенге) поступило именно от инвестиционной деятельности, из них 50,62 млрд тенге – от переоценки валюты. 

Нацвалюта за первые три месяца 2020 года ослабла на 17%, или на 65,42 тенге, – с 382,59 до 448,01 тенге за доллар. При этом значительное ослабление курса пришлось на вторую половину марта.

Айгуль2-page-0.jpg

Схожая картина наблюдалась в 2015 году, когда нацвалюта по отношению к доллару ослабла на 151,09 тенге – с 188,38 тенге в августе до 339,47 тенге к концу декабря. За 2015 год доход от инвестиционной деятельности страхового сектора составил рекордные 246,96 млрд тенге, в том числе от переоценки валюты компании тогда получили 212,96 млрд тенге.

Больше всех на разнице курса за I квартал 2020 года удалось заработать страховой компании «Евразия». Ее инвестиционный доход за рассматриваемый период составил 22,01 млрд тенге и в основном был обеспечен за счет переоценки валюты. Активы крупнейшей страховой компании сектора на конец марта составили 298,66 млрд тенге, из них 218,84 млрд – это ценные бумаги, удерживаемые до погашения. 

На втором месте – страховая компания «Виктория», которая заработала на ослаблении тенге 7,22 млрд. Это 78,1% от совокупного объема доходов компании.

4,44 млрд тенге получила от переоценки валюты компания по страхованию жизни Nomad Life. Чуть меньше, 4,37 млрд тенге, выручила «дочка» Народного банка – «Халык-Life». Другая страховая компания «народной» группы, СК «Халык», напротив, потеряла от переоценки валюты 433,7 млн тенге. При этом доходы от инвестиционной деятельности компании превысили 1 млрд тенге.

Более миллиарда тенге заработали на ослаблении тенге еще три страховые компании. Доход от переоценки валюты экспортной страховой компании KazakhExport за I квартал составил 2,51 млрд тенге, Государственная аннуитетная компания (ГАК) и СК «Казахмыс» получили от курсовой разницы доход в 1,69 млрд и 1,19 млрд тенге соответственно.

Наиболее эффективной в плане инвестиций за январь – март 2020 года оказалась страховая компания «ТрансОйл»: ее показатель ROI за отчетный период составил 13,4%. Доходы страховщика от инвестиционной деятельности достигли 440,24 млн тенге при средней стоимости активов 3,29 млрд тенге. Относительно высокая рентабельность инвестиций у Sinoasia B&R и АСКО – 11 и 9% соответственно.

Среди первой десятки страховщиков эффективностью использования капитала отличились компании «Евразия» и «Виктория», ROI которых за I квартал текущего года достиг 8%.

Страховщики стали занимать деньги на рынке. Одним из источников фондирования инвестиционной деятельности для страхового сектора стали сделки прямого РЕПО. До недавнего времени эти сделки не пользовались особой популярностью среди страховщиков. До 2018 года совокупный объем таких сделок обычно не превышал 1 млрд тенге: компании в основном занимали деньги на покрытие ликвидности. Однако уже в октябре 2018 года страховщики заняли посредством сделок РЕПО 20,28 млрд тенге.

В марте прошлого года Нацбанк РК ввел запрет на привлечение денег в РЕПО страховыми компаниями, а также ввел ограничения в части размещения денег страховых компаний в обратное РЕПО через 30%-ное дисконтирование инвестированных в РЕПО денег при расчете высоколиквидных активов страховых компаний. Однако в октябре 2019 года операции снова появились на балансах страховщиков, а в марте 2020 года достигли рекордных 65,73 млрд тенге.

Айгуль3.jpg

На 1 апреля 2020 года совокупный объем операций прямого РЕПО компаний сектора составил 58,22 млрд тенге. Больше всех посредством таких сделок заняла КСЖ «Nomad Life» – 19,67 млрд тенге, заработав при этом 7,6 млрд тенге на инвестиционной деятельности.

Компании «Халык-Life» и «Халык» заняли на рынке 12,61 млрд и 11,07 млрд тенге соответственно. Операции прямого РЕПО в балансе СК «Евразия» составили 3,89 млрд тенге, однако это лишь 3,24% от обязательств страховщика. Долг «Номад Иншуранс» составил 3,74 млрд тенге, инвестдоход при этом достиг 1,24 млрд тенге. Относительно крупную сумму заняла на рынке компания Freedom Finance Life: объем ее обязательств по прямому РЕПО на конец I квартала составил 3,01 млрд тенге, заработал страховщик от инвестиционной деятельности 0,93 млрд тенге.

Несмотря на высокие показатели доходности инвестиций, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка рекомендовало банкам и страховым компаниям не выплачивать дивиденды и не осуществлять обратный выкуп акций в текущем году. Агентство советует использовать запас капитала для покрытия рисков от пандемии. Для страхового сектора это означает рост выплат с учетом снижения доходов реального сектора экономики и роста цен из-за ослабления тенге.

Айгуль копия (3).jpg

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg