Перейти к основному содержанию

7764 просмотра

Как изменился страховой рынок Казахстана с введением электронных страховок

В первом квартале этого года продан почти один миллион электронных полисов

Фото: Shutterstock

Старт электронного страхования в Казахстане оказался не совсем легким: страховщики все еще решают интеграционные проблемы с государственными базами данных и сталкиваются с непониманием клиентов, которые продолжают требовать документальное подтверждение страхового договора.

Напомним, с 1 января текущего года в Казахстане действует электронное страхование, а также введена возможность покупки страхового полиса полностью в онлайн-режиме на сайте страховой компании. 

По предварительным данным, за I квартал продано порядка 1 млн электронных полисов, что составляет около 20% от среднего годового объема. При этом доля полисов, приобретенных именно через сайты страховых компаний, мизерная. По данным на 1 марта 2019 года уровень проникновения на рынке электронных полисов по обязательному автострахованию (ОС ГПО ВТС) составляет порядка 0,6%.

И если, с одной стороны, страховщики утверждают, что такая ситуация была ожидаемой, поскольку финансовый, а уж тем более страховой рынок довольно консервативен, то, с другой стороны, страховщики с начала года сталкиваются с неточностями в государственных базах данных, что создает проблемы для самих автовладельцев, желающих приобрести страховку без посещения офиса компании или не прибегая к помощи страховых агентов. 

Несмотря на то что данные о заключенных договорах хранятся в Единой страховой базе данных (ЕСБД), которая теперь доступна сотрудникам дорожной полиции, клиенты страховых компаний еще не адаптировались к «электронной страховой реальности» и многие требуют у страховых компаний бумажное подтверждение полиса.

По словам управляющего директора центра развития фондового и страхового сектора Ассоциации финансистов Казахстана Ерлана Бурабаева, после того как страховой рынок был подключен к государственным базам данных, возник ряд проблем, связанных, в частности, с чистотой информации в самих госбазах. Безусловно, это позволяет государственным организациям исправлять ошибочную информацию. Но не отбивает ли это желание страхователей пользоваться услугой оформления онлайн-полиса самостоятельно? Ведь главная задача онлайн-полиса – упростить оформление и получение страхового полиса, а не наоборот. 

Дело техники

Председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин рассказал, что технические сложности в основном связаны с интеграционными процессами с государственными базами данных. «Например, когда государственные базы временно недоступны либо есть несовпадение данных базы с указанными клиентом документами. При таких ситуациях компанией направляются запросы в Государственное кредитное бюро – оператор Единой страховой базы данных, после чего клиенту разъясняются его дальнейшие действия», – рассказал он.

В страховой компании Amanat уточнили, что, согласно новым изменениям в законодательстве, сведения о клиентах необходимо верифицировать в государственных базах данных. Это касается удостоверения личности, паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства клиента. «Если в документах клиента имеется ошибка (например, фамилия в удостоверении и водительских правах отличается на одну букву), то оформить полис обязательного страхования не получится. В таком случае клиенту нужно самостоятельно обратиться в соответствующие государственные органы для исправления ошибок в документах», – прокомментировали в компании.

Неунывающий рынок

Страховщики говорят, что сейчас больших технических проблем не наблюдается. По крайней мере, жалоб на то, что клиенты страховой компании не могут часами заключить договор, нет. Но все познается в сравнении. «Конечно, бывают ситуации, когда на стороне государственных баз данных проводятся технические работы, в связи с чем возникают ошибки при сверке данных клиента с данными государственных баз. Но количество таких случаев в разы сократилось по сравнению с январем – февралем этого года», – отметили в Amanat. 

По словам страховщиков, при отсутствии технических сбоев оформление электронного полиса происходит быстро. Оно занимает примерно 5–10 минут. 

«Касательно рисков стоит отметить, что невысокое доверие населения к страховым компаниям вкупе с недоверием к онлайн-оплатам может оказать негативное влияние на продажи полисов онлайн. К тому же подтверждением заключения полиса считаются только SMS-сообщения от страховой компании и Государственного кредитного бюро, что не устраивает некоторых клиентов, которые до сих пор требуют какой-нибудь документ, подтверждающий наличие страхового полиса», – говорят в компании Amanat. Впоследствии это может спровоцировать некоторое отторжение от покупки полиса онлайн. 

К какому сроку разрешатся все эти неточности, страховщики предсказывать не берутся. К слову, имеющиеся проблемы участников рынка совсем не удручают, они, напротив, настроены более чем оптимистично. «Технические проблемы решаются и бизнес-процессы улучшаются в рабочем порядке», – отметил один из представителей страхового рынка. Однако пускать на самотек развитие онлайн-страхования рынок не будет. 

Решение проблем

По разным оценкам, доля продаж онлайн-полисов через сайты страховых компаний может составить от 2 до 5% к концу года. «Рынок заинтересован в развитии онлайн-продаж полисов. Повсеместное внедрение и рост онлайн-страхования позволят улучшить рынок страхования и сделают его гораздо прозрачнее. В первую очередь сократятся случаи, когда мошенники продают поддельные полисы. По новой системе клиент может быть уверен в том, что покупает действующий полис», – считают в Amanat. 

Участники рынка говорят, что в дальнейшем продажа онлайн-полисов будет расти за счет коробочных решений, которые будут помимо самой страховки предлагать клиенту дополнительные продукты, и в будущем все же «сделают покупку полиса не сложнее пополнения баланса телефона». 

«Внедрение любых инноваций требует отладок и тестирования. Онлайн-страхование – новинка не только для клиентов, но и для страховщиков, для самого регулятора. Поэтому мы – страховой рынок, Национальный банк и Государственное кредитное бюро – сейчас в боевом режиме наблюдаем за ситуацией и совместными усилиями стремимся создать максимально удобный сервис для онлайн-покупки полиса», – заключили в Amanat.

banner_wsj.gif

1637 просмотров

Как устроен казахстанский рынок страхования жизни

И что его ждет в перспективе

Фото: Shutterstock

Страхование жизни лидирует в структуре премий в развитых странах, где более 50% рынка приходится на продукты компаний по страхованию жизни (КСЖ). Казахстану этот этап только предстоит пройти, а пока доля премий указанного сегмента составляет лишь 38%. Однако последние три года здесь фиксируется двузначный рост. Такая динамика присуща многим развивающимся странам, где инициативы регулирующих органов и макроэкономическая среда влияют на дальнейшее развитие сектора. По данным регулятора, активы казахстанских компаний по страхованию жизни по итогам 2019 года увеличились на 33%, а страховые премии – на 55,7%, достигнув 438,6 млрд и 197,2 млрд тенге соответственно.

Проникновение пока невысокое

 Однако уровень проникновения страховых услуг в Казахстане невысок, что свидетельствует о потенциале роста на фоне мер, принимаемых регулирующим органом для стимулирования дальнейшего развития сектора страхования жизни и повышения осведомленности населения о страховых продуктах. В 2019 году доля страховой премии-брутто в ВВП Казахстана составила около 0,2% по сравнению c 0,5% в России. Мы прогнозируем, что быстрый рост этого сектора продолжится в трех сегментах: страхование жизни, аннуитетное страхование и обязательное страхование работника от несчастных случаев на производстве.

Снижение ставки по депозитным продуктам поддерживает рост накопительного страхования жизни. Например, ставка по валютным депозитам не превышает 2%, в то время как страховые компании предлагают более высокий уровень доходности – около 3–3,4%. Однако возникает вопрос о том, как долго страховые компании смогут удерживать такой уровень доходности.
В Европе при текущем уровне процентных ставок (во многих странах они отрицательные) страховым компаниям сложно гарантировать высокий уровень доходности, в связи с чем компании пытаются переориентировать страхователей на другие продукты. 

По нашему мнению, в Казахстане показатели прибыльности сектора в меньшей степени чувствительны к волатильности процентных ставок, чем в некоторых странах Европы, главным образом вследствие по-прежнему развивающейся структуры бизнеса компаний. Здесь ситуация с низкими процентными ставками пока еще не актуальна и компании по страхованию жизни могут гарантировать приемлемую доходность. Однако, по нашему прогнозу, доходность накопительных продуктов с валютной составляющей со временем будет снижаться.

 Дальнейшее развитие страхования жизни в Казахстане с высокой вероятностью будет связано с развитием местного фондового рынка, повышением финансовой грамотности населения, ростом нормы сбережений домохозяйств, а также с обеспечением открытости условий по основным страховым продуктам и дальнейшим повышением прозрачности страховой отрасли.

Конкуренция будет расти

Если в 2018 году число компаний по страхованию жизни в Казахстане сократилось до шести вследствие объединения двух крупных КСЖ, то в 2019 и 2020 годах мы отмечаем интерес новых участников к этому сегменту рынка. На текущий момент на рынке работают девять компаний по страхованию жизни, образованных промышленными и финансовыми группами. Мы прогнозируем усиление конкуренции в будущем, однако это не обусловит существенных изменений в группе основных игроков в секторе страхования жизни в ближайшие 12 месяцев. По итогам 2019 года концентрация достигла высоких значений: на долю трех основных участников приходилось более 80% рынка страхования жизни, и мы ожидаем, что высокий уровень концентрации сохранится.

Крупные компании имеют преимущества в продаже страховых продуктов благодаря наличию фирменной сети страховых агентов, довольно известным брендам, пользующимся доверием клиентов, налаженному банковскому каналу продаж или обслуживанию определенных групп клиентов. В этих условиях новым игрокам потребуется время для продвижения своего бренда и повышения узнаваемости на рынке. Однако наличие крупных акционеров может позволить страховым компаниям получить доступ к клиентской базе, а также предлагать конкурентные продукты на рынке. В ближайший год мы ожидаем, что крупные компании будут играть определяющую роль в продвижении новых страховых продуктов и предложении их потребителям, а также задавать тон во взаимодействии страхового сообщества с регулятором и страхователями.

Потенциал и риски

В развитых странах компании по страхованию жизни являются одними из крупнейших институциональных инвесторов, в то время как в Казахстане этим игрокам потребуется время для завоевания таких позиций. Это связано в том числе с тем, что менее развитый, чем в Европе, рынок капитала Казахстана ограничивает возможности сектора страхования жизни и, как следствие, инвестиционные возможности КСЖ. Это касается управления активами и обязательствами по срокам, контроля валютных рисков, эффективного распределения капитала и предоставления доступа к долгосрочным источникам инвестиций. В связи с этим страховые компании инвестируют преимущественно в государственные и квазигосударственные облигации, чтобы обеспечить достаточную диверсификацию активов и в целом консервативный профиль инвестиционного портфеля.

Вместе с тем мы отмечаем подверженность страховых компаний валютному риску в связи с использованием инструментов, номинированных в долларах, что может обусловить повышение рисков, связанных с несовпадением активов и обязательств по типу валюты. Сектор страхования жизни в Казахстане подвержен рискам несоответствия активов и обязательств по срокам размещения активов и урегулирования обязательств, но в меньшей степени, чем европейские страховщики. Крупные казахстанские компании принимают меры по обеспечению нулевой открытой позиции по срокам. В то же время мы по-прежнему отмечаем наличие этого риска вследствие ограниченной доступности долгосрочных инструментов с фиксированной доходностью на внутреннем рынке капитала. Как следствие, этот фактор остается одним из актуальных вопросов для будущего развития страхового рынка в Казахстане, в том числе в связи с внедрением здесь продуктов unit-linked.

 Компании по страхованию жизни традиционно обеспечивают экономику длинными деньгами, стабилизируя и стимулируя развитие не только финансового рынка, но и экономики страны в целом. Кроме того, развитие рынка страхования жизни способствует решению социальных задач. Например, приток средств в пенсионные программы может обеспечить более высокий уровень финансовой стабильности населения.

2020: прогноз

Рынок страхования жизни в РК находится на этапе становления, демонстрируя рост от очень низкой базы. В связи с этим мы полагаем, что существует возможность для роста страховщиков в ближайшие годы.

В нашей оценке сектора страхования жизни Казахстана учитываются его сильные показатели прибыльности благодаря невысоким барьерам по входу на рынок для новых участников – с учетом динамики отрасли и характеристик страховых продуктов, которые обусловливают высокие показатели прибыльности компаний этого сегмента. Перспективы роста компаний по страхованию жизни остаются благоприятными на фоне умеренных показателей экономического благосостояния, измеряемого показателем ВВП на душу населения. Мы отмечаем, что в последние 10 лет казахстанский сектор страхования жизни продемонстрировал высокую устойчивость к неблагоприятным макроэкономическим факторам.

Мы ожидаем, что в 2020 году рентабельность собственного капитала (return on equity, ROE) будет выше 20%, а рентабельность активов (return on assets, ROA) – около 6%. Показатель ROE ниже среднего значения за последние три года, когда он составил порядка 30%, но остается высоким по сравнению с показателями европейских компаний, занимающихся страхованием жизни, у которых ROE и ROA находятся на уровне ниже 10 и 3% соответственно.

S&P Global Ratings ожидает, что меры регулирующего органа будут стимулировать развитие сектора страхования жизни в среднесрочной перспективе. Наличие законодательных инициатив является одним из стимулов к развитию этого направления. Это касается введения в 2018 году налоговых льгот для держателей страховых полисов, инициатив регулятора по планируемому внедрению страховых продуктов с инвестиционной составляющей (unit-linked) и возможной передаче КСЖ части функций по управлению пенсионными средствами, а также реализации государственных программ по поддержке образования. Дальнейший рост численности населения и повышение продолжительности жизни обусловливают очень хорошие перспективы для развития страхования жизни. Внедрение продуктов unit-linked, скорее всего, будет осуществлено не ранее 2021 года, и это позволит страховым компаниям расширить линейку страховых продуктов.

banner_wsj.gif

drweb_ESS_kursiv.gif