Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


833 просмотра

Страховщики рассказали, как работают с мошенниками

По данным страховщиков, мошенничество больше распространено в регионах РК, а не в Алматы и Астане

Фото: shutterstock.com

Из-за роста мошеннических операций на рынке страхования финансисты создают «черный список» клиентов. Хотя рынок автострахования традиционно является привлекательным для мошенников, ситуация начала обостряться в прошлом году.

«В роли злоумышленников выступают не только профессионалы, но и обычные страхователи, которые предоставляют заведомо ложные данные о ДТП или завышают ущерб, чтобы получить выплату в большем размере. Мошенничество распространено в регионах, а не в Алматы и Астане. Например, Костанай стал центром мошенников. Там недавно 4 страховые компаний выплатили одному клиенту по одному случаю. В Караганде было много случаев», - рассказал первый заместитель председателя правления АО «СК Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.

Спикер предположил, что группа мошенников в Костанае связанна в российскими правонарушителями.

«Там рядом Челябинск, одна из российских компаний обращалась к нам по очень похожему страховому случаю. Дело в том, что эти люди умудряются получить страховые выплаты и у нас, и в российских компаниях», - объяснил Акентьев.

Для предотвращения потерь каждая страховая компания создает свой «черный список».

«У нас есть "черный" список для сотрудников. В нашем списке возможных мошенников до 5 тысяч человек. Это не значит, что мы отказываем людям в покупке полисов, просто перед сделкой проводим комплексную проверку клиента. Есть подозрительные ситуации и иногда даже добросовестные люди могут в них попасть. Например, человек застраховал автомобиль, а через 2 дня его угнали. Мы просто проводим проверки», - поделился подробностями первый зампредседателя правления.

Во всех страховых компаниях есть службы безопасности. Сегодня внимание сотрудников этих департаментов направлено, в первую очередь, на клиентов АвтоКАСКО. Спикер отметил, угоны в Казахстане не носят массовый характер, но они достаточно распространены. Причем, как правило, угоняют дорогие автомобили. «У нас нет статьи в Уголовном кодексе «Страховое мошенничество». С подозрением на мошенничество трудно работать: принес "пострадавший" документы, но пока нет выплат, он не мошенник. В итоге, люди отделываются штрафами по административному делу. Когда будет висеть уголовная статья, тогда появится действенный инструмент против аферистов. Ассоциация страховщиков Казахстана несколько раз отправляла предложения по изменению УК, но до сих пор нет реакции», - пояснил г-н Акентьев. 

По мнению спикера, некоторые аферы проворачиваются слишком профессионально. «Я не могу утверждать, но чтобы совершить такую операцию, человеку нужны документы от полиции, потом нужна поддержка от сотрудника страховой компании, который объяснит внутренние процедуры и расскажет о слабых местах страховщика», - заключил финансист. 
 


5163 просмотра

Казахстанские страховщики будут по-новому оценивать свои риски

Регулятор хочет менять рынок ускоренными темпами

Фото: Shutterstock

В Прогнозе социально-экономического развития Казахстана на 2020–2024 годы Национальный банк поставил задачу изменить страховой рынок страны. А именно внедрить стандарт Solvency II. В Евросоюзе, где и были разработаны правила Solvency II, страховщики переходили на них 10 лет, в Казахстане на этот проект предусмотрено четыре года.

Что такое Solvency II

Директива Solvency II представляет собой концепцию риск-ориентированного подхода к осуществлению регулирования и надзора за деятельностью страховщиков Евросоюза.

«Solvency II схож по своей архитектуре с концепцией «Базель II». Эта система правил была принята в ЕС в 2005 году. Целью Solvency ІІ является установление единых стандартов к требованиям к достаточности капитала, методам оценки, управлению риском», – объяснил председатель правления СК «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

По сути новый стандарт – это ряд требований к оценке рисков, собственному капиталу, управлению страховыми компаниями, системам внутреннего контроля, политике раскрытия важной информации перед регулятором. Финансисты говорят, что внедрение этих требований еще больше защитит интересы потребителей страховых услуг и сделает рынок стабильнее.

«Мы поддерживаем переход к Solvency II, это однозначно поможет страховщикам Казахстана оптимизировать управление рисками, позволит исправить недочеты в составе и структуре стандартной формулы и предполагает изменение всей системы управления страховой компании», – поделился мнением исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов. 

Новые требования затрагивают несколько областей рынка, поэтому для внедрения стандарта понадобится увеличить штат страховых компаний, переобу­чить специалистов в области актуарных расчетов, финансистов, риск-менеджеров.

«Для внедрения Solvency II Евросоюзу понадобилось около 10 лет. В России стандарт начали внедрять еще в прошлом году и планируют завершить к 2022 году. По нашим оценкам, этого времени может быть недостаточно, потому что работа слишком объемная. У нас обозначены примерно такие же временные рамки – 2020–2024 годы», – рассказал председатель правления компании по страхованию жизни Freedom Finance Life Азамат Ердесов

Влияние на капитал 

Модель Solvency II предполагает формирование минимальных требований к капиталу страховой компании исходя из оценки не только страховых рисков, но и таких факторов, как риск дефолта контрагента, операционные риски, рыночные и инвестиционные риски, также отдельно рассматриваются риски страхования здоровья и катастрофические риски.

«Задача страховой компании в Solvency II – сформировать сбалансированную модель управления рисками и активами, достаточными для покрытия требований к капиталу. Фактически требования к капиталу будут зависеть от самой компании и структуры ее обязательств и активов», – уточнил Олег Ханин.

Финансисты пока не готовы предположить, насколько увеличатся требования к капиталу страховых компаний, поскольку Solvency II значительно расширяет число количественных и качественных показателей, влияющих на оценку активов и обязательств. Скорее всего, для каждой организации влияние стандарта будет индивидуальным.

«Будут очень жесткие ограничения к рискам. А это, возможно, приведет к внутренним конфликтам между объемом рисков и доходностью. Требования к собственному капиталу однозначно станут жестче. Не исключено, что это приведет к значительному увеличению объемов средств, которые будут оставаться на балансе компаний», – рассуждает Азамат Ердесов.

При этом страховщик добавил, что в теории возможна и обратная ситуация: у компаний, которые внедрят стандарт, будут более щадящие требования к капиталу.

«Введение Solvency II мы расцениваем как ужесточение требований к достаточности капитала. Предстоит оценка того, как тот или иной стрессовый сценарий повлияет на финансовую устойчивость компании, и на эту дельту необходимо искать дополнительные средства», – поделилась мнением риск-менеджер СК «Amanat» Анна Павлова

Готов ли рынок

Часть процессов риск-ориентированного подхода страховые компании уже используют, так что новая методология не будет создаваться с нуля. У казахстанских страховщиков сформированы андеррайтинговые политики, работают бизнес-процессы по перестрахованию, актуарным расчетам и инвестиционной деятельности.

«Риск-менеджеры ведут активную работу по разработке моделей оценки рисков разного рода, как страховых, так и инвестиционных, кредитных и операционных. В части управления рисками эти процессы должны быть скоординированы в единую систему», – отметил Олег Ханин, отвечая на вопрос о готовности рынка к новым требованиям.

По мнению Азамата Ердесова, на данном этапе казахстанские страховщики не готовы внед­рить стандарт в полном объеме и сразу. Реализовывать настолько сложные проекты лучше поэтапно, считает он.

«Сначала следует усовершенствовать методологию оценки рисков и управления собственным капиталом, затем провести обучение специалистов международным практикам. После этого нужно разработать информационные системы, которые позволят автоматизировать процессы. И только потом начинать внедрять всё вместе. В любом случае страховые компании уже сейчас должны понимать, что и как придется внедрять», – подчерк­нул финансист.

При правильном построении системы Solvency II страховщик может рассчитывать на снижение внимания регулятора, считает Шакир Иминов.

«Главное, чтобы принцип Solvency II был воспринят страховщиком как необходимый и нужный элемент, который помогает, а не мешает бизнесу. Стоит признать, что поэтапное применение некоторых элементов Solvency II необходимо», – заключил он. 

СПРАВКА

На 1 августа 2019 года на страховом рынке страны работало 27 компаний с совокупным объемом активов 1,128 трлн тенге. По данным Нацбанка, в мае доля активов сектора в ВВП составляла 1,9%, доля страховых премий в ВВП – 0,28%, а отношение премий на душу населения немного превысило 9 тыс. тенге.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Цифра дня

64-е
место
занял Казахстан по скорости фиксированного интернета в мире

Цитата дня

Популизм – это политика посредственности. Я не раздаю пустых обещаний. Я - человек конкретных дел. Я буду твердо проводить в жизнь свою программу реформ.

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций