Перейти к основному содержанию

1356 просмотров

Появится ли в Казахстане киберстрахование?

Страховые компании обладают достаточным капиталом, для того чтобы принимать киберриски, за последний год в стране участились хакерские атаки на бизнес

Фото: shutterstock.com

Появление киберстрахования в Казахстане лишь вопрос времени, считают страховщики. Гипотетически некоторые компании готовы предоставлять такую услугу и сейчас, однако бизнес к этому виду страхования не готов.

Выступая на конференции Kaz’Hack’Stan 2018, посвященной информбезопасности, заместитель председателя комитета по информационной безопасности Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности РК Руслан Абдикаликов отметил, что уже год страховщикам предлагается идея о разработке продуктов по киберстрахованию, однако рынок особого интереса к этому не проявляет. «Мы пытались эту тему с прошлого года каким-то образом раскачать, но нас почему-то сами страховщики пытаются убедить, что это пока не очень интересно. Но мы считаем, что оно должно быть», – сказал г-н Абдикаликов. Кстати, этот вопрос поднимался и ранее, но каких-либо движений рынка в этом направлении так и не случилось.

В настоящее время ни субъекты экономики, ни сами страховщики не проявляют особого интереса к этому направлению страхования. Но уже через месяц ситуация может измениться кардинально.

«За последний год в Казахстане участились хакерские атаки на бизнес, в том числе и в финансовом секторе. Национальный банк РК выступает одним из инициаторов информационной безопасности и с 1 декабря 2018 года ужесточает требования к обеспечению информационной безопасности банков и других финансовых организаций», – отметил заместитель председателя правления СК «Amanat» Сергей Гаврилов.

На пороге перемен

Рост мирового рынка киберстрахования в 2019 году прогнозируется на уровне от 25 до 50%. Однако насколько компании готовы открывать данные, необходимые для оценки потерь и киберрисков, пока остается вопросом для казахстанских страховщиков.

По статистике, чаще всего киберпреступники атакуют коммерческие структуры и чаще всего под удар попадают бухгалтерские и юридические организации.

«Если обращаться опять же к опыту западных стран, то, как заявляют наши партнеры, в основном все атаки – это вирусное программное обеспечение, которое ворует пароли пользователей и блокирует компьютеры, требуя за восстановление работоспособности оборудования плату. Также распространены кибератаки с целью похищения персональных данных, хищения с банковских счетов организаций средств, хищение сведений составляющих коммерческую тайну и т. д.», – говорит исполнительный директор СК «Евразия» Шакир Иминов.

В фокусе повышенного внимания киберпреступников могут оказаться не только организации, чьи финансовые потоки проходят в онлайн-режиме, но и энергетические предприятия и компании нефтегазового сектора. «Сегодня активно внедряется автоматизация, идет борьба за повышение эффективности, а оно без цифровых технологий невозможно. Компании начинают задумываться о необходимости страхования IТ-рисков. В целом потенциал страхования киберрисков огромен», – добавил г-н Иминов.

По сведениям СК «Коммеск-Өмiр», вопрос защиты данных в интернете, безусловно, является насущным, в том числе и за счет развития социальных сетей. Показательными стали случаи, когда некоторое время назад в «Твиттере» был взломан микроблог премьер-министра РФ Дмитрия Медведева с размещением ложного сообщения о его отставке и когда в сеть попали частные фото знаменитостей из-за уязвимости сервисов iCloud и Find My iPhone.

Разумеется, это огромный риск для репутации. Но в Казахстане спрос на страхование репутационных потерь практически отсутствует – соответственно, страховой рынок не торопится предлагать такие продукты. Кроме того, сам процесс разработки единого продукта, связанного с киберстрахованием, крайне непростой, поскольку этот вид страхования не стандартизирован.

Сложности внедрения

«Подсчитать даже примерно убытки от кибератак невероятно сложно, так как далеко не каждая компания готова раскрывать информацию о произошедших с ней инцидентах, то есть большинство случаев скрывается. Причины понятны: подобный инцидент – это ущерб репутации», – говорит Шакир Иминов.

Продукт киберстрахования не массовый и разрабатывается индивидуально. Соответственно, его стоимость для конкретного клиента будет высокой. На данный момент нет единого подхода к определению цены полиса, так как пока не существует понятной методики расчета его стоимости. К тому же бизнес смущает тот факт, что при подготовке индивидуального продукта страховая компания может запросить у клиента финансовые показатели и другие данные для анализа и экспертизы рисков. Тормозят развитие киберстрахования сложности, связанные с составлением договора, учитывающего многочисленные нюансы, говорит Шакир Иминов. При крупных лимитах требуется иногда и перестрахование, а это большие финансовые затраты, которые далеко не всем по карману. К массовому страхованию от киберрисков не готовы и сами страховые компании. И не только потому, что нет статистики по инцидентам в силу закрытости информации, но и потому, что страховщики еще не научились работать с рисками.

«В Европе, и тем более в США, где это направление в страхования развито достаточно широко, все чаще крупные клиенты при принятии решения о сотрудничестве требуют от своих партнеров наличия полиса страхования киберрисков, осознавая, что их данные постоянно находятся под угрозой и нуждаются в защите», – добавил г-н Иминов.

В СК «Amanat» среди сложностей внедрения киберстрахования также отметили отсутствие судебной практики. «Процедуры принятия рисков на страхование достаточно сложны, потенциальному клиенту необходимо провести детальный аудит IT-инфраструктуры. Возможно, в процессе аудита выявятся недочеты, на устранение которых потребуются большие финансовые затраты», – комментирует заместитель председателя правления компании Сергей Гаврилов.

Взгляд на перспективу

Несмотря на то что необходимость киберстрахования в Казахстане только начинает назревать, страховщики не сомневаются, что оно обязательно может появиться в полноценной форме, это лишь вопрос времени и готовности клиентов платить за эти риски.

Избежать киберпреступлений невозможно, и вероятно, что с ростом воровства персональных данных в сети и онлайн-атак в Казахстане начнут появляться страховые IT-продукты по информбезопасности сначала для бизнеса, а потом и для населения.

«Развитие цифровых технологий в Казахстане, в том числе и в государственном секторе, растет из года в год, и так же будет расти и актуальность данного вопроса. Год назад мир узнал о вирусе WannaCry, который повредил более 400 тыс. компьютеров по всему миру, в Казахстане вирусной атаке было подвергнуто около ста компьютеров», – отмечает Сергей Гаврилов.

Он добавил, что при желании и достаточной информации со стороны клиента договор на страхование от киберугроз можно оформить и сейчас. «Для этого мы можем воспользоваться опытом западных партнеров, которые продвинулись достаточно далеко в предоставлении этих услуг», – пояснил г-н Гаврилов.

Страховые компании обладают достаточным капиталом, для того чтобы принимать киберриски на страхование. Но, как уже говорилось, вопрос в том, готов ли клиент предоставлять необходимые данные в полном объеме, а также устранять недочеты в IT-безопасности в процессе заключения договора страхования.

874 просмотра

Необычные полисы придали импульс китайскому страховому бизнесу

Высокий уровень проникновения интернета в стране позволяет страховщикам предлагать свои продукты при помощи мобильных приложений

Фото: Shutterstock.com

Всего $70 в год нужно для того, чтобы один из самых крупных в Китае онлайн-страховщиков сделал единовременную выплату родителям в случае, если их ребенок пропадет без вести. Этот вид страховки лишь один из многих других, которые продает компания ZhongAn Online Property & Casualty Insurance. На рынке она существует около шести лет. 

Среди ее акционеров такие китайские технологические гиганты, как Ant Financial Services, Tencent Holdings и Ping An Insurance. По условиям страхового полиса после его покупки родители могут отправить мазок изо рта ребенка в лабораторию для бесплатного анализа ДНК. В случае, если ребенок в возрасте до 14 лет пропал без вести, держатели полиса могут рассчитывать на страховую выплату в размере 200 тыс. юаней ($28 тыс.).

Индустрия онлайн-страхования в Китае переживает настоящий бум. Во многом это происходит благодаря широкому распространению необычных полисов, которые эксплуатируют страхи людей по поводу маловероятных событий (вроде неэффективной вакцинации) или часто случающихся мелких неприятностей (например, задержка доставки интернет-заказа или разбитый экран смартфона). Высокий уровень проникновения интернета (в Китае более 800 млн человек используют мобильные устройства для выхода в Сеть) позволил страховщикам вывести на рынок новые продукты. Благодаря мобильным приложениям и невысоким премиям они доступны огромному числу людей. Кроме того, покупая страховой полис ZhongAn, клиенты могут сразу же оплатить его при помощи Alipay или WeChat Pay, популярных мобильных платежных систем, принадлежащих компаниям Ant и Tencent. 

По данным Wind Information, в прошлом году объем страховых премий, собранных онлайн-страховщиками, составил 189 млрд юаней ($26,6 млрд) – почти 5% от всего рынка страхования. Лицензии на продажу страховых полисов онлайн в КНР имеют свыше 100 организаций, включая компании по страхованию жизни и ущерба.

Бурный рост

Страховая индустрия в КНР действительно растет очень быстро. Размер премий в ZhongAn, например, рос ежегодно начиная с 2013 года, когда была основана компания. Помимо простого извлечения доходов онлайн-страховщики также собирают данные у своих клиентов, чтобы помочь им оценить риски и вероятность будущих выплат, что может стать ключом к их дальнейшей прибыльности.

В прошлом году ZhongAn продала полисы более чем 400 млн клиентам в Китае, средний размер страховой премии составил 287 юаней (около $4). Большую часть дохода приносят недорогие полисы ценой до 1 юаня, как тот, что покрывает расходы на доставку заказа. В отличие от традиционных страховых компаний, которые для привлечения и удержания клиентов полагаются на десятки тысяч агентов, ZhongAn использует роботов-консультантов и продает полисы через мобильную платформу, которой управляют Alibaba, сайт для путешествий Ctrip и другие компании.

В 2017-м для финансирования своей экспансии ZhongAn привлекла на IPO в Гонконге около $1,75 млрд, с тех пор объем премий рос ежегодно. В августе 2019-го компания сообщила об убытках от андеррайтинга за первое полугодие в размере 492 млн юаней. При этом чистая прибыль компании составила 94,5 млн юаней, в том числе благодаря инвестдоходу. В 2018 году компания сообщила об убытках от страховой деятельности в размере 1,8 млрд юаней, которые она списала на расходы в связи с рыночной экспансией и андеррайтингом. Сегодня акции компании торгуются на треть меньше цены IPO.

По мнению отраслевых аналитиков, ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики в качестве своего главного приоритета видят увеличение рыночной доли, а не повышение доходности. «На китайском рынке акцент все еще делается на доле рынка», – говорит Сэм Радван, управляющий партнер консалтинговой фирмы Enhance International. В долгосрочной перспективе такая стратегия может себя не оправдать, считает он. По словам эксперта, если сейчас онлайн-страховщики привлекают потребителей продуктами с низкими взносами, то в будущем, когда они попытаются получить прибыль за счет повышения премий, им будет непросто удержать своих клиентов.

Впрочем, один продукт ZhongAn вовсе не требует никаких взносов. Достаточно зарегистрироваться и записывать свои ежедневные действия при помощи мобильного приложения страховщика. В зависимости от того, как много они двигаются, клиенты могут рассчитывать на медстраховку в размере до 50 тыс. юаней в год. В рамках плана предусмотрены единовременные выплаты в случае, если у держателей полиса будет диагностировано любое из 70 критических заболеваний или патологий, включая рак. С момента запуска этого плана в конце 2015 года соответствующую регистрацию прошло более 26 млн человек. Теперь компания пытается продать им другие страховые продукты.

По словам Майкла Пауэрса, профессора математики по анализу рисков Университета Цинхуа в Пекине, предоставление бесплатной страховки может оказаться дорогостоящим мероприятием. Тем не менее возможны и некоторые преимущества. 

«Это своего рода традиционный маркетинг, цель которого – привлечь внимание клиентов», – говорит Пауэрс. По его словам, такие продукты могут помочь ZhongAn создать базу данных людей, чтобы в будущем предлагать им любые другие полисы. Также это может помочь в получении данных, например, о том, как физические упражнения коррелируют с медицинскими расходами, что может быть полезно для будущего андеррайтинга.

рост премий.jpg

клиентская база.jpg

Устранение пробелов

Еще один недорогой и очень популярный полис ZhongAn при ежегодной премии в сумме 136 юаней предусматривает покрытие расходов на лечение в размере до 6 млн юаней сверх того, что покрывается государственным медстрахованием.

Поскольку расходы на лечение в госклиниках в Китае относительно небольшие, а государственное медстрахование практически универсальное, маловероятно, что большинство людей готовы нести чрезвычайно высокие расходы на лечение в Китае.

Однако некоторые виды лечения госстраховкой не покрываются или покрываются не полностью. Такие серьезные заболевания, как рак, зачастую требуют более дорогостоящего лечения. Удовлетворить растущее стремление потребителей к более качественному лечению рака в других странах призвана премиальная услуга, покрывающая медицинские расходы на лечение в Японии на сумму до 1 млн юаней, которую страхователи могут приобрести за дополнительные 45 юаней. «Частные медстраховки на большую сумму популярны в КНР главным образом потому, что здесь все еще есть большие пробелы в области здравоохранения», – говорит Стивен Чен, директор сингапурской консалтинговой компании Oliver Wyman. 

потери растут.jpg

Другие продукты ZhongAn в большей степени соответствуют традиционным видам страхования, но при этом компания использует преимущества интернет-маркетинга. Например, 43-летний сельхозработник Ма Вэйжань говорит, что в прошлом году за 30 юаней приобрел в ZhongAn страховку от несчастных случаев, которая защищает от целого ряда травм. В этом году его укусила собака и ему пришлось заплатить 1800 юаней за укол против бешенства. После подачи онлайн-заявления в ZhongAn компания в течение нескольких недель возместила ему 90% расходов на лечение. «Это даже удобнее, чем связываться с агентом», – отмечает Ма, имея в виду процесс подачи заявления через интернет. После этого он приобрел такой же полис для жены и родителей.

Расходы на привлечение

По словам Чэнь Дунмэй, адъюнкт-профессора по страхованию Фуданьского университета в Шанхае, ZhongAn может понести серьезные затраты на привлечение клиентов, поскольку каналы сбыта, которые помогают ей выходить на потребителей, могут при продаже полисов взимать огромные комиссионные.

Аналитикам пока неясно, смогут ли ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики зарабатывать в долгосрочной перспективе, особенно с помощью нетрадиционных полисов. Они делают «ставку на то, что результаты андеррайтинга будут соответствовать тому, что они думают, хотя эти результаты не были протестированы и на рынке не было большого количества данных», говорит страховой консультант Радван.

Тем временем ZhongAn для привлечения клиентов начала использовать игры и другие необычные способы. Так, в мобильном приложении компании люди могут угадывать состояние фондового рынка Китая и участвовать в розыгрыше iPhone. Отвечая на вопрос журналиста WSJ, представитель ZhongAn заявила, что компания хочет улучшить взаимодействие с потребителями, используя «простые и увлекательные действия» с целью «постепенно изменить стереотипы потребителей по поводу страхования».
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций