Перейти к основному содержанию

2922 просмотра

Как действуют мошенники на страховом рынке?

В этом году все СК зафиксировали колоссальный рост мошеннических схем

Фото: shutterstock.com

Общие выплаты по страховкам в большинстве случаев недотягивают и до четверти объема собранных на рынке премий. Есть компании, где этот показатель вообще не превышает 7–15%. При этом сами страховщики жалуются на процветающее со стороны потребителей их услуг мошенничество.

Страхование – это бизнес, и, как любые предприниматели, страховщики пытаются сократить издержки и повысить прибыль. Чаще всего финансисты улучшают показатели за счет своих клиентов: стоимость полисов почти не растет, но в большинстве компаний страны получение страховой выплаты можно смело приравнять к подвигу Тесея в лабиринте Минотавра. Конечно, люди получают деньги, но на это уходят недели.

Согласно отчету Национального банка, за восемь месяцев 2018 года объем собранных на страховом рынке премий превысил 263,5 млрд тенге. При этом совокупные выплаты составили всего 61,9 млрд тенге.

В стране всего несколько компаний ввели жесткие временные лимиты на возмещение ущерба клиенту. Подовляющее большинство объясняет медлительность процедур выплат сбором документов для Нацбанка, и проверкой подлинности страхового случая. Второе объяснение с недавних пор стало актуальным как никогда.

«В этом году все СК зафиксировали колоссальный рост мошеннических схем. Службы безопасности во всех страховых компаниях постоянно фиксируют жульнические операции», – пожаловался журналистам первый заместитель председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.

Мошенников не интересует социальная справедливость, для них незаконные операции только способ заработка. Но их действия стали реальной угрозой для страховых компаний, которые все чаще выплачивают возмещение аферистам по сфальсифицированным страховым случаям.

«Существует четыре сферы, где сильно развито мошенничество: обязательное автострахование, добровольное автострахование, страхование грузов и страхование товара на складе. На эти четыре продукта приходится 90% всех мошенничеств на рынке», – сказал председатель правления СК Amanat Ергали Бегимбетов.

Виды мошенничества с застрахованными грузами

Место происшествия всегда далеко от страховщика, большие суммы выплат, сложность отслеживания точного количества товара сделали страхование грузов, наверное, самым привлекательным видом афер. «Просто поджигают машину с товаром на дороге и заявляют о страховом случае. Иногда приезжают на склад, но машина с липовыми номерами, с липовой накладной, загружают товар и исчезают в небытие. Еще один вариант: загружают на складе фуру качественными, иногда дорогими, товарами (бытовая техника и прочее), потом заменяют все это на хлам, а затем поджог», – поделился подробностями глава СК Amanat.

Такие операции, по мнению страховщика, возможны, в том числе, и из-за невнятных действий сотрудников уполномоченных органов. «Я не понимаю, зачем нам нужны пожарные дознаватели! Во всех страховых случаях по расследованию причин пожара заключение: «Причину пожара установить невозможно». У меня складывается впечатление, что дознаватели – это не государственные служащие, а индивидуальные предприниматели, выдающие нужные «пострадавшим» акты, – поделился подозрениями Ергали Бегимбетов.

Не склад, а клад

Согласно американской статистике, около 15% всех случаев возникновения ущерба в результате пожара составляют умышленные поджоги. В Казахстане подобной статистики нет. У нас не развито добровольное страхование имущества, поэтому мошеннические схемы физических лиц – исключение. А вот склады горят часто. Кстати, за рубежом мошенники поджигают и личные дома и предприятия для предотвращения банкротства. Щедрые выплаты иностранных СК позволяют оздоровить финансовую ситуацию и в компании, и в семье. В нашей стране ситуация иная. «Почему поджигают? Скрывают хищения. Еще один случай: действительно произошел пожар, действительно это страховой случай, но в 8 из 10 случаев пытаются воспользоваться этим и указать, что на складе было не на 100 млн тенге товара, а на 200 или на 300. На складе стоят камеры, которые все фиксируют, но за день до пожара их отключают для профилактического ремонта. Мы тоже не стоим на месте и в большинстве случаев доказываем, что размер ущерба был иным», – гордо сказал г-н Бегимбетов.

Автомобилисты бывают разные

Развиты аферы и в страховании автотранспортных средств. В последнее время массовыми стали махинации с документами и бланками полисов. Заявленный ущерб по таким случаям, как правило, составляет значительные суммы, при этом далеко не всегда техническая экспертиза может определить наличие заявленных повреждений. «Наблюдается рост мошеннических схем с фиксацией подставных дорожно-транспортных происшествий с вовлечением отдельных сотрудников дорожной полиции. Еще один способ страхового мошенничества – когда недобросовестные страхователи пытаются получить выплаты в нескольких страховых компаниях за одни и те же повреждения», – поделился подробностями Владимир Акентьев. По его словам, эти случаи выявляются благодаря Единой страховой базе данных. Правильно оформить страховой случай без полиции невозможно.

«Это сговор нескольких лиц. Причем документы делаются очень чисто. Суд видит правильно оформленный протокол, фотографии, и страховая компания обязана выплатить. Есть один «товарищ», который пять компаний «обул». Причем одну – дважды, а потом обратился еще и к нам! Мы отправляли запрос в Нацбанк, но нам ответили, что мы обязаны ему выплатить, а потом через суд взыскать деньги, но на этом человеке нет имущества», – возмутился г-н Акентьев.

В страховой компании Amanat используют другой метод борьбы с мошенниками. «У нас хороший штат юристов, которые предъявляют потенциальному мошеннику весь спектр доказательств. Предлагаем возместить нам все расходы по расследованию либо мы подаем заявление о возбуждении уголовного дела. И, как правило, они возмещают все расходы», – рассказал Ергали Бегимбетов.

Все выплаты по мошенническим схемам попадают под максимальное возмещение полиса ГПО автовладельцев – 600 МРП. «По разным оценкам, от 20 до 30% выплат ГПО владельцам транспортных средств приходятся на эти схемы. Сам затрудняюсь ответить, но, на мой взгляд, мошенничество выросло в этом сегменте в 2–3 раза. Это поставлено на поток. Есть такой «товарищ», который «доит» две страны – Казахстан и Россию. Но у нас попытку мошенничества доказать сложно, а в РФ есть специальная статья для этих дельцов. В связи со сложившейся ситуацией страховым сообществом предлагается внести в Уголовный кодекс Республики Казахстан статью «мошенничество в сфере страхования», – отметил зампред СК.

С аферами легко бороться в городах, где много полицейских камер видеонаблюдения. Именно поэтому мошенники избегают Астану и Алматы. По словам главы «Коммеск-Өмір», страховое мошенничество развивается прежде всего в приграничных регионах страны.

«В лидерах – Кокшетау, Костанай, Петропавловск. Мы за лето получили восемь запросов из Российской Федерации по ряду автомобилей. Связаны они были с тем, что мы страховали авто при въезде в страну», – пояснил председатель правления АО «СК «Коммеск-Өмiр» Олег Ханин.

Поджог автомобиля как способ мошенничества стал достаточно популярным несколько лет назад. Тогда находчивые казахстанцы приобретали в РФ дорогие транспортные средства в надежде продать их здесь с хорошей маржой. Все машины имели и обязательный, и добровольный полисы страхования. Не сумев продать авто, новоявленные «бизнесмены» избавлялись от машин весьма неоригинальным способом. «Недавно в Караганде спалили Jaguar. Согласитесь, очень дорогая машина. Для себя мы решили, что ее приобрели во время падения рубля и хотели здесь продать, но потом случилась очередная девальвация и продать такое имущество стало практически невозможно. Поэтому было принято решение застраховать и избавиться, а разница в российской цене и страховке большая. По нашим подсчетам, на одном таком пожаре можно заработать 3–4 млн тенге», – поделился информацией зампред «Коммеск-Өмір».

Из оценщиков в авантюристы

Хорошо проработанные схемы иногда включают услуги недобросовестных аварийных комиссаров. Но здесь проблемы обычно оперативно решают службы безопасности страховых компаний. Однако ряды авантюристов пополнили неудачливые оценщики. Дело в том, что с недавних пор оценка ущерба перешла от них к страховщикам. «Некоторые оценщики остались без работы. Они создали такие компании, которые мы называем «помогайки». Эти люди якобы помогают получить от страховой компании деньги за определенный процент. Здесь обман. Человек потерял близкого и еще не обращался в СК по полису. К нему приходит некий господин и обещает вытащить такую-то сумму из страховой, но за 30%. Мы и так обязаны заплатить наследнику эти деньги! Отсылаем письма клиентам и объясняем, что нельзя платить «помогайке», просим прийти в офис, но люди не верят и указывают счета «помогаек», – рассказал первый заместитель председателя правления СК «Коммеск-Өмір» Владимир Акентьев.

Чем опасно страховое мошенничество

Чем больше мошеннических схем на рынке, тем больше теряют страховщики, а за все потери производителя обычно платит добросовестный потребитель. Таковы законы рынка. И как только убытки СК по мошенническим операциям достигнут 15–20%, финансисты начнут лоббировать повышение тарифов в определенных классах страхования. И пока мошенники только пробуют способы отъема денег, следует принять комплексные меры. «В РФ очень строгое наказание за страховые аферы – до 6 лет, а в особо крупных размерах 10 лет можно «заработать». Я думаю, что в следующем году мы будем лоббировать вопрос, чтобы такая уголовная статья в нашем кодексе появилась. Наш Гражданский кодекс позволяет нам расследовать. Но дальше куда идти? Некуда», – пожаловался Владимир Акентьев.

Финансисты говорят, что проблема носит комплексный характер, поэтому она должна решаться в тесном взаимодействии полиции, пожарных служб, страховщиков и Национального банка.

«Нужно вместе создать минимальный список признаков мошенничества при рассмотрении страховых случаев. Чтобы каждый страховщик понимал, что при определенных событиях страховой случай надо рассматривать более внимательно», – предложил Олег Ханин.

887 просмотров

Необычные полисы придали импульс китайскому страховому бизнесу

Высокий уровень проникновения интернета в стране позволяет страховщикам предлагать свои продукты при помощи мобильных приложений

Фото: Shutterstock.com

Всего $70 в год нужно для того, чтобы один из самых крупных в Китае онлайн-страховщиков сделал единовременную выплату родителям в случае, если их ребенок пропадет без вести. Этот вид страховки лишь один из многих других, которые продает компания ZhongAn Online Property & Casualty Insurance. На рынке она существует около шести лет. 

Среди ее акционеров такие китайские технологические гиганты, как Ant Financial Services, Tencent Holdings и Ping An Insurance. По условиям страхового полиса после его покупки родители могут отправить мазок изо рта ребенка в лабораторию для бесплатного анализа ДНК. В случае, если ребенок в возрасте до 14 лет пропал без вести, держатели полиса могут рассчитывать на страховую выплату в размере 200 тыс. юаней ($28 тыс.).

Индустрия онлайн-страхования в Китае переживает настоящий бум. Во многом это происходит благодаря широкому распространению необычных полисов, которые эксплуатируют страхи людей по поводу маловероятных событий (вроде неэффективной вакцинации) или часто случающихся мелких неприятностей (например, задержка доставки интернет-заказа или разбитый экран смартфона). Высокий уровень проникновения интернета (в Китае более 800 млн человек используют мобильные устройства для выхода в Сеть) позволил страховщикам вывести на рынок новые продукты. Благодаря мобильным приложениям и невысоким премиям они доступны огромному числу людей. Кроме того, покупая страховой полис ZhongAn, клиенты могут сразу же оплатить его при помощи Alipay или WeChat Pay, популярных мобильных платежных систем, принадлежащих компаниям Ant и Tencent. 

По данным Wind Information, в прошлом году объем страховых премий, собранных онлайн-страховщиками, составил 189 млрд юаней ($26,6 млрд) – почти 5% от всего рынка страхования. Лицензии на продажу страховых полисов онлайн в КНР имеют свыше 100 организаций, включая компании по страхованию жизни и ущерба.

Бурный рост

Страховая индустрия в КНР действительно растет очень быстро. Размер премий в ZhongAn, например, рос ежегодно начиная с 2013 года, когда была основана компания. Помимо простого извлечения доходов онлайн-страховщики также собирают данные у своих клиентов, чтобы помочь им оценить риски и вероятность будущих выплат, что может стать ключом к их дальнейшей прибыльности.

В прошлом году ZhongAn продала полисы более чем 400 млн клиентам в Китае, средний размер страховой премии составил 287 юаней (около $4). Большую часть дохода приносят недорогие полисы ценой до 1 юаня, как тот, что покрывает расходы на доставку заказа. В отличие от традиционных страховых компаний, которые для привлечения и удержания клиентов полагаются на десятки тысяч агентов, ZhongAn использует роботов-консультантов и продает полисы через мобильную платформу, которой управляют Alibaba, сайт для путешествий Ctrip и другие компании.

В 2017-м для финансирования своей экспансии ZhongAn привлекла на IPO в Гонконге около $1,75 млрд, с тех пор объем премий рос ежегодно. В августе 2019-го компания сообщила об убытках от андеррайтинга за первое полугодие в размере 492 млн юаней. При этом чистая прибыль компании составила 94,5 млн юаней, в том числе благодаря инвестдоходу. В 2018 году компания сообщила об убытках от страховой деятельности в размере 1,8 млрд юаней, которые она списала на расходы в связи с рыночной экспансией и андеррайтингом. Сегодня акции компании торгуются на треть меньше цены IPO.

По мнению отраслевых аналитиков, ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики в качестве своего главного приоритета видят увеличение рыночной доли, а не повышение доходности. «На китайском рынке акцент все еще делается на доле рынка», – говорит Сэм Радван, управляющий партнер консалтинговой фирмы Enhance International. В долгосрочной перспективе такая стратегия может себя не оправдать, считает он. По словам эксперта, если сейчас онлайн-страховщики привлекают потребителей продуктами с низкими взносами, то в будущем, когда они попытаются получить прибыль за счет повышения премий, им будет непросто удержать своих клиентов.

Впрочем, один продукт ZhongAn вовсе не требует никаких взносов. Достаточно зарегистрироваться и записывать свои ежедневные действия при помощи мобильного приложения страховщика. В зависимости от того, как много они двигаются, клиенты могут рассчитывать на медстраховку в размере до 50 тыс. юаней в год. В рамках плана предусмотрены единовременные выплаты в случае, если у держателей полиса будет диагностировано любое из 70 критических заболеваний или патологий, включая рак. С момента запуска этого плана в конце 2015 года соответствующую регистрацию прошло более 26 млн человек. Теперь компания пытается продать им другие страховые продукты.

По словам Майкла Пауэрса, профессора математики по анализу рисков Университета Цинхуа в Пекине, предоставление бесплатной страховки может оказаться дорогостоящим мероприятием. Тем не менее возможны и некоторые преимущества. 

«Это своего рода традиционный маркетинг, цель которого – привлечь внимание клиентов», – говорит Пауэрс. По его словам, такие продукты могут помочь ZhongAn создать базу данных людей, чтобы в будущем предлагать им любые другие полисы. Также это может помочь в получении данных, например, о том, как физические упражнения коррелируют с медицинскими расходами, что может быть полезно для будущего андеррайтинга.

рост премий.jpg

клиентская база.jpg

Устранение пробелов

Еще один недорогой и очень популярный полис ZhongAn при ежегодной премии в сумме 136 юаней предусматривает покрытие расходов на лечение в размере до 6 млн юаней сверх того, что покрывается государственным медстрахованием.

Поскольку расходы на лечение в госклиниках в Китае относительно небольшие, а государственное медстрахование практически универсальное, маловероятно, что большинство людей готовы нести чрезвычайно высокие расходы на лечение в Китае.

Однако некоторые виды лечения госстраховкой не покрываются или покрываются не полностью. Такие серьезные заболевания, как рак, зачастую требуют более дорогостоящего лечения. Удовлетворить растущее стремление потребителей к более качественному лечению рака в других странах призвана премиальная услуга, покрывающая медицинские расходы на лечение в Японии на сумму до 1 млн юаней, которую страхователи могут приобрести за дополнительные 45 юаней. «Частные медстраховки на большую сумму популярны в КНР главным образом потому, что здесь все еще есть большие пробелы в области здравоохранения», – говорит Стивен Чен, директор сингапурской консалтинговой компании Oliver Wyman. 

потери растут.jpg

Другие продукты ZhongAn в большей степени соответствуют традиционным видам страхования, но при этом компания использует преимущества интернет-маркетинга. Например, 43-летний сельхозработник Ма Вэйжань говорит, что в прошлом году за 30 юаней приобрел в ZhongAn страховку от несчастных случаев, которая защищает от целого ряда травм. В этом году его укусила собака и ему пришлось заплатить 1800 юаней за укол против бешенства. После подачи онлайн-заявления в ZhongAn компания в течение нескольких недель возместила ему 90% расходов на лечение. «Это даже удобнее, чем связываться с агентом», – отмечает Ма, имея в виду процесс подачи заявления через интернет. После этого он приобрел такой же полис для жены и родителей.

Расходы на привлечение

По словам Чэнь Дунмэй, адъюнкт-профессора по страхованию Фуданьского университета в Шанхае, ZhongAn может понести серьезные затраты на привлечение клиентов, поскольку каналы сбыта, которые помогают ей выходить на потребителей, могут при продаже полисов взимать огромные комиссионные.

Аналитикам пока неясно, смогут ли ZhongAn и другие китайские онлайн-страховщики зарабатывать в долгосрочной перспективе, особенно с помощью нетрадиционных полисов. Они делают «ставку на то, что результаты андеррайтинга будут соответствовать тому, что они думают, хотя эти результаты не были протестированы и на рынке не было большого количества данных», говорит страховой консультант Радван.

Тем временем ZhongAn для привлечения клиентов начала использовать игры и другие необычные способы. Так, в мобильном приложении компании люди могут угадывать состояние фондового рынка Китая и участвовать в розыгрыше iPhone. Отвечая на вопрос журналиста WSJ, представитель ZhongAn заявила, что компания хочет улучшить взаимодействие с потребителями, используя «простые и увлекательные действия» с целью «постепенно изменить стереотипы потребителей по поводу страхования».
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

 

kursiv_akulyata.gif

 

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank

Вы - главная инвест-идея

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций