Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1425 просмотров

Как будет развиваться отрасль «страхование жизни»?

Страховщики уверены, что на рынке страхования произойдут существенные изменения

Фото: shutterstock.com

В прошлых материалах Kursiv.kz рассказал об инвестиционном страховании и о том, что страховые полисы life-компаний в налогообложении были приравнены к банковским депозитам. Но на этом рынке есть и другие новшества.

По итогам 11 месяцев 2018 года страховые премии в отрасли «страхование жизни» увеличились на 26,6% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года, до 75,5 млрд тенге. «Доля страховых премий, собранных по отрасли «страхование жизни», в совокупных страховых премиях составила 21,7%, на 1 декабря 2017 года – 17,3%», – говорится в официальной справке Национального банка.

Страхование-жизни-и-аннуитет1.jpg

В развитых странах (G7) life-страхование является одним из основных элементов обеспечения социальной защиты населения. В среднем доля премий по страхованию жизни составляет около 5% к ВВП. «В Германии, Англии и Франции доля премий по страхованию жизни составляет около 70%, а в Японии – около 80% от всех собираемых страховых премий. В Казахстане доля страховых премий по страхованию жизни менее 0,15% к ВВП, что значительно ниже среднего показателя в 1,7% на развивающихся рынках», – рассказали в Ассоциации финансистов Казахстана.

Скоро все изменится, уверены страховщики. На рост и развитие рынка повлияют не только налоговые послабления и введение инвестиционного страхования, но и другие трансформации. Так, например, с этого года life-компании должны сами перестраховывать риски по своим полисам. «Договор страхования может заключаться на срок от одного дня (нахождение пассажира в пути) до нескольких лет. При этом данный продукт предполагает выплаты в течение долгого срока, а риски передаются компаниям отрасли «общее страхование». Напомню, они заключают договоры, как правило, только на год», – разъяснил подробности заместитель председателя правления КСЖ «Nomad-Life» Аскар Шакенов.

Считается, что и инвестиции этих компаний рассчитываются не на 10–20 лет. После изменения требований Национального банка страховщики перестали передавать за рубеж риски. Так, за 11 месяцев объем страховых премий, переданных на перестрахование, составил 82,4 млрд тенге, или 23,7% от совокупного объема страховых премий. «Компаниям по общему страхованию ограничили доступ к внешним рынкам, и теперь мы сами занимаемся этим видом деятельности. Подчеркну, на рынке работает достаточное количество сильных компаний, поэтому мы готовы даже к очень существенным выплатам. Но так как риски остаются у нас, можно прогнозировать рост оборотов в этом сегменте», – пояснил спикер.

Эксперты утверждают, что изменения отразятся не только на страховщиках, но и на рынке ценных бумаг, ведь деньги от перестрахования собранных премий нужно куда-то вкладывать.

Еще одно новшество этого года: теперь клиент страховой компании, если он не согласен с суммой страхового возмещения, может обратиться к страховому омбудсману для защиты своих интересов в любом виде страхования. «Досудебное урегулирование споров играет на руку и обычным людям, и страховщикам. Эта опция уменьшит расходы на судебные издержки, создаст адекватную практику рассмотрения споров с клиентами, что в конечном итоге положительно отразится на рынке», – спрогнозировал г-н Шакенов.

Аннуитеты и депозиты – предложения страховщиков

Согласно данным ЕНПФ, за 11 месяцев прошлого года в страховые организации было переведено 22,2 млрд тенге пенсионных накоплений. Это 14% от суммы всех выплат пенсионного фонда. «Это не так много, но рынок постепенно развивается, что тоже несколько лет позволяло life-компаниям держаться на плаву», – констатировал управляющий директор АО «Халык-Life» Виталий Любимов.

Страхование-жизни-и-аннуитет2.jpg

«Я согласен, что аннуитеты растут медленно. Ведь теперь мужчины могут перевести накопления в страховую компанию, имея на счете 10 млн тенге, а женщины – 12 млн. За 20 лет существования пенсионной системы суммы совсем небольшие», – говорит заместитель председателя правления КСЖ «Nomad-Life».

Небольшой объем выплат страховщики объясняют неудобным администрированием, но и оно должно измениться в ближайшее время. «Планируется облегчить процедуры и перевести все в электронный формат. Если сейчас каждые два года человек может менять страховую компанию, но для этого он обязан приходить в офис, писать заявление, заключать договор, то теперь все будет в электронном виде. На сайтах заполняете формы документов, и ваши деньги работают», – рассказал Любимов.

Общая сумма пенсионных выплат из ЕНПФ за неполный год составила порядка 156 млрд тенге. Причем 32 млрд тенге (или 20%) пошло на выплаты в связи с выездом на ПМЖ за пределы Казахстана. «Еще отпугивала от этого вида страхования норма в законе, которая не давала выезжающим за рубеж получить деньги от страховой компании. Теперь в законопроекте появилась норма, которая позволяет это делать, и люди знают, что при выезде за границу они получат все сполна», – отметил управляющий директор АО «Халык-Life».

В ноябре и декабре на финансовом рынке курсировали слухи, что life-компании смогут управлять пенсионным активами наподобие КУПА (компания по управлению пенсионными активами). Напомним, в марте прошлого года Aviva Investors, крупнейшая инвестиционная компания мира, получила мандат на $220 млн ЕНПФ. Позже надзорный орган объявил еще несколько тендеров по поиску аналогичных структур. «Мы отправляли инвестиционные предложения Национальному банку, где просили рассмотреть возможность по инвестированию, но решение пока не принято, поэтому говорить о передаче нам активов из ЕНПФ нельзя», – подчеркнул Аскар Шакенов.

Это не единственное предложение страховщиков Нацбанку. Государственная образовательная накопительная система работает в Казахстане с 2013 года. Этот проект предоставляет возможность копить средства на обучение на специальных депозитах. Вклады помимо банковского вознаграждения (до 14%) премируются государством (5 и 7% годовых). В совокупности доходность сбережений достигает 21%. «Среди особенностей данных вкладов можно перечислить: период начисления премии государства – до 20 лет; премия государства как вид дохода не подлежит налогообложению. Но при таких плюсах в систему вошло очень мало людей!» – поделился подробностями заместитель председателя правления КСЖ «Nomad-Life».

Конечно, 20-летние вклады для рынка Казахстана – нонсенс. Возможно, поэтому банки не спешат рекламировать этот проект. «Долгосрочные программы – это хлеб компаний по страхованию жизни. Мы можем в нее включить риск смерти родителей, предложить массу опций для людей, что повысит привлекательность продукта. Сейчас КСЖ разрабатывают официальное предложение, и в скором времени оно будет направлено регулятору», – пообещал управляющий директор АО «Халык-Life».

Информированные источники в беседе с «Къ» сообщили, что представители Нацбанка заинтересовались этим проектом страховщиков.

Вообще, активность life-компании объяснить достаточно просто: финансисты готовятся к приходу на рынок иностранных страховых компаний. «Конкуренция будет усиливаться еще большими темпами, поэтому перед местными компаниями по страхованию жизни стоит большой вызов. Мы должны в короткие строки создать сильный рынок с устойчивой структурой, хорошими продуктами и донести до населения преимущества страхования и инвестиций», – заключил Аскар Шакенов.


3250 просмотров

Как изменился страховой рынок Казахстана с введением электронных страховок

В первом квартале этого года продан почти один миллион электронных полисов

Фото: Shutterstock

Старт электронного страхования в Казахстане оказался не совсем легким: страховщики все еще решают интеграционные проблемы с государственными базами данных и сталкиваются с непониманием клиентов, которые продолжают требовать документальное подтверждение страхового договора.

Напомним, с 1 января текущего года в Казахстане действует электронное страхование, а также введена возможность покупки страхового полиса полностью в онлайн-режиме на сайте страховой компании. 

По предварительным данным, за I квартал продано порядка 1 млн электронных полисов, что составляет около 20% от среднего годового объема. При этом доля полисов, приобретенных именно через сайты страховых компаний, мизерная. По данным на 1 марта 2019 года уровень проникновения на рынке электронных полисов по обязательному автострахованию (ОС ГПО ВТС) составляет порядка 0,6%.

И если, с одной стороны, страховщики утверждают, что такая ситуация была ожидаемой, поскольку финансовый, а уж тем более страховой рынок довольно консервативен, то, с другой стороны, страховщики с начала года сталкиваются с неточностями в государственных базах данных, что создает проблемы для самих автовладельцев, желающих приобрести страховку без посещения офиса компании или не прибегая к помощи страховых агентов. 

Несмотря на то что данные о заключенных договорах хранятся в Единой страховой базе данных (ЕСБД), которая теперь доступна сотрудникам дорожной полиции, клиенты страховых компаний еще не адаптировались к «электронной страховой реальности» и многие требуют у страховых компаний бумажное подтверждение полиса.

По словам управляющего директора центра развития фондового и страхового сектора Ассоциации финансистов Казахстана Ерлана Бурабаева, после того как страховой рынок был подключен к государственным базам данных, возник ряд проблем, связанных, в частности, с чистотой информации в самих госбазах. Безусловно, это позволяет государственным организациям исправлять ошибочную информацию. Но не отбивает ли это желание страхователей пользоваться услугой оформления онлайн-полиса самостоятельно? Ведь главная задача онлайн-полиса – упростить оформление и получение страхового полиса, а не наоборот. 

Дело техники

Председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин рассказал, что технические сложности в основном связаны с интеграционными процессами с государственными базами данных. «Например, когда государственные базы временно недоступны либо есть несовпадение данных базы с указанными клиентом документами. При таких ситуациях компанией направляются запросы в Государственное кредитное бюро – оператор Единой страховой базы данных, после чего клиенту разъясняются его дальнейшие действия», – рассказал он.

В страховой компании Amanat уточнили, что, согласно новым изменениям в законодательстве, сведения о клиентах необходимо верифицировать в государственных базах данных. Это касается удостоверения личности, паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства клиента. «Если в документах клиента имеется ошибка (например, фамилия в удостоверении и водительских правах отличается на одну букву), то оформить полис обязательного страхования не получится. В таком случае клиенту нужно самостоятельно обратиться в соответствующие государственные органы для исправления ошибок в документах», – прокомментировали в компании.

Неунывающий рынок

Страховщики говорят, что сейчас больших технических проблем не наблюдается. По крайней мере, жалоб на то, что клиенты страховой компании не могут часами заключить договор, нет. Но все познается в сравнении. «Конечно, бывают ситуации, когда на стороне государственных баз данных проводятся технические работы, в связи с чем возникают ошибки при сверке данных клиента с данными государственных баз. Но количество таких случаев в разы сократилось по сравнению с январем – февралем этого года», – отметили в Amanat. 

По словам страховщиков, при отсутствии технических сбоев оформление электронного полиса происходит быстро. Оно занимает примерно 5–10 минут. 

«Касательно рисков стоит отметить, что невысокое доверие населения к страховым компаниям вкупе с недоверием к онлайн-оплатам может оказать негативное влияние на продажи полисов онлайн. К тому же подтверждением заключения полиса считаются только SMS-сообщения от страховой компании и Государственного кредитного бюро, что не устраивает некоторых клиентов, которые до сих пор требуют какой-нибудь документ, подтверждающий наличие страхового полиса», – говорят в компании Amanat. Впоследствии это может спровоцировать некоторое отторжение от покупки полиса онлайн. 

К какому сроку разрешатся все эти неточности, страховщики предсказывать не берутся. К слову, имеющиеся проблемы участников рынка совсем не удручают, они, напротив, настроены более чем оптимистично. «Технические проблемы решаются и бизнес-процессы улучшаются в рабочем порядке», – отметил один из представителей страхового рынка. Однако пускать на самотек развитие онлайн-страхования рынок не будет. 

Решение проблем

По разным оценкам, доля продаж онлайн-полисов через сайты страховых компаний может составить от 2 до 5% к концу года. «Рынок заинтересован в развитии онлайн-продаж полисов. Повсеместное внедрение и рост онлайн-страхования позволят улучшить рынок страхования и сделают его гораздо прозрачнее. В первую очередь сократятся случаи, когда мошенники продают поддельные полисы. По новой системе клиент может быть уверен в том, что покупает действующий полис», – считают в Amanat. 

Участники рынка говорят, что в дальнейшем продажа онлайн-полисов будет расти за счет коробочных решений, которые будут помимо самой страховки предлагать клиенту дополнительные продукты, и в будущем все же «сделают покупку полиса не сложнее пополнения баланса телефона». 

«Внедрение любых инноваций требует отладок и тестирования. Онлайн-страхование – новинка не только для клиентов, но и для страховщиков, для самого регулятора. Поэтому мы – страховой рынок, Национальный банк и Государственное кредитное бюро – сейчас в боевом режиме наблюдаем за ситуацией и совместными усилиями стремимся создать максимально удобный сервис для онлайн-покупки полиса», – заключили в Amanat.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций