Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


17876 просмотров

В Казахстане перестали оформлять автостраховку в режиме онлайн

Удобная услуга позволяла водителям экономить не только время, но и деньги в размере 10% от цены полиса

Фото: Shutterstock

Массовые отказы в работе системы оформления электронных полисов проявились в середине мая. По сообщению Государственного кредитного бюро (ГКБ, оператор Единой страховой базы данных), размещенному на главной странице сайта, причина отказов – снижение пропускной способности существующих каналов связи госорганов. 

В результате время получения ответа от государственных баз данных (ГБД) значительно возросло, что привело к возникновению очередей и невозможности обработки запросов. 28 мая ГКБ было вынуждено до устранения проблемы отключить обращения от Единой страховой базы данных (ЕСБД) к базам госорганов. При этом информационная система ЕСБД работает в штатном режиме.

Взаимодействие между ЕСБД и ГБД необходимо для верификации персональных данных клиентов, оформляющих автостраховку онлайн. Без такой сверки купить полис через интернет если и возможно, то путем мучительной процедуры. 

Как сообщили «Курсиву» в ГКБ, заключение договоров в электронной форме на сайтах страховых компаний (СК) возможно без проведения сверки с данными ГБД, в том числе в случае их недоступности. Для этого, согласно правилам
№ 268 Нацбанка, клиент должен прикрепить к заявлению электронные или сканированные копии всех документов, подлежащих сверке, а сверку должна осуществлять сама СК. «В случае, если СК приостановила продажу полисов на своем интернет-ресурсе по причине недоступности ГБД, полагаем, что это вопрос технической недоработки со стороны самой СК», – отметил зампред ГКБ Алимжан Жансейтов.

Реакция рынка

Глава Ассоциации страховщиков Казахстана Виталий Веревкин назвал предлагаемую конструкцию «недоонлайном» с ручной проверкой данных. «Вносить на сайте большой объем информации руками с приложением сканов документов, которые еще потом нужно проверить страховщику, чтобы убедиться, что вся информация правильная, – не интересно ни клиенту, ни страховой компании», – считает он.

Судя по поведению клиентов, они считают так же. По информации исполнительного директора СК «Евразия» Шакира Иминова, после отказов в системе «продажа полисов упала значительно». 

«Примерно с середины мая оформить автогражданку через сайт стало практически невозможно, – рассказал он «Курсиву». – Если раньше к нам поступали единичные жалобы на проблемы с покупкой полисов и, как правило, они были вызваны скорее ошибками в заполнении данных со стороны страхователя или слишком сложной формой заполнения, то с середины мая проблема одна – нестабильная работа сервисов ЕСБД по сверке данных с ГБД».

По словам г-на Иминова, до начала сбоев процедура онлайн-страхования занимала минимум времени. Клиент в удобное для него время выходил в интернет со своего компьютера, выбирал компанию, заполнял необходимые поля, оплачивал сделку банковской картой – и получал полис на свой email. Помимо времени клиент экономил деньги. «Покупка полиса онлайн дает скидку в 10%, тогда как при приобретении через агентов эта скидка не предоставляется», – отметил собеседник. Третий очевидный плюс – практичность: электронный полис невозможно потерять.

Вопрос автоматизации процессов и переноса услуг в сферу онлайн актуален для разных видов бизнеса, и страховая индустрия не исключение. «Начиная со второго полугодия 2018 года IT-специалисты нашей компании проделали огромную работу по разработке интеграционных сервисов, обеспечивающих бесперебойное взаимодействие с информационной системой ЕСБД, а также с платежными системами, позволяющими осуществить онлайн-оплату банковской картой. В начале года после запуска онлайн-страхования наши клиенты покупали полисы в считаные минуты не только в Казахстане, но и за рубежом, как показали примеры из Таиланда и Германии. Но, к сожалению, иногда не все зависит от нас», – констатировал г-н Иминов.

Кто виноват

Итак, госбазы перестали отвечать на запросы ЕСБД по причине снижения пропускной способности каналов связи госорганов. А почему, в свою очередь, снизилась пропускная способность? Из-за сокращения бюджета. «Согласно разъяснению Министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности, снижение с середины мая пропускной способности каналов связи для ряда госорганов, в том числе для Нац­банка, через интеграционный шлюз которого реализован сервис верификации данных субъектов страхования с ГБД Минюста в рамках онлайн-страхования, связано с сокращением бюджетных средств для организации услуг связи на 2019 год», – сообщили «Курсиву» в ГКБ.

На вопрос, когда планируется устранить проблему, в ГКБ ответили, что «в настоящее время Нацбанком совместно с Министерством цифрового развития ведутся работы по восстановлению пропускной способности каналов связи. Восстановление связи ожидается в ближайшее время, о чем участники страхового рынка будут незамедлительно уведомлены».

В СК «Евразия» ожидают, что проблему удастся решить оперативно. «Мы вместе с нашим департаментом разработки и сопровождения информационных систем, вместе с коллегами из ГБД принимаем необходимые меры для ускорения этого процесса. Работа ведется круглосуточно, и мы очень надеемся, что в ближайшее время все заработает в штатном режиме», – отметил г-н Иминов.

Выделение необходимых допсредств на услуги связи для госорганов не было поддержано Республиканской бюджетной комиссией, поэтому пропускную способность каналов пришлось снизить, сообщили «Курсиву» в Министерстве цифрового развития (МЦР). Сейчас, пока дополнительный бюджет не выделен, МЦР ведет работу по пересмотру потребностей госорганов в услугах связи, чтобы обеспечить полноценное функционирование каналов. «В настоящее время поступило письмо от Минфина относительно возможности выделения дополнительных средств. В этой связи министерством начата работа по увеличению пропускной способности каналов связи с 1 июля 2019 года», – говорится в ответе МЦР за подписью вице-министра Дарына Туякова.


783 просмотра

Необычные полисы придали импульс китайскому страховому бизнесу

Высокий уровень проникновения интернета в стране позволяет страховщикам предлагать свои продукты при помощи мобильных приложений

Фото: Shutterstock.com

Всего $70 в год нужно для того, чтобы один из самых крупных в Китае онлайн-страховщиков сделал единовременную выплату родителям в случае, если их ребенок пропадет без вести. Этот вид страховки лишь один из многих других, которые продает компания ZhongAn Online Property & Casualty Insurance. На рынке она существует около шести лет. 

Среди ее акционеров такие китайские технологические гиганты, как Ant Financial Services, Tencent Holdings и Ping An Insurance. По условиям страхового полиса после его покупки родители могут отправить мазок изо рта ребенка в лабораторию для бесплатного анализа ДНК. В случае, если ребенок в возрасте до 14 лет пропал без вести, держатели полиса могут рассчитывать на страховую выплату в размере 200 тыс. юаней ($28 тыс.).

Индустрия онлайн-страхования в Китае переживает настоящий бум. Во многом это происходит благодаря широкому распространению необычных полисов, которые эксплуатируют страхи людей по поводу маловероятных событий (вроде неэффективной вакцинации) или часто случающихся мелких неприятностей (например, задержка доставки интернет-заказа или разбитый экран смартфона). Высокий уровень проникновения интернета (в Китае более 800 млн человек используют мобильные устройства для выхода в Сеть) позволил страховщикам вывести на рынок новые продукты. Благодаря мобильным приложениям и невысоким премиям они доступны огромному числу людей. Кроме того, покупая страховой полис ZhongAn, клиенты могут сразу же оплатить его при помощи Alipay или WeChat Pay, популярных мобильных платежных систем, принадлежащих компаниям Ant и Tencent. 

По данным Wind Information, в прошлом году объем страховых премий, собранных онлайн-страховщиками, составил 189 млрд юаней ($26,6 млрд) – почти 5% от всего рынка страхования. Лицензии на продажу страховых полисов онлайн в КНР имеют свыше 100 организаций, включая компании по страхованию жизни и ущерба.

Бурный рост

Страховая индустрия в КНР действительно растет очень быстро. Размер премий в ZhongAn, например, рос ежегодно начиная с 2013 года, когда была основана компания. Помимо простого извлечения доходов онлайн-страховщики также собирают данные у своих клиентов, чтобы помочь им оценить риски и вероятность будущих выплат, что может стать ключом к их дальнейшей прибыльности.

В прошлом году ZhongAn продала полисы более чем 400 млн клиентам в Китае, средний размер страховой премии составил 287 юаней (около $4). Большую часть дохода приносят недорогие полисы ценой до 1 юаня, как тот, что покрывает расходы на доставку заказа. В отличие от традиционных страховых компаний, которые для привлечения и удержания клиентов полагаются на десятки тысяч агентов, ZhongAn использует роботов-консультантов и продает полисы через мобильную платформу, которой управляют Alibaba, сайт для путешествий Ctrip и другие компании.

В 2017-м для финансирования своей экспансии ZhongAn привлекла на IPO в Гонконге около $1,75 млрд, с тех пор объем премий рос ежегодно. В августе 2019-го компания сообщила об убытках от андеррайтинга за первое полугодие в размере 492 млн юаней. При этом чистая прибыль компании составила 94,5 млн юаней, в том числе благодаря инвестдоходу. В 2018 году компания сообщила об убытках от страховой деятельности в размере 1,8 млрд юаней, которые она списала на расходы в связи с рыночной экспансией и андеррайтингом. Сегодня акции компании торгуются на треть меньше цены IPO.

По мнению отраслевых аналитиков, ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики в качестве своего главного приоритета видят увеличение рыночной доли, а не повышение доходности. «На китайском рынке акцент все еще делается на доле рынка», – говорит Сэм Радван, управляющий партнер консалтинговой фирмы Enhance International. В долгосрочной перспективе такая стратегия может себя не оправдать, считает он. По словам эксперта, если сейчас онлайн-страховщики привлекают потребителей продуктами с низкими взносами, то в будущем, когда они попытаются получить прибыль за счет повышения премий, им будет непросто удержать своих клиентов.

Впрочем, один продукт ZhongAn вовсе не требует никаких взносов. Достаточно зарегистрироваться и записывать свои ежедневные действия при помощи мобильного приложения страховщика. В зависимости от того, как много они двигаются, клиенты могут рассчитывать на медстраховку в размере до 50 тыс. юаней в год. В рамках плана предусмотрены единовременные выплаты в случае, если у держателей полиса будет диагностировано любое из 70 критических заболеваний или патологий, включая рак. С момента запуска этого плана в конце 2015 года соответствующую регистрацию прошло более 26 млн человек. Теперь компания пытается продать им другие страховые продукты.

По словам Майкла Пауэрса, профессора математики по анализу рисков Университета Цинхуа в Пекине, предоставление бесплатной страховки может оказаться дорогостоящим мероприятием. Тем не менее возможны и некоторые преимущества. 

«Это своего рода традиционный маркетинг, цель которого – привлечь внимание клиентов», – говорит Пауэрс. По его словам, такие продукты могут помочь ZhongAn создать базу данных людей, чтобы в будущем предлагать им любые другие полисы. Также это может помочь в получении данных, например, о том, как физические упражнения коррелируют с медицинскими расходами, что может быть полезно для будущего андеррайтинга.

рост премий.jpg

клиентская база.jpg

Устранение пробелов

Еще один недорогой и очень популярный полис ZhongAn при ежегодной премии в сумме 136 юаней предусматривает покрытие расходов на лечение в размере до 6 млн юаней сверх того, что покрывается государственным медстрахованием.

Поскольку расходы на лечение в госклиниках в Китае относительно небольшие, а государственное медстрахование практически универсальное, маловероятно, что большинство людей готовы нести чрезвычайно высокие расходы на лечение в Китае.

Однако некоторые виды лечения госстраховкой не покрываются или покрываются не полностью. Такие серьезные заболевания, как рак, зачастую требуют более дорогостоящего лечения. Удовлетворить растущее стремление потребителей к более качественному лечению рака в других странах призвана премиальная услуга, покрывающая медицинские расходы на лечение в Японии на сумму до 1 млн юаней, которую страхователи могут приобрести за дополнительные 45 юаней. «Частные медстраховки на большую сумму популярны в КНР главным образом потому, что здесь все еще есть большие пробелы в области здравоохранения», – говорит Стивен Чен, директор сингапурской консалтинговой компании Oliver Wyman. 

потери растут.jpg

Другие продукты ZhongAn в большей степени соответствуют традиционным видам страхования, но при этом компания использует преимущества интернет-маркетинга. Например, 43-летний сельхозработник Ма Вэйжань говорит, что в прошлом году за 30 юаней приобрел в ZhongAn страховку от несчастных случаев, которая защищает от целого ряда травм. В этом году его укусила собака и ему пришлось заплатить 1800 юаней за укол против бешенства. После подачи онлайн-заявления в ZhongAn компания в течение нескольких недель возместила ему 90% расходов на лечение. «Это даже удобнее, чем связываться с агентом», – отмечает Ма, имея в виду процесс подачи заявления через интернет. После этого он приобрел такой же полис для жены и родителей.

Расходы на привлечение

По словам Чэнь Дунмэй, адъюнкт-профессора по страхованию Фуданьского университета в Шанхае, ZhongAn может понести серьезные затраты на привлечение клиентов, поскольку каналы сбыта, которые помогают ей выходить на потребителей, могут при продаже полисов взимать огромные комиссионные.

Аналитикам пока неясно, смогут ли ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики зарабатывать в долгосрочной перспективе, особенно с помощью нетрадиционных полисов. Они делают «ставку на то, что результаты андеррайтинга будут соответствовать тому, что они думают, хотя эти результаты не были протестированы и на рынке не было большого количества данных», говорит страховой консультант Радван.

Тем временем ZhongAn для привлечения клиентов начала использовать игры и другие необычные способы. Так, в мобильном приложении компании люди могут угадывать состояние фондового рынка Китая и участвовать в розыгрыше iPhone. Отвечая на вопрос журналиста WSJ, представитель ZhongAn заявила, что компания хочет улучшить взаимодействие с потребителями, используя «простые и увлекательные действия» с целью «постепенно изменить стереотипы потребителей по поводу страхования».
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

duster-kaptur_240x400.gif

 

 

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций