Перейти к основному содержанию


2908 просмотров

Нацбанк РК: Страховые компании будут увеличивать капитал до 2020 года

Заместитель председателя Нацбанка Жанат Курманов рассказал о состоянии страхового сектора

Фото: Олег Спивак

Страховой рынок - один из самых быстрорастущих сегментов финансового сектора страны. На протяжении последних 12 лет активы и капитал страховых компаний показывали постоянный рост. При этом, в течение последних трех лет 4 страховые компании реорганизовались и добровольно сдали лицензии. О состоянии этого сектора Kursiv.kz рассказал заместитель председателя Нацбанка Жанат Курманов.  

- Как Вы оцениваете нынешнее состояние и потенциал страхового рынка?

- Только за последние 5 лет активы выросли в 2 раза и достигли по итогам 2018 года отметки более одного триллиона тенге. Это свидетельствует об активизации страхового рынка, повышении его финансовой стабильности и, как следствие, росте доверия населения к рынку.

На сегодняшний день страховой рынок представлен 28 страховыми организациями (из них 6 имеют лицензию по отрасли «страхование жизни») и 14 страховыми брокерами. Создана вся инфраструктура для успешного функционирования страхового рынка.

Несмотря на динамичный рост показателей страхового рынка, его значимость в развитии экономики страны на сегодняшний день остается низкой, но имеет потенциал к дальнейшему развитию.

В 2018 году Национальным банком проделана значительная работа по совершенствованию страхового законодательства. В июле 2018 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам страхования и страховой деятельности, рынка ценных бумаг», в рамках которого удалось реализовать целый ряд инициатив, направленных на дальнейшее развитие страхового рынка.

Основными направлениями поправок являются следующие вопросы: внедрение с 2019 года онлайн-страхования, в результате которого население получает возможность заключать договоры страхования в электронной форме через интернет-ресурсы страховых компаний без посещения офиса или участия агента. Онлайн-страхование обеспечит географическую доступность и позволит снизить стоимость страховых услуг для населения и бизнеса. Будут значительно упрощены процедуры страхования и выплат, что позволит значительно ускорить все бизнес-процессы; обеспечение сохранности, устойчивости, повышения статуса и расширение функций Единой страховой базы данных, формирование достоверной базы по страховой статистике. К 2022 году база будет содержать всю информацию по обязательным и добровольным классам страхования.

Принимаемые Национальным банком меры способствуют росту доверия к страховому рынку, развитию качественных и доступных страховых услуг, нацелены на обеспечение конкурентного, устойчивого и динамично-развивающегося страхового рынка, отвечающего потребностям экономики, населения и бизнеса.

- Расскажите о системе unit-linked. Каков потенциал СК? Каков потенциал КСЖ? Каков потенциал этого рынка?

- Страховой продукт unit-linked – это один из способов инвестирования, который сочетает в себе одновременно страхование жизни и инвестиции. Каждая страховая премия, вносимая страхователем в рамках данного продукта, состоит из двух частей. Одна часть непосредственно связана со страхуемыми рисками (жизнь и дожитие). Вторая - является накопительной составляющей, инвестируемой в инструменты фондового и других финансовых рынков. При этом владелец полиса может выбирать, в какие именно финансовые инструменты будут инвестироваться его взносы.

Что касается потенциала данного продукта, одним из путей реализации поручения президента Республики Казахстан о принятии мер по активизации отечественного фондового рынка, озвученного в январе 2017 года, является внедрение новых продуктов в отрасли «страхование жизни», позволяющих страхователям совмещать инвестиционное управление со страхованием жизни (unit-linked) и участвовать в прибыли страховщика.

Необходимо отметить, что в международной практике компании по страхованию жизни имеют широкие полномочия по совмещению страховой и инвестиционной деятельности.

- Все ли страховые компании предоставляют услуги онлайн?

- В соответствии с принятым законом с 1 января 2019 года введено онлайн-страхование, предполагающее обязанность страховых организаций по предоставлению физическим и юридическим лицам сервиса по получению ими страховых услуг по 7 обязательным классам страхования на своих интернет-ресурсах.

Лицензии на обязательные классы страхования по отрасли «общее страхование» имеют 19 страховых организаций. При этом на этапе законодательного обеспечения онлайн-страхования Национальным Банком создано необходимое правовое поле для предоставления страховым компаниям онлайн-услуг также и по добровольным классам страхования.

- Готовы ли СК и КСЖ к конкуренции в рамках ВТО?

- Со вступлением во Всемирную торговую организацию в конце 2015 года Казахстан принял на себя обязательства по допуску на финансовый рынок новых иностранных финансовых институтов, включая страховые (перестраховочные) организации. 

Присоединение к ВТО открывает нам доступ к зарубежным рынкам, а крупным иностранным компаниям к национальному рынку. В 2020 году страховой сектор станет открытым для доступа на рынок филиалов иностранных компаний. 

Основными конкурентными преимуществами зарубежных страховых организаций можно считать качество сервиса, оптимизированные бизнес-процессы, прогрессивные IT-системы, а также уменьшение стоимости страхования.  

К зарубежным страховым организациям также устанавливаются требования со стороны Национального банка по осуществлению деятельности на казахстанском страховом рынке. К примеру, требуется, чтобы сумма совокупных активов страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан составляла не ниже эквивалента, равного пяти миллиардам долларов США, а также наличие не менее десятилетнего опыта по осуществлению страхования (перестрахования). Также существуют иные требования к иностранным страховым (перестраховочным) компаниям, направленные на обеспечение целостности и стабильности финансового рынка. 

Национальный банк как регулятор финансового рынка предпринял ряд мер по повышению требований к финансовой устойчивости страховых организаций. В частности, предусматривается поэтапное увеличение минимального капитала страховых организаций до 2020 года, значительно повышен минимальный порог по размеру уставного капитала для вновь создаваемых страховых организаций. Эти и другие меры направлены на создание конкурентоспособного страхового рынка. 

 


17109 просмотров

В Казахстане перестали оформлять автостраховку в режиме онлайн

Удобная услуга позволяла водителям экономить не только время, но и деньги в размере 10% от цены полиса

Фото: Shutterstock

Массовые отказы в работе системы оформления электронных полисов проявились в середине мая. По сообщению Государственного кредитного бюро (ГКБ, оператор Единой страховой базы данных), размещенному на главной странице сайта, причина отказов – снижение пропускной способности существующих каналов связи госорганов. 

В результате время получения ответа от государственных баз данных (ГБД) значительно возросло, что привело к возникновению очередей и невозможности обработки запросов. 28 мая ГКБ было вынуждено до устранения проблемы отключить обращения от Единой страховой базы данных (ЕСБД) к базам госорганов. При этом информационная система ЕСБД работает в штатном режиме.

Взаимодействие между ЕСБД и ГБД необходимо для верификации персональных данных клиентов, оформляющих автостраховку онлайн. Без такой сверки купить полис через интернет если и возможно, то путем мучительной процедуры. 

Как сообщили «Курсиву» в ГКБ, заключение договоров в электронной форме на сайтах страховых компаний (СК) возможно без проведения сверки с данными ГБД, в том числе в случае их недоступности. Для этого, согласно правилам
№ 268 Нацбанка, клиент должен прикрепить к заявлению электронные или сканированные копии всех документов, подлежащих сверке, а сверку должна осуществлять сама СК. «В случае, если СК приостановила продажу полисов на своем интернет-ресурсе по причине недоступности ГБД, полагаем, что это вопрос технической недоработки со стороны самой СК», – отметил зампред ГКБ Алимжан Жансейтов.

Реакция рынка

Глава Ассоциации страховщиков Казахстана Виталий Веревкин назвал предлагаемую конструкцию «недоонлайном» с ручной проверкой данных. «Вносить на сайте большой объем информации руками с приложением сканов документов, которые еще потом нужно проверить страховщику, чтобы убедиться, что вся информация правильная, – не интересно ни клиенту, ни страховой компании», – считает он.

Судя по поведению клиентов, они считают так же. По информации исполнительного директора СК «Евразия» Шакира Иминова, после отказов в системе «продажа полисов упала значительно». 

«Примерно с середины мая оформить автогражданку через сайт стало практически невозможно, – рассказал он «Курсиву». – Если раньше к нам поступали единичные жалобы на проблемы с покупкой полисов и, как правило, они были вызваны скорее ошибками в заполнении данных со стороны страхователя или слишком сложной формой заполнения, то с середины мая проблема одна – нестабильная работа сервисов ЕСБД по сверке данных с ГБД».

По словам г-на Иминова, до начала сбоев процедура онлайн-страхования занимала минимум времени. Клиент в удобное для него время выходил в интернет со своего компьютера, выбирал компанию, заполнял необходимые поля, оплачивал сделку банковской картой – и получал полис на свой email. Помимо времени клиент экономил деньги. «Покупка полиса онлайн дает скидку в 10%, тогда как при приобретении через агентов эта скидка не предоставляется», – отметил собеседник. Третий очевидный плюс – практичность: электронный полис невозможно потерять.

Вопрос автоматизации процессов и переноса услуг в сферу онлайн актуален для разных видов бизнеса, и страховая индустрия не исключение. «Начиная со второго полугодия 2018 года IT-специалисты нашей компании проделали огромную работу по разработке интеграционных сервисов, обеспечивающих бесперебойное взаимодействие с информационной системой ЕСБД, а также с платежными системами, позволяющими осуществить онлайн-оплату банковской картой. В начале года после запуска онлайн-страхования наши клиенты покупали полисы в считаные минуты не только в Казахстане, но и за рубежом, как показали примеры из Таиланда и Германии. Но, к сожалению, иногда не все зависит от нас», – констатировал г-н Иминов.

Кто виноват

Итак, госбазы перестали отвечать на запросы ЕСБД по причине снижения пропускной способности каналов связи госорганов. А почему, в свою очередь, снизилась пропускная способность? Из-за сокращения бюджета. «Согласно разъяснению Министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности, снижение с середины мая пропускной способности каналов связи для ряда госорганов, в том числе для Нац­банка, через интеграционный шлюз которого реализован сервис верификации данных субъектов страхования с ГБД Минюста в рамках онлайн-страхования, связано с сокращением бюджетных средств для организации услуг связи на 2019 год», – сообщили «Курсиву» в ГКБ.

На вопрос, когда планируется устранить проблему, в ГКБ ответили, что «в настоящее время Нацбанком совместно с Министерством цифрового развития ведутся работы по восстановлению пропускной способности каналов связи. Восстановление связи ожидается в ближайшее время, о чем участники страхового рынка будут незамедлительно уведомлены».

В СК «Евразия» ожидают, что проблему удастся решить оперативно. «Мы вместе с нашим департаментом разработки и сопровождения информационных систем, вместе с коллегами из ГБД принимаем необходимые меры для ускорения этого процесса. Работа ведется круглосуточно, и мы очень надеемся, что в ближайшее время все заработает в штатном режиме», – отметил г-н Иминов.

Выделение необходимых допсредств на услуги связи для госорганов не было поддержано Республиканской бюджетной комиссией, поэтому пропускную способность каналов пришлось снизить, сообщили «Курсиву» в Министерстве цифрового развития (МЦР). Сейчас, пока дополнительный бюджет не выделен, МЦР ведет работу по пересмотру потребностей госорганов в услугах связи, чтобы обеспечить полноценное функционирование каналов. «В настоящее время поступило письмо от Минфина относительно возможности выделения дополнительных средств. В этой связи министерством начата работа по увеличению пропускной способности каналов связи с 1 июля 2019 года», – говорится в ответе МЦР за подписью вице-министра Дарына Туякова.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций