Приостановлены лицензии трех участников страхового рынка Казахстана

Компаниям запрещено привлекать новых клиентов

Фото: Shutterstock

Национальный Банк приостановил лицензии трех участников страхового рынка: Страхового брокера «Insurance Brokerage Services», Страховой компании «ТрансОйл» и компании по страхованию жизни «Азия Life», сообщается на сайте Национального Банка.  

Согласно информации регулятора, лицензия Insurance Brokerage Services приостановлена сроком на 6 месяцев «за несоблюдение условий и порядка осуществления деятельности страхового брокера, определенных нормативным правовым актом уполномоченного органа».

Лицензия страховой компании ТрансОйл приостановлена на 6 месяцев «за невыполнение требований ограниченных мер воздействия, примененных уполномоченным органом», а также «за систематическое (три и более раза в течение двенадцати последовательных календарных месяцев) нарушение требований, предусмотренных законодательством РК о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

АО «СК «ТрансОйл» запрещается до истечения срока приостановления действия лицензии заключать новые договора страхования (перестрахования), включая продление действующих договоров страхования (перестрахования) и их изменение, предусматривающее увеличение страховых премий, объема ответственности страховой (перестраховочной) организации, а также осуществлять страховое посредничество в качестве страхового агента по видам страхования в добровольной и обязательной формах.

По ранее заключенным договорам страхования (перестрахования) АО «СК «ТрансОйл» обязано выполнить принятые на себя обязательства.

Лицензия КСЖ «Азия Life» приостановлена сроком на 3 месяца «за несоблюдение требований пруденциальных нормативов» в части аннуитетного страхования и обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (далее – ОСНС). 

Компании запрещается заключать новые договора, при этом обязательства по старым договорам остаются.

По словам председателя правления КСЖ «Азия Life» Азамата Ердесова, действие регулятора связано с проверкой, которая проходила в компании с 12 марта по 1 июня 2018 года, при этом анализу подвергалась деятельность компании с 1 февраля 2017-го по 1 февраля 2018 года.

«С нашим приходом на фоне банковского кризиса мы перевели портфель из депозитов в облигации государственных и квазигосударственных компаний, в том числе компании ФНБ Самрук-Казына, а также облигации институтов развития. Также на текущий момент у нас большая доля активов (около 56%) находится в ГЦБ», - объясняет глава КСЖ «Азия Life».

По итогам проверки был составлен План мероприятий (Дорожная карта), согласно которому текущий менеджмент компании обязан привести в порядок все бизнес-процессы и документы.

«Приостановление лицензии не несет для текущих клиентов неудобства в части исполнения обязательств, то есть мы платежеспособны и ответим по всем нашим обязательствам», - говорит Азамат Ердесов.

Напомним, что с 1 августа 2018 год пост председателя правления КСЖ «Азия Life» покинул Мажит Жусупов, Азамат Ердесов стал новым председателем правления компании, 17 сентября в состав правления вошла Елена Кудайбергенова.

В марте новым председателем совета директоров компании стал Тимур Турлов.

По его словам, опубликованным на своей странице в Facebook, сделка (о покупке компании) еще не завершена, и новые акционеры ждут одобрения Национального Банка.

«За прошедшие несколько месяцев, тем не менее, мы сделали уже очень многое для того, чтобы внедрить наши лучшие практики в компании: мы усовершенствовали продукты, сократили риски на международные активы перестрахования, отозвали депозиты из всех банков (да, нам тоже страшно) и сформировали надежный и диверсифицированный портфель ценных бумаг (и я даже специально его публикую на сегодняшнюю дату)», - сказал он.

Комментируя ситуацию с приостановлением лицензии, Тимур Турлов написал: «Это грустно (мы все уже исправили), но мы активно общаемся с Национальным Банком, говорим на одном языке и намерены продолжать трансформацию компании. Наша сила не в обязательных классах, а в добровольных, да и по обязательным мы продолжим работать как раз в начале февраля, после новогодних праздников». 

Справка:

Рейтинговое агентство Fitch Ratings 5 октября 2018 года подтвердило рейтинг финансовой устойчивости АО «Азия-Life» на уровне «В».

Как говорится в пресс-релизе агентства, «на конец 2017 года и по итогам 7 месяцев 2018 года Азия Life улучшила среднее кредитное качество инвестиционного портфеля, который в настоящее время имеет уклон в сторону инструментов с фиксированным доходом более высокого кредитного качества».

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Главные IT-решения на казахстанском страховом рынке

Есть ли в нашей стране иншуртех и какое у него будущее?

Коллаж: Вадим Квятковский

По данным исследования IBM, 81% самых успешных страховых компаний в мире уже инвестировали или сотрудничают с иншуртех-проектами. С каждым годом таких компаний и проектов становится больше, бизнес постепенно уходит в онлайн. Актуально ли это для Казахстана?

Зарубежный опыт иншуртеха

После финансового кризиса 2009 года страховой сектор чувствовал себя гораздо лучше, чем банковский. Банки, оказавшись в кризисной ситуации, начали искать новое направление для развития бизнеса. И нашли его в IT-технологиях. Это позволило им существенно сократить расходы, оптимизировать бизнес-процессы и сделать технологический скачок. В результате сейчас финтех – одна из самых перспективных отраслей в экономике 2.0, а инвестиции в сферу только в 2019 году составили $135 млрд.

Но через несколько лет страховые компании встали перед тем же выбором, что и банки: или адаптируйся под новый мир, или уйди в сторону. Затянувшийся финансовый кризис, медленный рост ВВП, низкие процентные ставки, увеличение роли страховых посредников, усиление конкуренции и, как итог, снижение рентабельности бизнеса заставили страховые компании обратить взор в сторону IT-решений.

Сегодня объем мирового страхового рынка превышает $5 трлн. Выручка в 2019 году составила $5,5 млрд. При этом, по данным компании Willis Towers Watson, в 2019 году инвестиции в иншуртех превысили выручку рынка и составили рекордные $6,37 млрд. Это 33,9% от общего объема инвестиций, привлеченных в отрасль за все время.

Рекордные инвестиции в 2019 году помогли сразу пяти иншуртех-стартапам (Wefox, Lemonade, Hippo, Next Insurance и Bright Health) получить статус единорогов и превысить капитализацию в $1 млрд. За все время только десяти стартапам удалось преодолеть этот порог. Однако на иншуртех-рынок приходят не только стартапы, но и IT-корпорации (Google, Amazon, Apple, Facebook), а также крупные финансовые компании (Allianz, SoftBank, Lloyds Banking Group, Aegon, Zurich).

Самыми большими рынками иншуртеха считаются США, Великобритания и Китай, на них приходится основная доля инвестиций в сферу. В этих странах в секторе иншуртеха работают как обычные стартапы, так и крупные страховые компании, которые затрагивают все цепочки создания стоимости страхования: от оформления электронных полисов, онлайн-выплат и телематики до анализа пользовательских данных, автоматизации страховых выплат и использования искусственного интеллекта при оценке рисков.

В каком направлении иншуртех движется в Казахстане

Долгое время развитие иншуртеха в Казахстане было ограничено законодательно. Необходимость оформлять бумажные полисы с живой подписью клиента не позволяла развивать онлайн-проекты и внедрять технологичные решения. Однако в начале 2019 года Нацбанк внедрил электронные полисы по обязательным видам страхования. Это стало началом цифровизации рынка. Помимо рынка обязательного автострахования и электронных полисов, к технологичным решениям на рынке можно отнести сотрудничество страховщиков с маркетплейсами и онлайн-сервисами, работающими в автомобильном и travel-сегментах.

Самый востребованный в Казахстане розничный страховой продукт – это обязательное автострахование ОГПО. Именно он выступает драйвером рынка. Благодаря внедрению электронных полисов, автовладельцы получили возможность застраховаться онлайн. Однако аналитики и профессиональные участники рынка понимали, что взрывного роста онлайн-продаж не произойдет в первый год после внедрения технологии. Нужно время, чтобы оптимизировать продажи, перестроить бизнес-процессы и показать клиентам, что переход с офлайн к онлайн-страхованию несет практическую пользу.

В России после внедрения онлайн-страхования процесс занял несколько лет. Сейчас доля электронных страховок ОСАГО составляет 4,6% от общего объема проданных полисов. В первый год существования подобной технологии в Казахстане на онлайн-полисы ОГПО пришлось 1,23%. При этом 55,5% всех онлайн-полисов продала страховая компания Freedom Finance Insurance, которая полностью отказалась от привычных офисов и развития агентской сети, а весь розничный бизнес сконцентрировала на онлайн-сервисах.

Технологии на казахстанском рынке автострахования

Freedom Finance Insurance – единственная на данный момент казахстанская страховая компания, розничный бизнес которой сконцентрирован на иншуртех-подходе. Например, в 2019 году финансовый стартап запустил страховые терминалы для продажи полисов обязательного автострахования ОГПО. Это не новая технология, она достаточно давно используется в России, Эстонии и других европейских странах, однако в Казахстане ничего подобного ранее не существовало. Задача технологии – показать казахстанским автовладельцам, что страховаться онлайн – это легко, удобно и выгодно.

Чтобы облегчить переход автовладельцев в онлайн-страхование, компания разработала единую экосистему сразу на нескольких платформах: страховых терминалах, которые расположились в автоЦОНах, QIWI-терминалах и корпоративном сайте. Благодаря этому алгоритм покупки полиса одинаковый на любой платформе. Поэтому, если автовладелец хотя бы раз купит полис в терминале, то в следующий раз сможет застраховаться уже на сайте. По заявлениям Freedom Finance Insurance, страховые терминалы – это промежуточный этап, а цель компании – перевести автовладельцев на онлайн-продажи и построить в Казахстане рынок онлайн-страхования.

Помимо этого, страховая компания запустила еще несколько онлайн-сервисов для автовладельцев. Первый – рассрочка на автостраховку ОГПО до 6 месяцев (платеж можно разбить равномерно на все время или разово заплатить в конце срока). При этом все действия можно сделать онлайн, а рассрочку заплатить через сайт МФО FastCash (компания выступает партнером страховщика). Скрытых платежей, комиссий и переплат нет. Это первый в своем роде подобный проект в Казахстане, запущенный на фоне снижающихся показателей платежеспособности населения из-за пандемии коронавируса.

Второй продукт – переоформление автостраховки онлайн. Благодаря этому сервису автовладельцы могут внести изменения в действующую страховку в личном кабинете на сайте страховщика. При этом не нужно ехать в офис страховой компании и возиться с документами. Запуск этого продукта также был продиктован пользовательским спросом.

Третий продукт – оплата через сайт или приложение Kaspi.kz. Продуктами банка в Казахстане пользуются несколько миллионов казахстанцев, большинство из которых привыкли оплачивать услуги и покупать товары только через экосистему банка. Благодаря сотрудничеству с Freedom Finance Insurance в банке теперь можно расплатиться за полис ОГПО, оформленный на сайте страховой компании.

Технологии на казахстанском рынке страхования жизни

Страхование жизни – одно из самых перспективных направлений с точки зрения иншуртех-проектов. Именно на этот класс страхования приходится большая доля инвестиций в сферу. Причем к рынку присматриваются не только технологичные компании по страхованию жизни и небольшие стартапы, но и IT-гиганты. Например, свои проекты в этой области уже запустили Google, Microsoft и Amazon.

Как правило, большинство иншуртех-проектов в сфере страхования жизни связано с носимыми устройствами, созданием индивидуальных тарифов исходя из показателей здоровья и физических характеристик клиентов, а также онлайн-сервисов страхования жизни. До Казахстана подобные технологии пока не добрались, потому что культура страхования жизни в стране только развивается. Однако большой популярностью в стране пользуется туристическое страхование и лимитированные программы страхования жизни (и от несчастных случаев).

За последние 5 лет в Казахстане в два раза увеличился туристический поток. Это, в свою очередь, отразилось и на развитии туристических сервисов. Наибольшую популярность получили сервисы онлайн-бронирования билетов. Чтобы предоставлять клиентам больше услуг, эти площадки начали привлекать партнеров из страхового бизнеса. Например, компания по страхованию жизни Freedom Finance Life защищает от несчастных случаев пассажиров, покупающих авиабилеты на Aviata и Chocotravel.

Застраховаться по программе пользователи сервисов могут онлайн, а полис придет на электронную почту. При этом страховая защита работает не только во время полета, но и 3 часа перед полетом и 3 часа после полета.

В странах с развитой экономикой на страхование жизни приходится достаточно большой объем договоров. В Казахстане этот сегмент растет за счет накопительного страхования и страхования жизни. В 2019 году на эти виды страхования в стране пришлось 15% страхового рынка.

Как показывает опыт, эти виды страхования наиболее гибкие в отношении трендов и реагирования на «повестку дня». Например, в период проведения международных спортивных мероприятий многие страховые компании начинают продавать специальную страховку, защищающую жизнь и здоровье во время этих событий. А пандемия коронавируса запустила множество страховых программ, которые защищают от финансовых последствий в случае, если застрахованный заболеет. Этот тренд добрался и до Казахстана, сразу несколько страховых компаний запустили свои продукты. Так, программа Corona Protect от Freedom Finance Life предусматривает выплаты при госпитализации и при летальном исходе из-за вируса. Продукт реализуется онлайн на сайте страховщика и через SMS для абонентов Kcell. Такой подход позволил облегчить и ускорить процесс оформления страховки и перевести большинство процессов в онлайн. На данный момент по этой программе застраховалось больше 5 тыс. казахстанцев.

Иншуртех в Казахстане пока только зарождается, однако пока страховые компании моментально реагируют на вызовы времени и уделяют большое внимание технологичной стороне процесса, у этого направления есть будущее. Главная задача сейчас – построить рынок и доказать, что технологии нужны не только клиентам, но и самим компаниям, а также регулятору. Именно противостояние на полях IT-технологий станет определяющим в ближайшие 5–10 лет.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg