1042 просмотра

Сколько известные атлеты зарабатывают на торговых марках их имени

Выбрали наиболее яркие примеры спортсменов, которые монетизировали свою популярность

Коллаж Kursiv

Всемирно известное имя и народная любовь помогают спортсменам зарабатывать за пределами футбольного поля, теннисного корта или баскетбольной площадки. 

Кофе Pele

«Короля футбола» можно считать пионером в брендировании собственного имени среди спортсменов. Еще будучи действующим футболистом, Эдсон Арантис ду Насименто обнаружил в себе коммерческую жилку и занялся кофейным бизнесом. Пеле предложил использовать свое имя бразильской компании Cacique, которая занималась выпуском бодрящего напитка, но дела ее шли ни шатко ни валко.

Контракт между спортивной легендой и производителем кофе был заключен в 1972 году, что принесло огромную финансовую пользу обеим сторонам соглашения. Бренд Cafе Pele совершенно не нуждался в раскрутке, оборот компании мгновенно вырос, и быстрорастворимый кофе «Пеле» столь же быстро завоевал как внутренний, так и мировой рынок. А сам трехкратный чемпион мира стал очень богатым человеком – спонсорский договор принес прибыль в размере $70 млн. И до сих пор с каждой проданной банки напитка «Королю футбола» капает процент.

Кроссовки Air Jordan

В начале 1984 года, еще задолго до того, как лучший баскетболист всех времен завоевал свой первый из шести чемпионских перстней НБА, фирма NIKE заключила с Майклом Джорданом контракт на создание именного бренда спортивной обуви. Специально для него был выпущен пробный экземпляр, и уже через несколько месяцев кроссовки Air Jordan были запущены в серийное производство.

Изначально их розничная цена составляла $100, сейчас в продаже есть модели стоимостью до $2 тыс. В настоящее время бренд Air Jordan спонсирует и экипирует 21 игрока Национальной баскетбольной ассоциации. Что касается «Его Воздушества», то Джордану пожизненный именной контракт с NIKE приносит ежегодно $100 млн чистой прибыли.

Бейсболки RF

Тот же самый NIKE в 2006 году начал результативное сотрудничество с одним из лучших теннисистов в истории Роджером Федерером. Американская компания заключила со швейцарцем долгосрочный индивидуальный контракт, и мир увидел новую монограмму RF, которая стала появляться на бейсболках, кроссовках, спортивных костюмах. Товары с инициалами Роджера стали прекрасно продаваться, причем намного дороже, чем без них. Сейчас личный бренд Федерера оценивается в $26 млн. Кроме того, 20-кратный победитель турниров серии «Большого шлема» каждый год вне корта зарабатывает $86 млн благодаря личным соглашениям с такими гигантами, как Credit Suisse, Mercedes-Benz и Rolex.

Носки CR7

Один из величайших футболистов современности Криштиану Роналду не раз заявлял, что по окончании карьеры не видит себя в роли тренера или спортивного чиновника. Известный модник уже давно продвигает на рынке личный бренд CR7, под которым выпускается целая линейка товаров – от носков и трусов до чемоданов и одеколона. С таким сочетанием букв и цифр в 2019 году была открыта и сеть отелей. После ухода из большого спорта португалец планирует полностью посвятить себя раскрутке персонального бренда CR7.

Парфюм David Beckham

Еще одного футбольного щеголя, англичанина Дэвида Бекхэма, к созданию личного бренда подтолкнула жена, экс-солистка группы Spice Girls Виктория Адамс. Вместе они организовали холдинговую компанию Beckham Brand Holdings, которая стала заниматься выпуском различной продукции: стильных мужских костюмов, солнцезащитных очков, элитных сортов виски и даже мужской косметики. Одеколон David Beckham получил признание у профессионалов парфюмерного дела. Правда, в прошлом году бизнес-империя супругов Бекхэм столкнулась с серьезными проблемами, впервые получив убыток, который составил 1,6 млн фунтов стерлингов.

Ресторан TGR

Прославленный гольфист уже давно относится к профессиональному спорту как к хобби. Львиная доля дохода Тайгера Вудса приходится на рекламные контракты и спонсорские соглашения, которые с 1996 года обогатили его на $1,4 млрд. Ежегодно вне зеленого газона Вудс зарабатывает более $30 млн. Десять лет назад американец с филиппинскими корнями основал собственную фирму TW, в 2016-м она претерпела ребрендинг и стала называться TGR. Собственная компания Тайгера занимается близким его сердцу делом – дизайном гольф-полей, ей также принадлежит несколько элитных ресторанов.

Конфеты Sugarpova

До скандала, связанного с допингом, у Марии Шараповой не было отбоя от желающих заключить с ней выгодные спонсорские соглашения. Однако на пике популярности российская теннисистка решила заняться бизнесом, причем довольно неожиданным – она основала фирму по производству сладостей. Обыграв свою фамилию с английским словом sugar (сахар), Мария активно приступила к раскрутке личного бренда, проводя роскошные презентации прямо по ходу теннисных турниров. Перед Открытым чемпионатом США-2013 даже появилась информация о том, что Шарапова заявится на US Open под фамилией Sugarpova. Понятно, что это был всего лишь грамотный PR-ход, но он сработал: прибыль спортсменки от продажи конфет и жевательной резинки после него резко пошла вверх. На запуск бренда Шарапова потратила $500 тыс., каждый год торговля сладостями приносит ей доход в размере $10 млн.

Детская одежда Messi kids

В 2012 году компания Adidas обратилась к Лионелю Месси с предложением организовать собственную марку спортивной одежды. Лидер «Барселоны» без особого энтузиазма воспринял эту идею и собирался отказаться от затеи создания личного бренда. Однако в дело вмешалась жена аргентинского футбольного гения, благодаря которой на свет и появилась детская линия Messi kids. Это одежда для мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 13 лет, а также спортивная обувь и аксессуары. Большой прибыли «именной» бизнес чете Месси не приносит, так как Лео сам поставил Adidas  такое условие: с каждой проданной единицы товара на его банковский счет падает ровно один евроцент.

banner_wsj.gif

119 просмотров

Футбольные клубы – банкроты

Каким командам былая слава не помогла решить проблемы с деньгами

Коллаж:Вадим Квятковский

Павлодарский «Иртыш» так и не смог найти выход из финансовых сложностей, которые начались не вчера, а несколько лет назад. Печальный итог – команды, которая первой в стране завоевала пять чемпионских титулов, больше нет. Впереди ФК «Иртыш» ждет процедура банкротства, и в дальнейшем в Павлодаре нельзя будет создавать клуб с аналогичным юридическим названием. Какие еще клубы оказывались в аналогичной ситуации.

«Астана-1964» (Казахстан)

«Астана-1964» не стоит путать с действующим чемпионом страны, эта команда не является предшественницей современной «Астаны», хотя какое-то время и выступала под тем же именем. «Астана-1964» – это бывший «Целинник», который играл еще в первенстве Советского Союза, затем был переименован в «Женис» и под этим именем три раза побеждал в чемпионате и Кубке Казахстана. 

В начале 2000-х столичная команда была одной из самых преуспевающих в отечественном футболе. Проблемы начались в 2008 году: долги по зарплатам футболистам и тренерам, а также налоговым отчислениям росли, и в итоге, когда сумма достигла 36 млн тенге, клуб «Астана-1964» был признан банкротом. Это произошло в 2016 году.

«Алания» (Россия)

Клуб из Владикавказа оказался первым и единственным, кому в 90-х годах прошлого века удалось на один год прервать гегемонию московского «Спартака» в российском футболе. В следующем году команда из столицы Северной Осетии едва не повторила свой успех, но в «золотом» матче уступила все тому же «Спартаку». А затем «Алания» стала стремительно угасать. 

С наступлением XXI века владикавказский коллектив лишь изредка появлялся в высшем российском дивизионе. В 2014 году наблюдательный совет «Алании» принял решение о снятии команды с участия в чемпионате России и прекращении деятельности клуба как юридического лица из-за накопленного миллиардного долга. 

«Глазго Рейнджерс» (Шотландия)

The Teddy Bears – 54-кратные чемпионы Шотландии, 33 раза они выигрывали Кубок страны, а в 1972-м победили в розыгрыше Кубка УЕФА. Дальнейшее существование «Рейнджеров» казалось безоблачным, ничто не предвещало беды.

Неприятности гранда из Глазго начались с того момента, как его приобрел местный бизнесмен Крейг Уайт, выкупив контрольный пакет акций клуба за символическую сумму в 1 фунт стерлингов. Всего за несколько лет долги «Джерс» достигли астрономической суммы в 100 млн фунтов стерлингов, из которых 9 млн составляли налоги.

В результате клуб был исключен из состава участников шотландской Премьер-лиги сезона 2012/2013, хотя годом ранее занял в ней второе место. «Глазго Рейнджерс» лишился профессио­нального статуса и вскоре был ликвидирован. Возрождение команды с легендарным прошлым началось в 2013 году с четвертого по силе шотландского дивизиона, но сейчас она называется просто «Рейнджерс».

«Парма» (Италия)

Победитель последнего в истории Кубка обладателей кубков в 90-х годах прошлого столетия наделал немало шума как внутри родной Италии, так и на международной арене. В течение десяти лет «крестоносцы» завоевали восемь трофеев – тогда казалось, что они пришли в мировой футбол высших достижений всерьез и надолго.

Но в начале 2000-х финансовый крах потерпел титульный спонсор «Пармы» – концерн по производству молочных продуктов Parmalat, что и стало началом конца для футбольного клуба. На протяжении нескольких лет пармезанцы каким-то чудом сохраняли себе прописку в сильнейшем итальянском дивизионе, однако в 2015 году ФК «Парма» был объявлен банкротом.

На следующий год был создан клуб под названием «Парма Кальчо 1913», которому предстояло восхождение наверх с Серии D – низшего профессионального дивизиона в Италии.

«Лидс Юнайтед» (Англия)

Клуб из графства Уэст-Йорк­шир трижды становился чемпионом Англии, в том числе вы­играл турнир сезона 1991/1992, последний перед образованием Премьер-лиги. С созданием английской Премьер-лиги и приходом туда больших денег «Лидс» быстро превратился в середняка. Тем не менее из высшего дивизиона не вылетал, а временами даже цеплялся за призовые места, что позволяло ему участвовать в еврокубках. В розыгрыше 2000/2001 «павлинам» удалось даже добраться до полуфинала Лиги чемпионов. Правда, это достижение стало их лебединой песней.

Через несколько лет долг клуба вырос до 80 млн фунтов стерлингов, «Лидс» был вынужден продать всех игроков, а также собственный стадион и тренировочную базу. «Павлинов» приобрел бизнесмен Кен Бейтс, который незадолго до этого продал «Челси» Роману Абрамовичу. Но вскоре Английская футбольная ассоциация уличила нового владельца «Лидса» в финансовых махинациях, а сам клуб был отправлен в третью по силе лигу страны и переведен под внешнее управление. 

Но и этим проблемы «белых» не ограничились. Их следующим хозяином стал Массимо Челлино, который из-за неуплаты налогов получил тюремный срок и был отстранен от любой деятельности, связанной с футболом. Дела «Лидса» снова пошли в гору только после того, как в 2018 году миноритарным акционером клуба стала американская инвестиционная компания «49ers Enterprises».

«Депортиво» (Испания)

Команда, представляющая город Ла-Корунья, на стыке веков смогла удивить все мировое футбольное сообщество, оставив в итоговой таблице чемпионата Испании 1999/2000 позади себя и «Барселону», и «Реал», не говоря уже обо всех остальных. В том же году она завоевала Суперкубок страны. На протяжении двух последующих сезонов галисийцы держали высокую планку достижений, неизменно финишируя вторыми в первенстве и удачно выступая в кубковых турнирах. 

«Депор» стал завсегдатаем Лиги чемпионов, его уважали и побаивались европейские гранды. Однако спустя 10 лет после своего единственного чемпионства «бело-голубые» попали в зону экономической турбулентности, их долг достиг 35 млн евро, что привело к банкротству клуба. 

Сейчас «Депортиво» близок к тому, чтобы вылететь из Сегунды, – второй по ранжиру испанской лиги.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg