Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


936 просмотров

На чем заработали страховщики в уходящем году?

Представители рынка рассказали, на каких продуктах заработал и потерял рынок в текущем году

Фото: shutterstock.com

Результаты текущего года для страховых компаний оказались на порядок лучше прогнозировавшихся ранее. Более того, динамика по отдельным классам страхования, как по выплатам, так и по премиям, откровенно удивила. Представители страховых компаний рассказали, на каких продуктах заработал и потерял рынок в текущем году.

По данным Ассоциации финансистов Казахстана, за три квартала нераспределенный доход страхового сектора составил 74,6 млрд тенге. Для сравнения: за весь 2017 год чистая прибыль сектора составила только 57,37 млрд тенге.

Отмечается, что рост в текущем году в основном связан с увеличением дохода от переоценки на 10 млрд тенге, до 19,1 млрд. В том числе доход от переоценки иностранной валюты вырос с 6,1 млрд до 18,4 млрд тенге. При этом на страховые компании с активами свыше 50 млрд тенге приходится 68,8% прибыли.

Так, страховая компания «Евразия» на 1 ноября 2018 года получила прибыль в размере почти 34 млрд тенге, что примерно в 3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Чистая прибыль «Коммеск-Өмір» за 10 месяцев увеличилась на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

«Результаты продолжающегося 2018 года не могут не радовать, так как прогнозы были более пессимистичными. СК «Евразия» сработала лучше, чем планировали, в стратегически важных для нас сегментах. Планы до конца года нам понятны, мы рассчитываем закончить этот год с прибылью и ростом премии, а также рекордными выплатами», – рассказал исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов.

Общие данные

Всего страховой рынок собрал более 286 млрд тенге, прирост – 2%. Выплаты составили 58 млрд тенге, снизившись на 5%. По компаниям общего страхования снижение премий произошло за счет добровольного страхования грузов, имущества, ответственности, добровольного и обязательного страхования работников от несчастного случая. По рынку компаний страхования жизни увеличение премий наблюдается по всем основным классам, за исключением аннуитетного страхования, рассказал председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

Он также добавил, что в разрезе страховых продуктов драйвером роста традиционно остается самый массовый розничный класс ОГПО ВТС. Так, по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств объем премий всего рынка (с учетом возвратов) составил более 50 млрд тенге, прирост – 20%. Коэффициент выплат уменьшился с 47 до 35%. «Это связано с тем, что зима 2017/18 года была более мягкая по сравнению с предыдущим периодом и количество ДТП было меньше», – пояснил Олег Ханин.

Он отметил, что в основном страховые премии и страховые выплаты продемонстрировали органическую динамику роста/уменьшения в зависимости от ситуации на рынке. Однако по некоторым продуктам прослеживалась весьма интересная динамика.

Цифры под лупой

Так, анализ в АО «Страховая компания «Amanat» показывает, что вкупе ключевые классы (страхование имущества, ГПО ВТС, добровольное страхование ГПО, страхование автотранспорта, страхование от несчастного случая и страхование грузов) прироста не демонстрируют.

Но вот по отдельности положительная динамика отмечается в страховании от несчастного случая, ГПО ВТС, автотранспорта и страховании на случай болезни. «Наибольший прирост по сравнению с прошлым годом показало страхование от несчастного случая (+72%). Учитывая, что весь рынок по этому продукту за 10 месяцев 2018 года собрал 13 млрд тенге, а страховые выплаты за этот же период составили 997 млн тенге, можно сказать, что продукт прибыльный», – пояснили в СК «Amanat».

Однако с точки зрения выплат есть и более удачные для рынка продукты. К примеру, за 10 месяцев ни одной выплаты не было осуществлено по обязательному экологическому страхованию, страхованию ГПО владельцев водного и воздушного транспорта, страхованию гарантий, судебных расходов и титульному страхованию. По названным продуктам собрано 5,2 млрд тенге брутто-премий.

Наибольший прирост страховых выплат показали страхование грузов (+192%) и страхование имущества (+173%).

Самым убыточным, по данным компании, стало добровольное медицинское страхование, коэффициент выплат по нему составил 60%. Следом за ним идет страхование займов и страхование воздушного транспорта с коэффициентом выплат 50 и 40% соответственно.

К слову, нестандартной ситуацией для рынка стали крупные выплаты по страхованию займов – 781 млн тенге в 2018 году против 2,6 млн тенге в 2017 году и по страхованию от прочих финансовых убытков, что составляет 420% роста.

«В целом отрасль общего страхования за 10 месяцев показала отрицательный прирост в размере минус 2%. Тогда как страховые выплаты, наоборот, выросли на 14%. По ним наиболее отличились такие продукты, как страхование займов, страхование от прочих финубытков, страхование грузов, имущества и водного транспорта. Коэффициент выплат по данным продуктам составляет более 100%», – резюмировали данные в СК «Amanat».

Страховщики прогнозируют, что в следующем году будет рост в страховании выезжающих за рубеж и страховании от несчастного случая.

«В 2019 году мы продолжим делать упор на сервис и качественную составляющую, а именно на своевременные выплаты. На 1 ноября 2018 года компания выплатила уже 26 млрд тенге, что почти в 1,5 раза больше аналогичных результатов прошлого года», – добавил Шакир Иминов.

 Кроме этого страховщик позитивно оценивает и действия Национального банка РК в отношении страховых компаний, который в последнее время стал более пристально следить за рынком. «Это правильно. В целом мы поддерживаем действия регулятора, направленные на контроль капитала и активов страховщиков, это на пользу и страхователям, и страховому рынку», – резюмировал г-н Иминов.

«Если говорить в общем, то мы считаем, что развивать рынок никого не нужно заставлять и принуждать, а нужно заинтересовывать. Частный сектор, осознающий свои риски, страхуется быстрее. Следовало бы вовлечь и малый бизнес – достаточно вспомнить, сколько у нас, к сожалению, в последние годы было пожаров, ураганов, ДТП. А если бы все это было застраховано так, как положено, потерпевшие получили бы гарантированное возмещение», – заключил он.


2648 просмотров

Как изменился страховой рынок Казахстана с введением электронных страховок

В первом квартале этого года продан почти один миллион электронных полисов

Фото: Shutterstock

Старт электронного страхования в Казахстане оказался не совсем легким: страховщики все еще решают интеграционные проблемы с государственными базами данных и сталкиваются с непониманием клиентов, которые продолжают требовать документальное подтверждение страхового договора.

Напомним, с 1 января текущего года в Казахстане действует электронное страхование, а также введена возможность покупки страхового полиса полностью в онлайн-режиме на сайте страховой компании. 

По предварительным данным, за I квартал продано порядка 1 млн электронных полисов, что составляет около 20% от среднего годового объема. При этом доля полисов, приобретенных именно через сайты страховых компаний, мизерная. По данным на 1 марта 2019 года уровень проникновения на рынке электронных полисов по обязательному автострахованию (ОС ГПО ВТС) составляет порядка 0,6%.

И если, с одной стороны, страховщики утверждают, что такая ситуация была ожидаемой, поскольку финансовый, а уж тем более страховой рынок довольно консервативен, то, с другой стороны, страховщики с начала года сталкиваются с неточностями в государственных базах данных, что создает проблемы для самих автовладельцев, желающих приобрести страховку без посещения офиса компании или не прибегая к помощи страховых агентов. 

Несмотря на то что данные о заключенных договорах хранятся в Единой страховой базе данных (ЕСБД), которая теперь доступна сотрудникам дорожной полиции, клиенты страховых компаний еще не адаптировались к «электронной страховой реальности» и многие требуют у страховых компаний бумажное подтверждение полиса.

По словам управляющего директора центра развития фондового и страхового сектора Ассоциации финансистов Казахстана Ерлана Бурабаева, после того как страховой рынок был подключен к государственным базам данных, возник ряд проблем, связанных, в частности, с чистотой информации в самих госбазах. Безусловно, это позволяет государственным организациям исправлять ошибочную информацию. Но не отбивает ли это желание страхователей пользоваться услугой оформления онлайн-полиса самостоятельно? Ведь главная задача онлайн-полиса – упростить оформление и получение страхового полиса, а не наоборот. 

Дело техники

Председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин рассказал, что технические сложности в основном связаны с интеграционными процессами с государственными базами данных. «Например, когда государственные базы временно недоступны либо есть несовпадение данных базы с указанными клиентом документами. При таких ситуациях компанией направляются запросы в Государственное кредитное бюро – оператор Единой страховой базы данных, после чего клиенту разъясняются его дальнейшие действия», – рассказал он.

В страховой компании Amanat уточнили, что, согласно новым изменениям в законодательстве, сведения о клиентах необходимо верифицировать в государственных базах данных. Это касается удостоверения личности, паспорта, водительского удостоверения, свидетельства о регистрации транспортного средства клиента. «Если в документах клиента имеется ошибка (например, фамилия в удостоверении и водительских правах отличается на одну букву), то оформить полис обязательного страхования не получится. В таком случае клиенту нужно самостоятельно обратиться в соответствующие государственные органы для исправления ошибок в документах», – прокомментировали в компании.

Неунывающий рынок

Страховщики говорят, что сейчас больших технических проблем не наблюдается. По крайней мере, жалоб на то, что клиенты страховой компании не могут часами заключить договор, нет. Но все познается в сравнении. «Конечно, бывают ситуации, когда на стороне государственных баз данных проводятся технические работы, в связи с чем возникают ошибки при сверке данных клиента с данными государственных баз. Но количество таких случаев в разы сократилось по сравнению с январем – февралем этого года», – отметили в Amanat. 

По словам страховщиков, при отсутствии технических сбоев оформление электронного полиса происходит быстро. Оно занимает примерно 5–10 минут. 

«Касательно рисков стоит отметить, что невысокое доверие населения к страховым компаниям вкупе с недоверием к онлайн-оплатам может оказать негативное влияние на продажи полисов онлайн. К тому же подтверждением заключения полиса считаются только SMS-сообщения от страховой компании и Государственного кредитного бюро, что не устраивает некоторых клиентов, которые до сих пор требуют какой-нибудь документ, подтверждающий наличие страхового полиса», – говорят в компании Amanat. Впоследствии это может спровоцировать некоторое отторжение от покупки полиса онлайн. 

К какому сроку разрешатся все эти неточности, страховщики предсказывать не берутся. К слову, имеющиеся проблемы участников рынка совсем не удручают, они, напротив, настроены более чем оптимистично. «Технические проблемы решаются и бизнес-процессы улучшаются в рабочем порядке», – отметил один из представителей страхового рынка. Однако пускать на самотек развитие онлайн-страхования рынок не будет. 

Решение проблем

По разным оценкам, доля продаж онлайн-полисов через сайты страховых компаний может составить от 2 до 5% к концу года. «Рынок заинтересован в развитии онлайн-продаж полисов. Повсеместное внедрение и рост онлайн-страхования позволят улучшить рынок страхования и сделают его гораздо прозрачнее. В первую очередь сократятся случаи, когда мошенники продают поддельные полисы. По новой системе клиент может быть уверен в том, что покупает действующий полис», – считают в Amanat. 

Участники рынка говорят, что в дальнейшем продажа онлайн-полисов будет расти за счет коробочных решений, которые будут помимо самой страховки предлагать клиенту дополнительные продукты, и в будущем все же «сделают покупку полиса не сложнее пополнения баланса телефона». 

«Внедрение любых инноваций требует отладок и тестирования. Онлайн-страхование – новинка не только для клиентов, но и для страховщиков, для самого регулятора. Поэтому мы – страховой рынок, Национальный банк и Государственное кредитное бюро – сейчас в боевом режиме наблюдаем за ситуацией и совместными усилиями стремимся создать максимально удобный сервис для онлайн-покупки полиса», – заключили в Amanat.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций