Перейти к основному содержанию

874 просмотра

Необычные полисы придали импульс китайскому страховому бизнесу

Высокий уровень проникновения интернета в стране позволяет страховщикам предлагать свои продукты при помощи мобильных приложений

Фото: Shutterstock.com

Всего $70 в год нужно для того, чтобы один из самых крупных в Китае онлайн-страховщиков сделал единовременную выплату родителям в случае, если их ребенок пропадет без вести. Этот вид страховки лишь один из многих других, которые продает компания ZhongAn Online Property & Casualty Insurance. На рынке она существует около шести лет. 

Среди ее акционеров такие китайские технологические гиганты, как Ant Financial Services, Tencent Holdings и Ping An Insurance. По условиям страхового полиса после его покупки родители могут отправить мазок изо рта ребенка в лабораторию для бесплатного анализа ДНК. В случае, если ребенок в возрасте до 14 лет пропал без вести, держатели полиса могут рассчитывать на страховую выплату в размере 200 тыс. юаней ($28 тыс.).

Индустрия онлайн-страхования в Китае переживает настоящий бум. Во многом это происходит благодаря широкому распространению необычных полисов, которые эксплуатируют страхи людей по поводу маловероятных событий (вроде неэффективной вакцинации) или часто случающихся мелких неприятностей (например, задержка доставки интернет-заказа или разбитый экран смартфона). Высокий уровень проникновения интернета (в Китае более 800 млн человек используют мобильные устройства для выхода в Сеть) позволил страховщикам вывести на рынок новые продукты. Благодаря мобильным приложениям и невысоким премиям они доступны огромному числу людей. Кроме того, покупая страховой полис ZhongAn, клиенты могут сразу же оплатить его при помощи Alipay или WeChat Pay, популярных мобильных платежных систем, принадлежащих компаниям Ant и Tencent. 

По данным Wind Information, в прошлом году объем страховых премий, собранных онлайн-страховщиками, составил 189 млрд юаней ($26,6 млрд) – почти 5% от всего рынка страхования. Лицензии на продажу страховых полисов онлайн в КНР имеют свыше 100 организаций, включая компании по страхованию жизни и ущерба.

Бурный рост

Страховая индустрия в КНР действительно растет очень быстро. Размер премий в ZhongAn, например, рос ежегодно начиная с 2013 года, когда была основана компания. Помимо простого извлечения доходов онлайн-страховщики также собирают данные у своих клиентов, чтобы помочь им оценить риски и вероятность будущих выплат, что может стать ключом к их дальнейшей прибыльности.

В прошлом году ZhongAn продала полисы более чем 400 млн клиентам в Китае, средний размер страховой премии составил 287 юаней (около $4). Большую часть дохода приносят недорогие полисы ценой до 1 юаня, как тот, что покрывает расходы на доставку заказа. В отличие от традиционных страховых компаний, которые для привлечения и удержания клиентов полагаются на десятки тысяч агентов, ZhongAn использует роботов-консультантов и продает полисы через мобильную платформу, которой управляют Alibaba, сайт для путешествий Ctrip и другие компании.

В 2017-м для финансирования своей экспансии ZhongAn привлекла на IPO в Гонконге около $1,75 млрд, с тех пор объем премий рос ежегодно. В августе 2019-го компания сообщила об убытках от андеррайтинга за первое полугодие в размере 492 млн юаней. При этом чистая прибыль компании составила 94,5 млн юаней, в том числе благодаря инвестдоходу. В 2018 году компания сообщила об убытках от страховой деятельности в размере 1,8 млрд юаней, которые она списала на расходы в связи с рыночной экспансией и андеррайтингом. Сегодня акции компании торгуются на треть меньше цены IPO.

По мнению отраслевых аналитиков, ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики в качестве своего главного приоритета видят увеличение рыночной доли, а не повышение доходности. «На китайском рынке акцент все еще делается на доле рынка», – говорит Сэм Радван, управляющий партнер консалтинговой фирмы Enhance International. В долгосрочной перспективе такая стратегия может себя не оправдать, считает он. По словам эксперта, если сейчас онлайн-страховщики привлекают потребителей продуктами с низкими взносами, то в будущем, когда они попытаются получить прибыль за счет повышения премий, им будет непросто удержать своих клиентов.

Впрочем, один продукт ZhongAn вовсе не требует никаких взносов. Достаточно зарегистрироваться и записывать свои ежедневные действия при помощи мобильного приложения страховщика. В зависимости от того, как много они двигаются, клиенты могут рассчитывать на медстраховку в размере до 50 тыс. юаней в год. В рамках плана предусмотрены единовременные выплаты в случае, если у держателей полиса будет диагностировано любое из 70 критических заболеваний или патологий, включая рак. С момента запуска этого плана в конце 2015 года соответствующую регистрацию прошло более 26 млн человек. Теперь компания пытается продать им другие страховые продукты.

По словам Майкла Пауэрса, профессора математики по анализу рисков Университета Цинхуа в Пекине, предоставление бесплатной страховки может оказаться дорогостоящим мероприятием. Тем не менее возможны и некоторые преимущества. 

«Это своего рода традиционный маркетинг, цель которого – привлечь внимание клиентов», – говорит Пауэрс. По его словам, такие продукты могут помочь ZhongAn создать базу данных людей, чтобы в будущем предлагать им любые другие полисы. Также это может помочь в получении данных, например, о том, как физические упражнения коррелируют с медицинскими расходами, что может быть полезно для будущего андеррайтинга.

рост премий.jpg

клиентская база.jpg

Устранение пробелов

Еще один недорогой и очень популярный полис ZhongAn при ежегодной премии в сумме 136 юаней предусматривает покрытие расходов на лечение в размере до 6 млн юаней сверх того, что покрывается государственным медстрахованием.

Поскольку расходы на лечение в госклиниках в Китае относительно небольшие, а государственное медстрахование практически универсальное, маловероятно, что большинство людей готовы нести чрезвычайно высокие расходы на лечение в Китае.

Однако некоторые виды лечения госстраховкой не покрываются или покрываются не полностью. Такие серьезные заболевания, как рак, зачастую требуют более дорогостоящего лечения. Удовлетворить растущее стремление потребителей к более качественному лечению рака в других странах призвана премиальная услуга, покрывающая медицинские расходы на лечение в Японии на сумму до 1 млн юаней, которую страхователи могут приобрести за дополнительные 45 юаней. «Частные медстраховки на большую сумму популярны в КНР главным образом потому, что здесь все еще есть большие пробелы в области здравоохранения», – говорит Стивен Чен, директор сингапурской консалтинговой компании Oliver Wyman. 

потери растут.jpg

Другие продукты ZhongAn в большей степени соответствуют традиционным видам страхования, но при этом компания использует преимущества интернет-маркетинга. Например, 43-летний сельхозработник Ма Вэйжань говорит, что в прошлом году за 30 юаней приобрел в ZhongAn страховку от несчастных случаев, которая защищает от целого ряда травм. В этом году его укусила собака и ему пришлось заплатить 1800 юаней за укол против бешенства. После подачи онлайн-заявления в ZhongAn компания в течение нескольких недель возместила ему 90% расходов на лечение. «Это даже удобнее, чем связываться с агентом», – отмечает Ма, имея в виду процесс подачи заявления через интернет. После этого он приобрел такой же полис для жены и родителей.

Расходы на привлечение

По словам Чэнь Дунмэй, адъюнкт-профессора по страхованию Фуданьского университета в Шанхае, ZhongAn может понести серьезные затраты на привлечение клиентов, поскольку каналы сбыта, которые помогают ей выходить на потребителей, могут при продаже полисов взимать огромные комиссионные.

Аналитикам пока неясно, смогут ли ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики зарабатывать в долгосрочной перспективе, особенно с помощью нетрадиционных полисов. Они делают «ставку на то, что результаты андеррайтинга будут соответствовать тому, что они думают, хотя эти результаты не были протестированы и на рынке не было большого количества данных», говорит страховой консультант Радван.

Тем временем ZhongAn для привлечения клиентов начала использовать игры и другие необычные способы. Так, в мобильном приложении компании люди могут угадывать состояние фондового рынка Китая и участвовать в розыгрыше iPhone. Отвечая на вопрос журналиста WSJ, представитель ZhongAn заявила, что компания хочет улучшить взаимодействие с потребителями, используя «простые и увлекательные действия» с целью «постепенно изменить стереотипы потребителей по поводу страхования».
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

5690 просмотров

Казахстанские страховщики будут по-новому оценивать свои риски

Регулятор хочет менять рынок ускоренными темпами

Фото: Shutterstock

В Прогнозе социально-экономического развития Казахстана на 2020–2024 годы Национальный банк поставил задачу изменить страховой рынок страны. А именно внедрить стандарт Solvency II. В Евросоюзе, где и были разработаны правила Solvency II, страховщики переходили на них 10 лет, в Казахстане на этот проект предусмотрено четыре года.

Что такое Solvency II

Директива Solvency II представляет собой концепцию риск-ориентированного подхода к осуществлению регулирования и надзора за деятельностью страховщиков Евросоюза.

«Solvency II схож по своей архитектуре с концепцией «Базель II». Эта система правил была принята в ЕС в 2005 году. Целью Solvency ІІ является установление единых стандартов к требованиям к достаточности капитала, методам оценки, управлению риском», – объяснил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

По сути новый стандарт – это ряд требований к оценке рисков, собственному капиталу, управлению страховыми компаниями, системам внутреннего контроля, политике раскрытия важной информации перед регулятором. Финансисты говорят, что внедрение этих требований еще больше защитит интересы потребителей страховых услуг и сделает рынок стабильнее.

«Мы поддерживаем переход к Solvency II, это однозначно поможет страховщикам Казахстана оптимизировать управление рисками, позволит исправить недочеты в составе и структуре стандартной формулы и предполагает изменение всей системы управления страховой компании», – поделился мнением исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов. 

Новые требования затрагивают несколько областей рынка, поэтому для внедрения стандарта понадобится увеличить штат страховых компаний, переобу­чить специалистов в области актуарных расчетов, финансистов, риск-менеджеров.

«Для внедрения Solvency II Евросоюзу понадобилось около 10 лет. В России стандарт начали внедрять еще в прошлом году и планируют завершить к 2022 году. По нашим оценкам, этого времени может быть недостаточно, потому что работа слишком объемная. У нас обозначены примерно такие же временные рамки – 2020–2024 годы», – рассказал председатель правления компании по страхованию жизни Freedom Finance Life Азамат Ердесов

Влияние на капитал 

Модель Solvency II предполагает формирование минимальных требований к капиталу страховой компании исходя из оценки не только страховых рисков, но и таких факторов, как риск дефолта контрагента, операционные риски, рыночные и инвестиционные риски, также отдельно рассматриваются риски страхования здоровья и катастрофические риски.

«Задача страховой компании в Solvency II – сформировать сбалансированную модель управления рисками и активами, достаточными для покрытия требований к капиталу. Фактически требования к капиталу будут зависеть от самой компании и структуры ее обязательств и активов», – уточнил Олег Ханин.

Финансисты пока не готовы предположить, насколько увеличатся требования к капиталу страховых компаний, поскольку Solvency II значительно расширяет число количественных и качественных показателей, влияющих на оценку активов и обязательств. Скорее всего, для каждой организации влияние стандарта будет индивидуальным.

«Будут очень жесткие ограничения к рискам. А это, возможно, приведет к внутренним конфликтам между объемом рисков и доходностью. Требования к собственному капиталу однозначно станут жестче. Не исключено, что это приведет к значительному увеличению объемов средств, которые будут оставаться на балансе компаний», – рассуждает Азамат Ердесов.

При этом страховщик добавил, что в теории возможна и обратная ситуация: у компаний, которые внедрят стандарт, будут более щадящие требования к капиталу.

«Введение Solvency II мы расцениваем как ужесточение требований к достаточности капитала. Предстоит оценка того, как тот или иной стрессовый сценарий повлияет на финансовую устойчивость компании, и на эту дельту необходимо искать дополнительные средства», – поделилась мнением риск-менеджер СК «Amanat» Анна Павлова

Готов ли рынок

Часть процессов риск-ориентированного подхода страховые компании уже используют, так что новая методология не будет создаваться с нуля. У казахстанских страховщиков сформированы андеррайтинговые политики, работают бизнес-процессы по перестрахованию, актуарным расчетам и инвестиционной деятельности.

«Риск-менеджеры ведут активную работу по разработке моделей оценки рисков разного рода, как страховых, так и инвестиционных, кредитных и операционных. В части управления рисками эти процессы должны быть скоординированы в единую систему», – отметил Олег Ханин, отвечая на вопрос о готовности рынка к новым требованиям.

По мнению Азамата Ердесова, на данном этапе казахстанские страховщики не готовы внед­рить стандарт в полном объеме и сразу. Реализовывать настолько сложные проекты лучше поэтапно, считает он.

«Сначала следует усовершенствовать методологию оценки рисков и управления собственным капиталом, затем провести обучение специалистов международным практикам. После этого нужно разработать информационные системы, которые позволят автоматизировать процессы. И только потом начинать внедрять всё вместе. В любом случае страховые компании уже сейчас должны понимать, что и как придется внедрять», – подчерк­нул финансист.

При правильном построении системы Solvency II страховщик может рассчитывать на снижение внимания регулятора, считает Шакир Иминов.

«Главное, чтобы принцип Solvency II был воспринят страховщиком как необходимый и нужный элемент, который помогает, а не мешает бизнесу. Стоит признать, что поэтапное применение некоторых элементов Solvency II необходимо», – заключил он. 

СПРАВКА

На 1 августа 2019 года на страховом рынке страны работало 27 компаний с совокупным объемом активов 1,128 трлн тенге. По данным Нацбанка, в мае доля активов сектора в ВВП составляла 1,9%, доля страховых премий в ВВП – 0,28%, а отношение премий на душу населения немного превысило 9 тыс. тенге.

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций