Сколько зарабатывают крупнейшие спортивные медиакорпорации

Опубликовано
В том числе ESPN, Sky Sport и другие

Трудно спорить с тем, что подавляющее большинство видов спорта своей популярностью обязано средствам массовой информации – прежде всего, визуальным. С изобретением телевидения, а позже и интернета, в разы выросло число болельщиков, а вместе с ним – доходы организаторов, оклады самих атлетов и выручка рекламодателей. «Курсив» рассказывает о самых популярных и прибыльных спортивных каналах.

Если раньше заработать можно было только непосредственно на месте событий, то сейчас львиную долю прибыли любого спортивного клуба составляет продажа прав на трансляции и спонсорские соглашения – демонстрация товара многомиллионной аудитории куда важнее и выгоднее, чем нескольким тысячам зрителей на трибунах.

Первая прямая трансляция спортивного события по телевидению была осуществлена еще в 1936 году британской корпорацией ВВС, которая показала своим зрителям финальный матч Кубка Англии по футболу между клубами «Хаддерсфилд Таун» и «Престон Норт Энд». Однако первый самодостаточный спортивный канал появился много позже – только в 1955-м, и уже по ту сторону Атлантики. Американская телерадиовещательная корпорация CBS создала отдельное подразделение CBS Sport, которое быстро нашло свою аудиторию.

Спортивные телеканалы стали расти словно грибы после дождя, сейчас практически в каждой стране имеется как минимум один специализированный вещатель, обеспечивающий болельщиков зрелищем. В Казахстане с 2013 года контент поклонникам спорта предоставляет канал QazSport. Самым же авторитетным и развитым на территории постсоветского пространства можно считать российский холдинг «Матч ТВ». Впрочем, и ему далеко до мировых лидеров в своей области. Чистая прибыль федерального канала со всеми его подразделениями за 2019 год составила $14,1 млн. По финансовому показателю «Матч ТВ» не входит даже в тридцатку лучших.

О лидерах отрасли поговорим более подробно.

ESPN (США)

Год основания: 1979
Чистая прибыль за 2019 год: $11,9 млрд

skolko-zarabatyvayut-krupnejshie-sportivnye-mediakorporacii1.jpg

Безусловный гегемон спортивного вещания. Когда в 1979 году Билл Расмуссен и его сын Скотт задумывали проект под названием Entertainment and Sports Programming Network, они и предположить не смели, что заткнут за пояс всех конкурентов. Поначалу ESPN занимался лишь ретрансляцией второсортных событий по кабельному ТВ, в первый год его аудитория не превысила 30 тыс. подписчиков. Однако через некоторое время довольно неожиданно ставку на ESPN решил сделать конгломерат The Walt Disney Company, выкупивший 80% акций канала, остальные 20% – у Hearst Communications. Главной целью Диснея было отобрать хлеб у медимагната Руперта Мердока и его Fох Sports. О том, чтобы соперничать с CBS Sports, тогда даже и речи не было.

Но спустя всего 10 лет, в начале 90-х, ESPN перещеголял всех, а не только Fox и CBS. Сейчас Entertainment and Sports Programming Network – крупнейшая империя спортивного вещания во всем мире. В отличие от конкурентов, этот канал не делает ставку на события, происходящие исключительно внутри США. ESPN взялся за покорение очень перспективного азиатско-тихоокеанского рынка, принялся транслировать такие экзотические для американского обывателя виды спорта, как крикет, регби, хоккей на траве. Итог оказался невероятным: в самих США заметно выросла популярность этих дисциплин, а в таких странах, как Индия, Пакистан, Индонезия, Австралия, трансляции ESPN начали выбиваться на первые строки всевозможных телерейтингов.

С 30 тыс. в 1979 году аудитория канала выросла до 100 млн в 2019-м. ESPN впереди планеты всей по оперативности и разно­образию информации, а также по количеству транслируемых видов спорта. Единственное, в чем ESPN еще не может считаться абсолютным лидером – это показ топовых боев боксеров-профессионалов. Пока ESPN довольствуется трансляцией второсортных поединков и безнадежно проигрывает конкуренцию корпорации НВО, у которой, к слову, даже нет отдельного спортивного канала.

Sky Sports (Великобритания)

Год основания: 1990
Чистая прибыль за 2019 год: $10,1 млрд

skolko-zarabatyvayut-krupnejshie-sportivnye-mediakorporacii2.jpg

За пределами США самым крупным и успешным телеканалом считается Sky Sports. В этом году отмечается 30-летие спортивного подразделения Sky Limited, которое приносит медиаконгломерату более 50% всей прибыли. Главное отличие Sky Sports от ESPN заключается в технической особенности: британцы делают акцент на спутниковом вещании, тогда как американцы – на кабельном. Но с каждым годом телевидение все больше уступает интернету, а в этом плане Sky Sports и ESPN двигаются параллельно, при этом практически не конкурируя между собой.

Дело в том, что у английского вещателя в приоритете значится самый популярный в мире (но не в США, Индии, Пакистане и Австралии) вид спорта – футбол. Английская Премьер-лига, немецкая Бундеслига, испанская Примера, итальянская Серия А – все эти топовые чемпионаты имеют соглашения со Sky Sports.

Получается, Sky Sports и ESPN даже не приходится делить аудиторию, что во многом и позволяет им обоим извлекать огромную прибыль без взаимного ущерба и попеременно находиться на вершине финансового рейтинга.

Британский и американский медиахолдинги демонстративно не вставляют друг другу палки в колеса, создавая видимость идеальной конкуренции и руководствуясь принципом «худой мир лучше доброй ссоры». Для них главное – не пустить в свой узкий круг быстро прогрессирующего конкурента, о котором речь пойдет дальше.

The Athletic (Канада)

Год основания: 2016
Чистая прибыль за 2019 год: $167,7 млн

skolko-zarabatyvayut-krupnejshie-sportivnye-mediakorporacii3.jpg

Скриншот с сайта The Athletic

Всего четыре года назад канадцы Алекс Матер и Адам Хансманн открыли простой веб-сайт о спорте. Он в первую очередь предназначался для поклонников фитнеса и особым спросом не пользовался, растворившись в море подобных интернет-порталов. Все изменил запуск одноименного приложения для мобильных устройств, способного отслеживать активность спортсменов. Этим новшеством болельщики активно заинтересовались – ведь многим любопытно, чем в течение дня занимается любимый спортсмен.

На Матера и Хансмана стали выходить руководители клубов крупнейших североамериканских лиг, а также ведущие журналисты, кое-кто из которых ради перспективной работы даже разорвал действующий контракт с другими СМИ – в том числе с ESPN и CBS. В том же 2016-м The Athletic заключил первое серьезное соглашение, вернее, сразу три – с клубами из Торонто – хоккейным Maple Leafs, баскетбольным Raptors и бейсбольным Blue Jays.

К началу 2020 года уже все без исключения команды NHL, NBA, MLB и NFL имели договор с The Athletic. Штат сотрудников за четыре года вырос с двух до 500, за каждый отдельный клуб отвечает свой представитель.

Уникальность контента The Athletic состоит в том, что у компании нет единой информационной политики – этакая демократия и свобода слова в действии. Любой автор может высказывать индивидуальную точку зрения по любому вопросу, не дожидаясь редакционного одобрения. Такой подход привлек самых авторитетных журналистов, создающих качественный продукт.

Доход The Athletic обеспечивают исключительно подписчики, годовое обслуживание для которых стоит $60. Новостной канал и вовсе бесплатный. На сервисе нет никакой открытой рекламы, только product placement. И этого уже хватает для того, чтобы ворваться в тройку лидеров электронных СМИ.

Да, пока The Athletic серьезно уступает по экономическим показателям ESPN и CBS и, к тому же, не планирует выходить на спутниковое или кабельное вещание. Однако вышеупомянутые медиагиганты всерьез озабочены растущей популярностью The Athletic, который уже получил в народе прозвище «спортивный Netflix». Особенно их беспокоит решение The Athletic об экспансии за пределы североамериканского рынка. Ведь если это произойдет, болельщик из любой точки мира сможет следить за интересующими его событиями – для этого ему нужно будет всего лишь иметь при себе смартфон с выходом в интернет.

CBS Sport (США)

Год основания: 1955
Чистая прибыль за 2019 год: $129 млн

skolko-zarabatyvayut-krupnejshie-sportivnye-mediakorporacii4.jpg

CBS Sport – пионер спортивного вещания. Хотя телевизионные трансляции стартовали намного раньше 1955 года, именно корпорация CBS первой приняла решение о создании отдельного подразделения, отвечающего исключительно за спорт. 

На протяжении трех десятилетий CBS Sport по праву считался абсолютным лидером в своей области, пока не окрепли и не встали прочно на ноги конкуренты из ESPN.

Компания имела эксклюзивные права на трансляцию матчей во всех профессиональных лигах Северной Америки, показывала бои с участием Мохаммеда Али и Джорджа Формана, вещала с Зимних и Летних Олимпиад. 

Но постепенно дела у CBS Sport стали идти все хуже. Несмотря на то, что платный канал, вещающий исключительно на территории США и Канады, по-прежнему имеет неплохую выручку, с каждым годом его чистая прибыль неизменно уменьшается. А по итогам прошлого года CBS Sport уже выпал из тройки лидеров, уступив место The Athletic.

beIN Sport (Катар)

Год основания: 2012
Чистая прибыль за 2019 год: $113 млн

skolko-zarabatyvayut-krupnejshie-sportivnye-mediakorporacii5.jpg

Фото: beIN Sport

Арабские шейхи не только приобретают футбольные клубы, но и содержат международные спортивные средства массовой информации. Телеканал beIN Sport был основан в 2012 году и поначалу входил в структуру известного медиахолдинга Al Jazeera. Но в 2013-м Нассер Аль-Хелаифи решил стать владельцем не только французской футбольной команды ПСЖ, но и спортивного телеканала, выкупил его у «Аль-Джазиры» и дал новое имя.

beIN Sport считается абсолютным лидером спортивного вещания в арабском мире, попасть на работу туда мечтает любой журналист региона. По официальным данным, ежегодная прибыль beIN Sport постоянно растет, но одновременно есть информация о том, что реальные бизнес-показатели скрываются (речь идет об убытках за 2019 год в размере $300 млн). Но даже это канал не слишком беспокоит – деньгами владелец готов помогать и дальше.

Читайте также