Перейти к основному содержанию
2439 просмотров

Туманные перспективы «Барыса»

Что ждет клуб из Нур-Султана в ближайшем будущем

Фото: Hcbarys.kz

Сезон 2019/20 имел все шансы стать самым успешным в истории клуба «Барыс» -  флагмана казахстанского хоккея. Столичная команда очень уверенно, без откровенных спадов, провела регулярный чемпионат Континентальной хоккейной лиги, а затем не оставила никаких шансов в первом раунде Кубка Гагарина магнитогорскому «Металлургу» - между прочим, двукратному обладателю трофея и самому богатому клубу «Востока». Для исторического выхода в финал конференции нужно было пройти новосибирскую «Сибирь», и эта задача для дружины Андрея Скабелки не выглядела невыполнимой. 

Однако сначала «Барыс» снялся с розыгрыша Кубка Гагарина из-за ситуации с коронавирусом, затем КХЛ по этой же причине приняла решение досрочно завершить сезон без объявления победителя, а теперь уже и белорусского наставника нет в рядах казахстанского коллектива. Более того, 30 апреля завершаются сроки действия контрактов у многих игроков, среди которых почти все лидеры команды. Уже точно можно сказать о том, что тот «Барыс», который влюбил в себя отечественных болельщиков за два предыдущих года, в его прежнем виде мы больше уже не увидим. А впереди – полная неизвестность.

Дальше – без Скабелки

Столичный клуб ждут серьезные перемены и далеко не факт, что в лучшую сторону. 

Уход Скабелки – одного из лучших тренеров в истории «Барыса», если не лучшего, - самая большая потеря, и всю ее серьезность всем нам еще только предстоит осознать. Этот специалист подобрал ключи абсолютно ко всем хоккеистам «барсов», сумел раскрыть их сильные стороны и завуалировать слабые, он влюбил в себя болельщиков и заставил их поверить в родную команду. Так почему же он решил покинуть Нур-Султан и переехать в Ярославль, где будет работать в местном «Локомотиве»?

По официальной версии, Андрей Скабелка отказался от совмещения постов в «Барысе» и сборной Казахстана, при этом руководство столичного клуба якобы предлагало тренеру улучшенные финансовые условия. Но есть версия, что сам Скабелка уже давно сам все для себя решил и ушел бы по окончании сезона в любом случае. Просто он не торопился говорить об этом -преждевременным заявлением об отставке тренер мог нарушить микроклимат в команде, настроить против себя общественность, отвернуть болельщиков. Да и нельзя официально вести переговоры с другим клубом при наличии действующего соглашения.

Но, поговаривают, представители «железнодорожников» негласно, через его агента Шуми Бабаева, вышли на Скабелку сразу после того, как тот провалился с национальной командой на домашнем предолимпийском турнире, и тренер на эмоциях дал согласия переехать в Ярославль. А потом уже, взвесив все за и против, решил не продлевать договор с «Барысом». 

Разговоры о том, что Андрей Владимирович заранее договорился с «Локомотивом», не лишены основания, и несколько обстоятельств это косвенно подтверждают. Еще до того, как Скабелка объявил о своем решении покинуть «Барыс», слухи отправляли в волжский клуб полюбившихся казахстанской публике канадского вратаря Эдди Паскуале и финского защитника Атте Охтамаа. Кроме того, швед Андре Петерссон, ранее выступавший за «барсов», но минувший сезон отыгравший за московское «Динамо», уже успел подписать предварительный контракт с «Локо».

Все они прекрасно знакомы белорусскому специалисту, каждый из них работал под его руководством и вполне мог бы стать проводником тренерских идей в новом коллективе. Да и для самого Скабелки Ярославль – город не чужой, в нем он провел лучшие годы своей игровой карьеры, став чемпионом России 1997 года, пусть и в составе «Торпедо», а не «Локомотива», но это уже непринципиально. Возможно, экс-главный тренер «Барыса» выиграл от перехода и в финансовом плане – все же годовой бюджет клуба из Нур-Султана на 250 млн рублей меньше, чем у «путейцев», однако экономический фактор вряд ли стал решающим в этой истории. 

Как бы то ни было, Скабелки в «Барысе» больше нет. Ему надо сказать огромное спасибо за два прекрасных сезона и пожелать удачи, а руководству казахстанской команды нельзя медлить с поиском нового рулевого, при этом не пороть горячку и не приглашать первого попавшегося свободного тренера. На рынке свободных от обязательств тренеров немало грамотных и по-настоящему высококлассных специалистов – это и Вячеслав Быков, и Игорь Ларионов, и Зинетулла Билялетдинов, и Милош Ржига, и Андрей Мартемьянов. Главное – сделать правильный выбор.

Кто уйдет, кто останется?

Самоотвод Скабелки – главная, но далеко не единственная проблема «Барыса». Сразу у 11-ти ведущих хоккеистов того же самого числа, 30 апреля, заканчиваются сроки соглашения с клубом – это, помимо уже упомянутых Паскуале и Охтамаа, Хенрик Карлссон, Корбэн Найт, Ииро Пакаринен, Дастин Бойд, Линус Виделль, Егор Шалапов, Аркадий Шестаков, Роман Старченко и Никита Михайлис.

Причем нет никакой уверенности ни по одному из них – в том плане, что кто-то на автомате подпишет со столичной командой новое соглашение. Все они выходят на рынок неограниченно свободных агентов, иными словами – могут без каких-либо условностей вести переговоры с любым клубом. Проще всего будет договориться с Шалаповым и Шестаковым – это крепкие исполнители основного состава, но все же не лидеры. Трудно представить в форме другой команды многолетнего вожака «Барыса» Романа Старченко.

Однако загвоздка в том, что ассистент капитана – наряду с Дарреном Дицем – один из двух самых высокооплачиваемых хоккеистов столичной дружины, их годовой оклад «чистыми», без учета всевозможных бонусов, составляет $600 тыс. С учетом очередного обвала курса тенге придется договариваться и идти на уступки одной из сторон – клубу или игроку. 

По всей видимости, с удовольствием останется в команде из Нур-Султана и шведский голкипер с правом играть за нашу сборную - Хенрик Карлссон. По той простой причине, что ему в этом году исполнится уже 37 лет, а в таком возрасте сложно рассчитывать на серьезные предложения.

Вполне возможно, «Барыс» и сам бы добровольно отказался от этого опытного вратаря, но с учетом вероятного ухода из клуба Паскуале договор с Хенриком наверняка будет продлен. То же самое касается и Дастина Бойда – если опытный канадец с казахстанским паспортом решится на продолжение карьеры в КХЛ, то наверняка отдаст предпочтение «барсам». Уход остальных свободных агентов более чем вероятен – устойчивый спрос есть и на Виделля, и на Найта, и на Пакаринена – про Паскуале с Охтамаа уже было сказано выше. 

Отдельно стоит упомянуть о возможном расставании с Никитой Михайлисом. Прошла информация, что воспитанник отечественного хоккея может продолжить карьеру за океаном, в НХЛ. И если это действительно так, то за 24-летнего форварда стоит только порадоваться, а не грустить по поводу того, что он ослабит «Барыс». Со времен выступления в сильнейшей лиге мира Николая Антропова там не было ни одного казахстанского представителя.

Состав «Барыса» на будущий сезон будет зависеть от множества факторов – имени нового главного тренера, финансовых возможностей главного спонсора столичной команды, компании «Самрук Казына», и даже от того, когда стартует новый чемпионат. 

banner_wsj.gif

Сколько известные атлеты зарабатывают на торговых марках их имени

Выбрали наиболее яркие примеры спортсменов, которые монетизировали свою популярность

Коллаж Kursiv

Всемирно известное имя и народная любовь помогают спортсменам зарабатывать за пределами футбольного поля, теннисного корта или баскетбольной площадки. 

Кофе Pele

«Короля футбола» можно считать пионером в брендировании собственного имени среди спортсменов. Еще будучи действующим футболистом, Эдсон Арантис ду Насименто обнаружил в себе коммерческую жилку и занялся кофейным бизнесом. Пеле предложил использовать свое имя бразильской компании Cacique, которая занималась выпуском бодрящего напитка, но дела ее шли ни шатко ни валко.

Контракт между спортивной легендой и производителем кофе был заключен в 1972 году, что принесло огромную финансовую пользу обеим сторонам соглашения. Бренд Cafе Pele совершенно не нуждался в раскрутке, оборот компании мгновенно вырос, и быстрорастворимый кофе «Пеле» столь же быстро завоевал как внутренний, так и мировой рынок. А сам трехкратный чемпион мира стал очень богатым человеком – спонсорский договор принес прибыль в размере $70 млн. И до сих пор с каждой проданной банки напитка «Королю футбола» капает процент.

Кроссовки Air Jordan

В начале 1984 года, еще задолго до того, как лучший баскетболист всех времен завоевал свой первый из шести чемпионских перстней НБА, фирма NIKE заключила с Майклом Джорданом контракт на создание именного бренда спортивной обуви. Специально для него был выпущен пробный экземпляр, и уже через несколько месяцев кроссовки Air Jordan были запущены в серийное производство.

Изначально их розничная цена составляла $100, сейчас в продаже есть модели стоимостью до $2 тыс. В настоящее время бренд Air Jordan спонсирует и экипирует 21 игрока Национальной баскетбольной ассоциации. Что касается «Его Воздушества», то Джордану пожизненный именной контракт с NIKE приносит ежегодно $100 млн чистой прибыли.

Бейсболки RF

Тот же самый NIKE в 2006 году начал результативное сотрудничество с одним из лучших теннисистов в истории Роджером Федерером. Американская компания заключила со швейцарцем долгосрочный индивидуальный контракт, и мир увидел новую монограмму RF, которая стала появляться на бейсболках, кроссовках, спортивных костюмах. Товары с инициалами Роджера стали прекрасно продаваться, причем намного дороже, чем без них. Сейчас личный бренд Федерера оценивается в $26 млн. Кроме того, 20-кратный победитель турниров серии «Большого шлема» каждый год вне корта зарабатывает $86 млн благодаря личным соглашениям с такими гигантами, как Credit Suisse, Mercedes-Benz и Rolex.

Носки CR7

Один из величайших футболистов современности Криштиану Роналду не раз заявлял, что по окончании карьеры не видит себя в роли тренера или спортивного чиновника. Известный модник уже давно продвигает на рынке личный бренд CR7, под которым выпускается целая линейка товаров – от носков и трусов до чемоданов и одеколона. С таким сочетанием букв и цифр в 2019 году была открыта и сеть отелей. После ухода из большого спорта португалец планирует полностью посвятить себя раскрутке персонального бренда CR7.

Парфюм David Beckham

Еще одного футбольного щеголя, англичанина Дэвида Бекхэма, к созданию личного бренда подтолкнула жена, экс-солистка группы Spice Girls Виктория Адамс. Вместе они организовали холдинговую компанию Beckham Brand Holdings, которая стала заниматься выпуском различной продукции: стильных мужских костюмов, солнцезащитных очков, элитных сортов виски и даже мужской косметики. Одеколон David Beckham получил признание у профессионалов парфюмерного дела. Правда, в прошлом году бизнес-империя супругов Бекхэм столкнулась с серьезными проблемами, впервые получив убыток, который составил 1,6 млн фунтов стерлингов.

Ресторан TGR

Прославленный гольфист уже давно относится к профессиональному спорту как к хобби. Львиная доля дохода Тайгера Вудса приходится на рекламные контракты и спонсорские соглашения, которые с 1996 года обогатили его на $1,4 млрд. Ежегодно вне зеленого газона Вудс зарабатывает более $30 млн. Десять лет назад американец с филиппинскими корнями основал собственную фирму TW, в 2016-м она претерпела ребрендинг и стала называться TGR. Собственная компания Тайгера занимается близким его сердцу делом – дизайном гольф-полей, ей также принадлежит несколько элитных ресторанов.

Конфеты Sugarpova

До скандала, связанного с допингом, у Марии Шараповой не было отбоя от желающих заключить с ней выгодные спонсорские соглашения. Однако на пике популярности российская теннисистка решила заняться бизнесом, причем довольно неожиданным – она основала фирму по производству сладостей. Обыграв свою фамилию с английским словом sugar (сахар), Мария активно приступила к раскрутке личного бренда, проводя роскошные презентации прямо по ходу теннисных турниров. Перед Открытым чемпионатом США-2013 даже появилась информация о том, что Шарапова заявится на US Open под фамилией Sugarpova. Понятно, что это был всего лишь грамотный PR-ход, но он сработал: прибыль спортсменки от продажи конфет и жевательной резинки после него резко пошла вверх. На запуск бренда Шарапова потратила $500 тыс., каждый год торговля сладостями приносит ей доход в размере $10 млн.

Детская одежда Messi kids

В 2012 году компания Adidas обратилась к Лионелю Месси с предложением организовать собственную марку спортивной одежды. Лидер «Барселоны» без особого энтузиазма воспринял эту идею и собирался отказаться от затеи создания личного бренда. Однако в дело вмешалась жена аргентинского футбольного гения, благодаря которой на свет и появилась детская линия Messi kids. Это одежда для мальчиков и девочек в возрасте от 8 до 13 лет, а также спортивная обувь и аксессуары. Большой прибыли «именной» бизнес чете Месси не приносит, так как Лео сам поставил Adidas  такое условие: с каждой проданной единицы товара на его банковский счет падает ровно один евроцент.

banner_wsj.gif

#Коронавирус в Казахстане

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Читайте свежий номер

kursiv_kaz.png