Перейти к основному содержанию

2109 просмотров

Казахстанцы смогут сэкономить 10% на онлайн-страховании

С 1 января 2019 года ожидается запуск продаж e-полисов через интернет

Фото: Shutterstock

За 8 месяцев страховые компании собрали премии в сферах добровольного и обязательного страхования в размере 263,5 млрд тенге — практически столько же, как и годом раньше и на 28,1% больше, чем пять лет назад, сообщает Fnprom.kz.

Страховые выплаты составили 62 млрд тенге — на 5,7% больше, чем год назад и сразу на 58% больше, чем пятью годами ранее.

Напомним, с 1 января 2019 года в РК вводится онлайн-страхование. В Ассоциации страховщиков Казахстана (АСК) считают, что у продаж e-полисов через интернет большое будущее.

В Ассоциации пояснили: законодательными изменениями предусматривается, что все договоры обязательного страхования будут заключаться в электронном виде и существовать в бездокументарной форме, то есть в виде электронных записей. Возить с собой бумажные полисы при таком раскладе совершенно необязательно, а значит, не будет риска забыть их дома или потерять.

Помимо этого, при заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев на сайте страховщика последний имеет право предоставить скидку до 10%. Таким образом, казахстанцы смогут страховаться онлайн на более выгодных условиях уже со следующего года.

Онлайн-страхование призвано разогнать достаточно консервативный страховой рынок, расширить возможности и увеличить доступность страховых услуг для населения и бизнеса.

К примеру, в соседней России по итогам 2015 года вес страхования через онлайн-каналы составлял всего 0,3%, по итогам 2016 года он приблизился к 0,47%, по итогам 2017 года — превысил 2,5%, а по итогам I полугодия 2018 года — составил уже 4,7%.

Как пояснили в Ассоциации страховщиков РК, с одной стороны, подобный рост можно объяснить в том числе высоким спросом на ОСАГО в так называемых токсичных регионах, откуда ушли страховщики ОСАГО, и у автовладельцев появились проблемы с заключением договоров обязательного страхования. В таких регионах доля онлайн-продаж ОСАГО за 3 года выросла до 57%.

С другой стороны, в РК ситуация отличается: здесь страховщики планируют обеспечить повсеместную доступность онлайн-страхования для удобства граждан, вне зависимости от региона, и полноценно предлагать е-полисы по всей территории РК.

Отметим, что казахстанцы вполне готовы перейти на активное и массовое использование интернет-сервисов для приобретения онлайн-услуг. Специалисты АСК сообщают, что, хотя по разным данным заявки на страхование с сайтов страховых компаний пока составляют не более 0,5–1% от всего объёма продаж, это прежде всего связано с некоторыми законодательными ограничениями, которые обязывают страховщиков идентифицировать клиента, собирать документы клиента и доставлять ему бумажный страховой полис. С полноценным вводом онлайн-страхования в секторе прогнозируется значительный рост.

Также косвенно о потенциале рынка интернет-страхования говорит и то, что уже более 46,9% от всего безналичного оборота по банковским картам в РК занимают интернет-оплаты, против 36,3% годом ранее и 11,4% — в 2015 году.

На страховом рынке, утверждают аналитики Ассоциации, также наблюдается рост безналичных платежей по договорам страхования. Особенно актуальны в страховании платежи, при которых страховая премия оплачивается в рассрочку и может списываться с карточки в автоматическом режиме.

872 просмотра

Необычные полисы придали импульс китайскому страховому бизнесу

Высокий уровень проникновения интернета в стране позволяет страховщикам предлагать свои продукты при помощи мобильных приложений

Фото: Shutterstock.com

Всего $70 в год нужно для того, чтобы один из самых крупных в Китае онлайн-страховщиков сделал единовременную выплату родителям в случае, если их ребенок пропадет без вести. Этот вид страховки лишь один из многих других, которые продает компания ZhongAn Online Property & Casualty Insurance. На рынке она существует около шести лет. 

Среди ее акционеров такие китайские технологические гиганты, как Ant Financial Services, Tencent Holdings и Ping An Insurance. По условиям страхового полиса после его покупки родители могут отправить мазок изо рта ребенка в лабораторию для бесплатного анализа ДНК. В случае, если ребенок в возрасте до 14 лет пропал без вести, держатели полиса могут рассчитывать на страховую выплату в размере 200 тыс. юаней ($28 тыс.).

Индустрия онлайн-страхования в Китае переживает настоящий бум. Во многом это происходит благодаря широкому распространению необычных полисов, которые эксплуатируют страхи людей по поводу маловероятных событий (вроде неэффективной вакцинации) или часто случающихся мелких неприятностей (например, задержка доставки интернет-заказа или разбитый экран смартфона). Высокий уровень проникновения интернета (в Китае более 800 млн человек используют мобильные устройства для выхода в Сеть) позволил страховщикам вывести на рынок новые продукты. Благодаря мобильным приложениям и невысоким премиям они доступны огромному числу людей. Кроме того, покупая страховой полис ZhongAn, клиенты могут сразу же оплатить его при помощи Alipay или WeChat Pay, популярных мобильных платежных систем, принадлежащих компаниям Ant и Tencent. 

По данным Wind Information, в прошлом году объем страховых премий, собранных онлайн-страховщиками, составил 189 млрд юаней ($26,6 млрд) – почти 5% от всего рынка страхования. Лицензии на продажу страховых полисов онлайн в КНР имеют свыше 100 организаций, включая компании по страхованию жизни и ущерба.

Бурный рост

Страховая индустрия в КНР действительно растет очень быстро. Размер премий в ZhongAn, например, рос ежегодно начиная с 2013 года, когда была основана компания. Помимо простого извлечения доходов онлайн-страховщики также собирают данные у своих клиентов, чтобы помочь им оценить риски и вероятность будущих выплат, что может стать ключом к их дальнейшей прибыльности.

В прошлом году ZhongAn продала полисы более чем 400 млн клиентам в Китае, средний размер страховой премии составил 287 юаней (около $4). Большую часть дохода приносят недорогие полисы ценой до 1 юаня, как тот, что покрывает расходы на доставку заказа. В отличие от традиционных страховых компаний, которые для привлечения и удержания клиентов полагаются на десятки тысяч агентов, ZhongAn использует роботов-консультантов и продает полисы через мобильную платформу, которой управляют Alibaba, сайт для путешествий Ctrip и другие компании.

В 2017-м для финансирования своей экспансии ZhongAn привлекла на IPO в Гонконге около $1,75 млрд, с тех пор объем премий рос ежегодно. В августе 2019-го компания сообщила об убытках от андеррайтинга за первое полугодие в размере 492 млн юаней. При этом чистая прибыль компании составила 94,5 млн юаней, в том числе благодаря инвестдоходу. В 2018 году компания сообщила об убытках от страховой деятельности в размере 1,8 млрд юаней, которые она списала на расходы в связи с рыночной экспансией и андеррайтингом. Сегодня акции компании торгуются на треть меньше цены IPO.

По мнению отраслевых аналитиков, ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики в качестве своего главного приоритета видят увеличение рыночной доли, а не повышение доходности. «На китайском рынке акцент все еще делается на доле рынка», – говорит Сэм Радван, управляющий партнер консалтинговой фирмы Enhance International. В долгосрочной перспективе такая стратегия может себя не оправдать, считает он. По словам эксперта, если сейчас онлайн-страховщики привлекают потребителей продуктами с низкими взносами, то в будущем, когда они попытаются получить прибыль за счет повышения премий, им будет непросто удержать своих клиентов.

Впрочем, один продукт ZhongAn вовсе не требует никаких взносов. Достаточно зарегистрироваться и записывать свои ежедневные действия при помощи мобильного приложения страховщика. В зависимости от того, как много они двигаются, клиенты могут рассчитывать на медстраховку в размере до 50 тыс. юаней в год. В рамках плана предусмотрены единовременные выплаты в случае, если у держателей полиса будет диагностировано любое из 70 критических заболеваний или патологий, включая рак. С момента запуска этого плана в конце 2015 года соответствующую регистрацию прошло более 26 млн человек. Теперь компания пытается продать им другие страховые продукты.

По словам Майкла Пауэрса, профессора математики по анализу рисков Университета Цинхуа в Пекине, предоставление бесплатной страховки может оказаться дорогостоящим мероприятием. Тем не менее возможны и некоторые преимущества. 

«Это своего рода традиционный маркетинг, цель которого – привлечь внимание клиентов», – говорит Пауэрс. По его словам, такие продукты могут помочь ZhongAn создать базу данных людей, чтобы в будущем предлагать им любые другие полисы. Также это может помочь в получении данных, например, о том, как физические упражнения коррелируют с медицинскими расходами, что может быть полезно для будущего андеррайтинга.

рост премий.jpg

клиентская база.jpg

Устранение пробелов

Еще один недорогой и очень популярный полис ZhongAn при ежегодной премии в сумме 136 юаней предусматривает покрытие расходов на лечение в размере до 6 млн юаней сверх того, что покрывается государственным медстрахованием.

Поскольку расходы на лечение в госклиниках в Китае относительно небольшие, а государственное медстрахование практически универсальное, маловероятно, что большинство людей готовы нести чрезвычайно высокие расходы на лечение в Китае.

Однако некоторые виды лечения госстраховкой не покрываются или покрываются не полностью. Такие серьезные заболевания, как рак, зачастую требуют более дорогостоящего лечения. Удовлетворить растущее стремление потребителей к более качественному лечению рака в других странах призвана премиальная услуга, покрывающая медицинские расходы на лечение в Японии на сумму до 1 млн юаней, которую страхователи могут приобрести за дополнительные 45 юаней. «Частные медстраховки на большую сумму популярны в КНР главным образом потому, что здесь все еще есть большие пробелы в области здравоохранения», – говорит Стивен Чен, директор сингапурской консалтинговой компании Oliver Wyman. 

потери растут.jpg

Другие продукты ZhongAn в большей степени соответствуют традиционным видам страхования, но при этом компания использует преимущества интернет-маркетинга. Например, 43-летний сельхозработник Ма Вэйжань говорит, что в прошлом году за 30 юаней приобрел в ZhongAn страховку от несчастных случаев, которая защищает от целого ряда травм. В этом году его укусила собака и ему пришлось заплатить 1800 юаней за укол против бешенства. После подачи онлайн-заявления в ZhongAn компания в течение нескольких недель возместила ему 90% расходов на лечение. «Это даже удобнее, чем связываться с агентом», – отмечает Ма, имея в виду процесс подачи заявления через интернет. После этого он приобрел такой же полис для жены и родителей.

Расходы на привлечение

По словам Чэнь Дунмэй, адъюнкт-профессора по страхованию Фуданьского университета в Шанхае, ZhongAn может понести серьезные затраты на привлечение клиентов, поскольку каналы сбыта, которые помогают ей выходить на потребителей, могут при продаже полисов взимать огромные комиссионные.

Аналитикам пока неясно, смогут ли ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики зарабатывать в долгосрочной перспективе, особенно с помощью нетрадиционных полисов. Они делают «ставку на то, что результаты андеррайтинга будут соответствовать тому, что они думают, хотя эти результаты не были протестированы и на рынке не было большого количества данных», говорит страховой консультант Радван.

Тем временем ZhongAn для привлечения клиентов начала использовать игры и другие необычные способы. Так, в мобильном приложении компании люди могут угадывать состояние фондового рынка Китая и участвовать в розыгрыше iPhone. Отвечая на вопрос журналиста WSJ, представитель ZhongAn заявила, что компания хочет улучшить взаимодействие с потребителями, используя «простые и увлекательные действия» с целью «постепенно изменить стереотипы потребителей по поводу страхования».
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций