Зачем казахстанцам автостраховки онлайн

И чем они выгоднее

Фото: Shutterstock.com

С этого года самый востребованный в Казахстане страховой продукт – обязательную автостраховку – можно приобрести онлайн. Однако в конце мая сервис был фактически приостановлен из-за отказов со стороны государственных баз данных. «Курсив» выяснил у страховых компаний, восстановилась ли работа сервиса и почему страховаться онлайн, если есть такая возможность, выгоднее.

О сбоях в системе электронного оформления полисов ОГПО (обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельца) «Курсив» подробно писал в июне. Если вкратце, причина проблемы в том, что в бюджете на 2019 год не были выделены дополнительные средства на услуги связи для госорганов. Из-за отсутствия финансирования пропускная способность каналов связи ряда ведомств была снижена, в результате чего государственные базы данных (ГБД), обращение к которым необходимо для сверки персональных данных клиентов, перестали отвечать на запросы автолюбителей, желающих застраховаться онлайн. Проще говоря, госбазы не выдержали «лишней» нагрузки, а чиновники такой сценарий не предусмотрели.

Доступность сервиса

Опрос страховых компаний показал, что проблема до сих пор не решена.

«С 28 мая наблюдаются постоянные сбои при интеграции единой страховой базы данных и ГБД. Проблема связана со снижением пропускной способности канала, через который осуществляется связь с ГБД. Это повлекло отключение сверки данных страхователей, без которой невозможно оформить электронный полис на сайтах всех страховых компаний», – сообщил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

«К сожалению, на сегодня ситуация не изменилась, и недоступность «автогражданки» в онлайн-страховании присутствует. При попытке купить полис ОГПО через наш сайт возникают проблемы в виде отключения доступа к базе ГБД», – рассказал исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов.

В СК «НСК» сообщили, что проблемы на стороне интеграции с ГБД сохраняются. В СК «Номад Иншуранс» говорят о недоступности с конца мая части ГБД. Недовольство работой госбаз высказали еще две компании (официально отвечать на запрос они отказались).

Из опрошенных компаний две стоят особняком. В СК «Amanat» отметили, что сбои при работе с ГБД «присутствуют в небольших объемах».

«Как следствие, процесс покупки полиса занимает немного больше времени, так как требуется время для сверки информации о клиенте», – сообщил советник по digital-маркетингу Amanat Руслан Калигожин.

О положительном опыте сотрудничества с ГБД говорят в СК «Freedom Finance Insurance» (FFI). «Вот уже на протяжении нескольких месяцев все наши запросы отрабатываются достаточно быстро», – отметили в компании.

За исключением одной, все опрошенные компании начали предоставлять услугу онлайн-оформления с 1 января текущего года. FFI получила страховую лицензию 4 мая и внедрила электронный сервис «практически сразу». По информации FFI, 100% розничных продаж компании приходится именно на онлайн-страхование.

«Мы полностью отказались от филиалов и работы со страховыми агентами, а полисы продаем на сайте, в страховых терминалах в автоЦОНах и терминалах QIWI. Что касается традиционных методов продаж, то у нас существуют корпоративные продажи. Именно на них и приходятся традиционные полисы», – рассказали в FFI. 

Главный стимул для автолюбителя оформить страховку онлайн – это скидка в размере до 10% от стоимости полиса. Максимальный размер скидки утвержден на законодательном уровне, превышать его нельзя. Однако не все компании из опрошенных сейчас готовы предоставлять скидку.

«На текущий момент скидка на сайте не предусмотрена в связи с тем, что идут частые сбои, – сообщили в СК «Номад Иншуранс». – Если мы объявим о возможности получения скидки, при этом на сайте клиент не сможет застраховаться, он потребует скидку, придя в офис. А по закону скидку до 10% мы имеем право давать только при страховании онлайн. Поэтому пока не будет отлажен процесс онлайн, мы не включаем возможность предоставления данной скидки».

При этом из компаний, раскрывших «Курсиву» данные по продажам полисов ОГПО, у «Номад Иншуранс» самый высокий показатель. 

Сроки выплат

Конкуренция за клиента сводится не только к скорости и удобству онлайн-оформления, но и к сокращению сроков страховых выплат. По закону страховое возмещение в рамках ОГПО производится в течение 15 рабочих дней со дня получения страховщиком документов, напоминает Олег Ханин. В «Коммеск-Өмір», по его словам, за первое полугодие 2019 года 95% страховых выплат по обязательному автострахованию были осуществлены не позднее семи рабочих дней.

В «Номад Иншуранс» рассказали о запуске услуги быстрой выплаты – в течение трех-пяти дней. «Пока мы тестируем ее в Алматы, в ближайшее время планируем внедрить по всему Казахстану», – добавили в компании.

В Amanat утверждают, что в определенных случаях могут оформить выплату за день.

«Если ни одному из участников ДТП не нанесен вред здоровью и жизни, винов­ник очевиден и скрытые дефекты отсутствуют, мы можем осуществить страховые выплаты в течение одного рабочего дня после наступления страхового случая», – говорит Руслан Калигожин.

Клиент НСК, по данным компании, получает выплату в течение пяти рабочих дней с момента предоставления последнего документа.

«В августе планируется приступить к реализации проекта по сокращению срока выплаты до двух-трех дней с даты ДТП. Размер выплаты будет составлять 85–90% от размера ущерба», – сообщили в НСК.

FFI запустила сервис выплат на месте с суммой компенсации до 350 тыс. тенге. Аварийный комиссар компании фотографирует повреждения автомобиля и отправляет фото круглосуточно работающим оценщикам, что позволяет оценить повреждения прямо на месте ДТП.

«Если ущерб оценивается в 350 тыс. тенге и меньше, а пострадавший автовладелец согласен получить выплату, компенсация поступает на его банковскую карту в течение часа после оценки. Сумма установлена по итогам исследования, показавшего, что в 86% всех аварий в Казахстане ущерб в среднем составил 344 тыс. тенге», – рассказали в FFI.

В «Евразии» срок выплаты страхового возмещения составляет пять рабочих дней, говорит Шакир Иминов.

«Мы двумя руками за быстрые выплаты в течение трех-пяти дней, но никак не на месте. Для нас крайне важно, чтобы возмещение клиенту было сделано в полной мере с учетом детальной оценки – только в таком случае клиент останется доволен страховой выплатой. Кому-то может показаться удобным получить выплату на месте, однако мы считаем, что при таком раскладе выплаты будут занижены страховой компанией. Надо понимать, что после ДТП люди всегда находятся в шоковом состоянии и могут согласиться со всеми предложенными условиями, а в итоге после подписания всех бумаг и получения выплаты на месте суммы не хватит для покрытия полного и качественного ремонта», – пояснил он.

Компании: самооценка

По словам Шакира Иминова, «Евразия» со дня открытия никогда не позиционировала себя в качестве компании, которая стимулирует клиентов акциями или подарками.

«Наш способ продвижения отличается от традиционных, – говорит он. – Мы никогда не размещаем рекламу на телевидении или радио, не ставим билбордов, не проводим розыгрышей и не дарим бензин. Как тогда к нам идут клиенты? Из-за наших выплат».

По его информации, компания ежемесячно осуществляет страховые выплаты в пользу 1500–1800 автовладельцев и в объеме 600–620 млн тенге, при этом выплаты свыше 1 млн тенге на сегодня получил 681 клиент.

«Единственная услуга, которую выдает страховая компания, – это не премии, активы, собственный капитал или другие показатели, а только страховые выплаты. Именно по этому показателю оценивается страховая компания в глазах клиентов», – считает представитель «Евразии».

«Номад Иншуранс» входит в топ-3 страховых компаний, при этом единственная из тройки не принадлежит никакой финансовой группе, подчеркнули в организации: «Мы – чисто рыночная компания. Главные наши плюсы – большая сеть офисов и агентов, высокий уровень обслуживания, круглосуточный call-центр и стабильное финансовое положение».

«Удобный интерфейс сайта, который постоянно развивается (для оформления электронного полиса), круглосуточное сопровождение клиента операторами call-центра, круглосуточная служба аварийных комиссаров, доставка полисов на дом или на работу клиенту, справедливые выплаты, почти 28-летний опыт в сфере страхования, полезные сувениры для автомобилистов», – перечислил преимущества «Коммеск-Өмір» глава компании Олег Ханин.

Amanat старается привлечь клиентов в том числе бесплатной технической помощью в режиме 24/7.

«Наш аварком поможет запустить двигатель при севшем аккумуляторе, дозаправит топ­ливом, заменит или подкачает колесо. При поломке авто, даже если это проблема механического характера, мы предоставляем клиенту эвакуатор бесплатно. При ДТП мы всегда рядом с клиентом: за него собираем все документы, от его лица проводим переговоры с участниками ДТП и сотрудниками полиции, угощаем полезным перекусом, при необходимости вызываем такси и эвакуатор, осуществляем выплату за один рабочий день. Все эти услуги доступны круг­лосуточно», – говорит Руслан Калигожин.

«Клиент, желающий оформить ОГПО, должен в первую очередь сам понимать, что для него главное – это выбрать надежного партнера и иметь собственный взгляд на выбор. Сейчас на рынке много предложений, акций, лозунгов, мы же просто делаем и показываем всем, что мы ответственная компания и наш клиент в надежных руках», – отметили в НСК.

«Отказ от филиалов, страховых агентов и привычных схем дистрибуции позволил нам полностью сконцентрироваться на онлайн-страховании, а сэкономленные деньги потратить на IT-инфраструктуру, удобный сервис и дополнительные бонусы для клиентов. Философия Freedom Finance Insurance проста: если автовладелец выбирает наш полис, он не оплачивает комиссии посредников и аренду филиалов – он платит за надежное страхование, быстрые выплаты и возможность принять участие в розыгрыше 20 автомобилей и 1000 ценных призов: смартфонов, ноутбуков, телевизоров, видеорегистраторов и пауэрбанков», – сообщили в FFI.

strakh.PNG

 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Главные IT-решения на казахстанском страховом рынке

Есть ли в нашей стране иншуртех и какое у него будущее?

Коллаж: Вадим Квятковский

По данным исследования IBM, 81% самых успешных страховых компаний в мире уже инвестировали или сотрудничают с иншуртех-проектами. С каждым годом таких компаний и проектов становится больше, бизнес постепенно уходит в онлайн. Актуально ли это для Казахстана?

Зарубежный опыт иншуртеха

После финансового кризиса 2009 года страховой сектор чувствовал себя гораздо лучше, чем банковский. Банки, оказавшись в кризисной ситуации, начали искать новое направление для развития бизнеса. И нашли его в IT-технологиях. Это позволило им существенно сократить расходы, оптимизировать бизнес-процессы и сделать технологический скачок. В результате сейчас финтех – одна из самых перспективных отраслей в экономике 2.0, а инвестиции в сферу только в 2019 году составили $135 млрд.

Но через несколько лет страховые компании встали перед тем же выбором, что и банки: или адаптируйся под новый мир, или уйди в сторону. Затянувшийся финансовый кризис, медленный рост ВВП, низкие процентные ставки, увеличение роли страховых посредников, усиление конкуренции и, как итог, снижение рентабельности бизнеса заставили страховые компании обратить взор в сторону IT-решений.

Сегодня объем мирового страхового рынка превышает $5 трлн. Выручка в 2019 году составила $5,5 млрд. При этом, по данным компании Willis Towers Watson, в 2019 году инвестиции в иншуртех превысили выручку рынка и составили рекордные $6,37 млрд. Это 33,9% от общего объема инвестиций, привлеченных в отрасль за все время.

Рекордные инвестиции в 2019 году помогли сразу пяти иншуртех-стартапам (Wefox, Lemonade, Hippo, Next Insurance и Bright Health) получить статус единорогов и превысить капитализацию в $1 млрд. За все время только десяти стартапам удалось преодолеть этот порог. Однако на иншуртех-рынок приходят не только стартапы, но и IT-корпорации (Google, Amazon, Apple, Facebook), а также крупные финансовые компании (Allianz, SoftBank, Lloyds Banking Group, Aegon, Zurich).

Самыми большими рынками иншуртеха считаются США, Великобритания и Китай, на них приходится основная доля инвестиций в сферу. В этих странах в секторе иншуртеха работают как обычные стартапы, так и крупные страховые компании, которые затрагивают все цепочки создания стоимости страхования: от оформления электронных полисов, онлайн-выплат и телематики до анализа пользовательских данных, автоматизации страховых выплат и использования искусственного интеллекта при оценке рисков.

В каком направлении иншуртех движется в Казахстане

Долгое время развитие иншуртеха в Казахстане было ограничено законодательно. Необходимость оформлять бумажные полисы с живой подписью клиента не позволяла развивать онлайн-проекты и внедрять технологичные решения. Однако в начале 2019 года Нацбанк внедрил электронные полисы по обязательным видам страхования. Это стало началом цифровизации рынка. Помимо рынка обязательного автострахования и электронных полисов, к технологичным решениям на рынке можно отнести сотрудничество страховщиков с маркетплейсами и онлайн-сервисами, работающими в автомобильном и travel-сегментах.

Самый востребованный в Казахстане розничный страховой продукт – это обязательное автострахование ОГПО. Именно он выступает драйвером рынка. Благодаря внедрению электронных полисов, автовладельцы получили возможность застраховаться онлайн. Однако аналитики и профессиональные участники рынка понимали, что взрывного роста онлайн-продаж не произойдет в первый год после внедрения технологии. Нужно время, чтобы оптимизировать продажи, перестроить бизнес-процессы и показать клиентам, что переход с офлайн к онлайн-страхованию несет практическую пользу.

В России после внедрения онлайн-страхования процесс занял несколько лет. Сейчас доля электронных страховок ОСАГО составляет 4,6% от общего объема проданных полисов. В первый год существования подобной технологии в Казахстане на онлайн-полисы ОГПО пришлось 1,23%. При этом 55,5% всех онлайн-полисов продала страховая компания Freedom Finance Insurance, которая полностью отказалась от привычных офисов и развития агентской сети, а весь розничный бизнес сконцентрировала на онлайн-сервисах.

Технологии на казахстанском рынке автострахования

Freedom Finance Insurance – единственная на данный момент казахстанская страховая компания, розничный бизнес которой сконцентрирован на иншуртех-подходе. Например, в 2019 году финансовый стартап запустил страховые терминалы для продажи полисов обязательного автострахования ОГПО. Это не новая технология, она достаточно давно используется в России, Эстонии и других европейских странах, однако в Казахстане ничего подобного ранее не существовало. Задача технологии – показать казахстанским автовладельцам, что страховаться онлайн – это легко, удобно и выгодно.

Чтобы облегчить переход автовладельцев в онлайн-страхование, компания разработала единую экосистему сразу на нескольких платформах: страховых терминалах, которые расположились в автоЦОНах, QIWI-терминалах и корпоративном сайте. Благодаря этому алгоритм покупки полиса одинаковый на любой платформе. Поэтому, если автовладелец хотя бы раз купит полис в терминале, то в следующий раз сможет застраховаться уже на сайте. По заявлениям Freedom Finance Insurance, страховые терминалы – это промежуточный этап, а цель компании – перевести автовладельцев на онлайн-продажи и построить в Казахстане рынок онлайн-страхования.

Помимо этого, страховая компания запустила еще несколько онлайн-сервисов для автовладельцев. Первый – рассрочка на автостраховку ОГПО до 6 месяцев (платеж можно разбить равномерно на все время или разово заплатить в конце срока). При этом все действия можно сделать онлайн, а рассрочку заплатить через сайт МФО FastCash (компания выступает партнером страховщика). Скрытых платежей, комиссий и переплат нет. Это первый в своем роде подобный проект в Казахстане, запущенный на фоне снижающихся показателей платежеспособности населения из-за пандемии коронавируса.

Второй продукт – переоформление автостраховки онлайн. Благодаря этому сервису автовладельцы могут внести изменения в действующую страховку в личном кабинете на сайте страховщика. При этом не нужно ехать в офис страховой компании и возиться с документами. Запуск этого продукта также был продиктован пользовательским спросом.

Третий продукт – оплата через сайт или приложение Kaspi.kz. Продуктами банка в Казахстане пользуются несколько миллионов казахстанцев, большинство из которых привыкли оплачивать услуги и покупать товары только через экосистему банка. Благодаря сотрудничеству с Freedom Finance Insurance в банке теперь можно расплатиться за полис ОГПО, оформленный на сайте страховой компании.

Технологии на казахстанском рынке страхования жизни

Страхование жизни – одно из самых перспективных направлений с точки зрения иншуртех-проектов. Именно на этот класс страхования приходится большая доля инвестиций в сферу. Причем к рынку присматриваются не только технологичные компании по страхованию жизни и небольшие стартапы, но и IT-гиганты. Например, свои проекты в этой области уже запустили Google, Microsoft и Amazon.

Как правило, большинство иншуртех-проектов в сфере страхования жизни связано с носимыми устройствами, созданием индивидуальных тарифов исходя из показателей здоровья и физических характеристик клиентов, а также онлайн-сервисов страхования жизни. До Казахстана подобные технологии пока не добрались, потому что культура страхования жизни в стране только развивается. Однако большой популярностью в стране пользуется туристическое страхование и лимитированные программы страхования жизни (и от несчастных случаев).

За последние 5 лет в Казахстане в два раза увеличился туристический поток. Это, в свою очередь, отразилось и на развитии туристических сервисов. Наибольшую популярность получили сервисы онлайн-бронирования билетов. Чтобы предоставлять клиентам больше услуг, эти площадки начали привлекать партнеров из страхового бизнеса. Например, компания по страхованию жизни Freedom Finance Life защищает от несчастных случаев пассажиров, покупающих авиабилеты на Aviata и Chocotravel.

Застраховаться по программе пользователи сервисов могут онлайн, а полис придет на электронную почту. При этом страховая защита работает не только во время полета, но и 3 часа перед полетом и 3 часа после полета.

В странах с развитой экономикой на страхование жизни приходится достаточно большой объем договоров. В Казахстане этот сегмент растет за счет накопительного страхования и страхования жизни. В 2019 году на эти виды страхования в стране пришлось 15% страхового рынка.

Как показывает опыт, эти виды страхования наиболее гибкие в отношении трендов и реагирования на «повестку дня». Например, в период проведения международных спортивных мероприятий многие страховые компании начинают продавать специальную страховку, защищающую жизнь и здоровье во время этих событий. А пандемия коронавируса запустила множество страховых программ, которые защищают от финансовых последствий в случае, если застрахованный заболеет. Этот тренд добрался и до Казахстана, сразу несколько страховых компаний запустили свои продукты. Так, программа Corona Protect от Freedom Finance Life предусматривает выплаты при госпитализации и при летальном исходе из-за вируса. Продукт реализуется онлайн на сайте страховщика и через SMS для абонентов Kcell. Такой подход позволил облегчить и ускорить процесс оформления страховки и перевести большинство процессов в онлайн. На данный момент по этой программе застраховалось больше 5 тыс. казахстанцев.

Иншуртех в Казахстане пока только зарождается, однако пока страховые компании моментально реагируют на вызовы времени и уделяют большое внимание технологичной стороне процесса, у этого направления есть будущее. Главная задача сейчас – построить рынок и доказать, что технологии нужны не только клиентам, но и самим компаниям, а также регулятору. Именно противостояние на полях IT-технологий станет определяющим в ближайшие 5–10 лет.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg