Перейти к основному содержанию

328 просмотров

На бога надейся, а сам страхуйся

Что происходит на рынке страхования жизни в Казахстане

Фото: shutterstock/коллаж

Страховые продукты в Казахстане, за исключением обязательного вида, не пользуются заметным спросом. И тем не менее, по оценкам экспертов, драйвером страхового рынка сейчас является такое направление, как добровольное страхование жизни. «Курсив» выяснил, сколько в стране КСЖ и какие услуги они предоставляют.

Компании по страхованию жизни в Казахстане предоставляют услуги как по обязательному, так и по добровольному страхованию.

В обязательном порядке все работодатели заключают договоры по страхованию работников от несчастных случаев при исполнении ими трудовых обязанностей.

Добровольно казахстанцы могут застраховаться сами на случай смерти по любой причине, на случай летального исхода от несчастных случаев, на случай критических болезней, и, кроме того, они могут воспользоваться услугами аннуитетного страхования.

Застраховать свою жизнь вы можете как от смерти по любой причине, так и отдельно от смерти в результате несчастного случая. Отдельно застраховаться только от последствий несчастного случая нельзя. Для того чтобы застраховаться от последствий несчастных случаев в виде инвалидности I либо II группы, временной утраты трудоспособности, травмы, госпитализации, клиент при заключении договора должен выбрать дополнительное покрытие (защиту) от них. В данном случае страховая премия, которую вносит клиент, будет немного выше, чем просто при страховании от смерти по любой причине/от несчастного случая без дополнительного покрытия.

При страховании от смерти по любой причине существует срочное и накопительное страхование. В варианте срочного страхования выплаты произойдут, только если смерть застрахованного наступила в течение срока действия договора.

При накопительном страховании застрахованный имеет возможность не только получить страховую сумму при страховом случае, но и накопить деньги к определенному периоду. По завершении срока договора клиент получает накопленную сумму с процентами. Проценты обычно начисляются через три года с начала действия страхового полиса. Доходность по ним составляет 3–5%.

Сейчас в Казахстане набирает популярность страхование заемщика кредита. На нем зачастую настаивают банки, хотя они не вправе возлагать на заемщика обязанность по страхованию своей жизни или здоровья.

Представители страховых компаний отмечают, что продукт направлен на то, чтобы уменьшить кредитное бремя на родственников застрахованного и снизить банковский риск невозврата долга при возникновении страхового случая.

Еще одна форма – аннуитетное страхование, и наиболее интересен казахстанцам пенсионный аннуитет. Он позволяет при достаточности накоплений (около 10 млн для мужчин и 13 млн – для женщин) и достижении мужчинами возраста 55 лет, а женщинами – 51 года перевести свои пенсионные накопления из ЕНПФ в КСЖ. Точная сумма пенсионного аннуитета определяется каждой страховой компанией отдельно.

После заключения аннуитетного договора и перевода средств в страховую компанию клиент может выбрать выплаты из КСЖ ежемесячно, ежеквартально, раз в полгода и ежегодно. Размер выплаты будет зависеть от размера пенсионных накоплений, но не может быть ниже минимальной пенсии, установленной законодательством РК на момент заключения договора. В 2019 году эта сумма составляет
36 108 тенге.

Добровольно застраховаться соотечественники могут и на случай болезни (критических заболеваний – онкологии, кардиохирургических и нейрохирургических заболеваний и при выезде за рубеж).

Почему в Казахстане не любят страховаться?

По оценке экспертов, низкая страховая культура казахстанцев – следствие невысокой платежеспособности большей части населения.

«Страхование жизни не продукт первой необходимости, и пользоваться услугами страхования население может только по «остаточному принципу». Сначала – расходы на обеспечение базовых потребностей (питание, одежда, содержание жилья, автотранспорт, медицина, образование и оплата кредита), и только потом возможны расходы, связанные с добровольным страхованием жизни», – считают в «Халык-Life».

По данным S&P Global Ratings, в 2018 году расходы на страхование жизни в РК составили около $14 на душу населения по сравнению с $11 в 2017 году, что по-прежнему ниже, чем в секторе общего страхования (около $54).

Расходы на страхование жизни в Казахстане существенно ниже, чем в развитых странах – Франции, Италии и Норвегии (более $2 тыс. на душу населения), и сопоставимы с показателями таких развивающихся рынков, как Турция, Тунис и Кения ($15–17 на душу населения), но все еще ниже, чем в России (около $50) и странах Центральной Европы (более $110).

Специалисты из «Номад Life» предполагают, что дело не только в низких доходах и финансовой неграмотности населения РК.

В «Номад Life» считают, что медленные темпы развития страхового рынка связаны в том числе с невысокой заинтересованностью участников страхового рынка в расширении страховых продуктов для населения.

По мнению представителей страховых компаний, которые ответили на запрос «Курсива», развитию рынка могут помочь действия со стороны государства, в числе которых включение КСЖ в государственную образовательную накопительную программу в качестве участников; применение налогового вычета по ИПН у физических лиц на сумму уплаченных страховых премий по договорам накопительного страхования; внедрение отсроченного пенсионного аннуитета (право граждан на заключение договора пенсионного аннуитета ранее срока достижения ими возраста 51/55 лет при условии достаточности пенсионных накоплений).

«Долгие годы для казахстанцев существовал только один способ копить деньги – депозиты. Однако ставки по ним снижаются, что делает их менее эффективными. На этой волне продукты КСЖ могут стать альтернативой – например, накопительное страхование жизни с выплатой по курсу доллара» – такое мнение высказали специалисты Freedom Finance Life.

Несмотря на медленные темпы развития рынка, в КСЖ «Государственная аннуитетная компания» (ГАК) отметили: если взять за основной показатель поступление страховых премий, то можно увидеть, что с 2016 года рынок страхования жизни начал увеличивать долю на рынке страхования, «отвоевывая» в среднем 4% в год. Суммы полученных страховых премий в этой категории страхования увеличиваются в среднем на 20% ежегодно.

По оценке S&P Global Ratings, в 2019–2020 годах расходы на страхование жизни на душу населения в РК составят около $17.

Если вы решили страховаться…

В РК работает семь компаний по страхованию жизни. Их совокупные активы на 1 сентября 2019 года, по данным Национального банка, составили 386,2 млрд тенге.

Совокупный собственный капитал отрасли на тот же период составил 60,9 млрд тенге, собранные страховые премии – 123,9 млрд тенге, расходы по осуществлению выплат – 14,1 млрд тенге, суммарный нераспределенный доход – 11,1 млрд тенге.

Самой крупной по активам КСЖ на рынке является дочерняя компания Народного банка – «Халык-Life». Ее активы на начало сентября составили 159,8 млрд тенге. Страховые премии, которые собрала компания, – чуть более 52 млрд тенге. Компания выплатила 5,9 млрд тенге по страховым случаям.

Представители КСЖ рассказали, что за восемь месяцев 2019 года застраховано более 350 тыс. клиентов, из них более 338 тыс. – физлица и 12 тыс. – юрлица. Осуществлено более 65 тыс. страховых выплат, из них более 4,7 тыс. – по рисковым договорам страхования (страхование жизни и от несчастного случая и т. д.).

Второй компанией на рынке страхования жизни по активам стала «Номад Life» с активами в размере 120,6 млрд тенге. На 1 сентября у компании самый большой нераспределенный доход среди КСЖ – почти 4,5 млрд тенге. Размер собранных страховых премий – 38,5 млрд тенге.

В «Номад Life» рассказали, что за январь – август 2019 года заключено 84,6 тыс. договоров, по которым застраховано 723,9 тыс. человек, в том числе 73,8 тыс. договоров с физическими лицами (застраховано 91,7 тыс. человек) и 10,8 тыс. договоров с юридическими лицами (застраховано 632,2 тыс. человек).

Компанией за тот же период выплачено 4,3 млрд тенге. Основная масса страховых случаев, по словам экспертов компании, происходила в рамках обязательного страхования работников от несчастных случаев.

Следующей компанией по страхованию жизни с активами в размере 36,2 млрд стала ГАК. Это организация с 100%-ным государственным участием. Собранные страховые премии компании – 2,4 млрд тенге. Как рассказали в КСЖ, за восемь месяцев 2019 года было застраховано более 1,5 тыс. компаний и свыше 100 тыс. человек. Расходы по осуществлению страховых выплат на 1 сентября 2019 года составили 1,5 млрд тенге.

Объем активов в КСЖ «Standart life» приравнивается к 33 млн тенге. Привлеченные компанией премии составили почти 8 млрд тенге, осуществленные расходы на 1 сентября 2019 года – около 1,2 млрд тенге.

У «Европейской страховой компании» активы были на уровне 15,5 млрд тенге. Страховые премии компании – 16 млрд тенге, расходы по выплатам – 920,3 млн тенге.

Freedom Finance Life на 1 сентября 2019 года имела размер активов, равный 12,5 млрд тенге. Размер страховых премий равнялся почти 4 млрд тенге, расходы по осуществлению выплат – 281 млн тенге.

По данным КСЖ, за восемь месяцев 2019 года по сравнению с тем же периодом 2018 года количество застрахованных объектов увеличилось на 12,8%. 91,8% застрахованных объектов приходится на договоры с юридическими лицами, 8,2% – на договоры с физическими лицами.

Новая в отрасли компания по страхованию жизни «Евразия» завершила восемь месяцев с активами в размере 8,6 млрд тенге. Страховые премии компании – 3 млрд тенге, а расходы по осуществлению страховых выплат пока только 388 тыс. тенге.

Застраховать жизнь журналиста

В страховых компаниях отметили, что все больше казахстанцев стали интересоваться накопительным страхованием жизни. «Курсив» решил подсчитать, сколько нужно будет вносить гражданину (например, мужчине 30 лет, журналисту) в страховую компанию ежемесячно по накопительному страхованию без дополнительного покрытия и с дополнительным покрытием и на какую сумму он может рассчитывать при дожитии. См. инфографику «Накопительное страхование жизни в РК».

Pochemu v Kazahstane ne lyubyat strahovat' zhizn'1.png

756 просмотров

Что такое «коробочное» страхование

И какое у него будущее в Казахстане

Фото: Shutterstock

В международной практике одним из актуальных направлений финансового рынка стало инклюзивное страхование, которое предполагает развитие отрасли в условиях низкой осведомленности населения, невысоких доходов и недоступности страховых услуг в регионах. Упрощенный дизайн страховых продуктов принято называть «коробочным» страхованием.

Все «коробочные» страховые продукты обязаны иметь стандартизированные условия и минимальные требования к документам, чтобы облегчить понимание продукта людьми и процесс урегулирования страховых случаев. Во многих развивающихся и развитых странах предусмотрены требования к продуктам инклюзивного страхования или микрострахования.

гульфарус (1).jpg

«В настоящее время регулятором ведутся работы, направленные на стимулирование разработки страховыми организациями стандартных типовых ("коробочных") продуктов, легких для понимания клиентами, отвечающих нуждам и интересам страхователя», – объяснила директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов Нацбанка Гульфайрус Шайкакова.

По ее словам, регулятор работает над установлением минимальных (стандартных) условий по продуктам добровольного страхования, касающихся порядка оформления документов и сроков осуществления выплат.

В нашей стране потребителям страховых услуг предлагаются «коробочные» страховые продукты – готовые продукты с заранее определенным набором условий, фиксированных рисков и страховых сумм – по относительно невысокой стоимости.

«Изначально "коробочные" продукты появляются в тех областях, где проще стандартизировать условия страхования. Это страхование имущества от различных рисков (пожара, взрыва, противоправных действий, ГПО, стихийных бедствий), «банкострахование» (получение займов), страхование жизни по продуктам группового страхования, страхование жизни от несчастных случаев», – объяснили в пресс-службе Нацбанка.

В России и Украине, чьи рынки близки нашему по многим характеристикам и менталитету клиентов, большой популярностью пользуются «коробочные» страховки для смартфонов, страхование багажа и продукты страхования жизни. Поскольку в Казахстане добровольное страхование не получило должного развития ввиду множества факторов (низкий уровень доверия страхователей к страховщикам; ограниченность стандартизированных страховых продуктов, отвечающих интересам и нуждам потребителя; слабая осведомленность потребителей о возможностях страхования; относительно высокая стоимость страхования; отсутствие доступного и качественного сервиса), в настоящее время требуется расширение практики применения стандартных условий по добровольным продуктам.

«Ведется разработка "коробочных" страховых продуктов: определение видов страхования, предусматривающих невысокие страховые суммы, определенный перечень рисков в договорах страхования, обеспечивающих их низкую стоимость, упрощенный порядок оформления договора и урегулирования убытков, доступные для понимания потребителями страховая терминология и условия страхования», – подчеркнули в Нацбанке.

Акижанов (1).jpg

«Коробочные» продукты рассчитаны на массовые продажи, поэтому их главная особенность – упрощенная и быстрая покупка. Такие страховки могут продаваться в небольших «коробочках» (отсюда и название), внутри которых страховой полис и памятка. Купить их можно не только в офисах и на сайтах страховых компаний, но и, например, в салонах связи, магазинах, автосалонах. Однако в последние годы чаще всего такие продукты продаются онлайн. «Стоимость таких продуктов ниже обычных. Потому что страховой компании не нужно отправлять специалистов на осмотр недвижимости (или машины) и менять условия страхования каждый раз, а покупателям – предоставлять страховой компании множество данных. Достаточно только купить "коробку" и отправить свои данные в страховую компанию», – поделился подробностями исполнительный директор СК Freedom Finance Insurance Даулет Акижанов.

Казахстанские страховщики уже предлагают разработанные ими самостоятельно «коробочные» продукты. «Постепенно они набирают популярность у страхователей, поскольку недорогие и не требуют долгого оформления (оценки, осмотра). Стоимость "коробочного" продукта можно легко и просто рассчитать и купить сам продукт на сайте страховщика», – объяснил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

В «Коммеск-Өмір» есть «коробочные» продукты по страхованию от несчастных случаев детей, взрослых, спортсменов, страхованию имущества и автокаско. Во Freedom Finance Insurance реализуется программа «КАСКО Express». У этого продукта есть четкая концепция – защита автомобиля от риска ДТП. На выбор клиентам доступны три пакета с максимальными страховыми выплатами в размере 300 тыс., 400 тыс. и 500 тыс. тенге. «Удобство в том, что автовладельцам необязательно разбираться в нюансах и страховых тарифах, так как в программе есть только самое нужное и востребованное – надежная защита от самого распространенного риска», – уточнил Акижанов.

Ожидания рынка и регулятора

С технической точки зрения рынок Казахстана давно готов к реализации «коробочных» продуктов. И если раньше страховые компании могли рассчитывать на продажи через свои дистрибьюторские сети и партнеров, то в ближайшем будущем фокус может сместиться на онлайн-страхование. «Благодаря тому, что клиенты страховых компаний смогут не только застраховаться онлайн, но и написать заявление на страховую выплату и получить компенсацию не выходя из дома, "коробочные" продукты могут получить вторую жизнь. Потому что это идеально подходит под концепцию таких продуктов: быстрая покупка и быстрые выплаты», – подчеркнул Акижанов. По его мнению, самыми популярными, скорее всего, будут «коробочные» продукты по автострахованию.

«Полагаем, что внедрение "коробочных" страховых продуктов за счет таких преимуществ, как наличие стандартных условий, низкая стоимость, оперативность оформления договоров и урегулирования страховых случаев, позволит повысить интерес и доверие населения и бизнеса к страхованию, – считают в Нацбанке. При этом многое будет зависеть от страховой культуры и готовности целевой аудитории покупать такие продукты. - По нашему мнению, казахстанскому рынку понадобится еще какое-то время, чтобы такие продукты стали популярными и заняли свою нишу», – прогнозирует Акижанов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance