Как пандемия меняет будущее большого спорта

Опубликовано
Проблемы оказались намного сложнее, чем это представлялось в самом ее начале

Пандемия COVID-19 нанесла серьезный ущерб спортивной индустрии: проблемы оказались намного сложнее, чем это представлялось в самом ее начале.

Мировой футбол

В ближайшие выходные стартует чемпионат в футбольной Премьер-Лиге Англии (АПЛ), следом начнут свои внутренние турниры Испания, Италия и Германия. По мнению аналитиков, новый сезон может стать еще труднее минувшего, прежде всего – в экономическом плане.

Эксперты прогнозируют, что клубы АПЛ за ближайший соревновательный год потеряют минимум 540 млн фунтов стерлингов. Ситуацию не спасет даже планируемое открытие трибун (по самому оптимистичному, но в то же время маловероятному сценарию, оно должно произойти в октябре).

Уже подсчитано, что в сезоне-2019/20 команды Премьер-Лиги понесли общие убытки в размере 850 млн фунтов, а ведь вплоть до середины марта коронавирус не вмешивался в календарь и болельщики посещали матчи без каких-либо ограничений, заполняя арены «под завязку». Сейчас же, если зрителей и начнут пускать на стадионы, то только ограничив их количество до 30% от максимальной вместимости объекта.

На днях контракт с АПЛ расторгла китайская вещательная компания PPTV – этот контракт должен был принести лиге $700 млн за ближайшие четыре года. Доходы от распределения прав на телетрансляции – одна из важнейших составляющих финансового успеха как лиги, так и ее участников (клубам по окончании сезона полагался определенный процент от телеправ, и чем выше в итоговой таблице финишировала та или иная команда, тем больше ей полагалось денег от трансляций). Теперь руководству АПЛ в срочном порядке придется искать нового бродкастера.
 
Ко всем перечисленным трудностям добавился еще и Brexit, из-за которого пересматривается регламент АПЛ, – ведь общие с ЕС законы по свободному перемещению рабочей силы в Великобритании скоро перестанут действовать, а это повлечет за собой глобальный передел рынка иностранных футболистов, выступающих в Премьер-Лиге.

Со схожими проблемами наверняка столкнутся испанская и итальянская лиги, хотя там своя специфика. Примера и Серия А – не такие могущественные организации, как Премьер-Лига, но это, как ни парадоксально, в коронавирусных условиях им только на руку. Не имея на руках многомиллионных контрактов с иностранными корпорациями, они не рискуют их потерять. Урезать бюджет и затянуть пояса – да, придется, однако к фатальным последствиям это вряд ли приведет. 

Наименьшие потери из всех ведущих мировых чемпионатов, похоже, понесет немецкая Бундеслига. Умеющие все просчитывать до мелочей немцы раньше других возобновили внутреннее первенство. И это уже принесло свои плоды: клубы терпят не такие серьезные убытки, как могли бы, а лучший из них – «Бавария» – стал победителем самого престижного клубного турнира в Европе, выиграл Лигу чемпионов, заработав за это 128 млн евро.

Североамериканские лиги

Во всех заокеанских профессиональных лигах спортивная составляющая стоит не на первом месте. НБА, НХЛ, НФЛ, МЛБ и МЛС – это в первую очередь бизнес, а уж потом набранные очки, забитые голы и заброшенные шайбы. 

За исключением Национальной лиги американского футбола, во всех остальных сезон-2019/20 еще продолжается. Хоккеисты, баскетболисты, бейсболисты столкнулись с серьезными экономическими трудностями, усугубленными протестными настроениями в США. Движение BLM (Black Lives Matter) нанесло Национальной баскетбольной ассоциации ущерб, сопоставимый с тем, что был получен от COVID-19. Более 80% игроков НБА – афроамериканцы, они просто бойкотировали уже возобновленный турнир или отказывались исполнять свои контрактные обязательства.

Абсолютно все лиги пострадали от того, что матчи проводились при пустых трибунах. В США и Канаде билет на спортивные мероприятия в среднем стоит $31, но каждый пришедший на игру болельщик дополнительно приносил клубу в два-три раза больше – он покупал еще и еду, напитки и сувенирную продукцию. Большие убытки несли объекты, которые принимали у себя игры: клубы НБА и НХЛ не платили за аренду, а матчи проводились всего на нескольких аренах в единой локации.

Национальная хоккейная лига уже объявила об убытках от еще не завершенного сезона-2019/20, они составили более $640 млн. Подобных данных от НБА, НФЛ, МЛБ и МЛС пока нет.

Индивидуальные виды спорта

До конца 2020 года еще три с половиной месяца, но уже смело можно назвать событие, отмена которого не позволила его организаторам извлечь самую большую прибыль из одного отдельно взятого спортивного мероприятия. Отмена Гран-при Мехико чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1 лишила устроителей этапа примерно $90 млн. Средняя цена за билет на автодром имени братьев Родригес составляет $580, а за три дня Гран-при каждый его посетитель оставляет в кассе еще где-то $2–3 тыс. Но в этом году из-за пандемии мексиканский этап исключен из календаря соревнований. Вернется ли он в следующем сезоне – неизвестно.

К слову, начиная с чемпионата-2021 максимальный размер бюджета команд Формулы-1 не должен превышать $135 млн за сезон, правда, без учета зарплат гонщиков и обслуживающего персонала. На такие меры боссы «Больших призов» были вынуждены пойти для того, чтобы не допустить катастрофического расслоения финансовых возможностей грандов и команд второго уровня, по которым COVID-19 ударил больнее всего.

Пандемия сильно нарушила цепочку событий в теннисе и велоспорте. Мастера мяча и ракетки успели провести только один полноценный турнир из серии «Большого шлема» – Открытый чемпионат Австралии (Australian Open). Французский и английский Гранд-слэмы (Roland Garros и Wimbledon) в 2020 году то ли перенесены, то ли отменены совсем – окончательное решение по ним еще не принято и будет зависеть от дальнейшей санитарно-эпидемиологической обстановки во Франции и Англии. Но время сейчас играет против организаторов главного грунтового и травяного турниров в мире профессионального тенниса, и чем глубже осень, тем проблематичнее проведение соревнований на открытом воздухе в Париже и особенно в Лондоне.

US Open все же стартовал в срок, однако еще до своего начала он понес невосполнимые потери. От участия в Открытом чемпионате США из-за пандемии COVID-19 отказались Роджер Федерер, Рафаэль Надаль, Хуан Мартин Дель Потро, Стэн Вавринка, Кей Нисикори, Гаэль Монфис, Эшли Барти, Симона Халеп, Светлана Кузнецова. А те, кто все же решил выйти на корты «Флашинг-Медоус» в Нью-Йорке, проводят свои матчи при пустых трибунах, что больше похоже не на турнир «Большого шлема», а на тренировочный процесс.

У велопрофи не состоялась первая в сезоне гонка Гранд-тура – «Джиро д’Италия», а старт самой престижной супермногодневки «Тур де Франс»  был отодвинут на два месяца. Под вопросом проведение испанской «Вуэльты-2020» – третьих по ранжиру состязаний среди профессиональных гонщиков, а также ежегодного чемпионата мира по велоспорту. По крайней мере, Швейцария, где должно было пройти планетарное первенство, от него уже отказалась.

Сейчас трудно вообразить, в каком формате будут соревноваться представители индивидуальных зимних видов спорта – биатлона, лыжных гонок, бобслея, прыжков с трамплина и прочих дисциплин. Рассматриваются варианты проведения этапов Кубка мира в одном месте, без разъездов. При таком раскладе, конечно, пострадают болельщики тех стран, которые будут исключены из календаря, однако вряд ли серьезный ущерб понесут «зимники». Эти виды давно стали «телевизионными», непосредственно на местах проведения турниров их организаторы зарабатывали совсем небольшие деньги по сравнению с теми, что поступали на их счета от продажи телеправ и спонсорских соглашений.

Соцсети и симуляторы спасут спорт, но сильно его изменят

«Мир никогда не будет прежним» – эта фраза применительно к посткоронавирусному спорту подходит как никакая другая. Спорт высших достижений действительно изменится до неузнаваемости, он уже проходит этот процесс.

Когда зрителям закрыли вход на трибуны, они массово стали телезрителями, а наиболее продвинутые из них, преимущественно молодые, решили сделать свое «боление» не просто активным, а интерактивным. Спортивные соревнования перекочевали в социальные сети и спортивные симуляторы. За считанные месяцы всевозможные онлайн-соревнования завоевали бешеную популярность по всему миру.

Вместо отмененного первенства мира по хоккею с шайбой Международная федерация (IIHF) провела виртуальный турнир среди болельщиков сборных, которые определяли чемпиона и призеров путем голосования в «Твиттере» и «Фейсбуке».

А Международный союз велосипедистов пошел еще дальше – организовал альтернативные «Джиро д’Италия» и «Тур де Франс», в которых участвовали уже не фанаты велоспорта, а самые что ни на есть настоящие гонщики, преодолевавшие дистанцию на тренажерах, подключенных к компьютерам.

Футбольные клубы начали заключать реальные контракты с киберспортсменами, которые во время пандемии от их имени выступали на онлайн-турнирах. Простая забава превратилась в настоящую работу, где можно одновременно и удовольствие получать, и банковский счет прилично пополнять.

Так что теперь нет никакой гарантии, что фанаты вернутся на арены, когда у них появится такой шанс. Недавние исследования компании Euromonitor International показывают, что лишь 56% поклонников спорта в возрасте от 20 до 30 лет (это самая активная группа) с нетерпением ждут возможности снова болеть за своих любимцев вживую. В то же время 24% из опрошенных заявили, что за период карантина у них обнаружились признаки социофобии и возвращаться на стадионы они не планируют ни под каким предлогом.

Читайте также