Перейти к основному содержанию

1 просмотр

Зачем казахстанцам автостраховки онлайн

И чем они выгоднее

Фото: Shutterstock.com

С этого года самый востребованный в Казахстане страховой продукт – обязательную автостраховку – можно приобрести онлайн. Однако в конце мая сервис был фактически приостановлен из-за отказов со стороны государственных баз данных. «Курсив» выяснил у страховых компаний, восстановилась ли работа сервиса и почему страховаться онлайн, если есть такая возможность, выгоднее.

О сбоях в системе электронного оформления полисов ОГПО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельца) «Курсив» подробно писал в июне. Если вкратце, причина проблемы в том, что в бюджете на 2019 год не были выделены дополнительные средства на услуги связи для госорганов. Из-за отсутствия финансирования пропускная способность каналов связи ряда ведомств была снижена, в результате чего государственные базы данных (ГБД), обращение к которым необходимо для сверки персональных данных клиентов, перестали отвечать на запросы автолюбителей, желающих застраховаться онлайн. Проще говоря, госбазы не выдержали «лишней» нагрузки, а чиновники такой сценарий не предусмотрели.

Доступность сервиса

Опрос страховых компаний показал, что проблема до сих пор не решена.

«С 28 мая наблюдаются постоянные сбои при интеграции единой страховой базы данных и ГБД. Проблема связана со снижением пропускной способности канала, через который осуществляется связь с ГБД. Это повлекло отключение сверки данных страхователей, без которой невозможно оформить электронный полис на сайтах всех страховых компаний», – сообщил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

«К сожалению, на сегодня ситуация не изменилась, и недоступность «автогражданки» в онлайн-страховании присутствует. При попытке купить полис ОГПО через наш сайт возникают проблемы в виде отключения доступа к базе ГБД», – рассказал исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов.

В СК «НСК» сообщили, что проблемы на стороне интеграции с ГБД сохраняются. В СК «Номад Иншуранс» говорят о недоступности с конца мая части ГБД. Недовольство работой госбаз высказали еще две компании (официально отвечать на запрос они отказались).

Из опрошенных компаний две стоят особняком. В СК «Amanat» отметили, что сбои при работе с ГБД «присутствуют в небольших объемах».

«Как следствие, процесс покупки полиса занимает немного больше времени, так как требуется время для сверки информации о клиенте», – сообщил советник по digital-маркетингу Amanat Руслан Калигожин.

О положительном опыте сотрудничества с ГБД говорят в СК «Freedom Finance Insurance» (FFI). «Вот уже на протяжении нескольких месяцев все наши запросы отрабатываются достаточно быстро», – отметили в компании.

За исключением одной, все опрошенные компании начали предоставлять услугу онлайн-оформления с 1 января текущего года. FFI получила страховую лицензию 4 мая и внедрила электронный сервис «практически сразу». По информации FFI, 100% розничных продаж компании приходится именно на онлайн-страхование.

«Мы полностью отказались от филиалов и работы со страховыми агентами, а полисы продаем на сайте, в страховых терминалах в автоЦОНах и терминалах QIWI. Что касается традиционных методов продаж, то у нас существуют корпоративные продажи. Именно на них и приходятся традиционные полисы», – рассказали в FFI. 

Главный стимул для автолюбителя оформить страховку онлайн – это скидка в размере до 10% от стоимости полиса. Максимальный размер скидки утвержден на законодательном уровне, превышать его нельзя. Однако не все компании из опрошенных сейчас готовы предоставлять скидку.

«На текущий момент скидка на сайте не предусмотрена в связи с тем, что идут частые сбои, – сообщили в СК «Номад Иншуранс». – Если мы объявим о возможности получения скидки, при этом на сайте клиент не сможет застраховаться, он потребует скидку, придя в офис. А по закону скидку до 10% мы имеем право давать только при страховании онлайн. Поэтому пока не будет отлажен процесс онлайн, мы не включаем возможность предоставления данной скидки».

При этом из компаний, раскрывших «Курсиву» данные по продажам полисов ОГПО, у «Номад Иншуранс» самый высокий показатель. 

Сроки выплат

Конкуренция за клиента сводится не только к скорости и удобству онлайн-оформления, но и к сокращению сроков страховых выплат. По закону страховое возмещение в рамках ОГПО производится в течение 15 рабочих дней со дня получения страховщиком документов, напоминает Олег Ханин. В «Коммеск-Өмір», по его словам, за первое полугодие 2019 года 95% страховых выплат по обязательному автострахованию были осуществлены не позднее семи рабочих дней.

В «Номад Иншуранс» рассказали о запуске услуги быстрой выплаты – в течение трех-пяти дней. «Пока мы тестируем ее в Алматы, в ближайшее время планируем внедрить по всему Казахстану», – добавили в компании.

В Amanat утверждают, что в определенных случаях могут оформить выплату за день.

«Если ни одному из участников ДТП не нанесен вред здоровью и жизни, винов­ник очевиден и скрытые дефекты отсутствуют, мы можем осуществить страховые выплаты в течение одного рабочего дня после наступления страхового случая», – говорит Руслан Калигожин.

Клиент НСК, по данным компании, получает выплату в течение пяти рабочих дней с момента предоставления последнего документа.

«В августе планируется приступить к реализации проекта по сокращению срока выплаты до двух-трех дней с даты ДТП. Размер выплаты будет составлять 85–90% от размера ущерба», – сообщили в НСК.

FFI запустила сервис выплат на месте с суммой компенсации до 350 тыс. тенге. Аварийный комиссар компании фотографирует повреждения автомобиля и отправляет фото круглосуточно работающим оценщикам, что позволяет оценить повреждения прямо на месте ДТП.

«Если ущерб оценивается в 350 тыс. тенге и меньше, а пострадавший автовладелец согласен получить выплату, компенсация поступает на его банковскую карту в течение часа после оценки. Сумма установлена по итогам исследования, показавшего, что в 86% всех аварий в Казахстане ущерб в среднем составил 344 тыс. тенге», – рассказали в FFI.

В «Евразии» срок выплаты страхового возмещения составляет пять рабочих дней, говорит Шакир Иминов.

«Мы двумя руками за быстрые выплаты в течение трех-пяти дней, но никак не на месте. Для нас крайне важно, чтобы возмещение клиенту было сделано в полной мере с учетом детальной оценки – только в таком случае клиент останется доволен страховой выплатой. Кому-то может показаться удобным получить выплату на месте, однако мы считаем, что при таком раскладе выплаты будут занижены страховой компанией. Надо понимать, что после ДТП люди всегда находятся в шоковом состоянии и могут согласиться со всеми предложенными условиями, а в итоге после подписания всех бумаг и получения выплаты на месте суммы не хватит для покрытия полного и качественного ремонта», – пояснил он.

Компании: самооценка

По словам Шакира Иминова, «Евразия» со дня открытия никогда не позиционировала себя в качестве компании, которая стимулирует клиентов акциями или подарками.

«Наш способ продвижения отличается от традиционных, – говорит он. – Мы никогда не размещаем рекламу на телевидении или радио, не ставим билбордов, не проводим розыгрышей и не дарим бензин. Как тогда к нам идут клиенты? Из-за наших выплат».

По его информации, компания ежемесячно осуществляет страховые выплаты в пользу 1500–1800 автовладельцев и в объеме 600–620 млн тенге, при этом выплаты свыше 1 млн тенге на сегодня получил 681 клиент.

«Единственная услуга, которую выдает страховая компания, – это не премии, активы, собственный капитал или другие показатели, а только страховые выплаты. Именно по этому показателю оценивается страховая компания в глазах клиентов», – считает представитель «Евразии».

«Номад Иншуранс» входит в топ-3 страховых компаний, при этом единственная из тройки не принадлежит никакой финансовой группе, подчеркнули в организации: «Мы – чисто рыночная компания. Главные наши плюсы – большая сеть офисов и агентов, высокий уровень обслуживания, круглосуточный call-центр и стабильное финансовое положение».

«Удобный интерфейс сайта, который постоянно развивается (для оформления электронного полиса), круглосуточное сопровождение клиента операторами call-центра, круглосуточная служба аварийных комиссаров, доставка полисов на дом или на работу клиенту, справедливые выплаты, почти 28-летний опыт в сфере страхования, полезные сувениры для автомобилистов», – перечислил преимущества «Коммеск-Өмір» глава компании Олег Ханин.

Amanat старается привлечь клиентов в том числе бесплатной технической помощью в режиме 24/7.

«Наш аварком поможет запустить двигатель при севшем аккумуляторе, дозаправит топ­ливом, заменит или подкачает колесо. При поломке авто, даже если это проблема механического характера, мы предоставляем клиенту эвакуатор бесплатно. При ДТП мы всегда рядом с клиентом: за него собираем все документы, от его лица проводим переговоры с участниками ДТП и сотрудниками полиции, угощаем полезным перекусом, при необходимости вызываем такси и эвакуатор, осуществляем выплату за один рабочий день. Все эти услуги доступны круг­лосуточно», – говорит Руслан Калигожин.

«Клиент, желающий оформить ОГПО, должен в первую очередь сам понимать, что для него главное – это выбрать надежного партнера и иметь собственный взгляд на выбор. Сейчас на рынке много предложений, акций, лозунгов, мы же просто делаем и показываем всем, что мы ответственная компания и наш клиент в надежных руках», – отметили в НСК.

«Отказ от филиалов, страховых агентов и привычных схем дистрибуции позволил нам полностью сконцентрироваться на онлайн-страховании, а сэкономленные деньги потратить на IT-инфраструктуру, удобный сервис и дополнительные бонусы для клиентов. Философия Freedom Finance Insurance проста: если автовладелец выбирает наш полис, он не оплачивает комиссии посредников и аренду филиалов – он платит за надежное страхование, быстрые выплаты и возможность принять участие в розыгрыше 20 автомобилей и 1000 ценных призов: смартфонов, ноутбуков, телевизоров, видеорегистраторов и пауэрбанков», – сообщили в FFI.

strakh.PNG

 

872 просмотра

Необычные полисы придали импульс китайскому страховому бизнесу

Высокий уровень проникновения интернета в стране позволяет страховщикам предлагать свои продукты при помощи мобильных приложений

Фото: Shutterstock.com

Всего $70 в год нужно для того, чтобы один из самых крупных в Китае онлайн-страховщиков сделал единовременную выплату родителям в случае, если их ребенок пропадет без вести. Этот вид страховки лишь один из многих других, которые продает компания ZhongAn Online Property & Casualty Insurance. На рынке она существует около шести лет. 

Среди ее акционеров такие китайские технологические гиганты, как Ant Financial Services, Tencent Holdings и Ping An Insurance. По условиям страхового полиса после его покупки родители могут отправить мазок изо рта ребенка в лабораторию для бесплатного анализа ДНК. В случае, если ребенок в возрасте до 14 лет пропал без вести, держатели полиса могут рассчитывать на страховую выплату в размере 200 тыс. юаней ($28 тыс.).

Индустрия онлайн-страхования в Китае переживает настоящий бум. Во многом это происходит благодаря широкому распространению необычных полисов, которые эксплуатируют страхи людей по поводу маловероятных событий (вроде неэффективной вакцинации) или часто случающихся мелких неприятностей (например, задержка доставки интернет-заказа или разбитый экран смартфона). Высокий уровень проникновения интернета (в Китае более 800 млн человек используют мобильные устройства для выхода в Сеть) позволил страховщикам вывести на рынок новые продукты. Благодаря мобильным приложениям и невысоким премиям они доступны огромному числу людей. Кроме того, покупая страховой полис ZhongAn, клиенты могут сразу же оплатить его при помощи Alipay или WeChat Pay, популярных мобильных платежных систем, принадлежащих компаниям Ant и Tencent. 

По данным Wind Information, в прошлом году объем страховых премий, собранных онлайн-страховщиками, составил 189 млрд юаней ($26,6 млрд) – почти 5% от всего рынка страхования. Лицензии на продажу страховых полисов онлайн в КНР имеют свыше 100 организаций, включая компании по страхованию жизни и ущерба.

Бурный рост

Страховая индустрия в КНР действительно растет очень быстро. Размер премий в ZhongAn, например, рос ежегодно начиная с 2013 года, когда была основана компания. Помимо простого извлечения доходов онлайн-страховщики также собирают данные у своих клиентов, чтобы помочь им оценить риски и вероятность будущих выплат, что может стать ключом к их дальнейшей прибыльности.

В прошлом году ZhongAn продала полисы более чем 400 млн клиентам в Китае, средний размер страховой премии составил 287 юаней (около $4). Большую часть дохода приносят недорогие полисы ценой до 1 юаня, как тот, что покрывает расходы на доставку заказа. В отличие от традиционных страховых компаний, которые для привлечения и удержания клиентов полагаются на десятки тысяч агентов, ZhongAn использует роботов-консультантов и продает полисы через мобильную платформу, которой управляют Alibaba, сайт для путешествий Ctrip и другие компании.

В 2017-м для финансирования своей экспансии ZhongAn привлекла на IPO в Гонконге около $1,75 млрд, с тех пор объем премий рос ежегодно. В августе 2019-го компания сообщила об убытках от андеррайтинга за первое полугодие в размере 492 млн юаней. При этом чистая прибыль компании составила 94,5 млн юаней, в том числе благодаря инвестдоходу. В 2018 году компания сообщила об убытках от страховой деятельности в размере 1,8 млрд юаней, которые она списала на расходы в связи с рыночной экспансией и андеррайтингом. Сегодня акции компании торгуются на треть меньше цены IPO.

По мнению отраслевых аналитиков, ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики в качестве своего главного приоритета видят увеличение рыночной доли, а не повышение доходности. «На китайском рынке акцент все еще делается на доле рынка», – говорит Сэм Радван, управляющий партнер консалтинговой фирмы Enhance International. В долгосрочной перспективе такая стратегия может себя не оправдать, считает он. По словам эксперта, если сейчас онлайн-страховщики привлекают потребителей продуктами с низкими взносами, то в будущем, когда они попытаются получить прибыль за счет повышения премий, им будет непросто удержать своих клиентов.

Впрочем, один продукт ZhongAn вовсе не требует никаких взносов. Достаточно зарегистрироваться и записывать свои ежедневные действия при помощи мобильного приложения страховщика. В зависимости от того, как много они двигаются, клиенты могут рассчитывать на медстраховку в размере до 50 тыс. юаней в год. В рамках плана предусмотрены единовременные выплаты в случае, если у держателей полиса будет диагностировано любое из 70 критических заболеваний или патологий, включая рак. С момента запуска этого плана в конце 2015 года соответствующую регистрацию прошло более 26 млн человек. Теперь компания пытается продать им другие страховые продукты.

По словам Майкла Пауэрса, профессора математики по анализу рисков Университета Цинхуа в Пекине, предоставление бесплатной страховки может оказаться дорогостоящим мероприятием. Тем не менее возможны и некоторые преимущества. 

«Это своего рода традиционный маркетинг, цель которого – привлечь внимание клиентов», – говорит Пауэрс. По его словам, такие продукты могут помочь ZhongAn создать базу данных людей, чтобы в будущем предлагать им любые другие полисы. Также это может помочь в получении данных, например, о том, как физические упражнения коррелируют с медицинскими расходами, что может быть полезно для будущего андеррайтинга.

рост премий.jpg

клиентская база.jpg

Устранение пробелов

Еще один недорогой и очень популярный полис ZhongAn при ежегодной премии в сумме 136 юаней предусматривает покрытие расходов на лечение в размере до 6 млн юаней сверх того, что покрывается государственным медстрахованием.

Поскольку расходы на лечение в госклиниках в Китае относительно небольшие, а государственное медстрахование практически универсальное, маловероятно, что большинство людей готовы нести чрезвычайно высокие расходы на лечение в Китае.

Однако некоторые виды лечения госстраховкой не покрываются или покрываются не полностью. Такие серьезные заболевания, как рак, зачастую требуют более дорогостоящего лечения. Удовлетворить растущее стремление потребителей к более качественному лечению рака в других странах призвана премиальная услуга, покрывающая медицинские расходы на лечение в Японии на сумму до 1 млн юаней, которую страхователи могут приобрести за дополнительные 45 юаней. «Частные медстраховки на большую сумму популярны в КНР главным образом потому, что здесь все еще есть большие пробелы в области здравоохранения», – говорит Стивен Чен, директор сингапурской консалтинговой компании Oliver Wyman. 

потери растут.jpg

Другие продукты ZhongAn в большей степени соответствуют традиционным видам страхования, но при этом компания использует преимущества интернет-маркетинга. Например, 43-летний сельхозработник Ма Вэйжань говорит, что в прошлом году за 30 юаней приобрел в ZhongAn страховку от несчастных случаев, которая защищает от целого ряда травм. В этом году его укусила собака и ему пришлось заплатить 1800 юаней за укол против бешенства. После подачи онлайн-заявления в ZhongAn компания в течение нескольких недель возместила ему 90% расходов на лечение. «Это даже удобнее, чем связываться с агентом», – отмечает Ма, имея в виду процесс подачи заявления через интернет. После этого он приобрел такой же полис для жены и родителей.

Расходы на привлечение

По словам Чэнь Дунмэй, адъюнкт-профессора по страхованию Фуданьского университета в Шанхае, ZhongAn может понести серьезные затраты на привлечение клиентов, поскольку каналы сбыта, которые помогают ей выходить на потребителей, могут при продаже полисов взимать огромные комиссионные.

Аналитикам пока неясно, смогут ли ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики зарабатывать в долгосрочной перспективе, особенно с помощью нетрадиционных полисов. Они делают «ставку на то, что результаты андеррайтинга будут соответствовать тому, что они думают, хотя эти результаты не были протестированы и на рынке не было большого количества данных», говорит страховой консультант Радван.

Тем временем ZhongAn для привлечения клиентов начала использовать игры и другие необычные способы. Так, в мобильном приложении компании люди могут угадывать состояние фондового рынка Китая и участвовать в розыгрыше iPhone. Отвечая на вопрос журналиста WSJ, представитель ZhongAn заявила, что компания хочет улучшить взаимодействие с потребителями, используя «простые и увлекательные действия» с целью «постепенно изменить стереотипы потребителей по поводу страхования».
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций