Перейти к основному содержанию
2032 просмотра

Есть ли у страхования unit-linked будущее в Казахстане?

Мнение председателя правления АО «КСЖ «Freedom Finance Life»

Фото: Shutterstock

Согласно последним поправкам в страховом законодательстве в 2019 году, компании по страхованию жизни могут предлагать страхование unit-linked (долевое страхование жизни). В США на этот вид страхования приходится до 60% договоров страхования жизни. Есть ли перспективы у этого продукта в Казахстане?

Последние несколько лет казахстанский страховой рынок показывает прирост благодаря нескольким видам страхования. Страхование жизни – в их числе. Есть все основания предполагать, что по итогам 2019 года тенденция сохранится – КСЖ еще больше укрепят свои позиции и покажут большой прирост страховых премий. Одним из перспективных направлений, по нашему мнению, будет страхование с участием в инвестициях unit-linked.

В течение последних лет страховое законодательство в отношении данного вида страхования совершенствуется, но КСЖ не торопятся предлагать этот продукт, так как остается ряд вопросов, которые в настоящее время активно обсуждаются. Предложения компаний рассматриваются, и, возможно, в ближайшее время мы получим реальную основу для вывода продукта на рынок. Это перспективный и интересный для клиентов продукт. В США на него приходится до 60% договоров страхования жизни, а в Европе – от 30 до 70%.

Unit-linked – это инвестиционный продукт, «упакованный» в полис накопительного страхования жизни. Владелец такого договора, по сути, получает возможность инвестировать с высокой потенциальной доходностью и при этом быть застрахованным с первого дня. Страхователь может выбирать стратегию и инвестиционные инструменты. Это одно из ключевых отличий от обычного накопительного страхования жизни, где страхователь никак не участвует в инвестициях, а лишь получает фиксированную доходность в конце срока договора.

Иными словами, накопительное страхование жизни – это страхование жизни с гарантированной страховой суммой. А unit-linked – это инвестиционная программа, в которой страхование жизни – дополнительная функция. При этом доходность у этих договоров может быть выше – все зависит от выбранных инвестиционных инструментов и стратегии. При этом нет гарантированной доходности, а риски инвестирования страхователь принимает на себя. 

Внедрение нового вида страхования – это всегда большая работа, предусматривающая изменения в смежных сферах. Например, в налогообложении, законодательстве и сфере ценных бумаг. КСЖ получили возможность самостоятельно управлять инвестиционным портфелем с участием страхователя в инвестициях.

Благодаря этому клиенты КСЖ получили массу преимуществ: возможность создать диверсифицированный портфель, в который могут входить разные классы активов, а также инструмент долгосрочных инвестиций. Один из главных плюсов для клиентов – относительная простота продукта: чтобы начать инвестировать, достаточно заключить договор с КСЖ. При этом не нужно открывать брокерские счета. Потенциально благодаря этому продукт может стать некой ступенькой между накопительным страхованием жизни и инвестициями на фондовом рынке. 

Какой вывод? КСЖ получили новый инструмент, благодаря которому смогут укрепить свои позиции. Страховой рынок получил продукт, который может стать драйвером роста в ближайшие 5 лет, а фондовый – потенциальный приток дополнительных средств. Но самое главное – клиенты КСЖ получили возможность диверсифицировать свои накопления, инвестировать в будущее и защититься от непредвиденных ситуаций.

banner_wsj.gif

1196 просмотров

Сервис на карантине

Как чрезвычайное положение повлияло на страховую индустрию Казахстана

Фото: shutterstock

Рынок страховых услуг – это инерционный рынок, который напрямую зависит от уровня жизни в стране. Пандемия коронавируса, режим карантина и чрезвычайное положение нанесли удар по всем отраслям экономики. Уже сейчас эксперты говорят о снижении сборов по основным линиям бизнеса страховщиков, главным образом из-за отказа от договоров страхования со стороны юрлиц и из-за отложенного спроса у физлиц.

В конце марта, после введения в стране чрезвычайного положения, Агентство по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) перенесло сроки сдачи отчетности для страховых компаний, поэтому сводная статистическая информация по страховому рынку за март и апрель на данный момент отсутствует. Сами страховщики на прямые вопросы отвечают уклончиво, но в Ассоциации финансистов Казахстана (АФК) говорят, например, о резком снижении продаж полисов обязательного страхования авто.

«Реализация этого продукта за апрель упала практически вдвое – всего было заключено 220 тысяч договоров. По всем видам страхования наблюдается снижение продаж страховых продуктов. Безусловно, это связано с тем, что сейчас деятельность физических и юридических лиц ограничена. И сами страховщики работают только онлайн», – объясняет управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.

Отсроченные выплаты премий и замедление экономической активности уже сократили финансовые потоки страховщиков, особенно тех, кто в основном работает с корпоративными клиентами.

«Люди отложили спрос на страховые продукты на более поздний период. Надеюсь, что в мае или июне уже начнется рост продаж», – делится ожиданиями Бурабаев.

S&P оценивает перспективы роста страхового рынка как менее благоприятные для казахстанских страховых компаний.

«Мы отмечаем, что проблемы, обусловленные низкой платежной культурой и недостаточным уровнем финансовой грамотности, по-прежнему препятствуют развитию сектора страхования иного, чем страхование жизни, в Казахстане. Влияние оказывает значительное снижение показателей благосостояния на душу населения и сокращение личных доходов. Как следствие, население приобретает главным образом предметы первой необходимости, а не страховые продукты», – отмечают аналитики международного рейтингового агентства.

В «Номад Иншуранс» признают снижение розницы, но заявляют о росте продаж в корпоративном секторе.

«Если физлиц, желающих застраховаться по обязательным видам, стало меньше, то по тендерным сделкам наблюдался рост. Так, на государственных порталах повысилось число заявок госзакупа», – делится председатель правления «Номад Иншуранс» Даурен Иманжанов.

Ситуативная практика

Несмотря на введение режима ЧП и ограничение передвижения в городах, страховые компании работали 24/7, дистанционно помогали клиентам оформлять и вносить изменения в договоры страхования на корпоративных сайтах, оповещали и консультировали людей в мессенджерах и соцсетях. Так, «Коммеск-Өмір» ввела послабления для клиентов в части заключения договоров страхования на основании предоставления копий документов страхователя. Также был запущен сервис по приему оплаты премий дистанционным способом через приложение одного из банков с начислением бонусов.

«При заключении договоров страхования с юридическими лицами применяется рассрочка платежей», – рассказал председатель правления «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

Отсрочку платежей своим клиентам предоставляют две компании по страхованию жизни: Nomad Life и Standard Life.

«Нам важно, чтобы, несмотря на происходящее, долгосрочные цели страхователей были осуществимы. Поэтому нами было принято решение не закрывать накопительные программы за неуплату до стабилизации ситуации», – сообщается на сайте Standard Life.

Компания Freedom Finance Life на фоне волатильности тенге продвигает долларовый продукт. Накопительное страхование жизни обеспечивает не только приумножение инвестиций, но и страховую защиту жизни и здоровья на весь срок договора.

«Некоторые накопительные страховые продукты предусматривают индексацию выплат, привязанную к доллару. То есть по истечении срока договора клиент получает гораздо больше, чем заплатил, особенно если во время действия страхового договора произошла девальвация», – подчеркивает SMO Freedom Finance Нина Нурамбекова.

Во всем мире страховщики, как правило, отказывают клиентам в выплатах, если те не укладываются во временные рамки подачи заявлений. «Халык-Life» добровольно отказалась от жесткого правила.

«Для клиентов – заемщиков банков, досрочно погасивших кредит, компанией был предоставлен льготный период для подачи заявлений в течение месяца после завершения карантина», – говорит управляющий директор «Халык-Life» Айгуль Боранбаева.

Отрасль общего страхования пострадала еще и от крушения рынка туристских услуг. После введения режима ЧП в страховые компании начали обращаться клиенты с просьбой о расторжении договоров медицинского страхования для выезжающих за рубеж. Например, «Номад Иншуранс» аннулировала 522 таких полиса с территорией покрытия в США и странах Европы.

«Но наблюдалась и некая поддержка туризма со стороны казахстанцев. Многие переносили свои туры и переоформили договоры на более поздние сроки», – сообщил Даурен Иманжанов.

Новые продукты

В мире новых технологий и постоянных изменений в правилах игры выживают не только сильнейшие, но и креативные. Так, компания Freedom Finance Insurance запустила в апреле новую опцию – автострахование в рассрочку до трех месяцев.

«Эта опция подойдет новичкам, которые в первые годы вождения платят максимальную сумму страховки, или тем, кто не может единовременно оплатить стоимость полиса при его оформлении. Причем выплата страховой премии по частям производится без процентов, комиссий и переплат», – отмечает Нина Нурамбекова.

По ее данным, за первые две недели работы нового онлайн-сервиса компания продала более 60 полисов обязательного автострахования в рассрочку.

Из девяти работающих в Казахстане компаний по страхованию жизни (КСЖ) только две оперативно предложили клиентам новый продукт, защищающий людей от COVID-19. Точнее, в начале года еще одна КСЖ продавала такой полис, но позже отказалась от него. По словам Нины Нурамбековой, самый популярный продукт компании Freedom Finance Life – это Corona Protect.

«С увеличением числа заболевших и жертв значительно возросло количество желающих застраховать жизнь и здоровье от этого заболевания. Заметно увеличилось и число работодателей, заключающих договор корпоративного страхования от коронавируса», – сообщила собеседница.

 Страхование от коронавируса во время пандемии – это не только инструмент мотивации ценных специалистов, но и психологическая поддержка при выходе на работу после изоляции. «Халык-Life» предложила рынку аналогичный продукт – Life-COVID-19, который также ориентирован на физических и юридических лиц.

«Этот полис предоставляет круглосуточную страховую защиту по всему миру, – говорит Айгуль Боранбаева. – Полис дает возможность застрахованному получить финансовую помощь для адаптации после выздоровления».

Выплаты

Центры выплат части страховых компаний на время карантина были переведены на дистанционный режим работы. Прием документов со всех городов до сих пор осуществляется онлайн через сайты компаний, мессенд­жеры, электронную почту и другие каналы коммуникации.

«Коммеск-Өмір» разрешила клиентам самостоятельно фотографировать обстоятельства наступления страхового случая, повреждения имущества и транспортных средств. «Оценка ущерба определяется на основании фотоматериала, – делится Олег Ханин. – Деятельность службы аварийных комиссаров переведена в формат дистанционного сопровождения по телефону».

Страховые компании соблюдали свои обязательства по выплатам, но и их количество в связи с карантином снизилось.

«Объемы выплат по сравнению с обычными рабочими днями сократились в разы, так как не работали суды. Сроки по выплатам не нарушались», – говорит Даурен Иманжанов.

По его информации, компания с 19 марта по 26 апреля осуществила 310 выплат на общую сумму 146,6 млн тенге.

В АФК прогнозируют резкий рост выплат в ближайшие месяцы.

«Кроме того, после выхода из карантина, возможно, вырастет количество страховых случаев, так как большой перерыв способствует снижению навыков и осторожности как при управлении транспортными средствами, так и в производственной деятельности», – предупреждает Ерлан Бурабаев.

Регулирование

Агентство по регулированию и развитию финансового рынка ввело временные надзорные послабления для страховых компаний, направленные на снижение последствий влияния коронавируса. В частности, были смягчены требования к рейтингам ценных бумаг, в которые страховщик может инвестировать.

«АРРФР оперативно отреагировало на сложившуюся ситуацию. Так, был предложен более либеральный подход к пруденциальному регулированию, что адекватно для функционирования страховых организаций в условиях кризиса», – считает Айгуль Боранбаева.

На карантине потребители финансовых услуг оценили удобство и скорость оформления электронных полисов, так как большая часть населения просто не могла выйти из дома.

«Мы готовим новый пакет предложений, который будет способствовать дальнейшему развитию дистанционных услуг на страховом рынке. Например, исключение требований по обязательному наличию документов для осуществления страховых выплат в бумажной форме», – сообщил управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png