Перейти к основному содержанию

1148 просмотров

На чем заработали страховщики в уходящем году?

Представители рынка рассказали, на каких продуктах заработал и потерял рынок в текущем году

Фото: shutterstock.com

Результаты текущего года для страховых компаний оказались на порядок лучше прогнозировавшихся ранее. Более того, динамика по отдельным классам страхования, как по выплатам, так и по премиям, откровенно удивила. Представители страховых компаний рассказали, на каких продуктах заработал и потерял рынок в текущем году.

По данным Ассоциации финансистов Казахстана, за три квартала нераспределенный доход страхового сектора составил 74,6 млрд тенге. Для сравнения: за весь 2017 год чистая прибыль сектора составила только 57,37 млрд тенге.

Отмечается, что рост в текущем году в основном связан с увеличением дохода от переоценки на 10 млрд тенге, до 19,1 млрд. В том числе доход от переоценки иностранной валюты вырос с 6,1 млрд до 18,4 млрд тенге. При этом на страховые компании с активами свыше 50 млрд тенге приходится 68,8% прибыли.

Так, страховая компания «Евразия» на 1 ноября 2018 года получила прибыль в размере почти 34 млрд тенге, что примерно в 3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Чистая прибыль «Коммеск-Өмір» за 10 месяцев увеличилась на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года.

«Результаты продолжающегося 2018 года не могут не радовать, так как прогнозы были более пессимистичными. СК «Евразия» сработала лучше, чем планировали, в стратегически важных для нас сегментах. Планы до конца года нам понятны, мы рассчитываем закончить этот год с прибылью и ростом премии, а также рекордными выплатами», – рассказал исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов.

Общие данные

Всего страховой рынок собрал более 286 млрд тенге, прирост – 2%. Выплаты составили 58 млрд тенге, снизившись на 5%. По компаниям общего страхования снижение премий произошло за счет добровольного страхования грузов, имущества, ответственности, добровольного и обязательного страхования работников от несчастного случая. По рынку компаний страхования жизни увеличение премий наблюдается по всем основным классам, за исключением аннуитетного страхования, рассказал председатель правления страховой компании «Коммеск-Өмір» Олег Ханин.

Он также добавил, что в разрезе страховых продуктов драйвером роста традиционно остается самый массовый розничный класс ОГПО ВТС. Так, по обязательному страхованию ответственности владельцев транспортных средств объем премий всего рынка (с учетом возвратов) составил более 50 млрд тенге, прирост – 20%. Коэффициент выплат уменьшился с 47 до 35%. «Это связано с тем, что зима 2017/18 года была более мягкая по сравнению с предыдущим периодом и количество ДТП было меньше», – пояснил Олег Ханин.

Он отметил, что в основном страховые премии и страховые выплаты продемонстрировали органическую динамику роста/уменьшения в зависимости от ситуации на рынке. Однако по некоторым продуктам прослеживалась весьма интересная динамика.

Цифры под лупой

Так, анализ в АО «Страховая компания «Amanat» показывает, что вкупе ключевые классы (страхование имущества, ГПО ВТС, добровольное страхование ГПО, страхование автотранспорта, страхование от несчастного случая и страхование грузов) прироста не демонстрируют.

Но вот по отдельности положительная динамика отмечается в страховании от несчастного случая, ГПО ВТС, автотранспорта и страховании на случай болезни. «Наибольший прирост по сравнению с прошлым годом показало страхование от несчастного случая (+72%). Учитывая, что весь рынок по этому продукту за 10 месяцев 2018 года собрал 13 млрд тенге, а страховые выплаты за этот же период составили 997 млн тенге, можно сказать, что продукт прибыльный», – пояснили в СК «Amanat».

Однако с точки зрения выплат есть и более удачные для рынка продукты. К примеру, за 10 месяцев ни одной выплаты не было осуществлено по обязательному экологическому страхованию, страхованию ГПО владельцев водного и воздушного транспорта, страхованию гарантий, судебных расходов и титульному страхованию. По названным продуктам собрано 5,2 млрд тенге брутто-премий.

Наибольший прирост страховых выплат показали страхование грузов (+192%) и страхование имущества (+173%).

Самым убыточным, по данным компании, стало добровольное медицинское страхование, коэффициент выплат по нему составил 60%. Следом за ним идет страхование займов и страхование воздушного транспорта с коэффициентом выплат 50 и 40% соответственно.

К слову, нестандартной ситуацией для рынка стали крупные выплаты по страхованию займов – 781 млн тенге в 2018 году против 2,6 млн тенге в 2017 году и по страхованию от прочих финансовых убытков, что составляет 420% роста.

«В целом отрасль общего страхования за 10 месяцев показала отрицательный прирост в размере минус 2%. Тогда как страховые выплаты, наоборот, выросли на 14%. По ним наиболее отличились такие продукты, как страхование займов, страхование от прочих финубытков, страхование грузов, имущества и водного транспорта. Коэффициент выплат по данным продуктам составляет более 100%», – резюмировали данные в СК «Amanat».

Страховщики прогнозируют, что в следующем году будет рост в страховании выезжающих за рубеж и страховании от несчастного случая.

«В 2019 году мы продолжим делать упор на сервис и качественную составляющую, а именно на своевременные выплаты. На 1 ноября 2018 года компания выплатила уже 26 млрд тенге, что почти в 1,5 раза больше аналогичных результатов прошлого года», – добавил Шакир Иминов.

 Кроме этого страховщик позитивно оценивает и действия Национального банка РК в отношении страховых компаний, который в последнее время стал более пристально следить за рынком. «Это правильно. В целом мы поддерживаем действия регулятора, направленные на контроль капитала и активов страховщиков, это на пользу и страхователям, и страховому рынку», – резюмировал г-н Иминов.

«Если говорить в общем, то мы считаем, что развивать рынок никого не нужно заставлять и принуждать, а нужно заинтересовывать. Частный сектор, осознающий свои риски, страхуется быстрее. Следовало бы вовлечь и малый бизнес – достаточно вспомнить, сколько у нас, к сожалению, в последние годы было пожаров, ураганов, ДТП. А если бы все это было застраховано так, как положено, потерпевшие получили бы гарантированное возмещение», – заключил он.

869 просмотров

Необычные полисы придали импульс китайскому страховому бизнесу

Высокий уровень проникновения интернета в стране позволяет страховщикам предлагать свои продукты при помощи мобильных приложений

Фото: Shutterstock.com

Всего $70 в год нужно для того, чтобы один из самых крупных в Китае онлайн-страховщиков сделал единовременную выплату родителям в случае, если их ребенок пропадет без вести. Этот вид страховки лишь один из многих других, которые продает компания ZhongAn Online Property & Casualty Insurance. На рынке она существует около шести лет. 

Среди ее акционеров такие китайские технологические гиганты, как Ant Financial Services, Tencent Holdings и Ping An Insurance. По условиям страхового полиса после его покупки родители могут отправить мазок изо рта ребенка в лабораторию для бесплатного анализа ДНК. В случае, если ребенок в возрасте до 14 лет пропал без вести, держатели полиса могут рассчитывать на страховую выплату в размере 200 тыс. юаней ($28 тыс.).

Индустрия онлайн-страхования в Китае переживает настоящий бум. Во многом это происходит благодаря широкому распространению необычных полисов, которые эксплуатируют страхи людей по поводу маловероятных событий (вроде неэффективной вакцинации) или часто случающихся мелких неприятностей (например, задержка доставки интернет-заказа или разбитый экран смартфона). Высокий уровень проникновения интернета (в Китае более 800 млн человек используют мобильные устройства для выхода в Сеть) позволил страховщикам вывести на рынок новые продукты. Благодаря мобильным приложениям и невысоким премиям они доступны огромному числу людей. Кроме того, покупая страховой полис ZhongAn, клиенты могут сразу же оплатить его при помощи Alipay или WeChat Pay, популярных мобильных платежных систем, принадлежащих компаниям Ant и Tencent. 

По данным Wind Information, в прошлом году объем страховых премий, собранных онлайн-страховщиками, составил 189 млрд юаней ($26,6 млрд) – почти 5% от всего рынка страхования. Лицензии на продажу страховых полисов онлайн в КНР имеют свыше 100 организаций, включая компании по страхованию жизни и ущерба.

Бурный рост

Страховая индустрия в КНР действительно растет очень быстро. Размер премий в ZhongAn, например, рос ежегодно начиная с 2013 года, когда была основана компания. Помимо простого извлечения доходов онлайн-страховщики также собирают данные у своих клиентов, чтобы помочь им оценить риски и вероятность будущих выплат, что может стать ключом к их дальнейшей прибыльности.

В прошлом году ZhongAn продала полисы более чем 400 млн клиентам в Китае, средний размер страховой премии составил 287 юаней (около $4). Большую часть дохода приносят недорогие полисы ценой до 1 юаня, как тот, что покрывает расходы на доставку заказа. В отличие от традиционных страховых компаний, которые для привлечения и удержания клиентов полагаются на десятки тысяч агентов, ZhongAn использует роботов-консультантов и продает полисы через мобильную платформу, которой управляют Alibaba, сайт для путешествий Ctrip и другие компании.

В 2017-м для финансирования своей экспансии ZhongAn привлекла на IPO в Гонконге около $1,75 млрд, с тех пор объем премий рос ежегодно. В августе 2019-го компания сообщила об убытках от андеррайтинга за первое полугодие в размере 492 млн юаней. При этом чистая прибыль компании составила 94,5 млн юаней, в том числе благодаря инвестдоходу. В 2018 году компания сообщила об убытках от страховой деятельности в размере 1,8 млрд юаней, которые она списала на расходы в связи с рыночной экспансией и андеррайтингом. Сегодня акции компании торгуются на треть меньше цены IPO.

По мнению отраслевых аналитиков, ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики в качестве своего главного приоритета видят увеличение рыночной доли, а не повышение доходности. «На китайском рынке акцент все еще делается на доле рынка», – говорит Сэм Радван, управляющий партнер консалтинговой фирмы Enhance International. В долгосрочной перспективе такая стратегия может себя не оправдать, считает он. По словам эксперта, если сейчас онлайн-страховщики привлекают потребителей продуктами с низкими взносами, то в будущем, когда они попытаются получить прибыль за счет повышения премий, им будет непросто удержать своих клиентов.

Впрочем, один продукт ZhongAn вовсе не требует никаких взносов. Достаточно зарегистрироваться и записывать свои ежедневные действия при помощи мобильного приложения страховщика. В зависимости от того, как много они двигаются, клиенты могут рассчитывать на медстраховку в размере до 50 тыс. юаней в год. В рамках плана предусмотрены единовременные выплаты в случае, если у держателей полиса будет диагностировано любое из 70 критических заболеваний или патологий, включая рак. С момента запуска этого плана в конце 2015 года соответствующую регистрацию прошло более 26 млн человек. Теперь компания пытается продать им другие страховые продукты.

По словам Майкла Пауэрса, профессора математики по анализу рисков Университета Цинхуа в Пекине, предоставление бесплатной страховки может оказаться дорогостоящим мероприятием. Тем не менее возможны и некоторые преимущества. 

«Это своего рода традиционный маркетинг, цель которого – привлечь внимание клиентов», – говорит Пауэрс. По его словам, такие продукты могут помочь ZhongAn создать базу данных людей, чтобы в будущем предлагать им любые другие полисы. Также это может помочь в получении данных, например, о том, как физические упражнения коррелируют с медицинскими расходами, что может быть полезно для будущего андеррайтинга.

рост премий.jpg

клиентская база.jpg

Устранение пробелов

Еще один недорогой и очень популярный полис ZhongAn при ежегодной премии в сумме 136 юаней предусматривает покрытие расходов на лечение в размере до 6 млн юаней сверх того, что покрывается государственным медстрахованием.

Поскольку расходы на лечение в госклиниках в Китае относительно небольшие, а государственное медстрахование практически универсальное, маловероятно, что большинство людей готовы нести чрезвычайно высокие расходы на лечение в Китае.

Однако некоторые виды лечения госстраховкой не покрываются или покрываются не полностью. Такие серьезные заболевания, как рак, зачастую требуют более дорогостоящего лечения. Удовлетворить растущее стремление потребителей к более качественному лечению рака в других странах призвана премиальная услуга, покрывающая медицинские расходы на лечение в Японии на сумму до 1 млн юаней, которую страхователи могут приобрести за дополнительные 45 юаней. «Частные медстраховки на большую сумму популярны в КНР главным образом потому, что здесь все еще есть большие пробелы в области здравоохранения», – говорит Стивен Чен, директор сингапурской консалтинговой компании Oliver Wyman. 

потери растут.jpg

Другие продукты ZhongAn в большей степени соответствуют традиционным видам страхования, но при этом компания использует преимущества интернет-маркетинга. Например, 43-летний сельхозработник Ма Вэйжань говорит, что в прошлом году за 30 юаней приобрел в ZhongAn страховку от несчастных случаев, которая защищает от целого ряда травм. В этом году его укусила собака и ему пришлось заплатить 1800 юаней за укол против бешенства. После подачи онлайн-заявления в ZhongAn компания в течение нескольких недель возместила ему 90% расходов на лечение. «Это даже удобнее, чем связываться с агентом», – отмечает Ма, имея в виду процесс подачи заявления через интернет. После этого он приобрел такой же полис для жены и родителей.

Расходы на привлечение

По словам Чэнь Дунмэй, адъюнкт-профессора по страхованию Фуданьского университета в Шанхае, ZhongAn может понести серьезные затраты на привлечение клиентов, поскольку каналы сбыта, которые помогают ей выходить на потребителей, могут при продаже полисов взимать огромные комиссионные.

Аналитикам пока неясно, смогут ли ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики зарабатывать в долгосрочной перспективе, особенно с помощью нетрадиционных полисов. Они делают «ставку на то, что результаты андеррайтинга будут соответствовать тому, что они думают, хотя эти результаты не были протестированы и на рынке не было большого количества данных», говорит страховой консультант Радван.

Тем временем ZhongAn для привлечения клиентов начала использовать игры и другие необычные способы. Так, в мобильном приложении компании люди могут угадывать состояние фондового рынка Китая и участвовать в розыгрыше iPhone. Отвечая на вопрос журналиста WSJ, представитель ZhongAn заявила, что компания хочет улучшить взаимодействие с потребителями, используя «простые и увлекательные действия» с целью «постепенно изменить стереотипы потребителей по поводу страхования».
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций