Перейти к основному содержанию

1045 просмотров

Что такое «коробочное» страхование

И какое у него будущее в Казахстане

Фото: Shutterstock

В международной практике одним из актуальных направлений финансового рынка стало инклюзивное страхование, которое предполагает развитие отрасли в условиях низкой осведомленности населения, невысоких доходов и недоступности страховых услуг в регионах. Упрощенный дизайн страховых продуктов принято называть «коробочным» страхованием.

Все «коробочные» страховые продукты обязаны иметь стандартизированные условия и минимальные требования к документам, чтобы облегчить понимание продукта людьми и процесс урегулирования страховых случаев. Во многих развивающихся и развитых странах предусмотрены требования к продуктам инклюзивного страхования или микрострахования.

гульфарус (1).jpg

«В настоящее время регулятором ведутся работы, направленные на стимулирование разработки страховыми организациями стандартных типовых ("коробочных") продуктов, легких для понимания клиентами, отвечающих нуждам и интересам страхователя», – объяснила директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов Нацбанка Гульфайрус Шайкакова.

По ее словам, регулятор работает над установлением минимальных (стандартных) условий по продуктам добровольного страхования, касающихся порядка оформления документов и сроков осуществления выплат.

В нашей стране потребителям страховых услуг предлагаются «коробочные» страховые продукты – готовые продукты с заранее определенным набором условий, фиксированных рисков и страховых сумм – по относительно невысокой стоимости.

«Изначально "коробочные" продукты появляются в тех областях, где проще стандартизировать условия страхования. Это страхование имущества от различных рисков (пожара, взрыва, противоправных действий, ГПО, стихийных бедствий), «банкострахование» (получение займов), страхование жизни по продуктам группового страхования, страхование жизни от несчастных случаев», – объяснили в пресс-службе Нацбанка.

В России и Украине, чьи рынки близки нашему по многим характеристикам и менталитету клиентов, большой популярностью пользуются «коробочные» страховки для смартфонов, страхование багажа и продукты страхования жизни. Поскольку в Казахстане добровольное страхование не получило должного развития ввиду множества факторов (низкий уровень доверия страхователей к страховщикам; ограниченность стандартизированных страховых продуктов, отвечающих интересам и нуждам потребителя; слабая осведомленность потребителей о возможностях страхования; относительно высокая стоимость страхования; отсутствие доступного и качественного сервиса), в настоящее время требуется расширение практики применения стандартных условий по добровольным продуктам.

«Ведется разработка "коробочных" страховых продуктов: определение видов страхования, предусматривающих невысокие страховые суммы, определенный перечень рисков в договорах страхования, обеспечивающих их низкую стоимость, упрощенный порядок оформления договора и урегулирования убытков, доступные для понимания потребителями страховая терминология и условия страхования», – подчеркнули в Нацбанке.

Акижанов (1).jpg

«Коробочные» продукты рассчитаны на массовые продажи, поэтому их главная особенность – упрощенная и быстрая покупка. Такие страховки могут продаваться в небольших «коробочках» (отсюда и название), внутри которых страховой полис и памятка. Купить их можно не только в офисах и на сайтах страховых компаний, но и, например, в салонах связи, магазинах, автосалонах. Однако в последние годы чаще всего такие продукты продаются онлайн. «Стоимость таких продуктов ниже обычных. Потому что страховой компании не нужно отправлять специалистов на осмотр недвижимости (или машины) и менять условия страхования каждый раз, а покупателям – предоставлять страховой компании множество данных. Достаточно только купить "коробку" и отправить свои данные в страховую компанию», – поделился подробностями исполнительный директор СК Freedom Finance Insurance Даулет Акижанов.

Казахстанские страховщики уже предлагают разработанные ими самостоятельно «коробочные» продукты. «Постепенно они набирают популярность у страхователей, поскольку недорогие и не требуют долгого оформления (оценки, осмотра). Стоимость "коробочного" продукта можно легко и просто рассчитать и купить сам продукт на сайте страховщика», – объяснил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

В «Коммеск-Өмір» есть «коробочные» продукты по страхованию от несчастных случаев детей, взрослых, спортсменов, страхованию имущества и автокаско. Во Freedom Finance Insurance реализуется программа «КАСКО Express». У этого продукта есть четкая концепция – защита автомобиля от риска ДТП. На выбор клиентам доступны три пакета с максимальными страховыми выплатами в размере 300 тыс., 400 тыс. и 500 тыс. тенге. «Удобство в том, что автовладельцам необязательно разбираться в нюансах и страховых тарифах, так как в программе есть только самое нужное и востребованное – надежная защита от самого распространенного риска», – уточнил Акижанов.

Ожидания рынка и регулятора

С технической точки зрения рынок Казахстана давно готов к реализации «коробочных» продуктов. И если раньше страховые компании могли рассчитывать на продажи через свои дистрибьюторские сети и партнеров, то в ближайшем будущем фокус может сместиться на онлайн-страхование. «Благодаря тому, что клиенты страховых компаний смогут не только застраховаться онлайн, но и написать заявление на страховую выплату и получить компенсацию не выходя из дома, "коробочные" продукты могут получить вторую жизнь. Потому что это идеально подходит под концепцию таких продуктов: быстрая покупка и быстрые выплаты», – подчеркнул Акижанов. По его мнению, самыми популярными, скорее всего, будут «коробочные» продукты по автострахованию.

«Полагаем, что внедрение "коробочных" страховых продуктов за счет таких преимуществ, как наличие стандартных условий, низкая стоимость, оперативность оформления договоров и урегулирования страховых случаев, позволит повысить интерес и доверие населения и бизнеса к страхованию, – считают в Нацбанке. При этом многое будет зависеть от страховой культуры и готовности целевой аудитории покупать такие продукты. - По нашему мнению, казахстанскому рынку понадобится еще какое-то время, чтобы такие продукты стали популярными и заняли свою нишу», – прогнозирует Акижанов.

911 просмотров

Как устроен казахстанский рынок страхования жизни

И что его ждет в перспективе

Фото: Shutterstock

Страхование жизни лидирует в структуре премий в развитых странах, где более 50% рынка приходится на продукты компаний по страхованию жизни (КСЖ). Казахстану этот этап только предстоит пройти, а пока доля премий указанного сегмента составляет лишь 38%. Однако последние три года здесь фиксируется двузначный рост. Такая динамика присуща многим развивающимся странам, где инициативы регулирующих органов и макроэкономическая среда влияют на дальнейшее развитие сектора. По данным регулятора, активы казахстанских компаний по страхованию жизни по итогам 2019 года увеличились на 33%, а страховые премии – на 55,7%, достигнув 438,6 млрд и 197,2 млрд тенге соответственно.

Проникновение пока невысокое

 Однако уровень проникновения страховых услуг в Казахстане невысок, что свидетельствует о потенциале роста на фоне мер, принимаемых регулирующим органом для стимулирования дальнейшего развития сектора страхования жизни и повышения осведомленности населения о страховых продуктах. В 2019 году доля страховой премии-брутто в ВВП Казахстана составила около 0,2% по сравнению c 0,5% в России. Мы прогнозируем, что быстрый рост этого сектора продолжится в трех сегментах: страхование жизни, аннуитетное страхование и обязательное страхование работника от несчастных случаев на производстве.

Снижение ставки по депозитным продуктам поддерживает рост накопительного страхования жизни. Например, ставка по валютным депозитам не превышает 2%, в то время как страховые компании предлагают более высокий уровень доходности – около 3–3,4%. Однако возникает вопрос о том, как долго страховые компании смогут удерживать такой уровень доходности.
В Европе при текущем уровне процентных ставок (во многих странах они отрицательные) страховым компаниям сложно гарантировать высокий уровень доходности, в связи с чем компании пытаются переориентировать страхователей на другие продукты. 

По нашему мнению, в Казахстане показатели прибыльности сектора в меньшей степени чувствительны к волатильности процентных ставок, чем в некоторых странах Европы, главным образом вследствие по-прежнему развивающейся структуры бизнеса компаний. Здесь ситуация с низкими процентными ставками пока еще не актуальна и компании по страхованию жизни могут гарантировать приемлемую доходность. Однако, по нашему прогнозу, доходность накопительных продуктов с валютной составляющей со временем будет снижаться.

 Дальнейшее развитие страхования жизни в Казахстане с высокой вероятностью будет связано с развитием местного фондового рынка, повышением финансовой грамотности населения, ростом нормы сбережений домохозяйств, а также с обеспечением открытости условий по основным страховым продуктам и дальнейшим повышением прозрачности страховой отрасли.

Конкуренция будет расти

Если в 2018 году число компаний по страхованию жизни в Казахстане сократилось до шести вследствие объединения двух крупных КСЖ, то в 2019 и 2020 годах мы отмечаем интерес новых участников к этому сегменту рынка. На текущий момент на рынке работают девять компаний по страхованию жизни, образованных промышленными и финансовыми группами. Мы прогнозируем усиление конкуренции в будущем, однако это не обусловит существенных изменений в группе основных игроков в секторе страхования жизни в ближайшие 12 месяцев. По итогам 2019 года концентрация достигла высоких значений: на долю трех основных участников приходилось более 80% рынка страхования жизни, и мы ожидаем, что высокий уровень концентрации сохранится.

Крупные компании имеют преимущества в продаже страховых продуктов благодаря наличию фирменной сети страховых агентов, довольно известным брендам, пользующимся доверием клиентов, налаженному банковскому каналу продаж или обслуживанию определенных групп клиентов. В этих условиях новым игрокам потребуется время для продвижения своего бренда и повышения узнаваемости на рынке. Однако наличие крупных акционеров может позволить страховым компаниям получить доступ к клиентской базе, а также предлагать конкурентные продукты на рынке. В ближайший год мы ожидаем, что крупные компании будут играть определяющую роль в продвижении новых страховых продуктов и предложении их потребителям, а также задавать тон во взаимодействии страхового сообщества с регулятором и страхователями.

Потенциал и риски

В развитых странах компании по страхованию жизни являются одними из крупнейших институциональных инвесторов, в то время как в Казахстане этим игрокам потребуется время для завоевания таких позиций. Это связано в том числе с тем, что менее развитый, чем в Европе, рынок капитала Казахстана ограничивает возможности сектора страхования жизни и, как следствие, инвестиционные возможности КСЖ. Это касается управления активами и обязательствами по срокам, контроля валютных рисков, эффективного распределения капитала и предоставления доступа к долгосрочным источникам инвестиций. В связи с этим страховые компании инвестируют преимущественно в государственные и квазигосударственные облигации, чтобы обеспечить достаточную диверсификацию активов и в целом консервативный профиль инвестиционного портфеля.

Вместе с тем мы отмечаем подверженность страховых компаний валютному риску в связи с использованием инструментов, номинированных в долларах, что может обусловить повышение рисков, связанных с несовпадением активов и обязательств по типу валюты. Сектор страхования жизни в Казахстане подвержен рискам несоответствия активов и обязательств по срокам размещения активов и урегулирования обязательств, но в меньшей степени, чем европейские страховщики. Крупные казахстанские компании принимают меры по обеспечению нулевой открытой позиции по срокам. В то же время мы по-прежнему отмечаем наличие этого риска вследствие ограниченной доступности долгосрочных инструментов с фиксированной доходностью на внутреннем рынке капитала. Как следствие, этот фактор остается одним из актуальных вопросов для будущего развития страхового рынка в Казахстане, в том числе в связи с внедрением здесь продуктов unit-linked.

 Компании по страхованию жизни традиционно обеспечивают экономику длинными деньгами, стабилизируя и стимулируя развитие не только финансового рынка, но и экономики страны в целом. Кроме того, развитие рынка страхования жизни способствует решению социальных задач. Например, приток средств в пенсионные программы может обеспечить более высокий уровень финансовой стабильности населения.

2020: прогноз

Рынок страхования жизни в РК находится на этапе становления, демонстрируя рост от очень низкой базы. В связи с этим мы полагаем, что существует возможность для роста страховщиков в ближайшие годы.

В нашей оценке сектора страхования жизни Казахстана учитываются его сильные показатели прибыльности благодаря невысоким барьерам по входу на рынок для новых участников – с учетом динамики отрасли и характеристик страховых продуктов, которые обусловливают высокие показатели прибыльности компаний этого сегмента. Перспективы роста компаний по страхованию жизни остаются благоприятными на фоне умеренных показателей экономического благосостояния, измеряемого показателем ВВП на душу населения. Мы отмечаем, что в последние 10 лет казахстанский сектор страхования жизни продемонстрировал высокую устойчивость к неблагоприятным макроэкономическим факторам.

Мы ожидаем, что в 2020 году рентабельность собственного капитала (return on equity, ROE) будет выше 20%, а рентабельность активов (return on assets, ROA) – около 6%. Показатель ROE ниже среднего значения за последние три года, когда он составил порядка 30%, но остается высоким по сравнению с показателями европейских компаний, занимающихся страхованием жизни, у которых ROE и ROA находятся на уровне ниже 10 и 3% соответственно.

S&P Global Ratings ожидает, что меры регулирующего органа будут стимулировать развитие сектора страхования жизни в среднесрочной перспективе. Наличие законодательных инициатив является одним из стимулов к развитию этого направления. Это касается введения в 2018 году налоговых льгот для держателей страховых полисов, инициатив регулятора по планируемому внедрению страховых продуктов с инвестиционной составляющей (unit-linked) и возможной передаче КСЖ части функций по управлению пенсионными средствами, а также реализации государственных программ по поддержке образования. Дальнейший рост численности населения и повышение продолжительности жизни обусловливают очень хорошие перспективы для развития страхования жизни. Внедрение продуктов unit-linked, скорее всего, будет осуществлено не ранее 2021 года, и это позволит страховым компаниям расширить линейку страховых продуктов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif