Появится ли в Казахстане киберстрахование?

Страховые компании обладают достаточным капиталом, для того чтобы принимать киберриски, за последний год в стране участились хакерские атаки на бизнес

Фото: shutterstock.com

Появление киберстрахования в Казахстане лишь вопрос времени, считают страховщики. Гипотетически некоторые компании готовы предоставлять такую услугу и сейчас, однако бизнес к этому виду страхования не готов.

Выступая на конференции Kaz’Hack’Stan 2018, посвященной информбезопасности, заместитель председателя комитета по информационной безопасности Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК Руслан Абдикаликов отметил, что уже год страховщикам предлагается идея о разработке продуктов по киберстрахованию, однако рынок особого интереса к этому не проявляет. «Мы пытались эту тему с прошлого года каким-то образом раскачать, но нас почему-то сами страховщики пытаются убедить, что это пока не очень интересно. Но мы считаем, что оно должно быть», – сказал г-н Абдикаликов. Кстати, этот вопрос поднимался и ранее, но каких-либо движений рынка в этом направлении так и не случилось.

В настоящее время ни субъекты экономики, ни сами страховщики не проявляют особого интереса к этому направлению страхования. Но уже через месяц ситуация может измениться кардинально.

«За последний год в Казахстане участились хакерские атаки на бизнес, в том числе и в финансовом секторе. Национальный банк РК выступает одним из инициаторов информационной безопасности и с 1 декабря 2018 года ужесточает требования к обеспечению информационной безопасности банков и других финансовых организаций», – отметил заместитель председателя правления СК «Amanat» Сергей Гаврилов.

На пороге перемен

Рост мирового рынка киберстрахования в 2019 году прогнозируется на уровне от 25 до 50%. Однако насколько компании готовы открывать данные, необходимые для оценки потерь и киберрисков, пока остается вопросом для казахстанских страховщиков.

По статистике, чаще всего киберпреступники атакуют коммерческие структуры и чаще всего под удар попадают бухгалтерские и юридические организации.

«Если обращаться опять же к опыту западных стран, то, как заявляют наши партнеры, в основном все атаки – это вирусное программное обеспечение, которое ворует пароли пользователей и блокирует компьютеры, требуя за восстановление работоспособности оборудования плату. Также распространены кибератаки с целью похищения персональных данных, хищения с банковских счетов организаций средств, хищение сведений составляющих коммерческую тайну и т. д.», – говорит исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов.

В фокусе повышенного внимания киберпреступников могут оказаться не только организации, чьи финансовые потоки проходят в онлайн-режиме, но и энергетические предприятия и компании нефтегазового сектора. «Сегодня активно внедряется автоматизация, идет борьба за повышение эффективности, а оно без цифровых технологий невозможно. Компании начинают задумываться о необходимости страхования IТ-рисков. В целом потенциал страхования киберрисков огромен», – добавил г-н Иминов.

По сведениям СК «Коммеск-Өмiр», вопрос защиты данных в интернете, безусловно, является насущным, в том числе и за счет развития социальных сетей. Показательными стали случаи, когда некоторое время назад в «Твиттере» был взломан микроблог премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с размещением ложного сообщения о его отставке и когда в сеть попали частные фото знаменитостей из-за уязвимости сервисов iCloud и Find My iPhone.

Разумеется, это огромный риск для репутации. Но в Казахстане спрос на страхование репутационных потерь практически отсутствует – соответственно, страховой рынок не торопится предлагать такие продукты. Кроме того, сам процесс разработки единого продукта, связанного с киберстрахованием, крайне непростой, поскольку этот вид страхования не стандартизирован.

Сложности внедрения

«Подсчитать даже примерно убытки от кибератак невероятно сложно, так как далеко не каждая компания готова раскрывать информацию о произошедших с ней инцидентах, то есть большинство случаев скрывается. Причины понятны: подобный инцидент – это ущерб репутации», – говорит Шакир Иминов.

Продукт киберстрахования не массовый и разрабатывается индивидуально. Соответственно, его стоимость для конкретного клиента будет высокой. На данный момент нет единого подхода к определению цены полиса, так как пока не существует понятной методики расчета его стоимости. К тому же бизнес смущает тот факт, что при подготовке индивидуального продукта страховая компания может запросить у клиента финансовые показатели и другие данные для анализа и экспертизы рисков. Тормозят развитие киберстрахования сложности, связанные с составлением договора, учитывающего многочисленные нюансы, говорит Шакир Иминов. При крупных лимитах требуется иногда и перестрахование, а это большие финансовые затраты, которые далеко не всем по карману. К массовому страхованию от киберрисков не готовы и сами страховые компании. И не только потому, что нет статистики по инцидентам в силу закрытости информации, но и потому, что страховщики еще не научились работать с рисками.

«В Европе, и тем более в США, где это направление в страхования развито достаточно широко, все чаще крупные клиенты при принятии решения о сотрудничестве требуют от своих партнеров наличия полиса страхования киберрисков, осознавая, что их данные постоянно находятся под угрозой и нуждаются в защите», – добавил г-н Иминов.

В СК «Amanat» среди сложностей внедрения киберстрахования также отметили отсутствие судебной практики. «Процедуры принятия рисков на страхование достаточно сложны, потенциальному клиенту необходимо провести детальный аудит IT-инфраструктуры. Возможно, в процессе аудита выявятся недочеты, на устранение которых потребуются большие финансовые затраты», – комментирует заместитель председателя правления компании Сергей Гаврилов.

Взгляд на перспективу

Несмотря на то что необходимость киберстрахования в Казахстане только начинает назревать, страховщики не сомневаются, что оно обязательно может появиться в полноценной форме, это лишь вопрос времени и готовности клиентов платить за эти риски.

Избежать киберпреступлений невозможно, и вероятно, что с ростом воровства персональных данных в сети и онлайн-атак в Казахстане начнут появляться страховые IT-продукты по информбезопасности сначала для бизнеса, а потом и для населения.

«Развитие цифровых технологий в Казахстане, в том числе и в государственном секторе, растет из года в год, и так же будет расти и актуальность данного вопроса. Год назад мир узнал о вирусе WannaCry, который повредил более 400 тыс. компьютеров по всему миру, в Казахстане вирусной атаке было подвергнуто около ста компьютеров», – отмечает Сергей Гаврилов.

Он добавил, что при желании и достаточной информации со стороны клиента договор на страхование от киберугроз можно оформить и сейчас. «Для этого мы можем воспользоваться опытом западных партнеров, которые продвинулись достаточно далеко в предоставлении этих услуг», – пояснил г-н Гаврилов.

Страховые компании обладают достаточным капиталом, для того чтобы принимать киберриски на страхование. Но, как уже говорилось, вопрос в том, готов ли клиент предоставлять необходимые данные в полном объеме, а также устранять недочеты в IT-безопасности в процессе заключения договора страхования.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

Главные IT-решения на казахстанском страховом рынке

Есть ли в нашей стране иншуртех и какое у него будущее?

Коллаж: Вадим Квятковский

По данным исследования IBM, 81% самых успешных страховых компаний в мире уже инвестировали или сотрудничают с иншуртех-проектами. С каждым годом таких компаний и проектов становится больше, бизнес постепенно уходит в онлайн. Актуально ли это для Казахстана?

Зарубежный опыт иншуртеха

После финансового кризиса 2009 года страховой сектор чувствовал себя гораздо лучше, чем банковский. Банки, оказавшись в кризисной ситуации, начали искать новое направление для развития бизнеса. И нашли его в IT-технологиях. Это позволило им существенно сократить расходы, оптимизировать бизнес-процессы и сделать технологический скачок. В результате сейчас финтех – одна из самых перспективных отраслей в экономике 2.0, а инвестиции в сферу только в 2019 году составили $135 млрд.

Но через несколько лет страховые компании встали перед тем же выбором, что и банки: или адаптируйся под новый мир, или уйди в сторону. Затянувшийся финансовый кризис, медленный рост ВВП, низкие процентные ставки, увеличение роли страховых посредников, усиление конкуренции и, как итог, снижение рентабельности бизнеса заставили страховые компании обратить взор в сторону IT-решений.

Сегодня объем мирового страхового рынка превышает $5 трлн. Выручка в 2019 году составила $5,5 млрд. При этом, по данным компании Willis Towers Watson, в 2019 году инвестиции в иншуртех превысили выручку рынка и составили рекордные $6,37 млрд. Это 33,9% от общего объема инвестиций, привлеченных в отрасль за все время.

Рекордные инвестиции в 2019 году помогли сразу пяти иншуртех-стартапам (Wefox, Lemonade, Hippo, Next Insurance и Bright Health) получить статус единорогов и превысить капитализацию в $1 млрд. За все время только десяти стартапам удалось преодолеть этот порог. Однако на иншуртех-рынок приходят не только стартапы, но и IT-корпорации (Google, Amazon, Apple, Facebook), а также крупные финансовые компании (Allianz, SoftBank, Lloyds Banking Group, Aegon, Zurich).

Самыми большими рынками иншуртеха считаются США, Великобритания и Китай, на них приходится основная доля инвестиций в сферу. В этих странах в секторе иншуртеха работают как обычные стартапы, так и крупные страховые компании, которые затрагивают все цепочки создания стоимости страхования: от оформления электронных полисов, онлайн-выплат и телематики до анализа пользовательских данных, автоматизации страховых выплат и использования искусственного интеллекта при оценке рисков.

В каком направлении иншуртех движется в Казахстане

Долгое время развитие иншуртеха в Казахстане было ограничено законодательно. Необходимость оформлять бумажные полисы с живой подписью клиента не позволяла развивать онлайн-проекты и внедрять технологичные решения. Однако в начале 2019 года Нацбанк внедрил электронные полисы по обязательным видам страхования. Это стало началом цифровизации рынка. Помимо рынка обязательного автострахования и электронных полисов, к технологичным решениям на рынке можно отнести сотрудничество страховщиков с маркетплейсами и онлайн-сервисами, работающими в автомобильном и travel-сегментах.

Самый востребованный в Казахстане розничный страховой продукт – это обязательное автострахование ОГПО. Именно он выступает драйвером рынка. Благодаря внедрению электронных полисов, автовладельцы получили возможность застраховаться онлайн. Однако аналитики и профессиональные участники рынка понимали, что взрывного роста онлайн-продаж не произойдет в первый год после внедрения технологии. Нужно время, чтобы оптимизировать продажи, перестроить бизнес-процессы и показать клиентам, что переход с офлайн к онлайн-страхованию несет практическую пользу.

В России после внедрения онлайн-страхования процесс занял несколько лет. Сейчас доля электронных страховок ОСАГО составляет 4,6% от общего объема проданных полисов. В первый год существования подобной технологии в Казахстане на онлайн-полисы ОГПО пришлось 1,23%. При этом 55,5% всех онлайн-полисов продала страховая компания Freedom Finance Insurance, которая полностью отказалась от привычных офисов и развития агентской сети, а весь розничный бизнес сконцентрировала на онлайн-сервисах.

Технологии на казахстанском рынке автострахования

Freedom Finance Insurance – единственная на данный момент казахстанская страховая компания, розничный бизнес которой сконцентрирован на иншуртех-подходе. Например, в 2019 году финансовый стартап запустил страховые терминалы для продажи полисов обязательного автострахования ОГПО. Это не новая технология, она достаточно давно используется в России, Эстонии и других европейских странах, однако в Казахстане ничего подобного ранее не существовало. Задача технологии – показать казахстанским автовладельцам, что страховаться онлайн – это легко, удобно и выгодно.

Чтобы облегчить переход автовладельцев в онлайн-страхование, компания разработала единую экосистему сразу на нескольких платформах: страховых терминалах, которые расположились в автоЦОНах, QIWI-терминалах и корпоративном сайте. Благодаря этому алгоритм покупки полиса одинаковый на любой платформе. Поэтому, если автовладелец хотя бы раз купит полис в терминале, то в следующий раз сможет застраховаться уже на сайте. По заявлениям Freedom Finance Insurance, страховые терминалы – это промежуточный этап, а цель компании – перевести автовладельцев на онлайн-продажи и построить в Казахстане рынок онлайн-страхования.

Помимо этого, страховая компания запустила еще несколько онлайн-сервисов для автовладельцев. Первый – рассрочка на автостраховку ОГПО до 6 месяцев (платеж можно разбить равномерно на все время или разово заплатить в конце срока). При этом все действия можно сделать онлайн, а рассрочку заплатить через сайт МФО FastCash (компания выступает партнером страховщика). Скрытых платежей, комиссий и переплат нет. Это первый в своем роде подобный проект в Казахстане, запущенный на фоне снижающихся показателей платежеспособности населения из-за пандемии коронавируса.

Второй продукт – переоформление автостраховки онлайн. Благодаря этому сервису автовладельцы могут внести изменения в действующую страховку в личном кабинете на сайте страховщика. При этом не нужно ехать в офис страховой компании и возиться с документами. Запуск этого продукта также был продиктован пользовательским спросом.

Третий продукт – оплата через сайт или приложение Kaspi.kz. Продуктами банка в Казахстане пользуются несколько миллионов казахстанцев, большинство из которых привыкли оплачивать услуги и покупать товары только через экосистему банка. Благодаря сотрудничеству с Freedom Finance Insurance в банке теперь можно расплатиться за полис ОГПО, оформленный на сайте страховой компании.

Технологии на казахстанском рынке страхования жизни

Страхование жизни – одно из самых перспективных направлений с точки зрения иншуртех-проектов. Именно на этот класс страхования приходится большая доля инвестиций в сферу. Причем к рынку присматриваются не только технологичные компании по страхованию жизни и небольшие стартапы, но и IT-гиганты. Например, свои проекты в этой области уже запустили Google, Microsoft и Amazon.

Как правило, большинство иншуртех-проектов в сфере страхования жизни связано с носимыми устройствами, созданием индивидуальных тарифов исходя из показателей здоровья и физических характеристик клиентов, а также онлайн-сервисов страхования жизни. До Казахстана подобные технологии пока не добрались, потому что культура страхования жизни в стране только развивается. Однако большой популярностью в стране пользуется туристическое страхование и лимитированные программы страхования жизни (и от несчастных случаев).

За последние 5 лет в Казахстане в два раза увеличился туристический поток. Это, в свою очередь, отразилось и на развитии туристических сервисов. Наибольшую популярность получили сервисы онлайн-бронирования билетов. Чтобы предоставлять клиентам больше услуг, эти площадки начали привлекать партнеров из страхового бизнеса. Например, компания по страхованию жизни Freedom Finance Life защищает от несчастных случаев пассажиров, покупающих авиабилеты на Aviata и Chocotravel.

Застраховаться по программе пользователи сервисов могут онлайн, а полис придет на электронную почту. При этом страховая защита работает не только во время полета, но и 3 часа перед полетом и 3 часа после полета.

В странах с развитой экономикой на страхование жизни приходится достаточно большой объем договоров. В Казахстане этот сегмент растет за счет накопительного страхования и страхования жизни. В 2019 году на эти виды страхования в стране пришлось 15% страхового рынка.

Как показывает опыт, эти виды страхования наиболее гибкие в отношении трендов и реагирования на «повестку дня». Например, в период проведения международных спортивных мероприятий многие страховые компании начинают продавать специальную страховку, защищающую жизнь и здоровье во время этих событий. А пандемия коронавируса запустила множество страховых программ, которые защищают от финансовых последствий в случае, если застрахованный заболеет. Этот тренд добрался и до Казахстана, сразу несколько страховых компаний запустили свои продукты. Так, программа Corona Protect от Freedom Finance Life предусматривает выплаты при госпитализации и при летальном исходе из-за вируса. Продукт реализуется онлайн на сайте страховщика и через SMS для абонентов Kcell. Такой подход позволил облегчить и ускорить процесс оформления страховки и перевести большинство процессов в онлайн. На данный момент по этой программе застраховалось больше 5 тыс. казахстанцев.

Иншуртех в Казахстане пока только зарождается, однако пока страховые компании моментально реагируют на вызовы времени и уделяют большое внимание технологичной стороне процесса, у этого направления есть будущее. Главная задача сейчас – построить рынок и доказать, что технологии нужны не только клиентам, но и самим компаниям, а также регулятору. Именно противостояние на полях IT-технологий станет определяющим в ближайшие 5–10 лет.

Читайте "Курсив" там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook, Telegram и Яндекс.Дзен

banner_wsj.gif

 

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

qazexpocongresskz.jpg