Перейти к основному содержанию


213 просмотров

Қазақстанда автокөлікті онлайн сақтандыру тоқтап тұр

Бұл қолайлы қызмет жүргізушілердің уақытымен қатар, полис құнының 10 пайызын үнемдеуге мүмкіндік беретін

Фото: Shutterstock

Электронды полистерді рәсімдеу жүйесіндегі қиындық мамырдың ортасында басталды. Мемлекеттік кредиттік бюроның (МКБ) хабарлауынша, бұл түйткілдің басты себебі – мемлекеттік органдармен байланыстыратын  арналардың өткізу қабілетінің төмендеуі.

Нәтижесінде мемлекеттік мәліметтер базасынан жауап алу уақыты ұзарып, өтініштерді өңдеу мүмкін болмай қалған. 28 мамыр күні Мемлекеттік кредиттік бюро Сақтандыру бірыңғай деректер базасының (СБДБ) өтініштерін мемлекеттік органдар базасынан ажыратуға мәжбүр болды. Бұл ретте СБДБ-ның өзі қалыпты жұмыс істеп тұрды.

СБДБ  мен МКБ арасындағы байланыс автосақтандыруды онлайн рәсімдейтін клиенттердің жеке деректерін сәйкестендіру үшін қажет. Бұндай тексерусіз полисті интернет арқылы сатып алу шырғалаңға айналады. 

Мемлекеттік кредиттік бюроның хабарлауынша, электронды келісім-шартты сақтандыру компанияларының сайтында МКБ деректерімен сәйкестендірмей-ақ жасауға болады. Бұл үшін Ұлттық банктің № 268 қаулысына сәйкес, клиент өтінішпен бірге, тексерілуі тиіс бүкіл құжаттарының скандалған көшірмесін тіркеуі қажет. Ал сақтандыру компаниясы соның бәрін салыстырып, сәйкестендіреді. «Егер сақтандыру компаниясы мемлекеттік деректер базасы ашылмауы себепті полис сатуды тоқтатса, бұл сақтандыру компанияларының  техникалық тұрғыдағы өз кемшілігі деп ойлаймыз», – деп атап өтті МКБ төрағасының орынбасары Әлімжан Жансейітов. 

Нарықтың реакциясы

Қазақстан сақтандырушылар қауымдастығының басшысы Виталий Веревкин деректерді қолмен тексеру жүйесі өнбейтін тірлік екенін айтады. «Құжаттардың көшірмесін жүктеп, көп ақпаратты қолмен енгізіп, одан кейін жазылған ақпараттың сәйкестігін сақтандырушы өзі тексеруі керек. Бұл клиентке де, сақтандыру компаниясына да қызық емес», – деп пайымдайды Виталий Веревкин. 

Клиенттердің  де пікірі осыған саяды. «Еуразия» сақтандыру компаниясының атқарушы директоры Шәкір Иминовтың айтуынша, жүйеде қиындықтар пайда болғаннан бері электронды полис сату көлемі күрт төмендеп кеткен. 

«Мамырдың ортасынан бері сайт арқылы автосақтандыру рәсімдеу мүмкін емес», – деді ол «Курсивке». –Полисті электронды сатып алу жөнінде бұған дейін бірді-екілі шағым түсетін. Олардың басым бөлігі сақтандырылушының деректерін қате енгізумен немесе толтырылатын форманың қиындығымен байланысты болса, мамырдың ортасынан бергі қиындықтардың себебі – СБДБ мен МДБ деректерді тексеру жүйесінің дұрыс жұмыс істемеуі». 

Иминовтың айтуынша, жүйе бұзылғанға дейін онлайн-сақтандыруға аз уақыт кететін еді. Клиент өзіне ыңғайлы уақытта компьютерге кіріп, компанияны таңдап, қажетті тармақтарды толтырып, ақшасын банк карточкасы арқылы төлеген соң, полис оның электронды почтасына келетін. Одан бөлек, ақшасын да үнемдейтін. «Полисті онлайн сатып алу 10 пайыз жеңілдік береді, оны агент арқылы алса, бұл жеңілдік берілмейді», – деп атап өтті маман. Тағы бір жақсы жағы – электронды полисті жоғалу мүмкін емес.

Жұмысты автоматтандыру мен қызмет түрлерін онлайнға өткізу барлық бизнес үшін өзекті, соның ішінде сақтандыру саласы да бар. «2008 жылдың екінші жартысынан бастап, біздің компанияның IT-мамандары қыруар жұмыс атқарып, БСДБ ақпараттық жүйесі және онлайн-төлем жүйелерімен толыққанды жұмыс істеуді қамтамасыз ететін интеграциялық сервистерді жасады. Онлайн-сақтандыру жүйесі жаңадан іске қосылған кезде, біздің клиенттер бірнеше минуттың ішінде Қазақстаннан ғана емес, шетелден де полис сатып алып жатты. Өкінішке қарай, бәрі біздің қолымызда тұрған жоқ», – деді Иминов мырза.

Кім кінәлі?

Сонымен, мемлекеттік органдар базасы БСБД-дан түскен сұранысқа  байланыс арнасындағы өткізу қабілеті төмендеп кеткен соң жауап бермей тұр. Ал өткізу қабілеті неге төмендеді? Оның себебі – бюджеттің қысқаруы. «Цифрлық даму, қорғаныс және аэроғарыш өнеркәсібі министрлігінің түсіндіруі бойынша, бірқатар мемлекеттік органдармен, соның ішінде Ұлттық банкпен байланыстыратын арналардың өткізу қабілетінің төмендеуі 2019 жылы байланыс қызметіне бөлінетін қаржының қысқаруына байланысты»,– дейді МКБ өкілдері. 

Бұл мәселе қашан шешіледі деген сауалға Мемлекеттік кредиттік бюро өкілдері: «қазіргі кезде Ұлттық банк пен Цифрлық даму министрлігімен бірге байланыс арналарының өткізу қабілетін қалпына келтіру жұмыстары жүргізіліп жатыр. Байланыс жақын арада қалпына келтіріледі, бұл туралы сақтандыру нарығының өкілдері бірден хабардар болады» – деп жауап берді.

«Еуразия» СК бұл мәселе жылдам шешіледі деп үміттенеді. «Ақпараттық жүйелерді дамыту және қолдау бөлімі МКБ-дағы әріптестерімізбен бірлесе отырып, бұл үрдісті жеделдету үшін қажетті шараларды қолға аламыз. Жұмыс тәулік бойы жүргізілуде, сондықтан жақын арада бәрі өз қалпына келеді деген үміттеміз», – деп атап өтті Е. Иминов.

Цифрлық даму министрлігінің «Курсивке» берген жауабында Республикалық бюджет комиссиясы мемлекеттік органдардың байланыс қызметіне қосымша қаражат бөлуді қолдамаған соң, арналардың өткізгіштігін төмендетуге тура келгені айтылады. Қосымша қаржы бөлінгенге дейін, арналардың толыққанды жұмысын қамтамасыз ету үшін мемлекеттік органдардың байланыс қызметіне деген қажеттілігі қайта қаралмақ. Цифлық даму вице-министрі Дарын Тұяқовтың қолы қойылған жауапта «Қазіргі кезде Қаржы министрлігінен қосымша қаржы бөлу мүмкіндігі туралы хат келді. Осыған байланысты министрлік байланыс каналдарының өткізу қабілетін 2019 жыл 1 шілдеден арттыру бағытында жұмыс істеп жатыр» деліген.


1386 просмотров

Как лицо может рассказать о кредитоспособности

Одна из крупнейших в мире страховых компаний использует для оценки рисков технологию распознавания лиц потенциальных клиентов

Фото: Shutterstock

Может ли ваше лицо рассказать о том, насколько высокие финансовые риски вы представляете? Одна из крупнейших в мире страховых компаний считает ответ достаточно очевидным, поэтому для оценки своих финансовых рисков при работе с потенциальными клиентами она использует технологию распознавания лиц.

Ping An Insurance Group, самая крупная страховая компания Китая и один из крупнейших финансовых конгломератов страны, регулярно сканирует лица клиентов и собственных страховых агентов с целью идентификации их личности, а также для проверки правдивости их слов. С 2016 года компания использует собственную запатентованную технологию для скоринга заемщиков, обращающихся в подразделение Ping An по розничному кредитованию. Технология позволяет анализировать микромимику человека, едва уловимые и часто непроизвольные изменения выражения лица.

По сути, принимаемые компанией меры – это лишь отражение того, что происходит в Китае в целом, поскольку использование технологий распознавания лиц здесь уже давно часть повсе­дневной жизни. Не связанные какими-либо правовыми нормами или опасениями по поводу нарушения прав на частную жизнь, китайские власти применяют эти технологии на улицах, станциях метро, в аэропортах и на пограничном контроле.

Цзюнь Тан, старший партнер Boston Consulting Group в Гонконге, говорит, что в сравнении со своими западными коллегами китайские страховые компании испытывают меньшее давление со стороны потребителей по вопросам защиты прав на частную жизнь. Однако при этом он признает, что в последние годы китайцы уделяют конфиденциальности данных все больше внимания. «Если потребители готовы делиться данными, то это здорово помогает, позволяет машинам учиться», – отмечает Тан.

Свою технологию распознавания лиц Ping An использует главным образом для идентификации клиентов. Когда люди заключают договор о страховании, их часто просят предоставить изображение удостоверения личности. Кроме того, при первом использовании программы они должны выполнить ряд простых движений, например несколько раз открыть рот и поморгать.

После успешной регистрации клиенты могут приобрести различные продукты по страхованию жизни и здоровья, просто отсканировав свое лицо через приложение на смартфоне. Когда программное обеспечение Ping An распознает их лица, клиенты также могут связаться по видео­связи со страховыми агентами либо отправить жалобу.

Как рассказала Ши Хаоцзин, 28-летняя сотрудница Шанхайского аэропорта, когда ей нужно поговорить со страховым агентом или внести очередной платеж, она просто сканирует свое лицо камерой смартфона. «Хорошо, что все это можно сделать не выходя из дома», – говорит она, отмечая, что «люди становятся более ленивыми».

В своем страховом бизнесе Ping An использует технологию распознавания лиц в том числе и для оценки состояния здоровья клиентов. В новом приложении при помощи сканирования лица осуществляется оценка индекса массы тела (ИМТ) тех клиентов, кто хочет приобрести полис, по которому в случае обнаружения одного из 100 серьезных заболеваний предусматривается единовременная выплата до 1 млн юаней (около $145 тыс.) В зависимости от процента жира в организме, выявленного сканированием, держатели полисов могут рассчитывать на скидку по своим ежемесячным страховым взносам. Размер скидки на страховку, изначальная цена которой 30 юаней в месяц, составляет 6 юаней (около $0,87) – но только для тех, у кого ИМТ ниже 30. ИМТ от 30 и выше уже считается ожирением.

«Лицо человека отражает огромное количество информации о его здоровье», – говорит Майкл Пауэрс, профессор математики по оценке рисков пекинского Университета Цинхуа. По его словам, по лицу человека вполне возможно определить, является ли он, например, курильщиком. Однако такое применение технологии распознавания лиц пока не получило широкого распространения в коммерческих целях, поскольку существуют опасения, что она может быть использована для дискриминации некоторых групп людей.

Впрочем, ряд критиков утверждают, что на самом деле эта технология используется не для дифференцирования цен для разных групп клиентов, а скорее является маркетинговым инструментом, привлекая внимание к компании и информируя потребителей о возможностях искусственного интеллекта. По словам Клиффа Шэна, партнера консалтинговой компании Oliver Wyman в Гонконге, внимательно изучившего практику использования этих технологий китайскими страховыми компаниями, существуют гораздо более надежные способы определения ИМТ, чем распознавание лиц. Тем не менее Шэн согласен с тем, что для страховых компаний эта технология может быть полезна в качестве маркетингового инструмента, поскольку привлекает внимание людей.

Представитель Ping An со своей стороны сообщил, что функция определения ИМТ с использованием технологии распознавания лиц является для потребителей лишь приятным бонусом, поскольку в процессе андеррайтинга учитывается множество других факторов и данных.

Между тем в своем кредитном бизнесе Ping An использует технологию распознавания лиц в режиме реального времени для анализа микромимики, что позволяет выявить эмоцио­нальное и психологическое состояние человека. Согласно статье, опубликованной Ping An в своем официальном аккаунте в WeeChat, такие мимические проявления обычно возникают в течение долей секунд и людям трудно их контролировать, что позволяет кредитным специалистам на основе этой информации более точно выносить решение о кредитоспособности человека.

В случае, когда заемщики претендуют на большую сумму кредита, их просят в течение 10–15 минут ответить на дополнительные вопросы в ходе онлайн-видеособеседования. Эту беседу Ping записывает, а затем анализирует то, как кандидат отвечал на вопросы, выявляя бегающий взгляд и другие подозрительные поведенческие признаки, о чем в системе появятся соответствующие пометки.

В январе Ping An заявила о том, что при помощи технологии анализа микромимики лица выдала кредитов на общую сумму свыше 500 млрд юаней. По данным компании, благодаря этой технологии среднее время рассмотрения заявки на получение кредита сократилось с пяти дней до двух часов.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

rouge_signature.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций