Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


9286 просмотров

Зачем казахстанцам автостраховки онлайн

И чем они выгоднее

Фото: Shutterstock.com

С этого года самый востребованный в Казахстане страховой продукт – обязательную автостраховку – можно приобрести онлайн. Однако в конце мая сервис был фактически приостановлен из-за отказов со стороны государственных баз данных. «Курсив» выяснил у страховых компаний, восстановилась ли работа сервиса и почему страховаться онлайн, если есть такая возможность, выгоднее.

О сбоях в системе электронного оформления полисов ОГПО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельца) «Курсив» подробно писал в июне. Если вкратце, причина проблемы в том, что в бюджете на 2019 год не были выделены дополнительные средства на услуги связи для госорганов. Из-за отсутствия финансирования пропускная способность каналов связи ряда ведомств была снижена, в результате чего государственные базы данных (ГБД), обращение к которым необходимо для сверки персональных данных клиентов, перестали отвечать на запросы автолюбителей, желающих застраховаться онлайн. Проще говоря, госбазы не выдержали «лишней» нагрузки, а чиновники такой сценарий не предусмотрели.

Доступность сервиса

Опрос страховых компаний показал, что проблема до сих пор не решена.

«С 28 мая наблюдаются постоянные сбои при интеграции единой страховой базы данных и ГБД. Проблема связана со снижением пропускной способности канала, через который осуществляется связь с ГБД. Это повлекло отключение сверки данных страхователей, без которой невозможно оформить электронный полис на сайтах всех страховых компаний», – сообщил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

«К сожалению, на сегодня ситуация не изменилась, и недоступность «автогражданки» в онлайн-страховании присутствует. При попытке купить полис ОГПО через наш сайт возникают проблемы в виде отключения доступа к базе ГБД», – рассказал исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов.

В СК «НСК» сообщили, что проблемы на стороне интеграции с ГБД сохраняются. В СК «Номад Иншуранс» говорят о недоступности с конца мая части ГБД. Недовольство работой госбаз высказали еще две компании (официально отвечать на запрос они отказались).

Из опрошенных компаний две стоят особняком. В СК «Amanat» отметили, что сбои при работе с ГБД «присутствуют в небольших объемах».

«Как следствие, процесс покупки полиса занимает немного больше времени, так как требуется время для сверки информации о клиенте», – сообщил советник по digital-маркетингу Amanat Руслан Калигожин.

О положительном опыте сотрудничества с ГБД говорят в СК «Freedom Finance Insurance» (FFI). «Вот уже на протяжении нескольких месяцев все наши запросы отрабатываются достаточно быстро», – отметили в компании.

За исключением одной, все опрошенные компании начали предоставлять услугу онлайн-оформления с 1 января текущего года. FFI получила страховую лицензию 4 мая и внедрила электронный сервис «практически сразу». По информации FFI, 100% розничных продаж компании приходится именно на онлайн-страхование.

«Мы полностью отказались от филиалов и работы со страховыми агентами, а полисы продаем на сайте, в страховых терминалах в автоЦОНах и терминалах QIWI. Что касается традиционных методов продаж, то у нас существуют корпоративные продажи. Именно на них и приходятся традиционные полисы», – рассказали в FFI. 

Главный стимул для автолюбителя оформить страховку онлайн – это скидка в размере до 10% от стоимости полиса. Максимальный размер скидки утвержден на законодательном уровне, превышать его нельзя. Однако не все компании из опрошенных сейчас готовы предоставлять скидку.

«На текущий момент скидка на сайте не предусмотрена в связи с тем, что идут частые сбои, – сообщили в СК «Номад Иншуранс». – Если мы объявим о возможности получения скидки, при этом на сайте клиент не сможет застраховаться, он потребует скидку, придя в офис. А по закону скидку до 10% мы имеем право давать только при страховании онлайн. Поэтому пока не будет отлажен процесс онлайн, мы не включаем возможность предоставления данной скидки».

При этом из компаний, раскрывших «Курсиву» данные по продажам полисов ОГПО, у «Номад Иншуранс» самый высокий показатель. 

Сроки выплат

Конкуренция за клиента сводится не только к скорости и удобству онлайн-оформления, но и к сокращению сроков страховых выплат. По закону страховое возмещение в рамках ОГПО производится в течение 15 рабочих дней со дня получения страховщиком документов, напоминает Олег Ханин. В «Коммеск-Өмір», по его словам, за первое полугодие 2019 года 95% страховых выплат по обязательному автострахованию были осуществлены не позднее семи рабочих дней.

В «Номад Иншуранс» рассказали о запуске услуги быстрой выплаты – в течение трех-пяти дней. «Пока мы тестируем ее в Алматы, в ближайшее время планируем внедрить по всему Казахстану», – добавили в компании.

В Amanat утверждают, что в определенных случаях могут оформить выплату за день.

«Если ни одному из участников ДТП не нанесен вред здоровью и жизни, винов­ник очевиден и скрытые дефекты отсутствуют, мы можем осуществить страховые выплаты в течение одного рабочего дня после наступления страхового случая», – говорит Руслан Калигожин.

Клиент НСК, по данным компании, получает выплату в течение пяти рабочих дней с момента предоставления последнего документа.

«В августе планируется приступить к реализации проекта по сокращению срока выплаты до двух-трех дней с даты ДТП. Размер выплаты будет составлять 85–90% от размера ущерба», – сообщили в НСК.

FFI запустила сервис выплат на месте с суммой компенсации до 350 тыс. тенге. Аварийный комиссар компании фотографирует повреждения автомобиля и отправляет фото круглосуточно работающим оценщикам, что позволяет оценить повреждения прямо на месте ДТП.

«Если ущерб оценивается в 350 тыс. тенге и меньше, а пострадавший автовладелец согласен получить выплату, компенсация поступает на его банковскую карту в течение часа после оценки. Сумма установлена по итогам исследования, показавшего, что в 86% всех аварий в Казахстане ущерб в среднем составил 344 тыс. тенге», – рассказали в FFI.

В «Евразии» срок выплаты страхового возмещения составляет пять рабочих дней, говорит Шакир Иминов.

«Мы двумя руками за быстрые выплаты в течение трех-пяти дней, но никак не на месте. Для нас крайне важно, чтобы возмещение клиенту было сделано в полной мере с учетом детальной оценки – только в таком случае клиент останется доволен страховой выплатой. Кому-то может показаться удобным получить выплату на месте, однако мы считаем, что при таком раскладе выплаты будут занижены страховой компанией. Надо понимать, что после ДТП люди всегда находятся в шоковом состоянии и могут согласиться со всеми предложенными условиями, а в итоге после подписания всех бумаг и получения выплаты на месте суммы не хватит для покрытия полного и качественного ремонта», – пояснил он.

Компании: самооценка

По словам Шакира Иминова, «Евразия» со дня открытия никогда не позиционировала себя в качестве компании, которая стимулирует клиентов акциями или подарками.

«Наш способ продвижения отличается от традиционных, – говорит он. – Мы никогда не размещаем рекламу на телевидении или радио, не ставим билбордов, не проводим розыгрышей и не дарим бензин. Как тогда к нам идут клиенты? Из-за наших выплат».

По его информации, компания ежемесячно осуществляет страховые выплаты в пользу 1500–1800 автовладельцев и в объеме 600–620 млн тенге, при этом выплаты свыше 1 млн тенге на сегодня получил 681 клиент.

«Единственная услуга, которую выдает страховая компания, – это не премии, активы, собственный капитал или другие показатели, а только страховые выплаты. Именно по этому показателю оценивается страховая компания в глазах клиентов», – считает представитель «Евразии».

«Номад Иншуранс» входит в топ-3 страховых компаний, при этом единственная из тройки не принадлежит никакой финансовой группе, подчеркнули в организации: «Мы – чисто рыночная компания. Главные наши плюсы – большая сеть офисов и агентов, высокий уровень обслуживания, круглосуточный call-центр и стабильное финансовое положение».

«Удобный интерфейс сайта, который постоянно развивается (для оформления электронного полиса), круглосуточное сопровождение клиента операторами call-центра, круглосуточная служба аварийных комиссаров, доставка полисов на дом или на работу клиенту, справедливые выплаты, почти 28-летний опыт в сфере страхования, полезные сувениры для автомобилистов», – перечислил преимущества «Коммеск-Өмір» глава компании Олег Ханин.

Amanat старается привлечь клиентов в том числе бесплатной технической помощью в режиме 24/7.

«Наш аварком поможет запустить двигатель при севшем аккумуляторе, дозаправит топ­ливом, заменит или подкачает колесо. При поломке авто, даже если это проблема механического характера, мы предоставляем клиенту эвакуатор бесплатно. При ДТП мы всегда рядом с клиентом: за него собираем все документы, от его лица проводим переговоры с участниками ДТП и сотрудниками полиции, угощаем полезным перекусом, при необходимости вызываем такси и эвакуатор, осуществляем выплату за один рабочий день. Все эти услуги доступны круг­лосуточно», – говорит Руслан Калигожин.

«Клиент, желающий оформить ОГПО, должен в первую очередь сам понимать, что для него главное – это выбрать надежного партнера и иметь собственный взгляд на выбор. Сейчас на рынке много предложений, акций, лозунгов, мы же просто делаем и показываем всем, что мы ответственная компания и наш клиент в надежных руках», – отметили в НСК.

«Отказ от филиалов, страховых агентов и привычных схем дистрибуции позволил нам полностью сконцентрироваться на онлайн-страховании, а сэкономленные деньги потратить на IT-инфраструктуру, удобный сервис и дополнительные бонусы для клиентов. Философия Freedom Finance Insurance проста: если автовладелец выбирает наш полис, он не оплачивает комиссии посредников и аренду филиалов – он платит за надежное страхование, быстрые выплаты и возможность принять участие в розыгрыше 20 автомобилей и 1000 ценных призов: смартфонов, ноутбуков, телевизоров, видеорегистраторов и пауэрбанков», – сообщили в FFI.

strakh.PNG

 


1447 просмотров

Какие изменения могут произойти на страховом рынке Казахстана

Страховщики обсуждают новую дорожную карту развития отрасли 

Фото: Shutterstock

Страховое сообщество вынесло на обсуждение дорожную карту развития отрасли до 2025 года. Она предполагает внедрение новых услуг, либерализацию регулирования и большую открытость страховых компаний.

Разработать собственную дорожную карту страховщикам предложил глава Нацбанка на встрече с профучастниками минувшей зимой. Инициатива не случайна: на протяжении трех последних лет, несмотря на постоянный рост показателей в номинальном выражении, наблюдается снижение доли страхового рынка по отношению к ВВП. По данным Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), активы страховых компаний снизились с 1,82% к ВВП в 2016 году до 1,78% в 2018-м, страховые премии за этот же период уменьшились с 0,76 до 0,65%.

«Рынок страховых услуг не должен стоять на месте и уже сейчас формирует новую повестку. Надеемся, что предложения будут положительно восприняты и дорожная карта будет утверждена регулятором», – поделился мнением управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев. 

Условно дорожную карту можно разделить на три больших блока: совершенствование регулирования, изменение спектра услуг компаний по страхованию жизни и перемены в деятельности компаний по общему страхованию. 

Общее страхование

О росте мошеннических операций на страховом рынке проф­участники говорят последние 5 лет. Из-за нежелания бизнеса открыто признавать убытки и собственные проколы официальной статистики по аферам нет. В частной беседе страховщики говорят, что выплаты по таким операциям составляют от 5 до 15% в общем портфеле страховых выплат. По оценкам рынка, существует четыре вида страховок, на которые приходится 90% всех мошенничеств: обязательное автострахование, добровольное автострахование, страхование грузов и страхование товара на складе. 

Для эффективной борьбы с сомнительными случаями страховщики предлагают ввести в Уголовный кодекс новый термин – «мошенничество в сфере страхования».

«Дело в том, что в рамках существующего законодательства по многим страховым случаям, несмотря на подозрение на мошеннические действия, страховая компания вынуждена осуществлять выплаты в установленные сроки, а права на приостановление выплаты для проведения расследования у страховщика нет», – объяснил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

По словам участников рынка, у страховщиков отсутствуют инструменты, позволяющие доказать свою позицию в споре, нет возможности использовать институт расследования в рамках уголовного дела для сбора доказательств по гражданскому иску. 

Безымянный_53.png

«Бонус-малус»

Но жулики не единственная беда самого массового класса – обязательного автострахования. В настоящее время расчет коэффициента «бонус-малус» осуществляется без учета страховых случаев водителей, действующих от лица юридических лиц.

«Этот коэффициент применяется при оформлении договоров «физиков». Однако большой процент ДТП выпадает на водителей, являющихся сотрудниками компаний, автопарков. Стоимость страхования для них не увеличивается после ДТП, как это происходит с физическими лицами, хотя частота страховых случаев достаточно высокая», – отметил г-н Ханин.

За прозрачность и онлайн

Представители СК «Amanat» считают, что отчетность, которую представляют страховщики Нацбанку, формальна и неинформативна.

«Каждый страховщик должен публиковать чистые собранные премии и валовые собранные премии от аффилированных лиц, государственных учреждений и организаций с участием государства. Кроме того, нужно сообщать о среднем размере агентского вознаграждения в разрезе по классам страхования. Это поможет сделать наш рынок прозрачнее», – объяснила начальник юридического отдела Amanat Ажар Атымтаева.

Еще страховщики предлагают перевести все бизнес-процессы страхового рынка (заключение договоров страхования, андеррайтинг, перестрахование, выплаты, риск-менеджмент, противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма) в электронный формат взаимодействия. «Это позволит применять современные технологии, такие как искусственный интеллект, Big Data, блокчейн, а также создавать новые продукты, повышать качество и скорость обслуживания, снижать административные расходы», – убежден г-н Ханин. 

Страхование жизни

Самые большие надежды на отраслевую дорожную карту возлагают компании по страхованию жизни (КСЖ). По данным Нацбанка, на 1 июля все страховые компании страны собрали 254,9 млрд тенге премий, из них на КСЖ пришлось всего 66,7 млрд. 

Страховщики намерены пролоббировать поправки в пенсионное законодательство, которые позволят заключать договоры пенсионного аннуитета с клиентами моложе 50–55 лет.

«Внедрение инструмента отложенного пенсионного аннуитета или пенсионного плана позволит привлечь работающее население, имеющее достаточные накопления, к участию в заблаговременном обеспечении своей достойной пенсии, снижению социальной нагрузки на государство», – рассказал управляющий директор КСЖ «Халык-Life» Виталий Любимов.

Еще один новый вид страхования – супружеский аннуитет.

«Часто в семье высокий заработок у одного члена (обычно это муж), а неработающие супруги накапливают небольшие суммы на счетах ЕНПФ. Поэтому мы предлагаем дать право семейным парам заключать совместный пенсионный аннуитет, чтобы второй супруг получал от 70 до 100% выплат от текущего аннуитета в зависимости от их договора», – поделился г-н Любимов. 

Знания и налоги

В январе 2013 года в стране начала работать Государственная образовательная накопительная система (ГОНС). Любой гражданин Казахстана может открыть на свое имя либо на имя своего ребенка депозит, которым впоследствии оплатит его обучение. Ставки здесь сверхпривлекательные, до 10,5% годовых, и ежегодная премия от государства в размере 5–7%. 

«Компании по страхованию жизни как минимум вправе участвовать в этом проекте, так как это один из классических продуктов КСЖ. Кроме того, если случится форс-мажор с родителем, то по условиям страхования наша выплата покроет расходы на обучение ребенка», – отметил г-н Любимов.

«Банки не сильно заинтересованы в развитии этого продукта: его тяжело продавать. А у нас есть агенты, которые могут все объяснить людям. Мы не конкуренты банкам: кто-то из потенциальных клиентов выберет страховые компании, а кто-то решит довериться банкам», – подчеркнул г-н Чегебаев.

Участники рынка говорят, что Нацбанк и Финансовый центр (государственный оператор в сфере ГОНС) поддерживают эту идею.

Еще представителям регулятора понравилась идея налогового стимулирования клиентов КСЖ. Компании предлагают ввести налоговый вычет по расходам на уплату страховых премий по договорам накопительного страхования жизни со сроком накопления 5 лет и более.

«Чтобы у людей не было соблазна уйти от налогов с помощью нас, мы предложили ввести ограничения, – пояснил г-н Любимов. – Так, общая сумма налогового вычета не должна превышать 48-кратный размер минимальной заработной платы».

Время обсуждать 

Первая дорожная карта в страховой отрасли была разработана в 2015 году. В АФК говорят, что она касалась онлайн-страхования и фактически была реализована поправками 2018 года.

«Нацбанк имеет высокую заинтересованность в дальнейшем развитии страхового рынка и с готовностью рассматривает предложения рынка. Ассоциация финансистов рассчитывает, что по представленным в регулятор предложениям в ближайшее время начнется активное обсуждение», – заключил Ерлан Бурабаев.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций