Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


17616 просмотров

В Казахстане перестали оформлять автостраховку в режиме онлайн

Удобная услуга позволяла водителям экономить не только время, но и деньги в размере 10% от цены полиса

Фото: Shutterstock

Массовые отказы в работе системы оформления электронных полисов проявились в середине мая. По сообщению Государственного кредитного бюро (ГКБ, оператор Единой страховой базы данных), размещенному на главной странице сайта, причина отказов – снижение пропускной способности существующих каналов связи госорганов. 

В результате время получения ответа от государственных баз данных (ГБД) значительно возросло, что привело к возникновению очередей и невозможности обработки запросов. 28 мая ГКБ было вынуждено до устранения проблемы отключить обращения от Единой страховой базы данных (ЕСБД) к базам госорганов. При этом информационная система ЕСБД работает в штатном режиме.

Взаимодействие между ЕСБД и ГБД необходимо для верификации персональных данных клиентов, оформляющих автостраховку онлайн. Без такой сверки купить полис через интернет если и возможно, то путем мучительной процедуры. 

Как сообщили «Курсиву» в ГКБ, заключение договоров в электронной форме на сайтах страховых компаний (СК) возможно без проведения сверки с данными ГБД, в том числе в случае их недоступности. Для этого, согласно правилам
№ 268 Нацбанка, клиент должен прикрепить к заявлению электронные или сканированные копии всех документов, подлежащих сверке, а сверку должна осуществлять сама СК. «В случае, если СК приостановила продажу полисов на своем интернет-ресурсе по причине недоступности ГБД, полагаем, что это вопрос технической недоработки со стороны самой СК», – отметил зампред ГКБ Алимжан Жансейтов.

Реакция рынка

Глава Ассоциации страховщиков Казахстана Виталий Веревкин назвал предлагаемую конструкцию «недоонлайном» с ручной проверкой данных. «Вносить на сайте большой объем информации руками с приложением сканов документов, которые еще потом нужно проверить страховщику, чтобы убедиться, что вся информация правильная, – не интересно ни клиенту, ни страховой компании», – считает он.

Судя по поведению клиентов, они считают так же. По информации исполнительного директора СК «Евразия» Шакира Иминова, после отказов в системе «продажа полисов упала значительно». 

«Примерно с середины мая оформить автогражданку через сайт стало практически невозможно, – рассказал он «Курсиву». – Если раньше к нам поступали единичные жалобы на проблемы с покупкой полисов и, как правило, они были вызваны скорее ошибками в заполнении данных со стороны страхователя или слишком сложной формой заполнения, то с середины мая проблема одна – нестабильная работа сервисов ЕСБД по сверке данных с ГБД».

По словам г-на Иминова, до начала сбоев процедура онлайн-страхования занимала минимум времени. Клиент в удобное для него время выходил в интернет со своего компьютера, выбирал компанию, заполнял необходимые поля, оплачивал сделку банковской картой – и получал полис на свой email. Помимо времени клиент экономил деньги. «Покупка полиса онлайн дает скидку в 10%, тогда как при приобретении через агентов эта скидка не предоставляется», – отметил собеседник. Третий очевидный плюс – практичность: электронный полис невозможно потерять.

Вопрос автоматизации процессов и переноса услуг в сферу онлайн актуален для разных видов бизнеса, и страховая индустрия не исключение. «Начиная со второго полугодия 2018 года IT-специалисты нашей компании проделали огромную работу по разработке интеграционных сервисов, обеспечивающих бесперебойное взаимодействие с информационной системой ЕСБД, а также с платежными системами, позволяющими осуществить онлайн-оплату банковской картой. В начале года после запуска онлайн-страхования наши клиенты покупали полисы в считаные минуты не только в Казахстане, но и за рубежом, как показали примеры из Таиланда и Германии. Но, к сожалению, иногда не все зависит от нас», – констатировал г-н Иминов.

Кто виноват

Итак, госбазы перестали отвечать на запросы ЕСБД по причине снижения пропускной способности каналов связи госорганов. А почему, в свою очередь, снизилась пропускная способность? Из-за сокращения бюджета. «Согласно разъяснению Министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности, снижение с середины мая пропускной способности каналов связи для ряда госорганов, в том числе для Нац­банка, через интеграционный шлюз которого реализован сервис верификации данных субъектов страхования с ГБД Минюста в рамках онлайн-страхования, связано с сокращением бюджетных средств для организации услуг связи на 2019 год», – сообщили «Курсиву» в ГКБ.

На вопрос, когда планируется устранить проблему, в ГКБ ответили, что «в настоящее время Нацбанком совместно с Министерством цифрового развития ведутся работы по восстановлению пропускной способности каналов связи. Восстановление связи ожидается в ближайшее время, о чем участники страхового рынка будут незамедлительно уведомлены».

В СК «Евразия» ожидают, что проблему удастся решить оперативно. «Мы вместе с нашим департаментом разработки и сопровождения информационных систем, вместе с коллегами из ГБД принимаем необходимые меры для ускорения этого процесса. Работа ведется круглосуточно, и мы очень надеемся, что в ближайшее время все заработает в штатном режиме», – отметил г-н Иминов.

Выделение необходимых допсредств на услуги связи для госорганов не было поддержано Республиканской бюджетной комиссией, поэтому пропускную способность каналов пришлось снизить, сообщили «Курсиву» в Министерстве цифрового развития (МЦР). Сейчас, пока дополнительный бюджет не выделен, МЦР ведет работу по пересмотру потребностей госорганов в услугах связи, чтобы обеспечить полноценное функционирование каналов. «В настоящее время поступило письмо от Минфина относительно возможности выделения дополнительных средств. В этой связи министерством начата работа по увеличению пропускной способности каналов связи с 1 июля 2019 года», – говорится в ответе МЦР за подписью вице-министра Дарына Туякова.


1 просмотр

Какие изменения могут произойти на страховом рынке Казахстана

Страховщики обсуждают новую дорожную карту развития отрасли 

Фото: Shutterstock

Страховое сообщество вынесло на обсуждение дорожную карту развития отрасли до 2025 года. Она предполагает внедрение новых услуг, либерализацию регулирования и большую открытость страховых компаний.

Разработать собственную дорожную карту страховщикам предложил глава Нацбанка на встрече с профучастниками минувшей зимой. Инициатива не случайна: на протяжении трех последних лет, несмотря на постоянный рост показателей в номинальном выражении, наблюдается снижение доли страхового рынка по отношению к ВВП. По данным Ассоциации финансистов Казахстана (АФК), активы страховых компаний снизились с 1,82% к ВВП в 2016 году до 1,78% в 2018-м, страховые премии за этот же период уменьшились с 0,76 до 0,65%.

«Рынок страховых услуг не должен стоять на месте и уже сейчас формирует новую повестку. Надеемся, что предложения будут положительно восприняты и дорожная карта будет утверждена регулятором», – поделился мнением управляющий директор АФК Ерлан Бурабаев. 

Условно дорожную карту можно разделить на три больших блока: совершенствование регулирования, изменение спектра услуг компаний по страхованию жизни и перемены в деятельности компаний по общему страхованию. 

Общее страхование

О росте мошеннических операций на страховом рынке проф­участники говорят последние 5 лет. Из-за нежелания бизнеса открыто признавать убытки и собственные проколы официальной статистики по аферам нет. В частной беседе страховщики говорят, что выплаты по таким операциям составляют от 5 до 15% в общем портфеле страховых выплат. По оценкам рынка, существует четыре вида страховок, на которые приходится 90% всех мошенничеств: обязательное автострахование, добровольное автострахование, страхование грузов и страхование товара на складе. 

Для эффективной борьбы с сомнительными случаями страховщики предлагают ввести в Уголовный кодекс новый термин – «мошенничество в сфере страхования».

«Дело в том, что в рамках существующего законодательства по многим страховым случаям, несмотря на подозрение на мошеннические действия, страховая компания вынуждена осуществлять выплаты в установленные сроки, а права на приостановление выплаты для проведения расследования у страховщика нет», – объяснил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

По словам участников рынка, у страховщиков отсутствуют инструменты, позволяющие доказать свою позицию в споре, нет возможности использовать институт расследования в рамках уголовного дела для сбора доказательств по гражданскому иску. 

Безымянный_53.png

«Бонус-малус»

Но жулики не единственная беда самого массового класса – обязательного автострахования. В настоящее время расчет коэффициента «бонус-малус» осуществляется без учета страховых случаев водителей, действующих от лица юридических лиц.

«Этот коэффициент применяется при оформлении договоров «физиков». Однако большой процент ДТП выпадает на водителей, являющихся сотрудниками компаний, автопарков. Стоимость страхования для них не увеличивается после ДТП, как это происходит с физическими лицами, хотя частота страховых случаев достаточно высокая», – отметил г-н Ханин.

За прозрачность и онлайн

Представители СК «Amanat» считают, что отчетность, которую представляют страховщики Нацбанку, формальна и неинформативна.

«Каждый страховщик должен публиковать чистые собранные премии и валовые собранные премии от аффилированных лиц, государственных учреждений и организаций с участием государства. Кроме того, нужно сообщать о среднем размере агентского вознаграждения в разрезе по классам страхования. Это поможет сделать наш рынок прозрачнее», – объяснила начальник юридического отдела Amanat Ажар Атымтаева.

Еще страховщики предлагают перевести все бизнес-процессы страхового рынка (заключение договоров страхования, андеррайтинг, перестрахование, выплаты, риск-менеджмент, противодействие отмыванию доходов и финансированию терроризма) в электронный формат взаимодействия. «Это позволит применять современные технологии, такие как искусственный интеллект, Big Data, блокчейн, а также создавать новые продукты, повышать качество и скорость обслуживания, снижать административные расходы», – убежден г-н Ханин. 

Страхование жизни

Самые большие надежды на отраслевую дорожную карту возлагают компании по страхованию жизни (КСЖ). По данным Нацбанка, на 1 июля все страховые компании страны собрали 254,9 млрд тенге премий, из них на КСЖ пришлось всего 66,7 млрд. 

Страховщики намерены пролоббировать поправки в пенсионное законодательство, которые позволят заключать договоры пенсионного аннуитета с клиентами моложе 50–55 лет.

«Внедрение инструмента отложенного пенсионного аннуитета или пенсионного плана позволит привлечь работающее население, имеющее достаточные накопления, к участию в заблаговременном обеспечении своей достойной пенсии, снижению социальной нагрузки на государство», – рассказал управляющий директор КСЖ «Халык-Life» Виталий Любимов.

Еще один новый вид страхования – супружеский аннуитет.

«Часто в семье высокий заработок у одного члена (обычно это муж), а неработающие супруги накапливают небольшие суммы на счетах ЕНПФ. Поэтому мы предлагаем дать право семейным парам заключать совместный пенсионный аннуитет, чтобы второй супруг получал от 70 до 100% выплат от текущего аннуитета в зависимости от их договора», – поделился г-н Любимов. 

Знания и налоги

В январе 2013 года в стране начала работать Государственная образовательная накопительная система (ГОНС). Любой гражданин Казахстана может открыть на свое имя либо на имя своего ребенка депозит, которым впоследствии оплатит его обучение. Ставки здесь сверхпривлекательные, до 10,5% годовых, и ежегодная премия от государства в размере 5–7%. 

«Компании по страхованию жизни как минимум вправе участвовать в этом проекте, так как это один из классических продуктов КСЖ. Кроме того, если случится форс-мажор с родителем, то по условиям страхования наша выплата покроет расходы на обучение ребенка», – отметил г-н Любимов.

«Банки не сильно заинтересованы в развитии этого продукта: его тяжело продавать. А у нас есть агенты, которые могут все объяснить людям. Мы не конкуренты банкам: кто-то из потенциальных клиентов выберет страховые компании, а кто-то решит довериться банкам», – подчеркнул г-н Чегебаев.

Участники рынка говорят, что Нацбанк и Финансовый центр (государственный оператор в сфере ГОНС) поддерживают эту идею.

Еще представителям регулятора понравилась идея налогового стимулирования клиентов КСЖ. Компании предлагают ввести налоговый вычет по расходам на уплату страховых премий по договорам накопительного страхования жизни со сроком накопления 5 лет и более.

«Чтобы у людей не было соблазна уйти от налогов с помощью нас, мы предложили ввести ограничения, – пояснил г-н Любимов. – Так, общая сумма налогового вычета не должна превышать 48-кратный размер минимальной заработной платы».

Время обсуждать 

Первая дорожная карта в страховой отрасли была разработана в 2015 году. В АФК говорят, что она касалась онлайн-страхования и фактически была реализована поправками 2018 года.

«Нацбанк имеет высокую заинтересованность в дальнейшем развитии страхового рынка и с готовностью рассматривает предложения рынка. Ассоциация финансистов рассчитывает, что по представленным в регулятор предложениям в ближайшее время начнется активное обсуждение», – заключил Ерлан Бурабаев.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

b2-uchet_kursiv.png

 

Цифра дня

1,6 млрд
тенге
задолжали казахстанские работодатели своим работникам

Цитата дня

Порой некоторые лозунги и призывы выглядят крайне привлекательными, но их авторы не несут ответственности перед страной. Реформы ради реформ - это верный путь к кризису и потери управляемости государством. Уверен, никто из нас этого не желает. Развитие должно быть последовательным, поступательным, без забегания вперед, но и без отставания.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций