Перейти к основному содержанию

8026 просмотров

Как частные клиники хотят изменить систему медстрахования в Казахстане

Что они предлагают

Фото: Shutterstock

Частные медорганизации ищут свое место в системе социального медицинского страхования. 

«Если сегодня на одного жителя мы имеем по ГОБМП 52,5 тысячи тенге в год затраты государства, то в следующем году по ГОБМП будет 51,2 тысяча тенге и по ОСМС – 41 тысяча тенге», – заявил министр здравоохранения РК Елжан Биртанов на круглом столе, посвященном внедрению системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). 

В 2020 году суммарные расходы бюджета и фонда медицинского страхования (ФМС) составят почти 100 тыс. тенге на каждого казахстанца. Претендовать на эти деньги могут и государственные клиники, и частные. ФМС уже выступает стратегическим закупщиком медуслуг и у тех, и у других, но объем закупок у частных клиник в денежном выражении пока в разы уступает объему клиник государственных. 

Зачем нам ОСМС

Основные цели реформы медстрахования в Казахстане: во-первых, поднять расходы на медицинскую помощь в рес­публике и при этом не сильно увеличить нагрузку на государство, а во-вторых, снизить карманные расходы домохозяйств на ту же самую медицинскую помощь. Тенденции последних лет явно демонстрируют: денег, которые государство выделяет для всеобщего охвата медицинской помощью, недостаточно. Факторов влияния несколько: демографическая ситуация, существенный рост больных с хроническими неинфекционными заболеваниями (болезни сердечно-сосудистой системы, онкология и т. д.), появление новых, что практически синоним к слову «дорогих», технологий лечения. 

Траты растут не только у госбюджета, но и непосредственно у населения. Данные от Минзрава РК за 2017 год: расходы на здравоохранение в стране составили 3,1% от ВПП – это 1 трлн 759 млрд тенге. Из них 940 млрд тенге (58%) потрачено государством на оказание гарантированной бесплатной медицинской помощи. И еще 678 млрд тенге (42%) – это так называемые карманные расходы населения. Этот показатель в два раза выше допустимого уровня, рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения. Две трети карманных расходов казахстанцев на медицину приходится на оплату базовых диагностических услуг и лекарственных препаратов. То есть фактически люди платят за то, что гарантировано государством и должно быть бесплатным. 

После реформы в Казахстане уменьшится гарантированный объем бесплатной медицинской помощи (ГОБМП) – там останутся неотложная помощь, транспортировка (в том числе санавиация), профилактические прививки и лечение социально значимых заболеваний. На это может рассчитывать любой казахстанец, вне зависимости, платит он взносы в ФМС или нет. Часть услуг ГОБМП переходит в систему ОСМС, куда включены амбулаторные медицинские услуги, первая помощь, консультации, стационарное лечение, госпитализация, хирургия, лабораторные услуги (анализы), рецептурные препараты. Этот пакет получит только тот, кто платит взносы в ФМС. 

Плательщик взносов с большой вероятностью не захочет раскошелиться по второму разу за визит к доктору в частную клинику и пойдет получать предоплаченную в системе ОСМС услугу. При таком раскладе можно предположить интерес частных клиник к системе ОСМС: чтобы не потерять клиента, есть смысл заключить контракт с Фондом медицинского страхования и получить оплату за услуги в рамках пакета ОСМС если не от самого клиента, так от фонда. ФМС действительно закупает медуслуги и у государственных, и у частных клиник – и с теми, и с другими в 2019 году заключено по 708 договоров. Сумма договоров с госклиниками составляет 720,9 млрд тенге, а с частными – 149 млрд тенге. 

Кто готов работать по ОСМС?

Далеко не все частные клиники готовы работать в новой системе, считает исполнительный директор ОИПЮЛ «Ассоциация клиник Алматы» Расул Дюсенов. Он объясняет: «Частная клиника должна иметь определенный уровень организационной зрелости – при работе с фондом будет много отчетов, много контроля, много процедурных моментов, которые маленькой клинике сложно выполнить. Необходимо содержать статотдел, чтобы работать с ФМС. Количество частных клиник, которые могли бы присоединиться к системе, невелико, и, как правило, это крупные поставщики, имеющие развитый штат, развитую организацию и дополнительные мощности». На вопрос, зачем крупной клинике с устойчивым бизнесом работа в системе ОСМС, Дюсенов отвечает, что мотивация частных медцентров самая разная. Один из самых очевидных вариантов – «получить поток пациентов без затрат на маркетинг, иметь возможность оказывать этому потоку дополнительные услуги». Второй довод в пользу участия в системе ОСМС – дозагрузка простаивающего оборудования, хотя, говорит глава Ассоциации клиник Алматы, оплата за его использование позволяет скорее покрывать операционные расходы, чем зарабатывать. Ну и еще один мотив – возможность платить дополнительные деньги персоналу. 

«Частный бизнес все затраты несет самостоятельно, поэтому он очень прагматичен и хорошо считает деньги. Частник прикидывает: выгодно ему сейчас это или нет. Повторюсь, поставщиков не так много, кто готов работать в системе. Были те, кто сразу ринулся заключать договоры, но после первого года энтузиазм стих», – делится Расул Дюсенов. Он рассказывает, что одним из факторов, который удерживает частные клиники от сотрудничества с системой ОСМС, являются экспертные проверки со стороны Минздрава: «Вы оказываете услугу, пациент доволен, но приходит эксперт, проверяет и говорит: «У вас здесь в медицинской документации отсутствуют (бывает, доходит до смешного) запятые – мы у вас удерживаем деньги. И фактически в результате поставщик работает бесплатно».

Вопрос финансовый, критический

Система контрактования, то есть закупа медуслуг, – еще один острый вопрос для негосударственных клиник. Со стороны частников звучит просьба автоматизировать систему, сделав ее более прозрачной, и рассмот­реть возможность длительных контрактов. Вопрос перевода закупа в электронный вид будет решен уже к концу года, пообещал глава Фонда медицинского страхования Айбатыр Жумагулов. Варианты заключения контрактов в формате договоров присоединения, то есть в течение всего года, а не только в рамках компании по контрактованию и заключение договоров на долговременной основе тоже в работе. 

Представители частных клиник хотят иметь возможность взимания оплаты за сервисные услуги, не предусмотренные тарифом фонда по ГОБМП и ОСМС. Сейчас в случае подобных действий клиникам грозит штраф. Министр Биртанов принципиально не против самостоятельной оплаты клиентом тех услуг, которые он хочет получить сверх протокола, и готов рассмат­ривать сооплату как механизм вовлечения частных игроков в систему ОСМС. Но не прямо сейчас. 

«Для внедрения сооплаты нужна развитая система учета в базовом медицинском страховании. Что такое сооплата? У нас есть некий тариф на базовую медицинскую услугу, которая покрывается страховкой, то есть бесплатно. Допустим, операция. И человек может выбрать: про­оперироваться в гос или в частной клинике. И если частная клиника считает, что эта услуга стоит дороже и надо доплатить разницу, она имеет право при внедрении сооплаты брать эту сооплату –  это выбор гражданина. Мы концептуально не против, но нужно к этой системе готовиться, чтобы не было злоупотреблений и приписок. Поэтому предлагаем сначала войти в базовую систему медстрахования, когда мы платим по фиксированному тарифу за конкретную услугу независимо от формы собственности», – объясняет позицию Минздрава Елжан Биртанов. 

Еще одно пожелание частников – заложить в тарифы инвестиционный компонент. «Цены на медоборудование удваиваются каждые три-пять лет», – подчеркивают представители частного медицинского бизнеса. Покрывать свои кап­затраты они предлагают за счет перенаправления в тарифы части средств, которые тратятся государством на капитальные затраты в госклиниках. Такой подход, считает Расул Дюсенов, позволит выровнять условия для государственных и частных поставщиков. 

«Мы в государственную программу заложили переход на включение в тариф амортизационных затрат, хотим это сделать с 2022 года», – заявил Елжан Биртанов.

Он честно признался, что в варианте «посадить в тариф деньги на амортизацию» опасается нецелевого расходования этих средств (потратят на ковры и жалюзи, а не на оборудование) государственными клиниками, поскольку уровень менеджмента и экономической подготовленности управленцев в городских и районных больницах оставляет желать лучшего. Так что и в этом вопросе Минздрав планирует обойтись без спешки.

756 просмотров

Что такое «коробочное» страхование

И какое у него будущее в Казахстане

Фото: Shutterstock

В международной практике одним из актуальных направлений финансового рынка стало инклюзивное страхование, которое предполагает развитие отрасли в условиях низкой осведомленности населения, невысоких доходов и недоступности страховых услуг в регионах. Упрощенный дизайн страховых продуктов принято называть «коробочным» страхованием.

Все «коробочные» страховые продукты обязаны иметь стандартизированные условия и минимальные требования к документам, чтобы облегчить понимание продукта людьми и процесс урегулирования страховых случаев. Во многих развивающихся и развитых странах предусмотрены требования к продуктам инклюзивного страхования или микрострахования.

гульфарус (1).jpg

«В настоящее время регулятором ведутся работы, направленные на стимулирование разработки страховыми организациями стандартных типовых ("коробочных") продуктов, легких для понимания клиентами, отвечающих нуждам и интересам страхователя», – объяснила директор департамента страхового рынка и актуарных расчетов Нацбанка Гульфайрус Шайкакова.

По ее словам, регулятор работает над установлением минимальных (стандартных) условий по продуктам добровольного страхования, касающихся порядка оформления документов и сроков осуществления выплат.

В нашей стране потребителям страховых услуг предлагаются «коробочные» страховые продукты – готовые продукты с заранее определенным набором условий, фиксированных рисков и страховых сумм – по относительно невысокой стоимости.

«Изначально "коробочные" продукты появляются в тех областях, где проще стандартизировать условия страхования. Это страхование имущества от различных рисков (пожара, взрыва, противоправных действий, ГПО, стихийных бедствий), «банкострахование» (получение займов), страхование жизни по продуктам группового страхования, страхование жизни от несчастных случаев», – объяснили в пресс-службе Нацбанка.

В России и Украине, чьи рынки близки нашему по многим характеристикам и менталитету клиентов, большой популярностью пользуются «коробочные» страховки для смартфонов, страхование багажа и продукты страхования жизни. Поскольку в Казахстане добровольное страхование не получило должного развития ввиду множества факторов (низкий уровень доверия страхователей к страховщикам; ограниченность стандартизированных страховых продуктов, отвечающих интересам и нуждам потребителя; слабая осведомленность потребителей о возможностях страхования; относительно высокая стоимость страхования; отсутствие доступного и качественного сервиса), в настоящее время требуется расширение практики применения стандартных условий по добровольным продуктам.

«Ведется разработка "коробочных" страховых продуктов: определение видов страхования, предусматривающих невысокие страховые суммы, определенный перечень рисков в договорах страхования, обеспечивающих их низкую стоимость, упрощенный порядок оформления договора и урегулирования убытков, доступные для понимания потребителями страховая терминология и условия страхования», – подчеркнули в Нацбанке.

Акижанов (1).jpg

«Коробочные» продукты рассчитаны на массовые продажи, поэтому их главная особенность – упрощенная и быстрая покупка. Такие страховки могут продаваться в небольших «коробочках» (отсюда и название), внутри которых страховой полис и памятка. Купить их можно не только в офисах и на сайтах страховых компаний, но и, например, в салонах связи, магазинах, автосалонах. Однако в последние годы чаще всего такие продукты продаются онлайн. «Стоимость таких продуктов ниже обычных. Потому что страховой компании не нужно отправлять специалистов на осмотр недвижимости (или машины) и менять условия страхования каждый раз, а покупателям – предоставлять страховой компании множество данных. Достаточно только купить "коробку" и отправить свои данные в страховую компанию», – поделился подробностями исполнительный директор СК Freedom Finance Insurance Даулет Акижанов.

Казахстанские страховщики уже предлагают разработанные ими самостоятельно «коробочные» продукты. «Постепенно они набирают популярность у страхователей, поскольку недорогие и не требуют долгого оформления (оценки, осмотра). Стоимость "коробочного" продукта можно легко и просто рассчитать и купить сам продукт на сайте страховщика», – объяснил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

В «Коммеск-Өмір» есть «коробочные» продукты по страхованию от несчастных случаев детей, взрослых, спортсменов, страхованию имущества и автокаско. Во Freedom Finance Insurance реализуется программа «КАСКО Express». У этого продукта есть четкая концепция – защита автомобиля от риска ДТП. На выбор клиентам доступны три пакета с максимальными страховыми выплатами в размере 300 тыс., 400 тыс. и 500 тыс. тенге. «Удобство в том, что автовладельцам необязательно разбираться в нюансах и страховых тарифах, так как в программе есть только самое нужное и востребованное – надежная защита от самого распространенного риска», – уточнил Акижанов.

Ожидания рынка и регулятора

С технической точки зрения рынок Казахстана давно готов к реализации «коробочных» продуктов. И если раньше страховые компании могли рассчитывать на продажи через свои дистрибьюторские сети и партнеров, то в ближайшем будущем фокус может сместиться на онлайн-страхование. «Благодаря тому, что клиенты страховых компаний смогут не только застраховаться онлайн, но и написать заявление на страховую выплату и получить компенсацию не выходя из дома, "коробочные" продукты могут получить вторую жизнь. Потому что это идеально подходит под концепцию таких продуктов: быстрая покупка и быстрые выплаты», – подчеркнул Акижанов. По его мнению, самыми популярными, скорее всего, будут «коробочные» продукты по автострахованию.

«Полагаем, что внедрение "коробочных" страховых продуктов за счет таких преимуществ, как наличие стандартных условий, низкая стоимость, оперативность оформления договоров и урегулирования страховых случаев, позволит повысить интерес и доверие населения и бизнеса к страхованию, – считают в Нацбанке. При этом многое будет зависеть от страховой культуры и готовности целевой аудитории покупать такие продукты. - По нашему мнению, казахстанскому рынку понадобится еще какое-то время, чтобы такие продукты стали популярными и заняли свою нишу», – прогнозирует Акижанов.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Биржевой навигатор от Freedom Finance