1212 просмотров

Как происходит финансирование спорта в разных странах

Модель госфинансирования действует на постсоветском пространстве, а в других инвесторами являются болельщики

Фото: Pixabay

Модель госфинансирования профессиональных атлетов, привычная для Казахстана и России, совершенно не актуальна для других стран. Рассмотрим, как спонсоры тратят деньги на спорт в двух вариантах – российско-казахстанском и германском.

Что у нас

Российскую транснациональную энергетическую компанию «Газпром» смело можно считать главным спонсором всего мирового спорта. Уж на территории постсоветского пространства равных ей по затратам на футбол, хоккей и прочие дисциплины точно нет. А если учитывать тот факт, что более 50% акций «Газпрома» принадлежат государству, то можно смело утверждать, что именно руководство РФ занимается финансированием многих спортивных проектов – как внутри страны, так и далеко за ее пределами. 

На содержание ФК «Зенит» из Санкт-Петербурга выделяется самая большая сумма, однако и зарубежным командам, а также целым организациям перепадает немало. Ежегодно футбольному клубу с берегов Невы «Газпром» выделяет 100 млн евро при общем бюджете «Зенита» в 160 млн евро. Да и из оставшихся 60 млн почти все – те же самые государственные вливания, только из других источников – городской и областной казны. Лишь малую толику клуб способен заработать сам. 

За спонсорское соглашение с немецким «Шальке» российские энергетики выложили 150 млн евро, правда, их договор рассчитан на пять лет, так что в год гельзенкирхенцы получают примерно по 50 млн евро. По 40 млн евро «Газпром» каждый год перечисляет на счета ФИФА и УЕФА, что позволяет компании быть титульным спонсором главного клубного турнира Европы – Лиги чемпионов. Кроме того, на финансовой подпитке у российской госкорпорации находятся футбольные клубы «Оренбург» и «Томь», а также белградская «Црвена Звезда» и венская «Аустрия». 

Футболом экономическое влияние «Газпрома» на спорт не ограничивается. Газовый монополист содержит два волейбольных «Зенита» – из Казани и Санкт-Петербурга, одноименный баскетбольный питерский коллектив, футзальную «Югру», финансирует проекты по настольному теннису, автогонкам, велоспорту и, конечно же, хоккею.

Поддержка лучшей в мире игры на льду – особая статья расходов газового гиганта. Непосредственно «Газпром» содержит ХК СКА. Одно его дочернее предприятие – «Газпром нефть» – спонсирует омский «Авангард», другое – СОГАЗ – обеспечивает львиную долю бюджета всей Континентальной хоккейной лиги. Таким образом, ежегодные финансовые вливания «Газпрома» и аффилированных с ним компаний составляют около 1 млрд евро. 

В Казахстане роль местного «Газпрома» выполняет фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», обеспечивающий безбедное существование футбольной и баскетбольной «Астаны», хоккейного «Барыса» и велокоманды Astana Pro Team.

Что у них

Законодательство большинства европейских стран не предусматривает финансирование спорта высших достижений из госказны. К примеру, в Германии, где вообще нет министерства спорта, невозможно в принципе купить футбольную команду, потому что в каждом клубе страны 50% + 1 акцией владеют зарегистрированные болельщики.

Львиную долю прибыли команды Бундеслиги извлекают из продажи билетов, атрибутики, прав на телетрансляции, международных выступлений и трансферов. Инвесторы, причем все вместе взятые, могут вкладывать в содержание клуба не более половины бюджета. Они, в отличие от тех же «Газпрома» или «Самрук-Казыны», не имеют права влиять на трансферную политику клуба, каким-либо образом дополнительно премировать футболистов.

Поэтому все, что остается немецким компаниям, это рассчитывать на спонсорский логотип на игровой форме. Возьмем для примера «Баварию». Мюнхенцы с 2010 года носят форму с буквой «T» на груди. Эта честь ведущему немецкому оператору связи Deutsche Telekom стоит 30 млн евро каждый сезон.

Другой популярный прием – нейминг стадионов. В Бундеслиге лишь менхенгладбахская «Боруссия» выступает на одноименной арене, все остальные носят названия спонсоров. Самый жирный «стадионный» контракт, как и положено наиболее успешному клубу страны, заключила опять же «Бавария». Мюнхенское спортивное сооружение с момента его постройки в 2005 году и по 2031 год включительно будет называться Allianz-Arena. За это более чем четвертьвековое соглашение страховая корпорация отстегнула мюнхенскому клубу 100 млн евро. Впрочем, если разделить эту сумму на количество лет, то получится не так уж и много – 3,7 млн евро в год.

Третий крупнейший спонсор лидера немецкого футбола – концерн Audi. Автогигант заключил с «Баварией» 10-летнее соглашение на 90 млн евро, это еще плюс 9 млн евро на сезон. Неплохо поддерживает «красную машину» и ее технический спонсор. Компания спортивной одежды Adidas, помимо необходимого инвентаря и экипировки, ежегодно тратит на баварцев 27 млн евро.

Итого получается около 70 млн евро – вполне солидная сумма для аутсайдера Бундеслиги, но даже не для «Зенита» и уж никак не для «Баварии». Ее годовой бюджет равняется 550 млн евро, так что спонсорские вложения – это лишь десятая его часть. Для сравнения: выручка от продажи билетов только за один матч составляет 4 млн евро. За год мюнхенцы проводят на своем стадионе не меньше 30 игр, таким образом, с помощью билетной программы они зарабатывают как минимум 120 млн евро, столько же составляет прибыль от продажи именных футболок. 29 млн евро приносят платные телевизионные трансляции, еще 12 млн – продажа пива, закусок и сувенирной продукции. Однако больше всего «Бавария» зарабатывает непосредственно футболом – на участии в Лиге чемпионов от 70 до 75 млн евро в год и, конечно же, на трансферах игроков.

banner_wsj.gif

118 просмотров

Футбольные клубы – банкроты

Каким командам былая слава не помогла решить проблемы с деньгами

Коллаж:Вадим Квятковский

Павлодарский «Иртыш» так и не смог найти выход из финансовых сложностей, которые начались не вчера, а несколько лет назад. Печальный итог – команды, которая первой в стране завоевала пять чемпионских титулов, больше нет. Впереди ФК «Иртыш» ждет процедура банкротства, и в дальнейшем в Павлодаре нельзя будет создавать клуб с аналогичным юридическим названием. Какие еще клубы оказывались в аналогичной ситуации.

«Астана-1964» (Казахстан)

«Астана-1964» не стоит путать с действующим чемпионом страны, эта команда не является предшественницей современной «Астаны», хотя какое-то время и выступала под тем же именем. «Астана-1964» – это бывший «Целинник», который играл еще в первенстве Советского Союза, затем был переименован в «Женис» и под этим именем три раза побеждал в чемпионате и Кубке Казахстана. 

В начале 2000-х столичная команда была одной из самых преуспевающих в отечественном футболе. Проблемы начались в 2008 году: долги по зарплатам футболистам и тренерам, а также налоговым отчислениям росли, и в итоге, когда сумма достигла 36 млн тенге, клуб «Астана-1964» был признан банкротом. Это произошло в 2016 году.

«Алания» (Россия)

Клуб из Владикавказа оказался первым и единственным, кому в 90-х годах прошлого века удалось на один год прервать гегемонию московского «Спартака» в российском футболе. В следующем году команда из столицы Северной Осетии едва не повторила свой успех, но в «золотом» матче уступила все тому же «Спартаку». А затем «Алания» стала стремительно угасать. 

С наступлением XXI века владикавказский коллектив лишь изредка появлялся в высшем российском дивизионе. В 2014 году наблюдательный совет «Алании» принял решение о снятии команды с участия в чемпионате России и прекращении деятельности клуба как юридического лица из-за накопленного миллиардного долга. 

«Глазго Рейнджерс» (Шотландия)

The Teddy Bears – 54-кратные чемпионы Шотландии, 33 раза они выигрывали Кубок страны, а в 1972-м победили в розыгрыше Кубка УЕФА. Дальнейшее существование «Рейнджеров» казалось безоблачным, ничто не предвещало беды.

Неприятности гранда из Глазго начались с того момента, как его приобрел местный бизнесмен Крейг Уайт, выкупив контрольный пакет акций клуба за символическую сумму в 1 фунт стерлингов. Всего за несколько лет долги «Джерс» достигли астрономической суммы в 100 млн фунтов стерлингов, из которых 9 млн составляли налоги.

В результате клуб был исключен из состава участников шотландской Премьер-лиги сезона 2012/2013, хотя годом ранее занял в ней второе место. «Глазго Рейнджерс» лишился профессио­нального статуса и вскоре был ликвидирован. Возрождение команды с легендарным прошлым началось в 2013 году с четвертого по силе шотландского дивизиона, но сейчас она называется просто «Рейнджерс».

«Парма» (Италия)

Победитель последнего в истории Кубка обладателей кубков в 90-х годах прошлого столетия наделал немало шума как внутри родной Италии, так и на международной арене. В течение десяти лет «крестоносцы» завоевали восемь трофеев – тогда казалось, что они пришли в мировой футбол высших достижений всерьез и надолго.

Но в начале 2000-х финансовый крах потерпел титульный спонсор «Пармы» – концерн по производству молочных продуктов Parmalat, что и стало началом конца для футбольного клуба. На протяжении нескольких лет пармезанцы каким-то чудом сохраняли себе прописку в сильнейшем итальянском дивизионе, однако в 2015 году ФК «Парма» был объявлен банкротом.

На следующий год был создан клуб под названием «Парма Кальчо 1913», которому предстояло восхождение наверх с Серии D – низшего профессионального дивизиона в Италии.

«Лидс Юнайтед» (Англия)

Клуб из графства Уэст-Йорк­шир трижды становился чемпионом Англии, в том числе вы­играл турнир сезона 1991/1992, последний перед образованием Премьер-лиги. С созданием английской Премьер-лиги и приходом туда больших денег «Лидс» быстро превратился в середняка. Тем не менее из высшего дивизиона не вылетал, а временами даже цеплялся за призовые места, что позволяло ему участвовать в еврокубках. В розыгрыше 2000/2001 «павлинам» удалось даже добраться до полуфинала Лиги чемпионов. Правда, это достижение стало их лебединой песней.

Через несколько лет долг клуба вырос до 80 млн фунтов стерлингов, «Лидс» был вынужден продать всех игроков, а также собственный стадион и тренировочную базу. «Павлинов» приобрел бизнесмен Кен Бейтс, который незадолго до этого продал «Челси» Роману Абрамовичу. Но вскоре Английская футбольная ассоциация уличила нового владельца «Лидса» в финансовых махинациях, а сам клуб был отправлен в третью по силе лигу страны и переведен под внешнее управление. 

Но и этим проблемы «белых» не ограничились. Их следующим хозяином стал Массимо Челлино, который из-за неуплаты налогов получил тюремный срок и был отстранен от любой деятельности, связанной с футболом. Дела «Лидса» снова пошли в гору только после того, как в 2018 году миноритарным акционером клуба стала американская инвестиционная компания «49ers Enterprises».

«Депортиво» (Испания)

Команда, представляющая город Ла-Корунья, на стыке веков смогла удивить все мировое футбольное сообщество, оставив в итоговой таблице чемпионата Испании 1999/2000 позади себя и «Барселону», и «Реал», не говоря уже обо всех остальных. В том же году она завоевала Суперкубок страны. На протяжении двух последующих сезонов галисийцы держали высокую планку достижений, неизменно финишируя вторыми в первенстве и удачно выступая в кубковых турнирах. 

«Депор» стал завсегдатаем Лиги чемпионов, его уважали и побаивались европейские гранды. Однако спустя 10 лет после своего единственного чемпионства «бело-голубые» попали в зону экономической турбулентности, их долг достиг 35 млн евро, что привело к банкротству клуба. 

Сейчас «Депортиво» близок к тому, чтобы вылететь из Сегунды, – второй по ранжиру испанской лиги.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_uz_banner_240x400.jpg