Какое будущее ждет страховой сектор Казахстана?

Страховщики и аналитики, опрошенные Kursiv.kz, расходятся в мелочах, но согласны в главном - этот сектор в ближайшие несколько лет изменится до неузнаваемости

Фото: shutterstock.com

В конце позапрошлого года Национальный банк всерьез взялся за страховой рынок: тогда впервые за много лет регулятор применил санкции в нескольким СК. Почему надзорный орган перестал смотреть сквозь пальцы на огрехи страховщиков, и к чему может привести эта политика, узнал Kursiv.kz.

В прошлом году Национальный банк 24 раза применил санкции и «ограничительные меры воздействия» (это письменные предписания и предупреждения) к страховщикам.

В общей сложности, в рамках административных производств регулятор взыскал порядка 2 млн тенге.

Безымянный_16.png

Сумма небольшая, учитывая, что за 12 месяцев рынок покинули 3 страховые компании - Салем, Альянс Полис и Standard Insurance. Буквально на днях Нацбанк лишил лицензии Kompetenz, 31 января в организации начала работать временная администрация. В релизе НБ сухо сообщается, что отзыв разрешения на работу был осуществлен «за неоднократное приостановление лицензии». Глава Kompetenz Жанар Калиева пообещала дать подробное интервью Kursiv.kz после завершения судебных процессов. Участники рынка все, как один отказываются комментировать уход одного из игроков, но соглашаются говорить о новых требованиях регулятора и проверках. 

«Чистилище»

«В этом году вновь повысились требования к капитализации. Кроме того, изменяется механизм расчета некоторых ценных бумаг в портфеле страховых компаний. По нашим прогнозам, еще 2 компании уйдут в ближайшее время», - поделился ожиданиями председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмiр» Олег Ханин.

«Скорее всего рынок покинут еще 2-3 страховщика. Практически ни у одной компании проверка Нацбанка без приостановления лицензии не заканчивается. Чтобы такое было, еще 3 года назад в никто поверить не могу, сейчас это реальность. Каждый страховщик ждет проверку НБ РК как чистилище, в которое входишь перед тем как попасть в рай», - сравнил действия регулятора председатель правления АО «СК «Amanat Insurance» Ергали Бегимбетов.

Главный банк страны организовал страховое чистилище не просто так. Дело в том, что много лет большая часть СК выполняли нелегальную миссию вывода средств своих акционеров за рубеж, через перестрахование рисков в иностранных компаниях. Теперь надзорный орган запрашивает у регуляторов других стран информацию по всем контрагентам. «В итоге, передача рисков иностранным организациям сократилась в разы, многие страховые компании уменьшили объемы брутто-премий. Национальный банк за это наказывает вплоть до приостановления лицензии, отправляет итоги своих проверок в службу экономических расследований, КНБ. На рынке доля фиктивного страхования резко упала в прошлом году, и она будет падать, падать и падать. Это очень хорошо, ведь рынок очищается. Нацбанк правильно делает, когда наводит порядок на страховом рынке. Давно пора!» - прокомментировал глава АО «СК «Amanat Insurance».

Если верить официальным данным, то объем страховых премий, переданных на перестрахование, за год составил 90 млрд тенге или 23% от всего объема страховых премий. На перестрахование нерезидентам Республики Казахстан передано 20% от страховых премий. При этом, за 12 месяцев было собрано 385 млрд тенге страховых премий. Это на 4% больше, чем в 2017 году. Но, ряд страховщиков предпочитают считать чистые премии – это брутто-премии, минус перестрахование и плюс комиссии СК. «Прошедший год для страхового сектора сложился: активы неплохо выросли на 13%, и превысили 1 трлн тенге; страховые резервы и собственный капитал продемонстрировали схожую динамику. Практически все компании страхового сектора показали положительную рентабельность. При этом суммарный размер страховых премий немного снизился, примерно на 3%», - поделились подробностями в Ассоциации финансистов Казахстана.

Для предотвращения серых схем НБ пытается проконтролировать работу иностранных страховых брокеров. Так, с 1 января вступили в силу новые требования регулятора к брокерским компаниям. Теперь все СК могут перестраховывать риски за рубежом только при участии местного брокера. В свою очередь отечественные компании обязаны увеличить уставный капитал. «Национальный банк ввел новые требования для того чтобы повысить уровень капитализации и страховых компаний, и страховых брокеров. Ведь, брокер – это представитель, как страхователей, так и страховщиков. Это делается для того чтобы упорядочить рынок», - рассказал председатель правления Олег Ханин.

Более того, единая брокерская лицензия теперь разделена на 2 части. «Есть лицензия по заключению договоров страхования и договоров перестрахования. Сложно комментировать правильное это решение или нет, но некоторые брокеры добровольно сдают лицензии в силу того, что не могут выполнить требования регулятора», - поделился подробностями глава Коммеск-Өмiр.

Согласно решению Национального банка, если иностранные брокеры хотят работать напрямую с казахстанскими страховщиками, они обязаны открыть в РК дочернюю организацию. «Ограничения, которые сейчас наложили связаны с тем, что Национальный банк не мог отслеживать, были ли переданы риски на перестрахование за рубеж. НБ решил, обратиться к местным брокерам. Для чего это делается? Местный брокер находится под регулированием надзорного органа. При этом, не думаю, что комиссионные вознаграждения отечественных компаний будут очень высокими. На рынке работает 5-7 сильных страховых брокеров и конкуренция присутствует», - отметил спикер.

Согласно сайту Национального банка Казахстана, пока в стране работает 15 страховых брокеров.

Борьба за клиентов

Объем страховых премий по обязательному страхованию достиг 102 млрд тенге, увеличение по отношению к 2017 году составило 23%, по добровольному личному страхованию – 131 млрд тенге, прирост 30%, по добровольному имущественному страхованию – 151 млрд тенге, снижение на 12%. Общий объем страховых выплат за 2018 год составил 95 млрд тенге, что на 7 % больше, чем на аналогичный период 2017 года. По самому массовому виду – обязательному страхованию ГПО ВТС количество выплат сократилось в сравнении с 2017 годом с 68 тыс. до 60 тыс. При этом средняя выплата возросла с 343 тыс. тенге до 368 тыс. тенге.

«Прогнозы - неблагодарное дело, но могу сказать, что рынок сильно не увеличится. Мы ожидаем рост где-то до 10%. Выплаты будут точно расти, так как возрастает среднее значение убытка. Хорошие показатели будут у таких классов страхования, как Автокаско и все что связано с банковским страхованием, добровольное медицинское страхование, страхование грузов. Вменённое страхование – это новая услуга на рынке, поэтому многие клиенты не понимают его, но этот продукт защищает людей, и со временем начнет пользоваться большой популярностью», - поделился ожиданиями глава Коммеск-Өмiр.

«В 2019 году прогнозируется сдержанный рост в отрасли общего страхования, но мы ожидаем продолжение динамичного роста отрасли страхования жизни, которая по нашим ожиданиям прибавит не менее 20%», - оптимистично заверили в АФК. Эта вера частично основана на изменениях законодательства.

Страховым агентам запрещено участвовать в прямых онлайн-продажах полисов через интернет-ресурсы страховых организаций, но при этом были сняты ограничения на размер комиссионного вознаграждения. «Это правильное действие, так как ряд страховщиков обходили закон, и комиссионные выдавали агентам в качестве квартальных или месячных премий. Вопрос в размерах премии. Очень большие премии могут говорить о коррупции. Хотя доказать это или опровергнуть практически невозможно, но агенты же могут поделиться со страхователем премией, поэтому для того, чтобы исключить саму вероятность этого, мы в разы сократили размер агентских комиссий и почти полностью отказались от агентов по привлечению розничных клиентов. Следующий этап – агентские комиссии по привлечению корпоративных клиентов», - рассказал о методах работы Ергали Бегимбетов.

Спикер подчеркнул, что в СК Amanat для этого разработан специальный план. Противоположная точка зрения у председателя правления Коммеск-Өмiр. «Рынок страховых агентов должен быть. Ведь, эти люди проводники наших услуг. Время оголтелой комиссий уже прошло. Сейчас любой менеджер понимает, что можно набрать портфель за счет высокий комиссий агентам, но потом с этим портфелем будет очень-очень сложно справиться», - прокомментировал Олег Ханин.

Ожидается, что на руку рынку сыграет и развитие онлайн страхования. «По некоторым оценкам, в первый год осуществления онлайн-страхования его доля в общем объеме не превысит 3-5%, однако акценты постепенно будут смещаться в сторону онлайн. Могу сказать, что 50% новых клиентов в этом году приобрели полисы посредством электронного страхования. Было небольшое количество обращений наших клиентов, которые находились в прениях с дорожной полицией из-за электронных документов, но сотрудники нашего колл-центра по телефону подтверждали полисы», - прокомментировал председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмiр».

ВТО

Ужесточение надзора на страховом рынке, возможно, связано с тем, что в следующем году истекает 5-летний период ожидания допуска на казахстанский рынок зарубежных страховщиков. Напомним, в рамках ВТО Казахстаном были приняты обязательства по доступу на рынок услуг, в том числе и страховых. Для «входа» в РК иностранные СК должны иметь минимальный размер активов в $5 млрд, деятельность филиала должна управляться как минимум двумя резидентами Казахстана и многое другое.

«У таких компаний, как наша, конкурентов с Запада, скорее всего, не будет. Могу объяснить почему. У нас очень маленький рынок для иностранцев. Розничное страхование очень затратный бизнес: нужно нанимать агентов, выстраивать инфраструктуру, бизнес-процессы, иметь большую базу данных. Крупным компаниям нет смысла приходить сюда за небольшими деньгами», - объяснил первый заместитель председателя правления АО «СК Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.

Спикер напомнил, что уже в конце прошлого года истек 3-летний период с даты вступления Казахстана в ВТО для определенных ограничений в страховой деятельности. В частности, допускается заключение и исполнение договоров страхования со страховыми организациями-нерезидентами РК в части страхования рисков, связанных с услугами морского транспорта, коммерческой авиацией, запуском и фрахтом космических полетов (включая спутники), а также рисков по перевозке товаров, самих транспортных средств и вытекающей из этого ответственности.

«Большие иностранные компании могут работать у нас только на больших проектах – это нефтяные месторождения и прочее. Они и сейчас работают через наши страховые компании. Потом у нас было немалое количество крупных иностранных компаний – они не выдержали конкуренции и ушли с рынка. Розничным страховщикам не стоит беспокоится, у нас у самих очень высокая конкуренция», - подчеркнул Владимир Акентьев.

Эту точку зрения разделяют в Ассоциации финансистов Казахстана: «Опасений по поводу прихода страховых компаний стран ВТО на рынке нет. Казахстанский рынок пока не так велик и интересен для крупных иностранных игроков. Зарубежные игроки, которым был интересен Казахстан уже давно зашли сюда в большие проекты, в основном с иностранным участием и работают с ними через местные страховые».

Глава Amanat не столь уверен, он напоминает коллегам о том, что в Казахстане успешно работают иностранные банки, которые с могут привести страховых «дочек» материнских компаний. «Розничный рынок можно поделить на 2 сегмента: прямые продажи и вмененные продажи. Например, при автокредитовании человек обязан покупать страховой плис. Думаю, что иностранные компании могут прийти во второй сегмент, он больше чем первый», - предположил г-н Бегимбетов.

Страховщики и аналитики расходятся в мелочах, но согласны в главном - этот сектор в ближайшие несколько лет изменится до неузнаваемости.
 

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Главные IT-решения на казахстанском страховом рынке

Есть ли в нашей стране иншуртех и какое у него будущее?

Коллаж: Вадим Квятковский

По данным исследования IBM, 81% самых успешных страховых компаний в мире уже инвестировали или сотрудничают с иншуртех-проектами. С каждым годом таких компаний и проектов становится больше, бизнес постепенно уходит в онлайн. Актуально ли это для Казахстана?

Зарубежный опыт иншуртеха

После финансового кризиса 2009 года страховой сектор чувствовал себя гораздо лучше, чем банковский. Банки, оказавшись в кризисной ситуации, начали искать новое направление для развития бизнеса. И нашли его в IT-технологиях. Это позволило им существенно сократить расходы, оптимизировать бизнес-процессы и сделать технологический скачок. В результате сейчас финтех – одна из самых перспективных отраслей в экономике 2.0, а инвестиции в сферу только в 2019 году составили $135 млрд.

Но через несколько лет страховые компании встали перед тем же выбором, что и банки: или адаптируйся под новый мир, или уйди в сторону. Затянувшийся финансовый кризис, медленный рост ВВП, низкие процентные ставки, увеличение роли страховых посредников, усиление конкуренции и, как итог, снижение рентабельности бизнеса заставили страховые компании обратить взор в сторону IT-решений.

Сегодня объем мирового страхового рынка превышает $5 трлн. Выручка в 2019 году составила $5,5 млрд. При этом, по данным компании Willis Towers Watson, в 2019 году инвестиции в иншуртех превысили выручку рынка и составили рекордные $6,37 млрд. Это 33,9% от общего объема инвестиций, привлеченных в отрасль за все время.

Рекордные инвестиции в 2019 году помогли сразу пяти иншуртех-стартапам (Wefox, Lemonade, Hippo, Next Insurance и Bright Health) получить статус единорогов и превысить капитализацию в $1 млрд. За все время только десяти стартапам удалось преодолеть этот порог. Однако на иншуртех-рынок приходят не только стартапы, но и IT-корпорации (Google, Amazon, Apple, Facebook), а также крупные финансовые компании (Allianz, SoftBank, Lloyds Banking Group, Aegon, Zurich).

Самыми большими рынками иншуртеха считаются США, Великобритания и Китай, на них приходится основная доля инвестиций в сферу. В этих странах в секторе иншуртеха работают как обычные стартапы, так и крупные страховые компании, которые затрагивают все цепочки создания стоимости страхования: от оформления электронных полисов, онлайн-выплат и телематики до анализа пользовательских данных, автоматизации страховых выплат и использования искусственного интеллекта при оценке рисков.

В каком направлении иншуртех движется в Казахстане

Долгое время развитие иншуртеха в Казахстане было ограничено законодательно. Необходимость оформлять бумажные полисы с живой подписью клиента не позволяла развивать онлайн-проекты и внедрять технологичные решения. Однако в начале 2019 года Нацбанк внедрил электронные полисы по обязательным видам страхования. Это стало началом цифровизации рынка. Помимо рынка обязательного автострахования и электронных полисов, к технологичным решениям на рынке можно отнести сотрудничество страховщиков с маркетплейсами и онлайн-сервисами, работающими в автомобильном и travel-сегментах.

Самый востребованный в Казахстане розничный страховой продукт – это обязательное автострахование ОГПО. Именно он выступает драйвером рынка. Благодаря внедрению электронных полисов, автовладельцы получили возможность застраховаться онлайн. Однако аналитики и профессиональные участники рынка понимали, что взрывного роста онлайн-продаж не произойдет в первый год после внедрения технологии. Нужно время, чтобы оптимизировать продажи, перестроить бизнес-процессы и показать клиентам, что переход с офлайн к онлайн-страхованию несет практическую пользу.

В России после внедрения онлайн-страхования процесс занял несколько лет. Сейчас доля электронных страховок ОСАГО составляет 4,6% от общего объема проданных полисов. В первый год существования подобной технологии в Казахстане на онлайн-полисы ОГПО пришлось 1,23%. При этом 55,5% всех онлайн-полисов продала страховая компания Freedom Finance Insurance, которая полностью отказалась от привычных офисов и развития агентской сети, а весь розничный бизнес сконцентрировала на онлайн-сервисах.

Технологии на казахстанском рынке автострахования

Freedom Finance Insurance – единственная на данный момент казахстанская страховая компания, розничный бизнес которой сконцентрирован на иншуртех-подходе. Например, в 2019 году финансовый стартап запустил страховые терминалы для продажи полисов обязательного автострахования ОГПО. Это не новая технология, она достаточно давно используется в России, Эстонии и других европейских странах, однако в Казахстане ничего подобного ранее не существовало. Задача технологии – показать казахстанским автовладельцам, что страховаться онлайн – это легко, удобно и выгодно.

Чтобы облегчить переход автовладельцев в онлайн-страхование, компания разработала единую экосистему сразу на нескольких платформах: страховых терминалах, которые расположились в автоЦОНах, QIWI-терминалах и корпоративном сайте. Благодаря этому алгоритм покупки полиса одинаковый на любой платформе. Поэтому, если автовладелец хотя бы раз купит полис в терминале, то в следующий раз сможет застраховаться уже на сайте. По заявлениям Freedom Finance Insurance, страховые терминалы – это промежуточный этап, а цель компании – перевести автовладельцев на онлайн-продажи и построить в Казахстане рынок онлайн-страхования.

Помимо этого, страховая компания запустила еще несколько онлайн-сервисов для автовладельцев. Первый – рассрочка на автостраховку ОГПО до 6 месяцев (платеж можно разбить равномерно на все время или разово заплатить в конце срока). При этом все действия можно сделать онлайн, а рассрочку заплатить через сайт МФО FastCash (компания выступает партнером страховщика). Скрытых платежей, комиссий и переплат нет. Это первый в своем роде подобный проект в Казахстане, запущенный на фоне снижающихся показателей платежеспособности населения из-за пандемии коронавируса.

Второй продукт – переоформление автостраховки онлайн. Благодаря этому сервису автовладельцы могут внести изменения в действующую страховку в личном кабинете на сайте страховщика. При этом не нужно ехать в офис страховой компании и возиться с документами. Запуск этого продукта также был продиктован пользовательским спросом.

Третий продукт – оплата через сайт или приложение Kaspi.kz. Продуктами банка в Казахстане пользуются несколько миллионов казахстанцев, большинство из которых привыкли оплачивать услуги и покупать товары только через экосистему банка. Благодаря сотрудничеству с Freedom Finance Insurance в банке теперь можно расплатиться за полис ОГПО, оформленный на сайте страховой компании.

Технологии на казахстанском рынке страхования жизни

Страхование жизни – одно из самых перспективных направлений с точки зрения иншуртех-проектов. Именно на этот класс страхования приходится большая доля инвестиций в сферу. Причем к рынку присматриваются не только технологичные компании по страхованию жизни и небольшие стартапы, но и IT-гиганты. Например, свои проекты в этой области уже запустили Google, Microsoft и Amazon.

Как правило, большинство иншуртех-проектов в сфере страхования жизни связано с носимыми устройствами, созданием индивидуальных тарифов исходя из показателей здоровья и физических характеристик клиентов, а также онлайн-сервисов страхования жизни. До Казахстана подобные технологии пока не добрались, потому что культура страхования жизни в стране только развивается. Однако большой популярностью в стране пользуется туристическое страхование и лимитированные программы страхования жизни (и от несчастных случаев).

За последние 5 лет в Казахстане в два раза увеличился туристический поток. Это, в свою очередь, отразилось и на развитии туристических сервисов. Наибольшую популярность получили сервисы онлайн-бронирования билетов. Чтобы предоставлять клиентам больше услуг, эти площадки начали привлекать партнеров из страхового бизнеса. Например, компания по страхованию жизни Freedom Finance Life защищает от несчастных случаев пассажиров, покупающих авиабилеты на Aviata и Chocotravel.

Застраховаться по программе пользователи сервисов могут онлайн, а полис придет на электронную почту. При этом страховая защита работает не только во время полета, но и 3 часа перед полетом и 3 часа после полета.

В странах с развитой экономикой на страхование жизни приходится достаточно большой объем договоров. В Казахстане этот сегмент растет за счет накопительного страхования и страхования жизни. В 2019 году на эти виды страхования в стране пришлось 15% страхового рынка.

Как показывает опыт, эти виды страхования наиболее гибкие в отношении трендов и реагирования на «повестку дня». Например, в период проведения международных спортивных мероприятий многие страховые компании начинают продавать специальную страховку, защищающую жизнь и здоровье во время этих событий. А пандемия коронавируса запустила множество страховых программ, которые защищают от финансовых последствий в случае, если застрахованный заболеет. Этот тренд добрался и до Казахстана, сразу несколько страховых компаний запустили свои продукты. Так, программа Corona Protect от Freedom Finance Life предусматривает выплаты при госпитализации и при летальном исходе из-за вируса. Продукт реализуется онлайн на сайте страховщика и через SMS для абонентов Kcell. Такой подход позволил облегчить и ускорить процесс оформления страховки и перевести большинство процессов в онлайн. На данный момент по этой программе застраховалось больше 5 тыс. казахстанцев.

Иншуртех в Казахстане пока только зарождается, однако пока страховые компании моментально реагируют на вызовы времени и уделяют большое внимание технологичной стороне процесса, у этого направления есть будущее. Главная задача сейчас – построить рынок и доказать, что технологии нужны не только клиентам, но и самим компаниям, а также регулятору. Именно противостояние на полях IT-технологий станет определяющим в ближайшие 5–10 лет.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg