Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


3897 просмотров

Какое будущее ждет страховой сектор Казахстана?

Страховщики и аналитики, опрошенные Kursiv.kz, расходятся в мелочах, но согласны в главном - этот сектор в ближайшие несколько лет изменится до неузнаваемости

Фото: shutterstock.com

В конце позапрошлого года Национальный банк всерьез взялся за страховой рынок: тогда впервые за много лет регулятор применил санкции в нескольким СК. Почему надзорный орган перестал смотреть сквозь пальцы на огрехи страховщиков, и к чему может привести эта политика, узнал Kursiv.kz.

В прошлом году Национальный банк 24 раза применил санкции и «ограничительные меры воздействия» (это письменные предписания и предупреждения) к страховщикам.

В общей сложности, в рамках административных производств регулятор взыскал порядка 2 млн тенге.

Безымянный_16.png

Сумма небольшая, учитывая, что за 12 месяцев рынок покинули 3 страховые компании - Салем, Альянс Полис и Standard Insurance. Буквально на днях Нацбанк лишил лицензии Kompetenz, 31 января в организации начала работать временная администрация. В релизе НБ сухо сообщается, что отзыв разрешения на работу был осуществлен «за неоднократное приостановление лицензии». Глава Kompetenz Жанар Калиева пообещала дать подробное интервью Kursiv.kz после завершения судебных процессов. Участники рынка все, как один отказываются комментировать уход одного из игроков, но соглашаются говорить о новых требованиях регулятора и проверках. 

«Чистилище»

«В этом году вновь повысились требования к капитализации. Кроме того, изменяется механизм расчета некоторых ценных бумаг в портфеле страховых компаний. По нашим прогнозам, еще 2 компании уйдут в ближайшее время», - поделился ожиданиями председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмiр» Олег Ханин.

«Скорее всего рынок покинут еще 2-3 страховщика. Практически ни у одной компании проверка Нацбанка без приостановления лицензии не заканчивается. Чтобы такое было, еще 3 года назад в никто поверить не могу, сейчас это реальность. Каждый страховщик ждет проверку НБ РК как чистилище, в которое входишь перед тем как попасть в рай», - сравнил действия регулятора председатель правления АО «СК «Amanat Insurance» Ергали Бегимбетов.

Главный банк страны организовал страховое чистилище не просто так. Дело в том, что много лет большая часть СК выполняли нелегальную миссию вывода средств своих акционеров за рубеж, через перестрахование рисков в иностранных компаниях. Теперь надзорный орган запрашивает у регуляторов других стран информацию по всем контрагентам. «В итоге, передача рисков иностранным организациям сократилась в разы, многие страховые компании уменьшили объемы брутто-премий. Национальный банк за это наказывает вплоть до приостановления лицензии, отправляет итоги своих проверок в службу экономических расследований, КНБ. На рынке доля фиктивного страхования резко упала в прошлом году, и она будет падать, падать и падать. Это очень хорошо, ведь рынок очищается. Нацбанк правильно делает, когда наводит порядок на страховом рынке. Давно пора!» - прокомментировал глава АО «СК «Amanat Insurance».

Если верить официальным данным, то объем страховых премий, переданных на перестрахование, за год составил 90 млрд тенге или 23% от всего объема страховых премий. На перестрахование нерезидентам Республики Казахстан передано 20% от страховых премий. При этом, за 12 месяцев было собрано 385 млрд тенге страховых премий. Это на 4% больше, чем в 2017 году. Но, ряд страховщиков предпочитают считать чистые премии – это брутто-премии, минус перестрахование и плюс комиссии СК. «Прошедший год для страхового сектора сложился: активы неплохо выросли на 13%, и превысили 1 трлн тенге; страховые резервы и собственный капитал продемонстрировали схожую динамику. Практически все компании страхового сектора показали положительную рентабельность. При этом суммарный размер страховых премий немного снизился, примерно на 3%», - поделились подробностями в Ассоциации финансистов Казахстана.

Для предотвращения серых схем НБ пытается проконтролировать работу иностранных страховых брокеров. Так, с 1 января вступили в силу новые требования регулятора к брокерским компаниям. Теперь все СК могут перестраховывать риски за рубежом только при участии местного брокера. В свою очередь отечественные компании обязаны увеличить уставный капитал. «Национальный банк ввел новые требования для того чтобы повысить уровень капитализации и страховых компаний, и страховых брокеров. Ведь, брокер – это представитель, как страхователей, так и страховщиков. Это делается для того чтобы упорядочить рынок», - рассказал председатель правления Олег Ханин.

Более того, единая брокерская лицензия теперь разделена на 2 части. «Есть лицензия по заключению договоров страхования и договоров перестрахования. Сложно комментировать правильное это решение или нет, но некоторые брокеры добровольно сдают лицензии в силу того, что не могут выполнить требования регулятора», - поделился подробностями глава Коммеск-Өмiр.

Согласно решению Национального банка, если иностранные брокеры хотят работать напрямую с казахстанскими страховщиками, они обязаны открыть в РК дочернюю организацию. «Ограничения, которые сейчас наложили связаны с тем, что Национальный банк не мог отслеживать, были ли переданы риски на перестрахование за рубеж. НБ решил, обратиться к местным брокерам. Для чего это делается? Местный брокер находится под регулированием надзорного органа. При этом, не думаю, что комиссионные вознаграждения отечественных компаний будут очень высокими. На рынке работает 5-7 сильных страховых брокеров и конкуренция присутствует», - отметил спикер.

Согласно сайту Национального банка Казахстана, пока в стране работает 15 страховых брокеров.

Борьба за клиентов

Объем страховых премий по обязательному страхованию достиг 102 млрд тенге, увеличение по отношению к 2017 году составило 23%, по добровольному личному страхованию – 131 млрд тенге, прирост 30%, по добровольному имущественному страхованию – 151 млрд тенге, снижение на 12%. Общий объем страховых выплат за 2018 год составил 95 млрд тенге, что на 7 % больше, чем на аналогичный период 2017 года. По самому массовому виду – обязательному страхованию ГПО ВТС количество выплат сократилось в сравнении с 2017 годом с 68 тыс. до 60 тыс. При этом средняя выплата возросла с 343 тыс. тенге до 368 тыс. тенге.

«Прогнозы - неблагодарное дело, но могу сказать, что рынок сильно не увеличится. Мы ожидаем рост где-то до 10%. Выплаты будут точно расти, так как возрастает среднее значение убытка. Хорошие показатели будут у таких классов страхования, как Автокаско и все что связано с банковским страхованием, добровольное медицинское страхование, страхование грузов. Вменённое страхование – это новая услуга на рынке, поэтому многие клиенты не понимают его, но этот продукт защищает людей, и со временем начнет пользоваться большой популярностью», - поделился ожиданиями глава Коммеск-Өмiр.

«В 2019 году прогнозируется сдержанный рост в отрасли общего страхования, но мы ожидаем продолжение динамичного роста отрасли страхования жизни, которая по нашим ожиданиям прибавит не менее 20%», - оптимистично заверили в АФК. Эта вера частично основана на изменениях законодательства.

Страховым агентам запрещено участвовать в прямых онлайн-продажах полисов через интернет-ресурсы страховых организаций, но при этом были сняты ограничения на размер комиссионного вознаграждения. «Это правильное действие, так как ряд страховщиков обходили закон, и комиссионные выдавали агентам в качестве квартальных или месячных премий. Вопрос в размерах премии. Очень большие премии могут говорить о коррупции. Хотя доказать это или опровергнуть практически невозможно, но агенты же могут поделиться со страхователем премией, поэтому для того, чтобы исключить саму вероятность этого, мы в разы сократили размер агентских комиссий и почти полностью отказались от агентов по привлечению розничных клиентов. Следующий этап – агентские комиссии по привлечению корпоративных клиентов», - рассказал о методах работы Ергали Бегимбетов.

Спикер подчеркнул, что в СК Amanat для этого разработан специальный план. Противоположная точка зрения у председателя правления Коммеск-Өмiр. «Рынок страховых агентов должен быть. Ведь, эти люди проводники наших услуг. Время оголтелой комиссий уже прошло. Сейчас любой менеджер понимает, что можно набрать портфель за счет высокий комиссий агентам, но потом с этим портфелем будет очень-очень сложно справиться», - прокомментировал Олег Ханин.

Ожидается, что на руку рынку сыграет и развитие онлайн страхования. «По некоторым оценкам, в первый год осуществления онлайн-страхования его доля в общем объеме не превысит 3-5%, однако акценты постепенно будут смещаться в сторону онлайн. Могу сказать, что 50% новых клиентов в этом году приобрели полисы посредством электронного страхования. Было небольшое количество обращений наших клиентов, которые находились в прениях с дорожной полицией из-за электронных документов, но сотрудники нашего колл-центра по телефону подтверждали полисы», - прокомментировал председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмiр».

ВТО

Ужесточение надзора на страховом рынке, возможно, связано с тем, что в следующем году истекает 5-летний период ожидания допуска на казахстанский рынок зарубежных страховщиков. Напомним, в рамках ВТО Казахстаном были приняты обязательства по доступу на рынок услуг, в том числе и страховых. Для «входа» в РК иностранные СК должны иметь минимальный размер активов в $5 млрд, деятельность филиала должна управляться как минимум двумя резидентами Казахстана и многое другое.

«У таких компаний, как наша, конкурентов с Запада, скорее всего, не будет. Могу объяснить почему. У нас очень маленький рынок для иностранцев. Розничное страхование очень затратный бизнес: нужно нанимать агентов, выстраивать инфраструктуру, бизнес-процессы, иметь большую базу данных. Крупным компаниям нет смысла приходить сюда за небольшими деньгами», - объяснил первый заместитель председателя правления АО «СК Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.

Спикер напомнил, что уже в конце прошлого года истек 3-летний период с даты вступления Казахстана в ВТО для определенных ограничений в страховой деятельности. В частности, допускается заключение и исполнение договоров страхования со страховыми организациями-нерезидентами РК в части страхования рисков, связанных с услугами морского транспорта, коммерческой авиацией, запуском и фрахтом космических полетов (включая спутники), а также рисков по перевозке товаров, самих транспортных средств и вытекающей из этого ответственности.

«Большие иностранные компании могут работать у нас только на больших проектах – это нефтяные месторождения и прочее. Они и сейчас работают через наши страховые компании. Потом у нас было немалое количество крупных иностранных компаний – они не выдержали конкуренции и ушли с рынка. Розничным страховщикам не стоит беспокоится, у нас у самих очень высокая конкуренция», - подчеркнул Владимир Акентьев.

Эту точку зрения разделяют в Ассоциации финансистов Казахстана: «Опасений по поводу прихода страховых компаний стран ВТО на рынке нет. Казахстанский рынок пока не так велик и интересен для крупных иностранных игроков. Зарубежные игроки, которым был интересен Казахстан уже давно зашли сюда в большие проекты, в основном с иностранным участием и работают с ними через местные страховые».

Глава Amanat не столь уверен, он напоминает коллегам о том, что в Казахстане успешно работают иностранные банки, которые с могут привести страховых «дочек» материнских компаний. «Розничный рынок можно поделить на 2 сегмента: прямые продажи и вмененные продажи. Например, при автокредитовании человек обязан покупать страховой плис. Думаю, что иностранные компании могут прийти во второй сегмент, он больше чем первый», - предположил г-н Бегимбетов.

Страховщики и аналитики расходятся в мелочах, но согласны в главном - этот сектор в ближайшие несколько лет изменится до неузнаваемости.
 


1966 просмотров

Как изменился страховой рынок Казахстана с введением электронных страховок

В первом квартале этого года продан почти один миллион электронных полисов

Фото: Shutterstock

Старт электронного страхования в Казахстане оказался не совсем легким: страховщики все еще решают интеграционные проблемы с государственными базами данных и сталкиваются с непониманием клиентов, которые продолжают требовать документальное подтверждение страхового договора.

Напомним, с 1 января текущего года в Казахстане действует электронное страхование, а также введена возможность покупки страхового полиса полностью в онлайн-режиме на сайте страховой компании. 

По предварительным данным, за I квартал продано порядка 1 млн электронных полисов, что составляет около 20% от среднего годового объема. При этом доля полисов, приобретенных именно через сайты страховых компаний, мизерная. По данным на 1 марта 2019 года уровень проникновения на рынке электронных полисов по обязательному автострахованию (ОС ГПО ВТС) составляет порядка 0,6%.

И если, с одной стороны, страховщики утверждают, что такая ситуация была ожидаемой, поскольку финансовый, а уж тем более страховой рынок довольно консервативен, то, с другой стороны, страховщики с начала года сталкиваются с неточностями в государственных базах данных, что создает проблемы для самих автовладельцев, желающих приобрести страховку без посещения офиса компании или не прибегая к помощи страховых агентов. 

Несмотря на то что данные о заключенных договорах хранятся в Единой страховой базе данных (ЕСБД), которая теперь доступна сотрудникам дорожной полиции, клиенты страховых компаний еще не адаптировались к «электронной страховой реальности» и многие требуют у страховых компаний бумажное подтверждение полиса.

По словам управляющего директора центра развития фондового и страхового сектора Ассоциации финансистов Казахстана Ерлана Бурабаева, после того как страховой рынок был подключен к государственным базам данных, возник ряд проблем, связанных, в частности, с чистотой информации в самих госбазах. Безусловно, это позволяет государственным организациям исправлять ошибочную информацию. Но не отбивает ли это желание страхователей пользоваться услугой оформления онлайн-полиса самостоятельно? Ведь главная задача онлайн-полиса – упростить оформление и получение страхового полиса, а не наоборот. 

Дело техники

Председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин рассказал, что технические сложности в основном связаны с интеграционными процессами с государственными базами данных. «Например, когда государственные базы временно недоступны либо есть несовпадение данных базы с указанными клиентом документами. При таких ситуациях компанией направляются запросы в Государственное кредитное бюро – оператор Единой страховой базы данных, после чего клиенту разъясняются его дальнейшие действия», – рассказал он.

В страховой компании Amanat уточнили, что, согласно новым изменениям в законодательстве, сведения о клиентах необходимо верифицировать в государственных базах данных. Это касается удостоверения личности, паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства клиента. «Если в документах клиента имеется ошибка (например, фамилия в удостоверении и водительских правах отличается на одну букву), то оформить полис обязательного страхования не получится. В таком случае клиенту нужно самостоятельно обратиться в соответствующие государственные органы для исправления ошибок в документах», – прокомментировали в компании.

Неунывающий рынок

Страховщики говорят, что сейчас больших технических проблем не наблюдается. По крайней мере, жалоб на то, что клиенты страховой компании не могут часами заключить договор, нет. Но все познается в сравнении. «Конечно, бывают ситуации, когда на стороне государственных баз данных проводятся технические работы, в связи с чем возникают ошибки при сверке данных клиента с данными государственных баз. Но количество таких случаев в разы сократилось по сравнению с январем – февралем этого года», – отметили в Amanat. 

По словам страховщиков, при отсутствии технических сбоев оформление электронного полиса происходит быстро. Оно занимает примерно 5–10 минут. 

«Касательно рисков стоит отметить, что невысокое доверие населения к страховым компаниям вкупе с недоверием к онлайн-оплатам может оказать негативное влияние на продажи полисов онлайн. К тому же подтверждением заключения полиса считаются только SMS-сообщения от страховой компании и Государственного кредитного бюро, что не устраивает некоторых клиентов, которые до сих пор требуют какой-нибудь документ, подтверждающий наличие страхового полиса», – говорят в компании Amanat. Впоследствии это может спровоцировать некоторое отторжение от покупки полиса онлайн. 

К какому сроку разрешатся все эти неточности, страховщики предсказывать не берутся. К слову, имеющиеся проблемы участников рынка совсем не удручают, они, напротив, настроены более чем оптимистично. «Технические проблемы решаются и бизнес-процессы улучшаются в рабочем порядке», – отметил один из представителей страхового рынка. Однако пускать на самотек развитие онлайн-страхования рынок не будет. 

Решение проблем

По разным оценкам, доля продаж онлайн-полисов через сайты страховых компаний может составить от 2 до 5% к концу года. «Рынок заинтересован в развитии онлайн-продаж полисов. Повсеместное внедрение и рост онлайн-страхования позволят улучшить рынок страхования и сделают его гораздо прозрачнее. В первую очередь сократятся случаи, когда мошенники продают поддельные полисы. По новой системе клиент может быть уверен в том, что покупает действующий полис», – считают в Amanat. 

Участники рынка говорят, что в дальнейшем продажа онлайн-полисов будет расти за счет коробочных решений, которые будут помимо самой страховки предлагать клиенту дополнительные продукты, и в будущем все же «сделают покупку полиса не сложнее пополнения баланса телефона». 

«Внедрение любых инноваций требует отладок и тестирования. Онлайн-страхование – новинка не только для клиентов, но и для страховщиков, для самого регулятора. Поэтому мы – страховой рынок, Национальный банк и Государственное кредитное бюро – сейчас в боевом режиме наблюдаем за ситуацией и совместными усилиями стремимся создать максимально удобный сервис для онлайн-покупки полиса», – заключили в Amanat.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank