Перейти к основному содержанию

3484 просмотра

Нацбанк РК: Страховые компании будут увеличивать капитал до 2020 года

Заместитель председателя Нацбанка Жанат Курманов рассказал о состоянии страхового сектора

Фото: Олег Спивак

Страховой рынок - один из самых быстрорастущих сегментов финансового сектора страны. На протяжении последних 12 лет активы и капитал страховых компаний показывали постоянный рост. При этом, в течение последних трех лет 4 страховые компании реорганизовались и добровольно сдали лицензии. О состоянии этого сектора Kursiv.kz рассказал заместитель председателя Нацбанка Жанат Курманов.  

- Как Вы оцениваете нынешнее состояние и потенциал страхового рынка?

- Только за последние 5 лет активы выросли в 2 раза и достигли по итогам 2018 года отметки более одного триллиона тенге. Это свидетельствует об активизации страхового рынка, повышении его финансовой стабильности и, как следствие, росте доверия населения к рынку.

На сегодняшний день страховой рынок представлен 28 страховыми организациями (из них 6 имеют лицензию по отрасли «страхование жизни») и 14 страховыми брокерами. Создана вся инфраструктура для успешного функционирования страхового рынка.

Несмотря на динамичный рост показателей страхового рынка, его значимость в развитии экономики страны на сегодняшний день остается низкой, но имеет потенциал к дальнейшему развитию.

В 2018 году Национальным банком проделана значительная работа по совершенствованию страхового законодательства. В июле 2018 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам страхования и страховой деятельности, рынка ценных бумаг», в рамках которого удалось реализовать целый ряд инициатив, направленных на дальнейшее развитие страхового рынка.

Основными направлениями поправок являются следующие вопросы: внедрение с 2019 года онлайн-страхования, в результате которого население получает возможность заключать договоры страхования в электронной форме через интернет-ресурсы страховых компаний без посещения офиса или участия агента. Онлайн-страхование обеспечит географическую доступность и позволит снизить стоимость страховых услуг для населения и бизнеса. Будут значительно упрощены процедуры страхования и выплат, что позволит значительно ускорить все бизнес-процессы; обеспечение сохранности, устойчивости, повышения статуса и расширение функций Единой страховой базы данных, формирование достоверной базы по страховой статистике. К 2022 году база будет содержать всю информацию по обязательным и добровольным классам страхования.

Принимаемые Национальным банком меры способствуют росту доверия к страховому рынку, развитию качественных и доступных страховых услуг, нацелены на обеспечение конкурентного, устойчивого и динамично-развивающегося страхового рынка, отвечающего потребностям экономики, населения и бизнеса.

- Расскажите о системе unit-linked. Каков потенциал СК? Каков потенциал КСЖ? Каков потенциал этого рынка?

- Страховой продукт unit-linked – это один из способов инвестирования, который сочетает в себе одновременно страхование жизни и инвестиции. Каждая страховая премия, вносимая страхователем в рамках данного продукта, состоит из двух частей. Одна часть непосредственно связана со страхуемыми рисками (жизнь и дожитие). Вторая - является накопительной составляющей, инвестируемой в инструменты фондового и других финансовых рынков. При этом владелец полиса может выбирать, в какие именно финансовые инструменты будут инвестироваться его взносы.

Что касается потенциала данного продукта, одним из путей реализации поручения президента Республики Казахстан о принятии мер по активизации отечественного фондового рынка, озвученного в январе 2017 года, является внедрение новых продуктов в отрасли «страхование жизни», позволяющих страхователям совмещать инвестиционное управление со страхованием жизни (unit-linked) и участвовать в прибыли страховщика.

Необходимо отметить, что в международной практике компании по страхованию жизни имеют широкие полномочия по совмещению страховой и инвестиционной деятельности.

- Все ли страховые компании предоставляют услуги онлайн?

- В соответствии с принятым законом с 1 января 2019 года введено онлайн-страхование, предполагающее обязанность страховых организаций по предоставлению физическим и юридическим лицам сервиса по получению ими страховых услуг по 7 обязательным классам страхования на своих интернет-ресурсах.

Лицензии на обязательные классы страхования по отрасли «общее страхование» имеют 19 страховых организаций. При этом на этапе законодательного обеспечения онлайн-страхования Национальным Банком создано необходимое правовое поле для предоставления страховым компаниям онлайн-услуг также и по добровольным классам страхования.

- Готовы ли СК и КСЖ к конкуренции в рамках ВТО?

- Со вступлением во Всемирную торговую организацию в конце 2015 года Казахстан принял на себя обязательства по допуску на финансовый рынок новых иностранных финансовых институтов, включая страховые (перестраховочные) организации. 

Присоединение к ВТО открывает нам доступ к зарубежным рынкам, а крупным иностранным компаниям к национальному рынку. В 2020 году страховой сектор станет открытым для доступа на рынок филиалов иностранных компаний. 

Основными конкурентными преимуществами зарубежных страховых организаций можно считать качество сервиса, оптимизированные бизнес-процессы, прогрессивные IT-системы, а также уменьшение стоимости страхования.  

К зарубежным страховым организациям также устанавливаются требования со стороны Национального банка по осуществлению деятельности на казахстанском страховом рынке. К примеру, требуется, чтобы сумма совокупных активов страховой (перестраховочной) организации-нерезидента Республики Казахстан составляла не ниже эквивалента, равного пяти миллиардам долларов США, а также наличие не менее десятилетнего опыта по осуществлению страхования (перестрахования). Также существуют иные требования к иностранным страховым (перестраховочным) компаниям, направленные на обеспечение целостности и стабильности финансового рынка. 

Национальный банк как регулятор финансового рынка предпринял ряд мер по повышению требований к финансовой устойчивости страховых организаций. В частности, предусматривается поэтапное увеличение минимального капитала страховых организаций до 2020 года, значительно повышен минимальный порог по размеру уставного капитала для вновь создаваемых страховых организаций. Эти и другие меры направлены на создание конкурентоспособного страхового рынка. 

 

900 просмотров

Необычные полисы придали импульс китайскому страховому бизнесу

Высокий уровень проникновения интернета в стране позволяет страховщикам предлагать свои продукты при помощи мобильных приложений

Фото: Shutterstock.com

Всего $70 в год нужно для того, чтобы один из самых крупных в Китае онлайн-страховщиков сделал единовременную выплату родителям в случае, если их ребенок пропадет без вести. Этот вид страховки лишь один из многих других, которые продает компания ZhongAn Online Property & Casualty Insurance. На рынке она существует около шести лет. 

Среди ее акционеров такие китайские технологические гиганты, как Ant Financial Services, Tencent Holdings и Ping An Insurance. По условиям страхового полиса после его покупки родители могут отправить мазок изо рта ребенка в лабораторию для бесплатного анализа ДНК. В случае, если ребенок в возрасте до 14 лет пропал без вести, держатели полиса могут рассчитывать на страховую выплату в размере 200 тыс. юаней ($28 тыс.).

Индустрия онлайн-страхования в Китае переживает настоящий бум. Во многом это происходит благодаря широкому распространению необычных полисов, которые эксплуатируют страхи людей по поводу маловероятных событий (вроде неэффективной вакцинации) или часто случающихся мелких неприятностей (например, задержка доставки интернет-заказа или разбитый экран смартфона). Высокий уровень проникновения интернета (в Китае более 800 млн человек используют мобильные устройства для выхода в Сеть) позволил страховщикам вывести на рынок новые продукты. Благодаря мобильным приложениям и невысоким премиям они доступны огромному числу людей. Кроме того, покупая страховой полис ZhongAn, клиенты могут сразу же оплатить его при помощи Alipay или WeChat Pay, популярных мобильных платежных систем, принадлежащих компаниям Ant и Tencent. 

По данным Wind Information, в прошлом году объем страховых премий, собранных онлайн-страховщиками, составил 189 млрд юаней ($26,6 млрд) – почти 5% от всего рынка страхования. Лицензии на продажу страховых полисов онлайн в КНР имеют свыше 100 организаций, включая компании по страхованию жизни и ущерба.

Бурный рост

Страховая индустрия в КНР действительно растет очень быстро. Размер премий в ZhongAn, например, рос ежегодно начиная с 2013 года, когда была основана компания. Помимо простого извлечения доходов онлайн-страховщики также собирают данные у своих клиентов, чтобы помочь им оценить риски и вероятность будущих выплат, что может стать ключом к их дальнейшей прибыльности.

В прошлом году ZhongAn продала полисы более чем 400 млн клиентам в Китае, средний размер страховой премии составил 287 юаней (около $4). Большую часть дохода приносят недорогие полисы ценой до 1 юаня, как тот, что покрывает расходы на доставку заказа. В отличие от традиционных страховых компаний, которые для привлечения и удержания клиентов полагаются на десятки тысяч агентов, ZhongAn использует роботов-консультантов и продает полисы через мобильную платформу, которой управляют Alibaba, сайт для путешествий Ctrip и другие компании.

В 2017-м для финансирования своей экспансии ZhongAn привлекла на IPO в Гонконге около $1,75 млрд, с тех пор объем премий рос ежегодно. В августе 2019-го компания сообщила об убытках от андеррайтинга за первое полугодие в размере 492 млн юаней. При этом чистая прибыль компании составила 94,5 млн юаней, в том числе благодаря инвестдоходу. В 2018 году компания сообщила об убытках от страховой деятельности в размере 1,8 млрд юаней, которые она списала на расходы в связи с рыночной экспансией и андеррайтингом. Сегодня акции компании торгуются на треть меньше цены IPO.

По мнению отраслевых аналитиков, ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики в качестве своего главного приоритета видят увеличение рыночной доли, а не повышение доходности. «На китайском рынке акцент все еще делается на доле рынка», – говорит Сэм Радван, управляющий партнер консалтинговой фирмы Enhance International. В долгосрочной перспективе такая стратегия может себя не оправдать, считает он. По словам эксперта, если сейчас онлайн-страховщики привлекают потребителей продуктами с низкими взносами, то в будущем, когда они попытаются получить прибыль за счет повышения премий, им будет непросто удержать своих клиентов.

Впрочем, один продукт ZhongAn вовсе не требует никаких взносов. Достаточно зарегистрироваться и записывать свои ежедневные действия при помощи мобильного приложения страховщика. В зависимости от того, как много они двигаются, клиенты могут рассчитывать на медстраховку в размере до 50 тыс. юаней в год. В рамках плана предусмотрены единовременные выплаты в случае, если у держателей полиса будет диагностировано любое из 70 критических заболеваний или патологий, включая рак. С момента запуска этого плана в конце 2015 года соответствующую регистрацию прошло более 26 млн человек. Теперь компания пытается продать им другие страховые продукты.

По словам Майкла Пауэрса, профессора математики по анализу рисков Университета Цинхуа в Пекине, предоставление бесплатной страховки может оказаться дорогостоящим мероприятием. Тем не менее возможны и некоторые преимущества. 

«Это своего рода традиционный маркетинг, цель которого – привлечь внимание клиентов», – говорит Пауэрс. По его словам, такие продукты могут помочь ZhongAn создать базу данных людей, чтобы в будущем предлагать им любые другие полисы. Также это может помочь в получении данных, например, о том, как физические упражнения коррелируют с медицинскими расходами, что может быть полезно для будущего андеррайтинга.

рост премий.jpg

клиентская база.jpg

Устранение пробелов

Еще один недорогой и очень популярный полис ZhongAn при ежегодной премии в сумме 136 юаней предусматривает покрытие расходов на лечение в размере до 6 млн юаней сверх того, что покрывается государственным медстрахованием.

Поскольку расходы на лечение в госклиниках в Китае относительно небольшие, а государственное медстрахование практически универсальное, маловероятно, что большинство людей готовы нести чрезвычайно высокие расходы на лечение в Китае.

Однако некоторые виды лечения госстраховкой не покрываются или покрываются не полностью. Такие серьезные заболевания, как рак, зачастую требуют более дорогостоящего лечения. Удовлетворить растущее стремление потребителей к более качественному лечению рака в других странах призвана премиальная услуга, покрывающая медицинские расходы на лечение в Японии на сумму до 1 млн юаней, которую страхователи могут приобрести за дополнительные 45 юаней. «Частные медстраховки на большую сумму популярны в КНР главным образом потому, что здесь все еще есть большие пробелы в области здравоохранения», – говорит Стивен Чен, директор сингапурской консалтинговой компании Oliver Wyman. 

потери растут.jpg

Другие продукты ZhongAn в большей степени соответствуют традиционным видам страхования, но при этом компания использует преимущества интернет-маркетинга. Например, 43-летний сельхозработник Ма Вэйжань говорит, что в прошлом году за 30 юаней приобрел в ZhongAn страховку от несчастных случаев, которая защищает от целого ряда травм. В этом году его укусила собака и ему пришлось заплатить 1800 юаней за укол против бешенства. После подачи онлайн-заявления в ZhongAn компания в течение нескольких недель возместила ему 90% расходов на лечение. «Это даже удобнее, чем связываться с агентом», – отмечает Ма, имея в виду процесс подачи заявления через интернет. После этого он приобрел такой же полис для жены и родителей.

Расходы на привлечение

По словам Чэнь Дунмэй, адъюнкт-профессора по страхованию Фуданьского университета в Шанхае, ZhongAn может понести серьезные затраты на привлечение клиентов, поскольку каналы сбыта, которые помогают ей выходить на потребителей, могут при продаже полисов взимать огромные комиссионные.

Аналитикам пока неясно, смогут ли ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики зарабатывать в долгосрочной перспективе, особенно с помощью нетрадиционных полисов. Они делают «ставку на то, что результаты андеррайтинга будут соответствовать тому, что они думают, хотя эти результаты не были протестированы и на рынке не было большого количества данных», говорит страховой консультант Радван.

Тем временем ZhongAn для привлечения клиентов начала использовать игры и другие необычные способы. Так, в мобильном приложении компании люди могут угадывать состояние фондового рынка Китая и участвовать в розыгрыше iPhone. Отвечая на вопрос журналиста WSJ, представитель ZhongAn заявила, что компания хочет улучшить взаимодействие с потребителями, используя «простые и увлекательные действия» с целью «постепенно изменить стереотипы потребителей по поводу страхования».
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance