Перейти к основному содержанию

983 просмотра

Необычные полисы придали импульс китайскому страховому бизнесу

Высокий уровень проникновения интернета в стране позволяет страховщикам предлагать свои продукты при помощи мобильных приложений

Фото: Shutterstock.com

Всего $70 в год нужно для того, чтобы один из самых крупных в Китае онлайн-страховщиков сделал единовременную выплату родителям в случае, если их ребенок пропадет без вести. Этот вид страховки лишь один из многих других, которые продает компания ZhongAn Online Property & Casualty Insurance. На рынке она существует около шести лет. 

Среди ее акционеров такие китайские технологические гиганты, как Ant Financial Services, Tencent Holdings и Ping An Insurance. По условиям страхового полиса после его покупки родители могут отправить мазок изо рта ребенка в лабораторию для бесплатного анализа ДНК. В случае, если ребенок в возрасте до 14 лет пропал без вести, держатели полиса могут рассчитывать на страховую выплату в размере 200 тыс. юаней ($28 тыс.).

Индустрия онлайн-страхования в Китае переживает настоящий бум. Во многом это происходит благодаря широкому распространению необычных полисов, которые эксплуатируют страхи людей по поводу маловероятных событий (вроде неэффективной вакцинации) или часто случающихся мелких неприятностей (например, задержка доставки интернет-заказа или разбитый экран смартфона). Высокий уровень проникновения интернета (в Китае более 800 млн человек используют мобильные устройства для выхода в Сеть) позволил страховщикам вывести на рынок новые продукты. Благодаря мобильным приложениям и невысоким премиям они доступны огромному числу людей. Кроме того, покупая страховой полис ZhongAn, клиенты могут сразу же оплатить его при помощи Alipay или WeChat Pay, популярных мобильных платежных систем, принадлежащих компаниям Ant и Tencent. 

По данным Wind Information, в прошлом году объем страховых премий, собранных онлайн-страховщиками, составил 189 млрд юаней ($26,6 млрд) – почти 5% от всего рынка страхования. Лицензии на продажу страховых полисов онлайн в КНР имеют свыше 100 организаций, включая компании по страхованию жизни и ущерба.

Бурный рост

Страховая индустрия в КНР действительно растет очень быстро. Размер премий в ZhongAn, например, рос ежегодно начиная с 2013 года, когда была основана компания. Помимо простого извлечения доходов онлайн-страховщики также собирают данные у своих клиентов, чтобы помочь им оценить риски и вероятность будущих выплат, что может стать ключом к их дальнейшей прибыльности.

В прошлом году ZhongAn продала полисы более чем 400 млн клиентам в Китае, средний размер страховой премии составил 287 юаней (около $4). Большую часть дохода приносят недорогие полисы ценой до 1 юаня, как тот, что покрывает расходы на доставку заказа. В отличие от традиционных страховых компаний, которые для привлечения и удержания клиентов полагаются на десятки тысяч агентов, ZhongAn использует роботов-консультантов и продает полисы через мобильную платформу, которой управляют Alibaba, сайт для путешествий Ctrip и другие компании.

В 2017-м для финансирования своей экспансии ZhongAn привлекла на IPO в Гонконге около $1,75 млрд, с тех пор объем премий рос ежегодно. В августе 2019-го компания сообщила об убытках от андеррайтинга за первое полугодие в размере 492 млн юаней. При этом чистая прибыль компании составила 94,5 млн юаней, в том числе благодаря инвестдоходу. В 2018 году компания сообщила об убытках от страховой деятельности в размере 1,8 млрд юаней, которые она списала на расходы в связи с рыночной экспансией и андеррайтингом. Сегодня акции компании торгуются на треть меньше цены IPO.

По мнению отраслевых аналитиков, ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики в качестве своего главного приоритета видят увеличение рыночной доли, а не повышение доходности. «На китайском рынке акцент все еще делается на доле рынка», – говорит Сэм Радван, управляющий партнер консалтинговой фирмы Enhance International. В долгосрочной перспективе такая стратегия может себя не оправдать, считает он. По словам эксперта, если сейчас онлайн-страховщики привлекают потребителей продуктами с низкими взносами, то в будущем, когда они попытаются получить прибыль за счет повышения премий, им будет непросто удержать своих клиентов.

Впрочем, один продукт ZhongAn вовсе не требует никаких взносов. Достаточно зарегистрироваться и записывать свои ежедневные действия при помощи мобильного приложения страховщика. В зависимости от того, как много они двигаются, клиенты могут рассчитывать на медстраховку в размере до 50 тыс. юаней в год. В рамках плана предусмотрены единовременные выплаты в случае, если у держателей полиса будет диагностировано любое из 70 критических заболеваний или патологий, включая рак. С момента запуска этого плана в конце 2015 года соответствующую регистрацию прошло более 26 млн человек. Теперь компания пытается продать им другие страховые продукты.

По словам Майкла Пауэрса, профессора математики по анализу рисков Университета Цинхуа в Пекине, предоставление бесплатной страховки может оказаться дорогостоящим мероприятием. Тем не менее возможны и некоторые преимущества. 

«Это своего рода традиционный маркетинг, цель которого – привлечь внимание клиентов», – говорит Пауэрс. По его словам, такие продукты могут помочь ZhongAn создать базу данных людей, чтобы в будущем предлагать им любые другие полисы. Также это может помочь в получении данных, например, о том, как физические упражнения коррелируют с медицинскими расходами, что может быть полезно для будущего андеррайтинга.

рост премий.jpg

клиентская база.jpg

Устранение пробелов

Еще один недорогой и очень популярный полис ZhongAn при ежегодной премии в сумме 136 юаней предусматривает покрытие расходов на лечение в размере до 6 млн юаней сверх того, что покрывается государственным медстрахованием.

Поскольку расходы на лечение в госклиниках в Китае относительно небольшие, а государственное медстрахование практически универсальное, маловероятно, что большинство людей готовы нести чрезвычайно высокие расходы на лечение в Китае.

Однако некоторые виды лечения госстраховкой не покрываются или покрываются не полностью. Такие серьезные заболевания, как рак, зачастую требуют более дорогостоящего лечения. Удовлетворить растущее стремление потребителей к более качественному лечению рака в других странах призвана премиальная услуга, покрывающая медицинские расходы на лечение в Японии на сумму до 1 млн юаней, которую страхователи могут приобрести за дополнительные 45 юаней. «Частные медстраховки на большую сумму популярны в КНР главным образом потому, что здесь все еще есть большие пробелы в области здравоохранения», – говорит Стивен Чен, директор сингапурской консалтинговой компании Oliver Wyman. 

потери растут.jpg

Другие продукты ZhongAn в большей степени соответствуют традиционным видам страхования, но при этом компания использует преимущества интернет-маркетинга. Например, 43-летний сельхозработник Ма Вэйжань говорит, что в прошлом году за 30 юаней приобрел в ZhongAn страховку от несчастных случаев, которая защищает от целого ряда травм. В этом году его укусила собака и ему пришлось заплатить 1800 юаней за укол против бешенства. После подачи онлайн-заявления в ZhongAn компания в течение нескольких недель возместила ему 90% расходов на лечение. «Это даже удобнее, чем связываться с агентом», – отмечает Ма, имея в виду процесс подачи заявления через интернет. После этого он приобрел такой же полис для жены и родителей.

Расходы на привлечение

По словам Чэнь Дунмэй, адъюнкт-профессора по страхованию Фуданьского университета в Шанхае, ZhongAn может понести серьезные затраты на привлечение клиентов, поскольку каналы сбыта, которые помогают ей выходить на потребителей, могут при продаже полисов взимать огромные комиссионные.

Аналитикам пока неясно, смогут ли ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики зарабатывать в долгосрочной перспективе, особенно с помощью нетрадиционных полисов. Они делают «ставку на то, что результаты андеррайтинга будут соответствовать тому, что они думают, хотя эти результаты не были протестированы и на рынке не было большого количества данных», говорит страховой консультант Радван.

Тем временем ZhongAn для привлечения клиентов начала использовать игры и другие необычные способы. Так, в мобильном приложении компании люди могут угадывать состояние фондового рынка Китая и участвовать в розыгрыше iPhone. Отвечая на вопрос журналиста WSJ, представитель ZhongAn заявила, что компания хочет улучшить взаимодействие с потребителями, используя «простые и увлекательные действия» с целью «постепенно изменить стереотипы потребителей по поводу страхования».
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

958 просмотров

Как устроен казахстанский рынок страхования жизни

И что его ждет в перспективе

Фото: Shutterstock

Страхование жизни лидирует в структуре премий в развитых странах, где более 50% рынка приходится на продукты компаний по страхованию жизни (КСЖ). Казахстану этот этап только предстоит пройти, а пока доля премий указанного сегмента составляет лишь 38%. Однако последние три года здесь фиксируется двузначный рост. Такая динамика присуща многим развивающимся странам, где инициативы регулирующих органов и макроэкономическая среда влияют на дальнейшее развитие сектора. По данным регулятора, активы казахстанских компаний по страхованию жизни по итогам 2019 года увеличились на 33%, а страховые премии – на 55,7%, достигнув 438,6 млрд и 197,2 млрд тенге соответственно.

Проникновение пока невысокое

 Однако уровень проникновения страховых услуг в Казахстане невысок, что свидетельствует о потенциале роста на фоне мер, принимаемых регулирующим органом для стимулирования дальнейшего развития сектора страхования жизни и повышения осведомленности населения о страховых продуктах. В 2019 году доля страховой премии-брутто в ВВП Казахстана составила около 0,2% по сравнению c 0,5% в России. Мы прогнозируем, что быстрый рост этого сектора продолжится в трех сегментах: страхование жизни, аннуитетное страхование и обязательное страхование работника от несчастных случаев на производстве.

Снижение ставки по депозитным продуктам поддерживает рост накопительного страхования жизни. Например, ставка по валютным депозитам не превышает 2%, в то время как страховые компании предлагают более высокий уровень доходности – около 3–3,4%. Однако возникает вопрос о том, как долго страховые компании смогут удерживать такой уровень доходности.
В Европе при текущем уровне процентных ставок (во многих странах они отрицательные) страховым компаниям сложно гарантировать высокий уровень доходности, в связи с чем компании пытаются переориентировать страхователей на другие продукты. 

По нашему мнению, в Казахстане показатели прибыльности сектора в меньшей степени чувствительны к волатильности процентных ставок, чем в некоторых странах Европы, главным образом вследствие по-прежнему развивающейся структуры бизнеса компаний. Здесь ситуация с низкими процентными ставками пока еще не актуальна и компании по страхованию жизни могут гарантировать приемлемую доходность. Однако, по нашему прогнозу, доходность накопительных продуктов с валютной составляющей со временем будет снижаться.

 Дальнейшее развитие страхования жизни в Казахстане с высокой вероятностью будет связано с развитием местного фондового рынка, повышением финансовой грамотности населения, ростом нормы сбережений домохозяйств, а также с обеспечением открытости условий по основным страховым продуктам и дальнейшим повышением прозрачности страховой отрасли.

Конкуренция будет расти

Если в 2018 году число компаний по страхованию жизни в Казахстане сократилось до шести вследствие объединения двух крупных КСЖ, то в 2019 и 2020 годах мы отмечаем интерес новых участников к этому сегменту рынка. На текущий момент на рынке работают девять компаний по страхованию жизни, образованных промышленными и финансовыми группами. Мы прогнозируем усиление конкуренции в будущем, однако это не обусловит существенных изменений в группе основных игроков в секторе страхования жизни в ближайшие 12 месяцев. По итогам 2019 года концентрация достигла высоких значений: на долю трех основных участников приходилось более 80% рынка страхования жизни, и мы ожидаем, что высокий уровень концентрации сохранится.

Крупные компании имеют преимущества в продаже страховых продуктов благодаря наличию фирменной сети страховых агентов, довольно известным брендам, пользующимся доверием клиентов, налаженному банковскому каналу продаж или обслуживанию определенных групп клиентов. В этих условиях новым игрокам потребуется время для продвижения своего бренда и повышения узнаваемости на рынке. Однако наличие крупных акционеров может позволить страховым компаниям получить доступ к клиентской базе, а также предлагать конкурентные продукты на рынке. В ближайший год мы ожидаем, что крупные компании будут играть определяющую роль в продвижении новых страховых продуктов и предложении их потребителям, а также задавать тон во взаимодействии страхового сообщества с регулятором и страхователями.

Потенциал и риски

В развитых странах компании по страхованию жизни являются одними из крупнейших институциональных инвесторов, в то время как в Казахстане этим игрокам потребуется время для завоевания таких позиций. Это связано в том числе с тем, что менее развитый, чем в Европе, рынок капитала Казахстана ограничивает возможности сектора страхования жизни и, как следствие, инвестиционные возможности КСЖ. Это касается управления активами и обязательствами по срокам, контроля валютных рисков, эффективного распределения капитала и предоставления доступа к долгосрочным источникам инвестиций. В связи с этим страховые компании инвестируют преимущественно в государственные и квазигосударственные облигации, чтобы обеспечить достаточную диверсификацию активов и в целом консервативный профиль инвестиционного портфеля.

Вместе с тем мы отмечаем подверженность страховых компаний валютному риску в связи с использованием инструментов, номинированных в долларах, что может обусловить повышение рисков, связанных с несовпадением активов и обязательств по типу валюты. Сектор страхования жизни в Казахстане подвержен рискам несоответствия активов и обязательств по срокам размещения активов и урегулирования обязательств, но в меньшей степени, чем европейские страховщики. Крупные казахстанские компании принимают меры по обеспечению нулевой открытой позиции по срокам. В то же время мы по-прежнему отмечаем наличие этого риска вследствие ограниченной доступности долгосрочных инструментов с фиксированной доходностью на внутреннем рынке капитала. Как следствие, этот фактор остается одним из актуальных вопросов для будущего развития страхового рынка в Казахстане, в том числе в связи с внедрением здесь продуктов unit-linked.

 Компании по страхованию жизни традиционно обеспечивают экономику длинными деньгами, стабилизируя и стимулируя развитие не только финансового рынка, но и экономики страны в целом. Кроме того, развитие рынка страхования жизни способствует решению социальных задач. Например, приток средств в пенсионные программы может обеспечить более высокий уровень финансовой стабильности населения.

2020: прогноз

Рынок страхования жизни в РК находится на этапе становления, демонстрируя рост от очень низкой базы. В связи с этим мы полагаем, что существует возможность для роста страховщиков в ближайшие годы.

В нашей оценке сектора страхования жизни Казахстана учитываются его сильные показатели прибыльности благодаря невысоким барьерам по входу на рынок для новых участников – с учетом динамики отрасли и характеристик страховых продуктов, которые обусловливают высокие показатели прибыльности компаний этого сегмента. Перспективы роста компаний по страхованию жизни остаются благоприятными на фоне умеренных показателей экономического благосостояния, измеряемого показателем ВВП на душу населения. Мы отмечаем, что в последние 10 лет казахстанский сектор страхования жизни продемонстрировал высокую устойчивость к неблагоприятным макроэкономическим факторам.

Мы ожидаем, что в 2020 году рентабельность собственного капитала (return on equity, ROE) будет выше 20%, а рентабельность активов (return on assets, ROA) – около 6%. Показатель ROE ниже среднего значения за последние три года, когда он составил порядка 30%, но остается высоким по сравнению с показателями европейских компаний, занимающихся страхованием жизни, у которых ROE и ROA находятся на уровне ниже 10 и 3% соответственно.

S&P Global Ratings ожидает, что меры регулирующего органа будут стимулировать развитие сектора страхования жизни в среднесрочной перспективе. Наличие законодательных инициатив является одним из стимулов к развитию этого направления. Это касается введения в 2018 году налоговых льгот для держателей страховых полисов, инициатив регулятора по планируемому внедрению страховых продуктов с инвестиционной составляющей (unit-linked) и возможной передаче КСЖ части функций по управлению пенсионными средствами, а также реализации государственных программ по поддержке образования. Дальнейший рост численности населения и повышение продолжительности жизни обусловливают очень хорошие перспективы для развития страхования жизни. Внедрение продуктов unit-linked, скорее всего, будет осуществлено не ранее 2021 года, и это позволит страховым компаниям расширить линейку страховых продуктов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

drweb_ESS_kursiv.gif