Перейти к основному содержанию


5933 просмотра

В Нацбанке рассказали о сомнительных сделках страховых компаний

Регулятором ведется мониторинг сделок страховых компаний в течение трех лет

Фото: Олег Спивак

На прошлой неделе «Курсив» писал о скандале, который разразился между страховой компаней Kompetenz и Национальный банком. На пресс-конференции владелица ликвидируемой страховой компании Жанар Калиева заявила об ужесточении надзора. 

В свою очередь в Национальном банке сообщили, что в рамках проверки были выявлены сделки, имеющие признаки вывода средств из компании в размере, составляющем 1/3 активов организации. Сама г-жа Калиева на пресс-конференции не смогла назвать точную сумму средств, отданных Kompetenz на перестрахование в иностранные компании.

«Мы являемся представителями Allianz, перестраховываем риски в высокорейтинговых компаниях», - заверила бизнесвумен.

Конечно, такой ответ не смог удовлетворить «Курсив», и редакция обратилась с соответствующим запросом в Национальный банк.

«В 2018 году по рынку собрано 353 604 тенге, из них 24,2% передано на перестрахование. АО «СК «Kompetenz» передано на перестрахование 57% поступивших премий, в числе которых содержится сумма, по которым контрпартнеры не подтверждают принятие премий», - ответили в пресс-службе НБ РК.

Дело в том, что регулятором последние 3 года ведется мониторинг сделок страховых компаний, в том числе по зарубежному перестрахованию, направляются запросы в иностранные юрисдикции, активно используется межстрановое взаимодействие со страховыми регуляторами других стран, в том числе в рамках Международной ассоциации страховых надзоров - IAIS.

«Национальным банком осуществляется аналитическая работа, направленная на выявление и пресечение недобросовестных сделок, при необходимости вносятся изменения в законодательство. В некоторых сделках присутствуют признаки выводов активов с использованием инструментов перестрахования. Например, в случаях, когда иностранная перестраховочная компания не подтверждает принятие рисков от казахстанской страховой компании, клиенты могут не получить в полном объеме страховую выплату по договору страхования при наступлении у них страхового случая», - заверили представители регулятора.

Нацбанк не скрывает, и страховщики знают, что информация по сделкам, имеющим признаки подозрительных или содержащим риски мошенничества, передается в правоохранительные органы для проведения необходимых мероприятий. 

«В отношении АО «СК «Kompetenz» отмечаем, что в 2018 году ею были заключены сделки на сумму, составляющую около 1/3 части ее активов, по которым ее контрагенты иностранные перестраховочные компании не подтверждают принятие риска и (или) адекватность размера перестраховочной премии. На основе выявленных фактов Национальным банком были направлены соответствующие материалы в правоохранительные органы. В течение 2018 года НБ РК в правоохранительные органы направлены материалы по нескольким участникам страхового рынка», - сообщили в пресс-службе.

И пообещали сделать информацию публичной, если страховщики не смогут пояснить каким образом и где «потерялись» премии, отданные на перестрахование.

Этот ответ означает одно – в течение года еще несколько компаний будут объяснять Нацбанку и своим клиентам «странные сделки», а плотная работа надзорного органа с представителями зарубежных регуляторов и контрагентов отечественных страховщиков, позволит сделать рынок более прозрачным.

Конечно, от этого выиграют клиенты и бюджет, но проиграют некоторые финансисты.  


 


17118 просмотров

В Казахстане перестали оформлять автостраховку в режиме онлайн

Удобная услуга позволяла водителям экономить не только время, но и деньги в размере 10% от цены полиса

Фото: Shutterstock

Массовые отказы в работе системы оформления электронных полисов проявились в середине мая. По сообщению Государственного кредитного бюро (ГКБ, оператор Единой страховой базы данных), размещенному на главной странице сайта, причина отказов – снижение пропускной способности существующих каналов связи госорганов. 

В результате время получения ответа от государственных баз данных (ГБД) значительно возросло, что привело к возникновению очередей и невозможности обработки запросов. 28 мая ГКБ было вынуждено до устранения проблемы отключить обращения от Единой страховой базы данных (ЕСБД) к базам госорганов. При этом информационная система ЕСБД работает в штатном режиме.

Взаимодействие между ЕСБД и ГБД необходимо для верификации персональных данных клиентов, оформляющих автостраховку онлайн. Без такой сверки купить полис через интернет если и возможно, то путем мучительной процедуры. 

Как сообщили «Курсиву» в ГКБ, заключение договоров в электронной форме на сайтах страховых компаний (СК) возможно без проведения сверки с данными ГБД, в том числе в случае их недоступности. Для этого, согласно правилам
№ 268 Нацбанка, клиент должен прикрепить к заявлению электронные или сканированные копии всех документов, подлежащих сверке, а сверку должна осуществлять сама СК. «В случае, если СК приостановила продажу полисов на своем интернет-ресурсе по причине недоступности ГБД, полагаем, что это вопрос технической недоработки со стороны самой СК», – отметил зампред ГКБ Алимжан Жансейтов.

Реакция рынка

Глава Ассоциации страховщиков Казахстана Виталий Веревкин назвал предлагаемую конструкцию «недоонлайном» с ручной проверкой данных. «Вносить на сайте большой объем информации руками с приложением сканов документов, которые еще потом нужно проверить страховщику, чтобы убедиться, что вся информация правильная, – не интересно ни клиенту, ни страховой компании», – считает он.

Судя по поведению клиентов, они считают так же. По информации исполнительного директора СК «Евразия» Шакира Иминова, после отказов в системе «продажа полисов упала значительно». 

«Примерно с середины мая оформить автогражданку через сайт стало практически невозможно, – рассказал он «Курсиву». – Если раньше к нам поступали единичные жалобы на проблемы с покупкой полисов и, как правило, они были вызваны скорее ошибками в заполнении данных со стороны страхователя или слишком сложной формой заполнения, то с середины мая проблема одна – нестабильная работа сервисов ЕСБД по сверке данных с ГБД».

По словам г-на Иминова, до начала сбоев процедура онлайн-страхования занимала минимум времени. Клиент в удобное для него время выходил в интернет со своего компьютера, выбирал компанию, заполнял необходимые поля, оплачивал сделку банковской картой – и получал полис на свой email. Помимо времени клиент экономил деньги. «Покупка полиса онлайн дает скидку в 10%, тогда как при приобретении через агентов эта скидка не предоставляется», – отметил собеседник. Третий очевидный плюс – практичность: электронный полис невозможно потерять.

Вопрос автоматизации процессов и переноса услуг в сферу онлайн актуален для разных видов бизнеса, и страховая индустрия не исключение. «Начиная со второго полугодия 2018 года IT-специалисты нашей компании проделали огромную работу по разработке интеграционных сервисов, обеспечивающих бесперебойное взаимодействие с информационной системой ЕСБД, а также с платежными системами, позволяющими осуществить онлайн-оплату банковской картой. В начале года после запуска онлайн-страхования наши клиенты покупали полисы в считаные минуты не только в Казахстане, но и за рубежом, как показали примеры из Таиланда и Германии. Но, к сожалению, иногда не все зависит от нас», – констатировал г-н Иминов.

Кто виноват

Итак, госбазы перестали отвечать на запросы ЕСБД по причине снижения пропускной способности каналов связи госорганов. А почему, в свою очередь, снизилась пропускная способность? Из-за сокращения бюджета. «Согласно разъяснению Министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности, снижение с середины мая пропускной способности каналов связи для ряда госорганов, в том числе для Нац­банка, через интеграционный шлюз которого реализован сервис верификации данных субъектов страхования с ГБД Минюста в рамках онлайн-страхования, связано с сокращением бюджетных средств для организации услуг связи на 2019 год», – сообщили «Курсиву» в ГКБ.

На вопрос, когда планируется устранить проблему, в ГКБ ответили, что «в настоящее время Нацбанком совместно с Министерством цифрового развития ведутся работы по восстановлению пропускной способности каналов связи. Восстановление связи ожидается в ближайшее время, о чем участники страхового рынка будут незамедлительно уведомлены».

В СК «Евразия» ожидают, что проблему удастся решить оперативно. «Мы вместе с нашим департаментом разработки и сопровождения информационных систем, вместе с коллегами из ГБД принимаем необходимые меры для ускорения этого процесса. Работа ведется круглосуточно, и мы очень надеемся, что в ближайшее время все заработает в штатном режиме», – отметил г-н Иминов.

Выделение необходимых допсредств на услуги связи для госорганов не было поддержано Республиканской бюджетной комиссией, поэтому пропускную способность каналов пришлось снизить, сообщили «Курсиву» в Министерстве цифрового развития (МЦР). Сейчас, пока дополнительный бюджет не выделен, МЦР ведет работу по пересмотру потребностей госорганов в услугах связи, чтобы обеспечить полноценное функционирование каналов. «В настоящее время поступило письмо от Минфина относительно возможности выделения дополнительных средств. В этой связи министерством начата работа по увеличению пропускной способности каналов связи с 1 июля 2019 года», – говорится в ответе МЦР за подписью вице-министра Дарына Туякова.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций