Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


5069 просмотров

Переворот на рынке страхования жизни

С 1 января страховщикам разрешили предлагать населению продукт, который станет прекрасной альтернативой банковским депозитам

Фото: shutterstock.com

Компании по страхованию жизни много лет находились на задворках финансового рынка, но 2019 год обещает стать переломным. Будущее за этим сектором, уверен «Къ», так как страховщикам с 1 января разрешили предлагать населению продукт, который станет прекрасной альтернативой банковским депозитам. 

Рынок страхования жизни начал сходить на нет в конце нулевых. Старт падению здесь дал глобальный экономический кризис, и, как следствие, сворачивание ипотечных программ, которые много лет питали рост страховщиков. Чтобы не дать умереть этому сектору, в 2012 году Национальный банк перевел класс страхования работодателем сотрудников от несчастных случаев на производстве в life-компании. Благодаря этой мере самые сильные игроки рынка выжили. Сегодня их шесть: «Халык-Life», Nomad Life, «Европейская страховая компания», Freedom Finance Life, Государственная аннуитетная компания, Standard Life.

1_9.jpg

Афганские скворцы

По состоянию на 1 декабря 2018 года общий объем страховых премий составил 347,1 млрд тенге. Из них на отрасль «страхование жизни» пришлось 110,4 млрд тенге. «В совокупных страховых премиях этот показатель составил 21,7%, на 1 декабря 2017 года он был равен 17,3%», – говорится в релизе Национального банка.

На первый взгляд цифры неплохие, но они не идут в сравнение с зарубежными практиками. Зачастую один человек имеет два-три полиса с различной системой защиты и накопительными программами. К примеру, европейцы ежемесячно тратят на страховые взносы примерно четверть зарплаты. В итоге инвестиционный пул в странах ЕС обеспечивается страховыми компаниями на 42%, пенсионными фондами – на 16%, управляющими компаниями – на 37%.

«Если у человека нет полиса по страхованию жизни, то его считают практически банкротом. Ведь страхование жизни в Европе – это не только финансовое обеспечение родных в случае своей смерти, но и способ накопить деньги на старость. Мы проигрываем не только странам ЕС и обеих Америк, но и некоторым государствам СНГ. Например, в Литве оплата страховых премий 1 к 8. Почему? В этой стране нет индивидуального подоходного налога при получении страховой выплаты. Нужно менять налогообложение для людей, которые хотят участвовать в страховании жизни», – высказал свою точку зрения управляющий директор «Халык-Life» Виталий Любимов.

В Казахстане статистика куда скромнее. Покупать страхование жизни при низком доходе просто нет смысла: размеры доступных выгод слишком малы, чтобы тратить на них время, выводя при этом деньги из семьи. «Компании по страховании жизни работают в тяжелых условиях. Мы бегаем за каждой тиынкой. Если вы посмотрите на клиентов life-компании, вы не найдете миллионеров. Большая часть наших клиентов – бюджетники. Развивающаяся, а не развитая экономика, проблемы в налоговом законодательстве существенно снизили наш рынок», – объяснил Любимов.

В настоящее время рынок страхования жизни поддерживают ипотечные договоры, пенсионные аннуитеты и обязательные страховые взносы предприятий за своих сотрудников. «Объемы рынка ежегодно растут, причем хорошими темпами. Во многом благодаря нашим сотрудникам и разработке собственных страховых продуктов. Ведь у нас очень высокая конкуренция! Можно ожидать, что рынок увеличится еще больше после исключения мнимой налоговой льготы», – рассказал заместитель председателя правления КСЖ «Nomad Life» Аскар Шакенов.

По информации Ассоциации финансистов Казахстана, в последние 3 года объем рынка страхования жизни стабильно увеличивается на 23–24%. «Мы ожидаем сохранения темпов на уровне свыше 20% и в 2019 году. Хорошие показатели по таким продуктам, как пенсионный аннуитет и ОСРНС – обязательное страхование работников от несчастных случаев. Если в целом за прошлый год рост по страховому рынку составил 3%, то по самому страхованию жизни мы видим рост более чем на 20%, по аннуитетному страхованию – на 17%, по ОСНС – на 10%», – спрогнозировали в АФК.

photo5334954134958352884.jpg

Хотели как лучше, получилось как всегда

10 лет страховщики вели переговоры с Налоговым комитетом, прося исключить фактически двойное налогообложение по индивидуальному подоходному налогу. При этом государство хотело стимулировать отрасль «страхования жизни» неработающей налоговой льготой, согласно которой человек, заключивший договор страхования жизни, имел право взносы в СК брать на налоговые вычеты по итогам года. Однако по окончании договора получатель должен был оплатить ИПН в размере 10%. «В нашей практике клиенты не брали вычеты (всего 15% людей воспользовались этой льготой), поэтому и было двойное налогообложение, то есть 75% страхователей теряли. Сами понимаете, что бухгалтерия на большом предприятии не будет оформлять льготы для одного сотрудника, а люди не ездили в налоговые органы», – пояснил ситуацию заместитель председателя правления КСЖ «Nomad Life».

Теперь норма по льготе при получении страховой выплаты не действует, но развитию рынка это особенно не поможет, так как доходы от полиса не облагаются подоходным налогом только в том случае, если страхователь, застрахованный и выгодоприобретатель совпадают в одном лице. «Если человек страхует, платит взносы и потом получает деньги, налога нет. Но люди страхуют свою жизнь не только для себя. Большой процент договоров оформлен в пользу ребенка. Конечно, непродуманная налоговая политика не стимулирует рынок. Мы предлагаем сократить в этом случае налоговый вычет. Фискалы боятся, что будет вывод капитала. Мы поднимали статистику. Так вот, за счет страхования жизни в Казахстане не было схем ухода от налогов», – рассказал детали управляющий директор «Халык-Life».

«Компании по страхованию жизни позволяют повысить социальную защищенность граждан, их семей и тем самым снизить социальную нагрузку на государство. Поэтому нужно стимулировать развитие в стране страхования жизни», – считают в АФК.

Ставка на инвестиционное страхование

Согласно последним поправкам в законы о страховании life-компании могут предлагать клиентам инвестиционное страхование – это полиса и инвестиций с длительным горизонтом. «Идея проста: если прирост капитала в договорах страхования жизни не облагается налогом, давайте создадим инвестиционный инструмент, который юридически будет облачен в форму полиса страхования жизни, но работать он будет не только как инструмент защиты, но и как инструмент инвестирования. За рубежом этот вид страхования называют Unit-Linked», – рассказал подробности Виталий Любимов.

В США до 60% договоров страхования жизни заключаются именно по технологии Unit-Linked. В Европе на долю этого сегмента приходится от 30 до 70% всех денег. В России за 9 месяцев прошлого года рост этого рынка составил 40,7%.

«Первое преимущество – стандартная страховая защита. С первого же дня инвестирования по программе Unit-Linked клиент получает полную страховку на всю сумму покрытия. При этом по истечении срока страхования клиент получает обратно всю накопленную сумму плюс проценты, которые по ней набежали», – рассказал подробности Аскар Шакенов.

В среднем доходность классических страховых накопительных программ позволяет клиентам рассчитывать всего лишь на 5–6% годовых, что значительно ниже уровня инфляции и доходности по банковским депозитам, хотя и сравнимо с наиболее консервативными фондами облигаций. «Думаю, мы сможем предложить доход в 13% годовых. Часть накапливаемой суммы вкладывается в инвестиционные инструменты, способные принести владельцу доход, значительно превышающий возможности страховых программ и банковских депозитов. В основном это паевые инвестиционные фонды», – прокомментировал заместитель председателя правления КСЖ «Nomad Life».

Так как «правило 3 в одном лице» здесь сохраняется, то отсутствуют налоговые выплаты. Но у этого вида страхования есть и существенные риски. Фундаментальное отличие Unit-Linked от накопительного страхования заключается в том, что инвестиционный риск переносится на клиента. «В Казахстане очень высоко ценится репутация, и страховые компании просто не позволят допустить дефолта по какому-то портфелю. Это первое. Второе: компания по страхованию жизни заключает несколько договоров: с банком-кастодианом, с управляющей компанией, согласовывает инвестиционную декларацию. Решения принимаются на разных уровнях, и вероятность ошибки здесь крайне низкая», – говорит управляющий директор «Халык-Life».

Финансисты ожидают, что в Unit-Linked распределение долей консервативных и агрессивных инструментов изменится в пользу последних, поскольку страховщику не нужно будет гарантировать возврат 100% инвестиций по окончании договора. «Думаю, договоры накопительного страхования с инвестиционной составляющей будут распределяться примерно так: из 10 тыс. тенге 1 тыс. – на классическое страхование, а 9 будут инвестироваться. Инвестиции будем осуществлять через паевые фонды. Можно будет покупать широкий круг инструментов, так как сами страховые компании ограничены в инвестировании», – считает Виталий Любимов.

Также страховщики рассчитывают, что инвестору будет дана возможность более активно принимать участие в формировании портфеля. Люди смогут выбирать между агрессивной и консервативной стратегией инвестирования. «Комиссии страховой компании будут зависеть от инвестиционного результата, так же работают инвестиционные брокеры. Кроме того, с этого года страховые компании могут получить лицензию инвестиционного брокера, но можно работать и через существующие компании», – рассказал Аскар Шакенов. 

По словам представителей рынка, в настоящее время НБ в основном разработал подзаконные акты и пруденциальные нормативы для Unit-Linked.

«Мы уже изменили структуру страховой компании. Компания начала уделять еще больше внимания инвестиционному направлению. Создаются дополнительные единицы, и будут наниматься профессионалы. Пока мы не определились по поводу получения лицензии брокера, работаем с несколькими партнерами, но открыты к работе со всеми, с иностранными брокерскими компаниями», – отметил заместитель председателя правления КСЖ «Nomad Life».

Страховщики уверены, что раньше второго полугодия Unit-Linked на рынке не появится. «Конечно, можно запуститься намного раньше, но мы хотим создать удобный и хороший продукт, максимально автоматизировать процесс для нашего клиента. На этапе выпуска страхового полиса человек указывает реквизиты пластиковой карты, с которой он хотел бы делать взносы в свой накопительный план. Далее страховая компания регулярно списывает с карты оговоренный взнос. Кроме того, клиент будет иметь доступ к информации о своем инвестиционном счете на нашем сайте 24 часа в сутки», – прокомментировал управляющий директор «Халык-Life».

К тому же пока неизвестно, каким будет первоначальный взнос. «Халык-Lifе» намерен идти в розницу, «Nomad Life» пока делает акцент на финансово грамотных клиентах и полагает, что взнос будет составлять примерно $1 тыс. В любом случае, говорят эксперты, поправки Нацбанка в закон о страховании жизни носят революционный характер. «Понимаете, на рынке произошла революция. Я бы сравнил этот процесс с законом о кооперации в 80-х годах и затем с введением рыночной экономики. На наших глазах меняется рынок страхования жизни. И здесь очень важно все вовремя разработать. Полагаю, из шести компаний четыре-пять будут двигаться в этом направлении», – спрогнозировал г-н Любимов.

«Полагаю рынок в ближайшие годы вырастет в 8 раз. Драйвером, конечно, будет Unit-Linked. Ведь прибыль здесь, возможно, будет превосходить банковские депозиты. Уже сейчас на рынок зашла российская компания Freedom Finance. Это большой брокер с хорошим опытом работы, их опыт в управлении инвестиционным портфелем очень интересен и уместен. Они приобрели life-компанию. В 2019 году будет очень интересно наблюдать за рынком, за продвижением новых продуктов», – заключил г-н Шакенов.

Пока финансисты видят больше преимуществ, ведь Unit-Linked способен стать эффективным инструментом инвестирования. Кроме того, на этом рынке в отличие от банковского сектора нет банкротств.
 


2013 просмотров

Как изменился страховой рынок Казахстана с введением электронных страховок

В первом квартале этого года продан почти один миллион электронных полисов

Фото: Shutterstock

Старт электронного страхования в Казахстане оказался не совсем легким: страховщики все еще решают интеграционные проблемы с государственными базами данных и сталкиваются с непониманием клиентов, которые продолжают требовать документальное подтверждение страхового договора.

Напомним, с 1 января текущего года в Казахстане действует электронное страхование, а также введена возможность покупки страхового полиса полностью в онлайн-режиме на сайте страховой компании. 

По предварительным данным, за I квартал продано порядка 1 млн электронных полисов, что составляет около 20% от среднего годового объема. При этом доля полисов, приобретенных именно через сайты страховых компаний, мизерная. По данным на 1 марта 2019 года уровень проникновения на рынке электронных полисов по обязательному автострахованию (ОС ГПО ВТС) составляет порядка 0,6%.

И если, с одной стороны, страховщики утверждают, что такая ситуация была ожидаемой, поскольку финансовый, а уж тем более страховой рынок довольно консервативен, то, с другой стороны, страховщики с начала года сталкиваются с неточностями в государственных базах данных, что создает проблемы для самих автовладельцев, желающих приобрести страховку без посещения офиса компании или не прибегая к помощи страховых агентов. 

Несмотря на то что данные о заключенных договорах хранятся в Единой страховой базе данных (ЕСБД), которая теперь доступна сотрудникам дорожной полиции, клиенты страховых компаний еще не адаптировались к «электронной страховой реальности» и многие требуют у страховых компаний бумажное подтверждение полиса.

По словам управляющего директора центра развития фондового и страхового сектора Ассоциации финансистов Казахстана Ерлана Бурабаева, после того как страховой рынок был подключен к государственным базам данных, возник ряд проблем, связанных, в частности, с чистотой информации в самих госбазах. Безусловно, это позволяет государственным организациям исправлять ошибочную информацию. Но не отбивает ли это желание страхователей пользоваться услугой оформления онлайн-полиса самостоятельно? Ведь главная задача онлайн-полиса – упростить оформление и получение страхового полиса, а не наоборот. 

Дело техники

Председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин рассказал, что технические сложности в основном связаны с интеграционными процессами с государственными базами данных. «Например, когда государственные базы временно недоступны либо есть несовпадение данных базы с указанными клиентом документами. При таких ситуациях компанией направляются запросы в Государственное кредитное бюро – оператор Единой страховой базы данных, после чего клиенту разъясняются его дальнейшие действия», – рассказал он.

В страховой компании Amanat уточнили, что, согласно новым изменениям в законодательстве, сведения о клиентах необходимо верифицировать в государственных базах данных. Это касается удостоверения личности, паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства клиента. «Если в документах клиента имеется ошибка (например, фамилия в удостоверении и водительских правах отличается на одну букву), то оформить полис обязательного страхования не получится. В таком случае клиенту нужно самостоятельно обратиться в соответствующие государственные органы для исправления ошибок в документах», – прокомментировали в компании.

Неунывающий рынок

Страховщики говорят, что сейчас больших технических проблем не наблюдается. По крайней мере, жалоб на то, что клиенты страховой компании не могут часами заключить договор, нет. Но все познается в сравнении. «Конечно, бывают ситуации, когда на стороне государственных баз данных проводятся технические работы, в связи с чем возникают ошибки при сверке данных клиента с данными государственных баз. Но количество таких случаев в разы сократилось по сравнению с январем – февралем этого года», – отметили в Amanat. 

По словам страховщиков, при отсутствии технических сбоев оформление электронного полиса происходит быстро. Оно занимает примерно 5–10 минут. 

«Касательно рисков стоит отметить, что невысокое доверие населения к страховым компаниям вкупе с недоверием к онлайн-оплатам может оказать негативное влияние на продажи полисов онлайн. К тому же подтверждением заключения полиса считаются только SMS-сообщения от страховой компании и Государственного кредитного бюро, что не устраивает некоторых клиентов, которые до сих пор требуют какой-нибудь документ, подтверждающий наличие страхового полиса», – говорят в компании Amanat. Впоследствии это может спровоцировать некоторое отторжение от покупки полиса онлайн. 

К какому сроку разрешатся все эти неточности, страховщики предсказывать не берутся. К слову, имеющиеся проблемы участников рынка совсем не удручают, они, напротив, настроены более чем оптимистично. «Технические проблемы решаются и бизнес-процессы улучшаются в рабочем порядке», – отметил один из представителей страхового рынка. Однако пускать на самотек развитие онлайн-страхования рынок не будет. 

Решение проблем

По разным оценкам, доля продаж онлайн-полисов через сайты страховых компаний может составить от 2 до 5% к концу года. «Рынок заинтересован в развитии онлайн-продаж полисов. Повсеместное внедрение и рост онлайн-страхования позволят улучшить рынок страхования и сделают его гораздо прозрачнее. В первую очередь сократятся случаи, когда мошенники продают поддельные полисы. По новой системе клиент может быть уверен в том, что покупает действующий полис», – считают в Amanat. 

Участники рынка говорят, что в дальнейшем продажа онлайн-полисов будет расти за счет коробочных решений, которые будут помимо самой страховки предлагать клиенту дополнительные продукты, и в будущем все же «сделают покупку полиса не сложнее пополнения баланса телефона». 

«Внедрение любых инноваций требует отладок и тестирования. Онлайн-страхование – новинка не только для клиентов, но и для страховщиков, для самого регулятора. Поэтому мы – страховой рынок, Национальный банк и Государственное кредитное бюро – сейчас в боевом режиме наблюдаем за ситуацией и совместными усилиями стремимся создать максимально удобный сервис для онлайн-покупки полиса», – заключили в Amanat.

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Министр образования и науки Куляш Шамшидинова считает, что выпускные вечера школьников не должны выходить за территории школ и уж тем более, превращаться в состязания дорогих нарядов и пышных застолий. Согласны ли вы с ее мнением?

Варианты

Цифра дня

900 000
тенге
примерная сумма каждого потребительского кредита казахстанцев

Цитата дня

В эти дни я получаю много писем от наших граждан, для которых оказалось неожиданным мое решение остановить свои полномочия. Некоторые сожалеют о моем решении. Даже получаю письма с предложением идти на новые выборы. Я благодарю за такое отношение и благодарен за доброе ко мне отношение, хочу низко поклониться и поблагодарить всех сограждан за такую любовь и такое отношение!

Нурсултан Назарбаев
экс-президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank