Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


633 просмотра

Страховщики рассказали, как работают с мошенниками

По данным страховщиков, мошенничество больше распространено в регионах РК, а не в Алматы и Астане

Фото: shutterstock.com

Из-за роста мошеннических операций на рынке страхования финансисты создают «черный список» клиентов. Хотя рынок автострахования традиционно является привлекательным для мошенников, ситуация начала обостряться в прошлом году.

«В роли злоумышленников выступают не только профессионалы, но и обычные страхователи, которые предоставляют заведомо ложные данные о ДТП или завышают ущерб, чтобы получить выплату в большем размере. Мошенничество распространено в регионах, а не в Алматы и Астане. Например, Костанай стал центром мошенников. Там недавно 4 страховые компаний выплатили одному клиенту по одному случаю. В Караганде было много случаев», - рассказал первый заместитель председателя правления АО «СК Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.

Спикер предположил, что группа мошенников в Костанае связанна в российскими правонарушителями.

«Там рядом Челябинск, одна из российских компаний обращалась к нам по очень похожему страховому случаю. Дело в том, что эти люди умудряются получить страховые выплаты и у нас, и в российских компаниях», - объяснил Акентьев.

Для предотвращения потерь каждая страховая компания создает свой «черный список».

«У нас есть "черный" список для сотрудников. В нашем списке возможных мошенников до 5 тысяч человек. Это не значит, что мы отказываем людям в покупке полисов, просто перед сделкой проводим комплексную проверку клиента. Есть подозрительные ситуации и иногда даже добросовестные люди могут в них попасть. Например, человек застраховал автомобиль, а через 2 дня его угнали. Мы просто проводим проверки», - поделился подробностями первый зампредседателя правления.

Во всех страховых компаниях есть службы безопасности. Сегодня внимание сотрудников этих департаментов направлено, в первую очередь, на клиентов АвтоКАСКО. Спикер отметил, угоны в Казахстане не носят массовый характер, но они достаточно распространены. Причем, как правило, угоняют дорогие автомобили. «У нас нет статьи в Уголовном кодексе «Страховое мошенничество». С подозрением на мошенничество трудно работать: принес "пострадавший" документы, но пока нет выплат, он не мошенник. В итоге, люди отделываются штрафами по административному делу. Когда будет висеть уголовная статья, тогда появится действенный инструмент против аферистов. Ассоциация страховщиков Казахстана несколько раз отправляла предложения по изменению УК, но до сих пор нет реакции», - пояснил г-н Акентьев. 

По мнению спикера, некоторые аферы проворачиваются слишком профессионально. «Я не могу утверждать, но чтобы совершить такую операцию, человеку нужны документы от полиции, потом нужна поддержка от сотрудника страховой компании, который объяснит внутренние процедуры и расскажет о слабых местах страховщика», - заключил финансист. 
 


2016 просмотров

Как изменился страховой рынок Казахстана с введением электронных страховок

В первом квартале этого года продан почти один миллион электронных полисов

Фото: Shutterstock

Старт электронного страхования в Казахстане оказался не совсем легким: страховщики все еще решают интеграционные проблемы с государственными базами данных и сталкиваются с непониманием клиентов, которые продолжают требовать документальное подтверждение страхового договора.

Напомним, с 1 января текущего года в Казахстане действует электронное страхование, а также введена возможность покупки страхового полиса полностью в онлайн-режиме на сайте страховой компании. 

По предварительным данным, за I квартал продано порядка 1 млн электронных полисов, что составляет около 20% от среднего годового объема. При этом доля полисов, приобретенных именно через сайты страховых компаний, мизерная. По данным на 1 марта 2019 года уровень проникновения на рынке электронных полисов по обязательному автострахованию (ОС ГПО ВТС) составляет порядка 0,6%.

И если, с одной стороны, страховщики утверждают, что такая ситуация была ожидаемой, поскольку финансовый, а уж тем более страховой рынок довольно консервативен, то, с другой стороны, страховщики с начала года сталкиваются с неточностями в государственных базах данных, что создает проблемы для самих автовладельцев, желающих приобрести страховку без посещения офиса компании или не прибегая к помощи страховых агентов. 

Несмотря на то что данные о заключенных договорах хранятся в Единой страховой базе данных (ЕСБД), которая теперь доступна сотрудникам дорожной полиции, клиенты страховых компаний еще не адаптировались к «электронной страховой реальности» и многие требуют у страховых компаний бумажное подтверждение полиса.

По словам управляющего директора центра развития фондового и страхового сектора Ассоциации финансистов Казахстана Ерлана Бурабаева, после того как страховой рынок был подключен к государственным базам данных, возник ряд проблем, связанных, в частности, с чистотой информации в самих госбазах. Безусловно, это позволяет государственным организациям исправлять ошибочную информацию. Но не отбивает ли это желание страхователей пользоваться услугой оформления онлайн-полиса самостоятельно? Ведь главная задача онлайн-полиса – упростить оформление и получение страхового полиса, а не наоборот. 

Дело техники

Председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин рассказал, что технические сложности в основном связаны с интеграционными процессами с государственными базами данных. «Например, когда государственные базы временно недоступны либо есть несовпадение данных базы с указанными клиентом документами. При таких ситуациях компанией направляются запросы в Государственное кредитное бюро – оператор Единой страховой базы данных, после чего клиенту разъясняются его дальнейшие действия», – рассказал он.

В страховой компании Amanat уточнили, что, согласно новым изменениям в законодательстве, сведения о клиентах необходимо верифицировать в государственных базах данных. Это касается удостоверения личности, паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства клиента. «Если в документах клиента имеется ошибка (например, фамилия в удостоверении и водительских правах отличается на одну букву), то оформить полис обязательного страхования не получится. В таком случае клиенту нужно самостоятельно обратиться в соответствующие государственные органы для исправления ошибок в документах», – прокомментировали в компании.

Неунывающий рынок

Страховщики говорят, что сейчас больших технических проблем не наблюдается. По крайней мере, жалоб на то, что клиенты страховой компании не могут часами заключить договор, нет. Но все познается в сравнении. «Конечно, бывают ситуации, когда на стороне государственных баз данных проводятся технические работы, в связи с чем возникают ошибки при сверке данных клиента с данными государственных баз. Но количество таких случаев в разы сократилось по сравнению с январем – февралем этого года», – отметили в Amanat. 

По словам страховщиков, при отсутствии технических сбоев оформление электронного полиса происходит быстро. Оно занимает примерно 5–10 минут. 

«Касательно рисков стоит отметить, что невысокое доверие населения к страховым компаниям вкупе с недоверием к онлайн-оплатам может оказать негативное влияние на продажи полисов онлайн. К тому же подтверждением заключения полиса считаются только SMS-сообщения от страховой компании и Государственного кредитного бюро, что не устраивает некоторых клиентов, которые до сих пор требуют какой-нибудь документ, подтверждающий наличие страхового полиса», – говорят в компании Amanat. Впоследствии это может спровоцировать некоторое отторжение от покупки полиса онлайн. 

К какому сроку разрешатся все эти неточности, страховщики предсказывать не берутся. К слову, имеющиеся проблемы участников рынка совсем не удручают, они, напротив, настроены более чем оптимистично. «Технические проблемы решаются и бизнес-процессы улучшаются в рабочем порядке», – отметил один из представителей страхового рынка. Однако пускать на самотек развитие онлайн-страхования рынок не будет. 

Решение проблем

По разным оценкам, доля продаж онлайн-полисов через сайты страховых компаний может составить от 2 до 5% к концу года. «Рынок заинтересован в развитии онлайн-продаж полисов. Повсеместное внедрение и рост онлайн-страхования позволят улучшить рынок страхования и сделают его гораздо прозрачнее. В первую очередь сократятся случаи, когда мошенники продают поддельные полисы. По новой системе клиент может быть уверен в том, что покупает действующий полис», – считают в Amanat. 

Участники рынка говорят, что в дальнейшем продажа онлайн-полисов будет расти за счет коробочных решений, которые будут помимо самой страховки предлагать клиенту дополнительные продукты, и в будущем все же «сделают покупку полиса не сложнее пополнения баланса телефона». 

«Внедрение любых инноваций требует отладок и тестирования. Онлайн-страхование – новинка не только для клиентов, но и для страховщиков, для самого регулятора. Поэтому мы – страховой рынок, Национальный банк и Государственное кредитное бюро – сейчас в боевом режиме наблюдаем за ситуацией и совместными усилиями стремимся создать максимально удобный сервис для онлайн-покупки полиса», – заключили в Amanat.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank