Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


328 просмотров

Қазақстанда автокөлікті онлайн сақтандыру тоқтап тұр

Бұл қолайлы қызмет жүргізушілердің уақытымен қатар, полис құнының 10 пайызын үнемдеуге мүмкіндік беретін

Фото: Shutterstock

Электронды полистерді рәсімдеу жүйесіндегі қиындық мамырдың ортасында басталды. Мемлекеттік кредиттік бюроның (МКБ) хабарлауынша, бұл түйткілдің басты себебі – мемлекеттік органдармен байланыстыратын  арналардың өткізу қабілетінің төмендеуі.

Нәтижесінде мемлекеттік мәліметтер базасынан жауап алу уақыты ұзарып, өтініштерді өңдеу мүмкін болмай қалған. 28 мамыр күні Мемлекеттік кредиттік бюро Сақтандыру бірыңғай деректер базасының (СБДБ) өтініштерін мемлекеттік органдар базасынан ажыратуға мәжбүр болды. Бұл ретте СБДБ-ның өзі қалыпты жұмыс істеп тұрды.

СБДБ  мен МКБ арасындағы байланыс автосақтандыруды онлайн рәсімдейтін клиенттердің жеке деректерін сәйкестендіру үшін қажет. Бұндай тексерусіз полисті интернет арқылы сатып алу шырғалаңға айналады. 

Мемлекеттік кредиттік бюроның хабарлауынша, электронды келісім-шартты сақтандыру компанияларының сайтында МКБ деректерімен сәйкестендірмей-ақ жасауға болады. Бұл үшін Ұлттық банктің № 268 қаулысына сәйкес, клиент өтінішпен бірге, тексерілуі тиіс бүкіл құжаттарының скандалған көшірмесін тіркеуі қажет. Ал сақтандыру компаниясы соның бәрін салыстырып, сәйкестендіреді. «Егер сақтандыру компаниясы мемлекеттік деректер базасы ашылмауы себепті полис сатуды тоқтатса, бұл сақтандыру компанияларының  техникалық тұрғыдағы өз кемшілігі деп ойлаймыз», – деп атап өтті МКБ төрағасының орынбасары Әлімжан Жансейітов. 

Нарықтың реакциясы

Қазақстан сақтандырушылар қауымдастығының басшысы Виталий Веревкин деректерді қолмен тексеру жүйесі өнбейтін тірлік екенін айтады. «Құжаттардың көшірмесін жүктеп, көп ақпаратты қолмен енгізіп, одан кейін жазылған ақпараттың сәйкестігін сақтандырушы өзі тексеруі керек. Бұл клиентке де, сақтандыру компаниясына да қызық емес», – деп пайымдайды Виталий Веревкин. 

Клиенттердің  де пікірі осыған саяды. «Еуразия» сақтандыру компаниясының атқарушы директоры Шәкір Иминовтың айтуынша, жүйеде қиындықтар пайда болғаннан бері электронды полис сату көлемі күрт төмендеп кеткен. 

«Мамырдың ортасынан бері сайт арқылы автосақтандыру рәсімдеу мүмкін емес», – деді ол «Курсивке». –Полисті электронды сатып алу жөнінде бұған дейін бірді-екілі шағым түсетін. Олардың басым бөлігі сақтандырылушының деректерін қате енгізумен немесе толтырылатын форманың қиындығымен байланысты болса, мамырдың ортасынан бергі қиындықтардың себебі – СБДБ мен МДБ деректерді тексеру жүйесінің дұрыс жұмыс істемеуі». 

Иминовтың айтуынша, жүйе бұзылғанға дейін онлайн-сақтандыруға аз уақыт кететін еді. Клиент өзіне ыңғайлы уақытта компьютерге кіріп, компанияны таңдап, қажетті тармақтарды толтырып, ақшасын банк карточкасы арқылы төлеген соң, полис оның электронды почтасына келетін. Одан бөлек, ақшасын да үнемдейтін. «Полисті онлайн сатып алу 10 пайыз жеңілдік береді, оны агент арқылы алса, бұл жеңілдік берілмейді», – деп атап өтті маман. Тағы бір жақсы жағы – электронды полисті жоғалу мүмкін емес.

Жұмысты автоматтандыру мен қызмет түрлерін онлайнға өткізу барлық бизнес үшін өзекті, соның ішінде сақтандыру саласы да бар. «2008 жылдың екінші жартысынан бастап, біздің компанияның IT-мамандары қыруар жұмыс атқарып, БСДБ ақпараттық жүйесі және онлайн-төлем жүйелерімен толыққанды жұмыс істеуді қамтамасыз ететін интеграциялық сервистерді жасады. Онлайн-сақтандыру жүйесі жаңадан іске қосылған кезде, біздің клиенттер бірнеше минуттың ішінде Қазақстаннан ғана емес, шетелден де полис сатып алып жатты. Өкінішке қарай, бәрі біздің қолымызда тұрған жоқ», – деді Иминов мырза.

Кім кінәлі?

Сонымен, мемлекеттік органдар базасы БСБД-дан түскен сұранысқа  байланыс арнасындағы өткізу қабілеті төмендеп кеткен соң жауап бермей тұр. Ал өткізу қабілеті неге төмендеді? Оның себебі – бюджеттің қысқаруы. «Цифрлық даму, қорғаныс және аэроғарыш өнеркәсібі министрлігінің түсіндіруі бойынша, бірқатар мемлекеттік органдармен, соның ішінде Ұлттық банкпен байланыстыратын арналардың өткізу қабілетінің төмендеуі 2019 жылы байланыс қызметіне бөлінетін қаржының қысқаруына байланысты»,– дейді МКБ өкілдері. 

Бұл мәселе қашан шешіледі деген сауалға Мемлекеттік кредиттік бюро өкілдері: «қазіргі кезде Ұлттық банк пен Цифрлық даму министрлігімен бірге байланыс арналарының өткізу қабілетін қалпына келтіру жұмыстары жүргізіліп жатыр. Байланыс жақын арада қалпына келтіріледі, бұл туралы сақтандыру нарығының өкілдері бірден хабардар болады» – деп жауап берді.

«Еуразия» СК бұл мәселе жылдам шешіледі деп үміттенеді. «Ақпараттық жүйелерді дамыту және қолдау бөлімі МКБ-дағы әріптестерімізбен бірлесе отырып, бұл үрдісті жеделдету үшін қажетті шараларды қолға аламыз. Жұмыс тәулік бойы жүргізілуде, сондықтан жақын арада бәрі өз қалпына келеді деген үміттеміз», – деп атап өтті Е. Иминов.

Цифрлық даму министрлігінің «Курсивке» берген жауабында Республикалық бюджет комиссиясы мемлекеттік органдардың байланыс қызметіне қосымша қаражат бөлуді қолдамаған соң, арналардың өткізгіштігін төмендетуге тура келгені айтылады. Қосымша қаржы бөлінгенге дейін, арналардың толыққанды жұмысын қамтамасыз ету үшін мемлекеттік органдардың байланыс қызметіне деген қажеттілігі қайта қаралмақ. Цифлық даму вице-министрі Дарын Тұяқовтың қолы қойылған жауапта «Қазіргі кезде Қаржы министрлігінен қосымша қаржы бөлу мүмкіндігі туралы хат келді. Осыған байланысты министрлік байланыс каналдарының өткізу қабілетін 2019 жыл 1 шілдеден арттыру бағытында жұмыс істеп жатыр» деліген.


5404 просмотра

Казахстанские страховщики будут по-новому оценивать свои риски

Регулятор хочет менять рынок ускоренными темпами

Фото: Shutterstock

В Прогнозе социально-экономического развития Казахстана на 2020–2024 годы Национальный банк поставил задачу изменить страховой рынок страны. А именно внедрить стандарт Solvency II. В Евросоюзе, где и были разработаны правила Solvency II, страховщики переходили на них 10 лет, в Казахстане на этот проект предусмотрено четыре года.

Что такое Solvency II

Директива Solvency II представляет собой концепцию риск-ориентированного подхода к осуществлению регулирования и надзора за деятельностью страховщиков Евросоюза.

«Solvency II схож по своей архитектуре с концепцией «Базель II». Эта система правил была принята в ЕС в 2005 году. Целью Solvency ІІ является установление единых стандартов к требованиям к достаточности капитала, методам оценки, управлению риском», – объяснил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

По сути новый стандарт – это ряд требований к оценке рисков, собственному капиталу, управлению страховыми компаниями, системам внутреннего контроля, политике раскрытия важной информации перед регулятором. Финансисты говорят, что внедрение этих требований еще больше защитит интересы потребителей страховых услуг и сделает рынок стабильнее.

«Мы поддерживаем переход к Solvency II, это однозначно поможет страховщикам Казахстана оптимизировать управление рисками, позволит исправить недочеты в составе и структуре стандартной формулы и предполагает изменение всей системы управления страховой компании», – поделился мнением исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов. 

Новые требования затрагивают несколько областей рынка, поэтому для внедрения стандарта понадобится увеличить штат страховых компаний, переобу­чить специалистов в области актуарных расчетов, финансистов, риск-менеджеров.

«Для внедрения Solvency II Евросоюзу понадобилось около 10 лет. В России стандарт начали внедрять еще в прошлом году и планируют завершить к 2022 году. По нашим оценкам, этого времени может быть недостаточно, потому что работа слишком объемная. У нас обозначены примерно такие же временные рамки – 2020–2024 годы», – рассказал председатель правления компании по страхованию жизни Freedom Finance Life Азамат Ердесов

Влияние на капитал 

Модель Solvency II предполагает формирование минимальных требований к капиталу страховой компании исходя из оценки не только страховых рисков, но и таких факторов, как риск дефолта контрагента, операционные риски, рыночные и инвестиционные риски, также отдельно рассматриваются риски страхования здоровья и катастрофические риски.

«Задача страховой компании в Solvency II – сформировать сбалансированную модель управления рисками и активами, достаточными для покрытия требований к капиталу. Фактически требования к капиталу будут зависеть от самой компании и структуры ее обязательств и активов», – уточнил Олег Ханин.

Финансисты пока не готовы предположить, насколько увеличатся требования к капиталу страховых компаний, поскольку Solvency II значительно расширяет число количественных и качественных показателей, влияющих на оценку активов и обязательств. Скорее всего, для каждой организации влияние стандарта будет индивидуальным.

«Будут очень жесткие ограничения к рискам. А это, возможно, приведет к внутренним конфликтам между объемом рисков и доходностью. Требования к собственному капиталу однозначно станут жестче. Не исключено, что это приведет к значительному увеличению объемов средств, которые будут оставаться на балансе компаний», – рассуждает Азамат Ердесов.

При этом страховщик добавил, что в теории возможна и обратная ситуация: у компаний, которые внедрят стандарт, будут более щадящие требования к капиталу.

«Введение Solvency II мы расцениваем как ужесточение требований к достаточности капитала. Предстоит оценка того, как тот или иной стрессовый сценарий повлияет на финансовую устойчивость компании, и на эту дельту необходимо искать дополнительные средства», – поделилась мнением риск-менеджер СК «Amanat» Анна Павлова

Готов ли рынок

Часть процессов риск-ориентированного подхода страховые компании уже используют, так что новая методология не будет создаваться с нуля. У казахстанских страховщиков сформированы андеррайтинговые политики, работают бизнес-процессы по перестрахованию, актуарным расчетам и инвестиционной деятельности.

«Риск-менеджеры ведут активную работу по разработке моделей оценки рисков разного рода, как страховых, так и инвестиционных, кредитных и операционных. В части управления рисками эти процессы должны быть скоординированы в единую систему», – отметил Олег Ханин, отвечая на вопрос о готовности рынка к новым требованиям.

По мнению Азамата Ердесова, на данном этапе казахстанские страховщики не готовы внед­рить стандарт в полном объеме и сразу. Реализовывать настолько сложные проекты лучше поэтапно, считает он.

«Сначала следует усовершенствовать методологию оценки рисков и управления собственным капиталом, затем провести обучение специалистов международным практикам. После этого нужно разработать информационные системы, которые позволят автоматизировать процессы. И только потом начинать внедрять всё вместе. В любом случае страховые компании уже сейчас должны понимать, что и как придется внедрять», – подчерк­нул финансист.

При правильном построении системы Solvency II страховщик может рассчитывать на снижение внимания регулятора, считает Шакир Иминов.

«Главное, чтобы принцип Solvency II был воспринят страховщиком как необходимый и нужный элемент, который помогает, а не мешает бизнесу. Стоит признать, что поэтапное применение некоторых элементов Solvency II необходимо», – заключил он. 

СПРАВКА

На 1 августа 2019 года на страховом рынке страны работало 27 компаний с совокупным объемом активов 1,128 трлн тенге. По данным Нацбанка, в мае доля активов сектора в ВВП составляла 1,9%, доля страховых премий в ВВП – 0,28%, а отношение премий на душу населения немного превысило 9 тыс. тенге.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций